«Белая гвардия» главные герои

Содержание

Булгаков, Белая гвардия: анализ произведения, краткое содержание, история создания и главные герои романа

«Белая гвардия» главные герои

Анализ “Белой гвардии” Булгакова позволяет подробно исследовать его первый роман в творческой биографии. В нем описываются события, происходившие в 1918 году на Украине во время Гражданской войны. Рассказывается о семье интеллигентов, которая пытается выжить в условиях серьезных социальных катаклизмов в стране.

История написания

Анализ “Белой гвардии” Булгакова следует начать с истории написания произведения. Автор начал над ним работать в 1923 году. Известно, что было несколько вариантов названия. Булгаков выбирал также между “Белым крестом” и “Полночным крестом”. Он сам признавался, что роман любил больше других своих вещей, обещал, что от него “небу станет жарко”.

Его знакомые вспоминали, что “Белую гвардию” он писал по ночам, когда у него холодели ноги и руки, просил, чтобы окружающие согрели воду, в которой он их отогревал.

При этом начало работы над романом совпало с одним из самых тяжелых периодов в его жизни. В то время он откровенно бедствовал, денег не хватало даже на еду, одежда рассыпалась. Булгаков искал разовые заказы, писал фельетоны, выполнял обязанности корректора, стараясь при этом выкроить время для своего романа.

В августе 1923 года он сообщил, что закончил черновик. В феврале 1924 года можно встретить упоминания о том, что Булгаков начал читать отрывки из произведения своим друзьям и знакомым.

Публикация произведения

В апреле 1924 года Булгаков заключил договор об издании романа с журналом “Россия”. Первые главы были опубликованы примерно через год после этого. При этом вышли только начальные 13 глав, после этого журнал закрылся. Отдельной книгой роман впервые вышел в Париже в 1927 году.

В России текст целиком издали только в 1966-м. Рукопись романа не сохранилась, поэтому до сих пор неизвестно, каким был канонический текст.

В наше время это одно из самых знаменитых произведений Михаила Афанасьевича Булгакова, которое было неоднократно экранизовано, ставилось на сцене драматических театров. Оно считается одной из самых значимых и любимых многими поколениями работ в карьере этого знаменитого писателя.

Краткое содержание

Действия разворачиваются на рубеже 1918-1919 годов. Место их – неназванный Город, в котором угадывается Киев. Для анализа романа “Белая гвардия” важно, где разворачивается основное действо. В Городе стоят немецкие оккупационные войска, но все ждут появления армии Петлюры, бои продолжаются всего в нескольких километрах от самого Города.

На улицах жителей окружает неестественная и весьма странная жизнь. В нем много приезжих из Петербурга и Москвы, среди них журналисты, дельцы, поэты, адвокаты, банкиры, которые устремились в Город после избрания в нем гетмана весной 1918 года.

В центре повествования – семья Турбиных. Глава семьи – врач Алексей, с ним ужинают его младший брат Николка, имеющий звание унтер-офицера, их родная сестра Елена, а также друзья всего семейства – поручики Мышлаевский и Шервинский, подпоручик Степанов, которого окружающие зовут Карасем. Все обсуждают судьбу и будущее любимого ими Города.

Алексей Турбин полагает, что во всем виноват гетман, который начал проводить политику укранизации, не допуская до последнего формирования русской армии. И если бы армия была сформирована, то ей удалось бы отстоять Город, под его стенами сейчас не стояли бы войска Петлюры.

Здесь же присутствует супруг Елены, Сергей Тальберг – офицер генерального штаба, который объявляет жене, что немцы планируют оставить город, поэтому им необходимо сегодня же уезжать на штабном поезде. Тальберг уверяет, что в ближайшие месяцы вернется обратно с армией Деникина. Как раз в это время она собирается на Дону.

Русские военные формирования

Чтобы защитить город от Петлюры, в Городе формируются русские военные соединения. Турбин-старший, Мышлаевский и Карась поступают служить под командованием полковника Малышева.

