Наклонение глагола

Содержание

Какие формы наклонения имеет глагол? Примеры

Наклонение глагола

Наклонение глагола – очень важная его характеристика. При морфологическом разборе она указывается обязательно. Также наклонение влияет и на другие признаки этой части речи, например, на время.

Не стоит забывать и о том, что с этой категорией связаны определенные орфографические нормы, которых коснемся в данной статье.

Также детально рассмотрим, какие формы наклонения имеет глагол, приведем примеры, чтобы данный постоянный морфологический признак не вызывал трудностей.

Что выражает категория наклонения?

Глагол придает нашей речи живость, делает ее динамичной. Неспроста словом «глагол» наши предки славяне называли всю свою речь в принципе. Предложения без этих частей речи весьма редки.

Одной из характеристик глагола является его способность выражать отношение предмета речи к действительности: происходит действие с предметом на самом деле либо просто желательно, воображаемо. Такая характеристика еще называется модальностью. Именно она и реализуется через наклонение глагола.

Таким образом, именно эта важная категория предиката содержит в себе основной смысл речевой ситуации. Какие формы наклонения имеет глагол? Ответ дадим прямо сейчас: изъявительное, условное и повелительное. Каждое из них призвано сообщить о соответствии действия действительности. Докажем это.

К примеру, сравним предложения: Я буду пить чай. – Я попила бы чай. – Выпей чаю. Несложно догадаться, что все три глагола в этих предложения употреблены в различных наклонениях. И если в первом из них говорится о конкретном действии, которое произойдет в будущем, то остальные два говорят или об условности поступка или побуждении к действию (события могут и не состояться).

Изъявительное наклонение

Самая распространенная форма наклонения, говорящая о реальности того, что происходит с предметом – изъявительное. Отличительная особенность – наличие формы времени, это говорит о том, что действие происходило ранее либо будет в будущем, а может и выполняется в настоящий момент.

Глагол в форме изъявительного наклонения изменяется не только по временам, но и лицам, также числам.

Данный тип наклонения тесно примыкает к виду предиката. Так, глаголы несовершенного вида имеют все три временные характеристики. Причем, будущее время у таких слов сложное, т.е. образованное путем прибавления к глаголу быть, употребленному в простом будущем инфинитива, содержащему основной смысл.

Например: Я готовлюсь к экзамену целыми днями. (настоящее время) – Я готовилась к экзамену целыми днями. (прошедшее время) – Я буду готовиться к экзамену следующими днями.

Какие формы наклонения имеет глагол совершенного вида? Если говорить об изъявительном, то такие предикаты представлены в двух временах: прошедшем и простом будущем.

Я подготовилась к экзамену очень хорошо. (прошедшее время). – Я подготовлюсь к экзамену очень хорошо.

Категория изъявительного наклонения встречается во всех типах речи при различных речевых ситуациях. Рассуждение, повествование, описание, диалог или речь на большую аудиторию – везде основными будут именно эти предикаты, они универсальны и эмоционально нейтральны.

Условное наклонение

Глагол в форме условного наклонения говорит о действии, которое произойдет, если будут выполнены некоторые условия. В противном случае оно невозможно.

Например: С твоей помощью я бы перешла через ущелье. Перешла бы ты сама через этот небольшой мост. Второе предложение выражает не столько наличие определенного условия, сколько пожелание выполнения действия.

Образовать форму этого наклонения весьма просто. Достаточно поставить глагол в прошедшее время и присоединить частицу бы (б): позвонила бы, пришла бы, проводил бы, отвез бы.

Роль данной формообразующей частицы в том, чтобы логически выделить необходимое слово. Она может стоять в любой части предложения. Например, сравним: Привез бы ты товар сегодня. – Ты бы привез товар сегодня. Сегодня бы ты привез товар. В первом предложении логически делается упор на глагол-сказуемое, во втором на подлежащее, а в третьем на обстоятельство времени.

Повелительное наклонение

Говоря о том, какие формы наклонения имеет глагол, следует сказать о последнем – повелительном. Из его названия становится ясно, что в таком предикате заключен какое-либо побуждение к действию слушающего. В зависимости от оформления, грамматического и эмоционального, это значение может колебаться от вежливой просьбы до приказа.

Решите, пожалуйста, задачу. – Напишите следующий пример. – Достать тетради!

