Морфологический разбор существительного

Морфологический разбор существительного

Морфологический разбор существительного

Подробности Создано: 15 июля 2015 66214

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение – предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе.

У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата –  нет брата), у неодушевлённых – винительный и именительный (вижу книги – лежат книги).  

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом.

Группы  конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.  

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

-А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ – это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

-А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ – это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

-О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ – это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

-А, -Я – это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор – все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму – средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот – коты, чудо – чудеса, человек – люди, новое пальто – новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди – слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год – это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса – слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса – это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных – слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить – слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

План морфологического разбора существительного

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:Постоянные (П.п.):- разряд: собственное или нарицательное,одушевлённое или неодушевлённое;- род,- склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – числе,

– падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа.

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульварПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- Д.падеже.

3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветокПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – мн.числе,- Им.падеже.

3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улицаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ж.род,- 1 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- Пр.падеже.

3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

— Что с тобой, Алёша? — сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): АлёшаПостоянные (П.п.):- собственное,- одушевлённое;- м.род,- 1 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – Им.падеже.

3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву!

1. (В) Москву – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): МоскваПостоянные (П.п.):- собственное,- неодушевлённое;- ж.род,- 1 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): СибирьПостоянные (П.п.):- собственное,- неодушевлённое;- ж.род,- 3 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофеПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- несклоняемое,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): времяПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ср.род,- разносклоняемое,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и – давай о литературе.

1. Шахматы – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматыПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- нет рода,- нет склонения,- имеет только мн.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребятаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- нет рода,- нет склонения,- имеет только мн.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахарПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- м.род,- 2 склонение,- имеет только ед.число.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – В.падеже.

3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учительПостоянные (П.п.):- нарицательное,- одушевлённое;- м.род,- 2 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- И.падеже.

3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда.

1. Балда – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балдаПостоянные (П.п.):- нарицательное,- одушевлённое;- общий род,- 1 склонение.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- И.падеже.

3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную.

1. (В) прачечную – существительное, т.к. обозначает предмет.2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечнаяПостоянные (П.п.):- нарицательное,- неодушевлённое;- ж.род,- склоняется как прилагательное.Непостоянные (Н.п.):употреблено в – ед.числе,- В.падеже.

3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)”Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль “Ну, погоди” и я увидел Светулю в костюме зайца, я потерял голову.

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях.

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория, обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля, узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути, ошеломленные отъездом, сидели по своим купе, в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина.

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка…

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. – 2002. – № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. – 2002. – №3.

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/435-morfologicheskij-razbor-sushchestvitelnogo

Морфологический разбор существительного: пример, основные моменты

Морфологический разбор существительного

Морфологический разбор существительного, пример которого мы рассмотрим в данной статье, – очень популярный вид работы на уроках русского языка. Дело в том, что таким образом можно без труда понять, насколько хорошо учащиеся ориентируются в теме относительно данной части речи.

Что же охватывает морфологический разбор слова (существительного)? Примеры предоставлены вашему вниманию.

Имя существительное как часть речи

Имя существительное весьма распространено в русском языке. Оно призвано называть предметы и явления, которые окружают человека. А их очень много. Четверть всех слов, которые мы употреблям, приходятся именно на существительные.

Отвечает эта часть речи на вопросы: “кто?” или “что?”. Все зависит от того, одушевленный предмет или нет. Кроме того, не нужно забывать и о падежных вопросах.

https://www.youtube.com/watch?v=mFsDwIZazqU

Проводя морфологический разбор существительного (пример его мы продемонстрируем немного позже), следует учесть, что могут выделяться несколько значений этой части речи:

  1. Конкретные. Они обозначают осязаемые предметы, например: книга, журнал, стол, человек, птица.
  2. Вещественные. Обозначают какое-либо вещество – кофе, сахар, вода, шелк.
  3. Отвлеченные. Обозначают явления, которые невозможно осязать: мысль, любовь, учение, плач.
  4. Собирательные. Означают множество как целоеи – студенчество, детвора, мошкара, листва.

Постоянные и непостоянные признаки: в чем разница

Любой морфологический разбор слова, с примерами или без, включает в себя перечисление признаков. У любой изменяемой части речи они будут подразделяться на постоянные и непостоянные.

Дело в том, что практически любая часть речи (кроме деепричастия и наречия) может менять свою форму. Имя существительное также подвержено изменению. В зависимости от грамматического строя предложения, мы употребляем различные окончания – это называется формообразованием. Подобные признаки и будут непостоянными. Для имени существительного это числа и падежи.

