История создания «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом.
В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ.
Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и муках совести, ведь эта тема не свойственна литературе того времени?
Федор Достоевский – мастер психологического романа
Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. в городе Москва. Его отец – Михаил Андреевич – был дворянин, надворный советник, а мать – Мария Федоровна – происходила из купеческого рода.
В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере. Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное».
Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие – романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ.
Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды – консервативные и в какой-то период жизни даже монархические.Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского – не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель – показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» – самое яркое тому подтверждение.
Федор Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание», история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого писателю пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни.
В 1854 г. писатель получил свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа-исповеди пришел к нему, когда он еще в 50-х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том, что выживет.
И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман.
Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере.
Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».
История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали – автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.
Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.
I – II части романа
«Преступление и наказание» – тема романа отчетливо просматривается уже в самом названии произведения.
Главный герой – Родион Раскольников – решается на убийство и ограбление старухи-ростовщицы. С одной стороны, молодой человек оправдывает свой поступок тем, что он сам и его родные пребывают в нужде.
Родион чувствует свою ответственность за судьбы близких людей, но чтобы помочь хоть чем-нибудь сестре и матери, ему нужна большая сумма денег.
С другой стороны, убийство остается безнравственным и греховным поступком.
Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета – его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке.
В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям.Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.
III – IV части романа
Герои романа «Преступление и наказание» в 3-й и 4-й части упорно преследуют свои цели.
На руку сестры Родиона – Дуни – претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона – Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том, как отомстить обидчикам.
Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой – дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.
Но над Родионом нависает черная туча – нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.
V части романа. Эпилог
Самые важные события романа «Преступление и наказание» по главам приходятся на 5-ю часть произведения и эпилог.
Обиженный Лужин пытается подставить Соню Мармеладову, выдав её за воровку и тем самым рассорив с Раскольниковым. Однако его план не удаётся, зато Родион не выдерживает и признается Соне в совершенном убийстве.
Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.
В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.
Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.
Образ Родиона Раскольникова
В романе «Преступление и наказание» характеристика Родиона Раскольникова и оценка его поступков самим автором даётся неоднозначная.
Молодой человек хорош собой, достаточно умен, можно сказать, честолюбив. Но жизненная ситуация, в которой он оказался, а точнее социальная ситуация, не позволяет ему не то что реализовать свои таланты, но и даже доучиться в университете, найти достойную работу.
Его сестра вот-вот должна «продаться» нелюбимому человеку (выйти замуж за Лужина ради его состояния). Мать Раскольникова бедствует, а любимая девушка вынуждена заниматься проституцией. И Родион не видит ни одного способа помочь им и себе, кроме как добыть большую сумму денег.
Но реализовать идею мгновенного обогащения можно только с помощью ограбления (в данном случае оно повлекло за собой и убийство).Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей – это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.
Соня Мармеладова
В романе «Преступление и наказание» описание образа Сони так же противоречиво, как и Раскольникова: читатель сразу узнает в них родственные души.
Соня – добра и в каком-то смысле самоотверженна, это видно из её поступков по отношению к другим людям. Девушка зачитывается «Евангелием», но в то же время является проституткой. Набожная проститутка – что может быть парадоксальней?
Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату – это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня – единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.
Такие парадоксальные образы – основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша – решиться на убийство.
Аркадий Свидригайлов
Аркадий Свидригайлов – еще один персонаж романа (50-летний помещик), который во многих аспектах буквально дублирует Раскольникова. Это не случайность, а прием, избранный автором. В чем же его суть?
«Преступление и наказание» наполнено двойственными образами, возможно для того, чтобы показать: многие люди обладают в равной степени положительными и отрицательными чертами, могут ходить по одним и тем же жизненным дорожкам, но исход своей жизни всегда выбирают сами.
Аркадий Свидригайлов – вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его – Марфа Петровна – померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.
Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери.
Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство.
Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.