Если перед глаголом в повелительном стоит частица не, то такое предложение будет выражать нежелательность действия. К примеру: Не обижайте животных! Здесь высказывается просьба, чтобы действие «обижать» не выполнялось.

Образование повелительного наклонения

Чтобы оформить вежливую просьбу, часто к глаголам повелительного наклонения приставляется особые вводные слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны. Не стоит забывать, что данные конструкции выделяются запятыми: Будьте добры, сообщите вашу фамилию и имя.

Также для вежливого побуждения к действию необходимо поставить глагол в форму множественного лица: Екатерина Валерьевна, передайте, пожалуйста, книгу.

От глаголов единственного числа повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и-. Он присоединяется к основе настоящего времени: приносят – принеси, положат – положи, возьмет – возьми. Употребление данного суффикса необязательно: встают – встань, наливают – налей.

Особое внимание следует уделять виду глагола: закрывать – закрывай – закрывайте; но закрыть – закрой – закройте. В первом случае употреблены глаголы несовершенного вида, во втором – совершенного.

Может образовываться повелительное наклонение и с помощью частиц пусть, пускай: Пусть мальчики уберут сегодня класс.

Если хочется достичь грубого приказа, следует образовать данное наклонение с помощью инфинитива: Всем лечь в постели!

Как правило, в предложениях с глаголами повелительного наклонения подлежащее отсутствует, однако это не касается тех, в которых форма образована с помощью пусть/пускай. Пускай Наташа накроет на стол. Подлежащее Наташа, сказуемое – пускай накроет.

Как определить наклонение?

Чтобы отличить, какие формы наклонения имеет глагол (примеры их мы привели выше), необходимо следовать алгоритму:

  1. Внимательно прочитать предложение, обращая особое внимание на реальность или ирреальность действия.
  2. Обратить внимание на глагол сказуемое, проверить, может ли он в этом виде изменяться по временам.
  3. Обратить внимание на формальные признаки: частицы бы, пусть, суффикс -и-.

Однако следует помнить, что одно наклонение может использоваться в форме другого. Например, изъявительное в значении повелительного: Принесла мне кофе! Захватишь с собой газету. Может быть и обратная ситуация: Она возьми и выскочи из рук. В таком случае, какие формы наклонения имеет глагол, определяем исключительно по смыслу всего предложения.

Источник: //fb.ru/article/232932/kakie-formyi-nakloneniya-imeet-glagol-primeryi

Наклонение глагола

Наклонение глагола

  • Склокина Оксана Юрьевна, учитель начальных классов

Разделы: Русский язык

Тема «Наклонение глагола» в курсе русского языка занимает немаловажное место, так как изучение глагола как части речи – один из самых насыщенных разделов языкознания.

Прежде чем говорить о наклонении глагола, дети должны хорошо усвоить, что такое глагол как часть речи, знать его морфологические признаки, понять, какую роль выполняет глагол в предложении.

Данная тема изучается в шестом классе. Это возраст, когда дети очень хорошо усваивают материал через игровые технологии. Поэтому урок проводился в форме путешествия с использованием лингвистической сказки.

Сказка предваряет ознакомление с новым теоретическим материалом, перед детьми была поставлена учебно-поисковая задача, во время объяснения материала через сказку учащиеся не были пассивными слушателями, но был готовы к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы, выполнять задания.

Игровой формой оправдывается и яркое оформление урока. Считаю, что в данном случае оно целесообразно, так как оказывает эмоциональное воздействие на учеников, включает его в игровую ситуацию и в то же время активизирует мыслительную деятельность.

Подобные уроки необходимы детям среднего школьного возраста: они помогают развить воображение, творческие способности, умения логически излагать свои мысли, аргументировать, доказывать; применять полученные знания в нестандартных ситуациях; прививают интерес к изучаемой теме, воспитывают любовь к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология: игровая технология, задачи исследовательского характера.

Класс: 6.

Цели урока: ознакомить учащихся с наклонениями глагола; формировать умение различать наклонения, правильно употреблять их в речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: Изучение наклонение глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
  • Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
  • Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.

Необходимое оборудование и материалы: лингвистическая сказка с иллюстрациями, дифференцированные задания трех уровней сложности, карточки с заданиями, музыка «В гостя у сказки», учебник «Русский язык», 6 класс/М.Т. Баранов, Т.А., Ладыженская и др.

