На какие вопросы отвечает местоимение

На какие вопросы отвечает местоимение? Вопросы местоимения

На какие вопросы отвечает местоимение

Местоимение – часть речи русского языка, которой в школьном курсе обучения уделяется много времени. И это понятно, ведь эта тема довольно обширна, а замена имен не является единственной функцией местоимения. И по этому поводу еще в девятнадцатом веке говорил Г. Павский: «Местоимение не заменяет имени, а лишь намекает и указывает на него».

На данный момент в русском языке мнения ученых о самостоятельности данного субъекта русского языка разделяются. Одни считают его полноправной и самостоятельной, а другие распределяют, относя к другим частям речи.

И хотя вопрос остается спорным, в школе тема «Местоимение» открывает детям независимую часть речи, которая лишь соответствует некоторым признакам существительных, числительных и прилагательных.

Определение

В школе учеников знакомят с этой составляющей русского языка, дав ей такое определение: “Местоимение – самостоятельна часть речи, которая может употребляться вместо имени существительного, прилагательного, наречия и числительного, определяет характеристики предмета, указывает на предмет или явление, изменяется по падежам и родам. Другими словами, указывает на предмет, но не называет его имени. В предложении может выступать в роли любого члена”.

Например:

  • Я (подлежащее) хочу танцевать.
  • Это он (сказуемое).
  • Никита – мой (определение) сын.
  • Учительница вызвала его (дополнение) к доске.
  • До каких пор (слово «каких» в составе обстоятельства) все это продолжится?

Итак, для начала следует разобраться, на какие вопросы отвечает местоимение. Ответ на этот вопрос достаточно прост: какую часть речи заменяет, на те вопросы и отвечает.

Замена существительных

Местоимения-существительные отвечают на вопросы имени существительного.

Также они имеют род, соответствующий предмету, на который они указывают. Причем этот предмет может быть как одушевленным, так и неодушевленным, иметь единственное или множественное число.

Кроме того, такие местоимения, вопросы которых “кто?” и “что?”, могут изменяться в зависимости от того, в каком падеже употребляются в предложении.

И если идет указание на предмет без его определения, то оно отвечает на вопросы “кто?”, “что?” В устных высказываниях и на письме употребляют следующие заменяющие слова: “ты”, “вы”, “он”, “она”, “они”, “кто-то”, “что-то”, “некто” или “нечто”.

Склонение местоимения с признаками существительного по падежам

Им.п.онаонтыкто-то
Р.п.еееготебякого-то
Д.п.ейемутебекому-то
В.п.еееготебякого-то
Тв.п.еюимтобойкем-то
Пр.п.о нейо немо тебео ком-то

Замена прилагательных

Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы указанной части речи, перенимая у нее все грамматические признаки. Как правило, в предложении при описании какого-либо явления или предмета используются такие заменяющие слова: “этакий”, “чей-то”, “самый”, “ничей”, “твой”, “мой”.

Например: “Мои (чьи?) цветы”.

Так же как и местоимения с признаками существительного, прилагательные местоимения могут изменяться по родам, падежам и числам и описывать одушевленные и неодушевленные предметы и всевозможные явления.

Склонение местоимений с признаками прилагательного по падежам

Им.п.этакийсамыйтвоймой
Р.п.этакогосамоготвоегомоего
Д.п.этакомусамомутвоемумоему
В.п.этакогосамыйтвоймой
Тв.п.этакимсамымтвоиммоим
Пр.п.об этакомо самомо твоемо моем

Замена числительных

Достаточно часто в высказываниях местоимениями заменяют числительные. В этом случае эта часть речи отвечает на вопрос «сколько?» и указывает на неопределенное число: “много”, “мало”, “несколько”.

Например: “Много (сколько?) ромашек и несколько (сколько?) роз”.

Такие местоимения тоже изменяются по падежам, что в свою очередь увеличивает список вопросов, на которые оно может отвечать.

Склонение местоимений с признаками числительного по падежам

Им.п.стольконесколько
Р.п.столькихнескольких
Д.п.столькимнескольким
В.п.стольких, стольконескольких, несколько
Тв.п.столькиминесколькими
Пр.по столькихо нескольких

Личное местоимение

Первое знакомство детей с этой частью речи происходит примерно во втором классе, где отводится отдельная тема для частей речи, и по ней проводится урок русского языка. Местоимение, как правило, детям представляют словом «я», а в процессе обучения пополняют список.

