Герои романа «Преступление и наказание»

Герои романа “Преступление и наказание”

Герои романа «Преступление и наказание»

В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям “Преступления и наказания” Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. “Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен”.

Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе.

Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрепанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идет на убийство старухи процентщицы.

Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. “Тварь ли я дрожащая или право имею”, – думает он. Но одно преступление влечет за собой другое. Гибнет ни в чем не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик.

Лишь любовь Сони пробуждает в нем веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдает последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти ее от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приемы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семеновна Мармеладова – юное несчастное существо. “Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сестры и брат – вот окружающая среда, в которой живет героиня.

Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой. Она продает тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осужденным Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек.

Это дает ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семен Мармеладов

Мармеладов Семен Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки.

Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его.

Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она “замечательно хороша собой”, чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин.

Чертами характера “она была похожа на брата”. Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремленная, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата.

Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учебу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестает надеяться на удачу.

Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Петр Лужин

Петр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура.

Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Петр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней.

Ради собственных интересов он притворяется влюбленным, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитер и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей.

Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон.

Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: “Мы одного поля ягоды”.

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов.

Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семенович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Федора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи.

Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алена Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несет свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора.

Важными и необходимыми являются все герои романа “Преступление и наказание”, список которых можно продолжить и дальше.

Источник: https://home-task.com/geroi-romana-prestuplenie-i-nakazanie/

«Преступление и наказание» характеристика героев

Герои романа «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» краткая характеристика героев романа Достоевского изложена в этой статье.

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание.

Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека.

Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась.

Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку.

Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Алена Ивановна — коллежская регистраторша, процентщица, «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни.

Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) — квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина.

Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение.

Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

Заметов Александр Григорьевич — письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разу-михина.

«Лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете».

Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует.

Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования — напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов — доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «…Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце».

Самоуверен, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучен-но-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием.

Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Илья Петрович (Порох) — «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими».

С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольни-ковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал.

Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает И. П. в оторопь.

Катерина Ивановна— супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках.

Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома.

После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «…дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит.

Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она — вполне уважаемые люди.

Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович — министерский чиновник. «…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.

Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Автор говорит о нем, что он «…был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».

Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,’ бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья.

До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна.

Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. — что она хоть и некрасива, но многим нравится — «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л.

неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович — тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги.

Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды».

Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л.

надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова — с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны.

Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже.

Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки.

«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель.

Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство.

«Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз — раздавленного лошадьми.

Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского — нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Источник: http://ktoikak.com/prestuplenie-i-nakazanie-harakteristika-geroev/

«Преступление и наказание»: главный герой. «Преступление и наказание»: персонажи романа

Герои романа «Преступление и наказание»

Из всех русских произведений роман «Преступление и наказание», благодаря системе образования, вероятнее, пострадал сильнее всех. И действительно – величайшая история о силе, раскаянии и поиске себя в итоге сводится к написанию школьниками сочинений на темы: «Преступление и наказание», «Достоевский», «Краткое содержание», «Главные герои».

Книга, которая способна изменить жизнь каждого человека, превратилась в еще одно нужное домашнее задание. А ведь сколько спорной информации написано и рассказано учителями о главных персонах романа. Стоит попытаться отделить зерна от плевел и сделать краткое описание героев рассказа «Преступление и наказание». Чем мы сейчас и займемся.

Записки из студенческого дома

Главный герой «Преступления и наказания», студент Родион Раскольников, живёт в крайней нищете. Он регулярно носит вещи к старухе-процентщице, чтобы иметь возможность хотя бы прокормиться. Об учёбе уже не может быть и речи.

Сам он живёт в Петербурге и из провинции получает от родных письмо. Милая его сердцу сестра Дуня приезжает с матерью в город, чтобы девушка вышла за богатого дельца Лужина.

Эта жертвенность сестры во имя материальных благ окончательно доводит Родиона – он решается на убийство и ограбление. И его жертвой становится та самая старуха.

Но под горячую руку студента попадает ещё и безобидная младшая сестра процентщицы.

Раскольников был абсолютно уверен в своей теории о «высших» и «низших» людях, согласно которой, ради великих поступков ему дозволено переступить через обычных смертных. Однако вдруг его начинает мучить раскаяние, он не может воспользоваться украденным, и всё вокруг завертелось вокруг него…

Он встречает несчастного пьяницу Мармеладова, который попал под повозку. Его дочь Соня во имя многодетной семьи приносит в жертву своё тело каждый день. Сострадание Родиона заставляет его отдать все деньги, что были с собой, несчастной семье.

А браку Дуни и Лужина мешает близкий друг Раскольникова – Разумихин. Он безумно влюблён в сестру Родиона, да и сам ей небезразличен. Главный герой же с первой встречи возненавидел Лужина, и партия Разумихин-Дуня ему куда симпатичнее.

Всё это время страшная паранойя и душевные муки терзают Раскольникова. Он чувствует всю вину за своё преступление, но пока не решается признать это. Родион считает это всё «проверкой на величие».

Проверка на величие

Однако окончательно ломает его встреча со Свидригайловым – развратным помещиком, у которого раньше служила Дуня. Именно за её любовью в Петербург и прибыл новый знакомый Раскольникова.

Свидригайлов давно испытал грех убийства и теперь видит в Родионе своего «родственника». Но Раскольникову открывается вся суть убийцы – не величие, а бесконечная мерзость; не сила, а жалость; не власть, а невозможность контролировать самого себя.

От одной мысли, что подобный человек может любить его сестру, у Родиона болит сердце.

Последней каплей для преступного студента стала трагедия семьи Мармеладовых: после смерти отца и кормильца, унижения Лужиным старшей дочери (которую он обвиняет в краже денег), изгнания семьи из дома и трагической гибели матери он полностью меняется. Он прячется с Соней и сознаётся в своём преступлении. Девушка просит его сдаться.

Совесть велит Раскольникову сделать то же самое, и он приходит в участок. Там его постигает последняя ошеломляющая новость – Свидригайлов застрелился.

… Каторга. Уже сознавшийся, но не раскаявшийся ещё Родион не очень любим своими однолагерцами. Всё ещё верный своей теории он просто решает, что проиграл в этих условиях. Соню же, которая последовала за любимым человеком, все принимают мило и тепло. Точкой в истории несчастного убийцы становится Евангелие, которое он теперь держит под подушкой, и пробуждающаяся бесконечная любовь ко всему.

Подросток

Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание», разумеется, надо начинать с описания Родиона Раскольникова. И именно в разборе его образа и заключается главный недостаток школьных учебников.

Нам бесконечно рассказывают про глубокую подоплеку романа, о сложном психологическом портрете главного героя, об умении писателя глубоко проникать в души персонажей, о конфликте ницшеанства и гуманизма. Но забывают поведать, для чего, собственно, вообще было написано «Преступление и наказание».

Главную ценность для Федора Михайловича составляла именно последняя глава, которую реже всего и обсуждают. Ведь Достоевский прямо говорит – не важно, сколько зла ты совершил, пока в твоей душе есть хоть струночка добра, у тебя всегда есть шанс исправиться. Ведь первый, кто пошел за Христом в Рай, был разбойник. А что ему надо было сделать – всего-навсего раскаяться.

Отсюда и идет фамилия главного героя. Для нас должен быть важен не раскол внутри личности, а то, кто в итоге побеждает в душе человека. И этим Достоевский упорно демонстрирует – исправься. Во имя себя самого.

Именно это является главной целью романа. Не проследить движения преступления, не выяснить суть внутренних метаний грешника, но дать от них бальзам в виде раскаяния. Ведь оно является, наверное, кульминацией и смыслом жизни каждого человека.

Сон несмешного человека

То, что главный герой («Преступление и наказание») на самом деле имеет внутри бесконечное добро и необходимое человеку сострадание, Достоевский демонстрирует почти в начале романа. Еще до того, как убить старуху и оказаться на самом дне, доступном человеку, Раскольников видит сон о страдающей лошади, которую забили за то, что она не хотела идти.

Будущий убийца не хочет трактовать этот сон и бежит от мысли о нем, как может. Однако мы, читатели, уже понимаем, что на самом деле в душе несчастного живет раскаяние за каждый свой поступок. Он чувствует себя виноватым даже за такую мелочь, как увидеть страдание во сне и ничего не сделать.

Униженная и оскорбленная

В который раз Достоевский доказывает свой гений, создавая такого персонажа, как Соня Мармеладова. В ней – вся дуалистичность бытия.

Женщина, работающая проституткой, казалось бы, это образец морального падения. Но нет! Она выше всех и каждого в романе, человек, приносящий себя в жертву. Христианская вера учит нас, что отдавать все свое ради других и есть наивысшая точка святости.

В таком случае Соня Мармеладова вполне может считаться святой. Всю свою жизнь она отдала семье, а когда ее не стало, нашла другого человека – того самого, которому так не хватало добра и честности.

Главный герой («Преступление и наказание») находит покой именно благодаря ей. И затем Соня идет на новый виток жертвенности.

С человеком, которого она любит и которому так нужна ее поддержка, она едет на край света.

Символ веры, она терпит на своем пути миллионы лишений и страданий, обманов и ложных обвинений. Однако до конца продолжает нести свой крест – молча и с добрыми глазами.

Главные герои романа «Преступление и наказание» не заканчиваются на Раскольникове и Соне. Есть еще одна важная фигура – не столько сюжетно, сколько психологически.

Свидригайлов является будущим человека, идущего по пути, предполагаемым Родионом. Ведь именно по нему видно, что потакание своим страстям к власти, любви, обожанию и величию не приводит ни к чему хорошему. Как бы об этом ни размышляли философы-эгоисты, все это приводит к краху и падению человеческого духа, уничтожению души.

И Свидригайлов – яркий тому пример. В нем Родион Раскольников может увидеть все проблемы существования убийцы. Через Свидригайлова студент может понять, что то, что он называет силой, на самом деле слабость, и наоборот.

Идти по головам, через трупы – не лучшая идея. В итоге эти люди кончают одним из двух путей – либо им придется раскаяться, либо на всю жизнь погрязнуть в пороке.

Бедные люди

Сильнейшая трагедия также творится на вторых планах романа.

Главный герой («Преступление и наказание») хоть и находится в фокусе, но это ни капли не отменяет драмы находящихся вокруг него персонажей.

Дуня готова на все ради старшего брата. Она и сама за жизнь навидалась несчастий. Вероятнее, именно это и делает ее персонаж образом бесконечной силы и родственной любви. Она близка к Соне. Однако, в отличие от нее, не делает абсолютно жертвенных поступков. Дуня идет по жизни, скрипя зубами, готовая принимать все невзгоды.

Потому ее и удивляет такая странная любовь брата. Ведь он готов отдалить Дуню от Лужина, крайне выгодной партии, но плохого человека, только по той причине, что она будет с ним несчастна.

Для читателя и Достоевского образ Дуни является очень важным. Ведь именно через заботу Раскольникова о ней мы понимаем, что он все-таки не пропащий человек, пока заботится о своих близких.

Идиот

А вот кто действительно ушел из мира добрых людей навсегда, так это Мармеладов. Человек, которому уже давно на все плевать. Низкий пьяница, отдавший всю семью в заложники ужасного материального положения. Именно из таких у Раскольникова и вырастает теория «твари дрожащей», именно таких стоит рубить топором и ненавидеть, именно через них стоит переступать ради великих дел!

Или нет? В итоге Мармеладов, наравне со сном и с Дуней, становится третьим из главных доказательств того, что в Раскольникове все еще находится добро. Ведь несчастный главный герой («Преступление и наказание») делает все для того, чтобы помочь пьянице.

Вид разрушенной жизни трогает душу Родиона. Он не может просто смотреть на страдания другого человека. Он не способен оставаться в стороне от горя, и даже находясь в страшных душевных метаниях, обязан помочь.

Заключение

Все персонажи Достоевского – невероятно живые, с широкой и интересной биографией. Они личности, реальные люди.

Список героев «Преступления и наказания» обширен, и каждого персонажа по-своему жаль. Однако не стоит забывать, что все они созданы для того, чтобы вертеться вокруг Родиона Раскольникова, чтобы рассказать его историю.

А история Раскольникова, прежде всего, говорит нам о раскаянии. Не о психологических метаниях, не о выборе между «тварью дрожащей» и «право имеющим». И все персонажи работают на мысль о том, что человеку достаточно сделать один шаг, чтобы навсегда измениться…

Источник: http://fb.ru/article/161115/prestuplenie-i-nakazanie-glavnyiy-geroy-prestuplenie-i-nakazanie-personaji-romana

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.