П.П. Лужин в системе образов романа
Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») – еще один «двойник» Раскольникова.
Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин – это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой.
Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.Лужин («Преступление и наказание») – очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.
Публикации романа за рубежом
«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».
В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.
В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.
Экранизации романа
Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм – «Преступление и наказание» – появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.
В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.
После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).
Роман в массовой культуре
В кинофильмах роман Достоевского часто мелькает в руках у отбывающих заключение героев: в м/ф «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль»», т/c «Волчица», «Отчаянные домохозяйки» и т.д.
В компьютерной игре «Sherlock Holmes: Crimes & Punishments» в одном из эпизодов книга с названием романа Достоевского отчетливо видна у Шерлока Холмса в руках, а в игре GTA IV «Преступление и наказание» – это название одной из миссий.
Дом Раскольникова в Петербурге
Существует предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге.
Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: дом Раскольникова находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом.
По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге.
Источник: http://fb.ru/article/163875/prestuplenie-i-nakazanie-istoriya-sozdaniya-romana
Краткое содержание романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
1001student.ru > Литература > Краткое содержание романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Роман Достоевского «Преступление и наказание» стал главным литературным событием второй половины 60-х гг. XIX века. На первый взгляд, заурядная детективная история об убийстве старухи-процентщицы с целью лёгкой и быстрой наживы превратилась в очень глубокое философское размышление о границах свободы человека и условиях жизни в современном автору столичном Петербурге.
- Замысел и идея романа
- Источники при написании
- Структура произведения и его содержание
- Часть 1: завязка и характеристика героев
- Часть 2: развитие событий
- Часть 3: детективная составляющая
- Часть 4: воскрешение Лазаря
- Часть 5: месть Лужина и признание Раскольникова
- Часть 6: развязка
- Эпилог
Замысел и идея романа
Роман задумывался Достоевским ещё во время его пребывания на сибирской каторге.
За участие в петрашевском бунте писатель был приговорён к смертной казни, но в последний момент по распоряжению императора казнь была заменена ссылкой и каторгой.
Не имея возможности писать, Достоевский обладал достаточным количеством времени, чтобы сформировать замысел и наметить приблизительный план развития сюжета.
«Преступление и наказание» — описание истории нравственного преобразования сильной личности, безразличной к общественным условностям и лишённой саморефлексии.
Характерно частое упоминание великих людей прошлого, в особенности Наполеона, с которыми себя открыто сравнивает Раскольников.
«Преступление и наказание», кроме этого, поднимает и ещё одну тему: эта сильная личность совершает преступление не только чтобы доказать свою самодостаточность, но и ради возможности моментального обогащения. Эти два аспекта и составили основу идеи Достоевского.
Источники при написании
При написании романа автор воспользовался как своим прежним опытом в жанре романа, так и реальными событиями. Можно отметить следующие компоненты, составившие произведение:
- Неоконченный роман «Пьяненькие». Именно его персонажи и сюжетные линии послужили основой для описания быта семьи Мармеладовых.
- Преступление старовера, иначе, раскольника Герасима Чистова, жителя Москвы. С целью ограбления Чистов проник в квартиру двух пожилых женщин и, столкнувшись с ними, зарубил обеих топором.
Структура произведения и его содержание
Роман состоит из шести частей, разбитых на главы, и эпилога.
Множество сюжетных линий и широкий круг поднятых проблем препятствуют попыткам в сжатом виде изложить содержание произведения.
Анализ психологии и поведения персонажей в заданной ситуации стал визитной карточкой Достоевского, что видно уже по первому роману из его Пятикнижия — «Преступлению и наказанию».
