История создания «Тихого Дона»

Замысел и история создания романа «Тихий Дон»

История создания «Тихого Дона»

Самой значительной творческой работой Михаила Шолохова считается роман «Тихий Дон».

В этом произведении писатель в полной мере раскрыл свой литературный талант и смог достоверно и интересно описать жизнь донского казачества.

Рукопись, охватывающая события длиной в девять лет, преодолела немало препятствий, прежде чем была опубликована. Как же складывалась история создания романа «Тихий Дон»?

«Донщина»

При работе над сборником «Донские рассказы» Шолохову пришла в голову идея описать сложную долю донского казачества в революции 1917 года. Так началась история создания романа «Тихий Дон». Краткое описание похода Корнилова на Петроград с участием казаков получило название «Донщина».

Начав работу и написав несколько листов произведения, Шолохов задумался о том, будет ли книга интересна читателям. Сам писатель вырос в донском хуторе, поэтому события, описываемые в рукописи, были ему близки и понятны.

Михаил Александрович задумывается о создании произведения, в котором будет описана не только революция, но и предшествующие ей события.

Шолохов рассматривает причины, по которым казаки решили участвовать в революционных событиях, а также создает персонажей, чьи судьбы особенно ярко показывали казаческую жизнь тех лет. В итоге Шолохов дает книге название «Тихий Дон» и приступает к написанию романа.

Сбор материалов

Писатель собирался донести до читателя реальные события тех лет, поэтому история создания романа-эпопеи «Тихий Дон» началась с посещения Шолоховым архивов Москвы и Ростова. Там он изучал старые журналы и газеты, читал специальную военную литературу и книги по истории донского казачества.

С помощью друзей, имевших доступ к эмигрантской литературе, Шолохов получил возможность ознакомиться с различными записками генералов, а также дневниками офицеров, в которых описывались военные события. Подбирая материал для книги, писатель проделал огромную историческую работу.

В романе активно используется информация из реальных документов военного времени: листовок, писем, телеграмм, распоряжений и постановлений. Также Шолохов добавил в книгу свои воспоминания – писатель работал в продотряде и активно участвовал в борьбе с бандитами.

Так, многие сцены появились благодаря личным впечатлениям автора.

Работа с материалом

Для того чтобы полностью погрузиться в атмосферу казачьего быта, писатель в 1926 году переезжает на Дон и уже там начинает работать над произведением. Поселившись в станице Вешенской, писатель попадает в родное окружение. Михаил Шолохов, выросший среди казаков, хорошо понимает психологию окружающих его людей, знает их быт и нравственные ценности.

В 1927 году начинает развиваться история создания романа «Тихий Дон», краткое описание событий которого автор распределил на 4 тома. Много времени заняло составление структуры произведения, так как писателю приходилось держать в голове множество фактов, событий и людей.

В романе появляются как новые персонажи, так и исторические лица: Чернецов, Краснов, Корнилов. В произведении «Тихий Дон» присутствует более 200 реально существовавших людей, а также 150 новых, созданных автором героев.

Одни персонажи полностью раскрываются вместе с сюжетом романа, а другие появляются только в отдельных сценах.

Название романа

Для русского человека река Дон превратилась в символ непростых судеб казаков. Спокойное течение стало образом мирной жизни народа, а после – свидетелем изменений, вызванных революцией. С давних времен казаки занимались земледелием. Донские хутора не стали исключением – почва там была плодородной, поэтому домохозяйства располагались по берегам реки.

Жизнь земледельца идет размеренно и сравнима со спокойным течением реки. Но привычное существование изменилось для населения, и название книги приобрело другое значение: это уже не спокойный поток Дона, а земля Донщины, которая всегда была заселена казаками и не видела покоя на своем веку.

История создания романа «Тихий Дон» показывает, что в заглавии книги используется противоречивое сочетание слов, ведь в романе Шолохова река буйная, на ней идет война, льется кровь, гибнут люди. Но щедрый поток тихого Дона не иссякнет, так и донское казачество не пресечется. И воины вернутся на родину, и будут и дальше жить на своей земле и вспахивать ее.

Композиция произведения

Произведение «Тихий Дон» – это роман-эпопея, так как в книге отображаются основные факты Первой мировой и Гражданской войны, а также огромное количество героев, принадлежащих разным социальным и политическим группам.

События романа длятся огромный срок – 9 лет, описывая события с 1912 года по 1921-й. В произведении все действия главного героя соотносятся с жизнью населения и природой.

История создания романа «Тихий Дон» показывает противопоставление композиции книги: это, с одной стороны, любовь и мирная крестьянская жизнь, а с другой – жестокость и военные события.

Григорий Мелехов

Замысел и история создания романа «Тихий Дон» включают в себя героев, жизни которых писатель старался неразрывно связывать с донским казачеством.

