«Борис Годунов» главные герои

Содержание

Художественный анализ:

«Борис Годунов» главные герои

Понять смысл произведения помогает его подробный литературный анализ. «Борис Годунов» (Пушкина, как известно, всегда интересовала историческая тематика) – это пьеса, которая стала знаковым событием не только в отечественной, но и в мировой драматургии.

Трагедия стала переломным этапом в творчестве поэта, ознаменовав его переход от романтизма к реализму. Для самого писателя это был очень удачный опыт по работе с историческим материалом. Успех сочинения определил дальнейшую работу классика в данном направлении.

Написание произведения

Вначале следует сказать несколько слов о том, как шла работа над пьесой и какова история создания «Бориса Годунова». Биография шурина царя Фёдора I Иоанновича заинтересовала писателя потому, что он был очень сложной и противоречивой личностью. Кроме того, период его правления стал переломной эпохой в истории Руси, ознаменовав начало Смутного времени.

Именно поэтому поэт обратился к годам его царствования, взяв за основу народные сказания о нем, а также знаменитую «Историю государства Российского» известного историка Н. М. Карамзина. Во второй половине 1820-х годов автор увлекся творчеством У. Шекспира и потому задумал создать собственную масштабную трагедию, сюжет которой бы развивался на фоне реальных событий прошлого.

Именно от этого и следует отталкиваться, рассказывая о том, какова была история создания «Бориса Годунова».

Эта историческая фигура заинтересовала поэта тем, что Борис был сильным, волевым и харизматичным деятелем, который по своему происхождению не мог претендовать на Московский престол, однако в силу своего ума и таланта добился желаемого: его провозгласили царем, и он правил семь лет.

Краткой характеристикой первой сцены произведения следует начать его анализ.

«Борис Годунов» (Пушкина интересовали трагедии Шекспира, и поэтому он, так же как и английский драматург, начал с масштабной художественной зарисовки первой картины действия) – это пьеса, в которой, по общепризнанному мнению критиков, главным героем является простой русский народ. Поэтому первая сцена сразу открывает перед читателем широкую панораму Кремлевской площади, где, по сути, после смерти последнего сына Ивана Грозного Федора решалась судьба царства.

Представители Земского собора приказали собравшимся просить Бориса Годунова принять царский титул. Последний долго отказывается, и этот сюжетный ход очень напоминает примерно такую же сцену из пьесы Шекспира «Ричард III».

Однако в конце концов он соглашается и обещает править справедливо и мудро. Права героя на престол объяснялись тем, что его сестра была женой скончавшегося царя Федора, умершего бездетным.

Сама же царица Ирина отказалась от власти и ушла в монастырь.

Сцена в монастыре

Отдельную характеристику монаха Пимена необходимо включить в данный литературный анализ.

«Борис Годунов» (Пушкина всегда привлекал образ русского летописца, которого он и запечатлел в своей пьесе) – это произведение, которое отличается от исторических хроник Шекспира бо́льшим охватом места и времени действия. Следующая сцена происходит через пять лет после вышеописанных событий.

Поэт описывает мирный труд монаха Пимена, который работает над своей летописью. Его монолог – замечательный образец старинной речи, проникнутой глубоким философским смыслом. В ней звучит мысль о судьбах Руси и месте человека в истории.

Монах рассуждает о том, что потомки должны знать судьбу своего Отечества. Его долгий труд и смиренное настроение резко контрастируют с поведением Григория Отрепьева, который решил занять Московский престол, назвавшись именем убитого царевича Дмитрия Угличского, младшего царя Ивана Грозного.

Характеристику этого действующего лица обязательно должен включать художественный анализ.

«Борис Годунов» (Пушкина всегда привлекали личности авантюрного склада, и этот персонаж воплощает именно такой тип героя) – это драма, которая построена на динамичном сюжете, включающем в себя политическую интригу и философские проблемы. Итак, Григорий бежал из монастыря и попытался перейти литовскую границу.

Однако на постоялом дворе его чуть было не схватила охрана. Григорий обманул своих преследователей и сумел скрыться в Кракове. Здесь он стал собирать силы для похода на Москву и одновременно ухаживал за дочерью местного воеводы Мариной Мнишек.

Образ главного героя

В трагедии «Борис Годунов», краткое содержание которой следует пересказывать по главным сценам драмы, дан психологический портрет царя. Вначале автор показывает его в семейном кругу, в разговоре с дочерью и сыном. В этих отрывках читатель видит в нем заботливого отца, который печется о счастье своих наследников.

Из его беседы с сыном становится очевидным, что Борис – мудрый правитель, который занимается государственным делами и стремится научить тому же своего преемника. Однако затем следует сцена, в которой он предстает перед читателем в совершенно другом виде.

