«Царь-рыба» главные герои

Искусство и развлечения 27 октября 2015

Эта статья рассматривает одну из ключевых новелл цикла «Царь-рыба». Астафьев, большая часть произведений которого посвящена военной тематике, здесь выступает в несвойственном ему амплуа писателя-деревенщика. Несмотря на это, автор показал себя настоящим знатоком сельской действительности, человеческих душ и сложности взаимоотношений.

О книге

Сборник новелл «Царь-рыба» Астафьева был опубликован в 1976 году. Главной темой всех рассказов, включенных в него, стало описание связей человека и природы в нравственно-философском аспекте. То есть отношение героев к природе выступает средством выявления личностных пороков и достоинств человека.

В сборник входит двенадцать рассказов, один из которых имеет то же название, что и весь цикл, – «Царь-рыба». Именно это произведение является ключевым для понимания авторского замысла. В нем же сосредоточены все темы и мотивы, встречающиеся в других новеллах сборника.

Краткое содержание: Астафьев, «Царь-рыба»

начинается с описания главного героя – Игнатьича. Он слывет среди односельчан как бескорыстный человек, никогда не отказывающий в помощи, умный и находчивый, а также как непревзойденный мастер рыбной ловли.

Игнатьич – самый зажиточный деревенский житель, в его хозяйстве все разумно и налажено. Он готов прийти на помощь к любому и не просит за это ничего, но нет в его поступках искренности.

Вот и с родным братом отношения у главного героя совершенно не ладятся.

Лучший рыбак

Игнатьич – лучший рыбак в деревне, нет ему равных в этом ремесле. Он обладает небывалым рыбацким чутьем, опытом, который передался ему от предков, и знаниями, полученными за долгие годы практики.

Виктор Астафьев («Царь-рыба» поднимает сложный вопрос взаимоотношений индивидуума с природой и обществом) совершенно не пытается идеализировать своего героя. Автор открыто говорит о том, что свои навыки и опыт Игнатьич часто использовал во вред односельчанам и природе, потому что промышлял браконьерством.

Он прекрасно осознает, какое зло причиняет природе, уничтожая рыбу в неограниченных количествах. Герой знает о каре, которая может его постичь, если он будет пойман рыбнадзором. Толкают его на такое опасное преступление непомерная жадность и жажда наживы.

Все то немалое добро, что уже имеет Игнатьич, кажется ему недостаточным.

Царь-рыба

Рассказ Астафьева «Царь-рыба» имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность, поэтому роковая встреча с природой, воплощенной в царь-рыбе, была для Игнатьича неизбежной.

Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам. Удивительно, что такая огромная рыбина смогла вырасти, питаясь «вьюнцами» и «козявками». Однако не только эти чувства посетили Игнатьича, что-то зловещее почудилось ему в облике царь-рыбы. Не сможет он в одиночку одолеть такое чудовище.

Но мысли о том, чтобы позвать брата и механика на подмогу, немедленно вытеснила жадность: придется же делить осетра с помощниками. В этот момент герою даже стало стыдно перед самим собой за собственные чувства.

Но недолго длился стыд. Игнатьич решил принять его за азарт, заглушая голос разума.

К тому же в нем проснулась рыбацкая гордость: такая рыба попадается только раз в жизни, и то не всякому, нельзя упустить шанс показать свою удаль.

Борьба

Игнатьич решает, что сегодня его добычей станет царь-рыба. Астафьев начинает описание суровой борьбы человека с природой. Его герой отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело.

И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь – смерть. Пытаясь спастись, герой безуспешно стремится вырваться из пут, молит рыбу отпустить его. Венцом отчаяния становится преодоление собственной гордыни – Игнатьич зовет брата на помощь. Но в ответ слышится лишь эхо.

Главный герой понимает, что гибнет. То, что рыба все плотнее, как женщина, прижимается к нему, приводит Игнатьича в ужас. Одновременно с этим герой начинает вспоминать свое прошлое. Но мало светлых мыслей приходит ему на ум.