В Григории Мелехове сочетаются и индивидуальные черты, и национальные особенности его земляков. Писатель показывает главного героя преданным семейным традициям, но способным нарушить любую норму в порыве страсти.

Григорий отличается в боях, но за все военные годы он не раз будет с тоской вспоминать родную землю.

Шолохов создает героя с большой внутренней силой и чувством собственного достоинства, а также наделяет его бунтарским началом.

Перелом истории, который поменял обычный порядок донского казачества, совпал с изменениями в частной жизни Григория.

Герой не может разобраться, с кем ему нужно остаться – с красными или белыми, а также мечется между двумя женщинами. В конце книги Григорий возвращается домой, к своему сыну и родной земле.

Женские образы в романе

Творческая история создания романа «Тихий Дон» рассказывает, что для описания Григория Мелехова автор использовал образ обычного русского мужика. Сочиняя основных героинь произведения, Михаил Шолохов отталкивался от своих личных представлений о судьбах русских женщин.

Это мать Григория – Ильинична, которая воплощает собой идею единения всех людей и материнства, способную на любовь и сострадание даже к людям, причинившим ей боль.

Жена Григория – Наталья, которая хранит семейный очаг, несмотря на духовные переживания из-за нелюбящего ее мужа.

Аксинья же выделяется своей жаждой свободы и всепоглощающей любовью – она считает, что неудавшееся замужество снимает с нее всю вину за нарушение норм и запретов.

Обвинения в плагиате

Две первые книги, опубликованные в 1928 году, принесли писателю большой успех. Ему присылали восторженные письма и приглашения на выступления, но уже через год отношение общественности изменилось. Люди засомневались, что молодой и неопытный автор написал произведение такой огромной художественной силы самостоятельно.

На момент начала написания «Тихого Дона» автору было 22 года, а из литературных достижений на его счету – только один сборник рассказов. Колебания вызывались еще и тем фактом, что две первые книги автор написал всего за 2,5 года, а ведь Шолохов считался малообразованным человеком, так как окончил только 4 класса школы.

Также вызывала сомнения в авторстве история создания романа «Тихий Дон», краткое содержание которого якобы было найдено в сумке у белого офицера и опубликовано Шолоховым как свой труд.

Для доказательства невиновности писателю пришлось собирать специальную комиссию и с ее помощью опровергнуть клевету.

В результате трех экспертиз – графологической, идентификационной и текстологической – авторство было подтверждено.

Публикация романа

Первая и вторая книги имели у читателей огромный успех, но с опубликованием третьей части возникли проблемы. Первые ее главы печатались в газете, но затем эти выпуски прекратились.

Причина была в том, что Шолохов первым из авторов подробно и полно описал события Гражданской войны. История создания романа «Тихий Дон» рассказывает, что в третьей книге редакторами были вырезаны целые главы.

Шолохов предпочел не вносить изменений.

Литературные критики требовали присоединения Григория Мелехова к большевизму, но читатели с удовольствием приняли выбор героя, так как для него это решение стало единственно верным. Полный текст произведения без правок и дополнений редактора был опубликован только в 1980 году.

Творческая история создания романа-эпопеи «Тихий Дон» была не из легких, но, несмотря на все трудности, роман получил мировую известность и заслужил любовь читателей из разных стран.

Источник: //fb.ru/article/247881/zamyisel-i-istoriya-sozdaniya-romana-tihiy-don

История создания «Тихого Дона» — сочинения для 11 класса

История создания «Тихого Дона»

  1. Введение
  2. Начало работы над «Донщиной»
  3. «Тихий Дон» – новая идея писателя
  4. Споры вокруг романа «Тихий Дон»
  5. Заключение

«Тихий Дон» – самое значительное произведение М. А. Шолохова.

Именно в этом романе в полной мере раскрылся талант писателя. По словам А.Н. Толстого, «В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества.

По языку, сердечности, человечности, пластичности, – произведение общерусское, национальное, народное».

Начало работы над «Донщиной»

Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над «Донскими рассказами», Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.

Первоначально писатель называет роман «Донщина» и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает, как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград.

Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далёких от жизни донских хуторов.

Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей.

Он чувствует необходимость дать развёрнутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на «Тихий Дон» и начинает работу над новой книгой.

«Тихий Дон» – новая идея писателя

В 1926 году Шолохов окончательно решает для себя, как будет выглядеть новое произведение. С этого момента он начинает собирать для него фактический материал и поселяется в станице Вешенская. История романа «Тихий Дон» получает своё продолжение. В 1927 году писатель определяет, что книга будет состоять из 9 частей и охватывать события с 1912 по 1922 год.

Михаил Александрович, выросший среди казаков, попадает в родную стихию. Для него, как ни для кого другого, была понятна психология окружающих его людей, знакомы их быт и нравственные ценности.