Царь винит себя в убийстве царевича Дмитрия (данный факт не подтвержден исторической наукой, однако автор использовал народный слух) и боится, что это преступление отразится на его судьбе. Он всеми силами старается быть справедливым и мудрым правителем, однако мысль о смерти ребенка не дает ему покоя.

Таким образом, автор дал подробный психологический портрет царя, раскрыв его с двух сторон и показав его тайные душевные страдания.

Характеристика Отрепьева

Большое значение историческим сюжетам придавал в своем творчества А. С. Пушкин. Драма «Борис Годунов» повествует об одном из самых драматичных событий в прошлом Руси – о начале Смутного времени, которое чуть было не привело к падению государственной независимости.

Автор уделяет много внимания образу Отрепьева, который стал самозванцем и занял московский престол. В представлении писателя это был человек авантюрного склада: живой, хитрый и очень честолюбивый. В сцене в приграничном трактире он проявил ловкость, смекалку, а также выдержку, сумев уйти от погони.

Произведение «Борис Годунов», герои которого отличаются сильным и незаурядным характером, привлекает читателей не только интересным и динамичным сюжетом, но и тщательно прописанными персонажами, которые как будто сошли со страниц знаменитого труда Карамзина.

Самозванец стал одной из главных ключевых фигур произведения, хотя в пьесе и не показано его прямое противостояние с царем.

Образ монаха

На основе исторического материала построил свое произведение Пушкин. «Борис Годунов» (летописец Пимен в рассматриваемой драме получился одним из самых запоминающихся действующих лиц) – это трагедия, в которой представлена целая галерея портретов эпохи конца 16 – начала 17 века.

Монах монастыря, где некоторое время жил Григорий Отрепьев, представлен в пьесе как воплощение мудрости, мира и покоя. Он занят написанием летописи о событиях минувших времен, и именно его глазами читатель видит прошлое, так как он сам был очевидцем великих событий.

Из его монолога мы узнаем об его трепетном и благоговейном отношении к своему труду: Пимен понимает всю значимость создания хроники об отечественной истории. Исторической достоверностью проникнута вся пьеса «Борис Годунов».

Отрывок, описывающий сцену в Чудовом монастыре, особенно торжественен, так как речь монаха дышит покоем и умиротворением, и его спокойствие контрастирует с беспокойным настроением Григория Отрепьева.

Народ в драме

По общепризнанному мнению критиков, автор на первый план вывел простых людей, которые постоянно присутствуют в наиболее важных сценах произведения. Вначале при избрании царя обычные жители столицы собрались на кремлевской площади для того, чтобы просить его занять Московский престол.

В сцене в приграничном трактире снова присутствуют лица из социальных низов общества: хозяйка трактира, простые солдаты. Именно этим и отличается от исторических хроник Шекспира пьеса «Борис Годунов».

Отрывок в финале особенно красноречив и многозначителен: в решающую минуту провозглашения царем самозванца собравшаяся толпа молчит. Этим самым автор показал, что в данный момент судьба решалась в верхах, среди бояр, которые приняли сторону Отрепьева.

Эта сцена является, по сути, кульминационной, хотя и вынесена поэтом в самый конец.

Итак, народ в трагедии «Борис Годунов» является главным действующим лицом. Данная особенность драмы отразилась и в одноименной опере известного русского композитора М. Мусоргского, в которой хоровые партии играют первостепенное значение.

Начало войны

Пьеса «Борис Годунов», краткое содержание которой является предметом настоящего обзора, состоит из нескольких сцен, которые объединены одной общей идеей – противостояния человека и власти. Следующая сцена начинается с описания военных действий самозванца.

Он движется на Москву в надежде захватить власть. Однако в столице между тем неожиданно умирает Борис, но успевает перед смертью благословить своего старшего сына Федора на царствование.

Среди бояр тем временем созрел замысел поднять бунт против детей умершего правителя, и один из них провозглашает самозванца царем. Пьеса заканчивается молчанием народа.

Источник: http://fb.ru/article/286731/hudojestvennyiy-analiz-boris-godunov-pushkina-a-s-istoriya-sozdaniya-glavnyie-geroi-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание Борис Годунов Пушкина для читательского дневника

«Борис Годунов» главные герои

Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его.

Самозванец приходит в Москву, некоторые князья помогают ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий.

Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.

мысль

Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит.

Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря.

Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать.

Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец.

Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь.

Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова.

Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей.

За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский.

Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека.

Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива.

Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены.

Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат.

Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.

Оцените произведение: 215

Читать краткое содержание Борис Годунов. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы для читательского дневника

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/pushkin/boris-godunov

Борис Годунов 1552 – 1605: биография кратко, годы жизни, деятельность

«Борис Годунов» главные герои

Боярин, шурин царя Фёдора Иоановича, в 1587-1598 гг. фактический правитель Русского царства, с 17 февраля 1598 года – русский царь.