Он думает о том, сколько бед принес своим браконьерством. Игнатьич вспоминает незаслуженно обиженную девушку, которую когда-то любил и хотел на ней жениться. Он осознает, насколько дурно прожил свою жизнь и сколько ошибок совершил.

Герой понимает, что встреча с царь-рыбой стала для него расплатой за совершенные грехи и злодеяния. Особенно тяготит его то, как он поступил со своей невестой Глашей, безосновательно приревновав ее. И ничего из совершенного Игнатьичем не имеет оправдания.

Развязка

Продолжает описывать раскаяние Игнатьича Астафьев. Царь-рыба, герои из числа деревенских жителей и брат становятся здесь причинами для осознания главным героем своих дурных поступков.

В миг отчаяния Игнатьич взывает к Богу и умоляет отпустить «эту тварь» на свободу, признавая, что «не по руке» ему поймать царь-рыбу. Просит прощения у Глаши, каясь в том, что когда-то ее обидел. После этих слов рыба освобождается от пут и уплывает.

Игнатьич ощущает легкость: телесную – оттого, что избавился от рыбы, тянувшей его на дно, душевную – оттого, что прощены его грехи. Теперь у героя появился шанс начать жизнь заново, не совершая прошлых ошибок и не беря греха на душу.

Таков путь духовного перерождения человека, каким решил показать его Астафьев.

«Царь рыба»: анализ

Основная тема рассказа, как отмечалось выше, – взаимоотношение человека с природой. Но этим писатель не ограничивается, одновременно он поднимает и другую проблему – отношения человека с обществом.

Отношение Игнатьича к своим односельчанам и близким людям сходно с отношением героя к природе. Высокомерие, пренебрежение, снисхождение и осознание собственного могущества – вот те чувства, которые главный герой испытывает при контакте с окружающим миром.

По замыслу Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой, быть ее частью, иначе борьба со стихией приведет его к смерти. Именно эта мысль стала сюжетообразующей в произведении.

Писатель до мельчайших подробностей прописывает символический образ Игнатьича, воплощающий того самого царя природы, который привык считать себя властителем мира. И чтобы показать всю иллюзорность власти этого псевдовластителя, Астафьев изображает его встречу с царь-рыбой.

Однако примечательно то, что от этого столкновения должен погибнуть не только сам герой, но и его соперница. Судьбы Игнатьича и царь-рыбы оказываются тесно сплетены. И единственным способом выжить для обоих становится освобождение главного героя от того груза ошибок и грехов, что лежит на его душе.

Именно те нравственные низости, что совершил за свою жизнь Игнатьич, становятся причиной возможной смерти его самого и царь-рыбы.

Этим рассказом Астафьев наглядно иллюстрирует идею о том, что природа – священный храм, в котором человек не хозяин, а смотритель и помощник. Только в этом случае у человека есть возможность существовать в гармонии с собой, социумом и окружающим миром в целом. В противном случае все его поступки приведут к гибели.

Образ Игнатьича

Наибольшее внимание в произведении уделил именно образу Игнатьича Астафьев («Царь-рыба»). Главные герои рассказа группируются вокруг центрального персонажа, помогая раскрыть черты его характера.

Так, из взаимоотношений с односельчанами и братом мы узнаем о тщеславии Игнатьича.

А когда автор рассказывает о мотивах, побуждающих героя самому бороться с царь-рыбой, открывается еще одна нелицеприятная черта его характера – жадность.

Как говорилось выше, образ Игнатьича олицетворяет царя природы, привыкшего чувствовать себя хозяином мира. Однако нельзя рассматривать этого персонажа только как отрицательного. У героя и есть и положительные черты.

Он хороший хозяин, способный с умом распорядиться своим достатком. К тому же Игнатьич всегда придет на помощь нуждающемуся, какие бы мотивы его к этому ни подвигали.

Ну и, наконец, чтобы стать отличным рыбаком, необходимо приложить много усилий, не лениться и стремиться к своей цели.

Таким образом, Игнатьич выступает как очень неоднозначный персонаж, наделенный как положительными, так и отрицательными чертами. И главная ошибка этого человека в том, что он не привык считаться с окружающими и ценить их. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.