Тем не менее, писатель не полагается только на собственные знания.

Он посещает архивы Ростова и Москвы, знакомится с казачьим фольклором, беседует с жителями соседних хуторов, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.

Хотя автор много раз переделывал текст романа, работа над первыми тремя частями была завершена довольно быстро, уже к августу 1927 года.

В короткий срок автор пишет и пятую часть второй книги, повествующую о событиях революции и Гражданской войны. Однако внешние неблагоприятные обстоятельства вынуждают Шолохова значительно снизить темп работы.

Над третьей книгой автор трудится четыре года, а чтобы закончить последнюю, четвёртую часть произведения, ему понадобилось шесть лет.

В процессе создания «Тихого Дона» Шолохов выступает не только как замечательный художник слова. Он проявляет себя и как историк и публицист, насыщая текст богатым фактическим материалом.

Во второй книге романа подробно и ярко изображаются такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война.

Чтобы придать изображаемым событиям большую достоверность, автор включает в повествование тексты документов, листовок, писем и воззваний. Появляются на страницах романа и исторические лица, например: Корнилов, Подтёлков, Чернецов, Каледин, Краснов.

По подсчётам исследователей, в общей сложности в «Тихом Доне» присутствует более 250 реально существовавших людей, которые органично вписываются в общее повествование, наряду с выдуманными персонажами.

Споры вокруг романа «Тихий Дон»

Первые две книги романа, изданные в 1928 году, принесли Шолохову невероятный успех. Со всей страны ему приходили письма. Его приглашали на выступления. Но уже на следующий год ситуация резко изменилась. Появились сомнения в том, что столь молодой автор способен создать произведение такой художественной силы.

Стали поговаривать о том, что писатель нашёл записки убитого белого офицера и выдал их за свой труд. Михаилу Александровичу приходится собирать комиссию, чтобы отстоять своё право на авторство. Меняют своё отношение к «Тихому Дону» и критики, обвиняя Шолохова в том, что он проявил слишком много сочувствия к белым и не всегда представлял в благовидном свете красных.

Из «пролетарских» писателей его «разжаловали» в «крестьянские».

В истории создания «Тихого Дона» Шолохова появляется очень сложный этап. Автор стремиться донести до читателя роман в неизменном виде, но натыкается на непреодолимые препятствия.

Так, в 1930 году Александр Фадеев, занявший место издателя «Октября», отказывается печатать 6 часть романа, если Григорий Мелехов не примкнёт к красноармейцам. Отказывают Шолохову в издании и в 31 году.

Только личное указание Сталина спасает продолжение романа от забвения.

Несмотря на все препятствия и удары судьбы Шолохову удалось благополучно закончить и издать произведение полностью. В 1941 году писатель получил за него Сталинскую премию, а в 1965 году стал Нобелевским лауреатом.

Заключение

Как видим, у «Тихого Дона» история создания была не из лёгких. Тем не менее, роман снискал мировую известность и пользуется заслуженной любовью читателей многих стран. Как отмечал Г.М. Марков, «Шолохов создал галерею образов, которые по силе своей выразительности, художнической ценности встали в один ряд с самыми замечательными образами мировой классики всех времён».

История создания «Тихого Дона» романа Шолохова | источник

Источник: //sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/istoriya-sozdaniya-tixogo-dona-sochineniya-dlya-11-klassa.html

Громкие споры вокруг «Тихого Дона»

История создания «Тихого Дона»

В 1928 году увидел свет знаменитый роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон».

В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе с примечанием «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Однако был ли нобелевский лауреат в действительности автором «Тихого Дона», не раз подвергалось сомнению. Как и почему апологета советской литературы обвиняли в плагиате, разобрался Diletant.ru.

Первые слухи о плагиате

Вскоре после издания первых двух томов «Тихого Дона» появились слухи о плагиате. Согласно им, Шолохов украл рукопись из полевой сумки белого офицера, который был расстрелян большевиками.

Если верить слухам, то Шолохов украл рукопись «Тихого Дона» из полевой сумки белого офицера, который был расстрелян

Александр Серафимович, главный редактор журанала «Октябрь», в котором и был опубликован роман, объяснял эти нападки завистью к успеху молодого гения.

Он весьма эксцентрично высказывался по этому поводу, называя обвинения в плагиате «подлой клеветнической сплетней», а авторов этих слухов — «псами».

Шолохов также считал все эти пересуды «организованной завистью» и жаловался, что ему крепко надоело быть «вором».

Михаил Александрович Шолохов

Правда, до сих пор неясной остается фраза из одного выступления Шолохова в 1939 году: «В частях Красной Армии, под её овеянными славой красными знамёнами, будем бить врага так, как никто никогда его не бивал, и смею вас уверить, товарищи делегаты съезда, что полевых сумок бросать не будем — нам этот японский обычай, ну… не к лицу. Чужие сумки соберём… потому что в нашем литературном хозяйстве содержимое этих сумок впоследствии пригодится.»

