Дательный падеж

Дательный падеж. Dativul

Дательный падеж

В румынском языке существительное в дательном падеже имеет синтаксическую функцию косвенного дополнения (complement indirect) и отвечает на вопрос “Cui?-кому?“Склонения существительных в дательном падеже осуществляются также, как и в родительном падеже(genitiv). Для упрощенного понимания рекомендуется запомнить, что в комплексе дательный падеж состоит из существительного(местоимения, а чаще и того и другого одновременно) и глагола. Поэтому мы продолжаем подробное рассмотрение дательного падежа совместно с этими частями речи.

В предложении существительное в дательном падеже образуется с помощью:

  • неопределенного артикля (unui coleg, unei fete, unor prieteni,unor prietene)
  • определенного артикля (colegului, fetei, prietenilor,prietenelor)

Местоимения дательного падежа

Местоимения дательного падежа соответствуют русским:

Îmi-мне, îți-тебе, îi-ей/ему, ne -нам, -вам, le-им

Однако в румынском языке существует понятие ударных и безударных форм этих местоимений(forme accentuate și neaccentuale). То есть чаще используются местоимения в безударной форме, а когда требуется акцентировать конкретно местоимение, добавляем перед ним соответствующую ударную форму. Рекомендуется выучить сразу так:

(mie)Îmi-мне, (ție) îți-тебе, (lui/ei) îi-ей/ему, (nouă)ne -нам, (vouă)vă-вам, (lor)le-им

Рекомендации к употреблению ударных форм:

  1. Вместе с безударными формами, для выделения персоны через противопоставление с другой персоной.

Mie îmi explică regula, nu ţie.

2 В кратких ответах без глаголов, обычно на вопрос:Cui?(кому?)

-Cui îi dai telefon?

Ţie.

Глаголы для дательного падежа

Стоит отметить, что не все глаголы подходят для использования в дательном падеже. Казалось бы понятно, что только те глаголы, которые могут отвечать на вопрос:Кому?- Сui?.

Однако основная сложность в румынском языке при пониманию и разговоре составляет как раз правильное использование местоимений дательного и винительного падежей вместе с подходящими глаголами.

Существует определенная логика в выборе глагола. Читать об этом подробнее здесь!

Рассмотрим таблицу некоторых глаголов, используемых с местоимениями Dativ:

Глаголы для Acuzativ рассмотрены в теме: Винительный падеж.

Образование существительного в дательном падеже

Теперь рассмотрим подробно склонения существительных в дательном падеже.

В румынском языке касательно существительных наблюдаются совпадения в использовании некоторых падежей:

Именительный падеж(Nominativ)=Винительный падеж(Acuzativ)

Родительный падеж(Genitiv)=Дательный падеж(Dativ)

Например,

Eu aştept autobuzul (Nominativ)                        Eu îl aştept pe prietenul meu(Acuzativ)

Îi dau o carte prietenului meu(Dativ)                 Este cartea prietenului meu(Genitiv)

Более подробно можно рассмотреть в общей теме: Имя существительное

Теперь рассмотрим подробнее данную таблицу!

В верхней части таблицы представлены склонения существительных с определенным артиклем, то есть когда мы говорим об известных понятиях. А в нижней части таблицы—существительные имеют неопределенный артикль, который склоняется вместо самого существительного, приобретается смысл неизвестного понятия, некого, какого-то.

В дательном и родительном падежах существительные мужского и среднего рода*образуются по формуле:

существительное+(u)lui

băiat+(u)lui=băiatului         (кому?) мальчику.

В случае со словами мужского рода, оканчивающимися на -е:

frate+lui=fratelui (кому?) брату.

*дательный падеж отвечает на вопрос: Кому? в румынском языке. То есть образуются формы только для одушевленных предметов. Следовательно, для среднего рода дательный падеж, как таковой, не используется, но, так как дательный совпадает с родительным падежом, имеет место объяснять неразрывно формулу склонения существительного.

Существительные женского рода в дательном падеже образуются по следующей формуле:

Substantiv singular>>substantiv plural+i

fată>>fete+i=fetei                   девушке

femeie>>femei+i=femeii        женщине

И тут многие задаются вопросом:почему для использования существительного женского рода единственного числа, его нужно ставить во множественное число и добавлять i. Ответ прост: особенность румынского языка, это стоит принять)

Кроме этого, если во множественном числе существительное заканчивается на —ii, не добавляем ещё одну i, а чередуем, получая окончание—iei.

soție>>soții (cui?) >> soției          жене

Ещё один важный нюанс касательно существительного женского рода единственного числа!

Так как это существительное переходит во множественное число в дательном падеже, то сопровождающие его прилагательное или притяжательное местоимение также переходят во множественное число.