Так как по грамматическим признакам местоимения не образуют единой группы, то относительно синтаксической роли и значению их делят на несколько разрядов. Одним из таких являются личные или, как их еще называют, указательные, это:

  • 1-е лицо – “я”, “мы”;
  • 2-е лицо – “ты”, “вы”;
  • 3-е лицо – “она”, “они”, “он”, “оно”.

Именно на этих местоимениях и заканчивается первое знакомство, а о других разрядах ученики узнают в старших классах.

У таких местоимений, как “я” и “ты”, нет ни грамматического рода, ни множественного числа, а “мы” и “вы” употребляются в значении “я и еще кто-то” или “ты и еще кто-то”. Для определения рода следует рассмотреть, на кого именно указывает автор высказывания.

В прошлые времена достаточно часто слово «мы» употреблялось в отношении одного человека для придания речи торжественности, сейчас же его применяют для ироничности. А вот слово «вы» до сих пор существует как форма вежливости.

Местоимения 3-го лица зачастую являются лично-указательными, а потому имеют категорию рода.

Возвратное местоимение

4 класс школьной программы русского языка предусматривает знакомство детей с таким разрядом местоимений, как возвратные, или дополняющие, местоимения. Они не имеют ни рода, ни числа, ни формы именительного падежа.

Однако склоняется такое местоимение по типу слова «ты» и употребляется в предложении в качестве дополнения исключительно в косвенных падежах.

Чтобы определить, на какие вопросы отвечает местоимение этого разряда, нужно разобраться с его падежом.

Притяжательное местоимение

Эта группа, так же как и личные местоимения, делится на три лица. Так, к первому относятся слова «мой», «наш», ко второму – «твой», «ваш», а третье лицо определяется словом «свой».

Морфологические характеристики этой группы состоят в том, что они могут иметь и род, и число.

Также они склоняются по падежам: «мой», «твой» и «свой» склоняются аналогично прилагательному «синий», а «наш», «ваш» – по типу слова «старший».

В винительном падеже во множественном числе такие местоимения, как правило, имеют двоякие формы. Для одушевленных существительных употребляют слова: “моих”, “твоих”, “ваших”, “наших”, “своих”; а для неодушевленных – “твои”, “мои”, “наши”, “свои”, “ваши”.

Например: “Она увидела своих родственников. Он нашел свои книги”.

Указательное местоимение

4 класс школьной программы предполагает знакомство детей и с этой группой местоимений: “тот”, “этот”, “такой”, “таков”, “столько”, “сей”, “эдакий”, “оный”. Все эти слова употребляются для указания на какой-то предмет, его признак или количество из числа однородных описаний. Многие из них могут внести в высказывание восклицание. Например: “Эдакий ты хитрец!”

Рассматривая указательные местоимения “тот” и “этот”, легко определить, какой из них указывает на более близкий и далекий предмет или событие. Относительно морфологических особенностей эти слова могут употребляться в разной родовой форме и числе.

Местоимения “такой” или “таковой” чаще всего используются для указания на уже упомянутый предмет, его признак или действие. Эти слова также имеют формы рода и числа, а изменение по падежам производят по типу слова «тверской».

Вопросительно-относительные, отрицательные и неопределенные местоимения

Вопросы таких местоимений имеют много вариаций, и сами местоимения в предложении выступают в качестве вопросительных и относительных слов: “кто”, “какой”, “который”, “что”, “сколько”, “чей”. Например: “Кто там стучит? Что тебе надо?”

Морфологические особенности местоимений “кто” и “что” состоят в том, что они не имеют ни рода, ни числа. “Кто” в данном случае употребляется в отношении одушевленного предмета, а “что” – неодушевленного. Склонение слова “кто” производят по типу слов “это” и “этот”, а “что” – по типу слова “весь”. Исходя из изменения по падежам, можно понять, на какие вопросы отвечает местоимение.

От этой группы местоимений при помощи приставки “не-“, которая пишется слитно, префикса “кое-“, частиц “-то”, “-либо”, “-нибудь”, которые пишутся через дефис, образуется другой ряд слов, которые относятся к неопределенному разряду.

