Морфологический разбор прилагательного
Разбор прилагательного как части речи
В этой статье я расскажу, как нужно делать разбор прилагательного как части речи. Русский язык сложен, но при достаточной доли усердия и заинтересованности можно разобраться в его правилах, касающихся лексики, грамматики и синтаксиса.
От школьников и студентов часто требуется знание морфологии и умение делать разбор слова как часть речи в соответствии с ее требованиями.
Задания, где требуется морфологически разобрать слово, в учебниках обозначаются цифрой 3: “Диана надела красивое³ пальто”.
Порядок и образец разбора прилагательного
Что представляет собой морфологический разбор прилагательного как части речи
Производя морфологический разбор слова, выраженного именем прилагательным, мы устанавливаем все его значения: лексические, грамматические и синтаксические.
Разбирая слово, мы определяем, какие признаки (постоянные и непостоянные) имеет прилагательное, и какую роль оно выполняет в синтаксисе предложения.
Для этого имеется определенный план действий, следуя которому, возможно легко произвести морфологический разбор прилагательного:
- установите, к какой части речи относится слово, данное в задании – если оно предполагает ответы на вопросы “Какой?”, “Чей?”, “Каков?”, то это прилагательное, также отметьте, что оно служит для обозначения признака предмета;
Вопросы к прилагательному
- установите начальную форму слова – поставьте рассматриваемое слово в мужской род, именительный падеж и единственное число, и определите морфологические признаки:
Постоянные:
- разряд данных частей речи по лексико-грамматическому значению – притяжательные, относительные, качественные;
Разряды прилагательных
Форма – краткая или полная (для прилагательных из разряда качественных, имеющих только полную либо только краткую форму).
Полная и краткая форма прилагательных
Непостоянные:
- определите для качественных прилагательных степень их сравнения – от положительной до сравнительной и превосходной;
Степени сравнения прилагательных
- установите род, число и падеж – признаки, которые относятся к непостоянным, так как зависят от существительного, которое определяется прилагательным;
- определите роль прилагательного в предложении (каким членом предложения оно является). Чаще всего прилагательное выступает в роли именной части составного именного сказуемого либо согласованного определения имени существительного.
Рекомендую: Разбор предложения по частям речи онлайн.
Примеры разбора прилагательного как части речи
Разберем прилагательное по вышеприведенной схеме. Допустим, в задании дано предложение “Диана надела красивое пальто”, и нам необходимо разобрать прилагательное “красивое”. Первым делом выделяем из предложения связку “прилагательное – существительное”, в нашем случае это “красивое пальто”. Следуя приведенному выше алгоритму, выполняем следующие действия:
- устанавливаем, к какой части речи принадлежит рассматриваемое слово – “пальто (какое?) красивое”, раз “красивое” отвечает на вопрос “какое?”, то это прилагательное, которое служит для обозначения признака существительного “пальто”;
- устанавливаем начальную форму слова – ставим слово “красивое”в именительный падеж, мужской род и единственное число, получаем слово “красивый”, и определяем морфологические признаки:
- постоянные:
- лексико-грамматический разряд слова “красивое” – качественное прилагательное, так как оно обозначает признак предмета (в нашем случае пальто);
- форма – полная;
- непостоянные:
- определяем степень сравнения прилагательного – слово “красивое” имеет положительную степень сравнения (сравнительная – красивее, превосходная – самое красивое);
- устанавливаем род – так как прилагательное служит для определения существительного, то внимательно изучаем последнее. Слово “пальто” среднего рода, значит, и прилагательное “красивое” тоже среднего рода;
- аналогичный метод применяется и к установлению числа – “пальто” стоит в единственном числе, значит, и прилагательное “красивое” тоже в единственном числе;
- падеж “пальто” – винительный, соответственно, и “красивое” тоже использовано в винительном падеже;
- постоянные:
- определяем роль прилагательного “красивое” в предложении – оно является сказуемым, выраженным согласованным определением подлежащего “пальто”.
Это был пример устного рассуждения, на письме же морфологический разбор прилагательного как части речи выглядит более сжато.
Источник: https://it-doc.info/razbor-prilagatelnogo-kak-chasti-rechi/
Морфологический разбор прилагательного с примерами
Морфологический разбор прилагательного выполним по определенной схеме, указав грамматические и синтаксические признаки слова этой части речи.
