Безударная чередующаяся гласная корня

Содержание

Корни с чередованием гласных: происхождение, правописание безударных гласных, примеры и таблица

Безударная чередующаяся гласная корня

> Русский язык > Корни с чередованием гласных: таблица и примеры

Корень — основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков.

За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис, грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна.

И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

  • Происхождение чередующихся гласных в корне слова
  • Правописание корней с чередующимися гласными
  • Другие случаи чередований

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

: буквы “о” и “е” после шипящих в корне слова.

В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.

Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.

Происхождение чередующихся гласных в корне слова

Откуда в русском языке корни с аблаутом — обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.

: пословицы о семье и семейных ценностях для 5 класса.

Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?

  1. Из праиндоевропейского языка. Например, из него происходит, наверное, самый «старый» аблаут – е/о. Существовал он ещё в те времена, когда не только русского, но и славянского языка не было. Типичный пример: нести — носить, везти — возить.
  2. Из праславянского языка. В нём гласные были краткие и долгие. Со временем это явление исчезло, а следы остались. Пример такого чередования: приложить – прилагать.
  3. Следствие падения редуцированных гласных. Когда-то буквы ъ и ь были гласными. Со временем они либо исчезли, либо превратились в гласные полного образования, а в некоторых корнях произошло и то, и другое: сон – сна.
  4. Следствие исчезновения дифтонгов и носовых звуков. От них оставался один звук, но не всегда. И следы этого мы видим в таких примерах, как: выть – воет, сухой – сохнет, время – времена, тяга – тугой, виться – взвейтесь.
  5. Из церковнославянского языка. При его влиянии в русском языке появились пары слов вроде город – град, голова – глава, молоко млекопитающие, берег – прибрежный, разровнять – выравнивать.

Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словахжать, пожинать, жница, пожимать такое разнообразие в корне – следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.

Правописание корней с чередующимися гласными

Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки.

Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются.

Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне.

критерий выбораправило и примерыисключенияпримечания и особые случаи
суффикс за корнеме/и. Если за корнем суффикс -а-, то в корне пишем и. В остальных случаях – е. берём – забираем, умирать – умереть, стирать – стереть, отжигать – сжечь, отпирать – отпереть застилать – стелить стирать – тереть блистать – блестеть, читать – прочестьсочетать, чета, протирка задираиногда чередуются с нулём звука: забрать, запрём
а(я)/им, а(я)/ин. Если после корня суффикс -а-, в корне пишем -им-, -ин-. В других случаях пишем а. сжимать – сжать, пожинать; понять – пониматьзажинки, дожинки (фольклорные термины, относящиеся к жатве) жом, выжимкаиногда чередуются с нулём звука: жница
-кас-, -кос-, -лаг-, -лож-. Если за корнем суффикс -а-, пишем а, в противном случае – о. касаться – коснуться, полагать положитьполог, пролог
ударение-гар, -гор-, твар-, -твор-, плав-, плов-, -клан-, -клон-. -а- под ударением, о без ударения. кланяться – уклоняться, загар – гореть, плавать – пловец, творить – тварь. -зар-, -зор-. Под ударением о, без ударения а заря – зоренькаутварь, пловец, а так же слова, где под ударением о: поклон, затвор зоревать, заревов корне -плав-, -плов- может быть чередование с ы: плыть, плывун.
буква за гласной-рост-, -рас-, -ращ-. Перед -ст- и -щ- пишется а, перед -с- о расти, выращенный, рос -скак-, -скоч-. а перед -к-, о перед -ч- скакать – выскочитьросток, рост, ростовщик, подросток, отрасль, роща скачок, скачу, скачки, скок
лексическое значение-мак-, -мок-. Пишем а в значении “погрузить в жидкость”, о в значении “пропустить жидкость через” макать – мокнуть -равн-, -ровн-. Пишем а в значении “одинаковый”, о в значении “прямой” равенство, ровный, уравнение, подровнять -крап-, -кроп-. Пишем о в значении “обрызгать”, а в значении “покрыть мелкими пятнами” окропить – крапленыйравнина, равняйсь!, поровну, уровень, равнение, ровесник
глагольный суффиксо/а. в некоторых глаголах несовершенного вида с суффиксом повторяемости действия -ыва-, -ива- корневая о меняется на а говорить – уговаривать просить – упрашивать мочить – замачивать топтать – утаптыватьне следует проверять безударную гласную по глаголу с суффиксами -ыва-, -ива-

Другие случаи чередований

Таблица, конечно, не описывает всех слов с чередующимися гласными в корне. Есть и очень интересные случаи с ними, например:

  • корень -вес-, -вис-. В нём пишется е под ударением и и без ударения, но своеобразной точкой отсчёта служат слова вес и висеть. А вот в словах, образованных от них, это правило не работает: производные слова сохраняют ту букву в корне, которая была в изначальном слове. Наапример: висеть – вис – виснуть, вес – весы – весовой.
  • корень -сид-, -сед-. Выбор гласной зависит от твёрдости или мягкости д: сидеть, сидячий, сиденье, седло, заседать. А дальше опять работает правило словообразования: отсидка, сёдельник. Данный корень чередуется так же с -сад-, -саж-, -сяд-: посадить, сажать, сядем.

