«Белые ночи» главные герои

Содержание

Достоевский, «Белые ночи»: анализ | Литерагуру

«Белые ночи» главные герои

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М.

Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек».

Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта.

А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом.

Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции.

Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями.

Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит.

Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм.

Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М.

Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой.

Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом.

Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма.

Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои.

Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно.

Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы.

Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний.

Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ.

Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце.

Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя.

Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком.

Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна».

Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее.

В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей.

Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька.

В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами.

Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение.

Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке.

Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить.

«Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения.

Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «белых ночей» от других произведений достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные.

Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья.

Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого.

Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Дарья Хапилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-povesti-dostoevskogo-belye-nochi/

Достоевский – Белые ночи, краткое содержание

«Белые ночи» главные герои

Сентиментальный роман Федора Достоевского “Белые ночи” не включен в школьную программу за его “нетипичность” для творчества этого автора. Краткое содержание повести Достоевского “Белые ночи”, к сожалению, вряд ли передаст саму поэтику белых ночей, гимном которым и является это произведение.

Есть в Петербурге такие уголки, говорит автор, где и солнце не то, что светит прочим людям. Сентиментальный роман «Белые ночи» – именно так его позиционировал автор – представляет собой классический треугольник. Главный герой повести Достоевского “Белые ночи” любит героиню, героиня любит другого.

И хотя здесь неприменимо пушкинское «всюду страсти роковые», но по-прежнему «от судеб защиты нет».

Главный герой, мечтатель двадцати шести лет, асоциальный тип, как сказали бы сегодня, остается в Петербурге, когда все общество отправляется на дачи.

И хотя он не особенно нуждается в обществе, его охватывает беспокойство, что, вот, люди, которых он привык видеть на прогулке, не появятся здесь до следующего сезона, и он останется совсем один. И он отправляется бродить по городу, любуясь белыми ночами, мечтая и фантазируя.

В таком взволнованном состоянии он и встречает плачущую девушку на мосту. Красавица в желтой шляпке с отчаяньем смотрит на воду канала, что справедливо настораживает нашего героя и заставляет озаботиться ее судьбой.

Поначалу девушка сторонится незнакомца и даже пытается от него поскорее уйти, но встреченный на улице пьяный прохожий своим некорректным поведением заставляет ее согласиться на предложение молодого человека с возвышенной душой проводить ее до дома. Герой деликатен. Он утешает ее, ни разу не упомянув о виденных слезах, а делает это так, будто бы не было никаких слез, никакого отчаянья в глазах.

Они знакомятся, говорят о пустяках, о Петербурге, о Настенькиной бабушке, которая никуда ее не отпускает и от которой она тайком убежала, – и им весело. Они договариваются встретиться и на следующую ночь.

Настенька предлагает мечтателю только дружбу, даже берет с него клятву, что он не влюбится в нее, и он клянется.

Но способен ли сдержать такую клятву молодой человек, который только и делает, что грезит об идеале ­– человек поэтического склада, романтически настроенный, мечтательный? Разумеется, к следующей встрече он уже по уши влюблен.

Моральная сторона

Здесь, через отношение главных героев повести Достоевского Белые ночи подымается злободневный вопрос: возможна ли дружба между мужчинами и женщинами. Можно ли дружить так, чтобы это не переходило в романтические отношения? Из-за самообмана в этой области возникает множество проблем во взаимоотношениях. И в этой повести это тоже создало проблемы для “участников” такой дружбы.

Вторая белая ночь была отмечена тем, что Настенька честно рассказала своему новому знакомому, как она «нашалила» два года назад, когда ей было всего пятнадцать лет.

Повествует она о своей первой любви, и предметом ее стал жилец, который снимал у них с бабушкой комнату.

Он давал Настеньке читать Пушкина и Вальтера Скотта, а однажды даже пригласил в оперу на «Севильского цирюльника».

Жилец знал, что бабушка пришпиливает Настеньку булавкой к своей юбке, и оттого Настеньке казалось, что он только из жалости так внимателен к ней.

