Лапти

Обувь на Руси. Лапти

Лапти
Плетеную обувь носили издавна. Кочетыг (инструмент для плетения лаптей, похожий на плоское изогнутое шило. Изготовлялся из ребер животных, костей или металлов) находят в раскопках неолитического периода, что указывает на древность производства обуви из древесной коры.

Лапти были наиболее распространенной и дешевой обувью, которую носили жители лесной полосы нашей страны. Лапти быстро изнашивались, поэтому их приходилось плести в большом количестве, а отправляясь в дальнюю дорогу пешком, брать с собой запасные.

Лапти были основной повседневной (и праздничной) летней (а порой и зимней) обувью. Материалом для них служили липовое, вязовое, реже ракитовое, лыко, береста и др. Старинные лапти плели с одной острой пяткой, а более поздние типы такой обуви – с двойной пяткой (по углам).

В лаптях условно выделяют следующие участки: пятка, головка (“головяшка”), дол (дно, подошва), бочки (борта) и отверстия (петли) в бочках для продевания ремней-обор.

По технике плетения различают две основные группы лаптей: прямого и косого плетения. Встречался также смешанный тип, в котором сочеталось прямое и косое плетение.

Лапти прямого плетения (белорусский тип) начинали плести с носка (без колодки), располагал полоски лыка перпендикулярно друг другу.

Боковые петли лыка надевали на деревянные палочки: через эти петли протягивали веревку (ремешок), чтобы стягивать верхний край лаптя 1 по ноге.

К лаптям прямого плетения относятся коверзни (русские северные губернии), крестовики (Смоленская губерния) и рачки – покосные лапти.

Все они, называясь по-разному, имели одну общую форму с лаптями украинскими, белорусскими, прибалтийскими, западнославянскими и подобной обувью других народов. Это древнейший, широко распространенный тип лаптей. Лапти косого плетения изготовлялись на колодке, начинали плести их с пятки. Полоски лыка располагались друг к другу под углом (тупым или острым).

Этнографы выделяют несколько типов лаптей косого плетения. Новгородский берестяной лапоть 5 косого плетения с высокой задинкой назывался “верзень”. Такал разновидность лаптей бытовала еще в древние времена.

Для московских (или, как их еще называли, русских) лаптей 2 косого плетения характерны хорошо выплетенные круглые головки, высокие берцы и задинка из толстых полос лыка.

По способу плетения московский лапоть был похож на мордовский 4, но отличался от него косым крупным плетением, высокими берцами, круглой или прямоугольной головкой.

Для мордовского лаптя характерно мелкое плетение, трапециевидная головка с кокурками (полоски лыка, повернутые уголками), с обеих сторон лаптя располагалось по две петли для продевания ремней-обор.

Среди русского населения этот тип лаптей был распространен в Рязанской, Владимирской, Тамбовской и Пензенской губерниях. Исследователи объясняют это не столько результатом заимствования, сколько результатом ассимиляции восточных угро-финнов славянами.

Этнографы считают, что берестяной лапоть 3 с двумя петлями и оборами по бокам является разновидностью северного верзня. Однако конструктивно он ближе к мордовскому лаптю, хотя сделан грубее. Район распространения таких лаптей – Ярослав-скал и Тверская губернии.

К лаптям косого плетения относят и пермяцкий лапоть 7, который близок к московскому (русскому) и отличается лишь конструкцией женского лаптя (пришивались берцы, т.е. опушки, из ткани, края которой стягивались шнурками).

Смешанный тип лаптей 6 (татарские, чувашские, марийские) характеризуется тем, что у них подошва косого, а головка прямого плетения. Лапти такого типа встречались у русских в Нижегородской, Вятской, Пермской, Казанской и других губерниях.

Лапти косого плетения изготовлялись на колодках для правой и левой ноги; лапти прямого или смешанного плетения делали без различия обеих ног.

Кроме традиционных форм и конструкций плетеной обуви известны также лыковые и берестяные туфли 8 и полусапожки 9, сапоги Ни даже куртки. Такие изделия были распространены в Нижегородской, Псковской, Новгородской, Тверской, Олонецкой, Вологодской, Архангельской и других губерниях.