Родился Борис Федорович в 1552 году в семье Федора Ивановича Годунова, в Вяземском уезде. Годуновы были помещиками средней руки и дополнительно несли поместную службу государю, владели небольшой вотчиной в Костроме.

Новая жизнь началась у Бориса Годунова после смерти отца. В 1569 году он начал жить в семье его дяди, Дмитрия Годунова. Земли в районе Вязьмы, которыми владел Дмитрий Годунов, отошли к опричным владениям, и не очень знатный Дмитрий Годунов сориентировался и поступил в опричный корпус. Здесь он очень быстро дослужился до высокого чина главы Постельного приказа.

Складывается и судьба Бориса Годунова. Сначала он становится опричником, а уже в 1571 году он – дружка на свадьбе царя Ивана Грозного.  В том же году он породнился с самим Малютой Скуратовым, женившись на его дочери Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской. В 1578 году Борис Годунов стал кравчим, и ему было жаловано звание боярина.

Борис Годунов всегда отличался осторожным характером, держался в тени, но постепенно его роль при дворе возрастала. Вместе с Б. Я. Бельским он стал особо приближенным царя.

Борис Годунов при царе Федоре

28 марта 1584 года умер Иван Грозный, преемником стал его третий сын, Федор Иоаннович. Сам Иван Васильевич считал, что Федор – плохой государственный руководитель. У нового царя действительно не было никаких задатков для управления страной, он был слаб здоровьем и требовал постоянной помощи. Учитывая данные обстоятельства, был создан регентский совет из четырех человек.

В день венчания на царство, 31 мая 1584 года, роль Бориса Годунова при юном царе значительно возросла. Он получил чин конюшего, звание ближнего боярина и наместника Казанского и Астраханского царств.

Борьба боярских группировок за власть принесла свои результаты. Основное место возле царя занял Борис Годунов. В результате все годы правления Федора Иоанновича фактически Россией правил Борис Годунов.

Здесь надо учитывать и родственные отношения Бориса Годунова с молодым царем. Его родная сестра Ирина была женой Федора Иоанновича.

Находясь в тени нового царя, Годунов сделал очень много для укрепления государственности. Именно благодаря его усилиям был избран первый патриарх. Им стал московский митрополит Иов.

Это было время, когда во внутренней политике больше учитывался здравый смысл и расчет. В стране началось масштабное строительство крепостей в Диком поле. Укреплялась безопасность судоходства на Волге. В Сибири появился первый форпост России – город Томск. С большим уважением власть стала относиться к строителям и архитекторам.

Москва превращалась в мощную крепость. Дополнительно вокруг города были возведены башни и стены Белого города, на месте Садового кольца была выстроена еще одна линия обороны. В Московском кремле появился водопровод. Очень скоро все это принесло свои плоды. Летом 1591 года войска крымского князя Гирея не смогли штурмовать город, а уже в ходе отступления понесли тяжелые потери.

Сегодня мы знаем Бориса Годунова и как талантливого дипломата. Благодаря его усилиям, по мирному договору, завершившему Русско-шведскую войну 1590–1595 годов, в Россию вернулись земли, утраченные по итогам Ливонской войны.

Борис Годунов – русский царь

В соответствии с законом престолонаследия главным кандидатом на царскую власть при жизни Федора должен был стать его младший брат Дмитрий, младший сын Марии Нагой, седьмой жены Ивана Грозного.

Но 15 мая 1591 года в Угличе произошли трагические события, в результате которых царевич Дмитрий погиб при невыясненных обстоятельствах.

В убийстве юного царевича принято обвинять Бориса Годунова, так как Дмитрий стоял на его пути к власти. Но явных доказательств этому нет.

Со смертью Федора Иоанновича не остается других прямых наследников династии Рюриковичей. Были предложения избрать царицей вдову умершего царя Ирину, но они не нашли общей поддержки, и в результате Земский собор остановился на кандидатуре шурина царя – Борисе Годунове. Это состоялось 17 февраля 1598 года. 1 сентября того же года он был венчан на царство.

Борис Годунов продолжил свою политику, которую начал, будучи главным советником царя. Еще активнее стали приглашать иноземцев на русскую службу. В Москве уже никого не удивляли заморские купцы, лекари, промышленники, военные, ученые люди. Все они получали должности и жалованье, земли с крестьянами.

Не удалась попытка Годунова создать в Москве университет. Этому воспротивилось духовенство, которое больше знаний боялось всяких ересей. В российское государство все активнее проникали элементы европейской культуры. В первую очередь это касалось одежды, жилья, светских церемоний. Впервые стало практиковаться отправление русских людей на учебу в Европу.

