Мечта и реальность (Преступление и наказание)

Содержание

Сочинение: «С мечтой «очеловечить» человека» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Мечта и реальность (Преступление и наказание)

  • Достоевский, Фёдор Михайлович – Преступление и наказание

г. Одинцово 2008 г.

Введение

Изучая литературу, мы в первую очередь испытываем мощное духовное воздействие философии писателя, его представлений о человеке, мироустройстве, о добре и зле в их разных обличьях и модификациях, его размышлений о настоящем и будущем человечества. Говоря о представлении Достоевского о человеке, я бы хотела привести в пример несколько выражений писателя по этому поводу:

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…»

«Надо достигнуть всеобщего братства… “Как же сделать? – сделать никак нельзя, а надо, чтобы оно само собой сделалось, чтобы оно было в натуре, бессознательно в природе всего племени заключалось, одним словом: чтобы было братское, любящее начало – надо любить. Надо, чтобы самого инстинктивно тянуло на братство, на согласие…»

«… Тайна бытия человека не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлеба ».

Цель моего реферата – проследить почему Достоевскому не казалась унизительной задача разгадывания любого, самого мизерного человека, который тоже есть тайна.

Достоевский не имел в виду тайну русского человека, тайну чувственного, природного человека или тайну духовного, благодатного человека.

Он полагался на универсальное значение этого слова, на его самый общий смысл: человек как каждый из людей, высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью (В. Даль).

«Преступление и наказание» – роман великого художника о заблудшей, а затем преображенной душе.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – одно из сложных произведений русской литературы. Далек будто от нас и мир, описываемый автором, и проблемы, волнующие его героев.

В наш бурный век с его скоростями, привычкой смотреть экранизацию классических произведений «по мотивам», читать книги «по диагонали» непросто осилить объемный, более 500 страниц, роман. Принять неторопливое, несмотря на острый детективный сюжет, повествование Достоевского – тоже нелегко.

Ещё труднее вникать в суть психологического анализа, которым скрупулезно, на протяжении почти всего повествования занимается автор.

Но если вчитаться, вдуматься в искания героев, откроется такая глубина постижения сложных человеческих характеров и конфликтов, что сразу станет ясна гениальность Достоевского. Он поведал о нравственных потрясениях и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи.

В истории заблудшей, а затем преображённой души много поучительного для нашей современности.

В центре внимания писателя страшная действительность России в середине ХIХ века, с её нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия и бунтующей. Для её воплощения и проникает художник в глубины человеческого духа, напряженные процессы сознания.

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время во многом переломное, когда передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарованна.

Ещё больше обострились социальные противоречия, ещё наглядней стала несправедливость общественного устройства, противоречивость внутренней жизни людей.

Достоевский ищет и находит особый тип романной формы, способной выделить, укрупнить трагедию героя, и в ней как в капле воды отразить целый мир.

«Преступление и наказание» – новый этап творчества писателя. Позади была каторга за участие в кружке Петрашевского, глубокое душевное потрясение, определившее иное, чем раньше, мировоззрение, иной подход к преобразованию сущего.

Достоевский выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, из обитателей темных углов. На эту тему тогда не писали романов.

Она была рождена самой действительностью, где были открыты характеры неординарные, яркие, сильные, болезненные спады и светлые подъемы сознания, вступившего в конфликт с самим собой.

О духовном очищении противоречивой личности, совершившей убийство, о внутреннем преодолении зла мечтал теперь писатель.

Главного героя «Преступления и наказания» волновали всем близкие и вместе с тем трудно разрешимые вопросы.

Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира, «право имеющий» преступить моральные устои? Не могущие ничего или все могущие, презревший людские законы и творящий свои, – так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Провидчески предугадал великий художник появление бунтарских идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была и идея, которую в долгих муках выносил Раскольников. Способен ли он стать над окружающими и с высоты своего нового положения покарать виновных и помочь бедным.

На первый взгляд Раскольникову казалось, что он пришел к гуманной теории. Чтобы её проверить, он хочет убить злобную старушонку-процентщицу, которая давно измучила многих и его самого. Однако Раскольников не учитывает собственного психологического склада.

И когда совершает преступление, испытывает потрясение, ужас, отчуждение от близких, отвращение в себе. Идея, ложная в своей основе (уничтожение человека) развенчивается изнутри – через страдания несчастного. Раскольников понимает, что таким путем нельзя разрешить социальных противоречий, обрести действенную философскую позиции.

Для понимания сложных раздумий героя автор очень пристально прослеживает разные периоды его жизни: подготовка убийства, самое убийство, переживания непосредственно после того и позже, вплоть до признания Раскольникова в содеянном, до каторги за преступление.

В этот большой отрезок времени значительно меняются отношения между действующими лицами романа, внутреннее состояние Раскольникова. В истории преступления и наказания выражаются сложнейшие особенности общественного и духовного бытия.

Как в трагедиях Шекспира, в романах Достоевского берётся такой жизненный факт, который в своем переломном моменте раскрывает исключительное душевное напряжение героя. Взрыв подготовлен и особенностями его характера, и стечением социальных обстоятельств.

