Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нем воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстает перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Федора Михайловича Достоевского.

Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу “вонючего, пыльного” Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою.

Неудивительно, что его появление среди прохожих в своем нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе “Преступление и наказание”. Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной.

Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя.

Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как “на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь”.

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнуренного человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зеленых деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий ее сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе “Преступление и наказание”.

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зеленые парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф.

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…”. Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние.

Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она “походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое”. Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей.

Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел “беднейшую комнату шагов в десять длиной”. В ней “было душно… с лестницы несло вонью”. Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Федор Михайлович Достоевский использует желтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения.

Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живешь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: “Дома и стены помогают”. Там человек должен ощущать себя спокойным и защищенным. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри.

Видим его глазами бесправного трудового человека “униженного и оскорбленного”, задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы.

Мало кого из обитателей этих “роскошных палат” интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым “некуда больше идти”. Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих свое тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Источник: https://home-task.com/obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo/

Образ Петербурга в романе Преступление и наказание Ф. М. Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, знак расцвета и величия послепетровской Рф. Город пышноватых балов и дворцовых переворотов, поражающий и сейчас своим великолепием. Но был и другой, неведомый нам, дальний Петербург.

Город, где люди прозябают в «клетушках», в запятанных желтоватых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безрадостна, жутка и призрачна.

Конкретно таковой образ Петербурга в романе «Грех и наказание» отрисовывают Достоевский.

Игра контрастов

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие городка писателем. Федор Михайлович лицезрел его нездоровым, сырым, темным и все-же красивым. Он, как и герой его романа Раскольников, обожал Петербург истязающей и горьковатой любовью, принимал его только по-особому.

И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в собственных произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга. Достоевского от их отличает особенный нрав мировосприятия, что разъясняется обострением контрастов тогдашней столицы Рф во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века).

В ту пору быстро развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город быстро разрастался. Но вернемся к произведению.

Роман Ф. М. Достоевского «Грех и наказание». Образ Петербурга

Стоит лето, на улице горячо, но сумрачен и нерадостен городской пейзаж. Мы смотрим на летний город очами голодного бедняка. Везде толкотня, духота, пыль, везде известка, кирпич, леса, везде особая вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему способности уехать летом на дачу.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда стает таким. Встречаются описания картин природы и прекрасных видов столицы, но они выступают только контрастом к безрадостному изображению. Посреди разряженных дам, богатых коттеджей голодный парень чувствует себя отверженным.

На мосту, с которого взгляду раскрывается невская величавая панорама, Раскольников чуток было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердечку Сенная площадь.

Да, она нищая, но тут он находит своеобразную красоту и ощущает себя своим.

На улицах городка

Образ Петербурга в романе «Грех и наказание» воссоздается так ярко, так как все действия большей частью происходят на улице. Щегольская коляска кое-где в переулке около Сенной давит злосчастного Мармеладова.

Уже на последующий денек на улице его полубезумная и чахоточная вдова исходит кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников общенародно пробует принести покаяние. Все эти нарисованные большим планам сцены дополняются беглыми эпизодами.

Из их создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Сонечки, Мармеладова, Раскольникова.

В домах героев

С запятанных гулких улиц Достоевский уводит нас в обычные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в вонючие дворы, поднимаемся по темным узеньким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются мерклым огарком свечки либо косыми лучами заходящего летнего солнца.

Образ Петербурга в романе «Грех и наказание» представляется стршным, и таковой же стршной видится жизнь, жаль протекающая на его замусоренных улицах и в бедных трущобах. Реально происходящие действия – убийство старухи-процентщицы, появление «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные крики – похожи на кошмарные видения сумасшедшего.

В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную реальность…

Мир бедности

Сумрачный сероватый город, в каком распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, размещены на каждом углу… на улицах опьяненный люд и путаны, всюду царствуют бедность, заболевания и бесправие – такой образ Петербурга, сделанный Достоевским.

Тут можно задохнуться от смрада, возникает желание быстрее убежать, набрать свежайшего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Таковой он, ужасный мир нестерпимых страданий, мир бедности, мир, в каком зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Посреди героев, населяющих странички романа, нередко встречаются малыши.

Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердечко писателя остро ранят их мучения.