Другие персонажи

Остальные образы в рассказе «Царь-рыба» Астафьева предназначены лишь для того, чтобы оттенить образ главного героя. Примечательной можно назвать только саму царь-рыбу, выступившую в роли первородной силы. Не зря автор сравнивает ее с «доисторическим ящером».

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/126412/

Краткое содержание Царь рыба Астафьев для читательского дневника

«Царь-рыба» главные герои

Игнатьич — главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости. С братом тоже нет взаимопонимания.

В деревне он прославился как самый опытный и смекалистый рыбак с хорошо развитым чутьем. Но свой опыт не редко применяет во вред окружающей среде, поскольку занимается браконьерством.

Уничтожая рыбу в большом количестве, нанося тем самым неисчерпаемый урон, он понимает, что так делать не следует, страшится позора, который последует за тем, когда все узнают, чем он занимается.

Но он не способен остановиться, не способен с собой справиться, его губит чувство жадности, богатства. Что в последствии сыграет большое значение при знакомстве с царь-рыбой.

Осетр похож на древнего ящера, у нее нет ни век, ни ресниц, что-то пугающее таилось в ее глазах. Мужчина удивляется габаритам. Рыбина, выросшая на одних «козявках», и с изумлением величает осетра «загадкой природы». С первого же знакомства, он почувствовал что-то страшное в ней, что-то не опознанное в ней.

Он хочет позвать на помощь братишку с механиком, но тут же у него проявляется чувство жадности, чтобы делить рыбу, с которой икры будет с пару ведерок не меньше, на троих? И в этот же миг Игнатьичу становится стыдно за свои мысли.

Но еще через не которое время жадность снова показала свой характер, появился уже азарт. Помимо жажды наживаться, появился еще повод, побудивший его сравниться силами загадочного создания. Помириться с ней силами, проявить свою смекалистость.

Ведь такая рыба не каждому поддаться, вот в чем весь смысл вопроса.
Сбросив сомнения, он ловко машет топором прямо рыбе в лоб. Скоро, мужчина оказывается в воде. Скованный своими же удочками с крючками, которые впились в тело его и в тело осетра.

«Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — отмечает писатель.

И только сейчас осознал рыбак, что большая рыба не под силам ему. Да, конечно, он понимал это сразу, до борьбы, но хотел показать себе, какой он сильный и умелый. Рыбак и осетр оказались в ловушке. У них у обоих печальный конец – гибель.

Огромное желание жить двигает мужчину вырываться из крючков, от безысходности, даже разговаривает с рыбой, спрашивая, чего она ждет? Как будет спасаться? Он рассчитывает на брата, что прибежит к нему, спасет его, и сильно начинает молиться.

Жажда жить толкает мужчину на то, чтобы побороть свою гордость, что есть сил звать на помощь брата.

Человек понимает, он – тонет. Осетр сильно прижимался к Игнатьевичу своим жирным и мягким брюхом. Рыбак ощутил суеверный страх от этой почти женской нежности прохладной рыбы. Мужчина осознал, рыба прижимается к нему потому, что их двоих ждет погибель. И тут же он стал вспоминать то, как он взрослел.

Каким был маленьким, потом юным и сейчас, когда уже совсем стал взрослым. Помимо хороших воспоминаний, идут думы о том, что его невезения взаимосвязаны с браконьерством. До мужчины стало доходить, большой лов рыбы не даст спокойно ему жить.

Игнатьич вспомнил своего дедушку, его наставления рыбакам, – если имеется грех за душой, поступок плохой, не связывайтесь с царь – рыбою, отпускайте тут же.

Наставления дедушки принуждают переосмыслить свои поступки. Что он сделал плохого, что он сделал, чтоб оказаться сейчас в подобной ситуации и осознал, на нем лежит большая вина. Он вспомнил невестку свою, и то, что надругался над чувствами ее. Здесь нет оправданий. И дошло до рыбака, встреча с осетром не случайна – наказание его проступки.

Обратившись к Господу, мужчина молит, чтоб помог распутаться с рыбой, чтоб отпустил ее на свободу, и спас их двоих. Извиняется и перед женщиной, которую оскорбил когда – то в своей жизни.

