Образ Коробочки

Содержание

Знакомимся с Коробочкой, Гоголь «Мертвые души»

Образ Коробочки

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка».

Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела.

Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие.

Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой.

Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода.

Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам.

Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых.

Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену.

Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя.

Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям  – некоторым чиновникам и госслужащим.

Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Скупая

Мелочная

Алчная

Лицемерная

Подозрительная

Глупая

Ограниченная

Упрямая

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня.

Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет.

Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души»

Образ Коробочки

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» заключает в себе многое для понимания не только смыслового содержания персонажа Чичикова, но и главной мысли поэмы.

Неслучайно ему отведена столь важная композиционная роль – приезд вдовицы в город навлек катастрофу на голову гоголевского коммерсанта.

  • Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»
  • Внешность Коробочки
  • Любимые занятия
  • Отношение к окружающим
  • Описание усадьбы
  • Жизненные цели
  • Почему Коробочка «мертвая душа»
  • Первое впечатление о помещице
  • Отношение Чичикова к Коробочке
  • Отношение к хозяйству Коробочки
  • Заключение

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая».

  Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы.

Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти.

Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой.

И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый.

Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку.

  Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Отношение к окружающим

Отсутствует! Из эмоций тетушки – только страх на непривычное и горячие «забранки». Даже о возможном профите размышление ведется бездушно, без интонации, потирания рук.

Муж – «покойник», соседей – знает только самых ближайших и своего достатка, крепостные — денежный эквивалент, руки-доходы. Народившиеся у крестьян ребятишки – не люди, а «мелюзга»: не работают, не приносят дохода – так даже и не человеческие дети.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Жизненные цели

Копить деньги и вещи, чтобы потом завещать распоротый салоп какой-нибудь родственнице. Даже души мертвых крестьян начинает под влиянием момента держать про запас: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…».

В разговоре с гостем в голове Коробочки быстро нарисовался план договориться о подряде на поставки в государственную казну меда, пеньки и свиного сала, муки и скотины.

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Первое впечатление о помещице

Заезжий сразу признал в ней «матушку»-помещицу: полновластного демиурга домашнего мирка. Гостю-дворянину оказывает гостеприимный прием: настойчиво пытается напоить чаем, распорядилась просушить и почистить одежду, предоставила роскошную пуховую перину, на которую без стула не заберешься.

Отношение Чичикова к Коробочке

Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Заключение

Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.

Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.

Источник: https://1001student.ru/literatura/obraz-korobochki-mertvye-dushi.html

Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Образ Коробочки

Меню статьи:

Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.

Несмотря на всю сложность ее личности, на фоне всех остальных помещиков она выглядит одной из самых привлекательных в плане ведения хозяйства и отношения к крепостным.

Характеристика личности

О том, кокой была Коробочка в молодости, мы не знаем, в повести Гоголь ограничивается эпизодическим описанием ее характера на определенном временном срезе, минуя весь процесс его становления.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете прочитать о семье Ноздрева, описанной в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Коробочка заметно отличается бережливостью и склонностью к порядку. В ее имении все в исправности – правда, вещи, используемые как в быту, так и в интерьере помещицы не отличаются новизной, но это не смущает старуху.

С особым наслаждением она жалуется на все на свете – плохие урожаи, безденежье, хотя, на самом деле, все обстоит не столь плачевно: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Настасья Петровна не отличается незаурядным умом – окружающие ее аристократы, считают ее глупой старухой. Это соответствует действительности – Коробочка действительно глупая и необразованная женщина. Помещица с недоверием относится ко всему новому – в первую очередь в действии людей она стремится увидеть какой-то подвох – таким способом она «спасает» себя от неприятностей в дальнейшем.

Коробочка отличается особым упрямством, она относится к тем людям, кто «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Настасья Петровна противоречивая натура – с одной стороны она привязана к религии (верит в существование Бога и черта, молится и крестится), но при этом же не пренебрегает гаданиями и на картах, что не поощряется религией.

Семья

О семье Коробочки говорить что-то сложно – Гоголь подает слишком мало информации по этому поводу. Достоверно известно, что Настасья Петровна была замужем, но ее муж умер и на момент повествования она вдова.

