«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Сочинение Мысль семейная в романе Война и мир Толстого

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Роман великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир» затрагивает очень много различных тем, актуальных и по сей день. Одно из ключевых мест в романе занимают родственные связи.

Семейная мысль была возведена в абсолют и является одной из центральных линий романа. Лев Николаевич всячески старается подчеркнуть тот удивительный фактор, что большой народ состоит из маленьких людей, сохраняющих самобытность и уникальность русской души.

Автор преподносит читателю семейство Ростовых как идеал настоящей дворянской семьи. У графа Ростова большая семья из пяти детей, считая приемную племянницу. Каждый член семьи – добрый, отзывчивый человек. Дети воспитываются в простоте, а ворота усадьбы всегда открыты для гостей. Это семейство является лакмусовой бумажкой семейных ценностей в таком виде, в котором их воспринимал Толстой.

Основными защитниками Отечества и патриотами своей страны выступает семейство князей Болконских. Суть всей жизни Николая Болконского – безудержное и преданное служение своей стране и Государю.

Будучи солдатом в душе, он чтит спартанские традиции и ценит те же качества в других людях. Уникален случай, когда его сын, Андрей, уходит на войну.

Несмотря на то, что он оставляет беременную жену дома, отец благословляет его, так как интересы государства выше семейных.

Полной противоположностью им Толстой ставит семейство Курагиных. Они везде ищут выгоду и не стесняются плохо отзываться даже о своих детях. Для них цель всегда оправдывает используемые средства, а алчность отца привела к взрослению недостойных детей.

Старый граф семейства Безуховых имел множество внебрачных детей, а состояние было огромным. Под маской любви и привязанности, потенциальные наследники окружают заботой умирающего старого Безухова, надеясь на свою долю наследства.

Только Пьер пользовался любовью отца больше других, поэтому получил образование за рубежом. На фоне остальных «наследников» он выглядит порядочным. Предвидя склоки и борьбу, умирающий граф лично подает прошение Александру I, чтобы признать Пьера единственным наследником.

Так Пьер Безухов стал одним из самых богатых людей России.

Семейная мысль стала основополагающей в романе «Война и мир», показывающая фундамент государственной основы в виде отдельно взятых семей.

Вариант 2

Одной из ключевых тем произведения является история семейных связей, представленная на примере нескольких поколений семейств Болконских, Ростовых и Курагиных.

Члены семьи Ростовых описываются автором как истинные образцы нравственных и моральных качеств человека, образующие некую оболочку живого и активного участия в судьбе друг друга.

Истоками графского семейства Ростовых, по утверждению писателя, являются взаимопонимание и готовность к любой поддержке, искренняя любовь в гармонии с собственной натурой. В доме царит атмосфера взаимоуважения, нежности, гостеприимства.

Окруженные лаской и родительской заботой многочисленные дети Ростовых воспитываются добрыми и порядочными людьми, которым свойственны преданность и верность близким людям, патриотизм по отношению к родной стране.

Семья Болконских представляется писателем немного в другом разрезе, нежели семейство Ростовых. В ней присутствует любовь, но проявляется она не с такой долей нежности. Дети воспитываются по принципу двух добродетелей, деятельности и ума, и подчиняются строгому порядку, установленному главой дома.

Старший князь Болконский самостоятельно занимается обучением дочери, прививая ей знания различных наук.

Взаимоотношения домочадцев выстроены в ровном и спокойном тоне, где каждый член семьи занимает свое место и выполняет свои домашние обязанности.

Болконские, будучи людьми чести и справедливости, проявляют мужество и патриотизм во время событий Отечественной войны, а князь Андрей погибает, получив смертельное ранение. 

Полной противоположностью семей Болконских и Ростовых представляется автором семейство Курагиных. Представители Курагиных отличаются отсутствием настоящих человеческих чувств и качеств, им не свойственны сопереживание, забота о близких, способность искренне и преданно любить.

Ведя праздный образ жизни, и старший Курагин, и его дети ищут в любом деле лишь собственную выгоду, не брезгуя приспособленчеством, цинизмом и обманом. Патриотические чувства к родине и к событиям, происходящим в родной стране, им чужды.

Автор представляет семью Курагиных как пример недостойного и низменного поведения в обществе, противопоставляя им членов семей Болконских и Ростовых.

Раскрывая характеры героев романа и показывая их взаимоотношения в семьях, писатель объясняет смысл семейной гармонии, основанной на любви, взаимопонимании, заботе о близких.

Мысль семейная в романе Толстого Война и мир

Роман Толстого “Война и мир” повествует нам о событиях отечественной войны, и войны с Францией. В большинстве своём в произведении описываются вещи связанные с войной, убийствами, и прочей жестокостью. Но в этом произведении нашлось место и простым житейским вещам. В произведении прекрасно описаны жизнь и быт трёх светских семей, конкретно в данный период Российской истории.