Борис Годунов очень хорошо чувствовал шаткость своего положения из-за того, что он не Рюрикович. Подозрительность и недоверчивость преследовали его повсюду. В этом он очень походил на Ивана Грозного. Постепенно он начал сводить счеты с боярами, в искренности которых усомнился.

И если царствование Бориса началось довольно успешно, то постепенно череда опал породила уныние, а после двойного неурожая разразилась настоящая катастрофа – начался голод. Цены на продовольствие выросли в 100 раз. Борис Годунов всячески старался помочь голодающим, устраивая массовые раздачи хлеба. Но одни проблемы порождали другие.

Результатом всех проблем стало крупное восстание под руководством Хлопка (1602–1603 годы), в котором приняли участие крестьяне, холопы и казаки. Волнения охватили 20 уездов, и, объединившись, восставшие двинулись на Москву.

В ожесточенном сражении под Москвой восставшие были разбиты. Командующий войсками Басманов был убит в бою. Хлопок был тяжело ранен, а затем и казнен.

Новой проблемой для Бориса Годунова стало распространение молвы, что царевич Дмитрий жив. Слух этот активно шел из Польши, где под руководством Лжедмитрия стали готовиться силы для похода на Москву. Все это очень беспокоило Бориса Годунова. В январе 1605 года правительственные войска отбили первую атаку самозванцев, и они были вынуждены уйти в Путивль, где продолжали собирать силы.

Еще одной проблемой стало состояние здоровья Бориса Годунова, жалобы на которое появились уже в 1599 году. Со временем лучше не становилось. 13 апреля 1605 года царю стало плохо, он лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет.

Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/boris-godunov

А.С. Пушкин

«Борис Годунов» главные герои

«Борис Годунов» А.С. Пушкина – великолепный образец русской реалистической трагедии, в которой описывается тяжелый переломный  период в истории Российского государства – эпоха Смуты.

Автор достиг необыкновенной исторической достоверности, ему удалось воссоздать “минувший век во всей его истине”. Изначально Пушкин обозначил жанр «Бориса Годунова» как историко-политическую трагедию, обращенную к животрепещущим на тот момент вопросам – исторической роли народных масс и взаимодействия из с деспотической властью.

История создания

Выход X и XI томов масштабнейшего труда Н.М.Карамзина «Истории Государства Российского», содержащий подробное повествование об эпохе Смутного времени, вдохновляет Пушкина на создание подлинного шедевра русской исторической реалистической драмы.

Он начинает работу над произведением с тщательного изучения особенностей исторической эпохи и персонажей того времени, вплоть до конспектирования фрагментов великого исторического труда Карамзина.

Начало работы датируется концом 1824 года, также известна точная дата окончания работы над произведением – 7 ноября 1825 года, но после этого, в течение некоторого времени, автор продолжает вносить свои правки.

произведения

Действие начинается в 1598 году. Князья Шуйский и Воротынский обсуждают убийство царевича Димитрия, в этом ужасном преступлении Василий Шуйский обвиняет шурина царя – Бориса Годунова. Потрясенный смертью царя Федора Иоанновича, русский народ умоляет затворившегося в монастыре Бориса взять управление государством в свои руки. После некоторых раздумий он дает свое согласие.

1603 год. Келья Чудова монастыря. Выведав от старца Пимена обстоятельства мученической кончины царевича Димитрия, его келейник Гришка Отрепьев замышляет использовать это знание в корыстных целях и сбегает из монастыря.

Инок Григорий замышляет кощунство – он собирается выдать себя за покойного царевича, чтоб впоследствии взойти на царский престол. Едва скрывшись от разыскивающей его стражи, Гришка убегает в Польшу.

Там он очаровывает дочь воеводы Мнишека Марину, и признается ей в своем самозванстве.

Тем временем в доме Шуйского появляется письмо о якобы чудесном спасении царевича, после чего князь отправляется с этой вестью к царю. Бориса одолевают страшные муки совести, он пытается узнать от Шуйского правду о кончине отрока.

В 1604 году, вдохновленные самозванцем Лжедмитрием польские войска переходят российскую границу. Тем временем, в Угличе состоялось обретение мощей невинноубиенного царевича, что окончательно доказало самозванство Отрепьева.

В декабре того же года, под Новгород-Северским, происходит битва войска Бориса с поляками. Годунов проигрывает сражение. На Соборной площади происходит сцена Бориса с юродивым, где последний обвиняет царя в детоубийстве, сравнивая его с Иродом.

Прибыв в Москву, царь Борис скоропостижно умирает. Будучи в предсмертной агонии, он благословляет на царство своего сына, малолетнего отрока Федора.

Опальный дворянин Гаврила Пушкин подталкивает к измене одного из воевод и на Лобном месте провозглашает Лжедмитрия царем. Далее разворачивается страшная трагедия – бояре врываются к заточенным детям и супруге Годунова и убивают их.