Это такие местоимения, как “некто”, “нечто”, “что-либо”, “кто-либо”, “что-то”, “какой-то”, “кто-нибудь”, “кое-какой” и другие подобные сочетания. Некоторые из них могут указывать на одушевленность, другие имеют форму рода и числа.

Местоимение “некто” всегда стоит только в именительном падеже и не склоняется.

От группы вопросительно-относительных местоимений при помощи частиц “ни” и “не” образуется еще одна группа, ее называют отрицательной.

Какие вопросы у местоимения этого разряда? Ответ уже должен быть понятен: вопрос зависит от падежа. А вот правописанию здесь стоит уделить особое внимание.

Итак, если отрицательная частица местоимения не разделена с ним предлогом, то слово пишется слитно. Например: “Некого винить. Никто не пришел. Делать было нечего”.

Причем от поставленного ударения в этих местоимениях зависит не только смысл слова, но и частица, которую нужно употреблять.

В случае, если отрицательная частица отделена предлогом, то пишется она отдельно: “ни для кого”, “не с кем” и так далее.

Определительные местоимения

Исходя из вышенаписанного, не трудно догадаться, на какие вопросы отвечает местоимение определительного характера. Это все те же вопросы падежей. Особенности склонения таких местоимений, как “сам”, “самый”, “весь”, “всякий”, “каждый” и “иной”, заключаются лишь в разнице окончаний в винительном падеже относительно одушевленных и неодушевленных предметов.

Источник: //autogear.ru/article/137/613/na-kakie-voprosyi-otvechaet-mestoimenie-voprosyi-mestoimeniya/

Что такое притяжательное и указательное местоимение? на какой вопрос отвечает притяжательный падеж?

На какие вопросы отвечает местоимение

Что такое притяжательное и указательное местоимение? на какой вопрос отвечает притяжательный падеж?

Притяжательный падеж отвечает на вопрос чей?

Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т. д.); столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т. д.); там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.

Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

это местоимения-прилагательные;притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам ( мой, моя, моё, мои, моего и т. д.).

При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их .

Местоимения-указывают на признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?

Притяжательные местоимение 2-го лица твой (твоя, твоё, твои) указывает на принадлежность предмета собеседнику

Указательное местоимение  этот, эта, это, имеет форму множественного числа  эти, а местоимение  тот, та, то имеет форму множественного числа.

Интервью с одноклассником на любую тему!

Я: !

Он:

я-ты сделал домашню работу?

он-Да, конечно!

я-Было сложно?

он-Да нет.

я-мне сказали, что вы вчера гуляли. Это так?

он-Да я вчера гулял.

я-какая была погода.

он-Великолпная, особенно когда падал снег

я-спасибо за интервью

он-не за что, общайтесь.

Катя: -Саша здравствуй, мне задали написать интервью с любым из одноклассников. Я выбрала тебя. Ты согласен?

Саша: – Да, Катя, конечно, спрашивай. Что тебя интересует?

К.: -Ну во-первых мне бы было интересно узнать, чем ты занимаешься в свободное время?

С.: Ну обычно после школы, я иду к своему дургу и мы играем на гитарах. Я очень люблю играть на гитаре, хотя ты же знаешь, я “бассист”

К.: О, да конечно, я об этом знаю. Все об этом знают! Я помню, как на прошлом концерте ты “зажёг” весь зал своеё музыкой. СКажи, а тебе страшно выходить на сцену?

С.: Честно говоря, то когда я выхожу на сцену что бы что-то сказать, то да, мне очень страшно. Мне кажется, что я сейчас запнусь, или скажу что-нибудь не так. Но когда я выхожу с гитарой, я чувствую себя как рыба в аквариуме.

К.: Н у ясно. скажи, а на каких ещё инструментах ты умеешь играть?

С.: Ну ещё я умею играть на скрипке, фортепиано, аккустической и электро- гитарах.

К.: О, ты очень одарённый человек. Большое спасибо, что помог с интервью. Я узнала о тебе много чего интересного.

С.: не за что. Обращайся.

К.: Хорошо и ты тоже обращайся. 

