Идея романа «Обломов»

История создания романа

Идея романа «Обломов»
Искусство и развлечения 27 ноября 2014

Роман Гончарова «Обломов» – значительное произведение русской классической литературы второй половины XIX столетия. Это та книга, к истинному осмыслению которой приходишь уже в зрелом возрасте, постепенно понимая ее значение и характеры героев.

Главное действующее лицо произведения – молодой помещик Илья Ильич Обломов. Одни называют Обломова задумчивым поэтом, другие – философом, третьи – просто лентяем. Однако не существует единого взгляда на образ Обломова, который бы полно и целостно характеризовал его как личность.

Всякий читатель, умеющий думать и мыслить, составит о нем свое индивидуальное мнение.

История создания романа «Обломов»

Иван Гончаров создал «Обломова» под влиянием особенных впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора.

История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома.

Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Создание романа «Обломов» совпадает с общественно-политическим кризисом в России. Для того времени очень актуальным оказался образ апатичного помещика, который не может самостоятельно отвечать за собственную жизнь, принимать ответственные решения.

Основная идея произведения формировалась под влиянием взглядов критика Белинского, который остался под сильным впечатлением от первого романа Гончарова – «Обыкновенная история».

Белинский отмечал, что в русской литературе уже возник образ «лишнего человека», который не может приспособиться к окружающей его действительности, бесполезен для общества. Этот человек – вольнодумец, тонко чувствующий мечтатель, поэт и философ.

Романтизм в его натуре сопряжен с крайней бездеятельностью, ленью и апатией. Так, история романа «Обломов» связана с политической ситуацией и отражает жизнь дворянского сословия второй половины XIX века.

Идейно-композиционная составляющая

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых сполна раскрывает состояние главного героя и отражает перемены, происходящие в его душе: безвольное, ленивое существование; преображение сердца, душевная, нравственная борьба и, наконец, умирание. Физическая смерть – итог, к которому приходит Илья Ильич. История создания романа «Обломов» подчеркивает невозможность героя выйти за рамки своей нерешительности и нежелания какой-либо деятельности.

Обстановка в доме Обломова

Едва войдя в комнату, где лежал на диване Илья Ильич, можно было обнаружить в интерьере, по расположению вещей невероятное сходство с самим хозяином: повсюду виднелась пыль, неубранные после ужина тарелки. Роль Обломова в романе «Обломов» характерная, определяющая. Она показывает пример существования, которое ведет к духовной смерти.

Обломов не приспособлен к жизни, весь облик его и привычки выражают стремление спрятаться, укрыться от угнетающей действительности: туфли его были широкие и стояли рядом с диваном, так что «он всегда сразу попадал в них»; халат был до того широкий и свободный, что «и Обломов мог дважды завернуться в него». Слуга Захар похож на своего хозяина: лишний раз встать с лежанки для него подвиг, убрать в комнатах – невообразимое беспокойство и суета. Захар погружен в свои мысли, знает «барина» с младенчества, отчего иногда позволяет себе спорить с ним.

Каков главный герой?

Характеристика Обломова в романе «Обломов» показана читателю буквально с первых страниц. Илья Ильич – натура тонко чувствующая, апатичная, эмоциональная, но противная всякой деятельности. Движение для него являлось трудной задачей, он не хотел и не стремился что-то менять в своей жизни.

Лежание у него было нормальным, привычным состоянием, и чтобы поднять Обломова с дивана, нужно было случиться из ряда вон выходящему событию. Надобность заполнять деловые бумаги утомляла его, мысли о необходимости съезжать с квартиры тревожили и нагоняли тоску.

Однако, вместо того, чтобы напрячь волю, ум и сделать то, что от него требуется, он продолжает бездействовать.

«Отчего я такой?»

Характеристика Обломова в романе «Обломов» отражает основную мысль произведения – крушение нравственных идеалов героя и постепенное умирание. Сон Обломова демонстрирует читателю истоки безвольного характера Ильи Ильича.

Во сне герой видит себя маленьким, свою родную деревню Обломовку, в которой родился и вырос.

В детстве его всячески старались оградить от реальной жизни: не позволяли выходить из дома в холод и мороз, лазать по заборам, учился он только в те дни, когда не бывало праздников, а случались они столь часто, что «не стоило и ездить». Еда была культом, здесь любили праздники и накрывали большие столы.