Но сформированный дивизион распускается уже в следующую ночь, когда становится известно, что гетман бежал из Города на германском поезде вместе с генералом Белоруковым.

Дивизиону больше некого защищать, так как не осталось законной власти.

В это же время полковнику Най-Турсу поручено сформировать отдельный отряд. Он угрожает оружием начальнику отдела снабжения, так как считает невозможным воевать без зимнего снаряжения. В итоге его юнкера получают необходимые папахи и валенки.

14 декабря Петлюра нападает на Город. Полковник получает прямое указание оборонять Политехническое шоссе и при необходимости принять бой. В разгар очередного сражения он отправляет небольшой отряд узнать, где гетманские части. Посыльные возвращаются с новостью, что частей нет, в округе стреляют из пулеметов, а конница неприятеля уже в Городе.

Смерть Най-Турса

Незадолго до этого ефрейтору Николаю Турбину приказывают вести команду по определенному маршруту. Прибыв в место назначения, младший Турбин наблюдает за бегущими юнкерами и слышит команду Най-Турса избавляться от погон и оружия, немедленно прятаться.

При этом полковник до последнего прикрывает отступающих юнкеров. Он умирает на глазах у Николая. Потрясенный Турбин переулками добирается до дома.

В брошенном здании

Тем временем Алексей Турбин, которому было неизвестно о роспуске дивизиона, является в назначенное место и время, где обнаруживает здание, в котором большое количество брошенного оружия. Только Малышев объясняет ему происходящее вокруг, Город в руках Петлюры.

Алексей избавляется от погонов и пробирается домой, встречает отряд неприятеля. Солдаты узнают в нем офицера, потому что на его папахе осталась кокарда, они начинают его преследовать. Алексей ранят в руку, его спасает незнакомая женщина, которую зовут Юлия Рейсе.

Утром девушка на извозчике доставляет Турбина домой.

Родственник из Житомира

В это время в гости к Турбиным из Житомира приезжает кузен Тальберга Ларион, который совсем недавно пережил личную трагедию: его бросила жена. Лариосику, как его все начинают называть, нравится у Турбиных, да и семейство находит его весьма симпатичным.

Владельца здания, в котором обитают Турбины, зовут Василий Иванович Лисович.

Перед тем как Петлюра входит в город, Василиса, так его все называют, сооружает тайник, в котором скрывает драгоценности и деньги. Но в окно за его действиями подсмотрел незнакомец.

Вскоре к нему заявляются неизвестные, у которых ордер на обыск. Они сразу же находят тайник, уносят с собой и другие ценные вещи домоуправа.

Только когда непрошеные гости уходят, Василиса понимает, что в действительности это были обычные бандиты. Он бежит за помощью к Турбиным, чтобы они спасли его от возможного нового нападения.

Им на выручку отправляется Карась, которому жена Василисы Ванда Михайловна, которая всегда отличалась скупостью, сразу ставит на стол телятину и коньяк.

Карась досыта наедается и остается оберегать безопасность семейства.

Николка у родных Най-Турса

Через три дня Николке удается раздобыть адрес семьи полковника Най-Турса. Он отправляется к его матери и сестре. Молодой Турбин рассказывает о последних минутах жизни офицера. Вместе с его сестрой Ириной отправляется в морг, находят тело и устраивают отпевание.

В это время состояние Алексея ухудшается. У него воспаляется рана и начинается сыпной тиф. Турбин бредит, у него поднимается высокая температура. Консилиум врачей решает, что больной скоро умрет.

Поначалу все развивается по худшему сценарию, у больного начинается агония. Елена молится, заперевшись у себя в спальне, чтобы спасти брата от смерти.

Вскоре врач, который дежурит при постели больного, с изумлением сообщает, что Алексей в сознании и идет на поправку, кризис миновал.

Через несколько недель, окончательно оправившись, Алексей едет к Юлии, которая спасла его от верной гибели. Он вручает ей браслет, когда-то принадлежавший его умершей матери, а после просит разрешения бывать у нее. На обратном пути он встречает Николку, который возвращается от Ирины Най-Турс.