Отзывы и комментарии

Источник: //obrazovanie.guru/russkij-yazyk/korni-s-cheredovaniem-glasnyh-tablitsa-i-primery.html

Чередующиеся безударные гласные в корне слова: конкретные примеры и правило

Безударная чередующаяся гласная корня

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием согласных и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

Основные правила

Согласно морфологическому принципу русского языка, написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-;
  • согласным, стоящим после гласной;
  • позицией — под ударением или нет;
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а», подбирая однокоренное слово «кланяться».

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В прилагательном «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение).

При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения.

Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания «ст», замечают только согласный «с», поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о».

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к», а согласный «ч» требует написания «о». Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а», в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о», поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч».

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

КорниУсловия выбораПримерыИсключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться»а – есть суффикс –а-;о – нет суффикса -а-касающийсясоприкосновение
лаг/ложпредположениевозлагатьполог
тер/тир в значении «трёт»пер/пирбер/бирмер/мир в значении «умер, замрёт»дер/диржег/жигблест/блистстел/стилчет/читим-ин/а-яи – присутствует -а-;е – отсутствует -а- Протирание, вытершийперила, подпиратьвыберет, выбиратьвымирание, умервыдернувший, придирающийсясобирание, неразберихавыжегший, сжиганиеблистающий, заблестевшийвыстилать, постелившийвычесть, вычитание, почести, почитаниеперенимать, приминать, перенять, примять выжигасочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и», если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е». Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е», проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», наречие «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а».

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники).

К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

Источник: //uchim.guru/russkij-yazyk/chereduyushhiesya-glasnye-v-korne-slova.html

Безударная гласная в корне

Безударная чередующаяся гласная корня

Холодный или халодный? Вырастет или выростет? Корабль или карабль? Вопрос о выборе правильной гласной при написании этих слов возникает, потому что на гласную в корне не падает ударение. В этой статье пойдет речь о том, как правильно писать эти и другие подобные слова.

Все слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы:

  • Слова с проверяемой безударной гласной корня
  • Слова с чередующейся гласной в корне
  • Слова с непроверяемой безударной гласной корня.

Слова с проверяемой безударной гласной корня

Это слова, к которым можно подобрать однокоренное проверочное слово, в котором на ту же самую гласную корня падает ударение. При этом в неударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге проверочного слова.

Примеры

1) ух…дить Можно подобрать проверочные слова ход, уход. В этих словах на букву о падает ударение, поэтому сомнений в том, как они пишутся, не возникает. Значит, правильное написание – уходить.

2) аргум…нтировать Можно подобрать проверочное слово аргумент, в котором ударение падает на букву е. Значит, правильное написание – аргументировать.

Важно подобрать правильное проверочное слово. Рассмотрим слова просв…щение и посв…щение. Проверочное слово для слова просв…

щениесвет, поэтому надо писать просвещение. Проверочное слово для слова посвящениесвятость, поэтому посвящение пишется через букву я.

Проверочное слово должно быть однокоренным, то есть непременно близким по смыслу.

Приведем несколько слов, которые могут вызвать трудности при подборе проверочного:

извинение — невинный; нагромождать — громоздкий (а не громада); неиссякаемый — иссякнуть (а не иссечь); обнажать — наг; образцовый — образчик; пастух — пас, подпасок; поглощать — глотка; покорять — покорный (а не кара); постигать — постигнуть (а не стегать); разлиновать — линия.

Гласные о — а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Глагол с безударной гласнойПравильное проверочное словоПарный глагол, который нельзя использовать для проверки
опоздатьпоздноопаздывать
затопитьзатопитзатапливать
проглотитьглоткапроглатывать
раздвоитьдвоераздваивать

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

В русском языке есть целый ряд корней с чередующимися гласными: в одних словах такие корни пишутся с одной гласной, а в других словах — с другой. Слова с такими корнями можно по ошибке принять за слова с проверяемой гласной корня.

