Местоимения 1 лица

Изменение местоимений первого лица по паде­жам

Местоимения 1 лица

Я나는Он그는
Ты너는Она그녀는
Мы우리들은Оно그것은
Вы너희들은Они그들은
моймоямоёмои나의
твойтвоятвоётвои너의
его그의
её그녀의
нашнашанашенаши우리들의
вашвашавашеваши당신들의
их그들의

Следующиеконструкции употребляются в разговорномязыке.

Например:

Вопрос:

Илиесли известно о чем идет речь

Ответ:

내꺼.– Мой.
네꺼, 니꺼, 너꺼.– Твой

Сокращения,встречающиеся при письме и устной речив зависимости от сте­пени вежливо­сти.

나는
나를
너는
너를
너의
나의
저의

Местоимения третьего лица единственного числа

При обращении к “Выше­стоя­щим“При обращении к“Равным и нижестоящим“
그분/그녀Он/Она그 사람 / 그녀Он/она

В современной молодежной разговорнойлексике часто употребляются слова – 얘,게,제,которые являются сокращением от – 이아이,그아이,저아이.(아이– досл.“ребе­нок“).

이 아이Он, Она
그 아이Он, Она
저 아이Он, Она

Например:

그분이 벌써 가셨겠어요.Может быть, он уже ушёл.
그분은 일찍주무셔야겠어요.Ему надо лечь спать рано.
난 그사람을 알고 싶지 않아요.Я не хочу знать этого человека.
그 사람이 없으면 심심할꺼야.Без него нам скучно.
나는 그 사람들을 싫어해요.Я ненавижу их.
나는 그사람들 싫어요.Я ненавижу их.
그 사람 이름만 알아요.Я знаю его только по имени.
그 사람이 고려대에 들어갔다고 들었는데요.Я слышал, что он поступил в Универси­тет Корё.

Местоимения третьего лица множественного числа

При обращении к“Выше­стоя­щим“При обращении к“Равным“ и “Нижестоя­щим“
이/ 그 / 저분들이/ 그 / 저 사람들

Например:

그분들이 저희에게 길을 물었습니다.Они спросили нас дорогу.

9.2. Указательные местоимения

여기
  • Здесь, рядом со мной (рядом со мной).
거기
  • Здесь (место удаленной от говоря­щего, но близко располо­женной к собе­седнику).
저기
  • Вон там, в той стороне (далеко).
이것
그것
저것
이것들
그것들
저것들
이것 저것

Сокращения,встречающиеся при письме и устной речив зависимости от сте­пени вежливо­сти.

여기는여긴
여기를여길
거기는거긴
거기를거길
저기는저긴
저기를저길
이것이이게
이것은이건
이것을이걸
그것이그게
그것은그건
그것을그걸
그것으로그걸로
저것이저게
저것은저건
저것을저걸

Например:

여기에 사신 지 얼마나 됐습니까?Как долго вы здесь живете?
여기서 세워주세요.Остановите здесь, пожалуйста. (при обра­ще­нии к водителю такси)
이걸 러시아어로 번역 좀 해줄래.Переведи это на русский.
거기 버스로 갈 수 있어요?Можно ли доехать туда на авто­бусе?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://StudFiles.net/preview/5602110/page:36/

4 класс. Русский язык. Местоимения 1, 2 и 3 лица – Местоимения 1, 2 и 3 лица

Местоимения 1 лица

Местоимения 1, 2 и 3 лица Объяснение нового материала

Перед вами несколь­ко пред­ло­же­ний. По­про­бу­ем объ­яс­нить, по­че­му они  по­лу­чи­лись непо­нят­ны­ми, а ино­гда и смеш­ны­ми.

Рис. 1. (Ис­точ­ник)

Мы с сест­рой хо­ди­ли на ёлку. Она была очень на­ряд­ная, празд­нич­ная.

(Непо­нят­но кто была на­ряд­ная, де­воч­ка или ёлка)

Как необ­хо­ди­мо на­пи­сать. Мы с сест­рой хо­ди­ли на ёлку. Ёлка была очень на­ряд­ная, празд­нич­ная.