Непостоянные морфологические признаки являются неизменными вне зависимости от грамматики. Существительное всегда будет определенного рода (мужского, среднего либо женского) или склонения (первого, второго или третьего). Кроме того, однозначно можно говорить о его одушевленности или неодушевленности, а также о том, собственное оно или нарицательное.

Общеграмматическое значение

Доказать, что перед нами конкретная часть речи нужно обязательно, с этого начинается морфологический разбор существительного. Пример:

Мы летели самолетом до места отдыха.

Самолетом (чем?) – имя существительное, потому что обозначает предмет.

Кроме того, необходимо указать начальную форму (слово ставится в именительнцй падеж единственного числа). В данном случае начальной формой будет самолет.

Приведем еще пример, где общеграмматическое значение будет отвлеченным понятием:

Всевозможные мысли посещали Наталью перед сном.

Мысли (что?) – существительное, т.к. обозначает отвлеченное понятие. Начальная форма – мысль.

Постоянные признаки

В разборе части речи также необходимо указать и постоянные морфологические характеристики. Остановимся на них подробнее. Во-первых, определяем, перед нами собственное или нарицательное существительное.

Большинство слов данной части речи в русском языке нарицательные, т.е. они называют однородные предметы и явления. Их отличительная черта – они пишутся с маленькой буквы, если стоят не в начале предложения: машина, стол, книга, человек, дерево. Собственные существительные обозначают уникальные предметы и явления – это всевозможные топонимы, имена и фамилии.

Во-вторых, определяем одушевленность. Если существительное относится к живой природе – оно будет одушевленным, в противном случае – нет.

Категория склонения также относится к постоянным морфологическим признакам. В русском языке имеется три склонения. Их таблица предоставлена в статье.

Род имени существительного также относится к постоянным признакам, он неизменен у данной части речи.

Непостоянные признаки

Во время анализа части речи, обязательно указываются формообразующие или непостоянные признаки. Без них невозможен морфологический разбор имени существительного. Примеры:

Туристы неторопливо подошли к озеру.

К озеру – употреблено в дательном падеже, единственном числе.

Девушка стояла за дверью кабинета и не решалась войти.

За дверью – употреблено в творительном падеже, множественном числе.

Таким образом, к непостоянным морфологическим признакам существительного мы относим падеж и число.

Синтаксическая роль

Синтаксическая роль в предложении завершает морфологический разбор существительного. Пример:

Из-за туч появилось ласковое весеннее солнышко.

Появилось (откуда?) из-за туч. Существительное туч является обстоятельством с предлогом. При письменном разборе его можно просто соответствующим образом подчеркнуть.

Есть в предложении еще одно существительное – солнышко.

Появилось (что?) солнышко. В предложении оно является подлежащим.

Пример разбора

Как же полностью выглядит морфологический разбор имен существительных? План и образец письменного разбора следующие:

  1. Общеграмматическое значение. Указываем, на какой вопрос отвечает слово. Что оно называет – предмет, отвлеченное понятие, вещество или же имеет собирательное значение.
  2. Начальная форма. Необходимо поставить слово в именительный падеж единственного числа.
  3. Постоянные морфологические признаки. Нарицательное или собственное, категория одушевленности, склонение, род.
  4. Признаки непостоянные. Уточняем в какой форме употреблено существительное в данном предложении, учитывая число и падеж.
  5. Синтаксическая роль. Обязательно указываем в словосочетании с вопросом. Нельзя забывать про предлог, относящийся к данному члену предложения.

В качестве примера разберем все существительные из предложения:

Вся ребятня выбежала на поле порадоваться теплому летнему дождику.

  1. Ребятня (кто?) – существительное, называет собирательный образ.
  2. Начальная форма – ребятня.
  3. Постоянные характеристики: нарицательное, одушевленное, 1-е склонение, женский род.
  4. Непостоянные характеристики: употреблено в форме единственного числа (оно имеет только эту форму, т.к. является собирательным) именительного падежа.
  5. Выбежала (кто?) ребятня – в предложении является подлежащим.

На поле (на что?) – существительное, т.к. называет предмет.

  1. Начальная форма – поле.
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, средний род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в винительном падеже единственном числе.
  4. Выбежала (куда?) на поле – в предложении является обстоятельством с предлогом.

Дождику (чему?) – существительное, т.к. называет явление природы.

  1. Начальная форма – дождик
  2. Постоянные характеристики: нарицательное, неодушевленное, 2 склонение, мужской род.
  3. Непостоянные характеристики: употреблено в дательном падеже единственном числе.
  4. Порадоваться (чему?) дождику – в предложении является дополнением.

Источник: http://fb.ru/article/241577/morfologicheskiy-razbor-suschestvitelnogo-primer-osnovnyie-momentyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.