Как «Правда» искала правду

Чтобы положить конец всем обвинениям в воровстве, Шолохов обратился в партийную газету «Правда» и предоставил рукопись первых трех томов романа и наброски четвертого. По инициативе Марии Ульяновой (сестры Ленина) Российской ассоциацией пролетарских писателей была организована специальная комиссия, которая подтвердила авторство Шолохова.

Комиссия Российской ассоциации пролетарских писателей подтвердила авторство Шолохова «Тихого Дона»

От имени РАПП в газете «Правда» было опубликовано письмо, в котором, кроме всего прочего, утверждалось, что работа Шолохова над «Тихим Доном» известна многим, и стиль романа близок к более ранним его «Донским рассказам». Затем рукопись была загадочным образом утеряна и найдена только в 1999 году.


Фрагмент рукописи романа «Тихий Дон»

Федор Крюков

Основным «претендентом» на авторство «Тихого Дона» кроме Шолохова считали Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году. Был произведен текстологический анализ романа, который, впрочем, не доказал, но и не опровергнул эту гипотезу. Но нельзя не заметить очевидные сходства сюжетных линий «Тихого Дона» и произведений Крюкова.

Основным претендентом на авторство «Тихого Дона» кроме Шолохова считали Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году

Например, сцена обыска у казаков, попытка отца изнасиловать дочь — эти эпизоды слишком специфичны, чтобы назвать совпадение случайным. Кроме того, казачьи песни, которыми щедро приправлен текст эпопеи, почти не встречаются в других произведениях Шолохова, в то время как Крюков был известным любителем и собирателем фольклора.


Федор Крюков

В ответ на эти тезисы сторонники Шолохова замечают, что стиль Крюкова более лаконичен, чем тот, что мы видим в «Тихом Доне», его предложения короче, в них почти отсутствуют метафоры, он также использует меньше диалектизмов. Кроме того, у Федора Крюкова не было времени, чтобы написать третью и четвертую книги.

Шолохов писал с ошибками?

Но даже если отказаться от теории авторства Крюкова, вопросы к Шолохову все равно остаются. Сторонники версии плагиата обращают внимание, например, на огромное количество сюжетных неувязок, фактологических, стилистических ошибок, очевидных противоречий, которые автор с таким уровнем знаний не мог допустить.

Сторонники версии, что Шолохов украл рукопись Тихого Дона, нашли в романе огромное количество различных ошибок

Например, главные герои одновременно воюют в Германии и Австро-Венгрии, бой начинается 16 августа, а ранение в нем герой получает 16 сентября, через 3 дня после зачатия ребенок уже начинает шевелиться в утробе матери. Филологи Томашевские считали, что только с чужим текстом можно было так обращаться.

Критики объясняют это довольно просто: у романа существовало несколько «праредакций», которые после были скомпилированы в единый текст менее компетентным автором.

Также в обнаруженной рукописи Шолохова критики выявили ряд ошибок, которые трудно назвать иначе, кроме как ошибками при быстром переписывании текста с чужим почерком. Кроме того, в рукописи, часть которой написана самим Шолоховым, часть — его женой, подозрительно мало авторских исправлений.

Все эти ошибки и неточности сторонники Шолохова объясняют тем, что текст «Тихого Дона» был создан довольно быстро, и именно из-за вынужденной скорости написания Шолохов пожертвовал правилами стилистики и грамматики.


Кадр из фильма «Тихий Дон» 1958 года. Режиссер Сергей Герасимов

Фальшивая рукопись

Критики подозревали, что рукопись, предоставленная Шолоховым для комиссии, была написана позже, чем сам роман. В рукописи отсутствуют очевидные ошибки, которые были в первых редакциях «Тихого Дона».

Некоторые филологи предполагали, что первоначальная рукопись слишком явно показывала наличие другого автора, возможно, даже содержала части, написанные его рукой.

Она бы не обелила Шолохова, а лишь подтвердила его виновность в плагиате.

Слишком юный гений

Конечно, обвиняли Шолохова и в его чрезмерной юности. Когда были выпущены первые две книги «Тихого Дона», автору было всего 22 года. Сторонники Шолохова парируют, вспоминая, что Пушкин, например, в 23 года написал первую главу «Евгений Онегина», Лермонтов в 26 — «Героя нашего времени», а Гоголь в 22 — «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Еще более запутанным делают вопрос об авторстве «Тихого Дона» личные и политические пристрастия сторонников той или иной идеи.

 

Был ли Шолохов всего лишь лицом проекта СССР, который стремился получить престижную Нобелевскую премию, или на самом деле юным гением? Справедливы ли обвинения в плагиате? И если справедливы, то кто все-таки истинный автор великого «Тихого Дона»? Сегодня этот вопрос так и остается открытым.