Часть 1: завязка и характеристика героев
Поскольку первые части являются завязкой сюжета и экспозицией главных действующих лиц романа, целесообразно привести их содержание по главам:
- Молодой студент Родион Раскольников бродит по улицам, поглощённый своими размышлениями. Он не замечает прохожих, игнорирует окрики. Выясняется, что он направляется к Алене Ивановне, престарелой чиновнице, которая под огромный процент берёт вещи в заклад. Раскольников предлагает ей серебряные часы — единственную, оставшуюся от отца вещь, но за них старуха предлагает смехотворную сумму. Молодой человек вынужден согласиться на её условия и в последний момент заявляет, что скоро придёт вновь с более ценным закладом. После состоявшейся сделки Раскольников приходит в трактир.
- Его собутыльником становится пожилой человек, бывший чиновник Мармеладов. Раскольников внимательно слушает его историю. Семья Мармеладова, состоящая из его дочери от первого брака Сони, жены Катерины Ивановны и её троих детей от прежнего, уже умершего, мужа, живёт в нищете. Все хозяйство, поиск денег лежат на плечах больной чахоткой жены, поскольку сам Мармеладов — беспробудный пьяница. Чтобы помочь семье, не дать умереть от голода детям, Соня становится проституткой. Раскольников помогает Мармеладову добраться до дома, где сталкивается с Катериной Ивановной. Он становится свидетелем того, как жена ругает и бьёт мужа за пропитые деньги и одежду. Её гнев обрушивается и на Раскольникова, тот спешит уйти, но оставляет все же тайком немного денег.
- Раскольников возвращается домой. Условия его жизни немногим лучше, чем у Мармеладовых: он должен за квартиру, хозяйка перестала его кормить. Вдобавок ему приходит письмо, которое написала его мать, Пульхерия Александровна, где рассказывается о возможном браке его младшей сестры Дуни с неким Лужиным. Лужин — состоятельный чиновник, его главное требование к невесте: она должна быть без приданного, поскольку он не хочет быть чем-то обязанным жене. Сватовство состоялось через посредничество Марфы Петровны Свидригайловой, ранее обвинившей Дуню в том, что она любовница её мужа.
- Раскольников полагает, что Дуня согласилась на подобный брак, чтобы продолжать помогать брату материально. Он не желает принимать такой жертвы и долго в полубессознательном состоянии бродит по улице. На одной из скамеек он замечает пьяную девушку и почтенного господина, имеющего на неё неблаговидные намерения. Раскольников набрасывается на него с кулаками. Городовой их разнимает, выслушивает историю Раскольникова и за его деньги отвозит девушку домой. Сам молодой человек отправляется к своему другу Разумихину.
- Друг обещает помочь Раскольникову раздобыть для него уроки. После этого студент, хотя и зная, что после этого деньги закончатся, заказывает в трактире пирог и водку и засыпает в кустах. Ему снится сон, как во время прогулки с отцом на его глазах пьяные и озверевшие извозчики забивают до смерти старую и измождённую клячу. Проснувшись, он осознаёт, что ему может не хватить решимости убить старуху, но, возвращаясь домой, слышит, как на базаре Лизавета — сестра Алены Ивановны — соглашается прийти к кому-то в семь часов вечера и, таким образом, процентщица дома будет одна.
- Раскольников вспоминает, как созрел его замысел: в трактире он случайно подслушал разговор двух молодых людей, говоривших о богатстве старухи и как можно было бы зажить на эти деньги. Вернувшись домой, он готовится к убийству: делает «заклад» из хитроумно завязанной дощечки, пришивает под пальто петлю для топора, который ворует из дворницкой. Отправляется к Алене Ивановне.
- Старуха, хотя и настороженная тем, как ворвался к ней Раскольников, принимает заклад и, отвернувшись от него, пытается развязать. Студент понимает, что момент настал и, внутренне борясь с собой, убивает процентщицу. В её кармане он находит связку ключей, отправляется в соседнюю комнату и начинает прятать в карманах найденные драгоценности. За этим занятием его застаёт вернувшаяся раньше Лизавета. Справившись с потрясением, Раскольников убивает и её, отмывает топор и руки от крови. Когда он уже готов покинуть квартиру, слышит за входной дверью голоса пришедших клиентов. Раскольников ждёт пока они уйдут и только после этого сбегает.