Боярин Мосальский лжет народу, что вся семья Бориса приняла яд и умерла, и провозглашает власть Лжедмитрия. Народ безмолвствует.

Борис Годунов

Автор многогранно раскрывает его образ – как властный и мудрый правитель, любящий муж и отец, Борис наделен многими достоинствами. Опытный политик, одаренный могучей волей, блестящим умом и искренней заботой о своем народе царь, тем не менее, не смог завоевать народную любовь.

Народ не смог простить ему убийство царевича, кроме того, политика тотального закрепощения крестьян также была не по душе простому люду. Все царские щедроты и благодеяния воспринимались народом как лицемерные средства задобрить и удержать от мятежа народные массы.

По мнению Пушкина, именно отсутствие народной поддержки, любви и уважения было главной причиной трагедии царя Бориса.

Подробнее: Борис Годунов: характеристика и образ героя

Пимен

Кроткий и смиренный старец, монах-летописец Чудова монастыря – один из центральных персонажей трагедии Пушкина, он является единственным свидетелем трагического убийства.

Пимен непреднамеренно провоцирует своего келейника Григория на самозванство одним лишь неосторожным упоминанием о равном возрасте Отрепьева и убиенного царевича.

При этом он декларирует власть царя, как данную от Бога, и впоследствии призывает народ каяться за грехи царя-детоубийцы.

Подробнее: Пимен: характеристика и образ героя

Григорий Отрепьев

Образ одного из главных героев начинает раскрываться в келье старца Пимена. Страстная натура молодого инока берет верх над его стремлением к уединению в монастырских стенах.

Далее Гришка раскрывается и как пылкий влюбленный, и как одержимый жаждой власти молодой человек. В образе Самозванца он заручается поддержкой как бояр, так и польской шляхты, но любовь народа ему завоевать так и не удастся.

Вместо приветственных возгласов, новопоставленного царя ожидает народное безмолвие.

Марина Мнишек

Честолюбивая дочь польского воеводы, жена Лжедмитрия, она была готова добиться царской власти любым путем, будучи одинаково безразличной как к страстной любви Самозванца, так и к политическим интересам своего народа.

Князь Шуйский

Яркий представитель боярской оппозиции, участник практически всех политических заговоров. Его роль имеет большой вес и значение в сюжете трагедии.

 Он первым расследует убийство царевича и дальновидно оценивает последствия вести о Самозванце.

Изворотливость, трезвый и холодный расчет – характерные черты поведения этого действующего лица как в отношении царя, так и в отношении его приближенных.

Юродивый. Значительность роли этого персонажа в том, что он позволил себе на площади перед собором Василия Блаженного прилюдно обвинить царя в убийстве маленького царевича. Второе появление в сцене битвы под Кромами ознаменуется плачем Юродивого о судьбе русского народа в грядущее Смутное время.

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение поэмы имеет свои новаторские особенности – вследствие разрыва с правилами классицизма, вместо обычных пяти действий мы наблюдаем 23 сцены, которые постоянно меняют место действия, что также является новаторской чертой авторского замысла.

Новая трактовка и нарушение трех единств, типичных для трагедии классицизма (время действия, место действия и единство действия), нарушение чистоты жанра (смешение трагических, комических и бытовых сцен) позволяют назвать трагедию Пушкина удачной попыткой переворота в русской и мировой драматургии.

 Главный новаторским компонентом является показ образа народа как главного действующего лица. В трагедии великолепно показана динамичность его развития.

  Пассивные и бессознательные народные массы обретают небывалую мощь, и как следствие, силу воздействия на ход исторических событий.

Народ невидимо присутствует во всех эпизодах пьесы, включая монологи и диалоги ее персонажей, и выходит на первый план в ключевых сценах подобно хору в трагедиях античной эпохи.

Итоговый вывод

«Борис Годунов» – реалистическая трагедия, явившаяся для Пушкина итогом глубоких размышлений и гениальным новаторским воплощением масштабного литературно- художественного осмысления истории русского государства. Нравственным итогом произведения можно обозначить непримиримость слабого и беззащитного народа с несправедливостью беззаконной власти.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%20%D0%93%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2.html

Пушкин не случайно обратился к эпохе Грозного и Бориса Годунова, переломной для русской истории. В XVI — XVII веках на Руси начал отчетливо обнаруживаться кризис традиционных патриархальных устоев, на которых были основаны русское общество и государство предшествующих столетий. В политическую борьбу вступили новые, неизвестные до этого исторические силы.

