Неправильное построение предложения с причастным оборотом

Частые ошибки в построении предложений с причастным оборотом: правила написания

Неправильное построение предложения с причастным оборотом

Вы здесь

Что такое причастие?
Правила построения причастного оборота
Нарушение построения с причастным оборотом. Примеры
Примеры сложных предложений с причастным оборотом

Замечательный советский писатель Константин Паустовский восторженно отзывался о русском языке, как о богатом, могучем и полном волшебства. Но как же трудно пользоваться им, соблюдая все правила.

Синтаксис и орфография, морфология и поэтика – сколько надо учиться, чтобы постичь наш язык. Даже самый прилежный ученик может допустить ошибку в построении предложения с причастным оборотом.

Однако для сдачи экзаменов такие знания необходимы.

Что такое причастие?

Чтобы уяснить правила построения причастного оборота, нужно представлять, что же такое причастие. Это часть речи, содержащая в себе свойства двух других – прилагательного и глагола. По мнению ученых причастие произошло от глагола.

Как прилагательное, такие понятия отвечают на вопросы: какой, какие – и другие, подобные им. Они имеют единственное или множественное число, их род и падеж изменяются, возможна краткая и полная форма.

Их роль в предложении похожа на прилагательное – чаще всего это определение, иногда представлены в именном сказуемом.

В роли глагола причастия бывают в настоящем и прошлом временах, имеют совершенный и несовершенный вид, а также возвратность (извиняющий – невозвратное причастие, извиняющийся – возвратное).

У причастия есть еще два удивительных признака – разряд (действительный и страдательный) и переходность. Если действует объект – это действительный разряд (лающий, видевший, говорящий), если действуют на объект – страдательный (прочитанный мамой, купленный соседом, политый дождем).

Такой признак, как переходность, легко выясняется по выражениям, связанным с причастием. Если от него зависит существительное или местоимение в винительном падеже без предлога – переходное. В сочетаниях с существительным и местоимением причастие ведет себя как прилагательное – оно должно быть того же рода, падежа и числа, что и зависимые слова.

Смотрите видеоурок о том, что такое причастный оборот.

Правила построения причастного оборота

Если у причастия есть зависимые слова, говорят о причастном обороте. Правильное построение причастных оборотов обогащает нашу речь, делает ее более выразительной.

  • Причастие обязательно согласуется с главным понятием. Точный вариант: дети увидели скунсов, живших в доме вместе с людьми. Ошибочный: дети увидели скунсов, жившие в доме вместе с людьми.
  • Причастный оборот должен находиться рядом с основным выражением. Верно: любимая книга, зачитанная до дыр, стояла на полке. Неточно: любимая книга стояла на полке, зачитанная до дыр.
  • Нельзя прерывать причастный оборот главным словом. Корректно: вышитую девушкой скатерть послали на конкурс. Неверно: вышитую скатерть девушкой послали на конкурс.

Из приведенных упражнений видно, что при неправильном построении причастного оборота, может потеряться смысл фразы. Ошибки такого типа называют «Нарушение согласования».

Употребляя в письменной речи причастные обороты, не забывайте о пунктуации. Необходимо выделять их запятыми в следующих случаях:

  1. Оборот стоит сразу после ключевого понятия (Собака, продрогшая под дождем, жалобно смотрела на него).
  2. Оборот связан с личным местоимением и зависит от него (Удивленная ранним звонком, она сняла трубку).
  3. Оборот находится перед ведущим термином (Воодушевленный зажигательной речью, отряд разгромил противника).
  4. Однородные обороты обозначаются вместе (картина, радующая глаз и согревающая душу, висела в холле).

Читайте, как правильно писать слово “как будто”.

А также о том, что такое глаголы исключения.

Нарушение построения с причастным оборотом. Примеры

Как видите, причастный оборот – довольно сложная языковая конструкция, поэтому его точному написанию уделяется много внимания. Понять ошибки легче при разборе конкретных моделей.

  1. Рассмотрим вариант, безукоризненно выполненный. «Удивляющий своими размерами московский университет стоит в плане экскурсии». Находим нужный оборот: удивляющий своими размерами.