Признаки имени прилагательного
Чтобы выполнить морфологический разбор прилагательного, вспомним, какие слова отнесем к этой части речи.
Например:
- подарок какой? новогодний,
- утро какое? летнее,
- зима какая? морозная,
- звуки какие? таинственные;
- след чей? заячий,
- берлога чья? медвежья,
- пальто чьё? мамино,
- трели чьи? соловьиные.
Исходя из определения, сделаем вывод, что
.
Как каждая самостоятельная часть речи, прилагательное обладает своими грамматическими признаками, отличающими его существительного, глагола, местоимения, числительного или наречия.
Прилагательные — изменяемые слова, которые могут иметь полную и краткую форму (качественные) и менять её в зависимости от существительных (местоимений), с которыми согласуются в роде, числе и падеже:
- красивый — цветок красив_, девушка красив-а, озеро красив-о.
- нет друга какого? закадычн-ого,
- слышу песню какую? весел-ую,
- любуюсь цветением каким? пышн-ым,
- громк-ий голос, громк-ая слава, громк-ое постукивание.
Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения:
- сравнительная степень
тихий — тише, потише; более/менеее тихий;
тихий — тишайший, самый тихий, тише всех.
Как видим, у прилагательного существует большое разнообразие форм, поэтому при морфологическом разборе обязательно укажем его начальную форму.
Все прилагательные можно распределить по разрядам по значению:
1. качественные прилагательные — слова, обозначающие непосредственный признак (качество) предмета, способный проявляться в большей или меньшей степени (степени сравнения)
слабый звук (звук слабее, слабейший, слабее всех);
2. относительные прилагательные — слова, которые обозначают признак через отношение к другому предмету или явлению, например:
- сельский домик — домик в селе (местоположение);
- дубоая бочка — бочка из дуба ( материал);
- прошлогоднее варенье — варенье прошлого года (время);
- пятилетняя дочь — дочь пяти лет (возраст);
- метровая палка — палка длиной в метр ( размер);
- килограммовая гиря — гиря весом в один килограмм (вес);
- туристический рюкзак — рюкзак для туризма ( назначение);
3. притяжательные прилагательные — слова, которые обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному , например:
- совет чей? дядин;
- комната чья? бабушкина;
- ружьё чьё? отцово;
- вой чей? волчий;
- нора чья? лисья;
- копытце чьё? козлиное;
- рога чьи? оленьи.
Качественные прилагательные имеют степени сравнения и краткую форму, чем существенно отличаются от относительных и притяжательных прилагательных, например:
- умный — ученый умён, мама умна, дитя умно, все умны;
- весёлый — веселее, повеселее; веселейший, самый веселый, веселее всех.
При морфологическом разборе учтем, что
- краткие формы качественных прилагательных не склоняются, значит у них нет падежа;
- простая сравнительная степень качественных прилагательных — неизменяемая форма, у которой не будем искать падеж, число и род.
Порядок морфологического разбора прилагательного
1. Часть речи и общее грамматическое значение
2. Морфологические признаки:
1) начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);
2) разряд по значению: качественное, относительное или притяжательное;
у качественных прилагательных :
- степень сравнения,
- полная или краткая форма;
3) падеж;
4) число;
5) род.
3. Синтаксическая роль в предложении:
- согласованное определение;
- сказуемое (полные и краткие формы прилагательных);
- часть составного именного сказуемого.
Примеры морфологического разбора прилагательного
У лесного оврага в тени под дубками цветут ландыши и земляника.
И. Соколов-Микитов
У оврага какого? лесного
- у лесного (оврага) — прилагательное, обозначает признак предмета;
- н.ф. — лесной;
- относительное;
- в форме родительного падежа;
- единственное число;
- мужской род.
- Синтаксическая роль — согласованное определение.
Ваше мнение весьма спорно.
Мнение каково? спорно.
- Спорно — прилагательное, обозначает признак предмета;
- н.ф. — спорный,
- качественное,
- в краткой форме,
- единственное число,
- средний род.
- Синтаксическая роль — сказуемое (именное).
