«Человек в футляре» главные герои

Содержание

«Человек в футляре» — анализ произведения А.П. Чехова

«Человек в футляре» главные герои

Анализ «Человека в футляре» способствует пониманию художественного произведения, помогает проникнуться идеей автора и ясно определить его позицию.

Антон Павлович Чехов в рассказе рисует картину обыденной мещанской жизни, разоблачает ничтожную сущность маленьких людей.

Писатель вызывает в душе читателя массу противоречивых чувств и впечатлений.

  • История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»
  • Главные герои и их характеристика
  • Очень краткий пересказ
  • Анализ произведения
  • Направление
  • Особенности сюжета
  • Проблематика
  • Заключение

История создания произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

Опубликованный в 1898 г. в июньском номере «Русской мысли» рассказ «Человек в футляре» не остался незамеченным в среде критиков и обыкновенных читателей.

Сочинение открывает «Маленькую трилогию», включающую «Крыжовник» и «О любви». Эту серию Антон Павлович написал летом 1898 г. в Мелихове.

Далее у Чехова наступил творческий спад. Затем ухудшение состояния здоровья, вызванное туберкулезом.

Главные герои и их характеристика

В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл.

Главный герой – преподаватель греческого Беликов, прозванный учениками Антропосом.

Другие действующие лица:

  • Чимша-Гималайский – врач ветеринар, принадлежащий к дворянству;
  • Буркин – рассказчик, преподаватель, сослуживец Беликова;
  • Михаил Саввич Коваленко – персонаж повести Буркина, молодой преподаватель;
  • Варенька – незамужняя сестра Михаила Саввича около тридцати лет;
  • Повар Афанасий – шестидесятилетний старик, состоящий в прислугах у Беликова;
  • Мавра – супруга старосты, ни разу в жизни не выезжавшая из села. А в последние десять лет она покидает свой дом лишь по ночам. Воспоминание о Мавре наводит Ивана Иваныча и Буркина на разговор о футлярности.

Автор дает персонажам краткие, но точные характеристики, рисующие перед читателем яркий реальный образ.

Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий из характерных атрибутов одежды, но и внутренний футляр. Жизнь Антропоса наполнена самоограничениями и ограничениями для других.

Часто повторяемая им фраза «как бы чего не вышло» служит откликом на любое несоответствие установившимся стереотипам. Жизненные принципы этого человека сводятся к защите от окружающей жизни, к постоянной осторожности, предчувствию опасности и навязывании своих ограничений окружающим.

Чимша-Гималайский – сухощавый рослый старик с длинными усами. По мнению окружающих ему абсолютно не подходит странная фамилия Чимша-Гималайский. Поэтому все величают его просто Иван Иваныч. Судьба Беликова наталкивает Ивана Иваныча на размышления о социальном зле, несправедливости и невозможности открыто высказывать свою позицию.

В противоположность врачу Чимше-Гималайскому Чеховым изображается наружность учителя Буркина. Это лысый толстяк небольшого роста с черной длинной бородой. Он смотрит с иронией на историю Беликова, являясь в то же время типичным представителем мещанского провинциального общества.

И лишь один Коваленко, человек энергичный, открытый, откровенно презирает Антропоса, в лицо обвиняя его в фискальстве. Он не понимает, как могут окружающие педагоги существовать в таких условиях, в атмосфере «удушающей, поганой».

Сестра Михаила Саввича Варвара обладает чертами яркими, выразительными. Автор рисует ее шумной хохотушкой, которая не прочь выйти замуж за Беликова.

Афанасий предстает постоянно нетрезвым, полоумным стариком, который по обыкновению стоит у двери со скрещенными руками и невнятно бурчит одну и ту же непонятную фразу.

Очень краткий пересказ

«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.

Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.

В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.

Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».

Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.

Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.

Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.

Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.

Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.

В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.

Анализ произведения

Анализ сочинения Чехова поможет выявить особенности произведения, исследовать способы выражения замысла автора.

идея — что значит «человек в футляре»

Основная мысль рассказа – это протест против футлярности и призыв к простой открытой жизни.

Чехов расширяет значение понятия «футляр». Защитный чехол можно разделить на несколько слоев. Главный персонаж укрывается не только во внешнем футляре: в любую погоду он одет в теплое пальто на вате с поднятым воротником и калоши, носит зонт в чехле, темные очки. Он оберегает свое пространство, закрывается на все задвижки, затворяет ставни.