Вполне вероятно, что у нее есть дети, скорее всего, в виду возраста помещицы и отсутствие воспоминаний Чичикова о присутствии детей в доме, они уже взрослые и живут отдельно. Их имена, возраст и пол в тексте не уточняются.

Единственное упоминание о них встречается совместно с упоминанием о сестре Коробочки, живущей в Москве: «сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится».

Усадьба Коробочки

Усадьба и дом Коробочки – как ни странно, среди всех домов помещиков выглядит одним из самых привлекательных. Следует уточнить, что такая оценка касается не эстетического вида, а состояния усадьбы.

Деревня Коробочки заметно отличается ухоженными домами и постройками: ветхие элементы крестьянских домов были заменены на новые, ворота в поместье также были отремонтированы.

Дома и постройки не выглядят настолько массивными, как у Собакевича, но и особой эстетической ценности не представляют. Во владении Коробочки около 80 крепостных.

Это количество заметно уступают богатым помещикам уезда, как, например, Плюшкина, но это значительно не влияет на доход поместья. Чичиков был приятно удивлен состоянием деревни: «У вас, матушка, хорошая деревенька».

Хозяйство Коробочки также приятно удивляет своим разнообразием и ухоженностью. Коробочка удачно продает овощи и фрукты. У нее «огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья».

Также можно наблюдать разнообразие выращиваемых круп. Кроме этого, Коробочка уверенно занимается животноводством – у нее есть и различные птицы («Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух» и свиньи. Коробочка занимается пчеловодством и выращивает пеньку для продажи для производства веревок и канатов.

Дом Коробочки

Дом Коробочки не отличается помпезностью или изяществом. Дом охраняют свора псов, которые бурно реагируют на всех посторонних, так, например, когда приехал Чичиков, собаки «заливались всеми возможными голосами».

Он небольшого размера, окна его выходят во двор, поэтому полюбоваться видом из окна невозможно. Крыша дома – деревянная, Чичиков, приехавший к Коробочке в дождь, отметил, что капли дождя звонко стучат по его крыше.

Возле стока была поставлена бочка, в которую собиралась дождевая вода.

Так как Чичиков приехал в поместье Коробочки вечером, к тому же еще и в непогоду, то узнать о нюансах внешнего вида помещицкого дома было невозможно.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Собакевича в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Внутри дом не был привлекательным. Обои там были старые, впрочем, как и вся мебель. На стенах висели картины – «на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче».

Обстановку дополняли зеркала, «с темными рамками в виде свернувшихся листьев», за которыми были положены всякие нужные мелочи в виде письма или чулка. Особое впечатление производили часы – они также не отличались новизной, а звуки, издаваемые ими, были похожи на шипение змей.

Били часы не менее неприятно: «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку».

Отношение к крестьянам

Количество крепостных Коробочки не столь велико – приблизительно 80 человек. Помещица знает их всех поименно.

Коробочка всегда активно занимается делами своего имения и принимает непосредственное участие во всех работах.

Описания отношения к крестьянам в тексте найти невозможно, но то, как помещица описывает свои мертвые души, наталкивает на мысль, что Коробочка не отличается плохим отношением к крепостным.

За время после проведения последней переписи у нее набралось 18 «мертвых душ». По словам помещицы, это были хорошие люди, они исправно выполняли свою работу и изрядно трудились. Коробочке искренне жаль, что они умерли. Особенно Коваля, который сгорел на днях от алкоголя – он был хорошим работником.

По внешнему виду крестьяне Коробочки также заметно отличаются – все мужчины, которых удалось увидеть Чичикову, были крепкого телосложения, коренастые и наделены непомерной силой.

Образ Настасьи Петровны Коробочки, один из самых привлекательных и противоречивых. С одной стороны, она заботливая хозяйка своего поместья. Коробочка в меру разумного, заботится о своих крестьянах.

Все постройки в ее имении, хоть и не новые, но качественно отремонтированные, а крепостные не выглядят забитыми.

С другой же стороны, старуха обладает не самым приятным характером – она глупа и ограничена, любит постоянно жаловаться, чем утомляет своего собеседника.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-korobochka.html

Образ и характеристика Коробочки Мёртвые души Гоголя сочинение

Образ Коробочки

В «Мёртвых душах» Гоголь беспощадно обличает пороки крепостнического строя. Чтобы раскрыть замысел произведения, автор сатирически изобразил помещиков – крепостников и дал каждому меткую характеристику. Среди них образ Настасьи Петровны Коробочки. Смысл её жизни – преумножение денег и богатства за счёт тяжёлого труда своих крестьян.