Екатерина Астафьева

//diletant.ru/articles/23970053/?sphrase_id=1619352

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: //nethistory.su/blog/43064025839/next

История создания “Тихого Дона”

История создания «Тихого Дона»

Введение Начало работы над “Донщиной” ” Тихий Дон ” – новая идея писателя Споры вокруг романа “Тихий Дон” Заключение

Введение

“Тихий Дон” – самое значительное произведение М. А. Шолохова. Именно в этом романе в полной мере раскрылся талант писателя. По словам А. Н. Толстого, “В “Тихом Доне” он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. По языку, сердечности, человечности, пластичности, – произведение общерусское, национальное, народное”.

Начало работы над “Донщиной”

Началом истории написания романа считается середина двадцатых годов прошлого века. Именно в это время, работая над “Донскими рассказами”, Шолохов решает написать о том, как сложно складывалась судьба донского казачества перед революцией 1917 года. В 1925 году писатель приезжает на Дон, чтобы полностью погрузившись в атмосферу казачьего быта, начать работу над произведением.

Первоначально писатель называет роман “Донщина” и пишет около 100 страниц книги. Здесь Шолохов рассказывает,

как казаки участвовали в походе генерала Корнилова на Петроград. Но затем понимает, что события, близкие и понятные ему самому, вряд ли смогут найти отклик в душе читателей, далеких от жизни донских хуторов.

Писатель оставляет работу и задумывается над написанием более масштабного произведения, включающего в себя не только рассказ о революции, но и о событиях, которые предшествовали ей.

Он чувствует необходимость дать развернутую картину жизни донского казачества, начиная с мирного, предвоенного времени, проанализировать причины, побудившие казаков участвовать в революционных событиях, выделить судьбы наиболее значительных персонажей. Шолохов меняет название романа на “Тихий Дон” и начинает работу над новой книгой.

“Тихий Дон” – новая идея писателя

В 1926 году Шолохов окончательно решает для себя, как будет выглядеть новое произведение. С этого момента он начинает собирать для него фактический материал и поселяется в станице Вешенская. История романа “Тихий Дон” получает свое продолжение. В 1927 году писатель определяет, что книга будет состоять из 9 частей и охватывать события с 1912 по 1922 год.

Михаил Александрович, выросший среди казаков, попадает в родную стихию. Для него, как ни для кого другого, была понятна психология окружающих его людей, знакомы их быт и нравственные ценности.

Тем не менее, писатель не полагается только на собственные знания.

Он посещает архивы Ростова и Москвы, знакомится с казачьим фольклором, беседует с жителями соседних хуторов, записывает воспоминания участников Мировой и Гражданской войн.

Хотя автор много раз переделывал текст романа, работа над первыми тремя частями была завершена довольно быстро, уже к августу 1927 года.

В короткий срок автор пишет и пятую часть второй книги, повествующую о событиях революции и Гражданской войны. Однако внешние неблагоприятные обстоятельства вынуждают Шолохова значительно снизить темп работы.

Над третьей книгой автор трудится четыре года, а чтобы закончить последнюю, четвертую часть произведения, ему понадобилось шесть лет.

В процессе создания “Тихого Дона” Шолохов выступает не только как замечательный художник слова. Он проявляет себя и как историк и публицист, насыщая текст богатым фактическим материалом.

Во второй книге романа подробно и ярко изображаются такие значительные события истории, как февральский переворот, корниловский мятеж, Октябрьская революция и Гражданская война.

Чтобы придать изображаемым событиям большую достоверность, автор включает в повествование тексты документов, листовок, писем и воззваний. Появляются на страницах романа и исторические лица, например: Корнилов, Подтелков, Чернецов, Каледин, Краснов.

По подсчетам исследователей, в общей сложности в “Тихом Доне” присутствует более 250 реально существовавших людей, которые органично вписываются в общее повествование, наряду с выдуманными персонажами.

Споры вокруг романа “Тихий Дон”

Первые две книги романа, изданные в 1928 году, принесли Шолохову невероятный успех. Со всей страны ему приходили письма. Его приглашали на выступления. Но уже на следующий год ситуация резко изменилась. Появились сомнения в том, что столь молодой автор способен создать произведение такой художественной силы.

Стали поговаривать о том, что писатель нашел записки убитого белого офицера и выдал их за свой труд. Михаилу Александровичу приходится собирать комиссию, чтобы отстоять свое право на авторство. Меняют свое отношение к “Тихому Дону” и критики, обвиняя Шолохова в том, что он проявил слишком много сочувствия к белым и не всегда представлял в благовидном свете красных.

Из “пролетарских” писателей его “разжаловали” в “крестьянские”.