Теперь посмотрим ошибочную версию: «Удивляющий московский университет своими размерами стоит в плане экскурсии». Здесь причастный оборот разделен на части ключевыми выражениями, это противоречит правилу.

Не потеряйте еще одну хорошо выстроенную фразу в данном образце. Московский университет, удивляющий своими размерами, стоит в плане экскурсии. Причастный оборот нужно обозначить запятыми, так как он стоит после ведущих слов.

  1. Теперь сначала прочтем фразу с ошибочным использованием причастного оборота. «Эфирное масло тимьяна – стимулятор иммунитета, применяемое при повторных заболеваниях». В чем мы неправы? Нашли причастный оборот: применяемое при повторных заболеваниях. Оборот связан с понятием «стимулятор», так как находится возле него. Относить оборот к термину «масло» некорректно. Ставим вопрос: стимулятор какой? Применяемый. Приводим в порядок нашу фразу и получаем выражение, соответствующее правилу. Эфирное масло тимьяна – стимулятор иммунитета, применяемый при повторных заболеваниях.Это несложные модели, где нарушение выявить легко. Нужно просто вспомнить правила.

Примеры сложных предложений с причастным оборотом

Проблемы верного устройства выражений в данном случае усугубляются трудностью пунктуации сложного предложения. Рассмотрим хотя бы одно упражнение.

  • Разберем фразу, которое может быть написано в двух равнозначных вариантах.

Летом прекрасные цветы, благоухающие под солнцем, с нетерпением ожидают детей, которые прибегут полюбоваться на них.

Летом благоухающие под солнцем прекрасные цветы с нетерпением ожидают детей, которые прибегут полюбоваться на них.

  • А теперь прочтем неверный вариант.

Летом прекрасные цветы с нетерпением ожидают детей, благоухающие под солнцем, которые прибегут полюбоваться на них.

Сразу заметно, что это неправильное построение предложения с причастным оборотом, так как изучаемый оборот (благоухающие под солнцем) расположен далеко от основного понятия «цветы». В результате создается ложное впечатление о «благоухающих» детях, то есть искажается смысл всей композиции.

Источник: //www.rutvet.ru/chastye-oshibki-v-postroenii-predlozheniy-s-prichastnym-oborotom-pravila-napisaniya-11504.html

ЕГЭ: задание 8

Неправильное построение предложения с причастным оборотом

Грамматические ошибки

Для этого задания у меня появилась возможность снять видеоурок. Если вам удобнее, можете сначала просмотреть его.

Здесь вам придётся найти в 9 предложениях 5 типов грамматических ошибок. Задание даже интересное. Воспринимайте его как игру.

Грамматических ошибок бывает много. Здесь рассмотрим те, что чаще всего встречаются.

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги «Благодаря», «Согласно», «Вопреки», «Наперекор» употребляются только с дательным падежом. Проверяем так: после этих слов должно стоять слово, отвечающее на вопрос «Кому?/Чему?» Самая распространённая ошибка в деловых бумагах и вывесках на дверях кабинетов. Там обязательно будет написано «согласно приказа», хотя по нормам русского языка только «согласно (чему?) приказу».

Предлог «По» в значении «после» употребляется с предложным падежом: «По уходе барина, по окончании пьесы».

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

Все, те — местоимения множественного числа. Вы помните? Если да, то вам только останется правильно соединить подлежащие и сказуемые. «Все, кто опоздал, извинился». Соединяем: все извинился, кто опоздал. Первой пары быть не может. Грамматическая ошибка.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Это названия в кавычках. Если они идут сами по себе, отдельно, то названия в кавычках могут склоняться. Например, в «Известиях» пишут…  Если они идут вместе с их главным словом, то название не склоняется. В газете «Известия» пишут…

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами

Идёт речь об объединении двух глаголов одним общим дополнением. Делать это надо очень аккуратно. Потому что одним глаголам требуется после себя дополнение в винительном, другим — в творительном падеже.

Объединять мы можем только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. «Он обратился и получил помощь от ведьмака«. Первый глагол требует дополнения «к кому», второй — «что». А их варварски объединили.

Так делать нельзя.