Обломов впитал в себя убеждения родной деревни, сделался частью того существования, которое вели ее обыватели. «Обломовщина» – следствие такого мировосприятия: плыть по течению, лишь изредка пробуждаясь от тревожного, беспокойного сна. Роль Обломова в романе «Обломов»велика и значительна: обозначить проблему духовного забвения личности, растворения ее в бытовых деталях и нежелания жить.

Обломов и Штольц

Ближайшим и единственным другом Ильи Ильича на протяжении всей жизни был и оставался Андрей Иванович Штольц. Несмотря на разность характеров, их с детских лет связывала крепкая дружба.

Штольц деятельный, энергичный, постоянно находится в делах, в разъездах. Он ни минуты не может сидеть на одном месте: движение – суть его натуры.

Он много достиг в жизни благодаря сделанным внешним усилиям, но глубокие поэтические переживания недоступны ему. Штольц предпочитает не мечтать, а действовать.

Обломов апатичен, у него недостает энергии даже на то, чтобы дочитать начатую книгу (нередко она так и лежала по нескольку недель на столе).

Поэты волновали его воображение, пробуждались в душе движения мысли и чувств, но дальше этих мыслей и чувств он никогда не шел. Погруженность в размышления была его природой, однако он не сделал ничего, чтобы развивать их в дальнейшем.

Своей противоположностью характеров эти два человека дополняли друг друга, составляли единое гармоничное целое.

Испытание любовью

Значительное влияние на состояние Ильи Ильича оказывают главные герои романа. Обломова вдохновило большое чувство к Ольге Ильинской, заставило его на время покинуть свой уютный мир и выйти во внешнюю, наполненную красками и звуками жизнь. Несмотря на то, что Ольга часто подсмеивалась над Обломовым, считала его излишне ленивым и апатичным, этот человек был ей дорог и близок.

Их красивая и до боли трогательная история любви потрясает, рождает в душе чувство сожаления, неизгладимой горечи. Обломов считает себя недостойным любви, оттого пишет Ольге мучительное и вместе с тем волнующее письмо.

Можно предположить, что он предчувствует их скорый разрыв, но данное обстоятельство скорее указывает на неготовность Ильи Ильича принимать чувства по отношению к себе, сомнения в том, что достоин любви барышни. Герой боится оказаться отвергнутым и долго не решается сделать предложение Ольге.

В письме он пишет, что ее любовь есть приготовление к будущему чувству, но не сама любовь. В итоге герой окажется прав: позже Ольга признается ему, что любила в нем «будущего Обломова», лелеяла в чувстве к нему возможность новой любви.

Почему любовь к Ольге Ильинской не спасла Обломова?

С появлением Ольги и Обломов, кажется, приподнялся с дивана, но только на время, чтобы суметь выразить барышне свое восхищение ее красотой и молодостью. Его чувства искренни и сильны, но им недостает динамики, решительности.

Вместо того чтобы решать насущные вопросы, связанные с квартирой и приготовлениями к свадьбе, Обломов продолжает закрываться от жизни. Днем он спит или читает книги, к невесте ездит редко, перекладывает ответственность за свое счастье на посторонних людей: просит других похлопотать насчет квартиры, решить дела с оброком в Обломовке.

Почему эта книга остается актуальной в наши дни?

История создания романа «Обломов» тесно связана с историческими событиями 50-60 годов и является прекрасным памятником дворянского общества XIX века. Современным читателям книга может быть интересна вопросами, которые имеют вечный характер. Это выбор жизненного направления, любовная линия, философские воззрения и мысли.

Герои романа «Обломов» различны, но они все живые люди, обладающие индивидуальными чертами характера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, свои убеждения, взгляды на мир.

К примеру, Андрей Штольц достаточно честолюбив, требователен к себе и окружающим, Ольга Ильинская – романтическая натура, которой не чужды поэзия и музыка, Захар рассеян и ленив.

Читателя к пониманию простой истины приводит характеристика романа. Обломова сгубил не удар, от которого прервалось земное существование его, а бездейственное, апатичное отношение к жизни, себе самому.Важно жизнь не проспать, не растратить попусту, а реализовать свою сущность через различные ее проявления, такие как деятельность, культура, искусство, личное счастье.

Источник: .ru

Источник: //monateka.com/article/129739/

Идейно-тематическое содержание романа Обломов

Идея романа «Обломов»

Идейно-тематическое содержание романа во многом обу­словлено тем, как трактуется понятие «обломовщина» и в каком со­отношении с ним понимается образ центрального героя.

Н.А.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» дал опре­деление этого понятия как символа бездействия, застоя крепостни­ческой системы, а самого героя романа назвал «коренным нашим типом, последним представителем из ряда «лишних людей», в ко­тором мечтательность и практическая несостоятельность, противо­речие слова и дела доведены до логического конца. В 1 части рома­на «обломовщина» обосновывается самим писателем, иронически, в гоголевской манере, рисующим петербургский день Ильи Ильича, который он проводит лежа на диване в своем знаменитом халате, ставшем символом лени и бездеятельности.

Очевидно, что тема «лишнего человека» действительно находит свое отражение в этом произведении. Трагична судьба Обломова, че­ловека с «золотым сердцем» и «голубиной душой», умного, тонкого, но совершенно не способного к деятельности.

Это во многом объясняется теми условиями, в которых происходило формирование его характе­ра, отраженными в картинах жизни обломовцев, изображенных в 1 части в главе 9 «Сон Обломова».

Они перекликаются с описанием быта и нравов Выборгской стороны в 4 части, создавая представле­ние о безысходности ситуации, в которой оказывается герой.

Но писатель не ограничивается только критикой того социально­психологического типа, который связан с понятием «обломовщины». Он расширяет рамки поставленной проблемы, ставя вопрос о том, какие формы деятельности может предложить человеку современ­ная жизнь.

Во второй и третьей частях, где разворачивается исто­рия любви Обломова и Ольги Ильинской, появляется и совершенно иная, чем раньше, мотивировка жизненной апатии героя.

Говоря Своему другу Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич поясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцеля­рии, … гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни…».

По словам Обломова, в течение его двенадцатилетней жизни в Петербурге в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Основная тяжесть вины за неподвижность и бездеятельность героя теперь, таким образом, перекладывается с самого Ильи Ильича на бездуховное общество.

Особое значение в романе имеет тема любви. По концепции Гон­чарова, любовь — это первооснова и фокус бытия, а потому поиск «нормы» любви и составляет важнейшую из идейных основ романа (сюжетные линии Обломов — Ольга, Обломов — Пшеницына, Оль­га — Штольц как различные формы этого поиска).

Переживая с Ольгой «поэму изящной любви», Обломов выявляет, по мысли рома­ниста, лучшие начала как собственной, так и общей природы чело­века: тонкий инстинкт красоты (искусства, женщины, природы) как выражение общей жизненной гармонии, которая в отношениях меж­ду мужчиной и женщиной призвана завершиться гармоничным се­мейным союзом на основе любви и глубокого взаимного уважения.

В то же время крах любви Обломова и Ольги изображен Гонча­ровым как не случайная, но уготованная человеку самой судьбой и поэтому общезначимая драма. В ней и отражается представление писателя о несовместимости гармоничного образа жизни, человече­ской «нормы» с новым веком — веком бездуховности, прагматизма и эгоистического расчета.

Поиски подлинно человеческой «нормы» бытия, утраченной в со­временном мире, и героя, отвечающего этой «норме», представляют главную идейную основу романа. Актуальность этой проблемы в ус­ловиях бурно меняющейся жизни России 50-60-х годов XIX века ост­ро ощущалась не только Гончаровым, но и практически всеми рус­скими писателями.

Не только в «Обломове», но и во все остальных своих романах, Гончаров попытался показать свой, как он его на­звал, «артистический идеал» человека.

Это, по его словам, изображе­ние «честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеа­листа, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охла­девающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры».

Этот «артисти­ческий идеал» личности в «Обломове», как и во всех остальных ро­манах писателя, оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа — Обломова и Штольца.

На этой странице искали :

  • идейное содержание романа обломов
  • идейный замысел романа обломов
  • значение главы сон обломова в реализации идейного замысла романа

Сохрани к себе на стену!

Источник: //vsesochineniya.ru/idejno-tematicheskoe-soderzhanie-romana-oblomov.html

И.А.Гончаров

Идея романа «Обломов»

Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году.

По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

Введение. История создания романа. Основная идея

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты.

Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения.

Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм.

Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов.

Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности – все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни.

Далее следует кульминация романа – Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв.

Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование.

Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

Илья Обломов

Центральным героем, олицетворяющим разложение и распад личности, является Илья Обломов. Он типичный представитель мещан с устаревшими взглядами, автор настаивает: таких людей не ждет светлое будущее.Он живет в мире иллюзий, не делает ничего полезного для общества, а лишь паразитирует и живет за счет средств, заработанных чужими руками.

Подробнее: Илья Обломов: характеристика и образ героя

Андрей Иванович Штольц

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость – постоянный труд.

Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки.

Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Подробнее: Штольц: характеристика и образ героя

Агафья Матвеевна Пшеницына

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна – жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура.

Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу.

Она – типичный представитель старого строя, когда женщина – буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Подробнее: Агафья Пшеницына: характеристика и образ героини

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива.

В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень.

Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Подробнее: Ольга Ильинская: характеристика и образ героини

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности.

Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа – все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места.

Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов.

Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью.

Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов.

Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

Источник: //xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2.html

Идея романа Обломов сочинение

Идея романа «Обломов»

Роман И. Гончарова «Обломов» увидел свет в середине 19 века – время, когда не только крепостное право, но и все общество переживало острый кризис.

Это была эпоха перемен, необходимость которых признавали все прогрессивные умы. Но была и другая часть населения: провинциальные помещики, вялые и оторванные от проблем современности, застрявшие в своем обособленном мире.

Именно таким мы видим Илью Ильича Обломова, главного героя романа.

Обломовка, где растет Илюша – эдакая утопия наяву. Ее жители сыты, спокойны и счастливы, время там тянется медленно, как кисель, и ничто никого по-настоящему не тревожит.

Дни проходят в бездействии и полусне, там нет места развитию и труду, потому что никто не видит в них смысла. Этот всеобъемлющий покой, подобно бескрайнему океану, способен погасить любую искру, вспыхнувшую на дне.

И он гасит живость и здоровое любопытство Обломова, делая его частью этого сна наяву.

Однако герой Гончарова вырастает и попадает в совсем другой мир: движущийся, стремящийся вперед, полный бодрых и деятельных людей.

Обломов неглуп и не черств: «голубиная душа» его жаждет чего-то искреннего и настоящего, чего-то осмысленного, но все, чем живет современное герою общество, кажется ему пустым. Он медленно увязает в призрачных мечтах, дремотных грезах и лени.

Часть его, быть может, и желает измениться, но ни книги, ни дружба, ни даже любовь не способны расшевелить его.

Идея романа заключается в изображении обстоятельств, порождающих в любопытной и развивающейся личности лень, апатию и безразличие. «Обломовщина» – явление застывания, угасания жизненных сил в человеке.

Мы видим, как пассивная, полуживая среда поглощает все активное, что есть в ребенке, и семенами прорастает через всю его судьбу. Обломов – человек без будущего, существующий на отшибе общества, ушедшего далеко вперед.

Он и не пытается поспевать за ним – его мечты не здесь, а в сонной Обломовке, где нет места беспокойным исканиям.

Вариант №2

Русский писатель Иван Александрович Гончаров в социально-психологическом романе «Обломов» показывает российское общество XIX века. «Обломовщина» – это период деградации не только отдельных личностей, но и целого слоя населения. Иван Гончаров, используя образ Ильи Ильича Обломова, показывает слабого человека, который погряз в обыденности, ленив и не хочет ничего нового.

Автор романа жил в эпоху перемен. Это было время, когда общество отходило от старых идеалов и ориентировалось на европейские стандарты. Население разделилось на прогрессивных дворян и провинциальное мещанство. Первые развивали общество и жили в ногу со временем. А мещанство выступало против изменений и поддерживало старые традиции, которые были нормой для их дедов и прадедов.

Активный и любознательный Илья с самого детства поддавался влиянию устарелых традиций. Его постоянно окружали пассивные и безынициативные люди. Окружающий мир влияет на личность человека, Илья также поддался этому влиянию. Повзрослев Обломов не смог найти своё место в обществе.

Он превратился в такого же пассивного и равнодушного человека, как и большая часть его окружения. Обломовка – это своеобразная утопия. Жители ленивы, они сыты и  этого достаточно для счастья.

Даже новый мир, в который окунается Илья Ильич, не приносит большего счастья, он чувствует пустоту.

Автор в роман вводит и другого героя, человека, который имеет цель, желания и внутренний стержень. Это Штольц. Он является полной противоположностью Ильи Ильича Обломова.

Единственное чего ему не хватает – это духовного тепла, которое есть у его противоположности. Яркая проблема гармонизации стоит перед читателем. Главный герой должен соединить воедино два начала.

И перед нами возникает вопрос: идеальный ли мир, который является полной противоположностью Обломовки?

идея романа «Обломов» – показать не только неидеальность мира, но и проблемы, которые стоят перед людьми разных слоёв общества.

Сочинение Идея романа Обломов

Роман «Обломов» – одно из лучших произведений талантливого писателя И.А.Гончарова. В нем автор повествует о жизни Ильи Ильича, который живет лишь мечтами и иллюзиями.

Сам писатель прозвал такое явление «обломовщиной», когда люди ничего не делают, ни к чему не стремятся и лишь «летают в облаках».

Тем не менее, главный герой далеко не отрицательный, ведь Гончаров отмечает в нем и положительные черты характера.

Обломову чуть больше тридцати лет, но за свою жизнь он так ничего и не сделал, не построил. Автор знакомит нас с его детством, которое прошло в родном имении – Обломовке.

В ней все достаточно необычно, не так, как полагается для обычной жизни людей: труд здесь считается наказанием, местные жители любят полениться, вести праздную жизнь и много спать. В детстве Илья Ильич был очень активным и любопытным, как принято для всех детей.

Но родители слишком много заботились о нем, оберегали от всех жизненных невзгод, не пускали гулять далеко от дома, а затем и вовсе решились на домашнее обучение. Все это наложило сильный отпечаток на характер Обломова. Уже повзрослев, он отправился на службу, но работа ему не нравилась.

А однажды он отправил важные бумаги в чужой город и побоялся наказания со стороны начальства. Из-за этого он преждевременно уволился, пока никто не узнал о его ошибке, и уже больше никогда не возвращался на службу. Тогда Обломов окончательно «пустил корни» в свой дом, в котором также проживал его слуга Захар.

Он одевал Илью не только с детства, но и на протяжении всей его жизни. Без слуги Обломов не мог надеть ни чулки, ни ботинки. Он ужасно ленив, бездеятелен, но очень романтичен. У Ильи Ильича есть поэтический взгляд на мир, чего нет у его лучшего друга Андрея.

Штольц полностью противопоставлен Обломову: он много работает, да и в целом вся его жизнь заключается в труде. Он знакомит своего друга с Ольгой Ильинской. Обломов влюбляется в нее, но даже цветущая, полная жизни девушка не может «расшевелить» Илью, вернуть его к настоящей, насыщенной и яркой жизни.  

Таким образом, Гончаров осуждает образ жизни, который ведет Обломов. Автор подтверждает, что с характером Ильи невозможно добиться чего-либо в жизни, а можно провести ее лишь в мечтах и иллюзиях.

Но писатель не испытывает симпатию и к Штольцу, который воспринимает мир только с материальной, практической точки зрения. идея романа заключается в том, что неприемлемы ни тот, ни другой образы жизни.

Гончаров верит, что будущее за теми людьми, кто придерживается «золотой середины»: трудится не ради копейки, а на благо окружающим.

Идея романа Обломов

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Ромадина Керженец

    Переливы красок могут быть бесконечны, считая то, как каждый оттенок может переливаться, плавно переходя в другой. На картине Ромадина это очень сильно видно, что очень искусно. Лес, будто сказочный сюжет, манит прогуляться по его тропам, узнать тайны,

  • Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи

    Художественное полотно «Последний день Помпеи», созданное Карлом Павловичем Брюлловым, написано в жанре исторической живописи. Художник изобразил реальное событие — извержение вулкана Везувия, из-за которого исчез с лица Земли древний

  • Сочинения на тему Лето
  • Тема семьи в романе Война и мир сочинение

    Одна из основных тем, которые раскрывает Лев Николаевич Толстой в своем произведении “Война и мир” – это “мысль семейная”. Она подразумевает характеристику главных героев посредством показа их семей. Благодаря тому, что мы видим

  • Сочинение Про путешествие 4 класс

    Человек всегда хотел путешествовать. В давние времена люди открывали для себя новые земли и даже целые материки. Да и сейчас на планете полно загадочных мест, в которые не ступала нога человека. Рассказы о путешествиях заполонили теле- и радиоэфир,

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс

    Великий русский художник Тропинин считался мастером реалистического портрета. Каждая из его работ это подлинный шедевр, которая остается в сердце надолго. Василий Андреевич любил тех людей, что писал на своих холстах, и показывал их самые яркие,

Источник: //uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/ideya-romana-oblomov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.