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Учитель: Загадка о глаголе (шуточное определение): «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»

Ученики: Глагол.

Учитель: Правильно. Содержится ли важная информация в данной загадке-шутке?

Ученик: Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)

Учитель: А каков же портрет глагола? Послушайте, пожалуйста, про это сказку. Звучит мелодия «В гостях у сказки» (на доску вывешивается картинка с изображением Глагола).

«Жил-был в Стране Всяческих действий царь Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил. Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?»

Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, мы станем участниками удивительного лингвистического путешествия и побываем в Стране Всяческих действий, в гостях у жителей страны Глаголии. В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмем мы с собой самые необходимые вещи – это наши знания о глаголе.

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений

Учитель: У входа Глаголии стоит светофор, который пропускает жителей. Но светофор этот необычный – в нем только 2 цвета: красный и зелёный. На зелёный цвет проходят глаголы 1 спряжения, на красный – 2.

Задание. Определить какого спряжения глаголов и какую гласную нужно вставить (перед выполнением повторить правописание безударных гласных в окончаниях глаголов) и разместить около красного или зеленого круг.

Каждый ученик получает карточку с глаголом.

Гуля.м по городу, сто.м на остановке, подъезжа.т автобус, вход.м в салон, автобус отправля.тся, держ.т курс, пересека.т улицу, уезжа.т пустой, грохоч.т грузовик, лентой бег.т машины, мы выполня.м правила движения, терп.т боль, бормоч.т под нос, открыва.т дверь, барабан.т по крыше, больно жал.т, крас.т кистью, получа.шь сполна.

Ученик: Для определения гласной в окончании глагола нужно поставить глагол в неопределенную форму и определить спряжение. Если 1 спр. – Е, в 3 л., ед. ч. – ут, ют; если 2 спр. – И, в 3 л., ед.ч. – ат, ят.

III. Постановка проблемы.

Учитель: Каждый житель нашей страны России в 14 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт. Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии.

Задание. Какие данные вы включите в такой документ? Каждый ряд должен предложить свой вариант паспорта. Перед вами предполагаемые паспортные данные жителя Глаголии. Проверьте, всё ли верно. Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

На доске:

родспряжение
времявид
склонениепадеж
лицочисло
наклонениесобственное или нарицательное
одушевлённое или неодушевлённоеинфинитив

Учащиеся проверяют список, объясняют, что является лишним, почему, потом рассказывают о глаголе как части речи, о его морфологических признаках.

Ученик: В паспорт для жителя Глаголии должны входить:

начальная форма (инфинитив), время, лицо, число, вид, спряжение.

У учащихся возникает проблемный вопрос: что такое наклонение и к какой части речи принадлежит это признак?

IV. Постановка цели темы и урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы и познакомимся с новой грамматической категорией глагола – наклонением, которая выражает отношение действия к действительности. Узнаем типы наклонений глагола, научимся употреблять глаголы в речи. Об этом послушайте продолжение нашей сказки, в которой вы тоже примете участие.

«Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают и будут работать.
Вот перед нами город. Здесь обитают самые практичные и самые справедливые жители.

Их девиз: было, есть и будет! Жители выбрали именно такой девиз, потому что это глаголы изъявительного наклонения. Они обозначают то, что происходит, происходило или будет происходить на самом деле: жили, живем и будем жить.

А изъявительным оно называется потому, что происходит наяву, действие из яви (корень -яв-).»

Задание. Через городские ворота пропустят не каждого, а только самого эрудированного гостя. Поэтому сейчас вы выполните творческую работу по группам.. Каждая группа должна написать небольшое прошение правителю города, обосновывая, зачем вам нужно обязательно попасть сюда. Условие: в своем тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения.

Ученик: (пример) «Уважаемый правитель, я хочу обязательно побывать в вашем городе. Я буду соблюдать все ваши законы, я научусь определять глаголы изъявительного наклонения, не допущу ни одной ошибки в их написании».

Учитель: Молодцы! Вы справились с этим задание. А теперь мы приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе, любящие приказывать и подчинять других.

Их девиз: Так точно! Будет сделано! Почему жители выбрали такой девиз?Здесь живут глаголы, в повелительном наклонении, которые обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить: дай, учите, пишите, читайте.