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Нужно вспомнить, что такое деепричастие. В русском языке это часть речи (или форма глагола), которая показывает добавочное действие. Например, вот вы совершаете одно действие, скажем, идёте в школу. Это ваше главное действие, ради которого вы с утра встали, почистили зубы, собрали сумку и проч. Но одновременно с тем, что вы ИДЁТЕ, можно совершать и ДОБАВОЧНОЕ действие. Какое?

Развернуть »

Поедать семечки, разговаривать по телефону, думать, мечтать, слушать музыку, улыбаться или просто радоваться жизни.

Такие добавочные действия мы оформляем как деепричастия с помощью суффиксов -я (а)- или -в-.

Развернуть »

Поедая семечки, разговаривая по телефону, думая, мечтая, слушая музыку, улыбаясь или просто радуясь жизни.

И теперь переходим к главному. Кто совершает оба действия: основное и добавочное?

Вы. То есть, один и тот же человек.

Другой вопрос: кто в предложении выполняет основное действие?

Развернуть »

Вывод: подлежащее будет выполнять и ДОБАВОЧНОЕ действие. Если его выполняет не подлежащее, значит, там ошибка. Например: Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. Подлежащее тут «дискуссия». Она выполняет действие «началась». Но судя по деепричастию, она же и выполняет действие «говорить». Дискуссия говорить не может — вот и ошибка с деепричастным оборотом.

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот. Он зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос. «Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов».

Кто стремился изгнать колонизаторов? Повстанцы, конечно. Слово нашли. Зададим от него правильный вопрос. Повстанцев какИХ? Видите окончание вопроса? Вот и у причастия оно должно быть таким же. Значит, в предложении была ошибка.

Правильно сказать «повстанцев, стремящихся».

Здесь обратите внимание на цельные словосчетания числительных и существительных. «Один из гостей». Причастие может относиться к слову «один» и будет ед.числа, или причастие отнесут к слову «гостей», и оно станет множ.числа. То есть, можно сказать и «один из гостей, пришедших» и «один из гостей, пришедший». Всё от смысла предложения зависит.

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью

В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения. «Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды». Местоимение «тебя» здесь неуместно, надо «его».

8) Ошибка в построении сложного предложения.

Обычно речь идёт о присоединении придаточных к главному. Придаточные присоединяются к главному одним союзом. Придаточное не может соединяться союзом И с однородным членом. Поясню: «Геральт рассказывал о прошлом и когда он был ещё юным ведьмаком». Придаточное с союзом «когда» соединено союзом И с дополнением «о прошлом». Всё равно, что поставить знак равенства между целым и частью.

9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?).

Потому следите, чтобы эти два вида совмещались корректно. Допустим, «Цири обучалась искусству ведьмаков, а потом уехала из Каэр Морхена» — так совмещать можно: действие продолжительное («обучалась») закончилось, потому что его оборвало законченное («уехала»).

А вот так нельзя: «Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное.

Возьмём задание КИМа.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 
 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИА) нарушение в построении предложения с причастным оборотомБ) ошибка в построении сложного предложенияВ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемГ) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4) С.

Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И.

Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Начнём с буквы А. Причастные обороты есть в предложениях 3, 5, 6. В третьем предложении причастие «произошедшие» зависит от существительного «события». События — какИЕ? ПроизошедшИЕ. Всё в норме.

В пятом причастие «привезённым» зависит от цельного словосочетания «девяносто семь этюдов». Вопрос — какИХ? Должно быть — привезённЫХ. Здесь ошибка. На всякий случай проверим шестое: Галичем какИМ? ПреподававшИМ. Тоже ошибок нет.

Значит, нам нужно предложение 5.

Буква Б. Сложные предложения под номерами 2,4,8,9. Номера 2 и 8 убираем — там упор на ошибку с подлежащим и сказуемым (видите эти местоимения «все», «кто», «те»). В четвёртом всё в норме: один союз и никаких к нему претензий. Зато в 9-ом бардак: одно придаточное соединяют сразу два средства связи! Союз «что» и союзное слово «насколько». Не годится, ибо одно придаточное — один союз.

Буква В. Несогласованное приложение, как помним, — это название в кавычках. В первом и девятом у нас не названия, а чужая речь. Названия только в 3 и 7. И около главного слова приложение остаётся неизменным только в 7. В третьем почему-то оно тоже склоняется, хотя и не должно. Значит, в третьем и ошибка.

