Местоимения 2 лица

Местоимения 2 лица в русском языке

Местоимения 2 лица

Местоимения 2 лица «ты», «вы» ука­зы­ва­ют на лицо, участ­ву­ю­щее в дей­ствии или в диа­ло­ге.

Понятие о личных местоимениях

В рус­ском язы­ке место­име­ние как само­сто­я­тель­ная часть речи ука­зы­ва­ет на лицо или пред­мет, при­знак или коли­че­ство:

  • я, мы, ты, он, они;
  • каж­дый день, любой чело­век, наш двор;
  • столь­ко книг, несколь­ко чело­век; сколь­ко радо­сти.

Местоимение заме­ща­ет сло­ва раз­ных частей речи и име­ет несколь­ко лексико-грамматических раз­ря­дов.

Личные место­име­ния «я», «ты», «мы», «вы» ука­зы­ва­ют на лицо, участ­ву­ю­щее в дей­ствии или в раз­го­во­ре, «он», «она», «оно», «они» — на лицо или пред­мет, о кото­ром идет речь.

Понаблюдаем:

  • я пишу;
  • ты про­сишь;
  • мы пла­ва­ем;
  • вы тан­цу­е­те.
  • Идет дождь. Он  тихо сту­чит по кры­ше.
  • Шумит вол­на. Она пле­щет­ся у само­го бере­га.
  • Получено сооб­ще­ние. Оно совсем корот­кое.
  • Наши дру­зья встре­ти­ли нас радуш­но. Они все­гда госте­при­им­ны.

Грамматическая кате­го­рия лица явля­ет­ся клас­си­фи­ци­ру­ю­щим при­зна­ком лич­ных место­име­ний 1 и 2 лица:

Грамматические признаки местоимений 2 лица

Местоимения 2 лица «ты» и «вы» ука­зы­ва­ют на участ­ни­ков речи. С их помо­щью мы обра­ща­ем­ся к собе­сед­ни­ку или к груп­пе лиц, участ­ву­ю­щих в раз­го­во­ре.

Ты позво­нишь мне вече­ром.

Вы буде­те участ­во­вать в кон­кур­се?

Местоимения вто­ро­го лица име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию чис­ла:

  • ты — лич­ное место­име­ние един­ствен­но­го чис­ла;
  • вы — лич­ное место­име­ние мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Особенности употребления местоимения «вы»

Личные место­име­ния «ты» и «вы» не соот­но­сят­ся друг с дру­гом в чис­ле и не явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва.

Это само­сто­я­тель­ные лек­се­мы, так как место­име­ние «вы» не зна­чит «два или мно­го ты». Оно ука­зы­ва­ет на собе­сед­ни­ка гово­ря­ще­го вме­сте с дру­ги­ми лица­ми. Особенностью это­го место­име­ния явля­ет­ся то, что оно может ука­зы­вать в речи и на одно лицо.

Местоимение «вы» так­же при­ня­то исполь­зо­вать в речи как веж­ли­вую фор­му обра­ще­ния к одно­му лицу.

Сравните:

Анна Михайловна, вы слы­ша­ли эту новость?

Друзья! Вы собра­лись здесь, что­бы поздра­вить наше­го юби­ля­ра.

В этих пред­ло­же­нии с место­име­ни­ем «вы» в каче­стве под­ле­жа­ще­го ска­зу­е­мое выра­же­но гла­го­лом, кото­рое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. Если же ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме, поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным и пр., то оно упо­треб­ля­ет­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла.

Понаблюдаем:

Вы пер­вый в оче­ре­ди?

Я счи­таю, что вы доволь­но гра­мот­ный.

Как склоняются местоимения 2 лица «ты», «вы»

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. Отметим, что при скло­не­нии место­име­ния 2 лица «ты», «вы» в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся дру­гие сло­ва:

Возникновение суп­пле­тив­ных форм слов харак­тер­но для всех лич­ных место­име­ний:

  • я — меня;
  • мы — нас;
  • он — его;
  • она — её;
  • они — их.

