«Морозко» главные герои сказки

На какие жертвы пришлось идти актерам, снимавшимся в фильме-сказке «Морозко»

«Морозко» главные герои сказки

Кадр из фильма «Морозко»

Знаменитую картину от гибели спас ее главный «злодей» – актер Георгий Милляр, сыгравший Бабу-ягу

Вышедший в 1965 году на экраны фильм-сказку «Морозко» Александра Роу сразу оценили не только дети, но и взрослые, которые отвечают за кинематографические награды.

Картина получила главный приз «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов; в 1966 году на Всесоюзном кинофестивале «Морозко» признали лучшим детским фильмом; Консультативный совет по кинематографии США вручил ему награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра, а Стивен Спилберг, восхищаясь спецэффектами ленты, назвал нашу картину предтечей многих киношедевров американской фабрики грез.

А ведь в процессе создания актерам и всей съемочной группе пришлось пережить немало тяжелых и даже опасных моментов, да и сам фильм мог погибнуть, так и не дойдя до зрителя.

Настенькой могла стать Надежда Румянцева

Артиста на роль Морозко нашли сразу: режиссер Александр Роу нисколько не сомневался, что им должен быть актер Александр Хвыля, высокий, колоритный, с густым внушительным голосом.

После выхода сказки на экраны Хвыля стал самым главным Дедом Морозом Советского Союза: он много лет «отработал» на кремлевских елках, его узнавала детвора и очень радовалась появлению любимого персонажа.

Александр Хвыля. Кадр из фильма «Морозко»

Поиски девушки, которая должна была сыграть робкую, милую и безответную Настеньку, продлились недолго: Роу увидел 15-летнюю балерину и фигуристку Наталью Седых, исполняющую «Умирающего лебедя», и сразу решил, что именно такая актриса ему и нужна.

Но, чтобы отстоять ее кандидатуру, пришлось побороться: худсовет во что бы то ни стало хотел видеть в этой роли уже прославившуюся в фильме «Девчата» Надежду Румянцеву.

Юная Наташа Седых не нравилась киношному начальству — нет опыта, тихий робкий голосок, какая из нее актриса! Да и молоденькая слишком.

Но Роу, всегда очень тщательно подбиравший актеров, проявил упорство, ведь он твердо решил: в его сказке будет именно такая Настенька! И победил. Правда, попросил гримеров чуть-чуть «состарить» девушку, чтобы она выглядела взрослее.

Наташу долго не хотели отпускать на съемки из хореографического училища: там все строго, учениц держат в ежовых рукавицах, а тут пришлось дать Наташе «вольную» на несколько месяцев.

Как «Настенька» чуть не осталась без ресниц

Снег в сказке был настоящим, без шуток: на Кольском полуострове зима всегда холодная и снежная. А Настенька и Иванушка должны были сниматься посреди сугробов в легких одежках — в сарафанчике и тонкой рубашке. Съемочной группе приходилось после каждого эпизода отогревать замерзших артистов.

«Ледяные» ресницы Настеньки делали при помощи обычного клея. Кадр из фильма «Морозко»

Впрочем, для Натальи Седых главным испытанием стал даже не холод, а необходимость гримировать ресницы: иней, который зритель видит на глазах Настеньки, – это грим, наложенный при помощи обычного клея. Для Натальи самой мучительной процедурой было удаление этого клея, она чуть вовсе не лишилась ресниц.

А еще юная Наташа влюбилась в своего партнера Эдуарда Изотова, игравшего Иванушку. Любовь была безответной, и девушка очень страдала.

Эдуард Изотов и Наталья Седых в фильме «Морозко». Кадр из фильма «Морозко»

Как Инна Чурикова рыдала после просмотра фильма

Инна Чурикова в роли Марфушеньки. Кадр из фильма «Морозко»

Пожалуй, самым ярким персонажем всенародно любимой сказки можно назвать Марфушеньку — родную дочку злой старухи. Молодую Инну Чурикову привела на съемочную площадку ассистентка режиссера.

Александр Роу сразу поставил перед ней миску с орехами: грызи! И девушка, страстно мечтавшая сыграть в сказке знаменитого режиссера, с таким темпераментом принялась за дело, что никто не смог удержаться от смеха.

Чурикову утвердили, и Марфушенька в ее исполнении получилась неподражаемой.

Посмотрев на себя из зрительного зала, Инна Чурикова, не выдержав, расплакалась навзрыд. Она показалась себе грубой, некрасивой, плакала и повторяла: «Кто же меня теперь замуж возьмет, такую страшную!»