Поскольку все и всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать. Послушайте задание. Я вам диктую словосочетание с глаголов в изъявительном наклонении, а вы меняете наклонение на повелительное. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола:

Рисую солнце, люблю свой город, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

Ученики: Рисуйте солнце, любите свой город, уважайте взрослых, гордитесь своей страной, получите хорошее образование, выучите английский язык, прочитайте стихи Пушкина, дорожите дружбой.

Учитель: Я думаю, жители этого города остались довольны вами. Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к городу романтиков и мечтателей.

Если присмотреться, то мы обнаружим, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены. Девиз жителей этого города: “Если бы да кабы”.

Здесь живут глаголы, которые обозначают действие, которое может произойти только при определенных условиях: написал бы, вручил бы, прочитал бы. Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами – частица бы.

Послушайте задание жителей этого города: выпишите из предложений глаголы в форме условного наклонения.

  • Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу.
  • Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
  • Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
  • Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!
  • Наградила бы я тебя по-царски, да не послушал ты моего совета.

Учитель: Молодцы! Вот и завершилось наше путешествие по Глаголии. Жители городов наклонений прощаются с вами и благодарят вас, потому что вы хорошо изучили их характеры и особенности, а также успешно справились с заданиями.

V. Закрепление пройденного материала

1) Работа по учебнику. Чтение правила на с. 194

2) Работа по индивидуальным карточкам.

(дифференцированные задания трех уровней сложности)

1 уровень: Карточка №1

Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения.

  • прочитать
  • посидеть
  • сходить
  • делать
  • петь
  • рисовать

2 уровень: Карточка №2

«Перепутаница»: исправьте ошибки, объяснив принцип составления столбиков слов.

№1№2№3
хотел былетел быпусть бежит
игралпоиграл быпробегите
поиграешьзасмеютсяулетите
играйтеучил быиграйте
играйвыучил быушел бы

3 уровень: Карточка №3

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол. Определите их наклонение.

1. Дело мастера…Сидит(ь)ся
2. Кто любит трудиться, тому без дела не…Катат(ь)ся
3. Тот труда не боится, кто умеет…Познают(ь)ся
4. С песней и труд…Боит(ь)ся
5. Любишь…, люби и саночки возить.Кончает(ь)ся
6. Друзья… в беде.Трудит(ь)ся
7. Всё хорошо, что хорошо…Ладит(ь)ся

VI. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть глаголы, а вы:

─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянетесь к солнцe;

─ если услышите глагол в условном наклонении – прыгаете;

─ если в повелительном наклонении – наклоняетесь вниз:

  •   бегут, торопятся ручьи (тянутся)
  •   я решил бы, если б не устал (прыгают)
  •   садись напротив меня (вниз)
  •   люблю тебя, Петра творенье (тянутся)
  •   если бы вы протянули руку, то заметили бы (прыгают)
  •   появляется травка (тянутся)
  •   потянитесь к солнцу (вниз)

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков

VII. Тест

Учитель: Выполните тест:

  1. Укажите глагол в изъявительном наклонении. а) Отдохните; б) отдохнёте;

    в) думал бы;

  2. Укажите глагол в условном наклонении: а) Улыбается; б) собрался бы;

    в) отправься.

  3. Укажите глагол в повелительном наклонении: а) Тишь; б) брешь;

    в) режь.

  4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме : а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения;

    в) повелительного наклонения.

  5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения: а) Работа. . т; б) вылет . те;

    в) отправ. . тся.

Взаимопроверка тестов. Выставление оценок друг другу.

VIII. Рефлексия деятельности на уроке

Учитель: Ребята, сказка на этом уроке не заканчивается, т. к. путешествие по стране Глаголии мы продолжим. Какой конец всегда в народных сказках?

Ученики: Добро победит Зло.

Учитель: И хочется, чтобы так было всегда и в жизни. Наш урок – путешествие помог вам узнать что-то новое, закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…..»
  • Домашнее задание

IX. Сочинения.

Учитель: Я предлагаю вам пофантазировать и написать небольшие сочинения на темы:

«Если б я был волшебником». Задача – показать свои желании, фантазии.

«Я – волшебник». Задача – показать, что все твои действия были, есть и будут на самом деле.

«Я волшебник. Я повелеваю». Задача – показать, что ты приказываешь кому-либо, просишь о чем-либо.

Задание дается по группам.