Елене Турбиной приходит письмо от ее варшавской подруги, которая рассказывает о предстоящей женитьбе Тальберга на их общей подруге. Роман завершается тем, что Елена вспоминает свою молитву, к которой обращалась уже не раз. В ночь на 3 февраля петлюровские войска выходят из Города. Вдали громыхает артиллерия Красной Армии. Она подходит к городу.

Художественные особенности романа

Проводя анализ “Белой гвардии” Булгакова, нужно отметить, что роман, безусловно, является автобиографичным. Практически для всех персонажей можно найти прототипы в реальной жизни.

Это друзья, родственники или знакомые Булгакова и его семьи, а также знаковые военные и политические фигуры того времени.

Даже фамилии для героев Булгаков подбирал, только слегка изменяя фамилии реальных людей.

Анализом романа “Белая гвардия” занимались многие исследователи творчества Булгакова. Им удалось проследить судьбу персонажей практически с документальной достоверностью. В анализе романа Булгакова “Белая гвардия” многие подчеркивают, что события произведения разворачиваются в декорациях реального Киева, который был хорошо знаком автору.

Символизм “Белой гвардии”

Проводя даже кратко анализ “Белой гвардии”, нужно отметить, что ключевыми в произведениях являются символы. Например, в Городе угадывается малая родина писателя, а дом совпадает с реальным домом, в котором жила семья Булгаковых до 1918 года.

Для анализа произведения “Белая гвардия” важно разбираться даже в незначительных на первый взгляд символах. Лампа символизирует замкнутый мир и уют, который царит у Турбиных, снег – это яркий образ Гражданской войны и революции.

Еще один символ, важный для анализа произведения Булгакова “Белая гвардия”, – это крест на монументе, посвященном святому Владимиру. Он символизирует меч войны и гражданского террора.

Анализ образов “Белой гвардии” помогает лучше понять, что хотел сказать этим произведением автор.

Аллюзии в романе

Для анализа “Белой гвардии” Булгакова важно изучить аллюзии, которыми он наполнен. Приведем только несколько примеров. Так, Николка, который приходит в морг, олицетворяет путешествие в загробный мир.

Ужас и неотвратимость наступающих событий, надвигающийся на город Апокалипсис можно проследить по появлению в городе Шполянского, который считается “предтечей Сатаны”, у читателя должно создаться четкое впечатление, что вскоре наступит царство Антихриста.

Для анализа героев “Белой гвардии” очень важно разбираться в этих подсказках.

Сон Турбина

Одно из центральных мест в романе занимает сон Турбина. Анализ “Белой гвардии” часто основывают именно на этом эпизоде романа. В первой части произведения его сны являются своеобразными пророчествами. В первом он видит кошмар, который заявляет, что Святая Русь – это нищая страна, а честью для русского человека является исключительно лишнее бремя.

Прямо во сне он пытается застрелить кошмар, который его мучает, но тот исчезает. Исследователи считают, что подсознание убеждает Турбина скрыться из города, отправиться в эмиграцию, но в действительности он даже не допускает мысли о побеге.

Следующий сон Турбина уже с трагикомическим оттенком. Он является еще более явным пророчеством грядущих событий. Алексею снятся полковник Най-Турс и вахмистр Жилин, которые попали в рай. В юмористической манере рассказывается, как Жилин добрался до рая на обозах, а апостол Петр их пропустил.

Ключевое значение приобретают сны Турбина в финале романа. Алексей видит, как Александр I уничтожает списки дивизионов, будто бы стирая из памяти белых офицеров, большинство из которых к тому моменту мертвы.

После Турбин видит собственную смерть на Мало-Провальной. Считается, что этот эпизод связан с воскрешением Алексея, которое наступило после болезни. Булгаков часто вкладывал большое значение в сны своих героев.

Мы провели анализ “Белой гвардии” Булгакова. Краткое содержание также представлено в обзоре. Статья может помочь учащимся при изучении этого произведения или написании сочинения.

