Москва и москвичи в романе «Мастер Маргарита»

Москва и москвичи в романе “Мастер Маргарита”

Москва и москвичи в романе «Мастер  Маргарита»

Введение Москва как место действия Изображение представителей Массолита и варьете Образы москвичей в романе В заключение

Введение

Москва в “Мастере и Маргарите” Булгакова не зря выбрана основным местом действия романа. Вторым служит Ершалаим. В древнем городе несет свои светлые идеи Иешуа, в Москве 30 годов – “гастролирует” Воланд, сокрушаясь, “что люди совсем не изменились”.

Москва была в то время культурным центром, сердцем страны. Соответственно, и ее жители воплощали основные черты современников писателя, возможно именно потому Булгаков выбрал ее городом, где напишет свой великий роман мастер и куда совершит визит Воланд и его свита.

Москва как место действия

Изображение Москвы в романе происходит в двух плоскостях: Москва, как место действия, и Москва сатирическая, овеянная легким юмором, показана будто наизнанку. Изображая городские пейзажи, Михаил Булгаков берет лишь те краски и полутона, которые способны не просто очертить декорации, а и подчеркнуть настроение, атмосферу романа и его героев. Это и цвета, и ощущения, и

даже запахи, как запах сирени, что перекочевывает из древнего Ершалаима в современную Москву.

Вспомним начало романа. Это май 30-х годов. Но уже стоит безумная жара. Действие начинается в “час небывало жаркого заката”. Жара и раскаленная Москва вызывают ощущение тревоги, ожидание неких событий, которые не заставляют себя долго ждать.

А при встрече мастера с Маргаритой, Булгаков описывает мрачный проулок, “грязную желтую стену”, тысячи идущих чужих людей, чтобы показать темное мрачное одиночество главных героев, в котором они пребывали до встречи.

Описание Москвы подчеркивает настроение героев и тонкий юмор писателя. Например, в описании ” Грибоедова “, как прозвали Массолитовцы пресловутый Дом Грибоедова, не может не вызвать улыбку “на дверях первой же комнаты” рисунок – “карась, попавшийся на уду”.

Множество дверей со странными записями “Запись в очередь на бумагу к Поклевкиной” или “Квартирный вопрос” с большими очередями перед ними иронично обрисовывают дом творчества и бюрократию, царящую в нем. В доме литературы на самом деле нет литературы.

Лишь формальности, бумаги, бланки да “квартирные вопросы”.

Становится ясно, почему таким ужасным показался мастеру этот мир пресловутого “творчества”, в котором его встречает “девица со скошенными от постоянного вранья глазами”, а провожает “смущенно хихикая и смотря, будто моя щека раздута флюсом” редактор.

Изображение представителей Массолита и варьете

Создавая декорации для своего романа, писатель не жалеет и красок юмора, иногда переходящего в сатиру, а иногда превращающегося в дружескую насмешку, сочувствие.

Булгаковская Москва в романе ” Мастер и Маргарита ” совсем не скрывает своих недостатков и несовершенств. Так, бывший дом великого Грибоедова – теперь дом Массолита, где определяют писатель человек, или нет по наличию удостоверения, а в доме Герцена так и вовсе сделали ресторан.

Представители “Ассоциации литературы”: Берлиоз и Латунский, другие критики и “великие литераторы”, настолько приземлены, что когда дело доходит до разговора о доме литературы вспоминают не творчество, а гастрономические излишества в виде “порционных судачков” и “яиц-коккот” да привилегии, что дает им “членский билет с золотой широкой каймой”.

Мастер вспоминает этот мир критиков и литераторов с ужасом. Он, принесший им свой роман, в который вложил душу, в ответ получает низкопробную критику и насмешки, поле которой, ослабевший рассудком, сжигает свой роман.

Образ Москвы в “Мастере и Маргарите” проникается нотами осуждения и сатиры, когда Булгаков показывает людей искусства и массовой культуры – представителей варьете Лиходеева, Варенуху, Римского. Степа Лиходеев пьяница и лжец.

За сою подлую натуру он будет наказан Воландом, что внезапно перенесет его в Ялту, а Варенуха и вовсе станет вампиром. Но, не смотря на то, что эти персонажи понесли справедливое наказание, их образы вызывают грусть.

Казалось бы, в самом центре великой страны представители культуры должны быть людьми как минимум моральными и одухотворенными. А на деле же мы видим шайку подлецов и трусов, которых интересует лишь свое теплое местечко да забавы.