16.03.2012

Источник: //xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/613415/

Как определить наклонение глагола: формы, способы, таблица с примерами

Наклонение глагола
Образование 25 декабря 2017

Как определить наклонение глагола? Это достаточно простой вопрос, хотя у многих он вызывает определенные затруднения. На самом деле, все намного проще, чем кажется на первый взгляд.

Что это?

Прежде чем вдаваться в правила, касающиеся наклонений, нужно разобраться с тем, что это вообще такое. Это особая грамматическая категория глагола, указывающая на связь между действием и реальностью. То есть это не самостоятельная часть речи, а форма глагола, показывающая уже существующее или возможное в будущем действие.

Виды и формы наклонений глаголов

В лингвистике различают следующие виды данной категории:

  • Изъявительное.
  • Сослагательное.
  • Повелительное.
  • Желательное наклонение (среднее между сослагательным и повелительным).
  • Позволительное.
  • Предлагательное.
  • Намерительное наклонение (выражающее намерение).
  • Отрицательно-просительное (выражение просьбы о том, чтобы действие не осуществилось).
  • Ирреальное (характерно для индейских и тихоокеанских языков; оно характеризует действие, которое почти свершилось).
  • Пересказательное (применяется в латышском языке; существует для переложения прямой речи в косвенную).

Первые три из приведенных наклонений будут разобраны более подробно, потому что именно они имеются у глаголов в русском языке. Однако так как всего видов целое множество, то в русском языке каждый из имеющихся обладает различными характеристиками модальности, то есть совмещет в себе несколько наклонений.

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонение – особенности

Изъявительное наклонение или индикатив – категория, выражающая процесс в любом времени. Морфологического показателя этот вид не имеет, вместо этого используются морфемы времени и лица глагола.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории – решимость, готовность, угроза и другие интонационные моменты.

Повелительное наклонение или императив – категория, отвечающая за выражение просьбы, приказа или побуждения к действию. Его также называют побудительным наклонением. У данной категориии нет форм времени, зато можно выделить формы 2 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа, то есть такой глагол сочетается с местоимением «ты», «вы» и «мы», соответственно.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории – желательность, допущение, долженствование и другие.

Сослагательное наклонение или субъюнктив – категория, обозначающая желаемый, предполагаемый или возможный процесс. У этого вида нет форм времени, но оно изменяется по числам и родам. Особенностью этого подвида является наличие частицы “бы”, то есть вопрос к глаголу звучит не “что (с)делать?”, а “что бы (с)делать?”. Поэтому данное наклонение так же называется условным.

Другие модальные характеристики этого данного подвида категории – желание, совет, сожаление.

Таблица с примерами

Приведем примеры на каждый вид наклонения глаголов в таблице.

Индикатив (изъявительное)Субъюнктив (сослагательное)Императив (повелительное)
Я пишу/писал/буду писатьЯ бы написал(а)нет форм
Ты пишешь/писал/будешь писатьнет формТы пиши!
Он/она пишет/писал(а)/будет писатьОн/она бы написал(а)нет форм
Мы пишем/писали/будем писатьнет формМы пишем!
Вы пишете/писали/будете писатьнет формВы пишите!
Они пишут/писали/будут писатьОни бы написалинет форм
особенности – не имеютсяособенности – нет форм времени и лицособенности – нет форм времени, не все формы лиц

Как определить наклонение глагола?

Определить описываемую грамматическую категорию бывает довольно сложно. Но решить эту задачу вам поможет таблица наклонений глаголов, которую мы предлагаем вашему вниманию. Нужно задать вопросы из первой колонки и найти ответы в колонках справа. Можно воспринимать это алгоритмом, объясняющим, как определить наклонение глагола.

ИндикативСубъюнктивИмператив
Что обозначаетдействие, которое было, есть или будетдействие, которое могло бы бытьприказ, просьба, побуждение к действию
В какой форме употребляетсявсе формы лица, числа, времени и родатолько формы числа и рода, всегда в прошедшем временинет форм рода, времени, только формы 2 л. ед. и мн. числа и 1 л. мн. число
Пример для наглядностиЯ кушаю/кушал/буду кушать сегодня вечеромОн бы покушал сегодня вечеромПокушай сегодня вечером!

Есть еще один простой способ. Чтобы определить наклонение глагола, нужно сначала задать себе вопрос, несет ли слово в себе приказ или побуждение? Таким образом, отсеется императив.

Далее нужно найти частицу «бы». Если ее нет, то субъюнктив тоже уберется из возможных вариантов.