Ее это очень ранило и тяготило, но постепенно эта досада переросла в такое безбрежное чувство, что ровно год назад молодая неопытная девушка сделала предложение предмету своей влюбленности, готова была бежать с ним, даже узелок собрала.

Жилец оказывается человеком благородным, но бедным. Жертву ее он не принял, но обещал приехать за ней, когда его дела поправятся, когда место хорошее получит и т.д. Просит он на это год.

И если через год не вернется, то она вправе считать себя свободной и избрать другого.

Теперь же этот год миновал, милого все нет, и Настенька бродит в ночи по Петербургу в волнении гораздо большем, чем наш мечтатель.

С тяжелым сердцем соглашается он исполнить ее просьбу – передать полное нетерпения письмо для того, которого она любит и ждет. Следующие встречи становятся для нашего героя мучительными.

Он видит в героине свой идеал, он готов молиться на нее, а она думает лишь о том, почему нет ответа на ее письмо, она в отчаянии, плачет и сокрушается.

Но вместе с тем мечтателя удивляет и сила этой девушки, когда она наконец берет себя в руки и принимает решение жить, оставив прежние мечты. Они даже позволяют себе строить совместные планы: поехать, например, на «Севильского цирюльника»…

Разумеется, мечтатель остается со своими мечтами, Настенька воссоединяется со своим долгожданным рыцарем, и в некотором роде это и есть счастливый конец, обычно романам Достоевского несвойственный. Возможно, именно за эту нетипичность его и не включают в обязательные списки, а ведь это как раз достоинство, а не недостаток.

Анализ книги

Достаточно трудно произвести анализ повести Белые ночи Достоевского. Сложность заключается в том, что эта книга нетипична для автора. В книге автор практически не дает оценочных суждений, поэтому трудно понять на чьей он стороне. Но все же, гениальный писатель не мог не оставить нам ценную пищу для размышления.

При внимательном изучении книги становится понятно, что автор с подозрением относится к излишней мечтательности главного героя. Подобная мечтательность выглядит красиво, но не переходит в какие-то реальные отношения.

А наличие отношений, определяет социальную значимость человека. Если вы очень хороший человек, но у вас нет хороших отношений с людьми, то вы не сможете поделиться свой хорошестью. Не сможете обогатить этот мир своей личностью.

И, как мне кажется, именно в этом и заключается главная мысль повести Достоевского “Белые ночи”.

Отзыв о книге

Поэтому, мой отзыв о книге Достоевского Белые ночи – самый положительный, это именно то, что должны читать современные люди. В век Интернета мы все становимся виртуальными мечтателями, оторванными от реальной жизни. Если вам нужно написать сочинение про повесть Белые ночи, то вам нужно непременно упомянуть о практической полезности этой книги для современного читателя.

Если Федор Достоевский ваш любимый писатель, тогда ознакомьтесь со списком его произведений. Не даром он считается одним из самых велики русских писателей, его вклад в отечественную и зарубежную литературу – неоценим.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/belye-nochi.html

Ф.М. Достоевский

«Белые ночи» главные герои

Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».

Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись».

Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.».

Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» – описание быта героев, их характеристики.  

Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя – это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.

Жанровые особенности, композиция, содержание повести

Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками:  «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению.

Первый – прямо, второй – косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов.

По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».

Однако жанрово «Белые ночи» – это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными,  честными в своих чувствах.

Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице.

Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай – живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай – соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет).

Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: «…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья – это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.

Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро».

Построение символично: романтические ночи – стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра – прозрения.

Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.

Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.

Сюжет повести

Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный.

 Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние.

Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку.

Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель – полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель

Мечтатель – 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими – например, женщинами.

Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду.

Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались – ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Подробнее: Мечтатель: характеристика и образ героя

Настенька

героиня, 17-летняя девушка Настенька,  противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья.

Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «глазки»,  «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка.

Повадками ребенок, сердцем это – настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства.

