Обособление определений

Содержание

Обособленное определение: примеры. Предложения с обособленными определениями: примеры

Обособление определений

Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.

Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.

Понятие определения

Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.

Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:

  • доброе (какое?) сердце;
  • золотой (какой?) самородок;
  • яркая (какая?) внешность;
  • старинные (какие?) друзья.

Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:

  • мальчик забрал (чей?) свой портфель;
  • мама утюжит (чью?) свою блузку;
  • брат отправил по домам (чьих?) моих друзей;
  • отец полил (чье?) мое дерево.

В предложении определение подчеркивается волнистой линией и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:

  • “Радостная, она сообщила об этой новости”. В данном предложении обособленным является одиночное прилагательное.
  • “Огород, зарастающий бурьяном, был в плачевном состоянии”. Обособленным определением является причастный оборот.
  • “Довольная успехами сына, мама тайком утирала слезы радости”. Здесь прилагательное с зависимыми словами – это обособленное определение.

Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.

Обособленные определения

Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:

  • “Мама перенесла ребенка, заснувшего на полу, в его кроватку” – “Мама перенесла ребенка в его кроватку”.
  • “Взволнованная первым выступлением, девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену” – “Девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену”.

Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.

Согласованные определения

Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:

  • прилагательным – с дерева упал (какой?) желтый лист;
  • местоимением – с поводка сорвалась (чья?) моя собака;
  • числительным – дайте ему (какой?) второй шанс;
  • причастием – в палисаднике была видна (какая?) зеленеющая травка.

Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:

  • “Кратко сказанная (какая?), его речь произвела на всех впечатление”. Причастие «сказанная» стоит в женском роде, единственном числе, именительном падеже, как и слово «речь», которое оно определяет.
  • “Мы вышли на улицу (какую?), еще влажную от дождя”. Прилагательное «влажную» стоит в том же числе, роде и падеже, что и определяемое им слово «улицу».
  • “Люди (какие?), радостные от предстоявшей встречи с актерами, зашли в театр”. Так как определяемое слово стоит во множественном числе и именительном падеже, то и определение согласуется с ним в этом.

Обособленное согласованное определение (примеры это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.

Несогласованное определение

Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:

  1. Примыкание – это сочетание устойчивых словоформ или неизменяемой части речи. Например: “Он любит яйца (какие?) всмятку”.
  2. Управление – это постановка определения в падеже, которого требует определяемое слово. Часто указывают на признак по материалу, назначение или расположение предмета. Например: “девочка села на стул (какой?) из дерева”.

Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:

  • Существительное в творительном или предложном падеже с предлогами «с» или «в». Существительные могут быть как одиночные, так и с зависимыми словами – Ася встретила после экзамена Олю (какую?), в меле, но довольную оценкой. («в меле» – это несогласованное определение, выраженное существительным в предложном падеже).
  • Глагол в неопределенной форме, отвечающий на вопрос «какой?», «что делать?», «что сделать?». В жизни Наташи была одна большая радость (какая?) – родить ребенка.
  • Сравнительная степень прилагательного с зависимыми словами. Мы издалека заметили подругу в платье (каком?), более ярком, чем она обычно носит.

Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.

Структура определений

По своей структуре определения могут состоять:

  • из отдельного слова, например, обрадованный дедушка;
  • прилагательного или причастия с зависимыми словами – дедушка, обрадованный новостью;
  • из нескольких отдельных определений – дедушка, обрадованный рассказанной новостью.

Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже – тире (например, самая большая удача (какая?) – сорвать куш в лотерею).

Обособление причастия

Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие (причастный оборот). Запятые при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.

  • Девочка (какая?), напуганная, молча пошла вперед. В данном примере причастие определяет состояние объекта и стоит после него, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
  • Картина (какая?), написанная в Италии, стала любимым его творением. Здесь причастие с зависимым словом выделяет объект и стоит после определяемого слова, поэтому также обособляется запятыми.

Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:

  • Напуганная девочка молча пошла вперед.
  • Написанная в Италии картина стала любимым его творением.

Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:

  • при создании действительного причастия в наст. времени от глагола 1 спряжения, пишется суффикс –ущ –ющ (думает – думающий, пишут – пишущие);
  • при создании в наст. времени действительного причастия 2 спр., используют –ащ-ящ (дымит – дымящий, жалят – жалящий);
  • в прошедшем времени действительные причастия образуются с помощью суффикса –вш (писал – писавший, говорил – говоривший);
  • страдательные причастия создаются с добавлением суффиксов –нн-енн в прошедшем времени (придумал – придуманный, обидел – обиженный) и –ем, -ом-им и –т в настоящем (ведет – ведомый, любить – любимый).

Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.

Обособление прилагательного

Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.

  • Утро, серое и туманное, не располагало к прогулке. (Серое и туманное утро не располагало к прогулке).
  • Мама, сердитая, может молчать несколько часов. (Сердитая мама может молчать несколько часов).

Обособление при определяемом личном местоимении

Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:

  • Расстроенная, она пошла во двор.
  • Они, уставшие, легли сразу спать.
  • Он, красный от смущения, поцеловал ей руку.

Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, “Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (М. Горький).

Другие обособления определения

Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:

  • Профессор, молодой симпатичный мужчина, смотрел на своих новых абитуриентов.
  • Мама, в привычном халате и фартуке, совсем не изменилась за этот год.

В подобных конструкциях обособленные определения несут добавочные сообщения об объекте.

Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.

Источник: //fb.ru/article/228754/obosoblennoe-opredelenie-primeryi-predlojeniya-s-obosoblennyimi-opredeleniyami-primeryi

Обособление определений

Обособление определений

Цели урока:

  • закрепление знаний об обособлении определений,
  • совершенствование умений пунктуационного оформления обособления.

ХОД УРОКА

I. Работа с фрагментом письма А.П. Чехова. Запись под диктовку, объяснение пунктуации

В феврале 1888 года А.П. Чехов писал Н.А. Хлопову: «Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку».(Пунктуация при прямой речи, обособление определений, сравнительный оборот, вводные слова.)

II. Повторение знаний об обособленных определениях, совершенствование умений выделять на письме обособленные определения.

Повторение и обобщение теоретического материала можно провести с помощью информационно-тренировочного теста. Он состоит из трех блоков:

  • Блок № 1 содержит необходимую информацию, примеры.
  • Блок № 2 – тренировочный тест, при выполнении которого учащиеся пользуются материалом блока № 1.
  • Блок № 3 – контрольный тест.

Все примеры в блоках № 1 и № 2 взяты из произведений А.П. Чехова.

Блок № 1

А. Обособляются и выделяются на письме запятыми одиночные и распространенные согласованные определения, относящиеся к личному местоимению.Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.(А.Чехов. Дом с мезонином)Б. Обособляются и выделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного.Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком.(А.Чехов. Моя жизнь)В. Обособляются два или больше согласованных одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, если перед ним есть одно определение.Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой.(А.Чехов. В овраге)При отсутствии предшествующего определения два последующих одиночных определения обособляются или не обособляются в зависимости от авторской интонационно-смысловой нагрузки.Г. Обособляются согласованные распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, условия, уступки, времени).Покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу, и по сторонам ее темнели озимые поля.(А.Чехов. Дом с мезонином)Д. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются, если подчеркивается выражаемое ими значение.Другая, совсем молоденькая – ей было семнадцать-восемнадцать лет, не больше, – тоже тонкая и бледная, с большим ртом и глазами, с удивлением смотрела на меня.(А.Чехов. Дом с мезонином)

Блок № 2

Пользуясь материалами блока № 1, объясните пунктуацию при обособлении определений, записывая ответ так: 1В, 3Д и т.д.1. Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три часа в день, а остальное время у нас свободно.2. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.3. Припомнится мне звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью…4. Припомнится мне, когда я, влюбленный, возвращался домой и потирал руки от холода.5. Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.6. Убаюканный сладкими надеждами, он сладко спал.7. Какая-то полная женщина, с засученными рукавами и с поднятым фартуком, стояла среди двора.8. Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстегнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенным.(Ответы: 1А, 2В, 3Б, 4А, 5Б, 6А, 7Д, 8Д.)