Вообще изъявительное наклонение является самым часто употребимым среди остальных подвидов категории, но иногда это все же не мешает проверить.

Как видите, тема наклонений в русском языке далеко не самая простая, но и не самая сложная. Чтобы правильно определять принадлежность глалола к данной категории, нужно просто понимать, какой смысл он несет, и обращать внимание на окружающие глагол слова. Зачастую именно это и помогает сделать правильные выводы.
Источник: .ru

Источник: //monateka.com/article/265364/

Наклонение

Наклонение глагола

Н. Р. Добрушина, 2014

Наклонение – словоизменительная грамматическая категория глагола, выражающая отношение говорящего высказывания и / или отношение ситуации к реальному миру (ее реальность, ирреальность, желательность), то есть различные модальные значения (см. Модальность).

Наклонение является грамматическим средством обозначения модальных значений. Те же значения могут выражаться и лексически (например, с помощью модальных глаголов): ср. выражение желательного значения с помощью сослагательного наклонения (Полежать бы на солнышке!) или с помощью глагола хотеться (Хочется полежать на солнышке).

Категория наклонения в русском языке представлена тремя грамматическими значениями:

1) изъявительное наклонение (индикатив);

2) сослагательное наклонение (условное, кондиционалис, субъюнктив, субжонктив, конъюнктив), см. соответствующую статью настоящего сборника;

3) повелительное наклонение (императив), см. соответствующую статью настоящего сборника.

Изъявительное наклонение иногда называют прямым, в отличие от косвенных – сослагательного и повелительного.

1. Морфология

Изъявительное наклонение выражается особым набором показателей со значением числа и лица / рода. Например, в форме уходит (он уходит через час) окончание -ит имеет следующие значения: изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

Сослагательное наклонение образуется сочетанием ряда форм с частицей бы (б),а именно прошедшего времени, инфинитива, предикатива, существительного: ушел бы, уйти бы, надо бы, воды бы.

В составе сослагательного наклонения форма прошедшего времени теряет свое исходное значение, поэтому, чтобы отличить от прошедшего времени, ее иногда называют «форма на ».

Частица бы (б) может быть частью союзов чтобы (чтоб) (попросили, чтобы он ушел), кабы (устар.) и дабы (устар.). Подробнее см. Сослагательное наклонение / п.1.

Повелительное наклонение выражается с помощью показателей, которые присоединяются к основе презенса: (те) (уход-и / уход-и-те) или (те) (пей-Ø / пей-Ø-те).

Отдельные глаголы имеют также особую форму призыва к совместному действию с показателями -ем-те или -им-те (пойд-ем-те).

Имеется также ряд форм и конструкций со значением побуждения к совместному действию (давай(те) пойдем, давай ходить) и побуждения к 3-му лицу (пусть / пускай уходит). Подробнее см. Повелительное наклонение / п.1.

1.2.1. Время

Грамматическое противопоставление по времени есть только в формах изъявительного наклонения. Повелительное и сослагательное наклонения не различают времен.

Ситуация, обозначаемая сослагательным наклонением, по смыслу может относиться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему.

Форма наклонения при этом не меняется: если бы мне вчера / сегодня / завтра предложили миллион, я бы отказался. Ситуация, обозначаемая повелительным наклонением, всегда относится к будущему.

1.2.2. Лицо, число и род

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени выражаются значения лица и числа (я ухожу / ты уходишь / он уходит, я ухожу / мы уходим), в прошедшем – рода и числа (я ушел / она ушла / оно ушло / они ушли).

В сослагательном наклонении на –л (как и в прошедшем времени индикатива) выражаются значения рода и числа (я ушел бы / она ушла бы / оно ушло бы / они ушли бы).

В повелительном наклонении выражаются формы числа ((ты) уйди /(вы) уйдите).

Собственно повелительное наклонение выражает побуждение ко 2-му лицу, некоторые глаголы имеют также особую форму побуждения к совместному действию: пойдемте, уйдемте (эта форма иногда называется гортативом или императивом 1-го лица множественного числа). Другие лица императива выражаются неспециализированными формами и различными конструкциями, которые относятся к аналитическим повелительным формам:

а) 1-е лицо множественного числа: споем, давай(те) споем и давай(те) петь;

б) 3-е лицо единственного и множественного чисел: пусть споет, пусть споют.