В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности – жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Подробнее: Настенька: характеристика и образ героини

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти – он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой – это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8.html

Белые Ночи Федора Достоевского – краткое содержание по главам: кто написал, главные герои и о чем написана повесть

«Белые ночи» главные герои

Известный всему миру великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, именно тот, кто написал «Белые ночи», на первый взгляд мало чем примечательную повесть. Но произведение полно нежности и благодарности. Герои неуловимы словно призраки, и в то же время похожи на многих и многих. Сюжет незамысловат, но финал неожидан и светел, хотя весь пронизан грустью.

Краткое содержание повести

Стоит сделать краткий пересказ по главам, чтобы понять, что же необычного есть в повести.

Все произведение делится на ночи, проведенные в ожидании жениха:

  1. Первая ночь. Герой — средний чиновник, проживший в Петербурге не один год и оставшийся одиноким. Он гуляет вечерами в поисках знакомых, чтоб поздороваться и забыть об одиночестве. Встретив плачущую незнакомку, он ищет повод познакомиться и находит – к девушке пристает пьяница. Чиновник провожает ее домой и договаривается о дружеском свидании.
  2. Вторая ночь. Во время второго свидания герой признается, что его жизнь полна лишь пустых мечтаний и одиночества. Настенька же обещает быть ему другом и рассказывает свою историю.
  3. В повести «Белые ночи» монолог Настеньки выносится в отдельную главу, поскольку он важен, как типичная картина несчастной сироты. Рано оставшаяся на попечении бабушки, девочка прожила всю жизнь приколотая к бабушкиной юбке булавкой. Попытка бегства окончилась скандалом и большими ограничениями. Вскоре в жизнь девушки ворвался молодой человек – новый постоялец. С ним, пожалевшим Настеньку, пришли книги, театр и любовь. К сожалению, скоро молодой человек собрался в Москву. Бедная влюбленная девушка прибежала и рассказала о любви, желании уехать с ним и своем горе. Но бедность стала между ними стеной. Возлюбленный обещает вернуться через год, и встретиться на этом месте в 10 вечера. А вчера не пришел.
  4. Третья ночь. Чиновник приходит с тяжелым сердцем, после того как отнес письмо от Настеньки ее возлюбленному. Мечтатель чувствует, что сам полюбил эту нежную девушку, но боится нарушить ее жизнь. Долгожданный возлюбленный не появился. Они снова договариваются о встрече, если не будет дождя. 
  5. Четвертая ночь. Идет дождь и герой прождав немало, все же пошел домой. В тот же вечер он решил признаться в любви. На следующий вечер они встречаются, и Настенька окончательно разочаровывается в любимом. Она благосклонно принимает признания чиновника в любви, и покоренная благородством, соглашается жить вместе в мезонине бабушке, обещая со временем полюбить в ответ. Мечты о долгой жизни вместе прерываются неожиданно пришедшим прежним возлюбленным. Настенька бросается в объятья к нему, и счастливая уходит домой.
  6. Утро. Заболевший и расстроенный герой получает письмо от Настеньки, в котором узнает о скорой свадьбе. Девушка заверяет его в нежнейшей дружбе. Несмотря на горе и печаль, герой смог сохранить благодарность к женщине, пробудившей в нем светлые чувства.

! Роман Бесы Достоевский: краткое содержание произведения

Образы героев

Нарисованные мазками и полутонами главные герои «Белые ночи», кажутся лишь отражениями тысяч реальных людей. Не зря у мечтателя нет имени. Он лишь образ, лишь тень. Не имея друзей, не болея работой или заботами, он сам осознает свою чуждость миру и обществу.

Сравнивая себя с грязным уличным котенком, он ищет хотя бы проблеска тепла, ласки и внимания. Над ним смеются из-за того, что нет девушки, интересов, и это смех лишь дальше откидывает его от общества, словно пинок. И впервые находя светлое чувство, чиновник отдается этому человеку всей доверчивой и тонкой душой.

Девушка встретилась главному герою ночью, как уже описывало краткое содержание Белых ночей.

 История Настеньки, тоже словно вырвавшейся из тюрьмы, где не имела ни друзей, не интересов, тоже поражает читателя. Жизнь проходила мимо нее, не затрагивая, но маня.

