История создания «Герой нашего времени»

Искусство и развлечения 4 марта 2015

Данная статья посвящена роману “Герой нашего времени”. История создания его весьма интересна и загадочна.

Нам до сих пор неизвестны подробности непосредственной работы Михаила Юрьевича Лермонтова над текстом данного произведения.

Это объясняется тем, что материалы, дошедшие до нас, немногочисленны: имеется мало беловых и черновых рукописей, а также свидетельств современников поэта и самого автора.

Несмотря на это, по крупицам собирая необходимые сведения и материалы, мы можем с некоторой долей гипотетичности воссоздать главные этапы и некоторые подробности написания Михаилом Юрьевичем произведения “Герой нашего времени”. История создания этого романа, который считается вершиной творчества поэта, будет рассмотрена нами на основании этих сведений.

Содержание

Воспоминания Шан-Гирея

А. П. Шан-Гирей своими воспоминаниями предоставляет нам некоторую информацию о времени работы поэта над данным произведением.

Этот родственник и друг поэта утверждал, что “Герой нашего времени”, история создания которого нас интересует, был начат после возвращения Лермонтова из первой ссылки, в Петербурге, в 1838 году. Большинство лермонтоведов придерживаются именно этой точки зрения.

Но существуют данные, которые позволяют считать, что уже в 1837 году был написан черновик “Тамани”.

Сегодня известна авторизированная копия этой новеллы с пометкой Висковатого, который говорит о том, что рукопись эта написана Шан-Гиреем, двоюродным братом Лермонтова, которому последний иногда диктовал свои сочинения. Судя по всему, “Тамань” была надиктована с чернового варианта, а не экспромтом (об этом свидетельствует чистота копии).

Данное предположение подтверждают ряд свидетельств родственников и современников поэта.

Например, Григорович, видевший черновой автограф данного произведения, писал в воспоминаниях, что повесть “Тамань” звучит с начала и до конца единым гармоническим аккордом.

Но если взять первую рукопись, то можно отметить, что она полна вставок, перемарана, в ней есть множество отметок на наклеенных облатками бумажках.

Воспоминания Жигмонта

Григорович, к сожалению, не сообщил ничего о местонахождении данного автографа, а также о том, кто является его владельцем. Но сегодня стало известно еще одно воспоминание, которое перекликается с рассказом этого современника.

В 1947 году опубликовали переписку с П. С. Жигмонтом, родственником поэта, его первого биографа, П. А. Висковатого.

Жигмонт сообщал, что вроде бы в 1839 году в Ставрополе поэт набросал “Тамань”, а затем передал набросок Петровым, у которых тот мог сохраниться.

Датировка эта была сделана, таким образом, через полвека после данного события, и сам автор воспоминаний писал, что не уверен в этой дате. А. В. Попов отметил, что С. О. Жигмонт и Лермонтов встречались в 1837 году в Ставрополе, а в 1839 никого из них в этом городе не было. Следовательно, к 1837 году следует отнести черновик “Тамани”.

Местонахождение Лермонтова в период работы над произведением

В основу этой новеллы, как известно, положено пережитое в сентябре 1837 года Михаилом Юрьевичем происшествие. В ноябре он уже находился в Тифлисе. К данному периоду относится и его весьма любопытный набросок под названием “Я в Тифлисе”. Весьма убедительно поэтому утверждает И. Андроников, что в нем содержатся зародыши “Фаталиста” и “Тамани”.

Можно подумать, что из-за того, что “синкретический замысел” был сюжетно перегружен и сложен, писатель решил разделить его на два произведения, набросав сначала “Тамань”, в период странствия в ноябре-декабре 1837 года, а потом “Фаталиста”. С этого начинается у произведения “Герой нашего времени” история создания.

Сюжет и композиция романа претерпели значительные изменения в дальнейшем, лишь впоследствии он пополнился этими двумя, первоначально отдельными, произведениями. В декабре, возвращаясь уже в Петербург, поэт остановился ненадолго в Севастополе, где встретился с С. О. Жигмонтом и Петровым, своими родственниками.

В это время, переписав “Тамань”, Михаил Юрьевич, очевидно, оставил ее черновик Петрову. Именно его затем видел Григорович.

Когда была написана “Тамань” (“Герой нашего времени”)?

История создания (кратко остановимся на всех частях повести) продолжается.

Собранные сведения, таким образом, позволяют сказать о том, что работа над черновиком “Тамани” относится к периоду с сентября по декабрь 1837 года, так как в сентябре поэт был в Тамани, а в конце декабря Михаил Юрьевич покинул Севастополь.

В связи с этим, казалось бы, можно установить, что именно в этом, а не в 1838 году, как полагает множество исследователей, началось осуществление замысла произведения “Герой нашего времени”. История создания его, таким образом, открывается периодом с сентября по декабрь 1837 года.