В истории создания “Тихого Дона” Шолохова появляется очень сложный этап. Автор стремиться донести до читателя роман в неизменном виде, но натыкается на непреодолимые препятствия.

Так, в 1930 году Александр Фадеев, занявший место издателя “Октября”, отказывается печатать 6 часть романа, если Григорий Мелехов не примкнет к красноармейцам. Отказывают Шолохову в издании и в 31 году.

Только личное указание Сталина спасает продолжение романа от забвения.

Несмотря на все препятствия и удары судьбы Шолохову удалось благополучно закончить и издать произведение полностью. В 1941 году писатель получил за него Сталинскую премию, а в 1965 году стал Нобелевским лауреатом.

История создания Тихого Дона

История создания «Тихого Дона»
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ (1905 -1984)

Первое упоминание о рукописи начальной книги «Тихого Дона» относится к 1927 году, когда Шолохов, приезжая в Москву, читал своим друзьям некоторые главы романа. Первоначальный замысел охватывал только корниловский мятеж и назывался «Донщина».

Однако объяснить причины неудачи восстания без предыстории казачества оказалось «не под силу» правдивому летописцу Шолохову. Он делился со своими друзьями замыслом романа, советовался, как справиться с бесчисленными трудностями.

Одним из основных доказательств претензий было убеждение, что 23-летний писатель не мог овладеть самим материалом, положенным в основу событий «Тихого Дона». Первая книга увидела свет в 1927 году благодаря вмешательства редактора журнала Серафимовича.

Немного позже, в 1928 году, с рукописью романа познакомилась Евгения Григорьевна Левицкая, и именно ей было суждено стать верным другом и помощником Шолохова на долгие годы. Именно она первой встала на защиту молодого автора сразу после выхода в свет первой книги романа. В 1928 году в журнале «Октябрь» печатается вторая книга «Т.

Дона», в которую вошли главы отложенной когда – то «Донщины» Писатель включает в роман многочисленные документы, подробные военные сводки, а наряду с вымышленными персонажами вводит в действие реальные исторические лица. Особенно драматичной оказалась судьба третьей книги.

Это видно из хроники её публикации:1929 год, журнал «Октябрь» №1 – 3; повествование доходит до 12 главы и вдруг обрывается – без всякого объяснения редакции. В 1930 – 31 гг.

появляются лишь отдельные отрывки из третьей книги, и только в 1932 году «Октябрь» без всяких объяснений возобновил публикацию романа, подвергнув его жестокой цензуре (были вырезаны главы, по мнению редакции журнала, крамольные) После угрозы Шолохова забрать роман совсем, некоторые главы были допечатаны, но в каком виде!..

Однако несмотря ни на что работа над книгой продолжалась, Шолохов закончил её в 1930 году, но тут возникла проблема с печатанием. Шолохов обращается за помощью к Сталину, убеждает его, что роман антибелогвардейский, т. к. заканчивается полным разгромом Добровольческой армии. И Сталин дал разрешение на печатание. В 1934 году Шолохов заканчивает 4 книгу, но решает её переписать, однако смог окончательно доделать только в 1938 году, заключительная 8 часть четвёртой книги появляется только в 1940 г. В 1953 году выходит четырёхтомник под редакцией Потапова, внёсшего в роман множество исправлений. И только в 1980 году Шолохов увидел не искажённый цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения – через 50 лет после его написания и за 4 года до конца жизни.

Особенности жанра романа.

Шолохов погружает читателя в глубины народной жизни, обращает его внимание к истокам, с тем, чтобы понять изменения, происходящие в бытии народа и человека. Классовый конфликт перестаёт быть главным для автора.

Не только и не столько борьба белых и красных интересуют его теперь, как было в «Донских рассказах», а судьба традиционного уклада народной жизни на переломе истории. Так складывается особый жанр произведения – жанр эпопеи.

Каковы же особенности этого жанра?

  1. Произведение показывает жизнь народа в переломный период исторического развития. Подобно древней эпопее, роман Шолохова запечатлел жизнь казачества в ситуации «начала времён», т.е.

    не просто в сложных исторических испытаниях, но в период начала новой истории, нового устройства мира, нового государства, попыток создания «нового человека». Героические события, представляющие общенациональный интерес, находятся в центре изображения.

    Автор стремился не только «захватить всё», Но и «дойти до корня» в изображении и осмыслении жизни.

  2. Отсюда масштабность и глубина изображения жизни, пространственно – временная и социальная многоаспектность (события охватывают более 10 лет, в рассказах об истории героев – ещё более протяжённый период времени). Место действия – Дон, Австрия, Петербург и т.д.

    – вся Россия, а странствия по ней – это процесс познания родины. Представлены основные слои населения, важнейшие идейные течения, в частности, разные планы решения судьбы Дона.

    Исторические и семейно – бытовые коллизии (столкновение, борьба действующих сил и лиц, вовлечённых в конфликт между собой).