И такое же сильное сопереживание происходящему созревает в сердце читателя. Впервые о незаметном, обделённом всем человеке говорится как о личности, постигающей вечные всеэпохальные явления.

Роман написан так, что все события не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и трагичной правдой. Последним, как они развиваются и как в их ходе меняется главный герой.

Внутренние потрясения главного героя

Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из комнаты, а из «каморки», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает её убожество, подчёркивая крайнюю нищету обитателя. Сразу обращает на себя внимание определение: «он был задавлен бедностью».

Можно ли сказать с большей точностью и образностью? Глагольная форма «задавлен» указывает на степень результата, и на характер существования, к тому же заключает в себе оттенок, сближающий с понятием смерти. Но и этого мало автору. Он вкладывает в уста другого персонажа аналогичное выражение: «…бедный студент, изуродованный нищетой».

Болезненно самолюбивый Раскольников в полицейском участке вынужден признаться: «Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получаю деньги…и я …заплачу». Так появляется ещё одно , усиливающее общее впечатление высказывание: «удрученный бедностью».

Причём в скобках сам автор подчеркивает его значимость.

Не менее исчерпывающе писатель характеризует внутренний склад личности Раскольникова: «…угрюм, мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце… Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то»

Позже, когда уже совершено убийство, характеристика пополняется, вычисляется одна из причин преступления: «…бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем, мнительный, самолюбивый, знающий себе цену…в рубище и сапогах без подметок, – стоит перед какими-то кварташками и терпит их надругательства, а тут неожиданный долг перед носом, просроченный вексель…»

В этом психологическом портрете на первое место выдвинуты те черты, которые рождены общественным положением бедного студента (мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый).

Можно сказать, что здесь выявлены особенности социальной психологии, свойственной многим. Но цель повествования – углубиться в подспудные процессы создания конкретной личности.

Поэтому автор прибегает к интересному приему самораскрытия героя – к передаче его снов. В них болезненные переживания Раскольникова предстают в своем обнаженном виде.

Сон Раскольникова, который он видит перед убийством, отличается редкой сгущенностью мрачных деталей, усложненностью эмоций. «Страшным» называет его автор. Мы же чувствуем здесь некий символ. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиение загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин избивает насмерть.

«…В большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые – он часто это видел – надрываются в иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно кои воз застрянет в грязи или в колее, и при этом так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет».

Обратим внимание на то, как Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует прием противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Противопоставляются смех пьяных седоков, разгульная песня и страдания измученной, забиваемой лошади.

Отметим и ещё одну особенность. Воспроизведена как будто обычная уличная сценка. Но все в ней до такой степени сгущено, что она явно выбивается из реальной жизни (обычное, повседневное как бы становится необычным).

Экспрессия повествования создается повторением: «так больно, так больно, так жалко, так жалко», подбором таких глаголов: «задыхается, останавливается, дергает, падает»; «её секут, секут по глазам, по морде, по бокам» Не вынесшая издевательств лошаденка «в бессилии начла лягаться». И озверевший хозяин бьет её сначала оглоблей, потом ломом, добивая несчастное животное.

Подбор выразительных средств, экспрессия речи создают страшную картину, которая вызывает яростное желание вмешаться, защитить не только у маленького героя сна, но и у читателя.

Мечется в бессилии ребенок, ломает руки, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин клячонки.

И единственное, что может сделать мальчик, это «с криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мертвую, окровавленную морду и целует её, целует в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается со своими кулачонками на Миколку».

Сон Раскольникова на редкость многозначен. Во-первых, здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой, доброй душе героя.

Во-вторых, сон воспринимается символом существующих порядков. Несправедливая жизнь, груба, жестока: её хозяева-седоки едут, погоняя несчастных, забитых кляч, куражатся, издеваются над ними. А если захотят, то могут и убить.

Наконец, сон Родиона – своеобразный пролог к последующему повествованию. Возникает аналогия с поведением свидригайловых и лужиных, которым всё дозволено в этой жизни, они ее порождение и ее распорядители.

И бессильны попытки обездоленных людей (Мармеладовых, Раскольниковых) найти в этом страшном мире справедливость. Не случайно с заезженной клячей сравнивает себя Катерина Ивановна Мармеладова, замученная, раздавленная нищетой.

Спился от горя её муж. На панели его дочь Соня.

Есть и ещё одно, может быть, самое главное значение сна. Оно – в раскрытии внутреннего отношения Раскольникова к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь ассоциируется с задуманным Раскольниковым убийством.

Проснувшись, потрясённый Родион сразу вспоминает о том, что он задумал сделать, – о предстоящем убийстве старушонк

Источник: //www.neuch.ru/sochineniya/text/602.html

Егэ 2019 мечта и реальность: в чем суть противоречия между мечтой и реальностью? пример сочинения

Мечта и реальность (Преступление и наказание)

Мечта — это воображаемый образ по разным причинам очень важный и ценный для каждого конкретного человека, но недостижимый в момент мечтаний.