Туфли, полусапожки и сапоги из бересты называли бахилами, ступнями, мокроступами, босовиками (так как их надевали на босую ногу) и т.п. В основном их использовали как домашнюю рабочую обувь при выходе во двор, для ухода за скотом. В любую погоду в них ходили в лес за грибами и ягодами.

Плелась такая обувь из липовых, лозовых, ракитовых полосок лыка или бересты косым плетением на разборной колодке.

Выбор материала для плетеной обуви обусловливался природными возможностями местности, поэтому кроме древесной коры использовались также пеньковые веревки, солома, полоски ткани и др.

Такую обувь прямого плетения с круглой или прямоугольной головкой называли “чунями”, “шептунами”, “крутенками”, “шоптанниками”. Эта обувь характерна для центральных, южных, и также северных районов. Чуни 10 имели круглую или прямоугольную головку прямого плетения.

Для большей прочности подошву делали из более толстых веревок. Чуни носили летом в сухую погоду на полевых работах, а также использовали как домашнюю обувь.

Летние праздничные туфли – плетенки – изготовлялись из разноцветных полосок ткани (черных, красных, зеленых, желтых, синих) и кромок фабричного сукна. В начале XX в. такую обувь в Рязанском уезде делал и на заказ.

Встречается упоминание о рабочей обуви, сплетенной из конского волоса (волосники).

Плетеная обувь, сохранившаяся в музейных собраниях Смоленска, Нижнего Новгорода, Курска и других городов, дает представление о формах, конструкциях, декоративных решениях, использовавшихся русскими мастерами. Иллюстративный материал знакомит с конструктивными и технологическими особенностями оригинальной русской обуви. На основе анализа подлинников музейных коллекций разработана классификация плетеной обуви.

Разновидности плетенной обуви:

    1 – лапти белорусские 2 – лапти московские 3 – лапти берестяные 4 – лапти мордовские 5 – лапти новгородские 6 – лапти смешанного типа 7 – лапти пермяцкие 8 – берестяные туфли 9 – полусапожки 10 – чуни из веревок

    11 – сапоги

1. О сайте

1.1 Интернет-ресурс (сайт) www.krupenichka.ru (далее просто Крупеничка) предоставляет зарегистрированным пользователям открытый доступ к таким сервисам как, ания, комментирования, создание новых тем в форуме и т.д.

2.

Условия ограничения ответственности

2.

1 Пользователь прямо соглашается с тем, что использует Крупеничку на свой собственный страх и риск.

2.

2 Пользователь знает, и согласен с тем, что сервисы Крупенички могут содержать ссылки на другие интернет ресурсы. и безопасность материалов на других интернет-ресурсах не могут быть проконтролированы Администрацией Крупенички, поэтому администрация не несет никакой ответственности:

– за последствия применения, использования или неиспользования полученной информации; – за возможное несоответствие результатов, полученных при использовании Крупенички, ожиданиям Пользователя; – за какие-либо повреждения оборудования или программного обеспечения Пользователя, возникшие в результате использовании Крупенички; – за отсутствие возможности использования Крупенички по каким-либо причинам;

– за последствия, которые может повлечь распространение материалов либо данных, содержащих заведомо ложную, неточную, оскорбительную, вульгарную, непристойную информацию и/или информацию сексуального характера, информацию, оскорбляющую достоинство и нарушающую права на личную жизнь, а также любую другую информацию, противоречащую законодательным нормам.

2.

3 Ни при каких обстоятельствах Крупеничка не несет перед Пользователем, либо третьими лицами ответственности за ущерб, убытки или расходы, возникшие в связи с использованием или невозможностью использования, включая упущенную либо недополученную прибыль.

2.

4 Пользователь обязуется не передавать другим лицами свои персональные данные, полученные при регистрации (логин и пароль) для входа/идентификации на Крупеничку и несет полную ответственность за утерю, пропажу, исчезновение или передачу иными способами персональных данных, а также за последствия связанные с данным деянием. Администрация Крупенички не несёт ответственности за действия третьих лиц, воспользовавшихся персональными данными Пользователя.

2.

5 Администрация Крупенички не несет никаких обязательств по обеспечению конфиденциальности в отношении информации, предоставляемой его Пользователям, хотя принимает все возможные меры к этому, если не имеется договоренности об обратном или соответствующих требований действующего законодательства.

2.