Часть 2: развитие событий
События, описываемые во второй части, имеют особенно важное значение для понимания сути романа:
- Проснувшись следующим днём, Раскольников тщательно проверяет одежду, нет ли на ней крови, прячет награбленное. Служанка приносит ему повестку, по которой он должен явиться в полицейский участок. Молодой человек напуган, но выясняется, что его вызывают в связи с неуплатой долга за квартиру. Уходя из участка, он слышит об убийстве Алены Ивановны и падает в обморок.
- Дома Раскольников проверяет, не было ли обыска и уносит краденые вещи, которые прячет в чужом дворе под камнем. Его физическое и психическое состояние становится все хуже. В беспамятстве он приходит к Разумихину и тут же уходит, оставив товарища в растерянности, с трудом добирается до дома, где ему вновь снится страшный сон, в котором избивают хозяйку. Все это он принимает за реальность и спрашивает у служанки о побоях, но та отвечает, что ничего не было.
- Очнувшись после болезни на четвёртый день, Раскольников обнаруживает в своей квартире Разумихина, который сообщает ему, что мать прислала денег на оплату квартиры. На эти деньги друг покупает Раскольникову новую одежду, погашает долг. А также Разумихин сообщает, что за время болезни несколько раз с вопросами из полиции приходил письмоводитель Заметов.
- Раскольникова осматривает студент-медик Зосимов. Он же и начинает разговор об убийстве процентщицы и сообщает, что уже арестован подозреваемый, но его причастность к делу сомнительна. Во время разговора с визитом к Раскольникову приходит Лужин, но тот обвиняет будущего родственника в браке по расчёту и выгоняет. За ним уходят Разумихин и Зосимов.
- Раскольников не остаётся в комнате. Переодевшись, он вновь бродит по улицам, пока не заходит в трактир, где сталкивается с Заметовым. Они вновь обсуждают убийство, и Раскольников рассказывает, как действовал бы, будь он убийцей, а в конце разговора фактически признаётся в этом, но Заметов считает его сумасшедшим. Оставив письмоводителя, Раскольников приходит в квартиру старухи, где говорит об убийстве с ремонтниками.
- На улице он видит толпу, собравшуюся вокруг раздавленного лошадями Мармеладова. Раскольников помогает донести его до дома, оставляет все свои деньги на похороны. Вместе с Разумихиным он возвращается домой, где его ожидают приехавшие мать и сестра.
Часть 3: детективная составляющая
Дальнейшее содержание произведения «Преступление и наказание» полностью посвящено детективной составляющей.
Раскольников требует от сестры отменить свадьбу, но та отказывается. После напряжённого разговора мать и Дуня возвращаются в гостиницу, где их следующим утром навещает Разумихин.
Они обсуждают сложившуюся ситуацию, в частности, Пульхерия Александровна просит совета о том, что делать с просьбой Лужина навестить их в отсутствие Раскольникова.
Дуня полагает, что брат должен присутствовать на встрече.
В квартиру Раскольникова приходит Соня с целью пригласить его на похороны. Мать и сестра уже знают, что молодой человек отдал все свои деньги на похороны Мармеладова, и они в курсе положения Сони в обществе. Несмотря на это, Раскольников их официально представляет друг другу, а Дуня даже кланяется Соне.
После этого Раскольников отправляется в полицию, чтобы выяснить, как можно ему получить заложенные вещи. Во время разговора становится понятно, что он тоже является подозреваемым. Следователь Порфирий Петрович припоминает, что ранее Раскольников публиковал статью о разделении людей на обыкновенных и необыкновенных, в числе прочего имеющих право на убийство.
По возвращении Раскольников сталкивается у своего дома с человеком, который называет его убийцей. Нервы молодого человека на пределе, ему снится третий кошмар, в котором он бьёт старуху топором, но та не умирает, а беспрестанно смеётся. Раскольников пытается сбежать, но окружившая его толпа препятствует этому. Проснувшись, он обнаруживает в своей комнате Свидригайлова.