Блок № 3

Запишите предложения, расставив знаки препинания, выпишите из каждого предложения обособленные определения с определяемым словом. Дополнительное заданиепродолжите текст, учитывая заданный стиль речи, тип текста, набор синтаксических конструкций.  1. Воздух густой, с привкусом чего-то неясного раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри, манившим вдаль.2. От облаков падали на землю густые стаи теней разбуженных и взволнованных и ползли по ней, исчезали, являлись снова, словно искали что-то.3. На месте луны осталось только мутное опаловое пятно и мерцало полупрозрачное-полупризрачное иногда его совсем закрывал сизый клочок неба.4. Разбуженный неясными предчувствиями Александр теперь не узнавал ночи, притаившейся, скрывающей в себе тайну.5. И вдруг…(Ниже приводится пример возможного продолжения текста и выписаны обособленные определения с определяемым словом:И вдруг со стороны моря, глухо шумящего, бешено пенящегося клочьями волн, мечущихся, ищущих и не находящих чего-то важного, но тоже чувствующих густоту теней, мерцающих и неотвратимых, подул ветер.Моря, глухо шумящего Моря, бешено пенящегося клочьями волн Волн, мечущихся, ищущих и не находящих чего-то важного Волн, тоже чувствующих густоту тенейТеней, мерцающих и неотвратимых.)

III. Дополнительный материал

(предполагает работу по совершенствованию умения оформлять причастный оборот пунктуационно, использовать определения, выраженные причастным оборотом).

Задания:

1. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит в середине предложения.

2. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит в начале предложения.

3. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит в конце предложения.

4. Определите, в чем особенность предложений 6 и 9.

1. Издавна люди пытались понять таинственный язык небес и прочесть свою судьбу. 2. Современная астрология уходит своими корнями в египетское учение о звездах.

3. Древние египтяне почитали верховным божеством Солнце, служащее в астрологии главным ориентиром.

4. Накопленные ими знания о звездном небе служили духовным и практическим целям. 5. Создание календаря было связано с сельскохозяйственными нуждами.

6. Египтяне умели определять время разливов Нила, совпадающих с появлением на рассвете после долгого перерыва Сириуса, являющегося одной из самых ярких звезд неба.

7. Год, состоящий из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, в конце прибавлялись еще 5 дней.
8. В году было 36 декад, посвященных особым божествам – созвездиям.
9. Созданный египтянами солнечный календарь, несколько усовершенствованный потомками, служит человечеству по сей день.

(Курсивом выделены причастные обороты, подчеркнуты определяемые слова. Стоит обратить внимание учащихся на 6-е предложение – два причастных оборота, идущих последовательно, относящихся к разным определяемым словам; на 9-е предложение – два причастных оборота, относящихся к одному определяемому слову, первый оборот не обособляется, второй – обособляется.)

Б. Расставьте знаки препинания в предложениях, укажите определяемое слово.

В мифах многих африканских племен говорится о звездах, возникших из земной пыли, брошенной в небо кузнецом или гончаром. Гончару отводилась и роль создателя Солнца и Луны, вылепленных им из глины.

Эскимосы-иннуиты считают, что небо населено их далекими предками, превратившимися после смерти в планеты, звезды и созвездия и пристально наблюдающими за судьбой своих потомков.

Обладающие точнейшими астрономическими знаниями, жрецы майя не только создали солнечный календарь, состоявший из 365 дней, но и рассчитали период вращения Венеры, составляющий 584 дня, и протяженность лунного месяца с погрешностью всего в 23 секунды.

В сознании майя Вселенная представлялась деревом, объединяющим три мира: страну мертвых, страну живых и страну богов – небо со звездами, планетами и Млечным Путем. Млечный Путь – «белая дорога» – принимает души погибших в бою воинов.

В. Задания на совершенствование умений оформлять причастный оборот в речи.

1. Найдите и исправьте ошибки в постановке знаков препинания.

1. Древние друиды, не оставившие потомкам никаких письменных памятников передавали свою тайную мудрость на словах. 2. Храмы например всемирно известный Стоунхендж возведенные в доисторическую эпоху служили друидам обсерваториями.

3. Здесь, умудренные знаниями, старцы наблюдали за движением Солнца и Луны и высчитывали дни солнцестояния и равноденствия.

2. Исправьте предложения (перестройте их так, чтобы определяемое слово не разрывало распространенное определение), расставьте знаки препинания.

1. Кельтские поклонявшиеся мудрецы деревьям создали уникальный древесный гороскоп. 2. Обучение желающих кандидатов стать друидами проходило вдали от людей.

3. Почитание наделенных, по мнению друидов, божественной силой деревьев привело к возникновению кельтского древесного гороскопа.