Она тоже отдалась всем сердцем первому чувству, первому ласковому слову, первому интересу. Привязанная к стареющей опекунше она рвется на свободу, но не имеет ее.

Важно! Здесь проходит кардинальное различие героев. Чиновник не имеет связей с миром, потому что живет в мечтах и не понимает мира, который окружает его. Настенька же не имеет почти никаких связей с миром из-за страхов бабушки, но она рвется наружу, к людям, чтоб стать частью мира. Эти двое одиноких людей идут в разные стороны. Настенька для героя — единственный свет в окошке, а мечтатель для нее лишь поддержка в трудном испытании.

Анализ и размышления

Итак, в повести «Белые ночи» основная мысль – значение в жизни обычного человека случайной встречи и благодарности за эту встречу. Герой не обозлился на Настеньку, не стал ее ненавидеть за отказ любить, но сохранил тихую благодарность за то, что она была, понимала и стала другом. А девушка осталась благодарна, что мечтатель поддержал ее в эти трудные дни.

Наравне с главными героями, важно в книге «Белые ночи» описание города. Время действия – весна, Петербург пропитан неизъяснимой романтикой. Он полон цветов, ароматов и блеска воды. Вечера его светлы, хотя и свежи.

К сожалению, чаще многочисленные жители страдают от дождя и сырости, чем радуются солнышку и теплу.

Может именно поэтому в городе там много несчастных, одиноких и ищущих чего-то людей? Много гуляющий герой уже привычно делит город на симпатичные и неприятные ему районы и места, каждому находя свои черты и отличия. Кстати именно с домами он дружит и даже узнает о здоровье.
Важно! Вообще Достоевский часто описывает этот город в своих романах и рассказах. Он выступает наряду с персонажами, влияет на них, опускает на дно тоски и даже убивает чахоткой. Зато в этой повести город мил и светел, его холод оборачивается свежестью, многолюдность счастливыми встречами.

Не разгадано, что лежит в основе повести Достоевского белые ночи, ее история создания.

То, что образ героя так размыт и не имеет ни имени, ни профессии, ни точного внешнего описания, в свое время позволяли отнести его к автобиографичному.

Некоторые современники узнавали в этом нелюдимом, трогательном мечтателе образ молодого Федора Михайловича. Другие же утверждали, что автор срисовал героя с близкого друга поэта А. Плещеева.

Важно! Современные же исследователи относят эту повесть в раздел утопий.

В ней идеальный мужчина – добрый, внимательный, робкий встречает достойную его чистую девушку и предлагает ей всю свою жизнь и себя.

И даже получив отказ, которому поспособствовало его участие, как посыльного, (а стоит помнить, что он предложил отнести письмо возлюбленному и отнес его), герои сохраняет лишь светлые чувства и благодарность.

Настенька тоже робка, хотя ее сердце томится от желания любить. Теряя возлюбленного, она не заламывает руки, не погрязает в тоске, а берет все в свои руки и признается в любви. Потом страдая от ожидания, отправляет письмо и все же получает желаемое.

! Роман Преступление и наказание: краткое содержание великого произведения

Определение жанра

Самое время определить понятнее какой же у книги «Белые ночи» жанр. В советских изданиях чаще всего он определяется как повесть. И правда, это короткое произведение с небольшими хронологическими рамками – 4 дня.

Рассказывается в нем последовательно обо всех рядовых, будничных событиях. Сам же автор назвал свое произведение сентиментальный роман, хотя он не дотягивает по объему, хронологии и масштабу.

Как уже было сказано, сегодня иногда жанр произведения определяется, как романтическая утопия с идеальными персонажами и чувствами.

Итак, что хотел сказать великий и пророческий Достоевский? «Белые ночи» о чем? История создания так и осталась в тайне.

В противовес его громоздким и тяжелым романам, трагическим и мрачным героям, страдающим от надломов, нарывов душевных, и вообще от мировой несправедливости, эта повесть полна света и легкости.