Чичиков познакомился с пожилой помещицей случайно, когда его пьяный кучер, ночью сбился с дороги и заехал в самую глушь. Поместье Настасьи Петровны находилось в стороне от бурлящей жизни.

Комната, куда пригласили Чичикова, были «обвешаны» старыми обоями, на стене висели «шипящие, как змеи часы», за картинами спрятаны свёртки и кулёчки. Внешний вид помещицы в ночном чепце и «фланелью на шее», говорил о скромном и небогатом существовании.

По словам автора, она «из таких матушек», которые жалуются на неурожайные годы и на сильные убытки. А сама тихонечко складывает деньги «в пестрядевые мешочки».

Узнав, что на ночлег попросился дворянин, Коробочка вела себя с ним очень приветливо и  во всём старалась ему угодить.

Обращалась к нему почтительно «батюшка», заставила служанку почистить ему грязную одежду.

Даже спросила, не желает ли гость, чтобы ему почесали пятки перед сном, как любил её покойный муж, коллежский секретарь. А, поняв, что Чичиков «покупщик», хитрая Коробочка стала ещё более радушной.

Как оказалось у помещицы крепкое хозяйство, у неё восемьдесят душ крепостных,  которые и приносят ей хорошие доходы. Настасья Петровна начала бойко предлагать Чичикову свои товары: сало, мёд, муку, птичьи перья. Но у него другая цель – совершить сделку по покупке «мёртвых душ» и поиметь свою выгоду.

Когда он завёл разговор об умерших крестьянах, стало ясно, что перед ним очень жадная, необразованная и «дубинноголовая» помещица. Не понимая, зачем ему эти крестьяне, она спрашивала: «Нешто хочешь ты их откапывать?». Она долго торговалась: «Авось, понаедут купцы, да применюсь к ценам».

Кое – как объяснив, что этот «товар» купцам не нужен, а она сэкономит деньги на налогах, Чичиков пообещал ей пятнадцать рублей «синими ассигнациями».

Сильно переживала Коробочка, что продешевила и поехала в город узнавать цену «мёртвым душам», что и привело, в дальнейшем, к разоблачению аферы Чичикова.

Гоголь наделил Коробочку говорящей фамилией и раскрыл её настоящую сущность. Отсутствие нравственных начал у «людей – коробочек», жажда накопления, приводит к вырождению личности и их души становятся «мёртвыми».

Вариант 2

Каждому из пяти помещиков, у которых предприниматель Чичиков скупал мертвые души, посвящена отдельная глава поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». К Настасье Петровне Коробочке Чичиков попадает случайно, заблудившись ночью по дороге от Манилова.

Хозяйство у Коробочки большое, крепкое. Эта помещица – умелая, бережливая хозяйка, сама занимается хозяйством.  У нее 80 душ крепостных, с которыми Коробочка непосредственно общается, поэтому речь ее близка к крестьянскому говору.  Во дворе полно всякой птицы, в огородах растут разные овощи. Много фруктовых деревьев.

Коробочка гостеприимна: встретила Чичикова приветливо, приготовила постель, на ночь предложила выпить чаю, а утром хорошо накормила. Все ее интересы сосредоточены на хозяйстве. В доме все обустроено по-старинному. К вещам Коробочка относится аккуратно, а в комоде среди белья лежат мешочки с деньгами, которые она копит всю жизнь.

Домовитость Коробочки со временем переросла в скопидомство.  Везде много мух. Это говорит о застывшем мире героини.

Внешность у Коробочки малопривлекательная. В описании портрета мы не найдем описания лица, глаз, как будто их нет. Автор этим подчеркивает бездуховность персонажа. Коробочка невежественна, суеверна, корыстна.

Ею руководит страсть к наживе. Гоголь иронизирует по поводу умственных способностей Коробочки. Чичиков про себя называет ее «дубинноголовой». У нее «говорящая» фамилия: она живет в своем имении замкнутой жизнью, как в коробочке.

Всё новое её пугает.

Коробочка торгует натуральными продуктами, которые производят ее крестьяне: медом, салом, пенькой. Поторговывает и самими крестьянами. Все у нее идет в дело. Чичикова она принимает за покупщика и предлагает ему приобрести разные продукты.