Fată>>fetei frumoase         девушке красивой

fiică>>fiiceimele               дочери моей

При рассмотрении всех видов местоимений также обратите внимание на женский род единственное число в паре Dativ-Genitiv

Имя собственное в дательном падеже(Nume proprii)

Имя собственное в дательном и родительном падежах образуется по следующей формуле:

lui+nume propriu masculin(мужское имя): lui Pavel, Lui Ştefan, Lui Mircea

То есть, в русском языке мы говорим:Кому?-Павлу, Штефану,Мирче, а в румынском-перед именем выставляется Lui, а имя остается неизменным!

nume propriu feminin(женское имя) aei: Eugenia → Eugeniei

ca, gacăi, găi: Anca → Ancăi, Olga → Olgăi

В женских именах, оканчивающихся на (таких большинство!), окончание переходит в -еi.

В женских именах, оканчивающихся на -са или -ga(встречаются редко), мы не можем заменить на -ei, так как в таком случае, по правилу чтения румынского языка, будем вынуждены читать: Кому?-Ancei-Анчей, имя звучит некорректно. Поэтому, эти окончания заменяем на -ăi.

Читать далее Применение дательного падежа

Источник: //languageskeys.ru/datelnyiy-padezh-dativul/

3.1.2. Значение падежей

Дательный падеж

  1. Именительный падеж
  2. Родительный падеж
  3. Дательный падеж
  4. Винительный падеж

Именительный падеж является падежом подлежащего, а также предикативного члена и приложения. Например: Þá mælti konungr. ‘Тогда сказал конунг’. Hann var sonr Bjarnar. ‘Он был сыном Бьёрна’. Björn, sonr Ketils, var fostraðr austr. ‘Бьёрн, сын Кетиля, был воспитан на востоке’.

3.1.2.2. Родительный падеж

Родительный падеж является падежом определения при существительном, дополнения при глаголе или прилагательном и обстоятельства.

1. В качестве падежа определения при существительном родительный обозначает:

а) Лицо, которому принадлежит что-либо (т. н. «родительный принадлежности»), или, в более широком смысле, то, чему принадлежит что-либо, как часть целому (т. н. «родительный целого»), действие своему производителю (т. н. «родительный субъекта») и т. д.

Например: holl Hrólfs konungs ‘палата конунга Хрольва’; sonr Ingjalds ‘сын Ингьяльда’; vinr Þórs ‘друг Тора’; þursa dróttinn ‘князь великанов’; lík Böðvars ‘труп Бёдвара’; sáð kraka ‘посев Краки’; mikill hluti liðs hans ‘большая часть его войска’.

б) Объект действия, выраженного управляющим существительным (т. н. «родительный объекта»). Например: þess mannz bani ‘убийца того человека’; á fund Haralds ‘навстречу Харальду’.

в) Качество того, что выражено управляющим существительным (т. н. «родительный качества»). Например: afreks verk ‘геройский подвиг’; ábyrgðar hlutr ‘ответственное дело’; rausnar maðr ‘человек пышного образа жизни’.

г) Предмет, родовая принадлежность которого выражена управляющим изъяснительным (т. н. «родительный изъяснительный»). Например: askr Yggdrasils ‘ясень Иггдрасиль’.

д) То, мера чего определяется управляющим существительным (т. н. «родительный количественно-определительный»). Например: þrír tigir manna ‘три десятка человек’; þrjú pund gullz ‘три фунта золота’; fjöld á ek meiðma ‘много у меня сокровищ’.

В аналогичном значении существительное в родительном падеже встречается при наречиях времени. Например: síð dags ‘в конце дня’; snemma nœtr ‘в начале ночи’; ár var alda ‘в начале времен это было’.

2. В качестве падежа дополнения при глаголе родительный обычно обозначает объект, который неполно охвачен действием.

Так, родительный употребляется при глаголах bíða ‘ждать’, biðja ‘просить о чем-либо’, afla ‘добывать’, fá ‘получать в жены’, leita ‘искать’, þurfa ‘нуждаться’, njóta ‘пользоваться’, geta ‘говорить о чем-либо’, geyma ‘следить за чем-либо’, minnask ‘помнить’, ljá ‘одалживать что-либо’, sakna ‘чувствовать отсутствие’, varna ‘отказывать в чем-либо’, letja ‘препятствовать в чем-либо’, hefna ‘мстить за что-либо’ и т. п. Например: Konungr varnaði allra gripanna. ‘Конунг отказал во всех сокровищах’. Hann fekk Gjaflaugar. ‘Он женился на Гьявлауг’. Sakna ek míns málvinar. ‘Мне недостает моего любезного друга’.