Причастна ли “Тамань” к первоначальному замыслу романа?

Между тем данный вывод является поспешным, так как существуют доказательства того, что “Тамань” была первоначально непричастна к замыслу романа, который возник позже, как не был причастен к образу Печорина герой данной новеллы.

Во-первых, имя главного героя произведения в “Тамани” ни разу не упоминается. Во-вторых, известно из “Княжны Мери”, что персонаж этот сослан на Кавказ за некую “историю”. Но не похож герой “Тамани” на только что приехавшего из Петербурга ссыльного.

В-третьих, во всех повестях и новеллах непременно упоминается или показывается Максим Максимыч, “сквозной персонаж”, являющийся антиподом Печорина. Лишь в “Тамани” он отсутствует.

Есть основания также полагать, что и “Фаталист” написан отдельно, вслед за “Таманью”, вне связи с данным романом, судя по всему, в начале 1838 года, по возвращении Михаила Юрьевича в Петербург.

Особенность творческого процесса Лермонтова

Особенностью творческого процесса у этого автора является параллельность работы сразу над несколькими произведениями.

Вместе с разработкой начальных вариантов романа “Герой нашего времени”, история создания которого описана в этой статье, поэт трудился также над заключительными редакциями “Демона”.

В сентябре 1838 года была закончена шестая, в декабре – седьмая, а восьмая – в январе 1839.

Первые редакции

В “Отечественных записках” была опубликована “Бэла” в марте 1839 года.

В августе этого же года завершена поэма “Мцыри”, и приблизительно в это время началась интенсивная подготовка “Героя нашего времени” к печати. Тогда был значительно изменен состав романа – в него включена новелла “Фаталист”.

Продолжается, таким образом, история создания. “Герой нашего времени” переживает в этот период уже вторую редакцию.

Сведений о первой довольно мало, но можно заключить, что она состояла лишь из произведений “Максим Максимыч”, “Бэла” и “Княжна Мери”.

Включение “Фаталиста” оказалось органичным прежде всего потому, что имелась внутренняя близость между Печориным и автором. Кроме того, в данной новелле затрагивались важнейшие социальные проблемы поколения, современного Лермонтову.

Включение этого произведения подчеркивало философичность романа, а также придавало большую глубину образу Печорина.

Продолжим рассматривать произведение “Герой нашего времени”. История создания романа, кратко изложенная, представлена следующими дальнейшими событиями.

Вторая редакция произведения относится к 1839 году, периоду с августа по сентябрь. Состоял тогда из двух новелл и двух повестей “Герой нашего времени”. История создания, композиция романа в заключительном варианте будет описана чуть ниже.

В этой редакции произведение делилось на следующие две части: записки офицера, являющегося повествователем, и записки героя. В первую входили повесть “Бэла” и рассказ “Максим Максимыч”, а во вторую – рассказ “Фаталист” и повесть “Княжна Мери”.

Заключительная редакция произведения

Продолжаем рассказывать о том, какова была у этого произведения история создания. “Герой нашего времени” в конце 1839 года претерпел значительные изменения при подготовке романа к отдельному изданию. На этой стадии, уже заключительной, была введена в него “Тамань”, в которой функции рассказчика, как и в “Фаталисте”, были переданы герою от автора-повествователя.

В этой редакции было уже шесть “глав”. Сюда включалось также “Предисловие” к запискам героя – “Журналу Печорина” – которое Белинский назвал “главой”, учитывая его значимость. В данной редакции поэт разделил на две части роман, что в первых двух лишь подразумевалось. Также к этой заключительной стадии создания относится определение окончательного названия произведения.

Выход в свет окончательного варианта романа “Герой нашего времени”

История создания романа завершается следующим образом. В феврале было получено разрешение цензуры на выпуск данного произведения. Книга в апреле 1840 года поступила в продажу, а через год вышла вторым изданием, в которое включало предисловие к произведению в целом, созданное Лермонтовым, по-видимому, в феврале 1841.

Так, наконец, определился “канонический” состав романа “Герой нашего времени”. История создания этого произведения, являющегося одним из лучших в 19 веке, на этом заканчивается.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/128761/

История создания “Герой нашего времени”

История создания «Герой нашего времени»

История создания “Героя нашего времени” Лермонтова может быть описана в три основных этапа. Эти этапы выделяются в работах литературоведов, рассмотрим последовательно эти этапы.

Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания

Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени.
В 1836 году еще был жив А. С. Пушкин, чье творчество вдохновляло юного Лермонтова.

История романа “Герой нашего времени” также, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа “Печориным”, а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора.

В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир – русский гений А. С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение “Смерть поэта”, которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом для ссылки Лермонтова на Кавказ.

Уехав из Петербурга, Лермонтов продолжил работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.

Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета

Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий, а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.

Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина, красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя. Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры.

Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем констатировать, что это Лермонтову удалось.

Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения

История создания романа “Герой нашего времени” включает в себя третий важнейший этап написания текста произведения.

По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал “Тамань”, потом “Фаталиста”, за ними части “Максим Максимыч” и “Бэла”.

При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием “Бэла”.

Тогда она имела такое наименование “Из записок офицера на Кавказе”. На эту небольшую повесть сразу же обратил свое внимание известный критик В. С.

Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе, который противостоит стили и жанровому своеобразию записок Марлинского.

Следующей была опубликована повесть “Фаталист” . Современникам очень понравилось это произведение.

Позже биографы Лермонтова высказали две основных версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшемся, но погибшем в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц; согласно второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя писателя, который и поведал потом племяннику эту страшную и загадочную историю.

Следующей была опубликована “Тамань”. Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.

Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть “Максим Максимович” он сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части.

Здесь его описывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь. Во второй части “Максим Максимович” мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник.

Здесь уже читатели в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовном коллизии с княжной Мери Лиговской.

Завершается роман “Фаталистом”, который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.

История написания “Героя нашего времени” включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта А. П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.

Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.

Источник: https://home-task.com/istoriya-sozdaniya-geroj-nashego-vremeni/

История создания «Герой нашего времени» — сочинения для 9 класса

История создания «Герой нашего времени»

  1. Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания
  2. Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета
  3. Третий этап создания романа.

    Написание текста. Издание произведения

История создания «Героя нашего времени» Лермонтова может быть описана в три основных этапа.

Эти этапы выделяются в работах литературоведов, рассмотрим последовательно эти этапы.

«Герой нашего времени». Кратко

История создания «Герой нашего времени»

Лермонтов

«Герой нашего времени» — роман М. Ю. Лермонтова (1814-1842). Написан в 1836-1840 годах. Первый в истории русской литературы, где цикл повестей объединен фигурой главного героя, а не рассказчика или сочинителя. «Герой нашего времени» считается первым русским психологическим произведением, в котором автор произвел углубленный психологический анализ современного ему человека и общества

Краткое содержание романа

Главным персонажем «Героя нашего времени» является офицер Григорий Александрович Печорин. Действие происходит на Кавказе, во время его покорения Россией.

Роман состоит из нескольких повестей, в которых автор показывает Печорина с разных сторон.

При этом Лермонтов рисует в деталях характер Печорина, передает его размышления, впечатления, чувства, но обходит молчанием его биографию, лишь вскользь сообщая самое необходимое

В повести «Бэла» — Печорин — эгоист, ломающий жизни и судьбы окружающих его людей со скуки, ради удовлетворения своих желаний.
В «Тамани» — Печорин неожиданно вовлекается в деятельность контрабандистов, не содействуя ей, а даже мешая, что едва не приводит его к гибели.

«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» — сетует он.
«Максим Максимыч» — повесть вовсе не о Печорине. Её главный герой — пожилой офицер Максим Максимыч, знакомец Печорина.

В «Максиме Максимыче» Лермонтов первый и последний раз дает портрет Печорина:

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов…, его походка была небрежна и ленива, … он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. В его улыбке было что-то детское.

Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб….

Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! … Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, …то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса…»

«Фаталист» — ещё один эпизод биографии Печорина. Действие происходит в казачей станице, где Печорин в компании за картами ввязывается в спор с поручиком Вуличем о фатализме…
«Княжна Мэри» — приключения Печорина на водах, в Пятигорске и Кисловодске, его бесчестное поведение в отношении княжны Лиговской, дуэль с Грушницким…

«Герой нашего времени». Распределение по главам

Одно из изданий романа

Повести, из которых составлен роман, расположены не в хронологической последовательности жизни главного героя, а в по второстепенной, связанной с автором произведения. Ведь, например, о смерти Печорина читатель узнает ещё в середине романа. Части романа «Герой нашего времени» были опубликованы в следующей последовательности, и до сегодняшнего дня она неизменна

  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Тамань» — первая часть
  • «Княжна Мэри»
  • «Фаталист» вторая

Однако, если установить хронологические рамки романа, то получится следующее

  1. По пути из Петербурга на Кавказ Печорин остановился в Тамани («Тамань»)
  2. После участия в военной экспедиции Печорин поехал на воды в Кисловодск и Пятигорск, где влюбил в себя княжну Мэри и убил Грушницкого («Княжна Мэри»)
  3. За это Печорина ссылают в глухую крепость, где он познакомился с Максим Максимычем («Бэла»)
  4. Из крепости Печорин на 2 недели отлучился в казачью станицу, где он повстречал Вулича
  5. Через пять лет после этих событий Печорин, живший в Петербурге, отправился в Персию и по дороге встретился с Максим Максимычем «Максим Максимыч»
  6. На обратном пути из Персии Печорин умер (предисловие к «Журналу Печорина»)

История создания романа «Герой нашего времени». Кратко

  • 1836 — Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые появился гвардеец Печорин. Ромн закончен не был. Образ Печорина из «Княгини Лиговской» более автобиографичен. Свое сходство с Печориным «Героя нашего времени» Лермонтов отрицал
  • 1839, первая половина марта — В журнале «Отечественные записки» за подписью «М.