6 В обязанности Крупенички не входит контроль легальности или нелегальности передаваемой информации (любой, включая, внутреннюю пересылку информации в виде различных ссылок, текстов или архивов), определение прав собственности или законности передачи, приема или использования этой информации.

3. Ограничения на использование ресурса пользователем

3.1 Основным языком общения на Крупеничке является русский язык. Если оригинальный материал написан на другом языке, то перед размещением на Крупеничке он должен быть переведен!

3.2 При использовании Крупенички, Пользователь не имеет права:

3.2.

1 Давать ссылки на файлы содержащие вирусы или другие компьютерные программы заведомо вредоносного действия, файлы или программы, предназначенные для нарушения, уничтожения либо ограничения функциональности любого компьютерного или телекоммуникационного оборудования или программ, для осуществления несанкционированного доступа, а также серийные номера к коммерческим программным продуктам и программы для их генерации, логины, пароли и прочие средства для получения несанкционированного доступа к платным ресурсам в Интернете;

3.2.

2 Размещать ссылки на файлы, использование которых затрагивает какой-либо патент, торговую марку, коммерческую тайну, копирайт или прочие права собственности и/или авторские и смежные с ним права третьих лиц;

3.2.3 Отправлять на адреса электронной почты, указанные на сайте, несанкционированные почтовые сообщения рекламного типа (junk mail, spam);

3.2.4 Копировать и использовать в коммерческих целях любую информацию, получаемую посредством данного ресурса, нарушающую права других Пользователей или могущую нанести им прямой материальный или моральный ущерб;

3.2.

5 Использовать Крупеничку для размещения заведомо ложной, неточной, оскорбительной, вульгарной, непристойной информации и/или информации сексуального характера, информации, оскорбляющей достоинства и нарушающей права на личную жизнь, а также любой другой информации, противоречащей законодательным нормам.

3.2.

6 Выдавать себя за другого человека или за представителя организации и/или сообщества без достаточных на то прав, в том числе за сотрудников Администрации, за владельца Крупенички. В том числе использовать имя (никнейм) и аватар в значительной степени схожих с уже существующими на сайте, что может ввести в заблуждение других Пользователей.

В этом случае Пользователь обязан сменить имя или аватар.

3.2.

7 При регистрации указывать имя, представляющим собой лишенный смысла набор цифр и букв. Использовать имя или аватар, нарушающие общепринятые морально-этические нормы;

3.2.

8 Неоднократно регистрироваться, вне зависимости от целей, с которыми такая регистрация проводится;

3.2.

9 Размещать материалы, являющиеся коммерческими объявлениями.

4. Гарантии работоспособности

4.1 Доступ к Крупеничке предоставляются по принципу «как есть» без гарантий любого рода, как прямых, так и косвенных. В частности, Администрация Крупенички не гарантирует работоспособность как сайта и его отдельных разделов, так и работоспособность и достоверность ссылок, размещенных на нем его Пользователями.

5. Права администрации Крупенички

5.1 Администрация Крупенички вправе отказать в доступе к Ресурсу любому Пользователю, или группе Пользователей без объяснения причин своих действий и предварительного уведомления.

5.2 Администрация Крупенички вправе изменять либо удалять информацию, размещенную Пользователями на Крупеничке, без предварительного уведомления и объяснения причин своих действий.

6. Ответственность сторон

6.1 Пользователь соглашается с тем, что все возможные споры по поводу ПС будут разрешаться по нормам российского права.

6.2 Пользователь соглашается с тем, что нормы и законы о защите прав потребителей не могут быть применимы к использованию им Крупенички, поскольку он не оказывает возмездных услуг.

6.3 Крупеничка не устанавливает с пользователями агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, а также каких-то иных отношений, прямо не описанных в ПС.

6.4 Бездействие со стороны Крупенички в случае нарушения Пользователем, либо группой Пользователей положений ПС не означает того, что Крупеничка содействует Пользователю, либо группе Пользователей в таковых действиях.

6.5 Бездействие со стороны Крупенички в случае нарушения Пользователем либо группой Пользователей положений ПС не лишает Крупеничку права предпринять соответствующие действия в защиту своих интересов позднее.

Page 3

Зуй Златимирович писал(а):
Хочу принять участие! 1. Почему не могу сам сделать новую тему?

2. Почему нет возможности написать участнику лично?