Для того, чтобы мечтать нужно иметь воображение. Можно сказать, что мечта не связана с реальностью, она как бы отделена от нее. Если связать мечту с реальностью, то мы получим цель. Если человек не просто мечтает о чем-то, но и хочет воплотить свою мечту в жизнь, он ставит перед собой цель, тем самым приближая мечту к реальности, и делает все возможное, чтобы ее достичь.

Мечтой может быть реальный предмет и недостижимый.

Мечта бывает недостижимой в конкретное время и недостижимой вообще. Такую мечту нельзя воплотить в реальность. В этом случае мечта и реальности — это два понятия, совершенно не связанные друг с другом.

Реальность — это то, что мы имеем в действительности, это объективная действительность, отражающая реальное положение дел.

Иногда именно мечты помогают человеку чего-то достичь и добиться цели.

Иногда реальность «не подходит» человеку. В этом случае он, в зависимости от своих личностных особенностей, может попытаться изменить существующую реальность либо сбежать от нее в мир мечты, фантазий и грез.

Мечта и реальность: В чем суть противоречия между мечтой и реальностью, что написать в итоговом сочинении?

Воздушные замки и розовые мечты» — это называется не мечта, а грёзы, не подтверждённые никаким планом действия, а мы говорим о мечте, для осуществления которой человек ставит перед собой вполне конкретную реальную цель и поэтапно добивается её.

Так, например, Маша в «Капитанской дочке» — очень застенчивая и боязливая девушка, чтобы спасти своего жениха, вдруг осмелела и направилась в далёкое путешествие к самой императрице.

Маша спасла своего жениха и вышла за него замуж и, таким образом, Маша осуществила свою мечту.

Если мы посмотрим на Мцыри из одноимённого стихотворения Лермонтова, то мы видим, что Мцыри был очень близко к своей мечте: добраться до Родины — он уже чувствовал запах, вкус своей мечты, но только случайная встреча с барсом не дала полностью осуществиться его мечте, но умирал Мцыри счастливым потому, что познал свою мечту.

Реальность может встать на пути заветной мечты и не дать ей осуществиться, но за свою мечту нужно всегда бороться до последнего.

Как написать сочинение: В чем суть противоречия между мечтой и реальностью (Мечта и реальность)?

Реальность часто не дает мечте осуществиться, препятствует ее осуществлению, несмотря на все старания человека. Мечта разбивается о реальность. Катерина в пьесе «Гроза» мечтала о счастье, о семейной жизни, в ее мечте не было ничего заоблачного и неосуществимого, но она попадает в ужасную семью, где всем заправляет настоящий тиран — Кабаниха, а муж Катерины не может ее защитить.

Реальность может неплохую мечту превращать в гибель для человека, делать из него негодяя. Николай Иванович в рассказе «Крыжовник» губит свою нелюбимую жену, да и себя самого, ради своей мечты купить имение.

Реальность может отнять уже сбывшуюся мечту — как отняли негодяи шинель у Акакия Акакиевича в повести Гоголя.

Что написать в сочинении: В чем суть противоречия между мечтой и реальностью? (Мечта и реальность)? Итоговое сочинение ЕГЭ 2018-2019

Мечта — это изнеженная программа человека на будущую жизнь, похожую на счастливое времяпровождение и счастливую жизнь. Мечта в большинстве случаев более близка к цветным сновидениям и редко когда превращается в реальность.Реальност­ь сама бывает определенной, жесткой и предсказуемой, но в любом случае реальность может быть спроектирована на трудной недостижимой цели — мечте.

И счастлив тот человек, кто усилием своей воли, всеми своими возможностями и реальными шагами, превращает мечту в действительность. Таких людей очень мало, но это героические личности, для которых стремление к своей мечте становятся не только самоцелью, но смыслом всей их жизни…

Мечта, к сожалению, не всегда может стать реальностью. В этом их противоречие. Мечта — это лишь желание.

Мечта и реальность – это две стороны одной монеты, и монета эта – наш внутренний мир. То, что мы представляем в своем воображении, то и является нашей грёзой, а то, что мы видим и чувствуем наяву, то, можно окрестить субъективной реальностью.

Из литературы.

В романе «Капитанская дочка». Марья грезила выйти замуж за своего Петра и делала все мыслимое для реализации собственной мечты. И это ей удалось. Эта преданность личной цели привела Марью к победе — ей получилось стать супругой любимого человека.

Здесь нет явного противоречия между мечтой и реальностью, потому как мечта была «приземленной» и осуществимой. Но, вот если бы Марья строила 100% неосуществимые «воздушные замки», и стремилась бы к этим «замкам», то она бы быстро разочаровалась в своих мечтах и чувствовала бы себя несчастной, так как реальность полностью бы не соответствовала её мечтам.

Источник: //faston24.ru/ege-2019-mechta-i-realnost-v-chem-sut-protivorechiya-mezhdu-mechtoj-i-realnostyu-primer-sochineniya/

Аргументы по направлению «Мечта и реальность»

Мечта и реальность (Преступление и наказание)

02.09.2018

Сборник аргументов из литературы по направлению «Мечта и реальность» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.

  • Все материалы по направлению «Мечта и реальность»

Основные тезисы:

  • Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  • Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  • Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  • Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  • Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  • Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Только оставаясь верным своей мечте, ее можно воплотить в реальность, что подтверждает А. С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Маша Миронова мечтала быть всегда рядом с Петром Гриневым и выйти за него замуж, но судьба постоянно разлучала ее с любимым.