Все черты характера Коробочки проявились в сделке с Чичиковым. Их разговор – диалог глухих. Коробочка не понимает значения этой сделки, боится быть обманутой. Она всю жизнь копила-копила, поэтому думает, а вдруг мертвые души пригодятся. Имена своих умерших крестьян она знает наизусть.

 Коробочка торгует людьми, как будто это неодушевленные предметы. Она не собирается уступать мертвые души Чичикову по дешевке. После уговоров Чичикова Коробочка решается на продажу такого необычного товара. Она осторожна.

После отъезда Чичикова Коробочка отправилась в город, чтобы узнать, по какой цене продают нынче мертвые души.

Коробочка является не живым человеком, а пародией на него, воплощением духовной пустоты.

Сочинение про Коробочку

Коробочка Анастасия Петровна это героиня романа «Мертвые Души». В произведение она выступает помещицей, которая продавала мертвые души. Гоголь этому персонажу выделил целую третью главу в своем произведении.

Гоголь в своем произведении Анастасию Петровну отнес к помещикам, которые постоянно жалуются на свои доходы и убытки.

Но Анастасия Петровна отнюдь была не такой, пока она жалуется ее сундук медленно, но верно наполняется деньгами. Все-таки она было простой женщиной, и автор не раз выделял ее душевную простоту.

Она не принадлежала к привилегированной части общества, как в это время другие помещики, всеми своими силами хотели к нему присоединиться.

Гоголь делал акцент на ее одежду и внешний вид. Автор не раз называл ее одежду затрепанной. Ее главной целью в жизни является увеличение своего капитала. Она некогда не отказывалась от любого способа заработать. Вся ее жизнь была основана на накоплении материальных средств. Она считает, что деньги намного важнее, чем внешний вид.

Также она не замечает разницу между живой или не живой природой. Когда Чичиков предложил купить ее мертвые души, то она сразу же согласилась. Можно даже сказать, что она получила деньги из воздуха.  Но она продала ему их в три дорога, так как очень любила хорошо и быстро зарабатывать.

  За свою жадность и алчность Гоголь дал ей прозвище «дубинноголовая».

Подводя третью главу к завершению, Гоголь сделал вывод. По его мнению,  Коробочка это образ, который мог бы существовать и в реальности. Также он говорил, что она мало чем отличается от других помещиц того времени.

Все помещики были одержимы деньгами, и вели себя единообразно. Гоголь в течении всей главы не раз не упомянул о красоте Коробочки.

Из этого можно сделать вывод, что Анастасия Петровна не выделялась своей красотой в отличие от Манилова, так как Гоголь много раз говорил о красоте Манилова.

У коробочки было сильное и верное хозяйства, которая было построена на репутации самой Коробочки. Она продавала все что угодно, это сало молоко, яйца и многое другое. Ее хозяйства автономно и не зависит не отчего. Оно за свое существование не претерпело не одного паление. Оно все время растет в верх, пусть и медленно.

Также стоит отметить обстановку в доме. У нее были старые комнаты с выцветшими обоями. В доме полно разных украшений для декора. В каждой комнате есть большие зеркала в старых мрачных рамах.

← Образ и характеристика Бобчинского в комедии Ревизор← Характеристика и образ Добчинского в комедии Ревизор↑ ГогольОбраз и характеристика Пацюка Ночь перед Рождеством →Характеристика и образ Марьи Антоновны в комедии Ревизор →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/obraz-i-harakteristika-korobochki-myortvye-dushi

Образ и характеристика Коробочки в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Образ Коробочки

Поэма “Мертвые души” Н.В.Гоголя предлагает своим читателям окунуться в огромное разнообразие совершенно разных и непохожих друг на друга героев. Одним из самых ярких и важных персонажей является помещица Коробочка, ее образ раскрывается в третьей главе произведения.

Первая встреча главного героя поэмы, Чичикова, и Коробочки происходит совершенно случайно, когда Павел Иванович из-за непогоды теряет дорогу к Собакевичу. Чичиков приезжает в имение Коробочки, в деревню в стороне от основной дороги, и остается у нее ночевать, так и происходит их знакомство.