Отвечаю по порядку: – создать новую тему может каждый зарегистрированный пользователь. для этого необходимо выбрать нужный раздел форума, в нем заходим в подраздел и по нажатию зеленой кнопки “Новая тема” создаем соответствующую тему.

– а на счет личных сообщений, пока такой функционал не реализован, благодарю за замечания, надеюсь в скором времени такая возможность появится на сайте. =)

Источник: //www.krupenichka.ru/27/520.html

Лапти – русская национальная обувь

Лапти

Можно с уверенностью сказать, что история обуви так же стара, как и история человеческой культуры. Когда первобытному человеку пришлось встать на две конечности и сделать первые шаги по каменистой, мокрой и холодной, после глобального похолодания, земле, мысль о защите ног стала актуальной.

Чем больше человек приспосабливался к нелегким и, почти всегда, враждебным условиям окружающей среды, тем больше изобретательности он проявлял. Необходимо было мыслить конструктивно, чтобы защитить свои ноги от холодного снега, горячего песка, острых камней и мокрой травы.

Ученые предполагают, что с тех давних пор прошло приблизительно 150-200 веков.

Вероятно, все началось с того, что к ступне древнего охотника прилип подходящий по размеру кусок дерева, кожи или лист какого-нибудь растения.

Человек это оценил и, вооружившись самыми простыми инструментами и используя доступные подручные материалы, попытался закрепить эту спасительную прослойку чем-нибудь, чтобы она держалась на ноге.

Исследователи считают, что первая в истории человечества обувь могла быть представлена в виде портянок из шкур убитых на охоте животных, утепленных изнутри сухой травой.

Правда, это всего лишь догадки – до наших дней меховые туфли со стельками из сена не дожили, а доказательств их существования древние люди нам не оставили. Зато, по дошедшим до нас произведениям письменности и скульптурных изображений, известно, что носили человеческие цивилизации, начиная от древних египтян, римлян и греков.

История рождения своего неповторимого для каждого народа варианта обуви напрямую зависит от самых разных факторов: природных условий, культуры, быта, традиционных занятий населения, торговых связей и соседских отношений. И, конечно же, пытаясь вспомнить, какую обувь носили наши далекие предки – славяне, возможно, первое, что приходит на ум – это лапти.

Выдвигаю гипотезу: История русского лаптя неразрывно связана с историей самой России, отражает самобытность культуры русского народа.

История лаптя

Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, крючки для плетения лаптей – костяные кочедыки из ребер животных – археологи находят даже на древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).

Это дает основание предполагать, что уже начиная с каменного века люди плели обувь из растительных волокон. Лапти были распространенны не только на Руси. Их плели белорусы, украинцы и карелы, встречаются лапти и у поволжских народов – мордвы, чувашей и татар.

Оказывается, даже индейцы в штате Миссури носили лапти! В одной из пещер этого штата была найдена целая коллекция обуви. Самому старому “лаптю” оказалось 8300 лет.

В Полинезии в лаптях, сплетенных из кокосовых волокон, ходили по дну океана, чтобы не поранить ноги о кораллы и морских ежей.

Так что же такое в сущности – русский лапоть? Традиционные русские лапти – это низкая обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге длинными верёвочными завязками – оборами. Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая портянки, обернутые вокруг ноги – онучи. Летом носили холщовые онучи из льняной или конопляной ткани, зимой – суконные из шерстяной ткани

Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми распространёнными и дешёвыми были лапти из липы.

По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть лыко – в эту пору оно легко снималось с деревьев. Снимали лыко специальным инструментом – деревянным пырком. Лапти, сплетенные из липового лыка, были прочными и достаточно мягкими.

Если лапти плели из ивовой коры, то их называли коверзнями. Такие лапти считались самыми плохими, даже плести их было зазорно. Там, где лыка не было, приноровились плести лапти из корней – «коренники» и конского волоса «волосяники».

Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.

Для работы плели лапти с невысоким голенищем, по типу калош, которые прозвали ступнями.

Обычно в ступнях занимались хозяйством во дворе, особенно в осеннюю или весеннюю грязь, когда лапти с онучами одевать было некогда.

Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, – рачки. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду

Носили лапти и по праздникам. На этот случай лапти плелись писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или выдержанные в горячей воде полоски вязового лыка, отчего они приобретали розовый цвет. Такие лапти одевали с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных праздничных онучах.