Образ Бориса Годунова

Фигура Бориса Годунова — царя, который не получил престол по наследству, но завоевал его хитростью, умом и энергией, весьма симптоматична, как выражение перемен, начавшихся в его эпоху. Это-то и побудило Пушкина поставить образ Бориса в центр своей исторической трагедии, где душевные переживания и судьба Годунова получили широкий обобщающий смысл.

Царь Борис — в изображении Александра Сергеевича — дальновидный и умный правитель. Благодаря своей энергии и уму, он оттеснил более родовитых претендентов-бояр, расчистив дорогу к престолу.

В дальнейшем честолюбивый Борис мечтает упрочить завоеванную власть за своими наследниками посредством трезвого расчета, твердо продуманных, дальновидных политических планов. Но, захватив трон в результате искусной политической игры, он своим примером показал путь к нему другим честолюбцам.

С этой точки зрения, появление Самозванца в пушкинской трагедии — не случайность, а закономерное следствие тех же исторических причин, которые сделали возможным воцарение самого Годунова.

Пушкин воспользовался в трагедии принятой также Карамзиным (но отвергавшейся многими последующими историками) версией об убийстве Борисом Годуновым младшего сына Грозного, царевича Димитрия. Но Карамзин осуждал Годунова как узурпатора, убийцу законного монарха.

Пушкин же трактует убийство Димитрия как звено в цепи многочисленных преступлений, неотделимых от самой идеи царской власти.

Нравственный суд над Годуновым и Самозванцем в трагедии перерастает в осуждение любой — хотя бы выдающейся — исторической личности, которая строит свою деятельность на насилии и преступлениях.

Характер Бориса Годунова освещен Пушкиным широко и разносторонне. Перед зрителем проходят все основные этапы его царствования — от воцарения до смерти.

Борис предстает перед нами в своих отношениях с боярами, народом, патриархом, наедине с собой, в различных обстоятельствах личной и государственной жизни.

Трагедия изображает не только ступени, ведущие его к возвышению и гибели, но и показывает, как по-разному, в зависимости от обстановки, раскрываются несходные грани характера Годунова.

Это — суровый и властный правитель, заботливый отец, человек, способный трезво оценивать свое положение и глядеть в глаза правде, даже если она угрожает его спокойствию и могуществу, и в то же время страдающий от бессилия изменить сделанное, помешать историческому движению, которое, не предвидя того, что оно в будущем неизбежно, обратится против него самого, он сам и вызвал.

Образ Самозванца

Столь же сложен у Пушкина образ Самозванца. Эта незаурядная личность ощущает трагические стороны своего нового положения. Принужденный играть чужую роль, притворяться, рассчитывать свои выгоды, Самозванец страдает от одиночества. И в политике и в любви, о чем красноречиво говорит его словесный поединок с Мариной в сцене у фонтана, он не достигает желаемого.

Драмы героев

Итак, и Борис и Самозванец у Пушкина несут в себе — каждый – особую личную трагическую тему, являются центрами своей «малой» драмы, вплетающейся в большую драму русской национальной истории. То же самое относится к ряду других, более эпизодических персонажей «Бориса Годунова» — Пимену, Ксении Годуновой, Басманову, Юродивому.

И, наконец, свою Драму — о чем не раз и справедливо писали исследователи — в пушкинской трагедии переживает народ с его страданиями, глухим недовольством, брожением, глубоким чувством справедливости, с которыми вынуждены считаться Годунов и Димитрий, и в то же время обреченный до поры до времени играть в истории грозную, но молчаливую роль.

Вскрывая неизбежность падения Бориса (которое предвещает сходную судьбу и его победителю — Самозванцу, находящемуся в конце трагедии на вершине своего недолгого поприща), Пушкин освещает трагические черты личности исторического деятеля индивидуалистического типа.

Достигший предельного могущества и давно спокойно, казалось бы, царствующий Борис не велик, а жалок, ибо в глубине души он не находит покоя, предчувствует свою гибель, его мучит голос совести, который он бессилен усыпить.

И точно так же Самозванец, приняв на себя роль убитого Димитрия, вынужден взять на себя все трагические последствия этого шага, – шага, который делает его игрушкой в чужих руках, обрекает на муки непреодолимого, вечного одиночества, постоянно напоминая ему в то же время о непрочности его успехов.

Обобщенные характеры-типы

Пушкин нарисовал в «Борисе Годунове» не только яркую, незабываемую картину избранной им эпохи.