Первым препятствием стала клевета Алексея Швабрина, который сообщил Гриневу старшему, что бесприданница позарилась на богатства семьи Петра и хочет хитростью женить его на себе. Старик в ответ не одобрил брак сына с капитанской дочкой. После захвата Пугачевым Белогороской крепости Марья попадает в плен к Швабрину.

Тот морит ее голодом и настаивает принять его предложение выйти замуж, но девушка не соглашается и ждет помощи от Петра. Когда Гринев освобождает Миронову, их снова настигает разлука – молодого офицера осуждают за помощь Пугачеву. Чтобы доказать ложность обвинений, Марья отправляется к самой императрице и спасает Петра от ссылки в Сибирь.

Благодаря твердой вере в свою мечту Миронова воплощает ее в реальность: влюбленные становятся счастливыми супругами.

В этом же романе мы видим, что мечта может и не сбыться, если идти к ней нечестным путем. Швабрин проявил низость, подлость и лицемерие, чтобы заполучить Миронову в жены. Он намерено очернил репутацию девушки перед семьей ее возлюбленного Петра Гринева.

Когда молодой офицер, отстаивая честь своей невесты, вызвал Швабрина на дуэль, тот использовал запрещенный прием и серьезно ранил соперника. Алексей продемонстрировал свою продажность при захвате бунтовщиками крепости – перешел на сторону Пугачева, предав товарищей и отечество.

Его мечта была близка, как никогда: Марья стала его пленницей. Но и здесь Алексей показал себя человеком без высоких моральных принципов: унижал Миронову, морил голодом, принуждал стать его женой. На помощь девушке вовремя пришел Гринев, освободив ее из лап подлеца.

Беспринципность и мерзость поступков Швабрина сделали его мечту недосягаемой.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Мечта Родиона Раскольникова была благородной: исключенный из университета за неуплату студент хотел побороть социальную несправедливость, заставив зажиточных горожан поделиться своими богатствами с бедняками. Для этого ему пришлось встать на кривую дорожку: пойти на грабеж и убийство.

Его жертвой становится старуха-процентщица, которая, по его мнению, не заслуживала жить: ростовщица обогащались, в то время как множество нищих бедствовали и умирали от голода. Но убийство не стало осуществлением мечты Родиона, а, наоборот, обрекло его на душевные мучения и угрызения совести.

Из этого следует, что некоторых, даже благих желаний, стоит избегать, ведь их воплощение может стать бесповоротным нравственным падением и греховностью.

Несправедливость окружающего мира не стала препятствием для воплощения в реальность мечты Сони Мармеладовой – одной из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Самым большим желанием девушки было возвращение на путь праведный своего возлюбленного Родиона Раскольникова.

Соня отправляется за молодым человеком на каторгу и там оказывает ему духовную поддержку, окружает нежностью и заботой. Загрубевшее сердце Родиона со временем смягчается, и он отказывается от своих идей ничтожности всего существующего, начав изучать Библию.

Сильная вера во Всевышнего и мечту дают свой результат: Соне удалось «воскресить» возлюбленного к новой жизни и переосмыслению ценностей.

А. С. Пушкин. «Метель»

героиня повести А. С. Пушкина «Метель» Марья Гавриловна влюблена в бедного армейского прапорщика и мечтает выйти за Владимира замуж, хотя ее родители против невыгодной партии. Пара решает тайно обвенчаться, но преградой становится разыгравшаяся метель. Из-за непогоды Владимир не успевает в церковь, а Марью по ошибке венчают с незнакомцем.

Молодой человек впадает в отчаяние и уходит на войну, где погибает в сражении под Бородино. После смерти отца Марья становится завидной невестой, к которой начинают свататься женихи. Девушка скорбит о Владимире, бережно храня напоминающие о нем вещи. И тут на пути Марьи встречается тот самый «случайный» муж, офицер Бурмин. Между героями зарождается любовь, и они счастливы в браке.

Таким образом, иногда реальность может стать лучше мечты.

Мечта Владимира из повести А. С. Пушкина «Метель» разрушилась, когда он узнал о венчании Марьи с другим мужчиной. Молодой человек падает духом, замыкается в себе, не проявляя попыток объясниться с возлюбленной. В отчаянии он уезжает на войну, где погибает в Бородинском сражении. Владимир не приложил никаких усилий на пути к своей мечте, поэтому ей не суждено было сбиться.

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Московский писатель Мастер мечтал выпустить главный в своей творческой карьере роман. Ради книги он ушел с работы и весь выигрыш в лотерею потратил на аренду и обустройство подвальчика на Арбате.

Но Мастера постигло большое разочарование: опубликованный отрывок «антисоветского» романа о Понтии Пилате был жестоко раскритикован и запрещен для печати. Писатель сжигает рукописи, а после его запирают в психиатрическую больницу.

Как видим, некоторые желания могут быть опасными: мечта в реальности привела Мастера к трагической судьбе.

В противоположность большой несбыточной мечте Булгаков приводит ничтожность желаний трусливых, завистливых и мелочных людей.