Обычно приглагольный родительный обозначает единственный объект глагольного действия. При некоторых глаголах, однако, он сочетается с винительным или дательным лица. Например: þeir er harz hugar (род.) hana (вин.

) löttu ‘те, которые утешали ее’; leita sér (дат.) annarra forlaga (род.) ‘искать себе другой судьбы’. При глаголе virða ‘ценить’ и т. п. родительный, выражающий степень ценности, сочетается с винительным лица или предмета.

Например: Konungr virði hann mikils. ‘Конунг очень ценил его’.

3. В качестве падежа дополнения при прилагательном родительный выражает различные отношения в зависимости от лексического значения прилагательного.

Так, он употребляется при прилагательных fullr ‘полный чего-либо’; vanr ‘лишенный чего-либо’; auðinn ‘сужденный’; búinn ‘готовый к чему-либо’; fúss ‘склонный к чему-либо’; víss ‘осведомленный о чем-либо’; skyldr ‘обязанный в чем-либо’; breiðr ‘столько-то шириной’; langr ‘столько-то длиной’ и т. п.

Например, vön… vers ok barna ‘лишенная мужей и детей’; Þorkeli var auðit lengra lífs. ‘Торкелю была суждена более долгая жизнь’; matar góðr ‘щедрый на угощение’.

Родительный употребляется также с отделительным значением при прилагательном в превосходной степени. Например: ágætastr fornkonunga ‘знаменитейший из древних конунгов’; hvítastr ása ‘белейший из асов’.

4. Родительный встречается также в качестве падежа обстоятельства (т. н. «родительный места», «родительный времени» и «родительный образа действия»). Однако в древнеисландской прозе такой родительный встречается только в застывших адвербиальных оборотах.

а) Родительный места: Mœtti hann Þór miðra garða. ‘Он встретил Тора в середине двора’. Gengu þeir fagra Freyju túna. ‘Они пришли в прекрасные чертоги Фрейи’; annars staðar ‘в другом месте’; þessa heims ok annars ‘в этом и другом мире’.

б) Родительный времени: sams misseris ‘в то же полугодие’; annars dags ‘в другой день’; sama dags ‘в тот же день’.

в) Родительный образа действия: allz ‘совсем’; þess erindis ‘с этой целью’.

3.1.2.3. Дательный падеж

Дательный падеж является падежом дополнения при глаголе и прилагательном и обстоятельства.

1. В качестве приглагольного падежа дательный обозначает:

а) Косвенный объект, т. е. лицо или предмет, для которого совершается действие или к которому оно имеет отношение (т. н. «дательный косвенного объекта»). Дательный в этом значении обычно сочетается с винительным прямого объекта или родительным.

Например: Aðils konungr sendi boð Hrólfi kraka. ‘Конунг Адильс послал приглашение Хрольву Краки’. Lofa ek útgöngu konum ok börnum. ‘Я разрешаю выйти женщинам и детям’. Vin sínum skal maðr vinr vera.

‘По отношению к другу своему надо быть другом’.

б) Единственный или прямой объект (т. н. «дательный прямого объекта») при глаголах, выражающих расположение или нерасположение к кому-либо, т. е.

глаголах bjarga ‘спасать’, hlífa ‘защищать’, eira ‘щадить’, fagna ‘принимать’, heilsa ‘приветствовать’, unna ‘любить’, eyða ‘опустошать’, slátra ‘убивать’, refsa ‘карать’, œgja ‘грозить’, а также при глаголах ráða ‘управлять’, stýra ‘править’, valda ‘причинять’, skipa ‘расставлять’, halda ‘держать’, mœta ‘встречать’, ná ‘достигать’, lýsa ‘объявлять’, hætta ‘прекращать’, lúka ‘кончать’, sá ‘сеять’, kasta ‘бросать’, hrinda ‘толкать’, snúa ‘поворачивать’, søkkva ‘опускать’, skipta ‘делить’, koma ‘приводить’, ‘вводить’ и т. д. Например: Þórolfr kastaði þá fyrir borð öndvegissulum sínum. ‘Торольв бросил тогда за борт столбы почетной скамьи своего дома’. Valda megir Gjúka mínu bölvi. ‘Сыновья Гьюки виновны в моем несчастьи’. Goði skyldi hofi upp halda. ‘Жрец должен был содержать храм’. Hann lauk svá máli sínu. ‘Он так кончил свою речь’.

При некоторых глаголах в этих случаях возможен еще и дательный косвенного объекта. Например: heita ‘обещать что-либо (дат. прямого объекта), кому-либо (дат. косвенного объекта)’.

В пассивном обороте от глаголов, управляющих дательным прямого объекта, дательный падеж выражает объект действия. Например: Uxa einum hafði slátrat verit. ‘Один вол был зарезан’; er lokit var kvæðinu ‘когда песня была закончена’.