Молодая актриса тогда даже не подозревала, какой знаменитостью она станет, а ведь именно «Морозко» проложил ей путь на большой экран.

«Нет, не прынцесса. Королевна!». Кадр из фильма «Морозко»

Съемки в этой сказке вообще дались Инне Михайловне нелегко: например, сидя в лесу, под елью, Марфушенька должна была грызть яблоки, но их забыли положить в мешок. Актрисе пришлось аппетитно хрустеть сырым луком, а, чтобы легче было его жевать, она запивала лук разбавленным молоком. Испытание для истинных актеров…

Как Баба-яга совершила подвиг

И, конечно, одной из самых ярких звезд сказки «Морозко» стала колоритная Баба-яга — уникальный актер Георгий Милляр. Ради большей достоверности своего персонажа актер был готов на любые жертвы: сидел на гриме по шесть часов, а однажды гримеры сожгли ему лицо перекисью водорода. При 30-градусном морозе снимался в легких лохмотьях.

Никто даже не сомневался в его таланте, но была у актера известная русская «слабость». Роу ругался, запрещал местным продавщицам отпускать Милляру алкоголь, но ничего не помогало: продавщицы не могли отказать любимому артисту, который каждый раз придумывал новые хитрости и неизменно был навеселе.

Но после одного происшествия Александр Роу сразу простил Милляру все нарушения дисциплины. Киногруппа проживала в частном доме с подвалом, в этом подвале хранился весь отснятый материал. В один из дней в доме прорвало трубу, вода хлынула в подпол.

Фильм мог запросто погибнуть, если бы не находчивая «Баба-яга»: раздетый Милляр, у которого в тот день был выходной, в 20-градусный мороз бегал босиком по снегу, вытаскивая из подвала драгоценные пленки.

Промокший, окоченевший артист не ушел, пока не убедился в том, что «Морозко» спасен.

Георгий Милляр в роли Бабы-яги. Кадр из фильма «Морозко»

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43137415621

Краткое содержание Морозко, главные герои, смысл сказки

«Морозко» главные герои сказки

«Морозко» – сказка, которая имеет много самых разных сюжетных разновидностей. Классики русской литературы любили этот жанр и поэтому занимались своей обработкой сюжетов. Известная обработка «Морозко» есть и у Льва Толстого. Два варианта были записаны в сборнике «Народные русские сказки» А. Афанасьева.

Первый вариант он записал в Новгородской губернии, второй – в Курской. По сюжету «Морозко» был даже снят замечательный одноименный детский фильм.

Исследователями подсчитано, что эта сказка в каждом регионе звучит по-разному и существует где-то около четырех десятков русских версий, украинских – только тридцать, белорусских – одиннадцать.

Народные былички

Раньше крестьяне боялись сверхъестественных сил Мороза и почти до XIX века стремились его задобрить с помощью киселя. Но потом к этому мифологическому персонажу постепенно утратился интерес, однако форма волшебной сказки осталась и не забылась.

Существует еще один вариант «Морозко», сказка эта была записана со слов крестьянки-сказительницы Анны Федоровны Дворецковой. Собиратели народного фольклора узнали, что в их семье вечерами во время прядильных или ткацких работ рассказывались сказки.

Эта интерпретация вошла в книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест» (1950 г.).

Краткое содержание «Морозко» в обработке Л. Толстого

Жили-были старик и старуха. У старика была своя дочка, и у старухи была своя дочка, которая что ни сделала, все ее по головке гладят, а падчерице за все доставалось, она и за скотиной смотрела, и печь топила, и избу убирала, в общем, всю грязную работу по дому выполняла. Но старухе злой и ворчливой угодить просто было невозможно, и решила она падчерицу свою совсем со свету сжить.

Однажды повелевает она своему слабому и бесхарактерному старику, чтобы он свез свою дочку в лес на трескучий мороз, лишь бы глаза ее не видели. Старик затужил и заплакал, но бабку свою боялся пуще смерти и даже перечить ей не мог. Тогда запряг он лошадь, посадил в сани свою дочку и повез ее бездомную в лес. А потом скинул ее прямо в сугроб возле большой ели.