Часть 4: воскрешение Лазаря
Цель Свидригайлова — встреча с Дуней, и Раскольников должен ему помочь. Родион отказывается и чуть позже вместе с Разумихиным отправляется к матери, где уже находится Лужин. Тот раздосадован нарушением своего пожелания, устраивает скандал, после которого Дуня прогоняет жениха.
После этого Раскольников навещает Соню. Обнаружив Евангелие, открытое на странице, где рассказывается о воскрешении Лазаря, он просит девушку прочитать ему эту историю. Когда Соня выполняет просьбу, Раскольников кланяется ей и обещает на следующий день рассказать, кто убил процентщицу и её сестру.
Но перед рассказом он вновь приходит в полицию за вещами, и сталкивается с попытками следователя хитростью заставить его признать вину. В сердцах Раскольников требует уже открыто назвать его виновным, но Порфирий Петрович этого не делает.В кабинет случайно приводят арестованного ранее красильщика, который признаётся в убийстве.
Часть 5: месть Лужина и признание Раскольникова
Лужин желает отомстить Раскольникову за сорванную свадьбу и подбрасывает Соне в карман 100 рублей. Мармеладовы устраивают похороны, на которые никто не пришёл.
Постепенно между Катериной Ивановной и квартирной хозяйкой закипает ссора из-за приглашённых, и в самый её разгар появляется Лужин. Он обвиняет Соню в воровстве, и деньги, конечно же, находят в кармане девушки.
Лебезятников, сосед Лужина, заявляет, что лично видел, как тот подбросил деньги в карман, но квартирная хозяйка все равно выгоняет все семейство.
Раскольников остаётся с Соней и даёт ей понять, что убийца — он. Девушка с пониманием относится к этому и обещает пойти с ним каторгу, если он признаётся.
Разговор прерывает известие о том, что Катерина Ивановна сошла с ума и вместе с детьми побирается по улицам. Соня и Раскольников пытаются остановить женщину, но ту настигает смертельный приступ чахотки.
Оплату похорон на себя согласен взять Свидригайлов, мотивируя это тем, что слышал все разговоры Сони и Раскольникова.
Часть 6: развязка
Следователь является в квартиру Раскольникова и прямо заявляет, что считает его убийцей. Порфирий Петрович предлагает явиться с повинной через два дня. За это время Родион встречается со Свидригайловым, от которого узнаёт, что тот сильно влюблён в его сестру, но между ними уже ничего не может быть.
После разговора Свидригайлов приходит к Дуне и рассказывает, что её брат — убийца. Он предлагает организовать бегство и помогать финансово, если та согласится быть его любовницей. Дуня пытается уйти, но дверь оказывается запертой.
Тогда девушка стреляет в Свидригайлова, но не попадает. После этого тот выпускает Дуню.Потрясённый произошедшим, Свидригайлов даёт Соне деньги, которые понадобятся ей с Раскольниковым в каторге, снимает номер в гостинице и стреляется из револьвера Дуни насмерть.
Раскольников прощается с матерью, сестрой и Соней, на перекрёстке целует землю и признаётся в убийстве. После этого он отправляется в полицию, где повторяет своё признание.
Эпилог
Раскольников отбывает наказание на сибирской каторге. Соня, как и обещала, поехала вслед за ним. Дуня и Разумихин поженились, а Пульхерия Александровна вскоре умерла от тоски по сыну. Раскольников держится особняком от остальных заключённых, все свободное время проводя в раздумьях о том, как бездарно он распорядился своей жизнью.