3. Расставьте знаки препинания в частях предложения и продолжите их.

1. Пифагор и Фалес жившие в VI веке до нашей эры… 2. Признававший хиромантию Аристотель полагал, что… 3. Врач, алхимик и астролог Парацельс живший в XVI веке считал, что…

4. Даже открывший в XVII веке закон всемирного тяготения Исаак Ньютон…

(…прославились кроме всего прочего своими астрологическими изысканиями, линии на ладони несут информацию о судьбе человека, существует определенная связь между частями человеческого тела и звездами, пытался найти рациональное зерно в астрологии.)

Астрология и не только
(по материалам журнала «ГЕО» № 12, 2004 г.)

Домашнее задание

1. Подберите примеры, иллюстрирующие правила обособления определений из произведений художественной литературы.

2. Расставьте знаки препинания, графически объясните их расстановку в отрывке из письма А.П. Чехова А.М. Пешкову (текст получают все учащиеся).

У Вас так много определений что вниманию читателя трудно разобраться… Понятно когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот непонятно и тяжеловато для мозгов если я пишу: «высокий узкогрудый среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую уже измятую пешеходами траву сел бесшумно робко и пугливо оглядываясь».

Карточка для контроля

У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, непонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь».

Источник: //rus.1sep.ru/article.php?ID=200502404

Обособленные определения — правило и примеры предложений

Обособление определений

Представьте, если бы люди не использовали в своей речи обособленные определения? Ведь именно они превозносят нашу речь в диалоге.

Без них наше общение было бы похожим на постоянную дискуссию, а детишек встречал бы на ночь политический доклад, а не волшебные сказки.

В статье будет подробно рассмотрена данная тема, дано определение обособленным определениям, мы узнаем, на какие вопросы они отвечают, как используются на письме и как правильно расставлять знаки препинания при их употреблении.

  • Что такое обособленное определение
  • Как его определить
  • Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
  • Одиночные определения, их обособление
  • Определения, выраженные прилагательным с зависимым словом или одиночным
  • Определения, выраженные местоимением
  • Определения, выраженные существительными в косвенном падеже

Что такое обособленное определение

Обособленные определения – это члены предложения, выделенные интонационно и пунктуационно, то есть в речи выделяются голосом, при написании выделяются запятыми или тире, и функционируют как прилагательные.

Как его определить

Следует знать, что обособленные определения дополняют предложение, устанавливая принадлежность объекта. Но если его не употреблять, то смысл сказанного или написанного не поменяется.

Примеры:

«Алёна привела щенка, ждавшего своего хозяина, в новый дом».«Алёна привела щенка в новый дом».
«Взволнованная перед строгой комиссией, студентка тяжело вздохнула и собралась с мыслями перед защитой диплома».«Студентка тяжело вздохнула и собралась с мыслями перед защитой диплома».

Чтобы уметь обособлять определения, нужно правильно распознавать их в информации. Запомните, у определения есть своя маркировка, и они отвечают на вопросы:

Определения имеют два вида: согласованные и несогласованные.

Согласованные определения – это части речи, согласующиеся со словами, изменить которые можно по роду, падежу и числу. Выступают как:

  • Прилагательное — «С полки свалилась красная книга»;
  • Местоимение — «Разместили объявление о пропаже моего котёнка»;
  • Числительное — «Я пришел на финиш третьим»;
  • Причастие — «За гаражами было накидано ржавеющее железо».

Несогласованные определения – определения, неизменяющиеся по грамматическим признакам.

Имеются два метода, связывающих определение с определяемым словом:

  • Примыкание — тип подчинительной связи, при которой подчиненное слово выражается по смыслу, то есть интонацией и правильной постановкой слов.

«Он долго, не мигая, смотрел в одно место».

  • Управление – это установление определения в форму падежа, которую задает зависимое слово.

«Завтра он должен был уехать».

Другими словами, сам термин «управление» всё объясняет. Доминирующее слово руководствуется (управляет) подчиненным.

Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

В русском языке есть такая синтаксическая система, имеющая вопросы:

Является причастием с зависимым словом и принадлежит местоимению или существительному. Может функционировать как обособленное и необособленное определение. Акцентируется при условии:

  • Если стоит после главного слова:

«Игорь привёз велосипед, подаренный родителями, в свою комнату».