Буква Г. Мы уже замечали, что намёки на эту ошибку есть в предложениях 2 и 8. Во втором, убрав придаточное, получим «все увёз», а в восьмом убирать придаточное нет смысла: оно идёт до самого конца предложения, а у слова «те» сказуемое «счастливы» идёт до него. Значит, ошибка во втором.

Буква Д. Чтобы была ошибка в видовременной соотнесённости, глаголы должны быть однородными. Такие находим в номерах 1 и 8. В восьмом всё в порядке: «видит и слышит». А вот в первом: «подвергает и раскрыл». Он не может одновременно совершать длительное действие и заканчивать ещё одно.

Наш ответ: 59321

Теперь попробуйте пройти мои тесты на определение типов ошибок, чтобы попрактиковаться.

ЕГЭ: Задание 8 – Вариант 1

Отдельные предложения взяты из романа Анджея Сапковского “Последнее желание” (в переводе Е.Вайсброта)

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Количество оставшихся вопросов: 10.

ЕГЭ: Задание 8 – Вариант 2

Отдельные предложения взяты из романа Анджея Сапковского “Последнее желание” (в переводе Е.Вайсброта)

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Количество оставшихся вопросов: 10.

Перейти к следующему заданию ЕГЭ.

→ ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание 8

Источник: //alfring.ru/ege-russkij-yazyk/ege-zadanie-a5

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом: примеры и образцы. Нормы построения словосочетаний и предложений с причастным оборотом

Неправильное построение предложения с причастным оборотом

Грамматика русского языка интересна и сложна. В школьной программе множество пластов из синтаксиса, морфологии, словообразования, которые трудно воспринимаются обучающимися. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом – одна из распространенных ошибок, допускаемых учениками.

Понятие о причастии

Причастием называют часть речи, совмещающую морфологические признаки и имени прилагательного, и глагола.

Слова, которые относятся к причастию как к части речи, отвечают на вопрос прилагательного какой?, а также, из-за близкой глаголу семантике, на вопросы что делающий?, что сделавший? Например, мальчик (какой? что делающий?) поющий, зайчик (какой? что сделавший?) прыгнувший. Причастие имеет постоянные грамматические признаки глагола: вид, время, возвратность – и непостоянные признаки прилагательного: число, род, падеж.

Постоянным, уникальным признаком причастий является разряд – действительный или страдательный. Слово относится к разряду действительных причастий, если в нем есть семантика совершения действия самим предметом: летающий – летает сам, живший – жил сам, смотрящий – смотрит сам, лежавший – лежал сам.

Когда по семантике слова видно, что действие совершается не самим предметом, а происходит в результате постороннего воздействия, тогда слово относится к страдательным причастиям.

Рядом со страдательными причастиями можно употребить местоимение или существительное в творительном падеже: рассказанный кем-то, завезенный туристом, закрытый ветром, читаемая учеником.

Словосочетание с причастием

Существуют некоторые особенности построения словосочетаний и предложений с причастием. Причастие согласуется с именем существительным или местоимением так же, как и прилагательное: в числе, роде, падеже. Например, блистающее море, из-за разрушающего ветра, с улыбающейся девочкой, по раскачивавшимся веткам.

Для правильной постановки окончания в причастии нужно задать к нему вопрос от главного слова: дом (какой?) обвалившийся, по морю (какому?) бушующему, о волне (какой?) бегущей.

Имя существительное (местоимение) с причастием связаны по принципу согласования, где зависимое слово уподобляется главному в числе, роде, падеже.

Синтаксическая роль причастий подобна роли имен прилагательных: часто они бывают определениями, реже – частью именного сказуемого. В предложении причастие зависит от имени существительного или местоимения: дерево (какое?) растущее, оно (какое?) посаженное.

Если причастие выступает в роли главного слова, то есть от причастия зависят другие слова, то появляется причастный оборот. Пример и определение: построенный (когда?) вчера, поющий (как?) громко, значит, причастный оборот – причастие со своим зависимым словом.

Причастный оборот в предложении обособляется (выделяется запятыми), если следует за своим главным словом или относится к личному местоимению: Забор, покрашенный детьми, стал ярче. Красиво танцующий, он сиял.