При некоторых глаголах, особенно при глаголах, выражающих движение, дательный прямого объекта может быть неотличим от дательного орудийного (см. ниже, пункт «в»). Например: kasta steini ‘бросать камень’ или ‘бросать камнем’; fnœsa eitri ‘отфыркивать яд’ или ‘фыркать ядом’; sá gulli ‘сеять золото’ или ‘засевать золотом’.

в) Орудие действия или средство его осуществления (т. н. «дательный орудийный»). Дательный в этом значении встречается как при глаголах, не сочетающихся с винительным прямого объекта (например: aka vögnum ‘ехать на повозках’; ríða hesti ‘ехать верхом на лошади’; brenna loga ‘гореть огнем’), так и при глаголах, сочетающихся с винительным прямого объекта.

Например: Þá lagði hon sik sverði til bana. ‘Затем она зарезала себя мечом’. Þá tók Hrólfr kraki hœgri hendi gullit. ‘Тогда Хрольв Краки взял правой рукой золото’. Andskotar þeirra vildi verja þeim vígi þingvöllin. ‘Противники их хотели защищать от них поле тинга с боем’. Bittu þik Freyja brúðar líni.

‘Повяжись, Фрейя, покрывалом невесты’; gulli búnar ‘украшенные золотом’.

г) Обстоятельство, сопровождающее действие (т. н. «дательный комитативный»). Например: Hann kom skipum sínum í ána Fýri. ‘Он прибыл со своими кораблями в реку Фюри’; fara hulðu höfði ‘идти с непокрытой головой’; fara eldi ‘объезжать с огнем’.

д) То, что удаляется в результате действия (т. н. «отложительный дательный»). Например: ryðja land víkingum ‘очищать страну от морских разбойников’; Áss er stolinn hamri. ‘У аса украден молот’.

2. В качестве падежа дополнения при прилагательном дательный выражает различные отношения в зависимости от лексического значения прилагательного.

Так, он употребляется при прилагательных illr ‘вредный кому-либо’; nær ‘близкий к чему-либо’; reiðr ‘разгневанный на что-либо’; meiri ‘больший на столько-то’; fríðr ‘красивый чем-либо’; feginn ‘обрадованный чем-либо’.

Например: Er þat illt manni? ‘Вредно это человеку?’; nær öðrum endanum ‘близкий к другому концу’; litlu verðr Vöggr feginn ‘малым обрадован Вёгг’; viku fyrr ‘на неделю раньше’; síðarr fám vetrum ‘через несколько лет’; hverjum manni sterkari ‘сильнее любого мужчины’; fríðr sýnum ‘красивый с виду’.

3. Дательный встречается также в качестве падежа обстоятельства (т. н. «дательный места», «дательный времени» и «дательный образа действия»). Однако в древнеисландской прозе такой дательный встречается только в застывших адвербиальных оборотах:

а) Дательный места: öllum megum ‘со всех сторон’.

б) Дательный времени: Át vætr Freyja átta nóttum. ‘Фрейя ничего не ела восемь ночей’; löngum ‘давно’; stundum ‘временами’; einnu sinni ‘однажды’.

в) Дательный образа действия: illu heilli ‘не к добру’; einu ‘только’; því móti ‘таким образом’; reyndum ‘в действительности’.

3.1.2.4. Винительный падеж

Винительный падеж является падежом дополнения при глаголе и обстоятельства.

1. Винительный падеж при глаголе обозначает:

а) Прямой объект (т. н. «винительный прямого объекта»). Например: Þú sveinn hefir gefit mér nafn. ‘Ты, парень, дал мне прозвище’. Yrsa fekk Hrólfi kraka dýrshorn. ‘Ирса дала Хрольву Краки олений рог’.

При многих глаголах винительный прямого объекта сочетается с дательным косвенного объекта (как в примерах выше) или с родительным.

Винительный прямого объекта употребляется также при некоторых возвратных глаголах. Например: Ekki hræðumk ek þat. ‘Я не боюсь этого’.

б) Носителя действия безличного глагола. Например: Konung dreymði aldri. ‘Конунг никогда не видел снов’; mik grunar ‘мне думается’; mik þyrstir ‘я хочу пить’.

в) То, что тождественно действию, выраженному самим глаголом (т. н. «винительный внутреннего объекта»). Например: sofa svefn sinn ‘спать своим сном’; fara kaupferð ‘ехать в торговую поездку’; œpa sigróp ‘кликнуть победный клич’.

При глаголе sigla ‘плыть под парусами’ в винительном падеже может быть существительное, обозначающее ветер или погоду, при которых происходит плаванье. Например: Þeir sigla norðr byr góðan ok bjart veðr.