«Мы ели картошку, приготовленную на костре».

  • Если носит статус местоимения:

«Смущенная комплементом мужчины, она потупила взгляд».

  • Если определяется, как обстоятельство:

«Написав контрольную первыми, школьники могли выйти из класса». Поясним — ученики могли выйти почему, по какой причине — «написав контрольную первыми».

  • Если в предложении имеются однородные причастия:

«Написанный моей бабушкой, передающийся по наследству рецепт выпустили в новом издании газеты».

В иных значениях причастие не акцентируется.

Одиночные определения, их обособление

Несколько правил их обособления:

  • Если имеет соответственную смысловую нагрузку и приравнивается к придаточному предложению:

«Восхитительной девице, влюблённой, никак не проболтаться подружкам».

  • Если существует дополнительное обстоятельственное значение:

«Подол невесты постоянно задирается, и обе подруги, обеспокоенные, поправляют его».

  • Если находится отдельно от определяемого существительного:

«Ольга Алексеевна вновь заключила в объятия Катюшу, назвала её красоткой и, радостная, стала накрывать обед».

  • Когда объект конкретизируется:

«Спустя полчаса начался ливень, затяжной».

Одиночное определение не обособляется, если:

  • Сказуемое связано с определением:

«Я лежала, окунувшись в полное разочарование»;

  • Находится в винительном падеже:

«Я застал его уже лежащего на диване»;

  • Не согласовано с местоимением:

«Я наблюдал её задумчивую у мольберта»;

  • Если текст не побудительный:

«Ой ты умница!».

Определения, выраженные прилагательным с зависимым словом или одиночным

Конкретное обособление можно приравнять к обособлению причастий. То есть, определение находящееся перед главным словом, акцентируется, а если до, то нет:

«Вечер, дождливый и холодный, заставлял прятаться в плед» или «Дождливый и холодный вечер заставлял прятаться в плед».

Определения, выраженные местоимением

В случае, когда прилагательное или причастие имеют подход к местоимению, то они акцентируются символами препинания, вне зависимости от места:

«Обиженная, она ушла из кафе»;

«Он, раздраженный, сразу вышел из офиса».

Определения, выраженные существительными в косвенном падеже

Обособление существительных происходит, когда:

  • Причисляется к местоимению:

«Олеся, в новеньком вечернем наряде, обворожительна и чудесна»;

  • Отделены от определяемого слова другими членами предложения:

«Уже после обеда все без исключения нацелились в гостевую комнату, где, одетая в красочный комбинезон, в цветную панаму, играла девчушка»;

  • Относится к имени собственному:

«Паренёк, в джинсовой куртёнке, в светлых джинсах и в кепке, ждал автомобиль»;

  • Существуют однородные члены:

«Толпа туристов, увлеченных рассказом, с фотоаппаратами в руках и рюкзаками за спиной, следовали за гидом».

Опираясь на данную статью, подведем результат. Обособленное определение – важная часть нашей речи. Оно делает ее яркой, насыщенной и дает возможность нам наиболее отчетливо показать собственные чувства.

Источник: //1001student.ru/russkij-yazyk/obosoblennye-opredeleniya.html

Решу егэ

Обособление определений
sh: 1: –format=html: not found

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением.

При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств.

Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные  — не выделенные запятыми и интонацией.

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий. Это согласованные определения, то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание: случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение.

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым. Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|).

Пример 1.Машина(какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой|, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где?  — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея|, мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными, если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными, если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка, |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой|, оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО).

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка, |катавшийся на санках|,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО, И ПО+ГС. Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка, |катавшийся на санках|, и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев|.Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7.|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки.

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой|, земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10: |Украшенная блестящими шарами|, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ)., где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором|, он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный, ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ.

При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС.

При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие|, |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром|.

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты. Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному.

Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке, Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы, сел, ожи­дая две­на­дца­ти.

вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения.

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях)

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку, завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул».

Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот).

Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО, то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел, пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки, а правой тихо дер­гая свой бурый ус. В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту, мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели, сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4Он стоял, прислонясь к груде ци­би­ков чая, и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя, барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Источник: //rus-ege.sdamgia.ru/handbook?id=247&print=true

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.