Предложения с причастными оборотами

В работах учеников и речи русскоговорящего населения часто замечается нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Являясь исключительной синтаксической конструкцией, причастный оборот в предложении занимает особое место. Существуют нормы построения предложения с причастными оборотами.

Во-первых, причастный оборот должен употребляться в непосредственной близости от главного слова, между ними не должно быть других членов предложения.

Ошибочное употребление причастного оборотаПравильное употребление причастного оборота
Книга лежала на столе, прочитанная до конца.Отец приехал в город, расстроенный неожиданной новостью.Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.Отец, расстроенный неожиданной новостью, приехал в город.

Во-вторых, причастие в причастном обороте должно быть точно согласовано с главным словом. Неверное согласование – нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Ошибочное употребление причастияПравильное употребление причастия
Одна из них, привлекающих к себе внимание, прошла мимо.Ученики помогали коллективу работников, приехавших на посев.Одна из них, привлекающая к себе внимание, прошла мимо.Ученики помогали коллективу работников, приехавшему на посев.

В-третьих, главное слово не может разрывать причастный оборот.

Ошибочное употребление причастного оборотаПравильное употребление причастного оборота
Прочитанные книги не до конца лежали на столе.Выполненный рисунок мальчиком отправили на выставку.Книги, прочитанные не до конца, лежали на столе.Выполненный мальчиком рисунок отправили на выставку.

В экзаменационных работах по русскому языку есть задание на построение предложений с причастным оборотом. Правила их верного употребление помогают избежать типичных ошибок.

Обособленное определение и придаточное определительное

Причастный оборот выполняет синтаксическую роль определения. Обособленное определение, которое выражено причастным оборотом, схоже со сложным предложением с придаточной определительной частью. К примеру:

  • Человек, выступавший перед народом, оказался волонтером.
  • Человек, который выступал перед народом, оказался волонтером.

При всей схожести указанных конструкций они не могут быть однородными. Предложение, где причастный оборот употреблен как однородный член придаточной определительной части, считается неверным, в нем необходимо исправить ошибки.

Построение предложения с причастным оборотом требует соблюдения правила: причастный оборот не может являться однородным придаточной определительной части. Так, предложение: Артист, давший концерт и который получил гонорар, покинул гостиницу – считается неверным.

Исправить можно так: Артист, давший концерт и получивший гонорар, покинул гостиницу. Или так: Артист, который дал концерт и получил гонорар, покинул гостиницу.

Причастный оборот в сложном предложении

Не только в тестовых заданиях встречается нарушение построения предложения с причастным оборотом. Примеры подобной ошибки можно встретить и в творческих работах учеников, особенно при употреблении оборота в сложном предложении.

К примеру, в предложении: Пример, решавшийся всем классом, был прост настолько, что, когда учитель опубликовал на него ответ, все растерялись – допущены две ошибки в построении сложного предложения.

Так, в предложении употреблено действительное причастие решавшийся вместо необходимого страдательного причастия решаемый; в предложении два подчинительных союза что и когда стоят рядом при отсутствии последовательного подчинения придаточных – это нарушение построения сложного предложения.

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом

Наблюдается и пунктуационное нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Часто причастный оборот является обособленным определением, выделяемым запятыми. Для верной расстановки знаков препинания необходимо соблюдать правила и нормы построения словосочетаний и предложений с причастным оборотом.

Обособление причастного оборота

ПравилоПример
1.Причастный оборот выделяется, если следует после главного словаЛес, уставший от холода и ветра, казался мрачным.
2.Причастный оборот выделяется, если зависит от личного местоимения.Пораженный известием, он начал набирать номер телефона.
3.Однородные причастные обороты обособляются вместе.Солнце, согревающее землю и радующее детей, выглянуло внезапно.
4.Причастный оборот, который стоит перед главным словом и имеющий добавочное значение причины, обособляется.Написанная замечательным стилем автора, новелла узнавалась всюду.

Источники заданий

Вопрос: “Где найти упражнения к теме: “Ошибки в построении и употреблении предложений с причастными оборотами”?” – часто задается школьниками. Разработано множество пособий для подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку.