У ночи много звезд прелестных,Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
А.С. Пушкин
Луна какова? (что о ней говорится?) ярче всех
- Ярче всех — прилагательное, обозначает признак предмета:
- н.ф. — яркий;
- качественное;
- в форме составной превосходной степени.
- Синтаксическая роль — именное сказуемое.
Короче становился день…
А.С. Пушкин
Что? день — подлежащее.
Что говорится о дне? становился короче — это сказуемое.
- Короче — прилагательное, обозначает признак предмета;
- н.ф. — короткий,
- качественное,
- в форме простой сравнительной степени.
- Синтаксическая роль — часть составного именного сказуемого.
Добавить сайт в избранное
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/morfologicheskiy-razbor-prilagatelnogo.html
Что такое морфологический разбор слова: изучаем на примере причастия, прилагательного и других частей речи
Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор причастий и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.
Определение
Морфологический разбор — это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.
Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:
- Отсутствие четких представлений о частях речи или полное/частичное незнание того, чем одна часть речи отличается от другой.
- Необходимость запоминать большой объем связанных с каждой частью речи морфологических признаков.
- Необходимость помимо морфологии определять также синтаксическую роль слова в предложении, так как это требует знаний о членах предложения, которые дети часто путают с частями речи.
Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=Dj2P5p8uOYA
Что такое морфология
Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.
Для характеристики глагола по морфологическим признакам понадобится:
- определить спряжение;
- назвать вид;
- указать возвратный глагол или невозвратный;
- наклонение;
- определить число (в любом времени);
- при необходимости назвать время, лицо и род;
- охарактеризовать синтаксическую роль в предложении.
Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.
Морфологический разбор — это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.
Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.
Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении.
На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их.И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.
! Что такое причастный оборот: примеры
Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.
Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.
Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.
Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.
На какой вопрос отвечает | Начальная форма | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | Синтаксическая роль |
Имя существительное | ||||
Кто? Что?(и все возможные падежные формы) | Именительный падеж ед. числа | Собственное или нарицательное;одушевленное или неодушевленное;род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа); склонение. | Падеж, число | В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым. |
Имя прилагательное | ||||
Какой? Каков?(и вариации в родах и числах) | Именительный падеж ед. ч. муж. рода | Разряд (качественное, относительное, притяжательное). | Падеж; число; род (в ед.ч.);у качественных кроме того: степень сравнения; форма (краткая или полная). | В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого. |
Глагол | ||||
Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) | Инфинитив(отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?) | Вид; спряжение; возвратность; переходность. | Наклонение; ед. или мн.ч.; время, лицо и род (указываются при наличии) | В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего. |
Имя числительное | ||||
Сколько? Какой по порядку? | Именительный падеж | Простое или составное; количественное или порядковое; для количественных указать целое, дробное или собирательное. | Падеж; число и род (если имеются) | Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения. |
Местоимение | ||||
Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? | Именительный падеж ед. числа. | Разряд; лицо (у личных) | Падеж; число и род (если есть) | Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения. |
Причастие | ||||
Какой? Каков?(и вариации по родам и числам) | Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) | Действительное или страдательное; время; вид; возвратность. | Число; род(в ед.ч.); для страдательных причастий указать форму (полная или краткая); для полных указать падеж. | В предложении является определением или сказуемым.Может выступать в роли подлежащего или дополнения. |
Деепричастие | ||||
Что делая? Что сделав? | Нет (указать глагол, от которого образовано) | Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость. | В предложении является обстоятельством | |
Наречие | ||||
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Нет | Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия); неизменяемость; степень сравнения (если есть). | В предложении является обстоятельством |
Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.
Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.
https://www.youtube.com/watch?v=JVAfj8s66e4
Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных.
Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать — два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.
Образец разбора существительного
Образец разбора существительного
Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».
- По двору (по чему?) — существительное.
- Нач. ф. — «двор». Пост. признаки: нариц., неодуш., м.р., 2 скл. Непост. признаки: Дат. п., ед.ч.
- По двору.
Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.
Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.
! Что такое служебные части речи: подробная таблица
: морфологический разбор имени существительного
Образец морфологического разбора прилагательного
«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»
- Мелкая (какая?) — прилагательное.
- Нач.ф. — «мелкий». Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: полное, Им.п., ед.ч. жен.р.