Благодаря своему проникновению в дух русской истории, поэт, изображая мастерски политические события и нравы Смутного времени, давая емкие, впечатляющие, психологически глубокие портреты Бориса Годунова, Самозванца, Шуйского, Басманова, Марины Мнишек, смог в то же время гениально обрисовать ряд обобщенных характеров-типов и исторических ситуаций, воссоздающих общий склад, самую национально-историческую атмосферу жизни московской допетровской Руси и — еще шире — русской старины вообще. Не случайно уже первых слушателей и читателей трагедии особенно поразил образ Пимена, в котором Пушкин стремился нарисовать тип древнерусского монаха-летописца. Пимен, Юродивый, странствующие монахи отцы Варлаам и Мисаил, патриарх, молодой Курбский, Ксения Годунова, плачущая над портретом своего жениха,— не только образы-характеры одной конкретной эпохи, но и глубокие исторические характеры-типы, в которых воплощены общие черты быта и психологии людей древней Руси. Такой же обобщающий, типический смысл Пушкин сумел придать изображению основных исторических сил, действовавших и боровшихся на арене истории Руси не только в эпоху правления Годунова, но на протяжении многих других веков и десятилетий, – верховной власти, духовной и светской, бояр, служилого дворянства, народа. Мало того. Так же как «русские сцены» «Бориса Годунова» гениально воссоздают общий колорит русской истории, сложившейся в течение многих эпох ее развития, впитали в себя дух и приметы не одной, но многих ее эпох, так “польские” сцены и персонажи трагедии (как и в «Иване Сусанине» М. И. Глинки, опиравшемся в работе над музыкой этой своей гениальной оперы на опыт Пушкина — исторического драматурга) представляют собой аналогичный сгусток черт и примет многих эпох в истории старой аристократически-шляхетской Польши, воссоздают ее общий местный национально-исторический колорит.

Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: “Наука”, 1995

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/boris_godunov_geroi_boris_godunov_samozvanec_i_drugie/53-1-0-369

Пушкин – Борис Годунов: краткое содержание

«Борис Годунов» главные герои

В наш век стремительных скоростей, не всегда есть возможность посвятить время классической литературе, прочесть произведение от корки до корки, тем не менее, знать его необходимо, если ты — учащийся школы или студент гуманитарного вуза.

Для данной категории как раз и сделан обзор трагедии А.С. Пушкина – Борис Годунов краткое содержание, которая была написана в 1825 году во время ссылки поэта. Создавал поэт свое произведение, впечатленный  «Историей государства Российского».

Драма эта, в подражание Шекспиру написана, в основном белыми стихами, которые перемежаются прозаическими сценами. Гениальная драматическая повесть рассказывает о царствовании Бориса Годунова и последующем восхождении на престол Лжедмитрия I.

Пушкин читал своего «Бориса Годунова» самому императору Николаю I, который так впечатлился услышанным, что отменил дальнейшую ссылку поэта.

Скорее всего, такая реакция императора на произведение, посвященное непростой теме «власть-человек», говорит о его лояльности и демократических взглядах, насколько это было возможно в то время.

  1. В центре произведения стоит, несомненно, личность БорисаГодунова, который виновен в смерти сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия.

    Одиозная фигура – ДмитрийОтрепьев, самозванец, выдававший себя за убиенного царевича.

    В результате своих козней и хитроумных планов, Лжедмитрию удается свергнуть Годунова и уничтожить всю его семью.

    КнязьШуйский – также неоднозначный персонаж. Он хитер и лукав, готовый служить «и вашим, и нашим».

  1. Среди других персонажей, играющих второстепенную роль с разворачивающихся драматических событиях, МаринаМнишек, влюбившая в себя  ГришкуОтрепьева и выведавшая у него все его  планы.Кроме того, в трагедии звучат имена князя Воротынского, бояр Мосальского, Басманова, Пушкина, отца Пимена, летописца, свидетеля убийства царевича Дмитрия, детей Бориса Годунова – Федора и Ксении, юродивого Николки и бродяг-чернецов Варлаама и Мисаила.

Идет 1598 год. После кончины царя Федора Иоанновича, народ умоляет его шурина Бориса, укрывшегося ото всех в монастыре, принять корону. Бояре, патриарх также уговаривают Бориса на царство.

Князь Воротынский переживает, что будет дальше, если Годунов не согласится взойти на престол. Шуйский уверен в успехе предприятия, иначе убийство царевича Дмитрия просто бессмысленно. С другой стороны, князья уверены, что и они могли бы с не меньшим успехом править страной. Тут вдруг доносится шум, это на Красную площадь собирается народ, который жаждет видеть Бориса Годунова на престоле.

Многие бессильно рыдают, кто-то начинает кричать. В толпе смятение, неразбериха. В конце концов, поддавшись общему настроению и долгим уговорам, Борис Годунов соглашается принять власть.

Однако он предупреждает, что делает это только по большой необходимости. Сам он не хочет власти.

Почему так долго не решается Борис Годунов сесть на трон? Возможно, он уже тогда предчувствует беду, запах которой буквально витает в воздухе.

Чудов монастырь

Далее действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре, в келье сидят монахи. Проснувшись, молодой монах Григорий с интересом наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Не в силах держать в себе свой странный сон, повторявшийся целых три раза, он рассказывает его всем присутствующим.