Образы москвичей в романе

Москва и москвичи в “Мастер и Маргарита” довольно сильно контрастируют с мастером и его внутренним миром. При этом, практически нет различий с людьми Ершалаима. И сейчас, и две тысячи лет назад, люди все так же желали обогащения, шли на поводу толпы и стремились не пропустить зрелища.

В московских главах и гастролях Воланда москвичи поддаются на искушения и ведут себя так, как и ожидает Воланд. Как ни странно, его это совсем нее радует, даже наоборот, “темных дел мастер” грустно взирает на то, как сходит с ума казавшаяся приличной публика варьете.

Господа вызываются в драку за падающие деньги, приличные благовоспитанные дамы бросаются надевать невиданные заморские платья, которые окажутся иллюзией. При чем. Где то на уровне подсознания люди осознают, что все это проделки умелого фокусника, но все равно идут на поводу своих желаний.

Михаил Булгаков в своем фантасмагорическом романе удивительно виртуозно чередует бытовые сцены с монументальными сценами Ершалаима и бала Воланда.

Так, летящая Маргарита заглядывает в окно коммунальной кухни, где за не вовремя выключенный свет ссорятся женщины. Мистическое сплетается с реальными ежедневными событиями, образы дьявола и его свиты теряются в толпе обычных москвичей.

Пожалуй, словами Воланда с ноткой грусти “Люди как люди, такие же, как и раньше” говорит о жителях Москвы сам автор.

В заключение

В романе “Мастер и Маргарита” Москва 30 годов выступает основным местом действия. Город и его герои не только становятся фоном для событий романа, но и принимают участие в нем.

В изображении города Михаил Булгаков использует и сатиру, и юмор, осуждение и теплые ноты.

Здесь живет и творит мастер, здесь он встречает Маргариту, которая станет его “тайной женой и музой”. Сюда прибывает Воланд, чтобы раскрыть москвичам глаза на их низменные желания. Москва в романе “Мастер и Маргарита” будто выступает отдельным персонажем. Она живет, дышит сиренью и “абрикосовой водой”, меняет свое настроение вместе с героями.

Источник: https://ege-essay.ru/moskva-i-moskvichi-v-romane-master-margarita/

Урок литературы в 11 классе по

Москва и москвичи в романе «Мастер  Маргарита»

«Три мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели: показать особенности композиционной структуры романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”; понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа, уяснить нравственные уроки М.Булгакова, способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.

Оборудование: презентация, видеоматериал.

« Я – часть той силы, что вечно хочет зла

и вечно совершает благо»

«Фауст» Гёте

«Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?»

М. Ю. Лермонтов

1.Вступительное слово учителя

«Рукописи не горят…» — с этой верой в силу искусства умирал писатель М. А. Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю.

 Роман «Мастер и Маргарита», вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, настолько многогранен, что в привычные рамки и схемы не укладывается.  В нем совместились философия, фантастика, сатира, политика, любовь; переплелись дьявольское и божественное.

Вряд ли найдется человек, для которого все тайны романа, все загадки решены.

Действие романа разворачивается сразу в нескольких мирах. Цель нашего урока: разобраться в предназначении каждого мира и найти «место» главных героев Мастера и Маргариты.

Многие исследователи выделяют в романе три мира, три уровня реальности. Назовите их.

– Определите принадлежность героев романа к одному из трех миров. (Работа в группах. Составление таблицы.)

   Система образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Современный      Московский мир         Древний    Ершалаимский  мир    Потусторонний             мир
«Носители истины»
      «Ученики»
      Доносчики
       Правители, принимающие  решения          
      «Палачи»
     Животные
      Служанки

Г е р о и    р о м а н а : Мастер, Маргарита, Понтий Пилат, Иешуа, Крысобой, Наташа, Гелла, Низа. Кровьев-Фагот, кот Бегемот, Азазелло, Воланд, Афраний, Иуда, Алоизий Могарыч, Левий Матвей, Иван Бездомный (Понырёв) и др.

– Как связаны между собой эти три мира? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита. Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.)

–  Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов. Ради чего писатель делает столь сложные построения? Попробуем разобраться.

2. Аналитическая беседа. Работа в группах.

В час необычайно жаркого заката на Патриарших прудах начинается наше знакомство с Москвой 30-х годов. И вслед за Иванушкой, несущимся по улицам, забегающим в коммуналки, видим этот мир.