Посмотрим, как скло­ня­ют­ся место­име­ния 2 лица:

ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
И. п.тывы
Р. п.тебявас
Д. п.тебевам
В. п.тебявас
Т. п.тобой (тобою)вами
П. п.о тебео вас

Синтаксическая роль местоимений второго лица

Поскольку сло­ва этой части речи ука­зы­ва­ют на лицо и заме­ща­ют имя суще­стви­тель­ное, в пред­ло­же­нии место­име­ния вто­ро­го лица в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль под­ле­жа­ще­го, а в фор­мах кос­вен­ных паде­жей — допол­не­ния.

Примеры

Ты дого­нишь нас, если вый­дешь из дому не поз­же чем через пять минут.

Похвально, что вы реши­ли помочь детям-сиротам в осна­ще­нии ком­пью­тер­но­го клас­са.

Тебе све­тит солн­це  пря­мо в лицо.

Тобой инте­ре­су­ют­ся жур­на­ли­сты.

Вам не сто­ит вол­но­вать­ся по это­му пово­ду.

Кто вас послал сюда?

Морфологический разбор местоимений 2 лица

Тебе при­шло сооб­ще­ние.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние

Тебе — место­име­ние; ука­зы­ва­ет на собе­сед­ни­ка.

II. Морфологические при­зна­ки:

  • началь­ная фор­ма — ты;
  • раз­ряд по зна­че­нию — лич­ное место­име­ние;
  • 2 лицо;
  • един­ствен­ное чис­ло;
  • фор­ма датель­но­го паде­жа.

III. Синтаксическая роль — допол­не­ние.

Когда у вас будет день рож­де­ния?

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

У вас — место­име­ние; ука­зы­ва­ет на собе­сед­ни­ка.

II. Морфологические при­зна­ки:

  • началь­ная фор­ма — вы;
  • раз­ряд по зна­че­нию — лич­ное место­име­ние;
  • 2 лицо;
  • мно­же­ствен­ное чис­ло;
  • фор­ма вини­тель­но­го паде­жа.

III. Синтаксическая роль — допол­не­ние.

урок «Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами» (4 класс)

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/mestoimeniia-2-litsa.html

Местоимения 1, 2, 3 лица – скачать бесплатно

Местоимения 2 лица

Наша кнопка

Скачать материал

Цели:

Познакомить с особенностями местоимений 1,2,3 – го лица. Формировать умения заменять имена существительные местоимением.

Требования к уровню подготовки:

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Элементы содержания:

Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Оборудование

учителя: магнитофон, учебник, дидактический материал, раздаточный материал, интерактивная доска.

учащихся: тетрадь, учебник

План урока:

1. Орг. момент 1'

2. Сообщение темы и цели урока 3 '

3. Минутка чистописания 1'

4. Зрительная гимнастика 1'

5. Новый материал25'

6. Физкультминутка 1'

7. Работа в тетрадях 5'

8. Зрительная гимнастика 1'

9. Работа по учебнику 6'

10. Итог урока 1 '

Домашнее задание

Ход урока

I. Орг. момент 1'

II. Сообщение темы и цели урока 3'

Послушайте стихотворение и подумайте о чём мы сегодня будем с вами говорить.

«Применяем это слово

Вместо имени предмета.

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись

В речи нам не обойтись».

-Это называется….? (Местоимения)

-Что такое местоимения? (Местоимения – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.)

-Что значит местоимение? (Вместо имени).

-Назовите местоимения, с которыми вы знакомы? (я, мы, ты, вы, мы, они, он, она, оно)

III. Минутка чистописания 1'

-Запишем местоимение в минутке чистописания. (Яя)

Придумайте предложение с местоимением. Запишите.

IV. Зрительная гимнастика 1'

V. Новый материал 25'

1)-Местоимения бывают 1, 2, 3 лица.

-Местоимения 1-го лица ед. числа указывают на лицо, которое говорит о себе. Назовите это местоимение. (Я).

Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и других, включая себя в их число. (Мы)

Местоимения Я,МЫ – это местоимения 1-го лица.

-Какое местоимение употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты), нескольким лицам? (Вы)

Местоимения ТЫ, ВЫ- местоимения 2-го лица.

-Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о ком –либо или о чём –либо? (Он, она, оно, они)

(Он, она, оно, они)- это местоимения 3 –го лица.

Местоимение ОН употребляется вместо существительного м.р., ОНА – ж.р., ОНО- ср. р.

–Прочитайте записанные предложения на доске и подумайте, как изменить текст, чтобы избежать повторения.

«Каждый человек любит свою Родину. Человек старается сделать её краше, гордится ею».(Ответы детей).

–Запишем в тетрадях эти два предложения, но избежав повторения слов, во втором предложении подчеркнём слово «он». На кого указывает это слово? (На человека). «Человек» какой частью речи является это слово? (Существительное)

Если бы не было 1 предложения, было бы понятно, о ком идёт речь? ( Нет).

-Вместо какой части речи употреблено местоимение «он»? (Вместо существительного).

– Можно ли сказать какого рода местоимение «он»? (.м.р.)

– Назовите местоимение ж.р.( она) и с.р. (оно)

Посмотрите на местоимения. Скажите, что объединяет местоимения первого столбика? Что объединяет местоимения второго столбика? ( Местоимения 1 столбика единственного числа, местоимения 2 столбика множественного числа)

2) Работа с таблицей

Самостоятельная работа.

-У вас на партах лежит таблица. Заполните эту таблицу.

единственное

число

множественное

число

1 лицо2 лицо3 лицо

-Проверьте, свою самостоятельную работу с записью на доске.

единственное

число

множественное

число

1 лицоямы2 лицотывы3 лицоон, она, оноони

-Прочитайте местоимения 1 лица(2, 3 лица).

-Местоимения какого лица в каком числе изменяются по родам? (3 лица ед. числа).

VI. Физкультминутка 1'

Раз-поднялись,потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире.

Пять – рукою помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

VII. Работа в тетрадях 5'

Запись под диктовку:

«Навстречу солнцу и весне и он, и ты и яидём сегодня по стране как дружная семья».

– Соотнесение местоимений с именами существительными.

-Посмотрите на запись. (Раздаточный материал)

–Выберите местоимения, которыми можно заменить данные существительные:

он

она ?

оно

они

страны

солнце

Родина

мир

-Подчеркните местоимения, надпишите лицо.

VIII. Зрительная гимнастика 1'

IX. Работа по учебнику 6'

– Прочитайте правило на с. 51, 52. упр. 378 (Разбор домашнего задания)

X. Итог урока 1'

-Что такое местоимение?

– Назовёт местоимения 1, 2, 3 лица?

-Чем отличаются местоимения от имени существительного?

–Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа?

-Чему научились?

-Что узнали?

За что я могу себя похвалить? (Что сегодня у меня хорошо получилось?)

Домашнее задание упр. 378

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/mestoimeniya-lica.html

Личные местоимения 2-гo лица

Местоимения 2 лица

Изучив материал этого занятия, вы сможете:

  • спросить о планах на конец недели
  • узнать, что может предложить собеседник
  • спросить, каковы окрестности города
  • договориться об экскурсии
der Ausflugаусфлу:к
поездка, экскурсия
Morgen machen wir einen Ausflug.
Завтра мы совершим экскурсию.
mal ма:ль
-ка
Darf ich mal fragen?
Разрешите-ка спросить?
das Wochenende вохэнъэндэ
выходные дни
Was machen Sie am Wochenende?
Что вы делаете в выходные дни?
sich richten зихь рихьтэн
ориентироваться
Ich richte mich nach Ihnen.
Я ориентируюсь на вас.
eigentlichайгэнтлихь
собственно говоря
Eigentlich haben Sie recht.
Собственно говоря вы правы.
einfallenайнфален
приходить в голову
Sein Name fällt mir nicht ein.
Его имя не приходит мне в голову.
vorschlagen фо:(а)шла:гэн
предлагать
Ich schlage vor, ihn anzurufen.
Я предлагаю позвонить ему.
die Natur нату:а
природа
Die Natur ist dort sehr schön.
Природа там очень красивая.
ins Grüne fahren инс грю:нэ…
ехать за город
Am Wochenende fahren wir ins Grüne.
В выходные дни мы поедем за город.
die Umgebung умге:бун(г)
окрестность
Ist die Umgebung Berlins schön?
Окрестности Берлина красивые?
der See зе
озеро
Wir fahren an den See.
Мы поедем на озеро.
der Wald вальт
лес
Der See liegt im Wald.
Озеро расположено в лесу.
spazieren gehen шпаци:рэн ге:эн
ходить гулять
Wir gehen oft spazieren.
Мы часто ходим гулять.
baden ба:дэн
купаться
Wo kann man hier baden?
Где здесь можно купаться?
das Boot бо:т
лодка
Mein Freund fährt gern Boot.
Мой друг любит кататься на лодке.
abgemachtапгэмахт
договорились; хорошо
Dann bis morgen!Abgemacht!
Тогда до завтра! — Договорились!

Обратите внимание на форму и употребление слов

  1. Глагол vorschlagen, как и другие сильные глаголы, меняет во 2-м и 3-м лице единственного числа корневой гласный а на ä:

    Werner schlägt einen Ausflug vor

    Вернер предлагает экскурсию.

  2. Выражение ins Grüne fahren «(по)ехать за город, на природу» (от слова grün «зеленый») отвечает на вопрос wohin? «куда?». На вопрос wo? «где?» употребляется форма im Grünen:

    Morgen fahren wir ins Grüne.

    Gestern waren wir im Grünen.

    Вчера мы были за городом.

  3. Глагол spazieren gehen «идти гулять» является разделимым, при этом в качестве отделяемого элемента выступает глагол spazieren:

    Paul ist spazierengegangen.

  4. Непереходный глагол fahren «ехать» образует ряд выражений, где он употребляется с прямым дополнением: einen Wagen fahren «вести машину», Boot fahren «кататься на лодке», Rad fahren «ездить на велосипеде» и др.:

    Er fährt den Wagen sehr gut.

    Он очень хорошо ведет машину.

    Вы хотите покататься на лодке?

Запомните следующие способы словообразования (1 и 2)

die Woche + n + das Ende конец = das Wochenende выходные дни
die Natur + -lieh = natürlich естественно

Потренируйтесь в чтении отдельных слов

а — аsagmalhastStadtabgemacht

u — у

NaturAusflugUmgebung

ä — э

fällt

за:кма:льхастштат

апгэмахт

нату:а

аусфлу:к
умге:бун(г)

фэльт

о, оо — оBootVorschlagWochenende

ü — ю

Grünenatürlichfürs

i — и

richten

eu — ой

euch

бо:т
фо:(а)шла:к
вохэнэндэ

грю:нэ

натю:(а/р)лихь фюас

рихьтэн

ойхь

Ein Ausflug

S.Sag mal, was haben wir fürs Wochenende vor?
W.Ich richte mich ganz nach dir.
S.Eigentlich fällt mir nichts ein.

Kannst du etwas vorschlagen?

W.Sicher! Wenn du ein Freund der Natur bist, so fahren wir ins Grüne.
S.Ist die Umgebung der Stadt schön?
W.

Sehr schön! Da gibt es viele Seen und Wälder. Wir können spazieren gehen und baden.
S.Hast du ein Boot? Wir können dann Boot fahren.
W.Aber natürlich! Dann bis morgen! Ich hole dich ab.

S.Abgemacht! Bis morgen!

Грамматические пояснения

  1. В немецком языке, как и в русском, имеются личные местоимения 2-го лица единственного числа — du и множественного числа — ihr. Местоимение du употребляется при обращении на «ты» к друзьям, хорошо знакомым людям, детям, а также по традиции при обращении друг к другу социалистов и членов профсоюза:

    Wie heißt du denn?Как тебя зовут?