Источник: https://1001student.ru/literatura/kratkoe-soderzhanie-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
История создания «Преступление и наказание» — сочинения для 10 класса
- Замысел романа
- Мечты и жестокая реальность
- Начало работы над произведением
- Творческий процесс
- Дневник кропотливой работы
Объективная реальность, условия жизни людей, живущих в первой половине девятнадцатого века, тесно связаны с историей создания «Преступление и наказание» Достоевского. В произведении писатель попытался изложить свои размышления об актуальных проблемах современного ему общества. Книгу он называет романом – исповедью. «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман», – мечтает автор.
Желание написать произведение такого рода появилось у Фёдора Михайловича Достоевского на каторге в Омске. Тяжёлая жизнь каторжанина, физическая усталость не мешали ему наблюдать жизнь и анализировать происходящее. Будучи осуждённым, он задумал создать роман о преступлении, но начать работу над книгой не решался.
Тяжёлая болезнь не позволяла строить планы и отнимала все нравственные и физические силы. Воплотить свою идею в жизнь писателю удалось лишь спустя несколько лет. За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома».
Проблемы, затронутые в этих романах, найдут своё отражение в «Преступлении и наказании».
Мечты и жестокая реальность
Жизнь бесцеремонно вмешалась в планы Достоевского. Создание большого романа требовало времени, а материальное положение ухудшалось с каждым днём. Чтобы заработать, писатель предложил журналу «Отечественные записки» напечатать небольшой роман «Пьяненькие».
В этой книге он планировал привлечь внимание общественности к проблеме пьянства. Сюжетная линия повествования должна была быть связана с историй семьи Мармеладовых. Главным героем – несчастный спивающийся, уволенный со службы чиновник.
Редактор журнала выдвинул другие условия. Безвыходное положение заставило писателя согласиться за ничтожно низкую цену продать права на издание полного собрания своих сочинений и по требованию редакции в сжатые сроки написать новый роман.
Так неожиданно началась спешная работа над романом «Преступление и наказание».
Начало работы над произведением
Подписав договор и издательством, Ф. М. Достоевский за счёт гонорара сумел поправить свои дела, расслабился и поддался искушению. Увлечённый игрок, он не сумел и на этот раз справиться со своей болезнью. Результат был плачевен. Оставшиеся деньги проиграны.
Проживая в гостинице Висбадена, он не мог оплачивать свет и стол, не оказался на улице лишь по милости хозяев отеля. Чтобы закончит роман вовремя, Достоевскому приходилось торопиться. Автор задумал кратко рассказать историю одного преступления. Главным герой – бедный студент, решившийся на убийство и ограбление.
Писателя интересует психологическое состояние человека, «процесс преступления». Сюжет двигался к развязке, когда по непонятной причине рукопись была уничтожена.
Творческий процесс
Лихорадочная работа началась заново. И в 1866 году первая часть была напечатана в журнале «Русский вестник».
Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф. М.
Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», – писал Достоевский.
Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры.
К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».
Дневник кропотливой работы
Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя. Они дают возможность понять, сколько труда и кропотливой работы над словом было вложено в произведение. Менялся творческий замысел, расширялся круг проблем, перестраивалась композиция.
Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования. В окончательной третьей редакции рассказ ведётся от третьего лица. Писатель предпочёл «рассказ от себя, а не от него». Кажется, что главный герой живёт своей самостоятельной жизнью и не подчиняется своему создателю.
Рабочие тетради рассказывают о том, как мучительно долго сам писатель пытается понять мотивы преступления Раскольникова. Не найдя ответа, автор решил создать героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове постоянно борются два начала: любовь к людям и презрение к ним. Нелегко было Достоевскому написать финал своего произведения.
«Неисповедимы пути, которыми находит бог человека», – читаем мы в черновике писателя, однако сам роман заканчивается иначе. Это заставляет нас размышлять, даже после того, как прочитана последняя страница.
История создания романа «Преступление и наказание» Достоевского кратко | источник
Преступление и наказание Ф.М. Достоевский
Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/istoriya-sozdaniya-prestuplenie-i-nakazanie-sochineniya-dlya-10-klassa.html