1.2.3. Финитность

Наклонения, в отличие от времен, больше характерны для финитных форм глагола. К сослагательному наклонению, однако, могут быть отнесены также сочетания частицы бы с нефинитными формами: с инфинитивом (Скорей бы унести ноги), с предикативами, существительными, причастием и деепричастием (см. Сослагательное наклонение).

1.3. Значения, выражаемые изъявительным наклонением

Изъявительное наклонение, как правило, описывает ситуацию как принадлежащую к реальному миру.

Прошедшее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как имевшую место до момента речи:

(1) Приехал он на место незадолго до ужина, поставил в угол знамя, снял шинель и, звеня орденами, пошел с подарками к соседке. [В. Войнович. Монументальная пропаганда (2000)]

Настоящее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как имеющую место в момент речи:

(2) – А я и не волнуюсь, – быстро сказал он. [В. Аксенов. Таинственная страсть (2007)]

Будущее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как такую, которая будет иметь место после момента речи.

Поскольку будущая ситуация принципиально не может принадлежать реальности, будущее время иногда рассматривают как принадлежащее к системе косвенных наклонений, а не к изъявительному (об особом статусе будущего времени см. Модальность / п.2.3. Изъявительное наклонение и снятая утвердительность).

(3) Я буду гулять до самого утра, а когда ночь станет кончаться, пойду на горку и встречу рассвет… [С. Козлов. Правда, мы будем всегда? (1969-1981)]

Изъявительное наклонение может иметь переносное значение, например выступать в функции повелительного наклонения:

(4) В морозилке рыба / вытащишь / пускай оттает / потом Барсику дашь. [Домашний разговор // Из материалов Ульяновского университета (2007)]

1.4. Значения, выражаемые сослагательным наклонением

Сослагательное наклонение обозначает ситуацию, которая не принадлежит к реальному миру. Значение сослагательного наклонения сильно зависит от того, употребляется ли оно в независимой предикации или в придаточном предложении.

В независимой предикации сослагательное наклонение имеет либо контрфактивное значение, то есть обозначает ситуацию, которая, по мнению говорящего, принадлежит к альтернативному, воображаемому миру, либо желательное значение.

В придаточных предложениях значение сослагательного наклонения зависит от семантики союза, отношений между главным предложением и подчиненным и других факторов.

Сослагательное наклонение имеет, таким образом, три основных типа употреблений: контрфактивное (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.1), желательное (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.

2) и употребление в подчиненных предикациях. В переносном значении сослагательное наклонение может использоваться в прагматических целях, для того чтобы смягчить сообщение о коммуникативных намерениях говорящего (подробнее см.

Сослагательное наклонение / п. 2.3).

а) Контрфактивное значение сослагательного наклонения: ситуация, с точки зрения говорящего, заведомо принадлежит не к реальному, а к альтернативному миру.

(5) Ни остановиться, ни оставить камень они не могли – это было бы для всех катастрофой. [В. Быков. Камень (2002)]

(6) Если бы у меня самого не было постоянного адреса, я бы вёл себя скромнее. [А. Волос. Недвижимость (2000)]

б) Желательное значение сослагательного наклонения: ситуация не принадлежит к реальному миру, но представляется говорящему желательной.

(7) Если б он знал, как тяжело у меня на душе! [Ю. Трифонов. Дом на набережной (1976)]

(8) Лежать бы, смотреть на море и попивать холодное винцо. [В. Крейд. Георгий Иванов в Йере (2003)]

в) Прагматическое употребление сослагательного наклонения: цель – смягчить сообщение о намерениях говорящего или снизить категоричность утверждения.

(9) – Я хотел бы обратитьсясоднойпросьбой, – сказал он тихо и даже как-то руки прижал к груди. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

(10) – Да, конечно, – ответил молодой человек, легко встречаясь лучистыми ясными глазами с потяжелевшим внезапно взглядом Штерна. – Но сейчас я бы порекомендовал Георгию Матвеевичу покой. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

г) Употребление в придаточных предложениях условия (11), уступки (12), цели (13), в дополнительных (14), относительных (15) и других придаточных (подробнее см. Сослагательное наклонение / п.4):

(11) Виктор Астафьев писал: если бы миллионы крестьян только плюнули в сторону Москвы, её бы смыло вместе с Кремлём и горийской обезьяной. [Д. Драгунский. О рабах и свободных (2011)]