    Лермонтов» напечатана «Бэла. Из записок офицера о Кавказе».

  • 1839, 18 марта — в «Литературных прибавлениях» к газете «Русский инвалид» помещено сообщение о том, что в мартовской книжке «Отечественных записок» напечатан рассказ Лермонтова «Бэла»
  • 1839, 16 сентября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» сообщалось, что в ближайшей книжке «Отечественных записок» будет напечатана повесть Лермонтова «Фаталист»
  • 1839, 5 ноября — редактор и издатель «Отечественных записок» А. А. Краевский пишет цензору А. В. Никитенко: «Со мной случилась беда ужасная. Наборщики и верстальщик в типографии, вообразив, что от вас получена уже чистая корректура „Фаталиста“, третьего дня отпечатали весь лист, в котором помещалась эта повесть, оттиснув таким образом 3000 экз… .можете представить весь мой ужас…, прошу вас позволить… напечатать эту статью без ваших изменений… Я бы не умолял вас, …если бы не видел, что эта маленькая статейка может пройти в своем первоначальном виде. Лермонтова любит и князь Михаил Алексндрович Дундуков-Корсаков, и министр С. С. Уваров; право, тут худа быть не может…»
  • 1839, 10 ноября — в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» дано сообщение, что в ноябрьской книжке «Отечественных записок» напечатаны стихотворение Лермонтова «Молитва» и повесть «Фаталист»
  • 1840, первая половина февраля — в февральской книжке «Отечественных записок» напечатаны «Тамань» (с. 144—154) и «Казачья колыбельная песня» (с. 245—246), подписанные «М. Лермонтов».
  • 1840, первая половина апреля — вышло в свет первое издание романа «Герой нашего времени»
  • 1840, 27 апреля — в «Литературной газете» — извещение о выходе «Героя нашего времени»
  • 1840, 5 мая — в газете «Северная пчела» (№ 98) и в ряде следующих номеров — извещение о выходе в свет «Героя нашего времени»
  • 1840, 14 мая — в «Отечественных записках» — статья Белинского (без подписи) о романе Лермонтова
  • 1840, 25 мая — в «Литературной газете» снова без подписи напечатана сочувственная рецензия литературного критика В. Г. Белинского на «Героя нашего времени»

«Печорин — Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось, все прилюбилось… Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою. Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения»

  • 1840, 12 июня — Отрицательный отзыв Николая I о романе «Герой нашего времени» в письме к императрице

«Я прочел Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. Это то же преувеличенное изображение презренных характеров, которые находим в нынешних иностранных романах. Такие романы портят нравы и портят характер.

Потому что, хотя подобную вещь читаешь с досадой, все же она оставляет тягостное впечатление, ибо в конце концов привыкаешь думать, что свет состоит только из таких индивидуумов, у которых кажущиеся наилучшие поступки проистекают из отвратительных и ложных побуждений.

Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к человечеству…
…Итак, я повторяю, что по моему убеждению это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора»

  • 1840, 15 июня — в «Отечественных записках» — начало статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 14 июля — в «Отечественных записках» — окончание статьи Белинского о романе М. Ю. Лермонтова
  • 1840, 16 и 17 декабря — в «В Северной пчеле» в форме письма к её редактору, писателю, журналисту, литературному критику Ф. В. Булгарину напечатан восторженный отзыв журналиста , литературного и театрального критика В. С. Межевича о «Герое нашего времени» и о первом издании «Стихотворений М. Лермонтова». Как утверждали современники, издатель И. Глазунов попросил Булгарина услужить ему и написать похвальную рецензию, чтобы публика быстрей раскупила «Героя нашего времени». Тот поросил Межевича…

Другие статьи

  • «Евгений Онегин»
  • «Капитанская дочка»
  • «Медный всадник»
  • «Мертвые души»
  • «Недоросль»
  • «Собачье сердце»
  • «Ася»
  • «Мцыри»
  • «После бала»
  • «Василий Тёркин»
  • «Отцы и дети»
  • «Повести Белкина»
  • «Ревизор»
  • Повесть «Шинель»
  • «12 стульев»
  • «Сказки Пушкина»
  • Даниель Дефо и «Робинзон Крузо»
  • Источник: http://ChtoOznachaet.ru/geroj-nashego-vremeni-kratko.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.