На представлении в Варьете Воланд высмеивает тщеславие и материализм москвичей, воплощая в реальность их мечтания о статусе и богатстве. Со сцены на зрителей летят пачки купюр, а женщины облачаются в роскошные наряды.

Несущественность таких стремлений открывается, когда дорогие одежды растворяются в воздухе, а деньги превращаются в бумажки.

Куда приводят мечты? Разбираем на основе вебинара по Мастеру и Маргарите

Л. Н. Толстой. «После бала»

На балу в доме своей возлюбленной Вареньки Иван Васильевич чувствует себя абсолютно счастливым: рядом с ним прекрасная девушка и ее великодушный отец, готовый на все ради дочери, даже носить самодельные сапоги. В нарядной комнате звучит великолепная музыка, все танцуют и веселятся.

Ночь напролет Иван Васильевич наслаждается действом и, покидая дом губернатора, готов любить весь мир. Но утро поразило молодого студента ужасом: отец Вареньки участвует в бесчеловечных истязаниях над беглым солдатом.

В то же мгновение мир в душе Ивана Васильевича перевернулся, и он больше не мог представить себя рядом с девушкой, у которой отец-тиран. Его мечта разбилась о жестокую реальность.

А. П. Чехов. «Ионыч»

Дмитрий Ионыч Старцев – земский врач в Дялиже. Молодой человек с удовольствием принимает пациентов, ходит пешком на вызовы, так как вначале не имеет даже лошади. При этом глухая провинция гнетет образованного интеллигента – жители села малограмоты и не способны поддержать беседу на серьезные темы.

Но вскоре Ионыч начинает втягиваться и привыкать к обстановке. Материальные интересы выходят на первый план: Ионыч обзаводится повозкой с лошадьми, живет в достатке, играет в азартные игры, относясь к врачебной практике чисто как к источнику дохода, не более.

Таким образом, Ионыч предает свою мечту, что сулит ему полную духовную деградацию.

Параллельно в рассказе А. П. Чехова мы видим крах мечты юной Катерины Туркиной, которая видела себя великой пианисткой. Ради карьеры девушка отвергла предложение руки и сердца молодого врача Дмитрия Старцева, о чем после пожалела.

Годы, проведенные в столице, не дали результатов, и Котик не стала музыкантшей. Вернувшись домой, девушка осознает, что не имеет должного таланта и пытается напомнить Ионычу о его былых чувствах, но получает отказ.

Честолюбие и слепое следование за мечтой приводит к тому, что Туркина остается одна, теряя с годами молодость и красоту.

И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо»

Мечту Федора Лаврецкого об идеальной семье с Лизой Калитиной смогла разбить его бывшая жена Варвара Павловна – жадная к деньгам и чужому счастью женщина. Она не считается с чувствами мужа и не собирается уступать его кому-либо.

Лаврецкий, разочарованный в женщинах после измены Варвары Павловны, встречает открытую и добрую Лизу, к которой у него зарождаются чувства. Девушка же не хочет быть помехой воссоединению семьи и уходит в монастырь. Лаврецкий смиренно принимает это решение и, чтобы остаться порядочным человеком, отказывается от личного счастья.

Таким образом, мечту могут перечеркнуть непреодолимые обстоятельства, созданные подлыми людьми вроде Варвары Павловны.

А. Н. Островский. «Гроза»

Выйдя замуж, главная героиня драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерина мечтает о счастливой супружеской жизни и теплых взаимоотношениях, какие были в ее семье.

Но в реальности сталкивается с унижениями и страданиями, которые девушке приходится терпеть от деспотичной свекрови Кабанихи и бесхребетного, во всем потакающего своей матери мужа Тихона. Очередным разочарованием для Катерины стал разбивший ее сердце Борис, который отказался от их любви в угоду своему дядюшке.

Мечтательная натура девушки не выдерживает жестокости окружающего мира, и она не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Отсюда вывод: желания, не совпадающие с реальностью, могут привести к трагедии.

Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, необходимо приложить усилия. А таким людям, как Тихон Кабанов из драмы А. Н. Островского «Гроза», бесхарактерным «маменькиным сынкам», это не дано.

Женившись на Катерине, он мечтает о семейном уюте и гармонии, но не может поставить на место свою властную мать, которая постоянно вмешивается в жизнь молодых.

Тихон покорно исполняет приказы Кабанихи и не говорит против ни слова, даже в защиту жены, чем вскоре и доводит несчастную супругу до самоубийства. Оплакивая Катерину, он винит во всем мать, хотя сам для воплощения своей мечты не сделал ничего.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Крестьянка Лиза, встретив дворянина Эраста, искренне его полюбила и мечтала стать его женой. Каждое свидание с молодым человеком укрепляло веру девушки в счастливое будущее. Но после случившейся близости в отношениях пары все переменилось.

Эраст охладел к Лизе и вскоре уехал на войну. Девушка ждала возлюбленного и случайно увидела его в городе. Встреча оказалась роковой: Эраст признался, что помолвлен с другой, после чего Лиза совершила суицид.

Таким образом, слепое следование за своей мечтой может привести к трагедии.