(12) Короче,что бы яни сделал,мояженавсегдаповторяет: – Боже,дочеготыпохожнасвоегоотца!.. [С. Довлатов. Наши (1983)]

(13) Всенасветедолжнопроисходитьмедленноинеправильно, чтобы не сумел загордитьсячеловек, чтобы человек был грустенирастерян. [В. Ерофеев. Москва-Петушки (1970)]

(14) И полярники потащили свои вещи, а мама стала кричать, чтобы Алешка шел домой одеваться. [А. Ф. Членов. Как Алешка жил на Севере (1978)]

(15) Если кого-нибудь хвалили, Валька тотчас искал причину, которая бы сделала похвалу незаслуженной. [А. Алексин. Сигнальщики и горнисты (1985)]

1.5. Значения, выражаемые повелительным наклонением

Повелительное наклонение обозначает попытку говорящего, самим фактом своего высказывания, каузировать кого-либо совершить или не совершать некоторое действие (в том числе – попытку не помешать его совершению). Чаще всего адресатом повелительного наклонения является слушающий, то есть 2-е лицо.

Ситуация, которая обозначается повелительным наклонением, не принадлежит к реальности. Повелительное наклонение используется для того, чтобы приказать, попросить, посоветовать, разрешить, сообщить о том, что говорящий не препятствует совершению действия, пожелать добра или зла. Подробнее см.

Повелительное наклонение / п.4.

а) Приказ:

(16) – Отчаливайте завтра же, на рассвете! – приказал господин Белуга. [А. Дорофеев. Эле-Фантик (2003)]

б) Разрешение:

(17) – Кури, – разрешил дед. – Какие куришь? [В. Шукшин. Калина красная (1973)]

в) Совет:

(18) – Не расстраивайтесь, Нина, не тратьте ваши нервы, – посоветовал он. [В. Аксенов. Пора, мой друг, пора (1963)]

г) Пожелание:

(19) – Будьте счастливы, Маргарита Николаевна! – она закивала головой мастеру и опять обратилась к Маргарите: – Я ведь всё знала, куда вы ходите. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

Повелительное наклонение может также иметь переносные употребления, используясь для выражения условия (20), уступки (21), долженствования (22), для обозначения неожиданности (23), (24) и др. (см. Повелительное наклонение / п.4.8) В этом случае повелительное наклонение часто относится не ко 2-му лицу.

(20) Он вёз жену из родильного отделения районной больницы, она держала на руках ребёнка, и ему казалось, что проживи он тысячу лет – он не забудет этого дня. [В. Гроссман. Все течет (1955-1963)]

(21) Иной раз так прихватит, что хоть ложись и помирай. [И. Грекова. Перелом (1987)]

(22) Вася что получит, то и пропьёт, а я крутись-вертись на свою зарплату. [И. Грекова. Перелом (1987)]

(23) Собака и кот жили-жили у хозяина да и состарились. Дело житейское, со всяким может случиться. А хозяин их возьми да и рассчитай. [Е. Л. Шварц. Два клена (1953)]

(24) …Шла вот по веранде женщина, мимоходом сорвала цветочек, небрежно сунула его в волосы, а он и придись к месту! [В. Астафьев. Веселый солдат (1987-1997)]

2. Частотность

По частотности в Подкорпусе со снятой омонимией наклонения распределены следующим образом:

изъявительное наклонение – 580 тыс. употреблений;

повелительное наклонение – 29 тыс. употреблений;

сослагательное наклонение (частица бы (б) + чтоб(ы)) – 25,5 тыс. употреблений.

3. Основная литература

  • Бондарко А.В., Беляева Е.И., Бирюлин Л.А. и др. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука. 1990.
  • Грамматика 1980 – Шведова Н.Ю. (Ред.) Русская грамматика. М.: Наука. 1980. Пп. 1472–1479.
  • Palmer F.R. Mood and Modality. 2nd edition. Cambridge Textbooks in Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press. 2001.
  • Plungian V. Irrealis and modality in Russian and in typological perspective // Hansen B., Karlik P. (Eds.) Modality in Slavonic languages. München: Verlag Otto Sagner. 2005. P. 135–146.
  • Hansen B. Mood in Russian // Rothstein B., Thieroff R. Mood in the Languages of Europe. Amsterdam–Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 2010. P. 325–341.

Источник: //rusgram.ru/%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.