Старец пытается списать увиденное на молодость монаха, его бурлящую кровь, однако Григорию явно не дают покоя его ночные видения. Он уже жалеет, что так рано, не узнав, как следует, жизни, стал монахом.

Тем временем Пимен вдруг вспоминает приход в монастырь и покаяние самого Иоанна Грозного. Пытливый Григорий просит старца рассказать о расправе над малолетним царевичем Димитрием.

Григорий понимает, что сейчас убиенному было бы столько же лет, сколько и ему самому.

Старец рассказал молодому монаху (Гришке Отрепьеву), что на время убийства, в котором подозревали Бориса Годунова, мальчику было около семи лет. Отрепьев, он потрясен услышанным и вскоре сбегает из монастыря. У него уже созрел план: он назовет себя царевичем Димитрием и взойдет на престол.

Тем временем очень тревожно и неспокойно на душе Бориса Годунова, который мучается воспоминаниями об убийстве ни в чем не повинной души юного царевича и страшными сновидениями.

Самозванец направляется в Москву

Самозванец добирается до самой литовской границы и решает остановиться на ночлег в корчме, вместе бродячими монахами. Однако, неожиданно на постоялом дворе, появляются сторожевые приставы, которые разыскивают преступника, объявившего себя царевичем.

Приметы, которые те зачитали, совпадают с приметами Отрепьева. Самозванцу грозит арест, его пытаются поймать, однако шустрому Григорию удается бежать.

Тем временем по Москве ползут недобрые слухи о самозванце. Князь Пушкин передает их князю Шуйскому, а тот обо всем сообщает самому  Борису Годунову. Император очень напуган, он требует у Шуйского признания, на самом ли деле царевич Димитрий был убит тогда. Борис негодует, он сыплет угрозы в адрес Шуйского, принесшего ему недобрую весть.

Тем временем Отрепьев, будучи в Кракове, за поддержку со стороны поляков обещает им, что, взойдя на престол, сам станет католиком и обратит в католичество всех своих подданных. Те готовы помогать самозванцу, с радостью поддерживают Гришку Отрепьева и донские казаки.

Григорий Отрепьев движется по направлению к Москве. По дороге, он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Во время свидания с Мариной Мнишек, Отрепьев раскрывает перед ней все свои карты. Она узнает, что он никакой не царевич Димитрий, а всего лишь самозванец.

На его чувства Марина на самом деле не отвечает, ею движет холодный расчет. И то ли в шутку, то ли всерьез дает Григорию обещание стать его супругой, как только он взойдет на престол.

Конец династии Годуновых

Тем временем Борис Годунов в страшных раздумьях, он призывает к себе бояр, чтобы совместно придумать план, как расправиться с самозванцем.

А на могиле убиенного царевича происходят настоящие чудеса. Отрепьев продолжает идти на Москву, а Годунов вдруг умирает при невыясненных обстоятельствах.

Лжедмитрий, по приказу князя Пушкина, провозглашен царем, с семьей Годунова расправляются очень жестоко.

И детей, и жену вскоре находят задушенными, а народу объявляют, что они, якобы, отравились. И когда люди узнают, что отныне править ими будет самозванец, они безмолвствуют. Однако, это не просто молчание, это молчание-протест. Это говорит о том, что народ не такой уж и глупый, как о нем думают власти. Он тоже умеет думать и делать выводы.

Власть Лжедмитриев

Согласно идее, вложенной Пушкиным в данное произведение, России необходима крепкая рука, власть, которая бы думала не только о своей выгоде, но и о чаяниях народа. И, конечно, эта самая власть ни в коем случае не должна быть опорочена чьей-то безвинно пролившейся кровью, погубленной жизнью.

Именно поэтому народ, который вначале, не зная истины, слепо поддерживал Бориса Годунова, затем стал его люто ненавидеть. Кроме убийцы, он увидел в нем еще и деспота, который заботится только о своем благе и совсем не думает о движущей силе государства – о самом народе.

По трактовке Пушкина, именно в этом настоящая трагедия Бориса Годунова. В том, что он лишился уважения масс. Народ, который делает историю, всегда остается на бобах. Созданными его трудом благами пользуются все, кроме него самого.

И пока он молчит и думает, что ничего не способен изменить, властвуют Лжедмитрии…Однако доколе хватит его поистине безграничного терпения?

Известный русский критик Белинский назвал «Бориса Годунова» первой подлинно русской драмой, которая создана на принципах реализма и историзма. За Пушкиным, руководствуясь этими же принципами, стали писать свои произведения и другие писатели и поэты.

Тест по трагедии Борис Годунов

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА

Источник: http://vse-kratko.ru/boris-godunov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.