Детство Обломова в романе «Обломов»

Содержание

Все начинается с детства обломов сочинение

Детство Обломова в романе «Обломов»

И.А. Гончаров с 1847года обдумывал сюжет нового романа – романа “Обломов9quot;. Работу над ним писатель завершил в 1858году и опубликовал в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки” за 1859год.

Гончаров, как видно, вынашивал долго замыслы своего романа, а написал его за кратчайший срок. В нем он хотел показать как бездействие и лень может погубить все лучшие качества, разрушить личность.

В противопоставление Обломову Гончаров создает персонаж Штольца, показывая наиболее удачный пример того, как нужно прожить свою: в действии, в стремлении, в подвижности.

Итак, основная тема романа – обломовщина, она тянется на протяжении всего романа. в наши дни “обломовщина9quot; стала термином общеупотребляемым. Но впервые его применил Гончаров, и обломов стал образом нарицательным.

Что такое “обломовщина9quot;? “Это безволие, состояние бездеятельности и лени”, – трактует Ожегов. “Обломов9quot; и “обломовщина9quot; – понятия взаимосвязанные.

И чтобы наиболее полно и глубоко уяснить значение “обломовщины9quot;, рассмотрим образ основного носителя этой незавидной черты.

Обломов – человек лет тридцати двух-трех от роду, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Основной его одеждой был халат из персидской материи, да такой, что Обломов мог дважды завернуться внего.

Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни потребностью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя, это было его нормальным сотоянием. Лень у него перебарывла все остальные душевные начинания. Но в чем причина? Как всегда все начинается с детства. Обломову снится сон, в котором он попадает в прошлое и видит себя в семилетнем возрасте.

Из сна мы узнаем, что весь этотнежный период его окружали мамки и няньки, не дававшие и шагу ступить. В Обломовке, родине главного героя, царила вечно полная идиллия. Всё там было спокойно, ничто не отвлекало и не угнетало. Пространство Обломовки ограничено, не связано с внешним миром. Вот и Обломов тоже ограничен и никак не связан с внешним миром.

Живёт он в пределах комнаты, а душевные потребности удовлетворяются мечтаниями.

чем может привлекать Обломов, но есть в нём какая-то простота, ощущение спокойствия умиротворенности, чего в нынешнем мире крайне не хватает многим. Но чего я крайне не могу принять, так это излишнее чувство лени, которое потупляет все остальные начинания и вызывает деградацию личности.

Да, “обомовщина9quot; характерна для каждого из нас, для того, кто живет, кто умеет чувствовать, но нельзя окунаться с головой в состояние безделья, превращая себя “в преждевременный кисель”

5773 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова “Обломов”)

Почему обломовщина актуальна в наше время?

Обломовщина в наши дни

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Все мы в душе Обломовы

Смотрите также по произведению “Обломов”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Сочинение “Сон Обломова (Анализ эпизода) в романе И. А. Гончарова «Обломов»”

«Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание

– его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать,

деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых,

захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден,

но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет

«обломовщина». В это понятие входят непобедимая лень, апатия,

безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки

«обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель

вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова.

Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно

возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу

и выяснить, как формировался характер Обломова.

Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края», в котором

вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию.

Здесь «нет ничего грандиозного», все элементы пейзажа обладают

мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет

в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный,

смена времен года происходит «правильно и невозмутимо».

На фоне идиллической природы нет места человеческой суете

и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до

желтизны волос и незаметную сну подобную смерть». Гончаров изображает

размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос

Обломов. Детство героя прошло во времена крепостного права, но

автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества.

и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке

редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер

никто. » Наиболее распространенным «преступлением» является кража

гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают

друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох,

когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на

четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают,

что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива.

Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака.

не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет

помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи:

«Об обеде совещались целыми домом. Всякий предлагал свое блюдо.

» После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное

подобие смерти». В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов.

Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку?

Детство Обломова прошло в атмосфере беспечности и безделья.

Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали

ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было

здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет

неприспособленным к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал

от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за

него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел,

что безделье – обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего

не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре

воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после

давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что

взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась

с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не

жизнь, а жизнь не сказка».