Беликов защищается от внешних влияний, испытывает страх ко всему новому, неоднозначному. Он понимает лишь циркуляры и газетные статьи, содержащие запреты. Внутренний слой призван спрятать Беликова от раздражающей действительности.

Почему Беликова боялся весь город? Обратимся к цитате, в которой Буркин описывает Антропоса:

Беликов угнетает всех своей осторожностью, давит на людей, заставляет их бояться всего и вся. Таким образом, имя Беликова становится нарицательным, характеризующим явление человеческой футлярности. В этом заключается смысл названия рассказа.

Композиция

Произведение отличает необычный композиционный прием. Повествование представляет собой один рассказ, вмещающийся в другой. Причем основная часть «Человека в футляре» принадлежит Буркину. Его стиль не чеховский, он публицистичен и отличается патетикой.

Жанр

Произведение «Человек в футляре» относится к жанру рассказа.

Ему присущи характерные черты этого жанра:

  • малый объем — около 13 страниц;
  • немногочисленные действующие лица;
  • описывается один значительный эпизод из жизни;
  • большая роль отводится деталям;
  • повествование ведется от лица рассказчика;
  • в названии заложен ключевой смысл.

Направление

Литературное направление произведения Чехова – реализм. Автор воспроизводит типичные черты жизни своего времени, изображает характерные личности.

В «Человеке в футляре» отражается историческая эпоха. А в образе главного героя воплощаются типические социальные качества.

Особенности сюжета

В основе сюжета произведения лежит столкновение двух несхожих людей одной профессии Беликова и Михаила Саввича. Конфликт разворачивается на фоне повседневной жизни. А повествование обрамляется в лирическую оболочку.

Неслучайно по окончании повести о жизни Антропоса звучит лирическое описание окружающей природы, тишины и безмятежности ночи.

Проблематика

В рассказе Чехов поднимает важные проблемы, касающиеся личности, ее места в обществе и роли в социальной жизни. Писатель рисует образ Беликова, как человека, отгородившегося от людей, спрятавшегося в футляр условностей и страхов.

И здесь скрывается множество проблем: проблема одиночества и враждебности по отношению к прогрессу, бессмысленности жизни, страх перед любовью и поиск счастья.

Заключение

Критика высказывала неоднозначные отзывы о рассказе «Человек в футляре». Большинство современников писателя отмечали живой образ Беликова, явившийся «художественным откровением» и выражающий собою «целую общественную среду». И лишь немногие критики не увидели глубины произведения, назвав его плохим и бессодержательным.

Читателю рекомендуется ознакомиться с полным содержанием рассказа, чтобы, основываясь на приведенном анализе произведения, сложить независимое мнение о «Человеке в футляре».

Источник: https://1001student.ru/literatura/chelovek-v-futlyare-chekhov.html

Образ Беликова в произведении Чехова «Человек в футляре»: кто такие футлярные люди и чем они характеризуются?

«Человек в футляре» главные герои

Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином. Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался – «Человек в футляре». Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности. Впрочем, обо всём – по порядку.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с творчеством Чехова, знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности – в упомянутом выше рассказе.

В центре сюжета «Человека в футляре» – учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык – уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный.

Даже если на улице солнце – он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» – тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом.

А ещё у Беликова всё хранится в чехлах – зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Личностная характеристика

Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он – некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его жизненный девиз таков: «Как бы чего не вышло». Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре».

И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится – то укрывается одеялом с головой.

Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола – опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов – самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку – девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней.

Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым.

И первое, что его беспокоит сильней всего – образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично.

Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает – от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди – на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей – «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных.

Мы все – члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил – лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование.

О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

Современность

Человек XXI века, читавший Чехова, знает о том, какие люди называются футлярными. И он способен распознать их среди остальных. Сейчас они называются интровертами.

Это люди, психический склад которых характеризуется сосредоточенностью за созерцательности, замкнутости и сосредоточенности на собственном внутреннем мире.

Они не склонны к общению с остальными людьми – им трудно установить контакт с кем-либо.

Впрочем, чтобы понять суть данного термина, достаточно обратиться к этимологии. «Интроверт» – слово, произошедшее от немецкого introvertiert. Что дословно переводится как «обращённый внутрь».

Источник: http://fb.ru/article/287519/obraz-belikova-v-proizvedenii-chehova-chelovek-v-futlyare-kto-takie-futlyarnyie-lyudi-i-chem-oni-harakterizuyutsya

Краткое содержание “Человек в футляре”

«Человек в футляре» главные герои

Рассказ “Человек в футляре” Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом “Маленькой трилогии” писателя – цикла, включившего также рассказы “Крыжовник” и “О любви”.

В “Человеке в футляре” Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в “футляр”. Автор по-новому переосмысливает образ “маленького человека”. Беликов боле масштабен, чем гоголевские персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – “футлярности”.

Главные герои

Беликов – учитель греческого и латинского языка, “человек в футляре”, преподавал в одной гимназии с Буркиным, сосед рассказчика.

Варенька – сестра Коваленко, “лет тридцати”, “высокая, стройная, чернобровая, краснощекая”, “не девица, а мармелад”.

Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, “из хохлов”, “молодой, высокий, смуглый, с громадными руками”.

Другие персонажи

Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

Краткое содержание

“На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники” – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, “которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу”.

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, “казалось, тоже было в чехле”, потому что он “прятал его в поднятый воротник”, носил очки.

“У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр от внешних влияний”. Даже его предмет – “мертвые языки”, был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было “как бы чего не вышло”. Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей “товарищеской обязанностью”. Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у “человека в футляре” тоже “ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!”.

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что “хорошо бы их поженить”.

Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову “явную благосклонность”.

Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а “брак вещь серьезная”.

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название “глитай абож павук”, но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью “влюбленный антропос”, изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова.

“Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление”. Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, “вернувшись к себе домой, лег и уже больше не вставал”.

Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, “точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”. После его смерти все испытали облегчение.

Вскоре “жизнь потекла по прежнему”, “не стало лучше”.

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: “А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?”.

“Человек в футляре” – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

«Человек в футляре» главные герои

Наверное, на пути каждого из вас встречались люди, которые боялись сделать лишний шаг, одевая на себя маску, чтобы не попасть под осуждение.

Но в широко  известном произведении Антона Павловича Чехова пишется не просто об осторожном, а о чрезвычайно закомплексованном человеке по фамилии Беликов, который окружил себя законами, правилами, уставами, живя в постоянном страхе.

   «Человек в футляре» – так называется этот глубокий и серьезный рассказ, и подобный заголовок как нельзя лучше отражает характер главного героя.

История создания рассказа

Чтобы глубже понять суть произведения, необходимо обратиться к истории его возникновения.

О том, кто явился прообразом известного героя Беликова, не существует однозначного мнения. Некоторые современники классика полагали, что это инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же опровергали это мнение.

Ю. Соболев предполагал, что прообразом чеховского героя мог быть публицист Меньшиков М. О, о котором Антон Павлович упоминал в одном из дневников.

Как бы там ни было, ясно одно: главный герой рассказа Беликов – образ собирательный.

Над произведением автор трудился в конце весны и начале лета 1898 г. в Мелихове, где в этом же году было создано еще два рассказа «Крыжовник» и «О любви», впоследствии составившие трилогию. 15 июня рукопись передали в журнал.

«Футлярные люди» – кто они?

Главный действующий герой рассказа Антона Павловича Чехова – Беликов, который работает преподавателем греческого языка в гимназии. Но произведение не сразу начинается с описания его характера.

Сначала в диалог между собой вступают доктор Иван Иванович и преподаватель гимназии Буркин, который в ответ на описание собеседником некой Мавры, в последние годы сидящей за печкой и только выходящей на улицу лишь ночами, затрагивает тему «футлярных людей», не желающих выйти из своей скорлупы.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Ванька», где описывается судьба маленького мальчика, который писал письмо «на деревню» своему дедушке

С его рассказа мало-помалу раскрывается история Беликова, человека странного и очень подозрительного. Казалось бы, такие люди вредят только себе, но, всмотревшись внимательнее в образ, можно понять, что от них, на первый взгляд тихих и скромных, нет покоя окружающим.

Они, прячась от реальной жизни, невольно требуют того же и от других.

«Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера или в какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно… запрещено – и баста» – говорится о Беликове.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Антона Павловича Чехова «Тоска», где автор обращает внимание читателя на проблему человеческого равнодушия и непонимания боли другого.

Его пугала свобода мысли, были неприятны всякие нововведения: открывали в городе читальню или разрешали драматический кружок…

На нашем сайте вы можете прочитать полный рассказ Антона Павловича Чехова Человек в футляре

«Как бы чего не вышло» – эта фраза прочно засела в сознании главного героя, сделавшись его девизом. Целых пятнадцать лет заставлял Беликов подчиняться правилам всю гимназию.

И даже учителя, люди глубоко порядочные и мыслящие, попали под его влияние. Но не только они.

 От «человека в футляре» дрожал весь город – люди боялись всего: отправлять письма, громко говорить, помогать бедным, читать книги, знакомиться друг с другом, учить детей грамоте…»

Было у Беликова еще одно неприятное качество характера: он любил ходить по гостям. Нет, он не вел себя непристойно и бесчинно в чужих домах, но просто сидел час-другой и молчал. Но это молчание давило на окружающих и угнетало сильнее грубых слов.

Он всего боялся: чтобы не забрались в дом воры, чтобы не зарезал слуга Афанасий, всегда пьяный, выживший из ума человек, поэтому, когда ложился спать, накрывался одеялом с головой.

Бедный, несчастный Беликов! Однако, наступил в жизни Беликова момент, когда он чуть было не женился. «Шутите!» – сказал слушающий эту историю Иван Иванович. «Такого просто не может быть!» – наверное, воскликнули бы вы. Но жизнь порой преподносит неожиданные сюрпризы.

Мечты о женитьбе, которой не суждено было состояться

Итак, в судьбе Беликова вдруг произошли перемены. Это случилось, когда в их гимназию приехал новый учитель географии Коваленко Михаил Саввич, да не один, а с сестрой по имени Варя.

Этой, непохожей на остальных, отличавшейся веселым и бойким нравом женщине, было уже за тридцать.

После того, как на дне рождения директора она спела «Виют витры», учителей осенила одна и та же мысль: хорошо бы поженить Вареньку и Беликова.

Сначала они действительно стали встречаться: Варенька была не против выйти замуж, относилась к Беликову ласково, сердечно, и он сделал вывод, что тоже необходимо иметь спутницу жизни. Вот тут бы снять с него калоши и выбросить зонтик. Но нет! Учитель так и не изменил своего образа жизни, но только рассуждал о том, что брак – это важный и серьезный шаг.

А потом случилось то, что повергло Беликова в настоящий шок. Казалось бы, ничего предосудительного не произошло: он увидел, как катаются на велосипеде Варенька и её брат. Но человек в футляре был возмущен до глубины души: «Разве позволительно это учителям и женщинам?»

И не в силах успокоиться, пошел побеседовать об этой ситуации к Коваленко.

Финал этой грустной истории предсказуем: конечно же, брат Вареньки не выдержал такого занудства, наговорил своему коллеге грубостей (чего прежде никто себе не позволял), а когда фискал (как с раздражением называл его Коваленко) пообещал, что расскажет суть этого разговора директору, просто столкнул Беликова с лестницы со словами: «Ступай, докладывай».

Может, все бы закончилось не настолько плачевно, если бы как раз в этот момент на пороге подъезда не появилась Варенька. Она, не зная в чем дело, громко захохотала, «и этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».

Главный герой не смог пережить такого унижения и впал в жесточайшую депрессию. Он лег в постель и больше уже не вставал, а спустя месяц умер. Гроб стал для Беликова футляром, из которого уже он не сможет выйти никогда.

Анализ произведения

Главной причиной того, что человек прячет себя в оболочку, пытаясь скрыться от действительности, является страх.  Именно он парализует волю, не дает свободно жить, мыслить, творить, даже дышать.

Беликов боялся сделать лишний шаг, чтобы не быть осужденным обществом, и эта боязнь свела на нет полноценную жизнь, превратив её в жалкое существование. Именно такой порок и обличал Антон Павлович в своем рассказе.

К сожалению, таких людей, как Беликов, которые ставят каноны и всевозможные правила выше свободы, в годы жизни Чехова было очень много.

Но немало встречается их и в нашем современном мире. Сейчас тех, кто неукоснительно следует букве закона и не прислушивается к нуждам простых людей, называют бюрократами.

Но вопрос «кто же они – люди в футляре» остается открытым. Жертвы ли это общества, которое заставляет подстраиваться под свои правила или «футлярность» – лишь форма укрытия от действительности. Так или иначе, подобных людей много. И это болезнь, которая изнутри поражает все общество.

Отзывы о произведении «Человек в футляре»

«Читала рассказ «Человек в футляре» и невольно задумывалась о нашей современной молодежи.

В свое время Антон Павлович даже не мог бы помыслить, что настанет такой век, когда техника будет управлять разумом человека и люди станут искать утешения в компьютерных играх, социальных сетях.

А ведь это самый настоящий уход от реальности. Футлярность в наше время приобрела более изощренные формы».

«Человек в футляре» – очень обширное и глубокое произведение. С какой стороны к нему ни подойди, – обязательно найдутся темы для рассуждения.

Я заметила, что в рассказе ни одним словом не упомянуто, как реагировали ученики гимназии на такое странное поведение Беликова? Неужели тоже беспрекословно слушались? Неужели прониклись духом «футлярности»? В наше время такого бы, наверное, не произошло».

«Антон Павлович Чехов глубоко затронул тему, когда человек ради каких-то никому не нужных законов жертвует своей свободой мысли и прячется в скорлупу.

К сожалению, правила не пошли на пользу учителю Беликову, они сделали его настоящим рабом и, в конце концов, погубили.

Но есть и хорошие правила, которые для некоторых людей являются рамками, сдерживающими от непристойного поведения. Здесь очень тонкая грань, которую нужно замечать».

«Когда я читала произведение «Человек в футляре», поняла, что это серьезный рассказ, порождающий немало мыслей и рассуждений. Его можно анализировать с разных сторон, подмечая детали и вникая в суть. Фраза «человек в футляре» давно считается афоризмом, и это выражение широко используют в наши дни».

Рассказ «Человек в футляре» настолько актуален со времени жизни Антона Павловича Чехова до наших дней, что его читали и читают многие поколения, делая для себя полезные и важные выводы.

Он включен в школьную программу и занимает важное место в нише произведений для подрастающего поколения.

Ведь проблема обособленности людей, специально ставящих себя в рамки и не желающих мыслить свободно и здраво, не опираясь на чье-то мнение, до сих пор стоит очень остро. И этот порок пытался вскрыть в своих произведениях легендарный классик».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/chelovek-v-futlyare.html

Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

«Человек в футляре» главные герои

Главным героем повести Чехова “Человек в футляре” является преподаватель греческого язык Беликов. О нем, через всю повесть, ведёт разговор коллега Буркин.

Беликов предстает в повествовании, как человек закомплексованный, полный непонятных предрассудков. В любую погоду он выходит в калошах, в пальто и с зонтом. Все предметы у него находились в чехле: ножик для заточки карандаша, зонт и даже часы.

Ходил этот гражданин с постоянно поднятым воротом и от этого казалось, что и лицо он тоже прячет в чехол. Садясь на извозчика он всегда просил поднять верх.

У Беликова постоянно было желание закрыться, поместить себя в определённый футляр и тем самым оградиться от каких бы то ни было внешних воздействий. Настоящая реальность вселяла в него страх и ужас перед всем новым.

Как бы оправдывая своё непонимание настоящего он всегда говорил о прошлом. В сочетании со всем его поведением и преподавание древних языков указывало на некую отстраненность от действительности.

Главный жизненный лозунг для Беликова – это “как бы чего не вышло”. Всякое малейшее отклонение от давно устоявшихся правил способно вывести его из равновесия. Но несмотря на свою закомплексованность, по словам Буркина, Беликову удавалось держать в напряжении весь город.

Вскоре в город переезжает новый учитель истории Михаил Коваленко с сестрой Варей. Коллеги Беликова всячески пытаются свести его с ней. Однако он не может решится на столь ответственный шаг и всего опасается. А когда ему довелось увидеть, как Коваленко с сестрой едут на велосипедах, так Беликов вообще впал в недоумение. Он не мог представить, чтобы учитель катался на велосипеде.

А что тогда остается делать детям?

Только на головах стоять, рассуждал он, пытаясь вразумить Коваленко.

В тот день разговор Беликова с Коваленко был доведен до ссоры и Беликов оказался спущен с лестницы, где его увидела вошедшая в подъезд Варя. Герой не мог пережить такого позора. Он закрывается от мира в своей комнате и заболев умирает.

Завершая рассказ Буркин говорит, что в гробу у Беликова был очень веселый вид. Видимо, он был рад тому, что наконец-то оказался в таком футляре, в котором его уже никто не потревожит.

Вариант 2

В своих рассказах Чехов иногда рисует странные образы людей, которые даже трудно представимы. Тем не менее, такие люди действительно существуют, хотя Беликов и является во многом гротескной фигурой. Мы видим какую-то странную метаморфозу человеческой личности, которая превращается в нечто странное и даже страшное.

Беликов работает около 15 лет учителем греческого языка в гимназии и имеет в этой гимназии вес. На протяжении существенной части рассказа никто не может Беликову перечить, ему подчиняются. Поэтому, если нечто не нравится этому герою, то он может, например, выгнать гимназиста, хотя явно такие решения обуславливаются его косностью и чрезмерным консерватизмом.

Беликов – заключен в футляре. Через этот образ футлярности Чехов представляет всю его личность, он описывает даже мысли героя в футляре, у него в футляре каждый предмет и помимо этого он образно весь заключен в футляр. Таким образом проявляется его закрытость от мира и закостенелость, пожалуй, в чем-то так проявляется невежество, которое противится всему новому и каким-то переменам.

Этот герой явно боится каких-то обновлений, он всегда опасается любых происшествий и подобные опасения проявляются во всех деталях его повседневности от приказа извозчикам поднять верх, до ношения плотного пальто даже в теплую погоду.

Беликов является полностью нелепым персонажем, но его начало также описывается как нечто отрицательное и негативное, он не просто нелеп, но и в определенной степени является противником этого мира, человечности, положительного и прогрессивного.

Поэтому гибель Беликова становится возможной только после его высмеивания, насмешки как бы разрушают устоявшийся мир этого героя, подвергают своеобразному порицанию, которые обесценивают нелепость, за которую всегда цеплялся этот герой с полной серьезностью.

Также фактически мы видим как Беликова разрушает любовь. Конечно, мы можем считать болезнь и печальность героя исходом после грубости от брата Вареньки, но на самом деле его поведение – только часть отношений с Варенькой.

Беликов на самом деле даже не представляет как бы любил эту девушку, не представляет своей женитьбы, по сути, этот футлярный человек непригоден для любви, которая является чем-то больше его ограниченной природы, поэтому любовь как бы очищает мир от самого Беликова.

Сочинение Беликов (Человек в футляре)

Больше десятка лет разделяет рассказ А.П.Чехова,“Человек в футляре” от начальной юмористики, но одним из наиболее знаменитых творений автора это прозаика, она имеет множество соприкосновений с творчеством его писательской молодости.

Во-первых, это комбинация одной конкретной общественной сатиры, той конкретной исторической эпохи с философским мотивом, с постоянно всем известными задачами и решениями.

А название повествования, и псевдоним его главного героя разом воспринялись как обширная абстракция.

Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени.

“Футлярные люди”, “Беликовы” — эти социальные указатели, которые мелькали в заглавие, на страницах скандальных статей, прошли в уклад жизни, становились всем понятными формулами. На шесть лет раньше, Лесков говорил что, проанализировав иное произведение Чехова: “Всюду — палата № 6. Это Россия…

” Ощущения оставленные в душе, между этими рассказами были схожи во многом: “Вся Россия показалась мне в футляре”, — однажды писала Чехову одна чтица, следившая за его творчеством.

Образ Беликова идет от биологического, характерно-психологического, к общественному слою, к демонстрации естественного начала людей в социуме. Да и это совсем не удивляет: Чехов — по профессии своей он медик, который владеет естественным научным взглядом на все происходящее, убежденный в том что, четкое понимание медицины и поэзии ни разу не конфликтовали друг против, друга.

А.П.Чехов, как художник – музыкант для высказывания своих мыслей частенько использует приемы из музыки, как повтор, проводит мотивы сквозь множество различных инструментов, повествуя нам о необъяснимом страхе ограниченности, обыденной пошлости.

Проблема, которая затрагивается Чеховым в данном повествовании, постоянно останется насущной для большинства людей.  Не замечая для себя, любой человек может замкнуться в себе или же закрыться в «футляр» собственных заблуждений, переставая размышлять, выискивать и колебаться в своих решениях.

И вот это самое страшное, что ведет к регрессу человека как личности, как сущности. Человек не замечает абсолютно ничего кроме своих предрассудков и страхов, он не может адекватно размышлять, придумывать, додумывать свои замыслы.

Некий болезненный страх за собственное существование постоянно бушевали в душе Беликова – выдающегося персонажа повести Чехова, «Человек в футляре» которая была издана в 1898 году.

Беликов – это тот самый “человек в футляре”, бессмысленное, жалкое существо, додумавшееся, однажды навести страх на целый город. Даже учителя, с опаской относились е нему. Да что учителя, абсолютно весь город, от малого до великого шарахались от него.

Человек в футляре… Казалось такое, странное выражение, но как точно оно олицетворяет человеческую душу. Идея этого произведения кроется в том, дабы показать обществу суть страха: «Под воздействием таких людей, как Беликов, за последние 10 – 15 лет в нашем городе стали бояться всего.

Опасались звучно высказываться, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить людей грамоте».

Да и все, что мы себе настроили, придумали, то чем огородили себя от мира, все это нужно разрушать, через все это нужно перешагнуть, открывать для себя что-то новое, интересное, посмотреть на все адекватным взглядом и не усложнять себе жизнь какими-то воображаемыми случайностями.  

Данное изложение сочетает в себя совокупность очень интересных композиций, которые, не смотря ни на что, не мешают нашему писателю А.П.Чехову послать нам неразделимую оценку восприятия бытия человека, утверждение своих совершенств и мировозрения.

В разоблачение облика Беликова нам помогает композиционный прием, который частенько, в своих произведениях использует Чехов, – рассказ в рассказе. В нашем случае это охотящиеся, которые решили обустроиться  ночевать в сарайчике старосты Прокофия, они повествовали друг другу различные инциденты, истории, басни.

Один из рассказчиков был Буркин, решил не отставать от всех, изложить историю об одном живущем своего города, преподавателе иностранного греческого языка, Беликове, своему приятелю известному врачу – ветеринару, Ивану Ивановичу.

Чем же был знаменит этот преподаватель то? А вот тем, что, не смотря на замечательную солнечную, теплую погоду, входил всегда он из дома в калошах, с зонтиком в руках и обязательно в ватном теплом пальто.

Но зонтик же у него был в чехле, часы в чехле из серой замшевой ткани, и даже при необходимости вынимая перочинный нож, для того чтобы обточить карандаш, ко всему удивлению и нож он держал в таком же чехле.

Выражение его облика любому встречному, на первый взгляд казалось, что оно тоже облачено в чехле, лицо, которое постоянно пряталось за поднятым воротником теплого ватного пальто.

По мнению рассказчика Буркина, Беликов, все время расхаживал в черных очках, фуфайке, затыкал свои уши ватой, а садясь на извозчика, то приказывал поднять верх, будто боясь чего-то.  Прихоть было это или какой-то придуманный образ жизни нашего героя, наш рассказчик нам не объясняет. Но отмечает он, что у данного героя было бесконечное жадное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», для того чтобы скрыть себя и защититься слов, действий и всей грязи окружающего его мира.

Особенности, которые конструирует Чехов, в наружном облике Беликова становятся символическими.

Удивительно то, что такому малопривлекательному и недалекому человеку, с таким скучным образом жизни, человеку, который не спит по ночам, он всеми своими мыслями запугал не только себя, но ему же удалось запугать всем своим видом всех тех людей которые окружали его, да и вовсе весь город.

По началу Чехову было забавно и вполне безобидно описывать место где жил Беликов, потому что оно было схоже с какой-то берлогой. Сравнивать героя рассказа с раком-отшельником или улиткой, которые никому не повредят да и плюс к тому всегда всего боятся.

  • Анализ произведения Коловерть ШолоховаПроизведение, созданное в 1825 году, посвящено трагическому для страны периоду Гражданской войны. Автор рассматривает не только политические события и борьбу идеологий, но раскол в обществе, заставивший близких родственников стать врагами.
  • Анализ рассказа Чехова Дом с мезонином сочинениеДом с мезонином – рассказ, написанный Чеховым, повествует об истории любви, которая пересекается с важными социальными проблемами. Рассказчик повествует о своем счастье
  • Сочинение на тему Русский солдатРусский солдат – это уникальная личность не только русской истории, но и всего мира. Русские показали свою стойкость и храбрость. Русских бояться, и уважают во всем мире. Даже на генетическом уровне понимают
  • Анализ произведения Чудесный доктор КупринаВ 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Её название сразу даёт нам понять, о каком главном герое пойдёт речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении,
  • История создания рассказа Антоновские яблоки Бунина и прототипы героевНаписание произведения происходит под воздействием ощущений писателя, гостившего ранней осенью в деревенском доме родного брата, в котором каждое утро просыпается от ароматов антоновских яблонь, наблюдая холодный и серый восход осеннего солнца.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/obraz-belikova-v-rasskaze-chelovek-v-futlyare

Краткое содержание Человек в футляре Чехова для читательского дневника

«Человек в футляре» главные герои

История человека, который жил по законам общества, всегда находясь в страхе осуждения. Беликов – главный герой рассказа, общество которого избегали все в округе. Приезд нового учителя Михаила в город меняет жизнь Беликова.

Он осуждает сестру Михаила Вареньку за катание на велосипеде, за что получает отпор от ее брата. В потасовке главный герой падает с лестницы. Это вызывает смех у очевидцев.

Страх осуждения и насмешек приводит к тому, что Беликов умирает.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» отражает духовное состояние общества в конце 19-го века.

Общество, в котором отсутствует духовная свобода, свободомыслие, господствует всеобщий страх перед жесткими ограничениями, установленными правилами и предписаниями, поощряются доносы, недоверие друг к другу.

Замкнутая в «футляр» жизнь людей – это внутреннее рабство, подавляющее в человеке проявление естественных человеческих чувств, открытости и доброжелательности, человеческого достоинства, возможности выражать свои мысли без страха.

Читать краткое содержание рассказа Чехова Человек в футляре

Главный герой рассказа Беликов – учитель древнегреческого языка в гимназии. Его образ является собирательным, типичным для общества.

В характере и в облике главного героя наиболее ярко выражены все особенности внешности и характера человека «в футляре».

Жизнь Беликова проходит в постоянном страхе нарушить какие-либо устои, нормы, предписания. Все в его жизни устроено так, чтоб не испортилось.

Все было защищено «футляром»: ноги – в калошах, чтобы не замочить; тело – в теплом пальто, чтобы не простудиться; ножичек – в футляре, чтобы не порезаться; зонт – в футляре, чтобы не сломался. Все действия и поступки окружающих, которые не вписываются в строгие правила, вызывают у Беликова осуждение.

Вся гимназия, да и жители всего города боялись вызвать своими действиями осуждение Беликова. Этого с виду порядочного, но ужасно скучного и надоедливого человека, стараются никуда не приглашать и по возможности избегать.

В его обществе каждый проникается страхом что-то сделать не так, чтобы не стать виноватым и осужденным.

Однажды в гимназию приехал на работу новый учитель, которого зовут Коваленко Михаил. Приехал он с сестрой, которую звали Варенька. Она очаровала своей внешностью и характером всех в гимназии, включая Беликова.

Беликов стал часто приходить к Коваленко в гости, гулять с Варенькой. Собирался даже жениться. Но однажды кто-то изобразил Беликова с Варенькой на картинке и разослал карикатуру всем учителям. А вскоре Беликова возмутил еще один случай.

Однажды он увидел Михаила и Варю, которые катались на велосипедах. За это он и осудил поведение девушки.

Свои претензии на счет недопустимости катания женщины на велосипеде, Беликов высказал Михаилу, а тот спустил главного героя с лестницы. Эту сцену увидела Варенька и ее знакомые. Все громко рассмеялись. Страшная мысль о том, что весь город будет в курсе об этой ситуации, привела главного героя в такой ужас, что он, придя домой, слёг в постель. Через месяц он скоропостижно умер.

Смыслом всей своей жизни Беликов считал отстранение от всех с помощью чехлов и футляров. И окончательно отгородился. Он оказался в гробу – вечном и идеальном футляре. Из такого он уже точно никогда не выйдет.

В этот день идет дождь. Присутствующие надели калоши и спрятались под зонтами. Почти как Беликов при жизни. И это символически показывает, что со смертью Беликова в обществе не произошло глубинных перемен.

Со временем в гимназии и в городе все равно воцарилась атмосфера недоверия, подозрительности, доносительства. Потому что «футлярный образ мыслей» является типичным явлением для тогдашней эпохи в Российском государстве, в котором существовали вполне реальные и страшные механизмы духовного подавления личности.

Оцените произведение: 50

Читать краткое содержание Человек в футляре. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мальчики с бантиками Пикуль

    «Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

  • Краткое содержание Чехов Аптекарша

    В небольшом городке, сидя у окна тоскует аптекарша. Все еще спят, спит и старый аптекарь. Его супруге не спится, она скучает у окна. Вдруг девушка услышала шум и беседу на улице.

  • Краткое содержание Гёте Эгмонт

    Данное произведение рассказывает о событиях, которые происходят в Голландии много веков назад. Страной правит Маргарита. Ей не довольны простые жители, но это никак не мешает ей спокойно править

  • Краткое содержание Гробовщик Пушкин

    Гробовщик переехал в новый дом. Его сосед сапожник позвал его в гости на семейный праздник. Гробовщик у сапожника напился, а когда гости пили за здоровье своих клиентов, гробовщику в шутку предложили выпить за мертвецов

  • Краткое содержание Ершов Конек-Горбунок

    Парень Ванюша, которого отец, родные братья и все окружающие считали дурачком, встретил волшебного конька. Конек-горбунок помогал Ванюше исполнять сложные царские задания

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/chelovek-v-futlyare

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.