После встречи с Лизой Эраст решил, что наконец обрел истинное счастье. Девушка поразила молодого человека своей красотой и естественностью, и он поклялся ей в вечной любви. Но слабость его характера не позволила преодолеть сословное неравенство, и Эраст предпочел любви материальные выгоды. Предав свою мечту, он до конца своих дней был несчастным.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект»

Столкновение мечты с реальностью ярко продемонстрировано в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект». Герои произведения – два друга Пирогов и Пискарев. Поручик Пирогов не ставит перед собой высоких целей.

Он легко отказывается от своих желаний, если на пути возникают какие-либо препятствия, не переживает в случае неудачи с женщинами. Другое дело возвышенный и утонченный художник Пискарев. Он живет в придуманном им мире, где все люди идеальны и непорочны.

Встретив на Невском проспекте девушку легкого поведения, художник считает, что своей любовью сможет вернуть ее на путь праведный. Но, услышав в ответ лишь насмешки, совершает суицид.

Разное восприятие реальности приводит к тому, что одни живут на уровне животных инстинктов, другие витают в облаках и не желают объективно оценивать окружающую действительность.

Сохранить ссылку:

Источник: //www.ctEGE.info/napravlenie-mechta-i-realnost/argumentyi-po-napravleniyu-mechta-i-realnost.html

Итоговое сочинение Мечта и реальность – примеры и образцы

Мечта и реальность (Преступление и наказание)
 
Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе

Направление “Мечта и реальность” итогового сочинения 2018-2019 по литературе: примеры, образцы

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Мечта и реальность”. К сочинениям приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Примеры сочинений

Почему мечта не всегда становится реальностью?

Мечта… Реальность… Что их связывает? Почему мечта не всегда становится реальностью? Попробуем ответить на эти вопросы.
Понятия «мечта» и «реальность» имеют разное значение, и в то же время очень тесно связаны. Ведь порой мечта, пусть даже самая маленькая и незначительная, способна воплотиться во всей своей красе в реальности.

Несомненно, бывает и так, что мечты так и остаются в сознании людей. Причины бывают разными: обычная человеческая лень, или неудачи при осуществлении мечты, из-за которых люди опускают руки. Или же люди сами мечтают о чём-то несбыточном, ставя себе невыполнимые цели и задачи.

Но что, если мечта, которая есть у человека, на самом деле лишь иллюзия?…

Что если мечта рушится под влиянием случая, который невозможно обойти?…

Столкновение мечты и действительности лежит в основе многих произведений русских и зарубежных писателей, таких как: А.С . Пушкин, Л.Н. Толстой и других.

Этот же мотив прослеживается в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Сюжет рассказа прост. Богатый американец, всю жизнь зарабатывавший             деньги             отправляется путешествие,    мечтая    насладиться    жизнью,    но внезапно умирает. Почему?

Для начала давайте разберёмся, что же это был за человек. Стоит учесть важную деталь, что Бунин даже не одарил своего героя именем. Для автора он так и остался просто господином.

Ведь имя способно оставить отпечаток в истории, а этот человек после своей смерти был лишь обузой. Этим писатель показывает никчёмность своего героя.

У него совершенно бессмысленная жизнь, и более того, все это время он «не жил, а лишь существовал».

По композиции произведение разделено на две части. В первой господин из Сан-Франциско путешествует по Европе, а во второй он, будучи уже мёртвым, возвращается на родину по тому же самому пути. Рассказ продолжается и после смерти главного героя, доказывая тем самым, что его гибель ничего не изменила. Этот человек не оставил никакого следа в истории и ушёл из жизни просто господином.

Выбрав путь для своего путешествия, господин попадает на пароход с говорящим названием «Атлантида». Существует легенда об острове-государстве, странным образом исчезнувшем в океане.

Именно эта легенда лежит в основе имени корабля. Этот пароход является символом уходящей эпохи бесцельно живущих людей, таких как господин из Сан-Франциско.

Пароход – это отдельный мир, в котором человек совершенно беспомощен и его судьба никого не интересует.

Символичным становится и океан в конце произведения. Шторм описывается как мировая катастрофа в ходе которой автору слышится «погребальная месса».

Таким образом, мечты не всегда становятся реальностью. Реальность может оказаться суровее, чем можно предполагать. И нужно видеть радость в каждом прожитом дне, иначе потом станет поздно.

Всего: 403 слова

Реальность – это то, что окружает нас в настоящее время. Не все люди довольны реальностью. Некоторым очень трудно найти свое место в жизни и правильное окружение. А кто-то боится преодолевать трудности и, уходя от проблем, представляет себе идеальный мир.

Обратимся к роману И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой романа Обломов постоянно жил в мечтах о счастливом детстве. Он вспоминал любовь, ласку и заботу родителей.

В детстве Илья Ильич мог делать все, что хотел, его не заставляли работать и делать что-то самостоятельно. А теперь герой лежал на диване и представлял себя героем и необыкновенным человеком.

Он размышлял об улучшении доходности своего имения, но реальность в которой жил Обломов не соответствовала его представлениям о счастье.