Морозко

Краткое содержание «Морозко» можно продолжить тем, что бедная девица сидит под елью и сильный озноб ее пробирает. Потом видит она – Морозко с ветки на ветку поскакивает, потрескивет и пощелкивает. И в скором времени он очутился возле девицы и стал хитро так расспрашивать о том, тепло ли ей? Она смиренно отвечала ему, что ей очень тепло, и назвала его ласково – Морозушко.

Тогда Мороз стал опускаться еще ниже и потрескивать пуще прежнего. И опять он девицу спрашивает о том, не замерзла ли она? Но она опять отозвалась по-доброму, назвав его батюшкой и Морозушкой, и уверила его, что ей тепло. Тогда Морозко еще ниже опустился и сильнее затрещал.

И опять к ней обратился со своими расспросами о том, тепло ли ей, красной девице? А девица-то еле говорить стала и совсем от холода окоченела, а потом, обратившись к нему, по доброте душевной голубчиком Морозушкой назвала и опять успокоила его, сказав, что ей очень тепло.

Вознаграждение за терпение и доброту

Тогда сжалился Морозко над ней, накинул на нее теплую шубу и согрел пуховыми одеялами.

Краткое содержание «Морозко» дальше повествует о том, что в это время в доме старухи поминки идут полным ходом, она печет блины и посылает деда привезти его окоченелую дочку из леса, чтобы похоронить.

Приехал старик на место и видит, что его дочка стоит румяная и веселая, в собольей шубе, в золоте и серебре, а рядом полный короб с подарками богатыми. Старик сильно обрадовался, посадил дочку в сани, загрузил все ее богатство и повез домой.

Искушение

Как увидела старуха, что старикову дочку в серебре да в злате везут, то сразу велела запрягать другие сани и везти ее дочку на то же самое место. Старик так и поступил, он повез свою падчерицу в лес и вывалил ее опять под той же елью.

Сидит девица, мерзнет, зубами стучит. А Морозко в лесу потрескивает и пощелкивает да на старухину дочь поглядывает.

А потом и спрашивает, тепло ли девице, а она отвечала, что ей студено и ой холодно! Морозко ниже опускается и пуще прежнего пощелкивает да потрескивает и опять спрашивает девицу о том, тепло ли ей. Тогда она закричала о том, что у нее руки и ноги отмерзли.

А Морозко совсем прихватил и еще сильнее ударил. Девица совсем застонала о том, чтобы Морозко проклятый сгинул и пропал. Тогда рассердился он да так сильно хватил, что дочь старухина совсем окостенела.

Заканчивается краткое содержание «Морозко» тем, что утром чуть свет старуха зовет к себе старика, чтобы тот немедленно ехал за ее дочерью да привез ее в злате и серебре. Старик запряг сани и поехал, а собачка под столом тявкает о том, что старикову дочку скоро женихи в жены возьмут, а старухиной дочки в мешке косточки везут.

Когда дед вернулся, подбежала старуха к саням его, приподняла рогожку, а там дочь ее мертвая лежит. Завопила старуха, но уже поздно было.

Справедливость

Эта русская народная сказка входит в школьную программу по литературе. Главные герои сказки «Морозко», как и положено, есть и положительные, и отрицательные, иначе ее было бы неинтересно читать.

В сюжете представлена вариация истории о гонимом человеке (падчерице), к которому на выручку приходит чудесный помощник (Морозко) и за его доброту, кротость, смирение и трудолюбие награждает.

А другого человека (дочку старухи), гордого, корыстного и злобливого, он наказал.

Мачеха, конечно же, в этом народном произведении – главное исчадие зла и подстрекательница, к которой тоже пришло воздаяние. Ее муж – подвластный человек, который не может ей сопротивляться в силу слабости своего характера, его тоже судьба не обидела.

Эта история несет явно воспитательный и нравственный характер, который очень легко прочитывается. Смысл сказки «Морозко» заключается в том, что торжество справедливости рано или поздно, но обязательно наступит, и каждый получит воздаяние по делам его, как говорят, кто что посеет – то и пожнет.

Сказка «Морозко»: отзывы

Конец сказки достаточно трагичен, если не сказать жесток.

Русские народные сказки, «Морозко» в том числе, повествуются от лица народа, который во все века осуждал зависть, жадность и угнетение беззащитного.

По отзывам, поведение отрицательных героев, таких как мачеха и ее дочка, вызывает в душе читающего отторжение несправедливости, а наказание воспринимается, наоборот, как торжество справедливости.

Вообще, очень много дискуссий вызывают русские народные сказки, «Морозко», например, как и многие другие, якобы очень уж кровожадные и жестокие, в которых утверждаются сомнительные идеалы в виде кротости вместо напористости, а еще акцент ставится на материальных благах.