Автор рассказывает в произведении о доле, нелёгкой доле, которая выпала на жизнь людей в то время. Много людей страдали из-за нападков иностранных интервентов. Толстой хорошо описывает всю ту жесткость, которую проявляли люди в то нелёгкое время. Но благодаря близким людям народ сохранял рассудок.

В большинстве своём семьи, описанные в произведении, являются частью аристократии и проблема недостатка чего- либо во время войны их не задело.

Но так как война явление страшное, она влияла на многих людей, пускай не материально, но психически точно.

  Многие люди попросту не выдерживали сильного давления и у них попросту случался нервный срыв, что конечно подкашивало настроение в семейных узах и настрой окружающих  в целом.

Также в данных семьях были люди, которые категорически не соглашались со всем, что происходило во время войны.

Эти люди одним своим присутствием подкашивали настроение окружающих, из-за чего возникали постоянные конфликты. На этой почве мы видим проблему разрозненности близких людей, которую обсуждает Толстой в своём романе.

Он говорит о том, что несчастья должны объединять людей, но, как правило, оно ещё сильнее их разъединяет.

Впрочем, в произведении рассказывается история тесно связанная с историей нашей родины, и  с тем, что происходило с людьми в то время, и как изменился их быт. Толстой старался передать, что даже несмотря на все несчастья люди, стараются бороться за выживание и за выживание своих родственников.

Через своё произведение он старается дать нам представление об истинной близкой дружбе, любви, родственных узах и прочем, о чём людям необходимо помнить в такое нелёгкое время. Именно это, по моему мнению, пытался передать Толстой в своём произведении. Рассказывая нам о теме семьи в своём романе он даёт нам ясное представление об этой самой семье и такой, какой она должна быть.

В своём сочинении я анализировал произведения Толстого “Война и мир” размышляя на тему семейной проблематики и семьи. После чего пришёл к выводу, что Толстой пытается привить читателю своё видение семьи, и её структуры как ячейки общества.

← История создания романа Война и мир← Утро изменившее жизнь После бала↑ Толстой ЛевВера Ростова в романе Война и мир →Характеристика и образ Пьера Безухова →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir

Сочинение. «Мысль семейная» в романе «Война и мир»

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

..

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.

В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семеиных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских.

Толстой изобразил в своем романе всю русскую нацию сверху донизу, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом.

Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, — предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого-князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства.

Он — представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек.

Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так:“А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так, .

оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”. Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света.

Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья.

Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья.

Ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость.

Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором.

Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность.

Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи.

Хотя род Болконсикх должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”. Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым.

Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль. Князь Василий — расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безу-хова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.Дочь князя Василия — Элен — типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, — это ее салон и светские приемы.Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.

Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи.

Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность.

Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории.

Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/tolstoj-l-n/sochinenie-mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir/

“Мысль семейная” в романе “Война и мир”

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Вступление Семья Ростовых Семья Болконских Семья Курагиных Новые семьи в романе Вывод

Вступление

Роман ” Война и мир ” Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года.

Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории.

Поэтому “мысль семейная” в романе “Война и мир” Толстого является одной из главных.

Л. Н. Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

Семья Ростовых

Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья

Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений.
Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга.

Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее.

“…красивая Вера презрительно улыбнулась…”, – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения “ко всяким там нежностям”.

Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.

Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность “мысли семейной” в “Войне и мире”.

Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество.

Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.

Семья Болконских

В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства.

Старый князь Николай Болконский считал: “Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум”.

Все в их семействе подчинялось строгому порядку – “порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности”. Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.

Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына.
Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.

Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: “Трудно тебе с ним?” Марья отвечала: “Разве возможно судить об отце?.. Я так довольна и счастлива с ним!”

Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии.

Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.

Семья Курагиных

Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: “Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви”.

Светская красавица Элен дурна душою, “блудный сын” Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет “дураком”. Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге.

Князь Василий признается: “Мои дети – обуза моего существования”. Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.

О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.

Новые семьи в романе

В конце романа “Война и мир” Л. Н. Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую.

“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое”, – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась.

А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.

Вывод

После написания сочинения на тему “Мысль семейная в романе “Война и мир”” я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.

Источник: https://ege-essay.ru/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir/

«Мысль семейная» в романе «Война и мир» — сочинения для 10 класса

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

  1. Вступление
  2. Семья Ростовых
  3. Семья Болконских
  4. Семья Курагиных
  5. Новые семьи в романе
  6. Вывод

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года.

Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории.

Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.

Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.