Русские лапти подразделялись на зимние и летние. Зимние были на пару размеров больше, чтобы пользоваться более тёплыми портянками. Также сохранились сведения о том, что сначала лапти были разными для правой и левой ноги.

А вот у мордвы, татар и чувашей обувь не имела таких отличий. Возможно, именно у них на Руси научились делать лапти одинаковыми.

Тем более, что это было в два раза практичнее: потеряется один лапоть, так другой не надо выкидывать.

Изготовление русского лаптя

Лапти делали всей семьёй. Плести лапти считалось исключительно мужским делом. Умение женщины сплести хороший лапоть вызывало недоверие мужиков и особое уважение женщин-односельчанок.

Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7 – 8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год.

Уже к 10-12 годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так быстро.

Содранное с дерева лыко вымачивали в тёплой воде, а потом держали в запруде, чтобы легче снять кору. Плели лапти на колодке, причём легче всего было делать нос, подошву и обушник лаптей, а вот запятник  давался с большим трудом.

Сохранилась народная байка о том, как царь Пётр, которому всё всегда удавалось, как-то решил сплести лапти. Хорошо у него дело пошло, да как стал он запятник делать, так “над лаптём и задумался”. В Эрмитаже Санкт-Петербурга, среди личных вещей Петра I, тот незаконченный лапоть даже хранили и показывали.

Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Отсюда поговорка: “Лапти плести – не бородой трясти”.

Лапти – обувь удобная, легкая, дешевая, единственный недостаток – непрочная. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в рабочую пору, — и вовсе за три. Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей.

«В дорогу идти — пятеры лапти сплести» — гласила пословица. А у наших соседей шведов существовал даже термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей.

О непрочности лаптей гласит и народная поговорка “В одних лаптях до царя не дойдешь”.

Лапти снашивались очень быстро. Для крестьянина в год надобно было изготовить 50-60 пар лаптей! Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось 150 липовых заготовок – лутошек, каждая из которых была годна только если “содрана” с дерева возрастом не моложе 3-х лет.

Сколько же требовалось лыка и бересты, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху.

Трудно предположить, славяне, особенно в стародавние времена, поклоняясь духам природы и бережно относясь к любой живности, так легко могли расправляться с деревьями. Вероятнее всего, они владели различными способами брать часть коры, не погубив дерево.

Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям.

Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене — тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками.

А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку.

Источник: //www.microarticles.ru/article/lapti-rysskaja-natsionalnaja-obyv.html

Лапти

Лапти
Файл:RussianCostume1900.JPG

Лапти (бахилы) лыковые

Мужик плетёт лапти. Лубок XVIII (?) века.

Сходный вид обуви применяли североамериканские индейцы. Сандалии XII века

Ла́пти (ед. ч. — ла́поть) — низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Лапти были распространены также у белорусов, карелов, финнов, мордвы, чувашей,татар, украинцев.

Сходный вид обуви применяли североамериканские индейцы и даже австралийские аборигены.

Бьёркебенеры, участники гражданских войн в Норвегии во 2-й половине 12 — начале 13 вв., главным образом обедневшие крестьяне-бонды, часто носили обувь из бересты, откуда их прозвище (Б. -буквально берёзовоногие, лапотники).

Изготовление

Для изготовления одного лаптя требуется семь лык по два метра длиной каждое. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов.

То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом.

Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-л или у чего-л полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существованию кого-л или чего-л».

Лапти плелись не во всех областях России, но употреблялись в большем количестве областей, чем изготавливались. То есть, они были товаром или предметом меновой торговли. Как правило, не плелись лапти в деревнях, где население большей частью занималось не земледелием, а ремёслами, например, гончарным или кузнечным ремеслом.

Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Можно сказать, что примерные размеры, вроде современных S, M, L, XL, XXL и XXXL употреблялись русским крестьянством уже в древние времена.

Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга с диаметром 1,5 — 2 дюйма.

Назначение этого инструмента — приподнимать одну из петель уже сплетённой части лаптя для того, чтобы просунуть в неё свободный конец лыка.

Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине.

Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.

Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» — ссучёное в шнур лыко.

Говенник должен представлять собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывается нога.

После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон (также, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя.

Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя.

Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад.

Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти. В классической русской литературе это нашло отражение, например, у Н. А. Некрасова в стихотворении «Калистрат»:

А хозяйка занимаетсяНа нагих детишек стиркою.Пуще мужа наряжается,Носит лапти с подковыркою.

Использование

Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Плетение лаптей было на Руси зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое летнее время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками.

Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.

Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».

Академик Петербургской академии наук И. Лепёхин в конце XVIII века писал, что для изготовления одной пары лаптей требовалось два крупных и три-четыре мелких липовых ствола. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. По расчётам историка Л.

Милова, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму около 1,5—2,5 руб.). Крестьяне шли на такие трудозатраты, так как необходимая денежная сумма на покупку кожаной обуви была слишком велика.

Чтобы купить сапоги себе, крестьянин должен был продать четверть собранного хлеба, а для жены и детей — ещё две четверти[1].

История

Нижеприведённое описание основывается на статье из энциклопедии Брокгауза и Ефрона (нач. XX века) :

Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем, и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье, Л. состояли только из одной подошвы, в большинстве же случаев им придавали форму башмака, и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники.

Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге.

Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко, сдираемое с молодых, не толще 1½ вершков, липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы; такое лыко малопрочно, и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употреблялось только в Полесье.

Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лыка, а одна липка дает 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико.

Точного учета производства лаптей не было; значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными.

Иногда, впрочем, производство лаптей получало значительную концентрацию; так в конце XIX века, в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, этим делом занималось до 300 человек, причем каждый в зиму заготовлял до 400 пар лаптей. В селе Семеновском, близ Кинешмы, производили на 100 тыс. руб. лаптей., расходящихся по всей России. Из села Мыть Шуйского уезда (Владимирской губернии) отправлялось в Москву 500 тыс. пар лаптей.

Типичные виды лаптей, и способы изготовления

Лапоть м. лапоток; лаптишка, лаптища м. постолы южн. зап. (немецк. Basteln), короткая плетеная обувь на ножную лапу, по щиколодки, из лык (лычники), мочалы (мочалыжники, плоше), реже из коры ракиты, ивы (верзки, ивняки), тала (шелюжники), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи, чрнг.

), из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок (курпы, крутцы, чуна, шептуны), из конских грив и хвостов (волосянники), наконец из соломы (соломенники, кур.).

Лычный лапоть плетется в 5—12 строк, пучков, на колодке, кочедыком, коточиком (железный крючок, свайка), и состоит из плетня (подошвы), головы, головашек (переду), ушника, обешника (каймы с боков) и запятника; но плохие лапти, в простоплетку, без обушника, и непрочны; обушник или кайма сходится концами на запятнике, и связываясь, образует оборник, род петли, в которую продеваются оборы. Поперечные лыка, загибаемые на обушнике, называются курцами; в плетне обычно десять курцев. Иногда лапоть еще подковыривают, проходят по плетню лыком же или паклею; а писаные лапти украшаются узорною подковыркою. (Словарь Даля)

В русском фольклоре и культуре

Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого и позволить себе её могли только состоятельные люди, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а в советское время также бескультурье и отсталость.

В самовосприятии русских лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта.

Отсюда ряд устойчивых выражений в русском языке:

  • «лапоть» как троп обозначает простака, необразованного человека;
  • производное прилагательное «лапотный» в том же значении;
  • «(Чай,) не ла́птем щи хлеба́ем» означает «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать»;
  • шутливое выражение «плюс-минус лапоть» в науке означает «плюс-минус неизвестная величина».

В рассказе «Лапти» из цикла «Шкидских рассказов» Л. Пантелеева и Г. Белых описывается, как в 1921 году за неимением сапог воспитанников «Школы имени Достоевского» обули в лапти[2].

Сейчас лапти часто занимают центральное место в экспозициях некоторых музеев, используются на эстраде и в спортивной жизни. Например, в городе Суздаль в 2007 году с успехом прошел «Спортивный праздник Лаптя», который в 2008 году приобрел статус международных состязаний.

А известный Костромской музыкант и танцор Игорь Белов использует лапти в одном из своих зрелищных номеров «Чечетка в лаптях и с баяном».

Плетение лаптей — как развивающее мелкую моторику у детей — используется в детских образовательных учреждениях, а сами лапти — в детских и взрослых фольклорных ансамблях.