От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова

и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться

чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах

от Верхлева». Но пансион, где учился Обломов, находился рядом

с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой,

чтобы дитя не перетруждалось. Кроме того, сын немца-учителя, Андрей

Штольц, частенько выполнял задания за Обломова и продолжал

помогать школьному другу во взрослой жизни.

Глава заканчивается воспоминанием об игре в снежки. Сбежав

от нянек и слуг, Илюша начал перебрасываться снегом с деревенскими

мальчишками. Неловкого барчонка быстро забросали с ног до

головы. Появились дворовые, разогнали мальчишек, Илюшу продержали

три дня в постели, «а ему бы одно могло быть полезно:

опять играть в снежки».

Итак, в главе «Сон Обломова» Гончаров подробно показывает,

как формировался характер главного героя. Корни «обломовщины»

писатель видит в вековом крепостническом укладе, при котором в помещике

с детства вырабатывались паразитические привычки. Несчастье

Обломова в том, что он уже не может жить, как его родители:

эпоха крепостного права кончается, идеальная Обломовка существует

только в мечтах – воспоминаниях героя. Однако нельзя сказать,

что Гончаров стремился к беспощадному обличению старинного

уклада. Писатель с явной симпатией относится и к главному герою,

и к чертам уходящей эпохи. Несмотря на свои отрицательные качества,

Обломов подкупает добротой и душевностью, а эти качества тоже

произрастают из детства. Конечно, в Обломовке текла бессмысленная,

сонная жизнь, но в ней не было зла, агрессии, суеты. Детство

представляется Обломову идеальной порой, но вернуться в него он

может только во сне. Именно поэтому Обломов на протяжении своей

жизни все больше засыпает, словно мечтая уйти в вечный сон о детстве.

Справедливо ли утверждение, что все начинается с детства? (ЕГЭ по русскому)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откуда мы родом? Мы родом из детства. Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери в своем произведении «Маленький принц». И с этим нельзя не согласиться, ведь жизнь человека начинается с детства. Именно в это время закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. Именно в это время закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру.

Безусловно, детство – пора беззаботности, но нельзя забывать о том, что это еще и время первых испытаний, важных решений, первых поисков.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Значимость детства в судьбах героев четко обозначена в произведениях многих русских классиков. В качестве первого примера мне бы хотелось привести роман А.

Пушкина «Капитанская дочка», главным героем которого является Петр Гринев. С самого начала мы узнаем, как воспитывался Гринев в своей семье. Отец его, являясь добросовестным военным служащим, учил сына быть добросовестным и преданным своей родине, но главное – беречь свою честь.

Нравоучения отца не прошли даром – герой ни разу не идет на поводу у Пугачева, не желая предавать страну, не выдает Машу в суде, благородно спасая ее от позора.

Таким образом, проследив превращение Гринева из Петруши в Петра – становление личностью, я точно могу сказать, что детство сыграло в этом главную роль, ведь именно тогда и было намечено, какой жизненный путь изберет для себя герой.

В качестве второго аргумента обратимся к произведению И.Гончарова «Обломов», где детство героя так же оказывает огромное влияние на его будущую жизнь, но уже не в том позитивном ключе, как у героя из первого примера.

Илья Обломов воспитывался под зорким глазом няни и матери, которые опекали его, как могли, потому он привык, жить в комфорте и удобстве.

Герой унаследовал леность и безделье, царившие в его семье, потому, став уже взрослым человеком, интерес в его жизни сводился лишь к долговременному сну и вкусной еде, в какой-либо общественной деятельности же он заинтересован не был.

И как бы Илья Обломов не пытался избавиться от своих пороков, попытки были безуспешны, так как все качества, привитые ему в детские годы, так глубоко проросли в его душе, что отделить их оказалось уже невозможно. И вновь мы видим пример того, как сильно детство влияет на жизнь человека

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что детство действительно является началом начал, и потому мы можем назвать детство порой не только беззаботной, но и значимой.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/370/

Характеристика Обломова в романе

Детство Обломова в романе «Обломов»

Роман “Обломов”, который написал Иван Гончаров, стал одним из ключевых в литературе XIX века, и такое понятие, как “обломовщина”, великолепно раскрытое Гончаровым в романе, отразило как нельзя лучше характер общества того времени. Когда мы рассмотрим характеристику Обломова Ильи Ильича, главного героя романа, понятие “обломовщины” станет еще более понятным.

Итак, Илья Обломов родился в семье помещика с ее укладом жизни и принятыми нормами. Рос мальчик, впитывая окружающую среду и дух быта помещиков. Своими приоритетами он стал считать то, чему научился от родителей, и, конечно, личность его сформировалась именно в таких обстоятельствах.

Краткая характеристика Обломова Ильи Ильича

Уже в начале романе автор знакомит нас с образом Обломова. Это испытывающий ко всему апатию интроверт, который предается своим мечтам и живет иллюзиями. Обломов настолько ярко и живо может нарисовать в своем воображении картину, выдумав ее, что сам зачастую плачет или от души радуется тем сценам, которых на самом деле не существует.

Внешность Обломова в романе “Обломов” как будто отражает его внутреннее состояние, его мягкие и чувственные черты характера. Можно сказать, что его телодвижения были плавными, грациозными и отдавали какой-то неприемлемой для мужчины нежностью.

Характеристика Обломова ярко выражена: он обладал мягкими плечами и маленькими пухлыми руками, давно уже обрюзг и вел малоактивный образ жизни.

А взгляд Обломова – всегда сонный, лишенный сосредоточенности – свидетельствует о нем ярче всего остального!

Обломов в быту

От рассмотрения образа Обломова мы переходим к описанию его быта, что немаловажно понимать, изучая характеристику главного героя.

Сперва, читая описание его комнаты, складывается впечатление, что она прекрасно убрана и уютна: там стоит и симпатичное деревянное бюро, и диваны с шелковой обивкой, и висят ковры с занавесами, и картины…

Но вот мы присматриваемся получше к убранству комнаты Обломова и видим паутину, пыль на зеркалах, грязь на ковре и даже неубранную тарелку, на которой лежит обглоданная косточка. На самом деле его жилье неухоженно, заброшено и неряшливо.

Почему в характеристике Обломова для нас так важно это описание и его анализ? Потому что мы делаем существенный вывод о главном герое: он не живет реальностью, он погрузился в мир иллюзий, и быт его мало волнует. Например, встречая знакомых, Обломов не только не приветствует их рукопожатием, но и не изволит даже встать с кровати.

Выводы о главном герое

Конечно, воспитание Ильи Ильича сыграло важную роль в становлении его образа, ведь родился он в далеком поместье Обломовка, которое славилось умиротворяющей жизнью.

Все там было спокойно и размеренно, начиная от погоды и заканчивая самим укладом жизни местных жителей. Это были ленивые люди, пребывающие постоянно в отдыхе и мечтающие о сытной еде с утра до вечера.

Но образ Обломова, который мы видим, начиная читать роман, сильно разнится с характеристикой Обломова в детстве.

Когда Илья был ребенком, он всем интересовался, много размышлял и представлял, активно жил. Например, он любил рассматривать окружающий мир с его многообразием, ходить на прогулки.

Но родители Ильи воспитывали его по принципу “тепличного растения”, от всего его пытались оградить, даже от труда. Каким в итоге вырос этот мальчик? Что сеяли, то и выросло.

Обломов, будучи взрослым человеком, не уважал труд, не хотел ни с кем общаться, а трудности предпочитал решать вызовом слуги.

Обратившись к детству главного героя, становится понятно, почему образ Обломова сложился именно так, кто в этом виноват. Да из-за такого воспитания и натуры Ильи Ильича, которая и так сама по себе была очень чувственной с хорошим воображением, он практически оказался не способен решать проблемы и стремиться к чему-то высокому.

Можно ли сказать, что характеристика Обломова в романе “Обломов” однозначна? Нет. Иван Гончаров показывает не только отрицательную сторону его личности, а именно: ленивую и апатичную натуру с нежеланием принимать самостоятельные решения и саморазвиваться.

Мы видим и привлекательные стороны его характера: Обломов добр, нежен и умеет глубоко чувствовать, сопереживать и проявлять сочувствие. Несомненно, некоторые, прочитав роман “Обломов”, будут симпатизировать главному герою и жалеть его, другие испытывать отвращение.

В этом прелесть и сила романа Гончарова “Обломов”, ведь на примере Ильи Ильича автор показал сущность человека.

Возможно, вас также заинтересуют материалы по данной теме:

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-oblomova-v-romane-oblomov

Образ и внешность Обломова в романе

Детство Обломова в романе «Обломов»
Искусство и развлечения 31 декабря 2014

Вовсе не случайно Иван Александрович Гончаров писал свой знаменитый роман “Обломов”, признанный современниками классикой уже после издания, через целых десять лет. Как он сам писал о нем, этот роман – о «его» поколении, о тех барчуках, которые приезжали в Петербург «от добрых мамочек» и пытались сделать там карьеру.

Им, чтобы действительно сделать карьеру, следовало изменить свое отношение к труду. Сам Иван Александрович прошел через это. Однако многие поместные дворяне и во взрослой жизни оставались бездельниками. В начале XIX века это не было редкостью.

Художественно-целостное отображение представителя вырождающегося в условиях крепостного права дворянина для Гончарова стало главной идеей романа.

Илья Ильич Обломов – типичный персонаж в начале XIX века

Внешность Обломова, сам образ этого поместного дворянина-лодыря вобрал в себя столько характерных черт, что стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, во времена Гончарова даже неписанным правилом стало не называть сына “Ильей”, если такое же было и имя его отца…

Причина в том, что таким людям не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя хлебом насущным. Им можно и не служить, ведь капитал и крепостные ему уже обеспечивают определенный вес в обществе.

Это – помещик, владеющий 350 душами крепостных, однако абсолютно не интересующийся сельским хозяйством, которое его кормит, не контролирующий вора-приказчика, который его безбожно грабит.

Дорогая мебель красного дерева покрыта пылью. Все его существование проходит на диване. Он заменяет ему всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.

Внешность главного героя

Описание внешности Обломова свидетельствует об особой – сатирической роли этого образа в русской литературе.

Сущность его в том, что он продолжил классическую традицию лишних людей в своем Отечестве вслед за пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным. Илья Ильич имеет облик, соответствующий такому образу жизни.

Свое нестарое полное, но уже рыхлое тело, он одевает в довольно заношенный халат. Его взгляд – мечтателен, его руки – неподвижны.

деталь внешности Ильи Ильича

Не случайно, многократно описывая внешность Обломова по ходу романа, Иван Александрович Гончаров акцентирует внимание именно на пухлых его руках, с небольшими кистями, совершенно изнеженных. Этот художественный прием – мужские руки не занятые работой, – дополнительно акцентирует пассивность главного героя.

Мечты Обломова никогда не находят своего реального продолжения в делах. Они – его личный способ лелеять свою лень. И занят ими он с самого пробуждения: показанный Гончаровым, например, день из жизни Ильи Ильича, начинается с полуторачасового неподвижного мечтания, естественно, при этом не слезая с дивана…

Положительные черты Обломова

Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.

Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами.

Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина коллежского секретаря.

Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.

Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе “Обломов” нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности.

Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность – беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения.

Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности…

Внешность Обломова – зеркало деградации..

Сытая безбедная жизнь поместного дворянина, который, по сути, паразитирует на труде крепостных убила в нем любую трудовую активность. Его нисколько не смущает такой уклад жизни. К нему Илью Ильича с детства приучили родители.

Его не интересует сфера труда, сфера сельскохозяйственного производства – в принципе.

Хозяйство, ведомое в его фамильной Вотчине Обломовка разворовывается приказчиком и псевдодрузьями – жуликами Иваном Михеевичем Мухояровым и Михеем Тарантьевым.

Заметим, что даже внешность Обломова в романе “Обломов” могла бы быть совершенно иной, – получи он другое домашнее воспитание… Ведь он был энергичным, любознательным ребенком, не склонным к полноте.

Как и положено для своего возраста, он интересовался происходящим вокруг него. Однако маменька приставила к ребенку недремлющих нянь, не дающих ему брать ничего в руки.

Со временем Илья Ильич также воспринял любой труд, как удел низшего класса, мужиков.

Внешности противоположных персонажей: Штольца и Обломова

Почему наблюдатель-физиономист придет к такому выводу? Да потому, что, например, внешность Штольца в романе “Обломов” – совершенно другая: жилистая, подвижная, динамичная. Андрей Ивановичу не свойственно мечтать, он вместо этого, скорее, планирует, анализирует, формулирует цель, а затем работает на ее достижение…

Ведь Штольц, его друг с юных лет, мыслит рассудочно, имея юридическое образование, а также богатый опыт службы и общения с людьми.. Происхождение его – не столь знатное, как у Ильи Ильича. Его отец – немец, работающий приказчиком на помещиков (в нашем теперешнем понимании – классический наемный менеджер), а мать – русская женщина, получившая хорошее гуманитарное образование.

Он с детства знал, что карьеру и положение в обществе следует зарабатывать трудом.

Диаметрально противоположны в романе эти два персонажа. Даже внешность Обломова и Штольца совершенно разные. Ничего похожего, ни одной сходной черты, – два совершенно разных человеческих типажа.

Первый – прекрасный собеседник, человек открытой души, однако лентяй в последней ипостаси этого недостатка. Второй – деятельный, готовый помогать друзьям, попавшим в беду. В частности, он знакомит своего друга Илью с девушкой, способной “вылечить” его от лени – Ольгой Ильинской.

Кроме того, он наводит порядок в помещичьем сельском хозяйстве Обломовки. А после смерти Обломова усыновляет его сына Андрея.

Отличия в способе изложения Гончаровым внешности Штольца и Обломова

Различным образом мы узнаем черты внешности, которыми обладает Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича автором показана классическим образом: со слов рассказывающего о нем автора.

Черты облика Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Именно так мы начинаем понимать, что Андрей обладает худощавым, жилистым, мускулистым телосложением.

Его кожа – смугла, а зеленоватые на цвет глаза – выразительны.

По разному относятся и к любви Обломов и Штольц. Внешность их избранниц, а также и отношения с ними у двух героев романа различны. Обломову достается жена-мать Агафья Пшеницына – любящая, опекающая, не утруждающая. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской – жене-соратнике, жене-помощнике.

Не удивительно, что этот человек, в отличии от Обломова, разбазаривающего свое состояние.

Внешность и уважение людей, связаны ли они?

Внешность Обломова и Штольца по-разному воспринимаются людьми. Размазня-Обломов словно мед притягивает мух, – влечет к себе мошенников Михея Тарантьева и Ивана Мухоярова.

Он периодически ощущает приступы апатии, ощущая очевидный дискомфорт от своей пассивной жизненной позиции. Собранный, дальновидный Штольц подобного упадка духа не испытывает. Он любит жизнь.

своей проницательностью и серьезным подходом к жизни пугает негодяев. Не зря, после встречи с ним “пускается в бега” Михей Тарантьев. Для

С помощью авторских цитат наглядно представим внешность Обломова и Штольца (таблица 1):

Заключение

Внешность Обломова Ильи Ильича вполне вписывается в концепцию «лишнего человека, т.е личности, которая не может себя реализовать в обществе. Те способности, которыми он обладал в юности, были впоследствии загублены. Вначале –неправильным воспитанием, а затем – бездельем.

Прежде шустрый мальчонка обрюзг к 32 годам, потерял интерес к окружающей жизни, а к 40 годам заболел и умер. Иван Гончаров описал типаж дворянина-крепостника, имеющего жизненную позицию рантье (деньги ему регулярно достаются трудом других людей, а трудиться самому – такого желания у Обломова не возникает.

) Совершенно очевидно, что люди, обладающие подобной жизненной позицией будущего не имеют.

В то же время энергичный и целеустремленный разночинец Андрей Штольц добивается в жизни очевидных успехов и положения в обществе. Его внешность является отражением его деятельной натуры.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/129407/

Образ Обломова в романе Гончарова

Детство Обломова в романе «Обломов»

Обломов — это главный герой в романе И.А.Гончарова. Целью писателя при создании его образа было:

  •  показать типические черты уходящего патриархального русского дворянства,
  • раскрыть некоторые загадки русского национального характера.

Образ Обломова в романе 

В герое Ильи Ильича Обломова Гончаров выводит образ последнего «лишнего человека» в классической  русской литературе. Персонаж и его характер раскрываются писателем через картины детства, портрет, систему образов  и взаимоотношения героя с остальными действующими лицами романа.

Детство и жизнь в Обломовке

Детство Ильи Ильича подается автором как основа формирования его характера:

Формирование характера Обломова

  • патриархальный уклад жизни Обломовки

«Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», «первобытная лень, простота нравов, тишина и неподвижность»;

  • отношение к труду (тихое течение жизни нарушается

«болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом»,

труд как неприятная необходимость;

  • сказочность существования, уход в мир мечтаний. Обломов

«бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»;

  • стремление родителей оградить сына от тревог и усилий жизни, преподнести все блага жизни

«как-нибудь подешевле, с разными хитростями»;

«ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»

«по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «поэты задели… за живое»;

  • отношение к службе (романтическое представление о службе как о семье, столкновение с действительностью — отставка).

Обломов — это типичный образ дворянина 60-х годов, в его жизни отражена судьба поколений, живших за счет чужого труда.

Обломов — как последний образ «лишнего человека в русской литературе

Вывод Гончарова: дворянство, талантливое, одаренное, имеющее высокие идеалы, уходит с исторической арены, оно теряет жизненную силу, терпит поражение при столкновении с действительностью (Обломов » готовился к поприщу», но потом понимает, что все члены общества — «мертвецы, спящие люди», тогда общественная деятельность теряет для героя всякий смысл).

Характер героя Обломова

В образе Обломова Гончаров стремился отобразить, помимо личностных характеристик героя, также и отдельные черты национального характера.

Например, наиболее выпукло поданы такие черты персонажа:

  • апатичность, бездеятельность, лень

«лежание у Ильи Ильича… было его нормальным состоянием»;

  • мечтательность, понимание своего безволия, поиски виноватого вовне

» …жгучие упреки совести язвили его, и он со всеми силами старался… найти виноватого вне себя и на него обратить жало, но на кого?»;

  • тонкость чувств (Обломов слушает пение Ольги —

» У него на лице сияла заря со дна души восставшего счастья», » Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг»;

  • природный ум, постепенно умирающий

» Болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…»

  • чувство собственного достоинства (защита Агафьи Тихоновны, когда Штольц пренебрежительно отзывается о ней:«Она все-таки жена моя» .
  •  Отсутствие деятельности — характерная черта Обломова

 «Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!»

Испытание любовью Обломова

Этот литературный ход традиционен для русской литературы. Илья Ильич — герой, не выдерживающий такого испытания. Этапы любовной истории персонажа и Ольги Ильинской:

  • встреча, вызванная идеей Штольца пробудить героя  к жизни;
  • изменения в жизни Обломова, вызванные общением с Ольгой

» на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет», «Лишь проснется утром, первый образ в воображении — образ Ольги»;

  • счастливое ответное чувство

«жила и чувствовала жизнь только с Обломовым»;

  • сомнения, возникающие у героя

«Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?»

  • решение отказаться от любимой, двоякая причина разрыва: с одной стороны, понимание того, что жизнь с ним не будет для Ольги счастливой (письмо Ильи Ильича к Ольге), с другой стороны, боязнь перемен

«любовь — претрудная школа жизни»;

  • светлые чувства, вызванные героем в Ольге

«Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»;

  • любовь Агафьи Тихоновны — обожествление Обломова

«решил, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии».

Потеряв всех,

«она поняла, … что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда.».

Обломов в системе образов романа

Образная система «Обломов»  строится центробежно, все герои располагаются вокруг фигуры главного героя:

  • Штольц как контраст образу,
  • Ольга и Агафья Тихоновна как женщины, любящие героя, … —
  • тип патриархального слуги, который во многом повторяет привычки и натуру своего барина.

Особенность отношений всех героев романа к герою — уважение и любовь.

Презентация по теме:

Средства раскрытия характера образа Обломова в романе

К художественным приемам, посредством которых Гончаров раскрывает образ главного героя в романе «Обломов» можно отнести:

«человек.. .среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами», душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»,

любимые «примирительные и успокоительные » слова » авось», «может быть», как-нибудь»,

Добролюбов про Обломова

  • отношения с другими героями,
  • поступки героя,
  • образы- антагонистов и образы-двойников.

Обломов — это «портрет» последнего «лишнего человека» в русской литературе ХIХ века, образ, ставший нарицательным, образ, вызвавший к жизни понятие «обломовщина» (Добролюбов).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-a-goncharov-obraz-oblomova

Детство Обломова в романе “Обломов”

Детство Обломова в романе «Обломов»

Илья Ильич Обломов – главный герой романа “Обломов”, апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем.

Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов.

Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе “Сон Обломова”, где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе “Обломов”.

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками.

Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только “людям”, хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром.

Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото “обломовщины”.

Отрицательное влияние “обломовщины” на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг.

В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие “обломовской” жизни.

Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой.

Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания.

Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах “обломовщины”.

В произведении Андрей Иванович является антиподом Ильи Ильича, что просматривается уже при сравнении детства Обломова и Штольца в романе Гончарова.

В отличие от Ильи, маленький Андрей не был ограничен в действиях, а скорее был предоставлен самому себе – он мог несколько дней не появляться дома, изучая окружающий мир и знакомясь с разными людьми.

Позволяя сыну распоряжаться собственной судьбой, отец Штольца, немецкий бюргер, был достаточно строг с Андреем, воспитывая в мальчике любовь к труду, напористость и умение добиваться своих целей, что затем пригодилось ему при построении успешной карьеры.

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Кроме лени, безвольности и полного отказа от социальной жизни Обломову была присуща такая неоднозначная черта, как чрезмерная мечтательность. Герой все дни проводил в мыслях о возможном будущем, придумывая множество вариантов счастливой жизни в Обломовщине.

Искренне переживая каждую свою мечту, Илья Ильич не понимал, что все его планы – только иллюзии, прекрасные сказки, подобные тем, которые в детстве ему рассказывала няня и которыми он был так восхищен, представляя себя то храбрым героем, то справедливым и сильным богатырем.

В сказках и легендах, рассказываемых няней, мир вне Обломовки был изображен как нечто пугающее и страшное, где его поджидают чудища и драконы, с которыми нужно бороться. И только в родной Обломовке можно жить спокойно, ничего не боясь и не опасаясь.

Постепенно герой перестает разграничивать мифическое и реальное: “Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Герой, боясь неведомой, пугающей, неблагоприятной реальной жизни просто уходит от нее в мир иллюзий и мечтаний, боясь встретится с ней “один на один” и проиграть в неравном бою. Проводя все дни в мечтах об Обломовке, Илья Ильич пытается вернуться в тот безопасный мир детства, где его оберегали и заботились о нем, не понимая, что это невозможно.

В романе описание детства Ильи Обломова является ключом ко всей его жизни, позволяющим лучше понять характер и психологию героя, чье имя стало нарицательным для русской литературы и культуры. В “Обломове” Гончаров изобразил яркий типичный образ душевного, но безвольного русского человека, который остается интересным для читателей и сегодня.

Описание и анализ событий детских лет главного героя романа будут особенно интересны 10 классам перед подготовкой доклада или сочинения на тему “Детство Обломова в романе Ивана Гончарова “Обломов”.

Источник: https://home-task.com/detstvo-oblomova-v-romane-oblomov/

Образ Обломова в одноименном романе Гончарова

Детство Обломова в романе «Обломов»

В традиционно и просто построенном романе Гончарова «Обломов», впервые опубликованном в 1859 г., возраст, внешность, привычки и костюм главного героя – это первое, о чем сообщает нам автор уже на первых страницах своего повествования.

Илье Ильичу Обломову в начале романа года тридцать два или тридцать три. Рост средний. Наружность приятная. Глаза темно-серые. Руки маленькие и пухлые. Плечи мягкие. Тело не по годам обрюзгшее. Чересчур белый, «матовый» цвет рук, шеи и плеч свидетельствует о том, что тело нашего героя для мужчины уж как-то слишком изнежено.

Это закономерно, если принять во внимание образ жизни Обломова, сводящийся к постоянному лежанию в постели, а лежание – его нормальное состояние. Настоящий восточный халат (без талии и кистей) – вот естественный, привычный и неизменный костюм Обломова.

К халату полагались и особые туфли – не просто мягкие, но такие длинные и широкие, чтобы ноги, опущенные с постели на пол, сразу попадали в них.

Характер и его истоки

Почему же Обломов впал в это состояние вечного ступора, постоянного лежания? Читатель узнает, что Илья Ильич не нашел себя в службе мелкого чиновника, с точки зрения Ильи, пустой.

Когда же, в самом начале второй части романа, на сцене появится друг и полный антипод Обломова – Штольц, и этот друг заведет разговор о том, как стыдно Илье Ильичу не выезжать «в свет», читатель опять-таки согласится с Обломовым, что разговоры «в свете» так же мелочны и бессмысленны, как и «государственная» служба.

Перед нами – доведенный до логического конца (кто-то скажет – до абсурда) типичный образ из так называемой галереи лишних людей.

Недаром эта галерея начиналась с комедии Грибоедова с характерным названием «Горе от ума», ведь лишним человеком в том обществе, где всё совершается по давно установившейся инерции, всегда оказывается умный человек.

Лучший ответ на вызов «качения по инерции» дает именно Обломов – самый инертный персонаж русской литературы: он просто лег и вообще никуда не катится.

Но катится в пропасть жизнь Обломова, и он отлично это сознает. Имение разорено вором-старостой, плут-хозяин гонит с квартиры – всё равно рано или поздно придется встать с постели.

Более того, Илья прекрасно сознает и то, что он искусственно остановился в своем развитии, что у него есть призвание – душевное золото, которое лежит в недрах этой телесной горы и всё никак не становится ходячей монетой.

«Отчего я такой?» – спрашивает сам себя всё еще не вставший с постели Обломов. В ответ ему снится сон. По своему содержанию глава «Сон Обломова» – не столько сон, сколько воспоминания Ильи Ильича о счастливом детстве всеми любимого и всех любящего помещичьего отпрыска в родной Обломовке.

Ответ на вопрос Обломова предельно прост: во всем виновата крепостническая Обломовка – собирательный образ крепостнической России. Обломов – типичный представитель паразитического класса помещиков-крепостников, без каких-либо «намеков на Европу» – и это в эпоху, когда России (накануне отмены крепостного права в 1861 г.) предстоял очередной «европейский выбор».

Обломов и другие герои

«Представителем» этого европейского выбора в романе является антипод Обломова, полунемец-полурусский Штольц. Искренне любя Илью, Штольц задумал план его спасения, действуя на нежное сердце друга через красивую, умную, чуткую девушку Ольгу Ильинскую.

Однако девушка сама влюбляется в Илью, которого на первых порах ей удается вывести из его домашнего «укрытия» на Божий свет. И у Ильи серьезные намерения в отношении Ольги. Вот только на простые житейские действия Обломов органически неспособен. Неизбежный разрыв тяжело переживается обоими героями.

Ольга вскоре находит утешение в браке со Штольцем, а Обломов – в браке с простой мещанкой Агафьей Пшеницыной, давшей ему наконец то, что он искал – покой, беспечность и даже обветшалый, по приказу Ольги заброшенный халат, на который Агафья наложила полагающиеся ему заплаты.

Однако образ жизни Обломова не проходит даром для его здоровья, и после третьего инсульта («апоплексического удара») он умирает. Сына Обломова, рожденного ему Агафьей и названного в честь Штольца Андреем, берут к себе на воспитание Андрей и Ольга Штольцы.

Понятие «обломовщина»

Поступив весьма предусмотрительно, Гончаров не стал дожидаться от критиков ярлыка «обломовщина», который заслужил бы главный герой как «типичный представитель». Автор поручил навесить на главного героя этот ярлык его антиподу Штольцу. Но Штольц – не истина в последней инстанции, а холодный делец, к тому же полунемец и капиталист.

По произведению: «Обломов»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Источник: https://goldlit.ru/goncharov/904-obraz-oblomova

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.