    Местоимение 2-го лица множественного числа ihr «вы» употребляется при обращении к нескольким лицам, с каждым из которых говорят на «ты».

    Wohin geht ihr jetzt? Куда вы сейчас идете?

  2. Как и другие личные местоимения, местоимения du и ihr склоняются:

    Единственное числоМножественное число
    Nduihr
    Adicheuch
    Ddireuch

    Wie geht es dir (euch)? — Es geht mir (uns) gut.
    Как ты поживаешь (вы поживаете)? — Хорошо.

  3. При спряжении глаголы принимают во втором лице единственного числа окончание -st, а во множественном числе — окончание -t. При этом сильные глаголы с корневым гласным е меняют в единственном числе е на i, а с корневым гласным а — на ä:

    Ты хорошо говоришь по-немецки.

    Вы хорошо говорите по-немецки.

    Fährst du morgen nach München?

    Ты едешь завтра в Мюнхен?

    Fahrt ihr morgen nach München?

    Вы едете завтра в Мюнхен?

  4. Вспомогательные глаголы sein, haben и werden имеют следующие формы: du bist, hast, wirst; ihr seid, habt, werdet.

Склонение личных местоимений

Единственное числоМножественное число
1-е л.2-е л.3-е лицо1-е л.2-е л.

3-е лицо
Nichduer, es, siewirihrsie, Sie
Amichdichihn, es, sieunseuchsie, Sie
Dmirdirihm, ihm, ihrunseuchihnen, Ihnen

1. Вам предлагают провести время определенным образом. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?

Продолжайте:

A. Machen wir morgen einen Ausflug?
B. Wie du willst. Ich mache Ausflüge gern.

Boot fahren, spazieren gehen, im See baden, ins Grüne fahren, die Ausstellung besuchen, in die Umgebung fahren.

2. Вас интересует, проведете ли вы время определенным образом. Задайте вопрос. Как бы вы ответили на месте собеседника?

Продолжайте:

A. Werdet ihr dort spazierengehen?
B. Aber sicher! Wir richten uns ganz nach euch.

baden, Boot fahren, ins Grüne fahren, am See liegen, in den Wald gehen, in der Umgebung spazieren gehen

3. Вас спрашивают, знаете ли вы, как зовут определенное лицо. Ответьте отрицательно. Как бы вы спросили на месте собеседника?

Продолжайте:

A. Hast du den Arzt gesehen? Wie ist sein Name?
B. Mir fällt sein Name nicht ein.

der Ingenieur, die Krankenschwester, der Lehrer, der Arbeiter, der Journalist, die Studentin, der Bauer.

4. Вас спрашивают, как вы собираетесь проводить время. Ответьте. Какой вопрос вы бы задали на месте собеседника?

Продолжайте:

A. Fährst du heute in die Umgebung?
B. Eigentlich möchte ich lieber den Kollegen besuchen.

ins Grüne fahren, im See baden, in die Ausstellung gehen, Boot fahren, im Wald spazieren gehen, ein Buch lesen.

5. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.

1. Was haben wir fürs vor? 2. fällt mir nichts ein. 3. Ist die der Stadt schön? 4. Wir können und baden. 5. Ich mich ganz nach dir. 6. Ich hole dich ab, — ! Bis morgen!

6. Вспомните диалог и заполните пропуски соответствующими словами.

7. Постарайтесь воспроизвести по памяти диалог “Ein Ausflug”

Проверьте себя!

Какие выражения вы употребите, если вам нужно:

спросить о планах на конец неделиузнать, что может предложить собеседникспросить, каковы окрестности города

договориться об экскурсии

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии.

Новые комментарии ВК нужно писать в синий блок справа от этого. В этом блоке ваши комментарии будут утеряны.

Зачем комментарии ВКонтакте разделены на старые и новые, а также ответы на другие часто задаваемые вопросы, вы найдете на странице FAQ (из верхнего главного меню).

Источник: https://lingust.ru/deutsch/thema-2-3/lehre-3-1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.