‘Они плывут на север при попутном ветре и хорошей погоде’.

г) Меру веса, стоимости, расстояние и т. д. (т. н. «винительный меры»). Например: Stóð hvárr halfa mörk. ‘Каждое [кольцо] весило полмарки’.

2. В следующих случаях при глаголе возможны два существительных в винительном падеже (т. н. «двойной винительный»).

а) В сложном дополнении при глаголах kalla ‘называть’, gera ‘делать’, halda ‘считать’, sýna ‘проявлять’ и т. д. Например: Kallit þér hann konung. ‘Вы называете его конунгом’. Á því þingi gerði hann Björn Ketilsson útlaga af Nóregi. ‘На этом тинге он объявил Бьёрна Кетильссона изгнанным из Норвегии’.

б) При безличных глаголах. Например: Mik skortir eigi hug. ‘У меня достаточно смелости’. Þik hefir mikla úgiptu hent. ‘С тобой случилось большое несчастье’. При безличных глаголах, выражающих внутреннее переживание или ощущение, второй винительный является винительным внутреннего объекта. Например: Mik dreymði draum. ‘Мне приснился сон’.

в) При глаголах, сочетающихся с винительным внутреннего объекта. Например: Konungr hjó hann banahögg. ‘Конунг нанес ему смертельный удар’.

3. Винительный встречается также в качестве обстоятельства места или времени.

а) Так называемый «винительный места» обычно выражает направление. Например: Skarpheðinn… réð þegar till í annat sinn ok rennr upp veginn. ‘Скарпхедин… сделал новую попытку и взбежал на стену’. Skjót annan veg. ‘Стреляй в другую сторону’. Hann útan stökk endlangan sal. ‘Он отскочил вдоль всей палаты’. Róa menn leið sína. ‘Плывут люди своей дорогой’.

б) Так называемый «винительный времени» выражает либо протяжение действия во времени (например: Hann… hvíldi þann dag allan ok nóttina eptir. ‘Он… спал весь тот день и следующую ночь’. Þeir váru í Hólum allan daginn.

‘Они были в Холаре целый день’), либо время совершения действия. Например: It næsta sumar eptir fóru þeir austan.

‘На следующее лето они поехали из Норвегии’; þat var eitt sumar ‘одним летом’; einn dag ‘однажды’; aptan dags ‘вечером’; laugardag ‘в субботу’.

По всем вопросам пишите в раздел форума Valhalla: Эпоха викингов

Источник: //norse.ulver.com/grammar/nouns/cases.html

Дательный падеж в польском языке. Celownik w języku polskim

Дательный падеж

Сегодня мы поговорим с вами о дательном падеже в польском и окончания существительных и прилагательных в дательном падеже.

В единственном числе

Мужской род: нулевое окончание превращается в окончание -owi и очень редко в -u

człowiek – człowiekowi(человек – человеку)
samochód – samochódowi(автомобиль – автомобилю)
koń – koniowi(конь – коню)
pan – panu(господин – господину)
ojciec – ojcu(отец – отцу)
kot – kotu(кот – коту)

Слов с окончанием -u в польском языке начитывается около 20, из них, вероятнее всего, вам встретится в живой речи десяток: bogu (богу), panu (господину), bratu (брату), chłopcu (парню, мальчику), popu (попу), ojcu (отцу), kotu (коту), lwu (льву), psu (псу, собаке), światu (миру), diabłu (дьяволу, черту), chłopu (крестьянину, мужику).

Женский и мужской род с окончанием -а (+ основа слова заканчивается на твердый согласный) приобретает окончание -e (-ie) или -i (-y)

poeta – poecie(поэт – поэту)
wykładowca – wykładowcy(преподаватель – преподавателю)
studentka – studentce(студентка – студентке)
kuchnia – kuchni(кухня – кухне)

Женский род с окончанием -i или нулевым окончанием в дательном падеже получает окончание -i (-y после твердых и шипящих)

miłość – miłości(любовь – любви)
noc – nocy(ночь – ночи)
mysz – myszy(мышь – мыши)
pani – pani(госпожа – госпоже)
gospodyni – gospodyni(хозяйка – хозяйке)

Средний род: все существительные приобретают окончание -u, за исключением оканчивающихся на -um (не изменяются)

oko – oku(глаз – глазу)
mięso – mięsu(мясо – мясу)
morze – morzu(море – морю)
marzenie – marzeniu(мечта – мечте)
imię – imieniu(имя – имени)
kurczę – kurczęciu(цыпленок – цыпленку)

Но!

akwarium – akwarium(аквариум – аквариуму)
museum – muzeum(музей – музею)

Во множественном числе

дательный падеж имеет одно окончание для всех существительных -om: panom (господам), poetom (поэтам), głowom (головам), kościom (костям), boginiom (богиням), jabłkom (яблокам), polom (полям), kociętom (котятам), gimnazjom (гимназиям).