И тут, осетр распутывается от крюков и исчезает вдали, унося за собой смертельные уды. Рыбаку тут же делается проще: телу – свобода от тяжелой рыбы, душе – что природа его поняла и простила, дала еще одну возможность искупиться от проступков своих и начать жить заново.

Этот рассказ заставляет задуматься над тем, как мы живем, что творим. И что за каждый проступок обязательно наступит возмездие.

Оцените произведение: 56

Читать краткое содержание Царь рыба. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/car-ryba

Эта статья рассматривает одну из ключевых новелл цикла «Царь-рыба». Астафьев, большая часть произведений которого посвящена военной тематике, здесь выступает в несвойственном ему амплуа писателя-деревенщика. Несмотря на это, автор показал себя настоящим знатоком сельской действительности, человеческих душ и сложности взаимоотношений.

Произведение Астафьева Царь рыба

«Царь-рыба» главные герои

Астафьев В. П.

Год издания книги: 1976

Произведение Астафьева «Царь рыба» читать стало популярно, благодаря его наличие в школьной программе.

Это в некотором плане фантастическое произведение получило широкую популярность, и в местах, где якобы происходили действия этой повести Астафьева даже установлен памятник.

Кроме того за повесть «Царь рыба» Астафьев был награжден государственной премией СССР, а само произведение перевели на несколько иностранных языков.

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание стоит начать с описания главного героя. Игнатьич Утробин работал наладчиком пил и станков в поселке Чуш, который расположен на Енисее. Работу свою он знал и любил поковыряться в других механизмах, что у него очень неплохо получалось.

За это он получил прозвище механик, а за то, что брал за свои услуги совсем немного, был уважаем в поселке. Пил главный герой «Царь рыба» Астафьева немного и с умом, ну и конечно любил рыбалку. Самоловы он всегда ставил очень удачно, хоть и в стороне от обычных мест, дабы не мешать другим жителям поселка.

Только в своем браконьерстве он меры не знал и часто брал и портил рыбы больше чем ему нужно. Он это сам понимал, но боялся скорее не рыбнадзора, а стыда перед жителями поселка.

Далее в повести «Царь рыба» кратком содержании читать можно о брате Игнатьича – Командоре. Он был очень завистлив и недолюбливал брата. Поэтому всегда опутывал своими самоловами самоловы брата, а иногда и распугивал рыбу у самоловов брата.

Но этим его нелюбовь к брату не ограничивалась. Ведь ему казалось, что Игнатьич сознательно издевается над ним. Поэтому однажды он пригрозил брату ружьем. Вышел большой скандал, и жена Командора отправила его извиняться перед братом.

Но Игнатьич начал нравоучение, что обозлило Командора, но он промолчал.

Дальше в произведении Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич отправился проверять свои самоловы. Проверив два из них, он взял около 70 стерляди. Но приплыв к третьему уже, когда начало темнеть, обнаружил там большую рыбу, которая заметно выдохлась. Такая царь-рыба случалась в жизни каждого рыбака лишь раз и являлась большой удачей.

Но еще дед говорил, что такую рыбу лучше случайно отпустить и перекреститься, как будто нечего не было. Но в повести Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич борется с рыбой. Он добавил крючков, но это не помогло. В какой-то момент он понимает, что выловить такую рыбу самому у него не выйдет. А ведь если приглашать на помощь брата, то придется делиться с ним.

А здесь одной икры на 2 ведра.

Главный герой произведения Астафьева «Царь рыба» понимал, что выловить эту рыбу сам он не сможет, но, тем не менее, продолжал борьбу. Он попробовал ее ударить топором, но промахнулся. Затем изловчившись, он практически закинул рыбу в лодку, но она встрепенулась, и Игнатьич оказался за бортом.

Несмотря на то, что рыба практически мгновенно опутала его леской и крюками, Игнатьичу удалось зацепиться за борт лодки. Но вылезти он не мог. Ведь всякий раз, когда он пытался вылезти, рыба начинала бесноваться и еще больше запутывать его леской.

Так и висели они на борту лодки двое обреченных и истекающих кровью от крючков и порезов лески.

Далее в повести Астафьева «Царь рыба» кратком содержании можно узнать, как Игнатьич принялся уговаривать рыбу сдаться и отпустить его. Казалось, рыба понимала его и жалась свои пузом все ближе.

Но всякая попытка вылезти заканчивалась неудачей. А главный герой уже не чувствовал ног. В этот момент он вспомнил, как видел утопленника, уже немного обглоданного рыбами.

А может его как старика Куклина даже не найдут.

Далее в повести «Царь рыба» читать можно том, как у Игнатьича начались видения, и он мгновенно пришел в себя. Рыба по-прежнему жалась к нему своим животом, полным икры. В этом было что-то женственное.

Как будто это был оборотень. А между прочем, из-за этой рыбы вся его жизнь пошла наперекосяк.

Четыре класса он едва окончил, в библиотеку некогда не ходил и даже своей племяннице, которую задавила машина, прийти на помощь не сумел.

Тут главный герой повести «Царь рыба» вспомнил о своем деде, который советовал связываться с царь-рыбой, только если на душе нет грехов. А на душе Игнатьича такой был. Как то в 1942 году прислали в их поселок солдатиков, резать доски на ящики для снарядов. О лейтенантике, командующем ими, млели все сельские девки.

А Глашка Куликина, с которой тогда встречался Игнатьич даже призналась, что согрешила с ним. Поэтому когда солдатики уехали, по ученью старших решил он наказать девку. Поставил ее над обрывистом берегу, снял портки, и толкнул коленом. Место он выбрал неглубокое, чтоб только напугать. Но с тех пор с Глашкой они стали враги.

И даже его письма, с просьбой простить, не возымели не какого эффекта. Теперь он начал молить у нее прощения. В этот момент вдоль реки проплыла моторка, но у главного героя повести Астафьева «Царь рыба» даже не было сил позвать на помощь. Рыба же дернулась. Оторвала несколько крюков и ушла на дно.

А Игнатьич лишь пожелал ей доброго пути.

Повесть «Царь рыба» на сайте Топ книг

Произведение Астафьева «Царь рыба» уже не первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг классики. А вот в рейтинг топ 100 лучших книг в этом квартале оно попало впервые. При этом уже на протяжении долго времени интерес  повесть Астафьева «Царь рыба» читать достаточно стабилен, что позволяет предположить и дальнейшие высокие места этой книги.

Источник: https://top-knig.ru/car-ryba/

«Царь-рыба»: главные герои повести В. П. Астафьева

«Царь-рыба» главные герои

Меню статьи:

Культура и природа, пропасть между культурным и природным – тема философских рассуждений, а также повести Виктора Астафьева «Царь-рыба», главные герои которой – в центре нашего внимания.

Что ж, чтобы лучше понять идеи повести, обратимся к главным героям «Царь-рыбы».

Центральные персонажи литературного творения Виктора Астафьева

Герои, которых описывает автор, живут в лоне природы. Но это отчасти справедливо: в природе находятся их тела, но души не пребывают в гармонии с естественностью среды обитания.

Писатель создает правдоподобные образы жителей сибирских мест. Сибиряки выросли в объятиях природы, но не находятся с ней в согласии. Рыбаки эксплуатируют природу.

Литературный критик мог бы сказать, что тематика повести – экологическая.

О похожем – иными словами – говорит, к примеру, французский фотограф и режиссер Жан Артюс-Бертран, автор скандального фильма «Дом», запрещенного во многих странах.

Игнатьич

Зиновий – один из главных героев «Царя-рыбы». Игнатьич – сибиряк с «золотыми руками», поэтому односельчане и дали мужчине прозвище «механик», потому что тот делал и починил любые вещи. Главный герой мастерски разбирается в технических вопросах, Зиновий – уважаемый человек в селе. Соседи считают Зиновия правильным и нравственным, а потому ценят мужчину.

Игнатьич воспринимает себя немного горделиво: сибиряк имеет хороший, красивый дом, склонен к порядку, поддержанию чистоты. Зиновий – человек запасливый и бережливый, а потому на сберегательной «книжке» рыбака скопилось уже много средств.

Однако род занятий Игнатьича не вызывает одобрения: по крайней мере, со стороны современных экологов и правоведов. Он занимается браконьерством. Впрочем, это не новинка для окружения героя: все сибиряки с детства привыкли к охоте и убийству животных.

Однажды судьба сыграла с Зиновием злую шутку: пожадничав, Игнатьич позарился на крупную рыбу. Дела обернулись не так, как в произведении Эрнеста Хемингуэя: мужчина запутался в снастях, и рыба перетащила Зиновия за борт. В шаге от гибели, сибиряк задумывается о том, что делал в жизни неправильно. Герой вспоминает, как нанес обиду Глаше.

Глаша

Глашу Куклину можно назвать персонажем второстепенным. Логика повествования требует, чтобы характеристика девушки была дана здесь. Глашу сильно обидел, оскорбил Зиновий. Девушка выходит замуж, но внутри бедняга опустела и увяла. Героиня признается Зиновию, что больше не может ничего ощущать, что душа ее высохла.

В молодости Зиновий очень унизил девушку. Поначалу срамной поступок вызывал в юнце гордость, но с годами гордость перерастала в муку. Зиновий тайно мучился из-за того, что сделал с Глашей, пробуя просить прощение у девушки. Но та не простила обидчика.

Персонажем второго плана является также жена Зиновия – полная, крупная, «рубенсовская» женщина. Игнатьич привозит жену, когда возвращается со службы. Женщина работает в бухгалтерской контор

Младший брат Зиновия

Также фигурирует среди ключевых героев «Царь-рыбы» под именем командора. Брат питает к Игнатьичу искреннюю ненависть. Командор старается изгнать старшего брата с реки, постоянно бросает тому вызов.

Идея царь-рыбы

Рыба, встречающаяся главным персонажам повести (или новеллы, как некоторые литературные критики называют произведение Виктора Астафьева), – это образ наказания, расплаты за грехи. Экология – важная тема для текста «Царь-рыбы», но здесь кроется еще одна идея – страх за человеческую душу, за то, во что превращается душа, смешиваясь с прегрешениями.

Источник: https://r-book.club/sovremenniye-pisateli/viktor-astafjev/car-ryba.html

Анализ произведения «Царь-рыба» Астафьева

«Царь-рыба» главные герои

Основные герои повествования в рассказах Астафьева «Царь-рыба» — Человек и Природа. Повествование объединено одним героем — образом автора — и одной всепоглощающей идеей -идеей неотделимости человека от природы.

Глава «Царь-рыба», давшая название всему повествованию, символична: единоборство человека с царь-рыбой, с самой природой завершается драматически. Эта глубина содержания определила жанр произведения, его композицию, выбор героев, язык, полемический пафос.

Жанр «повествование в рассказах» позволяет автору свободно переходить от сцен, картин, образов к размышлениям и обобщениям, к публицистике. Произведение пронизано публицистическим пафосом, подчинено задаче обличения, осуждения браконьерства в самом широком смысле этого слова, браконьерства в жизни, касается ли это природы или общества.

Автор стремится к провозглашению и утверждению дорогих ему нравственных принципов.

В произведении нередко используется прием или хронологического развертывания сюжета, или нарушения хронологии. Обращение к прошлому времени не столько художественный прием, сколько необходимость осмыслить жизненный опыт.

Размышляя над историей становления характеров Грохотало или Герцева, автор приходит к выводу: социальное и экономическое не существует раздельно, независимо. Все взаимообусловлено и подчинено объективным законам развития природы и человека.

Само место действия романа — огромные пространства Сибири — требует от человека таких незаурядных качеств, как мужество, доброта.

Образ автора объединяет все главы произведения. Это образ искреннего и открытого человека, который рассматривает настоящее сквозь призму прошедшей мировой войны.

Вот как он оценивает повседневный, частный случай – обыденный разбой, учиняемый барыгами-охотниками на реке Сым: «Аким запамятовал, что я на войне был, в пекле окопов насмотрелся всего и знаю, ох как знаю, что она, кровь-то, с человеком делает! Оттого и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь».

Писатель — лирический герой произведения. Первая же глава открывается признанием его в любви к родному краю, к Енисею. Часы и ночи, проведенные у костра на берегу реки, названы счастливыми, потому что «в такие минуты остаешься как бы один на один с природой» и «с тайной радостью ощущаешь: можно и нужно довериться всему, что есть вокруг!..»

Пейзаж сам по себе, независимо от героя, словно бы и не существует в повествовании, он всегда как открытое сердце человека, жадно впитывающее в себя все, что дает ему тайга, поле, река, озеро, небо: «На речке появился туман.

Его подхватывало токами воздуха, тащило над водой, рвало о подножие дерева, свертывало в валки, катило над короткими плесами, опятнанными кругляшками пены». Речка, покрытая туманом, преображается в его душе: «Нет, нельзя, пожалуй, назвать туманом легкие, кисеей колышущиеся полосы.

Это облегченное дыхание зелени после парного дня, освобождение от давящей духоты, успокоение прохладой всего живого».

Глава «Туруханская лилия» публицистична. Старый енисейский бакенщик Павел Егорович, родом с Урала, но занесен в Сибирь необоримой любовью к «большой воде». Он относится к тем людям, что «сами все свое отдают, вплоть до души, всегда слышат даже молчаливую просьбу о помощи».

О нем рассказано немного, но главное: он из той породы людей, которые «отдают больше, чем берут». Бездумное, варварское отношение к природе вызывает у героя недоумение и протест: «Нет и никогда уже не будет покоя реке! Сам не знающий покоя, человек с осатанелым упрямством стремится подчинить, заарканить природу…

» Тоска по гармонии в природе, тоска по гармоничному человеку и в авторских словах: «Ну почему, отчего вот этих отпетых головорезов надо брать непременно с поличным, на месте преступления? Да им вся земля место преступления!» Охваченный возмущением против браконьерского разбоя в природе, писатель думает: «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Северная лилия примиряет автора с миром, смягчает его душу, наполняет верой в «нетленность жизни», «никогда не перестает цвести» в его памяти.

В. Астафьев изображает людей самых разных слоев общества: одних подробно, других — несколькими штрихами, как, например, старуху-переселенку, которая не могла и за тридцать лет забыть своего скорбного пути по Угрюм-реке. Исключительно привлекателен образ Николая Петровича, брата писателя.

Он с малых лет, как только отец был осужден, стал кормильцем большой семьи. Отличный рыбак и охотник, отзывчив, приветлив, радушен, всем норовит помочь, как бы ни было трудно самому.

Мы встречаемся с ним, когда он уже умирает, поверженный и раздавленный непосильным трудом: «С девяти лет таскался по тайге с ружьем, поднимал из ледяной воды сети…

» Николая Петровича мы видим не только умирающим, но и на охоте, в семье, в дружбе с Акимом, в дни, когда он, Архип и Старшой подрядились в тайге промышлять песца. Песец в ту зиму не пошел, охота сорвалась, пришлось в тайге зазимовать.

В этих труднейших условиях и выделился из троих Старшой — умом, пытливостью, опытностью в таежных делах. Обаятелен Парамон Парамонович. Правда, он «крепко выпивает», а потом «искупает свою вину перед человечеством» раскаянием. Но открыта добру душа Парамона Парамоновича, это он заметил желание одинокого мальчишки попасть на свой пароход и принял отеческое участие в судьбе Акима.

В главе «Уха на Боганиде» изображена артель рыбаков. Необычная это была артель: не оседлая и по составу непостоянная.

Не менялись в ней лишь бригадир, о котором ничего существенного не сказано, приемщик продукции по прозвищу «Киряга-деревяга», радист, повариха (она же кастелянша, завхоз и ворожея), акушерка Афимья Мозглякова. Киряга-деревяга был на войне снайпером, награжден медалью.

Но пропил ее Киряга однажды в тяжелую минуту и страшно казнил себя за это. В остальном — прекраснейший человек, рачительный хозяин артельного дела.

«Уха на Боганиде — это гимн коллективным началам жизни. А образы героев, все вместе взятые, есть поэма о доброте и человечности. Аким не получил образования, не приобрел больших знаний. Это беда многих из военного поколения.

А вот трудился он честно и разные профессии приобрел с малых лет, потому что нелегкое выпало на его долю детство. Аким рано начал понимать мать, случалось, укорял ее за беспечность, но любил и про себя думал о ней с нежностью. Мать умерла молодой.

Как Аким страдал, когда подъезжал к родной, но уже пустой, безлюдной Боганиде! И как по-своему осмыслил слово «мир», запомнившийся ему нарисованным на косынке матери.

Аким думает, обращаясь памятью к прошлому: мир — «это артель, бригада, мир — это мать, которая, даже веселясь, не забывает о детях…» Аким заботится о заболевшем Парамоне Парамоновиче, становится в нужную минуту нравственной опорой для Петруни.

Большая сцена отъезда из зимовья, когда Аким с трудом поставил Элю на ноги, и невольного возврата – одна из лучших. В ней Аким сделал нечеловечески тяжелую героическую попытку вырваться из плена зимней тайги и едва не замерз.

В главе «Сон в белых горах» примечателен образ Гоги Герцева, антипода Акима. Герцев не вредил тайге, уважал законы, но пренебрегал тем, что именуется душой. Гога — образованный человек, умеет делать многое, но он погубил в себе хорошие задатки. Он индивидуалист, много хочет взять от жизни, но ничего не хочет отдавать. Он внутренне пуст, циничен.

Авторская ирония и сарказм сопровождают Герцева всюду – и в столкновении с Акимом из-за медали Киряги-деревяги, переклепанной Герцевым на блесну, и в сценах с библиотекаршей Людочкой, которой он от скуки душу растоптал, и в истории с Элей, и даже там, где рассказано, как Герцев погиб и каким стал после смерти.

Астафьев показывает закономерность такого страшного конца Гоги, обличает эгоцентризм, индивидуализм, бездушие.

Все браконьеры: Дамка, Грохотало, Командор, Игнатьич — вышли из старинного рыбацкого поселка Чуш или оказались тесно с ним связанными. Командор знающ, потому более агрессивен и опасен.

Сложность его образа в том, что временами он задумывается о своей душе, дочь свою Тайку-красавицу любит до самозабвения и готов для нее сделать все. Однако браконьерничал Командор профессионально, так как урвать побольше и всюду, где можно, – смысл его жизни.

Грохотало — бывший бандеровец, когда-то творил черное дело: жег красноармейцев и взят был с оружием в руках. Портрет человекообразного животного с умствен ной неразвитостью и нравственной пустотой полон сарказма.

В приемах изображения Грохотало и Герцева много общего.

Как-то не по-человечески дико пережил Грохотало свою неудачу с великолепным осетром, которого у него конфисковали: «Грохотало шевельнул горою спины, простонал вдруг детски жалобно и сел, озирая потухшими глазами компанию, узнал всех, растворил с завыванием красную пасть, передернулся, поцарапал грудь и удалился…» В этом удалении Грохотало во тьму проявляется астафьевская «теория возмездия» за зло, за «браконьерство» в широком смысле.

В главе «Царь-рыба» повествование идет от третьего лица и перемежается внутренними монологами главного героя рассказа — Игнатьича. Он тоже браконьер, но самого «высокого класса», все остальные перед ним — мелюзга.

Игнатьич — фигура символическая, он тот самый царь природы, который в столкновении с царь-рыбой потерпел жесточайшее поражение. Физические и нравственные страдания — вот возмездие за дерзкую попытку покорить, подчинить или даже уничтожить царь-рыбу, рыбу-мать, несущую в себе миллионы икринок.

Человек, признанный царь природы, и царь-рыба связаны у матери-природы единой и нерасторжимой цепью, только пребывают они на разных ее концах.

В повествовании «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Источник: https://libaid.ru/katalog/a/astafev-viktor/2855-analiz-proizvedeniya-tsar-ryba-astafeva

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.