Она была пожилой женщиной, в потрепанной одежду, полностью посвящает свою жизнь хозяйству, которое ведет в своей усадьбе. Несмотря на то, что в ее распоряжении находится всего 80 крестьянских душ, ее имение может похвастаться хорошим состоянием: крепкие и ухоженные дома, сильные и здоровые мужики.

Живет Коробочка за счет продажи продуктов, произведенных в ее имении, например мед, пенька. Зарабатывает на этом она достаточно немало, она пытается извлечь прибыль из всего, ей хватает на безбедную жизнь, тем не менее помещица любит жаловаться на жизнь, прибедняться и занижать свой достаток.

Коробочка – корыстная, алчная, скупая, так как не покормила гостя с дороги., недоверчивая и проявляет к людям излишнюю подозрительность.

Тем не менее, Коробочка в своем зажиточном хозяйстве проявляет гостеприимство, когда выдает Чичикову чистую одежду, стирает грязную, отправляет девушку, чтобы почесала ему пятку и взбила подушку.

Помещица Коробочка собирает и хранит хлам, вся ее жизнь – это сплошное накопительство, в ее усадьбе царит затхлость. Также интерьер ее дома кажется Чичикову достаточно старомодным, словно он застыл где-то во времени.

Настасья Петровна верит и в Бога, и в черта, иногда гадает на картах. Когда Чичиков просыпается, то видит много мух, что еще раз подчеркивает старость. О семье Коробочки известно мало, что она вдова и у нее нет детей.

В процессе общения с помещицей Чичиков начинает выходить из себя, он хочет поскорее уехать из ее имения, чтобы отвязаться от нее.

Николай Васильевич Гоголь называет помещицу дубоголовой, так как после продажи мертвых душ Павлу Ивановичу она едет в город узнать истинную цену, чтобы выяснить, не была ли она обманута.

В целом, представляя собой один из наиболее ярких образов, Настасья Петровна обычная и простая помещица.

Сочинение про помещицу Коробочку

Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад, пародия на ограниченность личности и чрезмерную практичность, героиня, удивляющая собственной простотой.

Гоголь подчеркивает простоту Коробочки в ее речи, которая полна простыми и даже примитивными выражениями и как бы наивно нага. Так без всякого стеснения могут говорить только дети или малообразованные люди. Помещица не отличается возвышенным умом, но она обладает довольно ценными практическими познаниями, эти детали тоже отмечены, к примеру, сетки, которые сохраняют фруктовые деревья.

Таким образом, Гоголь описывает фигуру приземленного народа, простого народа без романтизации.

Этот народ в действительности может быть нелепым и грубым, сидеть и рассуждать куда докатится колесо, знать как выгоднее купить и продать.

Этот народ нечего не представляет помимо собственного маленького мирка и не собирается оттуда выбираться, погрязнув в болоте банального и примитивного существования.

Если смотреть на Коробочку в контексте символического ряда, который предлагает автор, то эта героиня предстает своеобразной мистической фигурой, которая олицетворяет собой таких мистических героев как Баба-Яга.

Поездка к Коробочке связана для Чичикова с образами гибели и загробного опыта.

Перед приездом он падает в землю (образ погребения), когда просыпается – на лице сидят мухи (как на трупе) и если проследить по тексту, то Гоголь практически в каждой фразе дает подобные намеки.

Коробочка, подобно волшебной старухе из русских сказок, обитает на отшибе и связана с потусторонними силами. В таком прочтении причитания, приметы, в которые она верит (загадывать на картах, например) и детали интерьера (к примеру, карты для гадания) получают совершенно новое прочтение и становятся своеобразными атрибутами волшебницы.

Также Коробочка является единственной женщиной-помещицей и ее фигура выделяется из общей канвы помещиков, благодаря чему ее образ становится более интересным и уникальным.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/gogol/obraz-i-harakteristika-korobochki-v-poehme-mertvye-dushi

Коробочка

Образ Коробочки

Пожилая помещица, проживающая в окрестностях города N, представляет собой колоритного и узнаваемого персонажа. Жизненные цели вдовы, которая управляет собственным имением, – добыть всевозможными способами как можно больше денег. Поэтому старушка без раздумий продает Чичикову мертвые души. Единственное, что заботит даму – не продешевила ли она.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении Николая Гоголя «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.