Список корней с чередующейся гласной нужно знать наизусть. Выбор гласной в таких корнях может зависеть от наличия в слове суффикса –а-, от ударения, от буквы, следующей за гласной, или от значения корня.

Корни, написание которых зависит от наличия в слове суффикса –а

  • кос– — –кас-: коснуться — касаться
  • лож– — –лаг-: положить — полагать
  • мер– — –мир-: замереть — замирать
  • бер– — –бир-: уберу — убирать
  • пер– — –пир-: запереть — запирать
  • дер– — –дир-: задеру — задирать
  • тер– — –тир-: стереть — стирать
  • блест– — –блист-: блестеть — блистать
  • стел– — –стил-: стелю — застилать
  • чет– — –чит-: вычет — читать
  • жег– — –жиг-: выжег — обжигать

Исключения: сочетать, сочетание, обжиг (керамики).

Корни с чередованием а(я) — им, ин пишутся с буквой и, если в слове есть суффикс –а-:

  • ня– — –нима-: понять — понимать, заняться — заниматься
  • ча– — –чина-: начать — начинать
  • мя– — –мина-: размять — разминать, упомянуть — упоминать
  • жа– — –жима-: разжать — разжимать.

Корни, написание которых зависит от ударения

  • Корни, в которых без ударения пишется о: –гор-, –клон-, –твор-. Примеры: гореть, поклониться, творить.
  • Корни, в которых без ударения пишется а: –зар-, –плав-. Примеры: заря, поплавок, плавучий (мост).

Под ударением во всех этих корнях пишется та гласная, которая слышится: загар, кланяться, поклон, зори, зарево, плавать, заплыв.

Исключения: утварь, пловец, пловчиха, плывун, плывучий (песок).

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

Запишите букву, которая должна стоять на месте пропуска.

  • рос– — –раст-, –ращ-: в корне –рос– пишется о, в корнях –раст-, –ращ– пишется а. Примеры: выросли, вырасту, выращенный.
  • скоч– — –скак-: в корне –скоч– пишется о, в корне –скак– пишется а. Примеры: выскочу, скакать.

Из этого правила много исключений.

Исключения:

  • росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль
  • скачок, скачу (и другие формы: скачешь, скачет, скачем, скачете, скачут), скачкообразный.

Корни, написание которых зависит от значения

  • мак– — –мок-: слова со значением «погружать в жидкость» пишутся через а, а слова со значением «пропускать жидкость» пишутся через о. Примеры: обмакнуть перо в чернила, вымокла под дождем.
  • равн– — –ровн-: слова, указывающие на равенство, сравнение, пишутся через а; слова, указывающие на ровность, гладкость, пишутся через о. Примеры: уравнение, выровнять пол.

Исключения: равнина, поравняться, поровну, уровень, сровнять (с землей, в значении «уничтожить»).

Во всех спортивных и военных выражениях пишется корень –равн-: сравнять счет, равнение направо, подравнять ряды, выравняться, Равняйсь!

Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.

Вот списки слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.

А–В

абсолютныйавангардавангардныйавантюраагиткампания (от слова кампания в значении «действие»)агрономакадемияакварельныйальманаханомалияапелляцияапельсиновыйаплодироватьбагровыйбаллонберлогабеседующийбеспрецедентныйвакансиявакцинавариантвеликийвеликолепныйвинегретвестибюльветеранвиртуозвитражвосхищениевыразительный

Г–Ж

гектаргениальностьгениальныйгербарийгимназистгипнозгипотезагоризонтгорячийгосударственныйгромадныйдекларациядиагноздинамичныйдиректордирижироватьдокументдорогиедорожныйдоскональножелатьжелезнодорожный

З–К

завтрашнийзаинтересоватьигнорироватьиждивенецинтересинформационныйинформацияинциденткавычкикалендарькарьеракарьеристколичествоколыхатькомбинациякомментарийкоммерсанткоммуникабельныйкомпаньонкомпенсациякомпетентныйкомпоненткомпромиссконституцияконтиненткопошитсякоридоркорифейкоричневыйкоровакорректныйкорректоркоррекциякрестьянинкритерий

В значении «организованное действие» употребляется слово кампания.
В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово компания.