1 группа. Московский мир – Москва 30-х годов 20 века.  

-Что за время перед нами? Как и чем живут москвичи? Каков язык этих глав? Какой подтекст мы можем найти?

– В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

– Какие странности приключились с Берлиозом и Иваном Бездомным?

Проблемный вопрос: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.)

– С какой целью посещает Воланд и его свита Москву? Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры?

Индивидуальные сообщения:

·         Степа Лиходеев (гл.7)

·         Варенуха (гл.10,14)

·         Никанор Иванович Босой (гл.9)

·         Буфетчик (гл.18)

·         Аннушка (гл.24,27)

·         Алоизий Могарыч (гл.24)

Вывод: Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно. Наказание в самих людях

2 группа.  «Евангельские» главы – 1 год нашей эры.

Что же лежит в основе человеческого поведения — стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью? Если жизнь соткана из случайностей, можно ли ручаться за будущее, отвечать за других? Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах. «Евангельские» главы — своеобразный идейный центр романа.

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду дворца Ирода Великого в ненавидимом им городе Ершалаиме вышел прокуратор Иудеи, сын звездочета, всадник Понтий Пилат,..»

-Каким изображает Булгаков Пилата? Как раскрывает характер Пилата его портрет?

– Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа  и в конце их встречи?

– Вспомните  сцену допроса. Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?

– Каково главное убеждение Иешуа?

– Почему Пилат пытается спасти Иешуа от казни?

– Почему Пилат утверждает смертный приговор?

-За что наказан Пилат? Каково наказание? («Трусость — самый тяжкий порок», — повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу»)

Проблемный вопрос: В чем вы видите отличие «евангельских» и «московских» глав? Чем схожи Ершалаим и Москва? (Два мира очень похожи, хотя и отделены временем. Одинаково описаны два города (тучи, гроза , пришедшая с запада). Разная одежда, разные привычки разные дома, Но суть людей одна. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.)

Два мира связаны между собой, Связаны Мастером, угадавшем и написавшем роман,

– Чем Мастер похож на Иешуа? (Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман).

Два мира связаны между собой и той силой зла, которая присутствовала всегда и везде.

Мы входим в третий мир — мир потусторонней силы.

3 группа. Мир потусторонней силы – вечный.

Проблемный вопрос: Главный вопрос, который нас интересует: «Нечистая сила в романе – это зло или добро?»

– С кем пришел Воланд на землю?

– Какая действительность в Москве? Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы

– Кого искушает Воланд? Кого погубил? Кого наказал?

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

– Какова же роль Дьявола и его свиты в романе? У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали..  Воланд не предает, не лжет, не сеет зла.

Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать.  Именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

– Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире? Проблема смысла жизни.

– Давайте посмотрим, что произошло после исчезновения Воланда из Москвы. Наказание-то закончилось. Вернулся Римский, Варенуха перестал быть вампиром, излечились пациенты клиники Стравинского. Значит, не только для наказания не устоявших перед искушением нужен Воланд. Он оставил предупреждение. А наказание — внутри.

–         Рухнул в черный провал Воланд, по лунному лучу уходил отпущенный на свободу Мастером Понтий Пилат. Но Мастер не с ними. Где же место Мастеру и Маргарите?

4 группа. Мастер и Маргарита

– Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?Покой,обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс. Но характер покоя неясен.Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины.

Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него.

– Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! Маргарита – земная, грешная женщина.

Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Только она из героев не имеет двойника? Почему? (Её образ неповторим.

Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть.)

– Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Во имя чего совершает она подвиг? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.

– А что такое любовь? Любовь – второй путь(после творчества) в сверхреальность, то, что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии.

– Найдите в тексте подтверждение этому.

Вывод: Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь

 – Какое же главный вывод романа? Каждому воздастся по заслугам. На этом построен мир. Бог в ваших душах — СОВЕСТЬ. Она не дает  совершить злые дела и защитит от всяких искушений.

3. Итоги урока.

– все планы книги объединены проблемой добра и зла; – темы: поиска истины, тема творчества

– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются

Источник: https://tania4info.jimdo.com/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%BA-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%B2-11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%83-%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5/

Почему в Москву явился Воланд Роль потусторонних сил в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Москва и москвичи в романе «Мастер  Маргарита»

Наша кнопка

Скачать материал

Булгаков М.А.

Всем хорошо памятно начало романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Вскоре этим двоим, литераторам Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному, пришлось встретиться с неизвестным иностранцем, о наружности которого впоследствии были самые противоречивые показания очевидцев. Автор же дает нам его точный портрет: «…

Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.

Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый — почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой Словом — иностранец».

Здесь отсутствует традиционная хромота дьявола, но присутствуют непременные неправильности в облике и серый цвет одежды. А в дальнейшем мы узнаем, что у неизвестного, появившегося на Патриарших, еще и разные по цвету глаза.

Вскоре незнакомец представляется незадачливым литераторам как профессор Воланд, однако они даже не запоминают его имя — одно из редких имен сатаны.

Воланда подавляющее большинство москвичей так и не опознает в его истинном качестве, принимая «князя тьмы» за гипнотизера и фокусника. Все отрицательные персонажи московских сцен романа так и не понимают, кто же именно появился на Патриарших прудах в роковой майский вечер.

Воланда как сатану узнают только Мастер, Маргарита да начинающий прозревать свое невежество Иван Бездомный, после гибели Берлиоза однозначно связавший таинственного иностранца с нечистой силой.

Почему же Воланд со своей свитой посетил Москву? Ответ на

этот вопрос сатана частично дает во время сеанса черной магии в •театре «Варьете». Он заявляет, что хотел узнать, насколько жители Москвы изменились внутренне за последнее время. Воланд и его помощники очень точно выявляют людские пороки.

Как только они обнаруживают в душе человека червоточину, он становится их легкой добычей, будь то председатель жилтоварищества дома 302-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, квартирная скандалистка Аннушка-Чума, профессиональные доносчики барон Майгель и Алоизий Могарыч или закостенелый бюрократ Прохор Петрович, функции которого с успехом выполняет его костюм.

Потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» обнажают человеческие пороки, помогая сатирическому обличению суровой советской действительности 20 — 30-х годов. Воланда и его свиту в романе не узнают те персонажи, над которыми смеется Булгаков. Сатана и его подручные в «Мастере и Маргарите», по сути, не творят зла.

Они только обнажают существующие пороки и наказывают их обладателей — редактора-конъюнктурщика Берлиоза, хапугу-взяточника Босого, предателя и доносчика барона Майгеля. Последнему Воланд на балу весеннего полнолуния предрекает печальное будущее: «…Разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности.

Говорят, что она в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее чем через месяц.

Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно». После этого Азазелло хладнокровно расстреливает незадачливого барона.

Потусторонние силы в романе только немного ускоряют ход событий, результат которых уже предопределен неблаговидными деяниями людей. Подобно Майгелю, наказан. Берлиоз — глава тех литераторов, которые затравили гениального Мастера. Наказан за то, что принес торговлю, жажду материальных благ, конъюнктурщику в святой храм литературы. И в то же время Воланд со своими помощниками берет под покровительство подлинный талант и настоящую любовь. Только в его мире находит желанную награду — покой автор романа о Понтии Пилате, только там Мастер соединяется навеки со своей возлюбленной.

И еще одну важную роль играет в «Мастере и Маргарите» потусторонний мир.

В композиции романа он связывает друг с другом высокий мир древней евангельской легенды, воплотившийся в ершалаимские главы, и его сниженное подобие — современный Московский мир, где людские пороки стали куда мельче, а их обладатели выглядят часто смешно и жалко.

Ведь именно Воланд рассказывает литераторам на Патриарших начало истории Иешуа и Пилата, буквально совпадающее с соответствующими главами романа Мастера.

Сатана, познакомив Ивана Бездомного с высоким учением Га-Ноцри о том, что все люди добрые, заставил Ивана Николаевича усомниться как в своем поэтическом предназначении, так и в справедливости антихристианских теорий, которые навязывал ему Берлиоз. Воланд оказывается самым удивительным дьяволом в истории человечества, ибо знакомит атеистов с учением Иисуса Христа и даже карает их за неверие, Берлиоза — смертью, Бездомного — сумасшествием.

Нам очевидно, что потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» выступают не носителями зла, а покровителями таланта, любви, искренней веры, разоблачителями людских пороков. Именно для этих целей и появились в современной Булгакову Москве Воланд со свитой.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/pochemu-v-moskvu-yavilsya-voland-rol-potustoronnih-sil-v-romane-.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.