Page 3

ЗАДАНИЕ:

Сочинение-миниатюра на тему: “Удивительное рядом”

День был пасмурный. Я как всегда в субботу, ехала к бабушке на дачу рейсовым автобусом. Рядом шла женщина, в одной руке у неё была тяжёлая сумка, а другой она держала девочку лет 5-6. Девочка была очень не довльна, тем что в такой день мама не оставила её дома с любимой компьютерной игрой. Она упиралась и отказывалась идти. Что бы попытаться немного развлечь её мама начала рассказывать ей, то, что впринципе видела, но как-то загадочно, с “изюминкой”… 

-Ой, смотри, берёзка. А ты знаешь сколько пришлось ей пережить, ятобы вырасти? Сначала она была маленьким зёрнышком, которое принесла птичка в клювике два гда назад. И оставила здесь. А видишь тот дуб? Видишь, как он раскачивает свою крону? Слышишь, как шуршат его листья? Это он говрит тебе и мне, что берёщка его дочка.

Так вот после того, как зёрнышко принесла птичка, дуб заботлся о нём. В жаркий зной прятал он солнца. В бурю, уже подросший росток берёзки прятал он сильного ветра. А видишь траву, которая играет капельками росы? Она, хочет сказать, что прикрывала корни берёзки и грела их, когда той было холодно. Так вот, берёзка росла и росла.

И однажды маленький мальчик пришёл и отрвал у неё ветку. Берёзке было так больно, как помнишь, когда ты год назад сломала руку?  Но сейчас она уже пережила эту боль, рана зажила. Через некоторое время берзка превратиться в белостволую-красавицу, котрая будет радовать приезжих своим внешним видом. Всё удивительное рядом, надо тоглько уметь заметить.

– сказала мама уже успокоившейся девочке.

ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ:

Источник: //uhschool.ru/2247

На какие вопросы отвечает местоимение?

На какие вопросы отвечает местоимение

Местоимение отве­ча­ет на вопро­сы той части речи, вме­сто кото­рой оно исполь­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии. Укажем, на какие вопро­сы отве­ча­ют местоимения-существительное, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

Чтобы пра­виль­но поста­вить вопрос к место­име­нию, сна­ча­ла выяс­ним, какие сло­ва отно­сят к это части речи.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства, кон­крет­но их не назы­вая.

Исходя из это­го опре­де­ле­ния, мож­но понять, что место­име­ния — это слова-указатели. В выска­зы­ва­нии они исполь­зу­ют­ся «вме­сто име­ни»: имён суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и чис­ли­тель­ных. В свя­зи с этой спо­соб­но­стью заме­щать сло­ва дру­гих частей речи ука­жем

Каждая груп­па место­име­ний име­ет свои мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки и отве­ча­ет на соот­вет­ству­ю­щие вопро­сы, свя­зан­ные с той частью речи, вме­сто кото­рой упо­треб­ля­ет­ся.

Вопросы к местоимениям-существительным

В одних слу­ча­ях по неко­то­рым грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам эта уни­каль­ная часть речи соот­вет­ству­ет суще­стви­тель­ным, но толь­ко ука­зы­ва­ет на неоду­шев­лен­ный пред­мет или лицо. В рус­ском  язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют местоимениями-существительными.

С вече­ра Дима нако­пал чер­вей. Сегодня (кто?) он стал спо­за­ран­ку и пошел на озе­ро удить рыбу. Первым на крю­чок (кому?) ему попал­ся шуст­рый ёршик.

К местоимениям-существительным при­над­ле­жат сло­ва раз­ных раз­ря­дов:

  • лич­ные место­име­ния — я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное место­име­ние себя;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния — кто? что?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния — кто, что;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния — никто, ничто, неко­го, нече­го;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния — некто, нечто, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-либо и пр.

Большинство ука­зан­ных место­име­ний изме­ня­ют­ся по паде­жам. В пред­ло­же­нии к ним в роли под­ле­жа­ще­го, как и к суще­стви­тель­ным, зада­дим вопро­сы кто? что?

В нашу дверь (кто?) кто-то гром­ко сту­чит.

(Что?) Что-то мельк­ну­ло в ноч­ном небе.

Если место­име­ние име­ет фор­му кос­вен­но­го паде­жа, в пред­ло­же­нии оно высту­па­ет в роли допол­не­ния и отве­ча­ет на вопро­сы:

  • р. п. нет (кого? чего?) меня, чего-нибудь;
  • д. п. отдам (кому? чему?) мне, чему-нибудь;
  • в. п. возь­мем с собой (кого? что?) меня, что-нибудь;
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (кем? чем?) мной, чем-нибудь;
  • п. п. узна­ем (о ком? о чём?) обо мне, о чём-нибудь.