В них есть теоретический материал по рассматриваемой теме и практические задания. Пособия доступны в книжных магазинах, где также есть отдельные сборники с тестовыми заданиями.

Появляется всё больше специализированных сайтов, на страницах которых можно найти упражнения к различным темам и разделам русской грамматики.

Правописание окончаний причастий определяется по вопросу, задаваемому от главного слова. Правописание суффиксов в причастиях зависит от спряжения глагола.

Суффикс -ущ(-ющ) пишется в действительном причастии (настоящего времени), если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффиксы -ащ(-ящ), если образовано от глагола второго спряжения. Например, лелеять (1 спряжение) – лелеющий, строить (2 спряжение) – строящий.

Действительные причастия (прошедшего времени) перед суффиксом -вш- сохраняют суффикс, который был в инфинитиве перед -ть: сеять – сеявший, ненавидеть – ненавидевший.

Страдательное причастие (настоящего времени) требует суффикса -ем, если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффикса -им, если от второго: читать (1 спряжение) – читаемый, слышать (2 спряжение) – слышимый.

Страдательным причастиям (прошедшего времени) свойственно сохранять суффикс инфинитива перед суффиксом -нн: сказать – сказанный, сеять – сеянный. Если страдательное причастие образовано от глагола с суффиксом -и- или суффиксом -е-, то в нем будет суффикс -енн: обидеть – обиженный, спилить – спиленный.

Источник: //fb.ru/article/237379/narushenie-v-postroenii-predlojeniya-s-prichastnyim-oborotom-primeryi-i-obraztsyi-normyi-postroeniya-slovosochetaniy-i-predlojeniy-s-prichastnyim-oborotom

Уникальный признак причастий

Постоянным, уникальным признаком причастий является разряд – действительный или страдательный. Слово относится к разряду действительных причастий, если в нем есть семантика совершения действия самим предметом: летающий – летает сам, живший – жил сам, смотрящий – смотрит сам, лежавший – лежал сам.

Когда по семантике слова видно, что действие совершается не самим предметом, а происходит в результате постороннего воздействия, тогда слово относится к страдательным причастиям.

Рядом со страдательными причастиями можно употребить местоимение или существительное в творительном падеже: рассказанный кем-то, завезенный туристом, закрытый ветром, читаемая учеником.

Понятие о причастном обороте

Синтаксическая роль причастий подобна роли имен прилагательных: часто они бывают определениями, реже – частью именного сказуемого. В предложении причастие зависит от имени существительного или местоимения: дерево (какое?) растущее, оно (какое?) посаженное.

Если причастие выступает в роли главного слова, то есть от причастия зависят другие слова, то появляется причастный оборот. Пример и определение: построенный (когда?) вчера, поющий (как?) громко, значит, причастный оборот – причастие со своим зависимым словом.

Причастный оборот в предложении обособляется (выделяется запятыми), если следует за своим главным словом или относится к личному местоимению: Забор, покрашенный детьми, стал ярче. Красиво танцующий, он сиял.

Правописание причастий

Правописание окончаний причастий определяется по вопросу, задаваемому от главного слова. Правописание суффиксов в причастиях зависит от спряжения глагола.

Суффикс -ущ(-ющ) пишется в действительном причастии (настоящего времени), если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффиксы -ащ(-ящ), если образовано от глагола второго спряжения. Например, лелеять (1 спряжение) – лелеющий, строить (2 спряжение) – строящий.

Действительные причастия (прошедшего времени) перед суффиксом -вш- сохраняют суффикс, который был в инфинитиве перед -ть: сеять – сеявший, ненавидеть – ненавидевший.

Страдательное причастие (настоящего времени) требует суффикса -ем, если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффикса -им, если от второго: читать (1 спряжение) – читаемый, слышать (2 спряжение) – слышимый.

Страдательным причастиям (прошедшего времени) свойственно сохранять суффикс инфинитива перед суффиксом -нн: сказать – сказанный, сеять – сеянный. Если страдательное причастие образовано от глагола с суффиксом -и- или суффиксом -е-, то в нем будет суффикс -енн: обидеть – обиженный, спилить – спиленный.

Источник: .ru

Источник: //monateka.com/article/183068/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.