Николай Гоголь

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, Дмитрий Быков утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением Гомера «Одиссея».

Первое и современное издания «Мертвых душ»

В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи.

Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой.

Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

«Мертвые души»

Настасья Коробочка

Настасья Петровна Коробочка – помещица, которая ведет относительно замкнутый образ жизни. Биография пожилой дамы не наполнена яркими событиями. Настасья Петровна рано вышла замуж за коллежского секретаря и после долгих лет стабильного брака овдовела. Женщина ведет хозяйство, расположенное между усадьбами Собакевича и Манилова.

В произведении Гоголя Настасья Петровна появляется в тот момент, когда Чичиков – главный герой романа – сбивается с пути и вынужден искать место для ночлега. Деятельная Настасья Петровна, несмотря на стабильный доход, обеспокоена собственным финансовым состоянием, поэтому старается продать гостям разнообразные продукты.

Михаил Собакевич

Внутреннее состояние женщины отражается и на ее внешности. Суетливая помещица не уделяет внимания и времени гардеробу. При первой встрече с Чичиковым героиня не стремится произвести хорошее впечатление. Не тратит время на одежду Коробочка и после:

«Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

Основная деятельность Настасьи Петровны – собственное хозяйство. Несмотря на постоянные жалобы, помещица умело руководит крестьянами. У женщины растут разнообразные овощи и фрукты, двор полон домашних птиц. Жизнь крестьян Коробочки подчинена строгому распорядку. Люди либо работают в поле, либо продают в соседние имения собственноручно произведенный товар: мед, муку, мясо, перья.

Чичиков в гостях у Коробочки

Заботливая хозяйка следит за малейшими мелочами. На полях помещицы установлены чучела, отпугивающие ворон, а в сараях спрятаны запасные телеги, чтобы сбор урожая не остановился даже в экстренной ситуации.

Дом Коробочки, как и хозяйство, содержится в строгом порядке. Небольшая усадьба охраняется сворой собак, каждая поломка тут же исправляется. Впрочем, мелочная Коробочка следит как за собственной усадьбой, так и за деревней. В отличие от соседей, помещица заботится об избах крестьян.

Усадьба Коробочки

При столь правильном и продуманном подходе к ведению хозяйства Настасья Петровна не отличается умственными способностями. Пожилая женщина мелочна, эгоистична и зациклена на мыслях о постоянном обмане со стороны знакомых и незнакомых людей. Подобные черты в характере усложняют общение с помещицей:

«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…»

Любимое занятие женщины, помимо подсчета собственного состояния, – гадание на картах. При этом Коробочка верит в Бога и утверждает, что из-за карт встречала черта.

Павел Чичиков

После первого общения с Чичиковым, старуха переживает о том, не слишком ли она продешевила с продажей мертвых душ. Подобная мысль не оставляет помещицу, и та, забросив собственные дела отправляется в город, чтобы выяснить сколько на самом деле стоит товар.

Расспросы старухи приводят к распространению слухов, которые обрастают новыми невероятными подробностями и доводят ситуацию до абсурда.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. М.Горького. Роль Коробочки досталась актрисе Анастасии Зуевой.

Анастасия Зуева в образе Коробочки

Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса Тамара Носова.

Тамара Носова в образе Коробочки

В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера Павла Лунгина и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе Елене Галибиной.

Интересные факты

  • В фамилию героини в произведении Гоголя заложено скрытое значение. Исследователи творчества писателя утверждают, что персонаж стал своеобразной ловушкой (или коробочкой, из которой не выбраться) для Чичикова.

Иллюстрация к книге Гоголя “Мертвые души”

  • Главный герой купил у помещицы 18 душ за 15 рублей.
  • В отличие от остальных персонажей, пожилая помещица наизусть помнит имена умерших крестьян.
  • Отсутствие развития героини Гоголь отобразил с помощью мух.

    Несмотря на чистоту дома, вокруг персонажей постоянно летают насекомые, олицетворяющие застой и отсутствие развития.

  • Возможно, Коробочка страдает серьезным психологическим заболеванием. В хозяйстве помещицы ничего не пропадает, даже шипящие часы и древние неизвестные портреты.

    В психологи такое явление называют патологическое накопительство.

Цитаты

«Мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам».
«Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!»
«На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал».
«А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5491-korobochka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.