Л–Н

лазурьлелеятьлиловыйлингвистическийлотереямагистральмандариновыймеридианметафораметеорологиямеханикамеханизаторминиатюраминимальныймолокомотивнаваждениенаречиенеохотно

О–Р

обоняниеозабоченныйокаймлятьоколдоватьопределитьоригинальныйорнаментошеломлённыйпалисадникпанорамапапоротникпейзажполироватьпоразительныйпоролонпосещатьпредварительныйпрезидентпреодолениепретензияпривилегияприоритетныйпрогреметьпродемонстрироватьпроцедурараздражатьсяреальныйрегионрежимремесленныйрецензияреставрироватьрешить

С–У

семинарсериалсимпатиясистемаситуациясобакасобеседованиесовестьсражатьсястереотипстипендиясуверенитетторжественныйторопливыйтрадиционныйудовлетворительноудостоенудостоитьуничтожатьутрамбовать

Ф–Ц

фамилияфигурироватьфилармонияфилологияфилософияфрагментарныйфразеологизмхарактерхарактеризоватьхарактеристикахореографическийцеремония

Ч–Э

человекшедеврэквивалентныйэкспозицияэкспериментэлементэтикетка

На самом деле, слов с непроверяемой безударной гласной корня намного больше. Очень сложно перечислить и выучить их все. Поэтому, если в корне слова нет чередующейся гласной (а корней с чередующейся гласной немного, и их следует помнить наизусть) и вы никак не можете подобрать проверочное, очень вероятно, что перед вами слово с непроверяемой безударной гласной корня.

Задачи для самостоятельного решения: #задание8

Источник: //lampa.io/p/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5-0000000099d5c3699ada91b6ba892003

Задание 9. Правописание гласных в корне слова

Безударная чередующаяся гласная корня

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) р..скошный, прис..гать, гр..за

2) покл…ниться, з..ря, р..стовщик

3) арб..траж, спец…алист, л..гушка

4) заск..чить, оз..рённый, приг..реть

5) с..реневый, вл..жение, р..сти

Ответ:24

 

Задание 9 (бывшее задание 8) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых все три слова пишутся в соответствии с правилом, указанным в задании. 

Обращаем внимание на то, что в формулировке задания может быть предложено одно из трёх правил: 

правописание корней с проверяемой безударной гласной;  

правописание корней с чередующейся гласной;  

словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить. 

В ответ выписываем не слова, а номера строк. 

Важная особенность задания 2019 года – ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.  

Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

Что нужно знать для правильного выполнения задания:  

1. правописание корней с проверяемой безударной гласной;  

2. правописание корней с чередующейся гласной;  

3. словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить. 

Если вы нашли слово, в котором есть чередующаяся гласная в корне, то вы нашли правильный ответ. 

Источник: //www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9w5fdh4pg8byk73i99gpdwl

Чередующиеся гласные

Безударная чередующаяся гласная корня

1. В корне гар-гор- под ударением пишется а, без ударения — о; зага́р, уга́р — загоре́лый, угоре́ть.
Исключения: вы́гарки, и́згарь, при́гарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: за́рево, зо́рька — зарни́ца, озаря́ть.
Исключение: зорева́ть.

3. В корне кас-кос(н) — пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях — а: касаться, касательная — коснуться, прикосновение.
4.

В корне клан-клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: кла́няться, покло́н — поклони́ться, поклоне́ние.
5.

В безударном корне лаг-лож- перед г пишется а, перед жо: предлага́ть, прилага́тельное — предложи́ть, обложе́ние.

Исключение: по́лог (семантически уже не связывается с корнем лаг-лож-).

6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила.

Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́ть написанное.

Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.

7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́вать, плаву́честь, поплаво́к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- — в слове плывуны.

8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- — в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.

: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) — выровнен (сделан ровным).
9.

В корне раст-рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение — выросший, заросль, поросль.

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10.

В безударном корне скак-скоч- перед к пишется а, перед чо: подскака́ть — подскочи́ть.
Исключения: скачо́к, скачу́.
11.

В корне твар-твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тварь, тво́рчество — твори́ть, творе́ц.
Исключение: у́тварь (семантически уже не связывается с корнем твар-твор-).

В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́ть — угова́ривать, затро́нуть — затра́гивать, зарабо́тать — зараба́тывать (см. § 1, примеч. 2).

Чередование е и и

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс — а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им, а(я) и ин

13.

В корнях с чередованием а(я)им, а(я)ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс — а-: сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс — а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т. д.

Источник: //gramatik.ru/chereduyushhiesya-glasnye/

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова

Безударная чередующаяся гласная корня

В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова.
  • Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
  • Чередующиеся гласные в корне слова.
  • Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать — опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.

Чередующиеся гласные в корне слова

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
  • написание зависит от ударения;
  • написание зависит от конечной согласной корня;
  • написание зависит от значения слова.

Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

-кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Написание зависит от ударения

В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения — -а-.

Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

-клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения — -о-.

-скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

Написание зависит от конечной согласной корня

В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

Написание зависит от значения слова

В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

-мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.

Кроме того, исключением является слово взимать.

После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

Источник: //xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.