Чтобы оградить ребенка от излишней жестокости, по мнению некоторых родителей, нужно не давать детям читать подобные истории. Отрицательные главные герои сказки «Морозко» вроде как служат плохим примером для подражания.

Однако надо понимать, что это наше древнее наследие, так сказать, народный фольклорный скарб, и сюжет поэтому обусловлен реалиями того очень примитивного и темного времени. Тогда такая жестокость была оправдана, так как она ставила перед собой цель наставлять подрастающее поколение, и чем ярче краски, тем глубже было воспитательное воздействие.

Мудрость веков

Надо отметить главное в этой теме: сказки всегда хранили многовековую мудрость народа, и задача современных педагогов – не оборвать ту нить, которая связывает поколения, и помочь юному читателю прочитать, правильно понять и с почтением отнестись к народной мудрости сказок, придуманных нашими предками.

Источник: https://autogear.ru/article/271442/kratkoe-soderjanie-morozko-glavnyie-geroi-smyisl-skazki/

Смысл сказки Морозко

«Морозко» главные герои сказки

Мы воспринимаем сюжеты сказок буквально — поэтому считаем их детским жанром. Смысл же сказок — и смысл сказки «Морозко» в том числе — куда более глубокий. Зачастую мы даже представить не можем, что сюжеты, герои и предметы подавляющего большинства всеми нами известных сказок выросли практически из первобытных времен.

Сейчас психологи начали использовать сказкотерапию для лечения. Один из методов — выяснить у клиента, какое произведение ему нравится больше всего и на основании этого разбирать личностные проблемы.

Так что в сказке «Морозко» психология такова — если это одна из ваших любимых сказок, то вам вполне могут сказать про проблемы с матерью, болезненную ревность к братьям-сестрам, раннее замужество, чтобы поскорее уйти из родительской семьи и т.д. Это все очень интересно, и в этом определенно что-то есть. Да, но! — не спешите ставить себе диагнозы.

«Иногда банан, это просто банан». Например, лично мне очень нравится эта сказка, при том, что я не имею ни одной из вышеперечисленных проблем — просто потому что она ассоциируется с Новым Годом. По этой же причине я люблю «Двенадцать месяцев».

Кратко напомню сюжет. Жили-были старик со старухой и двумя дочерьми — дочерью старика Настенькой и дочерью старухи Марфушкой.

Мачеха, как водится, постоянно притесняет добрую и работящую падчерицу, а конце концов когда она становится соперницей Марфушки за красавца Ивана, заставляет старика отвезти ее зимой в лес и там оставить.

Когда Настенька почти замерзла, появляется Морозко, который приветливо с ней разговаривает, но одновременно подвергает испытаниям — морозит ее еще сильнее и спрашивает «Тепло ли тебе, девица?» Вежливая Настенька отвечает «Тепло, Мороз-батюшка».

Тронутый Морозко одаривает Настеньку богатым приданным, надевает свою шубу и возвращает домой. Марфушка тоже хочет подарков и отправляется в лес, но грубит Морозко, за что он ее наказывает и с позором отправляет восвояси.

Сюжет сказки морозко

Задумайтесь! Сказочные сюжеты едины для всего мира! Мы встречам одних и тех же персонажей (просто с другими именами) в России, Европе, Америке, Африке, в Китае, Индонезии, Египте, среди эскимосов, на островах Тихого океана и т.д.

В любой точке земного шара люди из поколения в поколение пересказывают друг другу одно и то же. Это значит, что происхождение сказок случилось в настолько древние времена, когда само человечество еще было единым.

Сюжет сказки «Морозко» не исключение — ведь ее смысл не в рассказе о волшебнике из зимнего леса, а о сверхестественном существе, которое подвергает героев испытанию. У Братьев Гримм есть аналог в виде Госпожи Метелицы, у Андерсена — Снежная Королева.

Если мы изучим фольклор других континентов — в нем будут похожие герои. Только с другими именами и в других условиях. Но те же волшебники будут испытывать похожих героев в схожих ситуациях.

«…И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.И настолько, что если сравнить египетские мифы и «Бандитский Петербург»

Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух».

(Oxxxymiron «Тысячеликий герой»)

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д.

обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад).

 Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я.

Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д.

Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

Славянский бог морозко

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти.

Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста.

Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать.

У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет.

Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

Главные герои сказки «морозко»

Главных героев сказки «Морозко» шесть — дед, бабка, дочь деда Настенька, дочь бабки Марфушка, Иван и сам Морозко. За всеми стоит множество символов. Первое, что бросает в глаза — большая разница в возрасте между родителями и детьми.

Настенька и Марфуша — девушки на выданье, значит совсем юные, потому что раньше супружеская жизнь разрешалась с момента появления месячных, то есть с 13-14 лет. Обычно так и женились. До 20 «в девках» не сидели. Поэтому их родители тоже должны быть очень молодыми — то есть около 35 лет, а то и меньше.

Но они изображаются, как старик и старуха. Неспроста, конечно.

Из предыдущих статей про символизм сказок вы можете помнить, что Мужчина — это символ логики, разума, интеллекта. Женщина — символ эмоциональной сферы, души. Поэтому Царь — апофеоз мужского начала, Царица — женского.

Обычно в сказках 2 поколения — Царь и Царевич, Царица и Царевна. Они обозначают необходимость смены старого закостенелого сознания новым.

Конфлик Старухи с падчерицей — это аллюзия на вечный конфликт поколений, когда старое «упертое» мышление не желает знать о новых веяниях.

В «Морозко» Старик — символ старого, ограниченного сознания, находящегося в полном подчинении Старухи — такого же отжившего, неуправляемого эмоционального начала. Поэтому ему и в голову не приходит защитить дочь перед мачехой — он слишком инертен, зашорен.

На смену Старику и Старухе давно должны были прийти сын и дочь в виде нового мышления и новой эмоциональной сферы. Поэтому в сказке также есть Иван — жених Настеньки, сама Настенька и Марфуша. Иван и Настя сменят стариков, Марфушка станет копией Старухи.

Ну а Морозко — это та самая сверхестественная сила, которая проведет обряд инициации через символическую смерть в лесу. В более древней версии сказки дочь Старухи погибает.

По мере развития общества, одной из движущих сил которого является развитие идеи гуманности и сострадания, Марфушка просто возвращается домой с позором, в санях, запряженных поросятами, и с сундуками, в которых вместо приданного вороны.

Настеньку же Морозко богато одаривает. Он дает ей шубы, расшитые золотом и серебром. Шуба — символ защиты от зимы, то есть от смерти. Золотое шитье, золото — символ истины, мудрости, мужского начала. Серебро — символ отраженной мудрости, тайных знаний, духовной сферы, женского начала. Все это приобретает Настенька, успешно прошедшая обряд инициации и испытания Морозко.

Хотя в современной сказке очень трудно узнать древние символы, сложно представить, что речь о жизни, смерти, посвящении и пр., но обратите внимание на скрытые подсказки. Одна из основных — птичка, прикоснувшаяся к посоху Морозко и превратившаяся в льдинку. Это и есть намек на то, что Морозко несет смерть и каждый должен пройти испытание ею, чтобы перейти на новый этап своего существования.

Источник: https://witchykitchen.ru/smysl-skazki-morozko/

Краткое содержание

«Морозко» главные герои сказки

«Морозко» – сказка, которая имеет много самых разных сюжетных разновидностей. Классики русской литературы любили этот жанр и поэтому занимались своей обработкой сюжетов. Известная обработка «Морозко» есть и у Льва Толстого. Два варианта были записаны в сборнике «Народные русские сказки» А. Афанасьева.

Первый вариант он записал в Новгородской губернии, второй – в Курской. По сюжету «Морозко» был даже снят замечательный одноименный детский фильм.

Исследователями подсчитано, что эта сказка в каждом регионе звучит по-разному и существует где-то около четырех десятков русских версий, украинских – только тридцать, белорусских – одиннадцать.

Краткое содержание «Морозко», главные герои и смысл сказки

«Морозко» главные герои сказки

  «Морозко» — сказка, которая имеет много самых разных сюжетных разновидностей. Классики русской литературы любили этот жанр и поэтому занимались своей обработкой сюжетов. Известная обработка «Морозко» есть и у Льва Толстого. Два варианта были записаны в сборнике «Народные русские сказки» А. Афанасьева.

Первый вариант он записал в Новгородской губернии, второй – в Курской. По сюжету «Морозко» был даже снят замечательный одноименный детский фильм.

Исследователями подсчитано, что эта сказка в каждом регионе звучит по-разному и существует где-то около четырех десятков русских версий, украинских — только тридцать, белорусских – одиннадцать.

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.