Рис. 2. (Ис­точ­ник)

А вот ещё: Клоун по­да­рил ша­ри­ки ре­бя­там. Они были круг­лые, вы­тя­ну­тые и длин­ные.

(Ре­бя­та были вы­тя­ну­тые и длин­ные).

Как необ­хо­ди­мо на­пи­сать. Клоун по­да­рил ша­ри­ки ре­бя­там. Ша­ри­ки были круг­лые, вы­тя­ну­тые и длин­ные.

Нас за­пу­та­ло ме­сто­име­ние.

Ме­сто­име­ние — это са­мо­сто­я­тель­ная незна­ме­на­тель­ная часть речи, ко­то­рая ука­зы­ва­ет на пред­ме­ты, при­зна­ки или ко­ли­че­ства, но не на­зы­ва­ет их.

Грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки ме­сто­име­ний раз­лич­ны и за­ви­сят от того, за­ме­сти­те­лем какой части речи вы­сту­па­ет ме­сто­име­ние в тек­сте.

Раз­ря­ды ме­сто­име­ний по зна­че­нию

Вы­де­ля­ют 9 раз­ря­дов ме­сто­име­ний по зна­че­нию:

1. Лич­ные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Лич­ные ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на участ­ни­ков диа­ло­га (я, ты, мы, вы), лиц, не участ­ву­ю­щих в бе­се­де, и пред­ме­ты (он, она, оно, они).

2. Воз­врат­ное: себя. Это ме­сто­име­ние ука­зы­ва­ет на тож­де­ствен­ность лица или пред­ме­та, на­зван­но­го под­ле­жа­щим, лицу или пред­ме­ту, на­зван­но­му сло­вом себя (Он себя не оби­дит. На­деж­ды себя не оправ­да­ли).

3. При­тя­жа­тель­ные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. При­тя­жа­тель­ные ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на при­над­леж­ность пред­ме­та лицу или дру­го­му пред­ме­ту (Это мой порт­фель. Его раз­мер очень удо­бен).

4. Ука­за­тель­ные: этот, тот, такой, таков, столь­ко, сей (устар.), оный (устар.). Эти ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на при­знак или ко­ли­че­ство пред­ме­тов.

5. Опре­де­ли­тель­ные: сам, самый, весь, вся­кий, каж­дый, любой, дру­гой, иной, всяк (устар.), вся­че­ский (устар.). Опре­де­ли­тель­ные ме­сто­име­ния ука­зы­ва­ют на при­знак пред­ме­та.

6. Во­про­си­тель­ные: кто, что, какой, ко­то­рый, чей, сколь­ко. Во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния слу­жат спе­ци­аль­ны­ми во­про­си­тель­ны­ми сло­ва­ми и ука­зы­ва­ют на лиц, пред­ме­ты, при­зна­ки и ко­ли­че­ство.

7. От­но­си­тель­ные: те же, что и во­про­си­тель­ные, в функ­ции связи ча­стей слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния (со­юз­ные слова).

8. От­ри­ца­тель­ные: никто, ничто, неко­го, нече­го, ни­ка­кой, ничей. От­ри­ца­тель­ные ме­сто­име­ния вы­ра­жа­ют от­сут­ствие пред­ме­та или при­зна­ка.

9. Неопре­де­лен­ные: некто, нечто, неко­то­рый, некий, несколь­ко, а также все ме­сто­име­ния, об­ра­зо­ван­ные от во­про­си­тель­ных ме­сто­име­ний при­став­кой кое- или суф­фик­са­ми -то, -либо, -ни­будь. 

Раз­ря­ды ме­сто­име­ний 

Раз­ря­дыме­сто­име­нийМе­сто­име­нияКак из­ме­ня­ют­ся
Лич­ныеме­сто­име­нияя, ты, он (она, оно), мы вы, ониПо лицам, па­де­жам ме­сто­име­ние 3-го лица он из­ме­ня­ет­ся по родам
Во­про­си­тель­ныеме­сто­име­ниякто?, что?, какой?, чей?, сколь­ко?, каков?Из­ме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, ме­сто­име­ния кто?, что? Не из­ме­ня­ют­ся по родам и чис­лам
Воз­врат­ныеме­сто­име­нияСебяОно не имеет име­ни­тель­но­го па­де­жа, рода и числа
От­но­си­тель­ные ме­сто­име­ниякто, что, какой, ко­то­рый, чей, сколь­ко, каковИз­ме­ня­ют­ся по па­де­жам
Неопре­де­лен­ныеме­сто­име­ниянекто, нечто, неко­то­рый, несколь­ко, кое-кто, кое-что, кто-то,  кто-ни­будь, что-ни­будь и др.Неопре­де­лен­ные ме­сто­име­ния кроме некто, нечто, из­ме­ня­ют­ся по па­де­жам.Также неко­то­рые неопре­де­лен­ные ме­сто­име­ния из­ме­ня­ют­ся по родам, па­де­жам, чис­лам
От­ри­ца­тель­ные  ме­сто­име­нияникто, ничто, ни­ка­кой, ничей, неко­го, нече­гоИз­ме­ня­ют­ся по па­де­жам. Ме­сто­име­ния неко­го и нече­го не имеют име­ни­тель­но­го па­де­жа
При­тя­жа­тель­ные  ме­сто­име­ниямой, твой, свой, наш, вашИз­ме­ня­ют­ся по родам, па­де­жам, чис­лам
Ука­за­тель­ные  ме­сто­име­ниятот, этот, такой, таков, сколь­коМе­сто­име­ния тот, этот, такой, из­ме­ня­ют­ся по родам, па­де­жам, чис­лам. Ме­сто­име­ние таков из­ме­ня­ет­ся по родам и чис­лам
Опре­де­ли­тель­ные ме­сто­име­ниявесь, вся­кий, каж­дый, сам, самый, любой, иной, дру­гойИз­ме­ня­ют­ся по родам, па­де­жам, чис­лам

 2. Личные местоимения

Лич­ные ме­сто­име­ния имеют мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак лица:

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У лич­ных ме­сто­име­ний есть мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак числа. Лич­ные ме­сто­име­ния бы­ва­ют един­ствен­но­го (я, ты, он, она, оно) и мно­же­ствен­но­го (мы, вы, они) числа.

Все лич­ные ме­сто­име­ния имеют по­сто­ян­ный при­знак рода.

Ме­сто­име­ния я и ты об­ще­го рода: я, ты при­шел — я, ты при­шл-а.

Ме­сто­име­ние он муж­ско­го рода: он при­шел.

Ме­сто­име­ние она жен­ско­го рода: она при­шл-а.

Ме­сто­име­ние оно сред­не­го рода: оно при­шл-о.

Ме­сто­име­ния мно­же­ствен­но­го числа мы, вы, они не оха­рак­те­ри­зо­ва­ны по роду. Можно го­во­рить об оду­шев­лен­но­сти лич­ных ме­сто­име­ний, по­сколь­ку В. п. у них сов­па­да­ет с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все лич­ные ме­сто­име­ния из­ме­ня­ют­ся по па­де­жам, т. е. скло­ня­ют­ся. В кос­вен­ных па­де­жах с пред­ло­гом к ме­сто­име­ни­ям 3 лица при­бав­ля­ет­ся н: у него, к ним, от нее. При­бав­ле­ния не про­ис­хо­дит при про­из­вод­ных пред­ло­гах в те­че­ние, бла­го­да­ря, со­глас­но, во­пре­ки и др.: бла­го­да­ря ей, со­глас­но ему.

лицоед. ч., Па­де­жи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)мн. ч., Па­де­жи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)
1 л.я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)
2 л.ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)
3 л.он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Го­во­ри­те пра­виль­но ме­сто­име­ние ИХ!

Их вещи

Их одеж­да

на их пар­тах

 3. Тренировочные упражнения

Ис­пра­вим пред­ло­же­ния.

1. У их на празд­ник было много го­стей. (У них на празд­ни­ке было много го­стей)

(У кого?) у них – это ме­сто­име­ние 3-го лица мно­же­ствен­но­го числа ро­ди­тель­но­го па­де­жа.

2. Я к ему при­е­хал. (Я к нему при­е­хал)

(К кому?) к нему – это ме­сто­име­ние 3-го лица един­ствен­но­го числа да­тель­но­го па­де­жа.

3. Я с ими хочу встре­тить­ся. (Я с ними хочу встре­тить­ся).

(С кем?) с ними – это ме­сто­име­ние 3-го лица мно­же­ствен­но­го числа тво­ри­тель­но­го па­де­жа.

4. Я у её буду учить­ся. (Я у нее буду учить­ся.)

(У кого?) у неё – это ме­сто­име­ние 3-го лица един­ствен­но­го числа ро­ди­тель­но­го па­де­жа.

5.Мы сидим не на ихних сту­льях. (Мы сидим не на их сту­льях)

(На чьих?) на их – это ме­сто­име­ние 3-ли­ца мно­же­ствен­но­го числа.

Рис. 3. (Ис­точ­ник)

Маль­чик –  Я вы­учил.

Де­воч­ка – Я  вы­учи­ла.

Лич­ные ме­сто­име­ния 1-го и 2-го лица не из­ме­ня­ют­ся по родам.

Рис. 4. (Ис­точ­ник)

Ты, Петя ,вы­учил урок, а ты, Маша?

«Да!- ска­за­ла Маша – « Я вы­учи­ла!» « И я» -ска­зал Петя.

Рис. 5. (Ис­точ­ник)

Маль­чи­ки, вы вы­учи­ли уроки?

Де­воч­ки ,вы пой­дё­те в школу?

Мы –от­ве­тят про себя и маль­чи­ки и де­воч­ки.

Ис­пра­вим пред­ло­же­ние, ука­зы­вая лицо, число, падеж, если воз­мож­но род ме­сто­име­ний.

1. Раз на пе­ре­мене по­до­шёл ко (я) то­ва­рищ.

По­до­шёл (к кому?) ко мне – это ме­сто­име­ние 1-го лица един­ствен­но­го числа да­тель­но­го па­де­жа.

2. По­да­рить (ты) обе­зьян­ку?

По­да­рить( кому?) тебе – это ме­сто­име­ние 2-го лица един­ствен­но­го числа да­тель­но­го па­де­жа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её – это ме­сто­име­ние 3-го лица един­ствен­но­го числа жен­ско­го рода ро­ди­тель­но­го па­де­жа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сер­дит­ся.

Сер­дит­ся (на кого?) на нас – это ме­сто­име­ние 2-го лица мно­же­ствен­но­го числа ви­ни­тель­но­го па­де­жа.

5. Пусть она пока у (ты) по­жи­вёт .

По­жи­вёт (у кого?) у тебя – это ме­сто­име­ние 2-го лица един­ствен­но­го числа ро­ди­тель­но­го па­де­жа.

6. С (она) ве­се­ло.

(С кем?) с ней – это ме­сто­име­ние 3-го лица един­ствен­но­го числа жен­ско­го рода да­тель­но­го па­де­жа.

7. Так у (я ) по­яви­лась обе­зьян­ка.

(У кого?) у меня – это ме­сто­име­ние 1-го лица един­ствен­но­го числа ви­ни­тель­но­го па­де­жа.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/4-klass/mestoimenie/mestoimeniya-1-2-3-litsa-upotreblenie-lichnyh-mestoimeniy-v-rechi-pravopisanie-mestoimeniy-s-predlogami

http://www..com/watch?v=gK8Z31wlASg

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/3379/lesson

Урок русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» 4 класс

Местоимения 1 лица

Наша кнопка

Скачать материал

Урок русского языка

в 4 классе

«Личные местоимения

1, 2, 3 лица»

Разработала: Бычкова Лариса Васильевна –

учитель начальных классов

Березники, 2014 г.

Цель: актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи: – обобщить, повторить и закрепить на практике знания о

местоимении;

– совершенствовать навык правильного употребления местоимений

в речи;

– формировать регулятивные УУД – навыки контроля и

самоконтроля;

– способствовать формированию коммуникативных УУД – умению

работать в парах.

Оборудование: презентация; рабочие тетради, памятки по русскому языку, раздаточный материал: тесты, карточки для работы в парах, рисунки для рефлексии.

Ход урока

1. Оргмомент

Прозвенел для нас звонок

Начинать пора урок.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

– Начинаем урок русского языка.

В стране родного языкаНе всё известно нам пока,Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

2. Введение в тему

Наступила зима. Вся земля покрылась белым волшебным покрывалом. Зимний лес одел свой новый наряд.

Но также зима принесла с собой холода и стужу. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, замерли многие животные. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. И вдруг…

Прислушайтесь, кого вы слышите в зимнем лесу? (пение птиц). Зимой среди белоснежных хлопьев на деревьях мы можем увидеть необыкновенные “цветы”. Это птицы зимнего леса. Послушайте внимательно небольшой рассказ о птицах зимой и сделайте вывод: есть ли в нём речевые ошибки.

Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Некоторые птицы остаются зимовать. Трудна жизнь птиц в зимний период. Птицам холодно и голодно!

– Есть ли в этом тексте речевые ошибки? Какие?

(часто повторяется слово птицы)

– Как можно исправить этот недостаток в тексте? (заменить местоимениями)

Какими местоимениями? (личными)

Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Личные местоимения)

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

1. Закреплять знания о местоимении

2. Учиться распознавать местоимения в тексте.

3. Правильно употреблять местоимения в речи.

А ещё мы будем учиться распознавать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного лица

В течение урока вы будете себя оценивать. За каждое правильно выполненное задание, кладёте к себе в коробочку жетон, в конце урока мы подведём итог.

3. Минутка чистописания

Отправимся в гости в зимний лес. Для этого нам нужно ровно пройти по тропинке. Чтобы не свернуть с пути, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.

Физминутка для пальчиков

1.Работа с су-джоком (разомнём ладошки)

2. Цепочка (собираем правой рукой, разбираем левой) по рисунку

Вспомним правила при письме.

Я тетрадь свою открою,

Под наклоном положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

1 задание: “Расшифровка”

– Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.

(запись учениками букв на доске)

15 6 18 10 30 19 4

н е р и ь с г

2 задание: “Собери слово”

– Из получившихся букв соберите слово. Собрав слово, вы узнаете, какой зимний гость к нам пожаловал (снегирь).

(проверка: инт. доска)

– Ребята, что вы знаете о снегирях?

Выставка творческих работ.

3 задание: “Построй предложение”

– Подул холодный северный ветер и перепутал слова в предложении. Поставьте их на своё место, запишите в тетради.

снегири, северных,прибыли, из, лесов, красногрудые

(Из северных лесов прибыли красногрудые снегири)

(проверка: инт. доска)

4 задание: “Разбор предложения по членам предложения”

(проверка: выполняют на инт. доске)

4. Актуализация знаний.

Петя вышел во двор, увидел снегирей и написал о них небольшой текст.

– Что такое текст?

(Однажды рано утром на кусте рябины я увидел красногрудых снегирей. Снегири веселоскакали с ветки на ветку).

– Скажите, из скольки предложений состоит данный текст?

– Правильно ли Петя составил предложения? (речевая ошибка – повтор слова)

(Нужно слово снегири заменить местоимением они).

– Что такое местоимение?

– На какие вопросы отвечают местоимения?

– Какие вы знаете местоимения?

– Как они называются? (личные)

– Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)

– Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.

Работа с веером «Местоимения»

– Давайте проверим, как вы запомнили личные местоимения.

– Назовите местоимение, которое говорит о себе (я).

– Назовите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)

– Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)

– К нескольким лицам? (вы)

– А к кому мы ещё обращаемся на Вы?

– Как мы будем писать данное обращение?

– Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо.

5. Физминутка

Чтобы приступить к следующему заданию, нужно немного отдохнуть.

6. Закрепление знаний

1) – Выпишите из текста местоимения, определите лицо.

Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.

(проверка: инт. доска)

2) – Давайте вспомним, как изменяются личные местоимения?

Посмотрите на экран

Я пою, мы поём

(по числам)

Работа в парах

– Разделите предложения на 2 группы: 1 группа – где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа – местоимения множественного числа.

Мы читаем книгу.

Я играю с братом.

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг.

Оно ярко светит.

(проверка на инт. доске)

3) – Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа?

(изменяются по родам)

– Следующее задание: на экране появляется картинка с изображением птицы, вы записываете её название, через тире записываете местоимение, каким его можно заменить, определяете род, подписываете сверху.

Названия каких птиц мы записали? (зимующих).

Гимнастика для глаз

-Сосчитайте поскорей, сколько к нам прилетело зимующих гостей!

– Давайте поиграем.

Игра “Четвёртый лишний”

Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его. Подумайте, почему оно является лишним.

Игра «Четвёртый лишний»

(вычеркни лишнее слово,

объясни свой выбор)

снежный, он, морозный, хрупкий

она, вы, мел, он, ты, оноел, дал, вы, выл, пилсом, ёж, сок, я, лук, дом, жир

(проверка – жетон!)

5. Проверка знаний

– А теперь давайте проверим ваши знания о местоимении.

Выполните тест на листочке.

ТЕСТ
ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

3. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос

4. Местоимение бывает:

а) единственного и множественного числа;

б) только единственного числа;

в) только множественного числа;

5.По родам изменяются местоимения:

а) 1 лица единственного числа;

б) 2 лица единственного числа;

в) 3 лица единственного числа;

Проверка правильности выполнения теста.

– Давайте проанализируем тест и вспомним всё, что мы знаем о местоимении.

6. Итог урока

Подведём итоги. Сосчитайте свои жетоны. Критерии оценивания вашей работы у вас на листочках. Поставьте за урок себе оценку.

7. Рефлексия

Мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах. Зимой им очень холодно и голодно. Чем мы можем им помочь?

У вас на партах лежат картинки с тремя ягодками рябины. Но все ли они покраснеют? На этот вопрос вы сможете ответить сами и раскрасить ягодки.

– Мне на уроке было интересно, я материал понял и усвоил – 3 ягодки.

– Мне на уроке было интересно, но новый материал я не усвоил – 2 ягодки.

– Мне на уроке было скучно, неинтересно, материал не понял – 1 ягодка.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-russkogo-yazika-lichnie-mestoimeniya-lica-klass.html

Местоимения 1 лица в русском языке

Местоимения 1 лица

Местоимения 1 лица «я», «мы» ука­зы­ва­ют на опре­де­лен­ное лицо, совер­ша­ю­щее дей­ствие или участ­ву­ю­щее в раз­го­во­ре.

Понятие о местоимении

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на лицо или пред­мет, при­знак и коли­че­ство:

  • (кто?) кто-то при­шел;
  • (что?) что-нибудь поищем;
  • (какой?) любой при­знак;
  • (сколь­ко?) несколь­ко листов кни­ги.

Местоимения не толь­ко ука­зы­ва­ют на пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства, но и заме­ща­ют дру­гие само­сто­я­тель­ные части речи:

  • суще­стви­тель­ные (кто, что, нечто, я, он, мы);
  • при­ла­га­тель­ные (какой-то, иной, некий, чей-либо);
  • чис­ли­тель­ные (столь­ко, сколь­ко, несколь­ко, столько-то).

В соот­вет­ствии с тем, каким зна­че­ни­ем обла­да­ют место­име­ния в речи, какие у них мож­но ука­зать грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, все сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи делят­ся на сле­ду­ю­щие раз­ря­ды:

  • лич­ные
  • воз­врат­ное
  • при­тя­жа­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • отно­си­тель­ные
  • ука­за­тель­ные
  • опре­де­ли­тель­ные
  • отри­ца­тель­ные
  • неопре­де­лен­ные

Поговорим о лич­ных место­име­ни­ях, в част­но­сти о место­име­ни­ях пер­во­го лица.

Грамматические признаки местоимений 1 лица

Личные место­име­ния вклю­ча­ют сло­ва, ука­зы­ва­ю­щие на лица, кото­рые участ­ву­ют в речи (я, ты, мы, вы) или о кото­рых идет речь (он, она, оно, они).

Личные место­име­ния — это местоимения-существительные, кото­рые отве­ча­ют на вопро­сы:

кто? что?

Их посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся кате­го­рия лица:

  • 1 лицо — я, мы;
  • 2 лицо — ты, вы;
  • 3 лицо — он, она, оно.

Местоимения «я» и «мы» ука­зы­ва­ют на лица, кото­рые непо­сред­ствен­но совер­ша­ют дей­ствие или участ­ву­ют в речи.

Местоимения 1 лица име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию чис­ла:

  • я — это место­име­ние 1 лица един­ствен­но­го чис­ла;
  • мы —  место­име­ние 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Тем не менее это раз­ные сло­ва, а не грам­ма­ти­че­ская фор­ма одно­го и того же место­име­ния, раз­ли­ча­ю­ща­я­ся толь­ко чис­лом.

ПадежЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
И. п.ямы
Р. п.менянас
Д. п.мненам
В. п.менянас
Т. п.мной (мною)нами
П. п.обо мнео нас

Имеем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» не соот­но­сят­ся друг с дру­гом в чис­ле. Местоимение «мы» не зна­чит «мно­го я», а ука­зы­ва­ет на гово­ря­ще­го вме­сте с груп­пой лиц, совер­ша­ю­щих дей­ствие или участ­ву­ю­щих в бесе­де.

Сравним:

Я гуляю в пар­ке с соба­кой.

Мы ката­ем­ся на кару­се­ли.

Как склоняются местоимения первого лица

Личные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам, при­чем пол­но­стью меня­ет­ся фор­ма сло­ва (я -меня, мы — нас). Таким обра­зом воз­ни­ка­ют суп­пле­тив­ные фор­мы место­име­ний.

Понаблюдаем, как скло­ня­ют­ся место­име­ния 1 лица «я», «мы»:

  • и. п. (кто?) я, мы
  • р. п. мимо (кого?) меня, нас
  • д. п. дам (кому?) мне, нам
  • в. п. вижу (кого?) меня, нас
  • т. п. инте­ре­су­ют­ся (кем?) мной, нами
  • п. п. напи­шут (о ком?) обо мне, о нас

Синтаксическая роль

В пред­ло­же­нии место­име­ния 1 лица высту­па­ют чаще все­го в син­так­си­че­ской роли под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния.

Я любу­юсь цве­ту­щей розой.

У меня мно­го дру­зей.

Мы будем участ­во­вать в мара­фоне.

Нам покой толь­ко снит­ся.

Реже место­име­ние пер­во­го лица может быть частью состав­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Это был я, при­зна­юсь вам.

Морфемный разбор местоимений 1 лица

Я хочу обра­тить­ся к вам с прось­бой.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

Я — место­име­ние; ука­зы­ва­ет на лицо;

II. Морфологические при­зна­ки:

  1. началь­ная фор­ма — я;
  2. раз­ряд по зна­че­нию — лич­ное;
  3. 1 лицо;
  4. един­ствен­ное чис­ло;
  5. име­ни­тель­ный падеж

III. Синтаксическая роль — под­ле­жа­щее.

У нас нет к вам боль­ше вопро­сов.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

У нас — место­име­ние; ука­зы­ва­ет на лицо;

II. Морфологические при­зна­ки:

  1. началь­ная фор­ма — мы;
  2. раз­ряд по зна­че­нию — лич­ное;
  3. 1 лицо;
  4. мно­же­ствен­ное чис­ло;
  5. фор­ма роди­тель­но­го паде­жа.

III. Синтаксическая роль — допол­не­ние.

урок «Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами» (4 класс)

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/mestoimeniya-1-litsa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.