  3. Судьба народа – в центре изображения. Важную роль в этом играют массовые сцены, автор опирается на традиции фольклора, начиная с эпиграфов.

  4. Писатель показывает, как исторические события разрушают традиционные основы бытия человека на земле, как происходит разлом патриархально – семейной жизни и связей людей по родству, землячеству, совместному труду, которые вытесняются иным типом общности – на классовых, идейных началах. Герои действуют, не только своими личными убеждениями, но и общей идеей, которая проводит новый водораздел между ними.

  5. «Мысль народная» составляет основу авторской позиции. В романе выражено многообразие точек зрения, согласие и несогласие с происходящим, философские раздумья над человеческой судьбой.В задачу автора входит изображение трагического в революции и гражданской войне, противоречий героев и самой жизни.

  6. В центре повествования эпический герой – Григорий Мелехов, в индивидуальной судьбе которого автор сумел воссоздать всю гамму противоречий, метаний, конфликтов, пережитых народом.

  7. Роману присущи черты различных жанров: исторического романа ( точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно – бытового романа (сцены мирной жизни), черты публицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.

  8. Судьба человека «вписана» в историю, в судьбу народа, страны. История касается людей, принадлежащих к разным социальным слоям, и судьба каждого вливается в общую судьбу. Это соотношение передаёт и композиция романа, которая помогает показать взаимосвязь всего и утверждать вечные ценности жизни: дом, семья, сын.

Картины жизни нации

Шолохов прежде всего обращает внимание на судьбы казачества, наиболее дорогой его сердцу части населения. Ему мила и близка жизнь в казачьих станицах, он стремится показать светлые черты казачьего векового уклада. Роман свой начинает с показа мирной жизни на Дону задолго до трагических событий: войны и революции.

Он как бы стремится поделиться теми мелкими подробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Вёшенской. Там люди ещё не ощетинились в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов. Мирно живут и занимаются хозяйством «крепкие казаки» Пантелей Прокофьевич Мелехов и его будущий сват Мирон Коршунов.

Мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растёт и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришака. Их радости, быт и труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Труд на земле: пахота, покос, уборка урожая, молотьба.

Полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных устоев и истин. Люди Дона кровно связаны с родиной, рекой, хутором. Григорий не мыслит себе жизни без дома и хозяйства

История страны круто меняет судьбу и нравственные принципы изображённых героев, и это становится одной из основных проблем романа – показать ломку крестьянского уклада жизни и нравственных представлений людей о добре и зле под влиянием войны и революции. С началом войны 1914 года «всколыхнулся, взволновался православный Дон».

Всего 4 года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон ещё не «раскололся», но одногодки Г.Мелехова уже поставлены под ружьё и учатся убивать.

Пройдёт немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что они совершают благое дело.

Подтелков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестьян, пока не начнут захлёбываться своей и родной кровью. Как величайшее горе и трагедию нации показывает нам писатель события гражданской войны, во время которых гибнут лучшие человеческие силы, а выжившие остаются с опустошёнными душами.

Центральные женские образы в романе

Если Г.Мелехов воплотил в себе трагическую судьбу русского мужика, то национальный образ русской женщины воссоздан писателем в двух наиболее типичных ипостасях: Ильиничне и Наталье, с одной стороны, и Аксинье – с другой.

Ильиничну и Наталью объединяет мудрое спокойствие хранительниц семейного очага, продолжательниц рода, глубоко запрятанная способность к напряжённой духовной жизни.

Впервые описывая «дюже красивую» Наташу, Шолохов отметит её смелые серые глаза, смущённую и смелую улыбку, бесхитростный правдивый взгляд и – что не раз будет подчёркнуто в дальнейшем – «большие, раздавленные работой руки».

С годами Наталья слегка раздаётся, как и положено матери двух детей, но автор, рассматривая её глазами Григория, вновь подчёркивает ладность, степенность её фигуры и «широкую рабочую спину». В дом Мелеховых Наталья вошла, покорив Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой невестки – Дарьи).

Впрочем, и сама Ильинична обладает теми же, что и Наталья, качествами. Великая труженица и хлопотунья, она, несмотря на возраст, сохраняет «дородный стан», не ходит, а «гусыней плавает» по дому и двору. «Мудрая и мужественная старуха», как охарактеризовал её писатель на одной из страниц романа.

В минуту откровения она признаётся Татьяне, что ей немало выпало от мужа (и бил он её чуть не до смерти, и изменял), но она сохранила верность долгу, семье, детям, не возроптала. Долготерпение и однолюбие отличают и Наталью. Русская стеснительность и целомудрие не позволили ей даже поцеловаться с любимым до свадьбы.

Её отношения с мужем в первый год после свадьбы писатель сравнивает со снегом – так холодна и медлительна её любовь, так глубоко скрыты её чувства. И лишь с рождением детей она стала увереннее, «расцвела и похорошела диковинно», лицо «радостно зарумянилось», и любовь её стала согревающей.

Великое чувство любви к мужу, «взволнованную радость» от общения с ним пронесла Наталья через всю жизнь, вызывая этим зависть легкомысленной Дарьи и уважение Ильиничны и Дуняши. Болезнь и последующее выздоровление довершили процесс её становления. Теперь мир раскрылся ей во всей красоте и во всём чуде, и сама она раскрылась ему так, что её «огромные глаза лучились сияющей, трепетной теплотой…» Любовь к мужу в художественном мире М. Шолохова неразрывна с материнством. Увидев дочку Аксиньи и Григория, признала своё поражение, но сама, став матерью, защищает своих детей, свой род всеми доступными ей средствами.

Великое чувство материнства заложено и в Ильиничне, до последнего своего дня ждавшей младшего сына, ежедневно готовила для него еду (вдруг приедет), ежедневно выходила встречать его за околицу.

Чувство материнской любви заставляет обеих женщин осудить насилие и жестокость, мать делает напутствие сыну не забывать Бога, помнить, что и у противников где – то остались дети. Сурово осуждает Ильинична Дарью за убийство. По это же причине отказывает от дома супостату – убийце Митьке Коршунову.

И Наталья после убийства Митькой семьи Кошевых говорит: «Я за брата не стою». Сердце русской женщины – матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду.

Ненависть настолько чужда Ильиничне, что она единственный раз разгневалась на невестку за то, что она призвала небесные кары на голову мужа – изменника. И не просто разгневалась, но и заставила Наталью покаяться. Урок не прошёл даром.

Наталья по воле писателя и в полном соответствии с особенностями своей натуры «простила Григорию всё… и вспоминала о нём до последней минуты». В этой удивительной мягкой и доброй натуре, подчёркивает Шолохов, вместе с тем существовала внутренняя гордость и способность к самым глубоким чувствам.

Подобно тому, как «твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, Наталья «ни слова упрёка» не бросила Григорию, прослышав о его поведении в походе, а лишь сурово молчала. О силе переживания Натальи, о её гордости говорят не слова, а поступки: первый раз попытка самоубийства, во второй – нежелание не любимой Григорием иметь от него ребёнка.

Почти полная противоположность Наталье – Аксинья. Если корни Натальи уходят к фольклорной Василисе Премудрой, к Домострою и пушкинской Татьяне Лариной, то характер Аксиньи близок героиням Достоевского. Она – воплощение порыва, непосредственной жизни, протеста.

Как отмечал один из шолоховцев Васильев, Наталья оттеняет созидательные, патриархальные устои Григория, Аксинья – его стремление к изменению жизни, его неуспокоенность и максимализм (чрезмерность, крайность в каких – либо требованиях, взглядах) Шолохов ценит в Аксинье цельность чувств, активное стремление к счастью.

В романе не раз подчёркивается, что любовь Аксиньи не разврат, она «больше, чем позорная связь», она глубокое чувство, бросающее вызов родовым понятиям, утверждающее личную свободу человека. Любовь к Грише, как говорит сама Аксинья,- это и её месть за жизнь в заточении у Степана, за высушенное сердце.

Это и не менее страстное, чем у Катерины из «Грозы» Островского, желание «за всю жизнь горькую отлюбить», и выход из одиночества. Неистовость любви Аксиньи подчёркивается в романе тем, что почти все сцены свиданий происходят на фоне буйно цветущей природы (у Дона, в хлебном поле, в степи).

Вместе с тем до определённого момента писатель показывает, что в Аксиньином поиске индивидуального счастья есть и нечто недостойное. В описании губ Аксиньи, её красоты, её глаз то и дело появляется эпитет «порочный».

Эпитет этот исчезает, когда она становится матерью (теперь у неё «похорошевшие глаза», «уверенно – счастливая осанка», вновь появляется, когда она, сама потеряв ребёнка, уводит Григория от жены и детей, и полностью исчезает к концу романа. Именно теперь Аксинья думает не о себе, а о Григории, проникаясь к нему «почти материнской нежностью».

Она пригревает Мишатку, на почве любви к Григорию сближается с Ильиничной, а после смерти Натальи не только о её детях, но начинает называть её мамой. Любовь обретает здесь традиционно народное содержание. В душе героини поселяется весна. Мир наполняется для неё новым звучанием, и вся она становится похожей на ребёнка, ведёт себя «по – детски» (что в художественном мире Шолохова – свидетельство высшей нравственной оценки). Дети и любовь – последнее, о чём услышит и герой, и читатель из уст Аксиньи.

Источник: //kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/istoriia-sozdaniia-tikhogho-dona

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.