Прилагательные в дательном падеже

Если вы внимательно посмотрите, то окончания очень напоминают окончания в русском языке.

м. и ср. р.nowemu (новому) cennemu (ценному)wysokiemu (высокому) długiemu (долгому)głupiemu
ж. р.nowej (новой) cennej (ценной)wysokiej (высокой) długiej (долгой)głupiej
мн. ч.nowym (новым) cennym (ценным)wysokim (высоким) długim (долгим)głupim

Местоимения в дательном падеже

Обращаем внимание на местоимения в дательном падеже:

Jamiмне
Tytobieтебе
Onjemuему
Onajejей
Onojemuему
Mynamнам
Wywamвам
Oni, oneimим
  1. Дарю книгу хорошему другу. – Daruję książkę mił koledz. (darować – дарить, książka – книга, miłу – хороший)
  2. Отдаю диск твоему дяде. Oddaję płytę twoj wujk. (oddać – отдавать, płyta – диск, wuj – дядя)
  3. Вы расстаетесь вопреки надвигающейся свадьбе? – Zrywacie mimo nadchodząc ślub? (ślub – свадьба)
  4. Я дал подарок отцу. – Dałem prezent ojc. (prezent – подарок, ojciec – отец)
  5. Ты не нравишься профессору, вот у тебя и плохие оценки. – Nie podobasz się profesor, to masz złe oceny. (profesor – профессор, ocena – оценки)
  6. Твои новые ботинки не нравятся моей собаке. – Twoje nowe buty nie podobają się moj ps. (nowe – новый, mój – мой)
  7. Коллеги мешают новому сотруднику сосредоточиться? – Czy koledzy przeszkadzają now pracownik się skupić? (pracownik – сотрудник)
  8. Ты никогда не мешаешь своему мужу работать. – Nigdy nie przeszkadzasz swoj męż pracować. (nigdy – никогда, mąż – муж)
  9. Мы не продадим последнему кандидату этот дом так дешево. – Nie sprzedamy ostatni kandydat tego domu tak tanio. (ostatni – последний, kandydat – кандидат, tanio – дешево)

Прослушать ответы

  1. Я не даю диски даже близким друзьям. – Nie pożyczam płyt nawet blisk koleg. (bliski – близкий)
  2. Я жертвую деньги на нужды бедных людей. – Ofiaruję pieniądze biedn ludzi. (ofiarować – жертвовать, pieniądze – деньги, ludzie – люди)
  3. Я благодарна своим родителям. – Jestem wdzięczna swo rodzic. (wdzięczny – благодарный)
  4. Он ведет себя прилично с нашими соседями. – Dobrze się powodzi nasz sąsiad. (dobrze – прилично,хорошо, nasz – наш)
  5. Ты возвращаешься вопреки запретам? – Wracasz wbrew zakaz? (zakaz – запрет)
  6. Дети слушают своих родителей, когда они маленькие. – Dzieci słuchają rodzic, kiedy są małe. (kiedy – когда)
  7. Вы говорите слишком громко, вопреки врачебным рекомендациям. – Rozmawiasz zbyt głośno, wbrew nakaz lekarsk. (zbyt – слишком, głośno – громко, nakaz – рекомендация, lekarski – врачебный)
  8. 14 февраля вручаются подарки влюблённым. – 14 lutego zawsze daje się prezenty zakochan. (zakochany – влюбленный)
  9. Я нравлюсь твоим родителям? – Czy podobam się two rodzic?

Прослушать ответы

Источник: //speakasap.com/ru/pl-ru/grammar/datelnyj-padezh/

Падежи русского языка. Таблица с вопросами

Дательный падеж

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак. 

Более сложное понятие падежа звучит так:

Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный (есть)кто? что?
Родительный (нет)кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный (дать)кому? чему?к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный (вижу)кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный (доволен)кем? чем?с, со, за, над, под, между, перед
Предложный (думать)о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. («книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. («друг» — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

Примеры:

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно.

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.

Склонять по падежам можно, как неодушевлённые существительные, так и одушевлённые. В первом случае, они будут отвечать на вопрос Что? и соответствующие ему. Одушевлённым же соответствуют вопрос Кто?  и соответствующие.

Определение падежа существительного

Падеж имени существительного можно обозначить, если следовать по следующей схеме:

  1. сначала находится связанное слово с определяемым существительным;
  2. затем от найденного слова (оно может быть выражено любой частью речи) к определяемому существительному задаётся вопрос.