В     реальности     Илья     Ильич     наблюдал     как управляющий               разворовывал              деньги, принадлежащие Обломову. Также герой видел окружающих его мелочных людей, которых заботят лишь чин и деньги. Обломову сложно было смириться с действительностью, поэтому ему пришлось убежать от реальности в свой идеальный мир.

В качестве второго аргумента приведу повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект». Главный герой произведения молодой художник Пискарёв. Однажды, гуляя со своим приятелем по Невскому проспекту, герой заметил девушку, которая поразила его своей красотой. Пискарёв побежал за таинственной незнакомкой. Однако, увидев куда направлялась девушка, герой сильно разочаровался в ней.

Он с ужасом осознал, что попал в публичный дом и в отчаянии выбежал на улицу. Придя домой, Пискарёв долго не мог успокоиться и смириться с тем, что он увидел. С большим трудом герою удалось заснуть. Во сне он снова встретил ту незнакомку. Но она явилась в образе прекрасной дамы, не имеющей ничего общего с тем, что Пискарёв видел в реальности.

Проснувшись молодой человек решился вытащить девушку из пучины разврата. Герой встретился с ней и предложил выйти за него замуж, но девушка с презрением отказалась. Мечты художника Пискарёва о счастливой семейной жизни со своей возлюбленной разрушены. Герой не может смириться с реальностью и единственным выходом для него остается смерть.

Бегство от реальности в мир снов заканчивается трагически. Художника Пискарёва находят в доме с перерезанным горлом.

В заключение своего сочинения хочу сделать вывод:люди убегают от реальности, когда действительность не соответствует их мечтам и надеждам, и они не способны смириться с реальностью.

Всего: 348 слов

Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?..
Мечты и желания – это хорошо. Они заставляют нас двигаться вперед, дают нам стимул к жизни, к труду, к самосовершенствованию. Человек без мечты топчется на месте, не имеет цели.

Но так ли все однозначно? Все чаще в нашем обществе говорят о том, что желания могут быть опасны и даже способны навредить. С чем это связано? Почему человеку так важно быть осторожным в своих желаниях? Почему нередко говорят: «бойся своих желаний»? Об этой проблеме рассуждало не мало русских писателей. Обратимся к роману Ф.М.

Достоевского “Преступление и наказание” и к произведению М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Родион Раскольников следует своей теории о мелких и больших людях. Его преследует желание доказать миру и главное себе, что он не тварь дрожащая, а сильная личность. Вдохновленный другими великими героями, юноша придумывает страшный план по реализации своей цели.

Он решает убить старуху-процентщицу. Свою цель он оправдывает словами о том, что женщина портит этот мир и мешает людям. Со временем желание об убийстве полностью захватывает и подчиняет Родиона себе.

В один летний день молодой человек исполняет задуманное: убивает процентщицу и забирает ее вещи, чтобы на полученные с них деньги улучшить этот мир. Казалось бы желание сбылось, главная цель последнего времени выполнена. Но тут то Раскольников и понимает какое ужасное преступление он совершил.

Чувство совести и ощущение своей истинной ничтожности начинают сводить героя с ума. Это и есть его “наказание”. В конце концов у Родиона нет иного выхода, кроме как во всем признаться и сдаться полиции.

Что же произошло   с   юношей?   Его   погубили   желания, которые   были    противоестественны   его   натуре.    Сделав   ложную   мечту   жизненным ориентиром, Раскольников погубил себя.

Случай с Раскольниковым – далеко не единственный пример пагубного влияния некоторых желаний на нашу жизнь. Мастер из “Мастера и Маргариты” был писателем XX века. Мы не знаем его имени и прошлого, но знаем одно – герой мечтал создать свой шедевр. Его желание было главной целью жизни.

Ради своего произведения этот человек отдал все. Он потратил все свои деньги на необходимые материалы, остался в нищете, надеясь на признание среди людей за свое творчество. Но когда рукопись вышла в свет, ее сразу резко раскритиковали, общество писателей не приняло произведение.

Даже сам Мастер подвергся шуткам и оскорблениям. Оставшись без ничего, отдав все своей мечте и потеряв ее, герой лишается смысла жить. Он сжигает рукопись, а сам попадает в психбольницу, где мы его и встречаем.

Мастер предстает перед нами полностью опустошенным человеком, для которого теперь нет ни прошлого, ни будущего.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что желать чего-то и о чем-то мечтать действительно нужно с осторожностью. Иногда мы можем слишком сильно надеяться на наши желания, ждать большего, чем может произойти на самом деле. Попав в такую ситуацию, человек может оказаться в ужасном положении. Нам всем стоит контролировать себя во всем, в том числе и в желаниях.

Всего: 459 слов

Наверное, нет на свете такого человека, которого бы не одолевали мечты. Чаще всего это случается в юности, когда будущее видится в розовом свете и человек живет надеждами о том, что все его желания обязательно сбудутся. Однако со временем жизнь вносит свои коррективы и зачастую юношеским грезам не суждено сбыться.

Это противоречие между мечтаниями и жизненными реалиями показывает М. Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри». Плененный мальчик, родившийся среди Кавказских гор, которому суждено было стать гордым и независимым горцем, оказался среди угрюмых монастырских стен. По существу монахи спасли его от верной гибели, дали ему кров и еду.