Ее герой, хоть и своеобразный лишний человек, и мечтатель, все же смог быть полезным. Вовремя спас Настеньку от приставаний. Ободрял и поддерживал, отнес письмо, а если бы не вернулся возлюбленный, то стал бы нежным супругом и смущенным отцом.

Он оказывается не полным ненависти отрицателем, а просто наивным и робким человеком, чье счастье еще возможно.

О чем рассказ белые ночи

Пересказ романа Достоевского Белые ночи



Источник: https://uchim.guru/literatura/povest-belye-nochi-dostoevskogo-kratkoe-soderzhanie-po-glavam.html

Характеристика мечтателя из повести

«Белые ночи» главные герои

“Белые ночи” – это повесть Федора Достоевского, которая была впервые опубликована в журнале “Отечественные записки” в 1848 году. Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости.

Возможно, именно этот человек является прототипом главного персонажа, так как известно, что в данное время он думал над собственным вариантом повести, герой которой витает в облаках.

Характеристика мечтателя из повести “Белые ночи” будет рассмотрена в нашей статье.

Все мы мечтатели

“Белые ночи”, по мнению многих исследователей творчества писателя, является одним из самых поэтических и светлых его произведений. Сам Достоевский, кроме того, писал о том, что все мы являемся в некоторой степени мечтателями. То есть повесть в каком-то смысле можно назвать автобиографичной.

Ведь Федор Михайлович, как и главный герой произведения, часто вспоминал о своих грезах. Он писал о том, что в юношеской фантазии любил представлять себя иногда то Марием, то Периклом, то рыцарем на турнире, то христианином периода правления Нерона и т.д.

Атмосфера этого произведения романтична, как и образы главных его героев – юной девушки и чиновника-разночинца. Оба они обладают чистой душой.

Повесть состоит из пяти частей. При этом в четырех из них описываются ночи, а в заключительной – утро. Молодой человек, главный герой, – это мечтатель, который прожил уже восемь лет в Петербурге, но не смог найти в этом городе друзей. Он вышел в один из летних дней на прогулку.

Но вдруг герою показалось, что на дачу выехал весь город. Являясь одиноким человеком, мечтатель ощутил с большой силой свою оторванность от остальных. Он решил отправиться пешком за город.

Возвращаясь с прогулки, главный герой заметил молодую девушку (Настеньку), рыдающую у перил канала.

Они разговорились. Этими событиями начинает повесть “Белые ночи” Достоевский.

Характер главного героя

Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер. Характерно, что своего героя Достоевский не назвал. Этот прием усиливает ассоциацию с близким другом писателя или самим автором. Всю жизнь образ мечтателя волновал Федора Михайловича. Он хотел даже написать одноименный роман.

Характеристика мечтателя из повести “Белые ночи” следующая. В произведении главный герой – это полный сил, образованный молодой человек. Однако он называет себя одиноким и робким мечтателем. Этот персонаж живет романтическими грезами, заменившими ему действительность.

Повседневные заботы и дела ему неинтересны. Выполняет он их лишь по необходимости и ощущает себя в этом мире чужим. Бедный мечтатель прячется в темных углах Петербурга, куда солнце никогда не заглядывает. Этот человек всегда сконфужен, он постоянно чувствует себя виноватым.

У героя нелепые манеры, бестолковая речь.

Внешняя характеристика мечтателя из повести “Белые ночи” очень скудная. Акцент делается автором на его внутреннем мире. Так, мы не можем сказать, чем он занимается, где служит. Это обезличивает его еще больше.

Мечтатель живет без друзей, а также никогда не встречался он с девушками. Из-за этого герой становится объектом неприязни и насмешек окружающих.

Сам он себя сравнивает с грязным, помятым котенком, с враждой и обидой смотрящим на мир.

Все время складывается такое ощущение, что главный персонаж является маленьким мальчиком или же снедаемым лихорадкой подростком. Путанные признания и чрезмерные эмоции, которые он выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации.