Окончание и предлог также помогут правильно выявить падеж.

Гулять (во что?) в сквер — в.п.

  • На небе давно нет солнца.

Давно нет (чего?) солнца — р.п.

Прикоснуться (к чему?) ко лбу — д.п.

  • За окном поднимается солнце.

(Что?) солнце (что делает?) поднимается — и.п.

  • Удивлён происходящими событиями.

Удивлён (чем?) событиями — т.п.

  • Увлечённо рассказывать о походе.

Рассказывать (о чём?) о походе — п.п.

Падежи соответствуют склонениям именных частей речи. Типы склонений, правила их определения узнать можно здесь.

Кроме основных шести падежей, существуют ещё, многим неизвестные, девять падежей русского языка.

Источник: //koreniz.ru/spravochnik/98_chto-takoje-padezh-tablica-padezhej/

Дательный падеж

Дательный падеж

  • “Д.Э. Розенталь “Говорите и пишите по-русски правильно”: “Сравните у А.С. Пушкина: Германн был сын обрусевшего немца…

  • Преподаватели используют: “Апельсин” (“Мы делили апельсин”) – родительный падеж; “Как львёнок и черепах пели песню” -…

  • Стихотворение на творительный падеж прилагательных и конструкцию “что называют чем (каким)”. НАТАЛИЯ КРАНДИЕВСКАЯ Небо называют -…

  • В этом семестре у нас на уроках было много разговоров о живописи. Мы занимаемся по пособию “Я пишу по-русски” (базовый уровень). Там во…

  • У меня вопрос по поводу отсутствия в русском языке артиклей. Были ли они когда-то или нет, связана ли с их отсутствием такая достаточно обширная…

  • 1) Как объяснить иностранцу, что такое мягкая и твердая основа прилагательных? К тому времени, когда вы заговорите о прилагательных,…

  • Вот такой вопрос я недавно получила: У меня возник вопрос: а не годится ли при объяснении падежных вопросов использование сопутствующих слов,…

  • При изучении языка важнейшим аспектом является усвоение его грамматической системы. В связи с этим возникает вопрос о том, в каком объёме и каким…

  • Чтобы отработать порядковые числительные первый и второй, можно подобрать в интернете весёлые картинки из серии “Есть 2 типа людей”.…

  • – Решать математические примеры: 25 + 39 = …; 48 – 19 = … и т.д. – Писать числа под диктовку. – Называть различные…

  • – Подскажите пожалуйста,, как объяснить собирательные числительные? – Собирательные числительные ( двое, трое, четверо…) используются: 1) в…

  • Подскажите, пожалуйста, как иностранцу с хорошим уровнем языка можно объяснить употребление счётных конструкций. ( Осталось/остались два дня;…

Page 3

  • Originally posted by slavikap at 150 региональных словечек, которые введут в ступор москвичей Оригинал взят у aleks070565 в…

  • – Студент спросил, почему в русском языке в огромнном количестве слов при написании употребляется буква о, которая в речи трансформируется в а, так…

Page 4

  • Чемпионат мира завершился! Ура! Поздравляем Францию! Я болела за неё в финале 🙂 Надеюсь, что после чемпионата больше иностранцев захотят выучить…

  • Приятно спустя некоторое время найти в интернет-пространстве благосклонную оценку своего доклада на конференции, до которой ты даже не доехала 🙂

  • Сохраню для себя здесь этот русско-цыганский разговорник: //www.lingvoblog.com/j-note106-discuss/ Вчера в поезде “Кисловодск -…

  • Неделю назад защитила магистерскую диссертацию по новой для себя филологической специальности “Риторика и спичрайтинг”. Сегодня…

  • Год назад я решила провести выходные в сербской столице Белграде. Прибыв в город на поезде Скопье — Белград ранним холодным утром, заселиться в…

  • В жизни происходят удивительные метаморфозы. Казалось бы, ещё недавно я жила в небольшом южном городке, где каждый день по утрам меня ждало такси,…

  • В конце октября дистанционно приняла участие с докладом во встрече русистов. На днях с радостью получила сертификат участника.

  • Последнее новомодное и не самое дешёвое развлечение – это квесты. Я поучаствовала в одном из таких: Клаустрофобия. Салемская ведьма. Как мне…

  • На днях в очередной раз перебирала свои бумажки и наткнулась на кучу папок с материалами по новогреческому языку. Сколько же упражнений было…

Page 5

  • Коллеги, приглашаю вас на сайт //www.kto-rki.org/tests.html На сайте вы найдёте распределительные тесты по грамматике и чтению, а также…

  • Прежде всего нужно опираться на государственные стандарты, программы, рекомендации по проведению теста и сами тренировочные тесты по каждому…

  • 1. « Learn Russian» Сетевой мультимедийный учебник для начинающих изучать русский язык. Есть упражнения, аудио, отличные таблицы,…

  • Насколько учащимся вообще нужно знать филологическую терминологию? Будет очень важно узнать ваше мнение и как это обычно происходит на…

  • Помимо всем нам известного ТРКИ, есть и другие тесты по русскому языку как иностранному. 1. Образцы тестовых блоков государственного тестирования…

  • – ” Жили-были” (вторая часть соответствует базовому уровню, но в реальности подойдёт и для подготовки к ТРКИ-1, там даже причастия и…

  • Тест на определение уровня владения языком должен включать вопросы разной степени сложности. Для этой цели подойдёт тест в конце учебника…

  • – Пожалуйста, расскажите о международных экзаменах по русскому языку. Я знаю, что есть экзамены, которые разрабатывает Институт имени Пушкина, а…

Page 6

[05/11/2013 13:11:14] Динара: Падеж существительного после глаголов с отрицаниемСложность вопроса о родительном / винительном падеже существительного, обозначающего прямой объект после переходных глаголов, обусловлена тем, что единая старая норма, предписывающая замену формы винительного падежа формой родительного падежа при глаголе с отрицанием в современном языке не выдерживается, она расшатана, колеблется, современная же норма окончательно ещё не сложилась.В современном языке винительный падеж не всегда заменяется на родительный, во многих случаях винительный падеж сохраняется или допускается наряду с родительным: Петя не опубликовал статью / статьи; Учитель не нашёл в работе ошибку / ошибки; Юля не проверила сочинение / сочинения.Но ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что если объект выражается местоимением НИЧТО, употребление родительного падежа обязательно! В речи иностранцев возможна ошибка: Что вы сейчас читаете? – *Ничто не читаю. Здесь необходимо употребление местоименияничего: Ничего не читаю.

[11/11/2013 01:13:10 | Removed 01:13:50] Natalia Frolova: This message has been removed.

[11/11/2013 10:41:56] Динара: Добрый день! Отвечаю на ваш вопрос про чаты. Их разделили для того чтобы удобнее было сортировать информацию по РКИ детям и общей методике. Конференции тоже проводятся отдельно и люди, занимающиеся на разных курсах могут найти нужную им информацию по своему курсу. Вы можете участвовать в двух чатах одновременно при желании.[11/11/2013 12:11:11] Irina: Добрый день, пожалуйста, подскажите как присоединится ко второму чату?  Спасибо)[11/11/2013 12:17:35] Динара: skype:?chat&blob=q4Dm_0VAXeTHyTVLNJv1Wp6xPFnGBt7hgscAJWks0GciZIT_qTFi6uTQJWBH1rqT_-F06fzpNh7YtG7C-E6XS-ztuDLqDLUCtUEY-ZTxBguytdl_6XAP3tdvPazPfH2sH0XoosSYrRINtJ7fTZAMjbSu6hdh6rISxK4L1xJ4cUVsElDcq8dyKw4M5oPlvCAGGMOmr5dLSKQ[11/11/2013 12:19:08] Irina: Спасибо)[11/11/2013 12:22:38] Динара: Пожалуйста!)[11/11/2013 12:30:21] live:marinavum: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, а вебинары по вторникам и средам проводятся здесь?[11/11/2013 13:25:12] Динара: Здравствуйте, о веб нарах каждому проходящему обучение методист сообщает по почте лично[11/11/2013 13:26:03] Динара: Здесь проходят конференции и консультации с методистом.[11/11/2013 13:33:26] Marina Umanskaya: Спасибо. Просто в “фейсбуке” есть расписание вебинаров, но нет указания, где именно они проводятся. А в скайпах и чатах я уже окончательно запуталась. Один чат в “Контакте”, другой – в “Фейсбуке”, третий – здесь. А методист, кажется, един в трех лицах, и где его искать завтра во время вебинара, я не знаю.[11/11/2013 13:35:15] Динара: Ждите приглашение на вебинар по почте. Вам должны будут прислать ссылку.[11/11/2013 13:35:43] Marina Umanskaya: Большое спасибо! Уже легче.[12/11/2013 10:52:24] juliatuna: dct yf dtöbyfht d HELY[12/11/2013 11:03:30] *** Angela Cologne joined. ***[12/11/2013 12:49:17] olsen: Здравствуйте, не могу присоединиться к вебинару.Помогите разобраться.По расписанию сегодня 11.00-13.30.[12/11/2013 12:51:15] paa: [12 November 2013 12:49] olsen:

Источник: //marjulia.livejournal.com/114807.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.