Другой образ Петербурга

В романе «Грех и наказание» город представлен не только лишь оскорбленными и униженными людьми, да и инициативными, промышляющими, кто чем может. Вот жулик Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот негоциант Юшкин берет плату за дешевенькие номера.

Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле ведут торговлю дамами. Ясно на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. 1-ый – негодяй, способный на любые злодеяния, 2-ой – гость петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди делают образ Санкт-Петербурга.

Но он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.

Город как олицетворение окружающей реальности

Достоевский считал, что Петербург сотворен не для людей, а для славы сударя. Петр 1-ый не ощущал стремлений собственного народа, пробовал привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него вышел «нерусским», «сочиненным». Раскольникова тут все раздражает: и мерзкий запах, и невыносимая жара, и желтоватый цвет.

Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает прекрасных построек, не лицезреет Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви.

Его внимание обращено только на пивные с запятанными мужчинами, нищих прохожих, доведенных до последнего отчаяния самоубийц, маленьких торговцев… Петербург – это знак несправедливого, неустроенного общества, свирепого и невосприимчивого к обычным людям. И все таки тут живут российские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру.

Они мучаются по-русски, веруют по-русски, спасаются по-русски. Город – это действующее лицо, выступающее даже не очевидцем, а соучастником одичавшего злодеяния Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

В заключение

Федор Михайлович Достоевский – гениальнейший писатель, рассматривающий различные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни российского народа.

Образы людей, сделанные им в романе «Грех и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Миропонимание писателя основывается на базовых правдах: любви к человеку и признанию его духовной особенности.

Все искания Достоевского ориентированы на создание для людей достойных критерий жизни. Городские пейзажи в этом несут гигантскую смысловую нагрузку. В виде Петербурга реализуется чувство безысходности, которое испытывают герои произведения.

Город давит, душит, внушает безумные идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается сумасшедшая теория Раскольникова.

Источник: https://tipsboard.ru/obraz-peterburga-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo/

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского — сочинения для 10 класса

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

  1. Парадный Петербург
  2. Городские пейзажи Петербурга Достоевского
  3. Интерьеры квартир героев романа
  4. Влияние величественного города на его обитателей

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского.

Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Образ Петербурга в романе

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, символ расцвета и величия послепетровской России. Город пышных балов и дворцовых переворотов, поражающий и сегодня своим великолепием. Но был и другой, неизвестный нам, далекий Петербург.

Город, где люди прозябают в «клетушках», в грязных желтых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безотрадна, страшна и призрачна. Именно такой образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» рисует Достоевский.

На улицах города

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» воссоздается так ярко, потому что все события большей частью происходят на улице. Щегольская коляска где-то в переулке возле Сенной давит несчастного Мармеладова.

Уже на следующий день на улице его полубезумная и чахоточная вдова истекает кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников всенародно пытается принести покаяние. Все эти нарисованные крупным планам сцены дополняются беглыми эпизодами.

Из них создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Сонечки, Мармеладова, Раскольникова.

Мир нищеты

Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу… на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие – таков образ Петербурга, созданный Достоевским.

Здесь можно задохнуться от смрада, появляется желание скорее убежать, набрать свежего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Такой он, страшный мир невыносимых страданий, мир нищеты, мир, в котором зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Среди героев, населяющих страницы романа, часто встречаются дети.

Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердце писателя остро ранят их мучения.

Город как олицетворение окружающей действительности

Достоевский считал, что Петербург создан не для людей, а для славы государя. Петр Первый не чувствовал стремлений своего народа, пытался привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него получился «нерусским», «сочиненным». Раскольникова здесь все раздражает: и отвратительный запах, и нестерпимая жара, и желтый цвет.

Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает красивых зданий, не видит Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви.

Его внимание обращено лишь на пивные с грязными мужиками, нищих прохожих, доведенных до крайнего отчаяния самоубийц, мелких торговцев… Петербург – это символ несправедливого, неустроенного общества, безжалостного и невосприимчивого к простым людям. И все же здесь живут русские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру.

Они страдают по-русски, верят по-русски, спасаются по-русски. Город – это действующее лицо, выступающее даже не свидетелем, а соучастником дикого преступления Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.