Он совсем не знает мира, как показывает характеристика мечтателя из повести “Белые ночи”. Если девушка решит связать свою жизнь с этим героем, ее ждут нежные вздохи, однако ни в гости, ни в театр такой человек ее не пригласит – только запрет дома и сделает заложницей сентиментальности.

Характеристика мечтателя позволяет сделать такой вывод.

Греховность жизни мечтателя, его творческие силы

Федор Михайлович считает, что такая призрачная жизнь является греховной, поскольку уводит человека из мира реальности. Он превращается в “странное существо” какого-то “среднего рода”. Мечтания главного героя в то же время имеют и творческую ценность. Ведь этот человек, как замечает Достоевский, является художником собственной жизни. Он творит ее по своему произволу каждый час.

“Лишний человек”

Мечтатель представляет собой тип так называемого лишнего человека. Однако лишь внутрь себя обращена его критика. Общество он не презирает, подобно Печорину или Онегину. Герой этот испытывает к незнакомым людям искреннюю симпатию. Мечтатель-альтруист способен служить другому человеку, прийти ему на помощь.

Отражение настроений в обществе в произведении

Многим современникам Достоевского была присуща склонность к мечтам о чем-то необычном и ярком. В обществе царили разочарование и отчаяние, которые были вызваны поражением декабристов.

Ведь не созрел пока подъем освободительного движения, приходящийся на 60-е годы. Федор Михайлович смог сам отказаться в пользу идеалов демократии от пустых мечтаний.

Однако главному герою “Белых ночей” так и не удалось вырваться из плена грез, хотя он и понял всю пагубность собственного мироощущения.

Настенька

Противопоставлена этому герою-мечтателю Настенька – активная девушка. Достоевским был создан образ романтичной и утонченной красавицы, которая является “родственной душой” героя, хотя и немного наивной и ребячливой. Вызывает уважение искренность чувств этой девушки, ее желание бороться за собственное счастье. Однако Настенька и сама нуждается в поддержке.

Любовь, которую пережил мечтатель

Достоевский (“Белые ночи”) в своем произведении описывает чистое, искреннее чувство мечтателя. Герою эгоистические побуждения неведомы. Он готов для другого пожертвовать всем, поэтому стремится устроить счастье этой девушки, не задумываясь ни на минуту о том, что любовь Настеньки – это единственное, что у него есть в этой жизни.

Чувство мечтателя доверчиво, бескорыстно. Оно так же чисто, как белые ночи. Любовь спасает героя от его “греха” (то есть мечтательности), позволяет утолить жажду полноты жизни. Однако печальна его участь. Он снова является одиноким человеком. Ф. Достоевский (“Белые ночи”), однако, не оставляет в финале повести безысходного трагизма.

Вновь благословляет мечтатель свою возлюбленную.

Повесть эта является своеобразной идиллией. Это авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства. Произведение “Белые ночи”, мечтатель в котором – персонаж обобщенный, типичный, – это скорее греза о красивой, другой жизни, чем отражение Достоевским действительности.

Мечтатели у Толстого и Достоевского

На представления главного героя о счастье (идеал сострадания и братства) интересно взглянуть через призму произведения Толстого “После бала”. Характеристика мечтателя (“Белые ночи”) в свете этого рассказа становится особенно рельефной.

Бесконечная оторванность от жизни и сентиментальность героя Достоевского резко контрастируют с глубокими переживаниями, присущими молодому романтику из произведения Толстого. Он в отличие от первого принимает жизненно важные, серьезные решения. Совершенно погружен в свои переживания герой Федора Михайловича.

Для него где-то в стороне существует внешний мир. Собственные грезы – единственный мотив для совершения того или иного действия, как показывает сравнительная характеристика мечтателя (“Белые ночи”) и его “двойника” из рассказа “После бала”.

Любая сентиментальность – показатель непонимания насущных потребностей, духовного одиночества, следствие чувства отчужденности от мира, владеющего человеком. Ф. Достоевский (“Белые ночи”) тем не менее сочувствует герою и не осуждает его.

Источник: http://fb.ru/article/176042/harakteristika-mechtatelya-iz-povesti-belyie-nochi-dostoevskogo

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.