Взрослея, Мцыри получил при монастыре соответствующее образование.Могучие стены монастыря могли бы защитить его в случае опасности. Казалось бы, что еще надо человеку? Но Мцыри томится в этих стенах. Он не считает их защитой. Напротив, они напоминают ему тюрьму, из которой юноша стремится вырваться на свободу.

Ведь там за этими крепостными стенами его родина – Кавказ, дом, семья. Будучи маленьким мальчиком, он успел вдохнуть воздух свободы. Поэтому смутные детские воспоминания о родных просторах, сестрах и отце не дают ему покоя.

Мцыри живет мечтой о том, что когда-то вернется в свой родной край, увидит аул, где появился на свет и услышит близкие его сердцу песни. Желание покинуть монастырь было таким сильным, что как только представилась такая возможность, Мцыри тут же воспользовался ею. Казалось бы, все свершилось и до воплощения мечты в реальность рукой подать.

Но действительность бывает намного суровее.Жизнь в монастыре среди смиренных монахов отложила свой отпечаток на судьбу юноши. Он оказался неготовым к жизни на воле, невзирая на то, что не желал признавать этого и всячески противился своей судьбе.

Победа над диким зверем вселяет надежду на исполнение мечты, но смертельные раны, нанесенные барсом во время сражения, дают о себе знать, и Мцыри погибает. Однако он ничуть не сожалеет о тех опасных приключениях, которые ему довелось испытать во время неудачного побега.

Три дня он дышал воздухом свободы, тем воздухом, что его принес ветер с Кавказа, где живут гордые и бесстрашные люди. Пусть всего лишь на три дня, но мечта побывать на свободе исполнилась, и Мцыри покидает земную жизнь счастливым человеком.
Человек живет мечтой и нужно стремиться к ее воплощению, невзирая ни на что. Только тот, кто сумел добиться исполнения своих сокровенных желаний может быть по-настоящему счастлив.

Всего: 371 слово

У каждого человека есть мечта, которую он хотел оы осуществить, или, по крайней мере, была. Приземленные это желания или мечты о всечеловеческом счастье – не важно, главное, что у человека есть мечта, имеющая право на существование и реализацию. Вопрос лишь в том, каждая ли человеческая мечта достойна её воплощения в жизнь?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к произведению Антона Павловича Чехова «Крыжовник».

Главный герой, младший брат Ивана Ивановича – Николай Иванович, как и большинство людей, имел мечту: купить загородную усадьбу поближе к природе, на территории которой непременно должен быть крыжовник, а помимо крыжовника водоем – река или озеро, наполненное чистейшей водой. «Почвой» для появления подобной мечты послужила безмерная тоска Николая Ивановича по деревенской жизни, свободу которой он в полной мере ощутил, будучи мальчишкой.

Имея мечту, человек способен преобразовать её в цель. Для получения желаемого результата человеку требуется лишь непреодолимое желание достичь намеченного, для чего в ход порою идут любые средства, возможные к использованию.

Важно не только понимать, где та тонкая грань, через которую человек не должен переступать, но и помнить свою мечту в том первозданном виде, каком она зародилась.

Проблема Николая Ивановича заключалась как раз-таки в том, что он не видел запретной грани и забыл самое важное: чего изначально он хотел.

Герой прибегал к безнравственным методам достижения своей цели, в процессе чего преображалась и его когда-то светлая мечта. Человек не только ущемлял себя, откладывая каждую копейку на покупку усадьбы, но и погубил жизнь другого человека, средства которого использовал для реализации своей мечты.

Помимо этого, по мере приближения к поставленной цели, Николай Иванович позабыл о том, что хотел быть ближе к природе, а не выкупить часть природы для себя.

Изменились и, казалось, незаменяемые компоненты усадьбы, о которой Николай Иванович мечтал: вместо чистого водоема близ усадьбы была загрязненная речка, крыжовник был посажен самим Николаем Ивановичем, притом сами ягоды были вовсе не сладкими, а жесткими и кислыми.

Тем не менее, когда Николай Иванович реализовал свою уже преобразившуюся мечту, он был счастлив, притом настолько, что даже позабыл о своем происхождении. Избаловав себя донельзя, он стал похож на свинью, а ягоды крыжовника, которых он так ждал, вовсе не были для него кислыми – он наслаждался каждой из них, радуясь окончательно сбывшейся мечте.

Была ли достойна мечта Николая Ивановича того, чтобы её воплотили в жизнь? Вероятно, мало кто сможет сказать, что мечта об единении с природой плоха. Но единения ли с природой в конечном счете желал достичь Николай Иванович? И можно ли сказать, что то, чего он достиг, было достойно реализации? Вовсе нет.

Таким образом, реализации достойна лишь та мечта, что не подразумевает под собой чего-либо грязного, низкого, безнравственного; мечта светлая, чистая и непорочная.

Всего: 547 слов

Источник: //www.egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/itogovoe-sochinenie/289-obraztsy-sochinenij-ege/2352-itogovoe-sochinenie-mechta-i-realnost-primery-i-obraztsy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.