Если место­име­ние ука­зы­ва­ет на место, то оно явля­ет­ся обсто­я­тель­ством и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? и пр.

Примеры

Предложи (кому?) ей лиш­ний билет на кон­церт.

Что ты зна­ешь (о ком?) о нём?

Я кате­го­ри­че­ски не согла­сен (с чем?) кое с чем в этих рас­суж­де­ни­ях.

В жар­кую пого­ду дети при­шли на озе­ро. (Где?) Возле него уже собра­лись люди, что­бы поза­го­рать и иску­пать­ся.

Вопросы к местоимениям-прилагательным

Местоимения-прилагательные ука­зы­ва­ют на при­знак или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту и отве­ча­ют на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

К этой груп­пе отне­сем место­име­ния в соот­вет­ствии с их раз­ря­дом по зна­че­нию:

  • при­тя­жа­тель­ные место­име­ния — мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния — какой? чей? кото­рый? каков?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния — кото­рый, какой, чей, каков;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния — неко­то­рый, некий, какой-либо, какой-то, чей-то, чей-либо, чей-нибудь;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния — ника­кой, ничей;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния — этот, тот, такой, сей;
  • опре­де­ли­тель­ные место­име­ния — сам, самый, весь, вся­кий, дру­гой, любой, иной, каж­дый.

Эти место­име­ния по грам­ма­ти­че­ской фор­ме напо­ми­на­ют при­ла­га­тель­ные и точ­но так же, как сло­ва этой части речи, изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и чис­лам.

 Единственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родЖен. родСр. род
И. п.неко­то­рыйнеко­то­раянеко­то­роенеко­то­рые
Р. п.неко­то­ро­гонеко­то­ройнеко­то­ро­гонеко­то­рых
Д. п.неко­то­ро­мунеко­то­ройнеко­то­ро­мунеко­то­рым
В. п.неко­то­рый
(неко­то­ро­го)
неко­то­рая
(неко­то­рой)
неко­то­рое
(неко­то­ро­го)
неко­то­рые
(неко­то­рых)
Т. п.неко­то­рымнеко­то­ройнеко­то­рымнеко­то­ры­ми
П. п.о неко­то­ромо неко­то­ройо неко­то­ромо неко­то­рых

В пред­ло­же­нии местоимения-прилагательные выпол­ня­ют роль опре­де­ле­ния.

(Какая?) Какая-то птич­ка гром­ко запе­ла в кустах мали­ны.

По это­му вопро­су нас не устро­ил (чей?) ничей ответ.

Вопросы к местоимениям-числительным

Местоимения-числительные ука­зы­ва­ют на коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко?

К этой груп­пе отне­сем несколь­ко слов. Укажем их раз­ря­ды по зна­че­нию:

  • вопро­си­тель­ное место­име­ние сколь­ко?
  • отно­си­тель­ное место­име­ние сколь­ко;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния столь­ко, столько-то;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния сколько-то, сколько-нибудь; несколь­ко.

Эти место­име­ния не име­ют грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий рода и чис­ла, а толь­ко изме­ня­ют­ся по паде­жам.

ПадежиМестоимения-числительные
И. п.ско́лькостоль­ко
Р. п.ско́лькихстоль­ких
Д. п.ско́лькимстоль­ким
В. п.ско́лькостоль­ко
Т. п.ско́лькимистоль­ки­ми
П. п.о ско́лькихо столь­ких

В пред­ло­же­нии местоимения-числительные обра­зу­ют с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа сло­во­со­че­та­ния, кото­рые явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щим, допол­не­ни­ем или обсто­я­тель­ством. В соот­вет­ствии с син­так­си­че­ской функ­ци­ей зада­дим нуж­ный вопрос к соче­та­нию место­име­ния с суще­стви­тель­ным.

Примеры

 (Кто?) Несколько воро­бьев гром­ко чири­ка­ли под кры­шей дома.

Скажи на про­ща­ние хоть (что?) сколько-нибудь слов.

(Сколько? Как дол­го?) Несколько меся­цев от него нет ника­ких изве­стий.

Добавить сайт в избранное

Источник: //RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/kakie-voprosy-otvechaet.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.