Примечания

Источник: //dictionary.sensagent.com/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8/ru-ru/

Причины распространения[править]

Их немного. Основная причина — материал и дешевизна изготовления. Древесная кора — достаточно дешевый и распространенный материал, который на тот момент казался неисчерпаемым.

Так в романе Алексея Толстого «Петр I» упоминается налог на лапти, коих мужик стаптывает до 12 пар в год, не платя ни копейки государству и помещику, и стоптал бы больше, да нужды нет.

Лапти использовались как домашняя обувь («дома в лаптях ходят» о бедных дворянах), как повседневная обувь для крестьян и рабочих. Так плести лапти умели в каждой семье, продавали на каждом базаре. «В путь идти, по пяти пар лаптей плести» — гласит поговорка.

Также причиной распространения послужила простота их изготовления. Работу по плетению лаптей доверяли женщинам и детям, в то время, когда мужик отбывал барщину или гнул спину на оброчных работах.

Материал и техника плетения[править]

Для плетения использовалось лыко, внутренняя часть коры лиственных деревьев, либо береста. Поговорка «ободрать как липку» имеет те же корни — с дерева снималась вся кора, что приводило к его гибели. После чего лыко отделяли от коры, сматывали в клубки и сушили. Лыко заготавливалось весной и летом, иногда для заготовления сбивались целые артели.

Высушенное лыко хранилось до необходимого момента. После чего распаривалось, резалось. Лапти разных регонов отличаются по технике изготовления. Так московские лапти плелись косым плетением, когда как белорусские и украинские лапти прямым. В некоторых регионах плести начинали с носка, когда московские лапти начинались с запятья. Лыко использовалось липовое, вязовое, ракитовое лыко.

Также использовались береста, конский волос, конопляные и льняные веревки. Также лапти отличались высотой борта, фасоном носа. Зимние лапти подбивались подковыркой — пришиваемой кожаной подошвой, дополнительно проплетались веревкой. Для плетения использовались специальные крючки — кочедыки. Крючки были металлическими или костяными.

Костяные крючки были обнаружены археологами в раскопках начала тысячелетия[1][2].

Названия[править]

Различные лапти назывались по-разному. Чаще всего в их названиях используется слово, свидетельствующее о материале их изготовления: вязовики, лычки.

Также названия отличались по форме и предназначению: рачки — редкие неподбитые лапти, которые использовались при покосах, грязных работах, чуни — домашние лапти, изготовленные из пеньковой веревки, волосяники — лапти из конского волоса[3].

Использование[править]

Лапти носились как на босу ногу, так и с онучами. Онучи — специальные портанки из холщевой или суконной ткани, наматываемые под лапти. Онучи носились по щиколотку, до середины голени или до колена в зависимости от региона, времени года. Домашние веревочные лапти носились под портянку или на босу ногу.

Также лапти на босу ногу носились наиболее обедневшими крестьянами, не имевшими материала на портянки. Лапти были достаточно непрочной обувью, не сохраняли тепло, пропускали воду. Но у большинства просто не было выбора — сапги и любая обувь из кожи стоили примерно в 100 раз дороже.

Так в 1833 году по свидетельству историка можно было купить на базаре 3 пары лаптей за 10 копеек, когда самые грубые мужицкие сапоги стоили 3 рубля с полтиной. Домашние лапти из тонкой пеньковой веревки использовались и в состоятельных семьях.

Такая обувь была недорогой, удобной, изготавливали ее обычно свои же дворовые холопы, когда как башмаки приходилось заказывать сапожнику, платить за материал и работу.

Частушки, пословицы, поговорки[править]

Брюхо голо, лапти в клетку,

Выполняем пятилетку:Кто за гриву, кто за хвост —Растащили весь колхоз!

Хорошо тому живётся,Кто записан в бедноту:Хлеб на печку подаётся,

Как ленивому коту!

Народ

Не лаптем щи хлебаем

об умных

Корову в лапти обувает

о дураках

Ему черт лыки дерет, а он лапти плетет.

о хитрецах

Дело вести – не лапти плести

о купцах

Только и родни, что лапти одни

о бедняках

Путает, cловно кашу в лапти обувает

о лгунах

Про него в Москве в лапти звонят

и еще о пиздоболах

Променял сапоги на лапти

о простаках

Источник: //urbanculture.in/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть