Единицы синтаксиса

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи

Единицы синтаксиса

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис.

Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли.

Синтаксис в системе языка, основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис – особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение».

Таким образом, раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение.

Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы синтаксиса – это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

СловосочетаниеПредложение
Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.
ПростоеСложное
Одна грамматическая основаДве грамматические основы
Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.Лес сегодня необычайно красив.Ему стало очень грустно.Я пришла, чтобы выразить свое почтение.Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная – от которой необходимо задавать вопрос, зависимая – к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании “знать” будет являться главным словом, “время” – зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой – “я знаю” – задаем вопрос к придаточной (что?) “что преподнесет мне завтрашний день”.

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт – описывала ландшафт – описываю ландшафт – описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все неизменяемые части речи.

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: “На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство”.

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: “Он шел, плакал, никого не замечал. – Он шел и плакал”. В первом случае используется только интонация, во втором – союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные. В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава – полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. “Две студентки” по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий (превосходная степень), более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса – это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа – вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается – это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры – важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: “Мы увидели долгожданную землю”. Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: “Стало видно долгожданную землю”. Здесь из основы только сказуемое – стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной модальная частица что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения – основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов – предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них – предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: “Ты читаешь книгу?” – “Нет, журнал”. Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы – это простые и сложные предложения. Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

“Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой”. – “Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил”. Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис.

Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: “Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне”. Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз – это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса – это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: “Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз”.

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым.

А оно, в свою очередь, уже формирует текст.

Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими словами, сложное синтаксическое целое – это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст – это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

Источник: //fb.ru/article/243367/sintaksis-osnovnyie-edinitsyi-sintaksisa-sintaksicheskie-svyazi

Единицы синтаксиса. Словосочетание

Единицы синтаксиса

На разных этапах развития синтаксической науки (19 – 20 в.) вопрос о единицах синтаксиса решался по-разному.

В традиционном логическом (Ф.И. Буслаев) и психологическом (А.А. Потебня) направлениях лингвистики в качестве основной и единственной синтаксической единицы выдвигалось предложение, которое определялось как «психологическое суждение при помощи слов».

Представители формально-грамматического направления (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский) основной синтаксической единицей считали словосочетание. Эта единица выделялась на формальной основе (синтаксическая связь) и рассматривалась широко: под словосочетанием понималось всякое объединение слов на основе синтаксической связи.

При таком подходе словосочетание – это и подчинительное сочетание слов (летящая птица), и сочетание на основе сочинительной связи (птицы и звери), и предложение (Птица летит). Такой подход по сравнению с логическим имеет преимущества: он является грамматическим в своей основе и учитывает различные синтаксические образования.

Но вместе с тем в этой теории не акцентируется принципиальное различие между предикативной единицей – предложением и различными непредикативными синтаксическими образованиями. Предложение рассматривалось как частный случай словосочетания, а такие языковые факты, как однословные предложения (Пожар! Тишина.

Вечереет) вообще не получали адекватного объяснения.

Следующий этап развития синтаксической науки связан с именем акад. А.А. Шахматова, который, рассматривая предложение как основную синтаксическую единицу, выделял и словосочетание, но только на основе предложения, а не как самостоятельное образование.

Совершенно новый подход к синтаксическим единицам представлен в концепции академика В.В. Виноградова (середина 20 века), который построил синтаксическую теорию как учение о двух синтаксических единицах – словосочетании и предложении.

Принципиально новым и важным в теории Виноградова является установление особого статуса словосочетания как синтаксической единицы, которая существует не как часть предложения, а независимо от него – на основе синтаксической валентности слова. Словосочетания образуются на основе способности знаменательных слов распространяться различными словоформами.

Например, имя существительное сочетается с прилагательным, независимо от его лексического значения, это его принципиальное, «частеречное» свойство (дом – большой, каменный, свой, белый, новый; способности – большие, редкие, индивидуальные); точно так же любой глагол сочетается с наречием, а любой переходный глагол – с существительным в винительном падеже без предлога и т.д. Словосочетание, по Виноградову, – это единица номинативная, оно, как и слово, называет предметы, действия, признаки, только это наименования расчлененные и конкретизированные. Предложение, в отличие от словосочетания, – единица предикативная, сообщающая, и организуется оно иначе. Если словосочетание – это слово плюс словоформа, то в основе предложения всегда находится соотношение словоформ (N1 – Vf, N1 – cop Adj) или одна словоформа (Vf 3s, Inf).

Теория В.В. Виноградова развивалась другими учеными. В современном синтаксисе выделяют три синтаксические единицы (В.А. Белошапкова). Центральной синтаксической единицей является простое предложение – предикативная единица. Другие единицы противопоставлены ей. Словосочетание – непредикативная единица, сложное предложение – полипредикативная единица.

Существует проблема иерархии синтаксических единиц. Что считать минимальной единицей? Словосочетание? Но словосочетание может быть больше предложения, если предложение выражено одной словоформой: Ветрено, Дождь, Тишина. Минимальная единица должна входить в состав следующей единицы – более высокого уровня.

Словосочетание – это единица элементарная, но не минимальная. В качестве минимальных, первичных единиц синтаксиса называют слово и словоформу. Действительно, и слово, и словоформа входят в состав словосочетания и предложения и в составе этих единиц имеют синтаксические значения. Г.А. Золотова выделяет минимальную синтаксическую единицу – синтаксему.

Это словоформа с определенным синтаксическим значением. Например, морфологическая форма дательного падежа существительного может представлять разные синтаксемы: синтаксему с объектным значением (написать письмо другу), синтаксему с субъектным значением (Моему другу очень повезло).

Однако возможность присвоения слову и словоформе статуса единицы – вопрос спорный, поскольку они не представляют собой синтаксические образования, это компоненты синтаксических единиц.

Если признать слово и словоформу синтаксическими единицами, мы должны признать единицами и служебные слова – союзы, предлоги, которые так же, как и словоформы, являются компонентами синтаксических образований.

Другой вопрос, касающийся иерархии синтаксических единиц, – вопрос о максимальной синтаксической единице. По существующей классификации такой единицей является сложное предложение, полипредикативная единица.

Но есть образования, превышающие предложение (в том числе и сложное), – текстовые единицы: сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство), линейные синтаксические цепи и др.

Если синтаксис понимать широко, как синтаксис не только словосочетания, предложения, но и текста, то такие единицы тоже следует признать синтаксическими. Но есть существенное различие между предложением, в том числе сложным предложением, и компонентами текста.

Текст – это объединение высказываний, не имеющее конструктивного характера – в грамматическом значении. Это явление коммуникативного плана, и оно изучается в особом разделе лингвистике – лингвистике текста.

До сих пор мы говорили о единицах конструктивного синтаксиса. В других аспектах синтаксиса – свои единицы, о которых уже шла речь в соответствующих разделах. Единица коммуникативного синтаксиса – высказывание. Единица семантического синтаксиса – пропозиция.

В предыдущем параграфе мы уже затронули вопрос о разных подходах к словосочетанию и можем назвать три разных подхода.

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

1. Птица летит

2. Летящая птица

3. Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3)) В теории В.В. Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) – как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний

Итак, в теории В.В. Виноградова словосочетание – это распространенное слово. Знаменательные слова обладают свойством синтаксической сочетаемости или синтаксической валентности.

Это значит, что слово в силу своих категориальных свойств сочетается с определенными словоформами. Синтаксическая валентность слова определяется рядом факторов, которые В.В.

 Виноградов назвал правилами образования словосочетаний. Перечислим эти факторы, или правила.

1) Общая категориальная характеристика слова, принадлежность его к определенной части речи. Например, имена существительные сочетаются с прилагательными (N + Adj), глаголы сочетаются с наречиями (V + Adv) и с падежными или предложно-падежными формами существительных (V + N4, V + N5, V + C N5 и др.).

2) Частные морфологические свойства слова. Например, переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа со значением прямого объекта: V + N4 (писать письмо, собирать грибы, изучать историю), компаратив любой части речи сочетается с формой родительного падежа: Comp + N2 (быстрее ветра, страшнее смерти).

3) Словообразовательные связи слова. Например, имена существительные, образованные от переходных глаголов, сочетаются с родительным падежом: N + N2 (составление программы, сбор урожая) или с предложно-падежной формой «с + дат. падеж», если существительное обозначает проявление отношения: N + К N2 (любовь к родителям, презрение к предателю).

4) Принадлежность слова к определенной семантической группе. Например, глаголы со значением опасения сочетаются с родительным падежом: V + N2 (бояться, опасаться, остерегаться кого-то/чего-то); глаголы речемыслительной деятельности сочетаются с предложно-падежной формой «о + предл. пад.»: V + O N6 (рассказывать, беседовать, сообщить, думать, размышлять о ком-то/чем-то) и др.

5) Морфемная структура слова, конкретно – наличие в слове приставки, предопределяющей определенную зависимую предложно-падежную форму.

Например, приставка «с-», имеющая значение направления сверху вниз, предполагает зависимую предложно-падежную форму «с + род. пад.

» (спуститься с лестницы, спрыгнуть с обрыва, сбежать с пригорка ), приставка «при-» предсказывает предложно-падежную форму «к + дат. пад.» (прибить, прикрепить, примкнуть к чему-то).

6) Наконец, фактором, предопределяющим синтаксическую валентность слова, может быть индивидуальное лексическое значение слова. Например: надеяться на лучшее, верить в себя, превосходство над противником, преимущество перед кем-то.

Источник: //studbooks.net/840477/literatura/edinitsy_sintaksisa_slovosochetanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.