- Мелкая.
При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.
Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие.
Например: уехавший — образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» — несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.
п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).
Морфологический разбор прилагательного
Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.
«Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».
- Доносящиеся (что делающие?) — причастие. Образовано от глагола «доноситься».
- Нач.ф. — «доносящийся». Пост. признаки: действит., наст.вр., несов.в., возврат. Непост. признаки: мн.ч.
- Доносящиеся.
Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор наречия. Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.
Образец:
«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»
- Чинно (как?) — наречие.
- Признак действия; неизм.
- Чинно.
В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.
: морфологический разбор
Надеемся, что вопрос, как сделать морфологический разбор слова, более не вызовет у вас затруднений. Желаем радости от обучения.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/morfologicheskij-razbor-slova.html
Морфологический разбор имени прилагательного
Морфологический разбор слова предполагает характеристику слова как части речи. Морфологический разбор прилагательного нужно делать, если после слова стоит надстрочная цифра “3” – красивый3
Схема морфологического разбора имени прилагательного:
- Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
- Начальная форма – прилагательное в именительном падеже, единственном числе, мужского рода.
- Число (в котором стоит прилагательное в предложении)
- Род (в единственном числе).
- Падеж (в котором стоит прилагательное в предложении).
- Каким членом предложения является (главный, второстепенный, какой именно).
Пример устного рассуждения:
Дано предложение: И робкий3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю3 траву.
Робкий (подснежник):
- Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать – слово робкий вместе с существительным: подснежник (какой?) робкий. Это прилагательное, потому что отвечает на вопрос (какой?) и обозначает признак предмета.
- Начальная форма – робкий (единственное число, мужской род, именительный падеж).
- Единственное число (определяю по окончанию ий и существительному подснежник – единственного числа).
- Мужской род (определяю по окончанию и существительному подснежник – мужского рода).
- Именительный падеж (определяю по существительному подснежник, отвечающему на вопрос кто? что? и имеющему нулевое окончание – подснежник ).
- В предложении является определением: подснежник (какой?) робкий.
Прошлогоднюю (траву):
- Из предложения выделяю словосочетание – слово прошлюгоднюю вместе с существительным, от которого оно звисит – траву (какую?) прошлогоднюю. Это прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какую? и обозначает признак предмета.
- Начальная форма – прошлогодний (единственное число, мужской род, именительный падеж).
- Единственное число (определяю по существительному траву единственного числа).
- Женский род (определяю по существительному траву – женского рода).
- Винительный падеж (определяю по существительному траву, отвечающего на вопрос что? и имеющему окончание траву).
- В предложении является определением: прошлогоднюю (какую?) траву.
Образец письменного разбора
Дано предложение: И робкий3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю3 траву.
Робкий (подснежник)
1. Робкий (какой?) подснежник. Робкий – прилагат.
2. Н. ф. – робкий.
3, 4, 5. Ед. ч., М. р., И. п.
6. Определение: робкий.
(сквозь) прошлогоднюю (траву)
1. Сквозь прошлогоднюю (какую?) траву. Прошлогоднюю – прилагат.
2. Н. ф. – прошлогодний.
3, 4, 5. Ед. ч., Ж. р., В. п.
6. Определение: прошлогоднюю.
Дано предложение: Робкие подснежники3 так прекрасны!
Робкие подснежники
1. Робкие (какие?) подснежники. Робкие – прилагат.
2. Н. ф. – робкий.
3. Мн. ч.
4 .—
5. И. п.
6. Определение: робкие.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Род, число, падеж прилагательных
Полные и краткие формы имён прилагательных
Разряды имён прилагательных
Степени сравнения имён прилагательных
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Частица
Союз
Предлог
Морфология и морфологический разбор
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Упражнение 212, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
3 класс
Упражнение 153, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 122, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 218, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 233, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 148, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 321, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 11, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 51, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 82, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 91, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 106, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 235, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 114, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 5, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 212, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 599, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 113, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
6 класс
Упражнение 268, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 351, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 354, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 405, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 421, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
© 2019 – budu5.com, Буду отличником!
Нашли ошибку?
Связаться с нами
Источник: https://budu5.com/manual/chapter/34