Источник: //autogear.ru/article/381/532/bulgakov-belaya-gvardiya-analiz-proizvedeniya-kratkoe-soderjanie-istoriya-sozdaniya-i-glavnyie-geroi-romana/

Главные герои Белой гвардии | Эпоха СССР

«Белая гвардия» главные герои

Журнал: История от «Русская Семёрка» №8, октябрь 2016 года Рубрика: Характеры

Русская Семёрка

Анатолий Пепеляев

Анатолий Пепеляев стал самым молодым генералом в Сибири — в 27 лет. До этого белогвардейцы под его командованием взяли Томск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск, Верхнеудинск и Читу.

Когда войска Пепеляева заняли брошенную большевиками Пермь, в плену у молодого генерала оказалось около 20000 красноармейцев, которых по его приказу отпустили по домам.

Пермь освободили от красных в день 128-й годовщины взятия Измаила, и солдаты стали называть Пепеляева «сибирским Суворовым».

Сергей Улагай

Сергей Улагай, кубанский казак черкесского происхождения, был одним из самых ярких кавалерийских командиров белой армии. Он внёс серьёзный вклад в разгром Северокавказского фронта красных, но особо 2-й Кубанский корпус Улагая отличился во время взятия «русского Вердена» — Царицына — в июне 1919 года.

В историю же генерал Улагай вошёл как командир группы особого назначения русской Добровольческой армии генерала Врангеля, высадивший десант из Крыма на Кубань в августе 1920 года.

Для командования десантом Врангель избрал Улагая «как популярного кубанского генерала, кажется, единственного из известностей, не запятнавших себя грабежом».

Александр Долгоруков

Герой Первой мировой войны, за свои подвиги удостоившийся зачисления в свиту Его Императорского Величества, Александр Долгоруков проявил себя и в Гражданской войне.

30 сентября 1919 года его 4-я Стрелковая дивизия в штыковом бою вынудила советские войска отступить; Долгоруков захватил переправу через реку Плюссу, что позволило вскоре занять Струги Белые.
Долгоруков попал и в литературу.

В романе Михаила Булгакова «Белая гвардия» он выведен под именем генерала Белорукова, а также упоминается в первом томе трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам» (атака кавалергардов в бою под Каушеном).

Владимир Каппель

Эпизод из фильма «Чапаев», где каппелевцы идут в «психическую атаку», выдуман — Чапаев с Каппелем никогда на поле боя не пересекались. Но Каппель был легендой и без кинематографа. При взятии Казани 7 августа 1918 года он потерял всего 25 человек.

В своих рапортах об успешных операциях Каппель себя не упоминал, объясняя победу героизмом подчинённых — вплоть до сестёр милосердия. Во время Великого Сибирского ледяного похода Каппель обморозил ступни обеих ног — пришлось делать ампутацию без наркоза. Он продолжал руководить войсками и отказался от места в санитарном поезде.

Последними словами генерала были: «Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своею смертью среди них доказал это».

Михаил Дроздовский

Михаил Дроздовский с добровольческим отрядом из 1000 человек прошёл от Ясс до Ростова 1700 км, освободил его от большевиков, потом помог казакам отстоять Новочеркасск. Отряд Дроздовского участвовал в освобождении Кубани, и Северного Кавказа. Дроздовского называли «крестоносцем распятой Родины».

Вот его характеристика из книги Кравченко «Дроздовцы от Ясс до Галлиполи»: «Нервный, худой полковник Дроздовский был типом воина-аскета: он не пил, не курил и не обращал внимания на блага жизни; всегда — от Ясс и до самой смерти — в одном и том же поношенном френче, с потёртой георгиевской ленточкой в петлице; он из скромности не носил самого ордена».

Александр Кутепов

Сослуживец Кутепова ещё по фронтам Первой мировой войны писал о нём: «Имя Кутепова стало нарицательным. Оно означает верность долгу, спокойную решительность, напряжённый жертвенный порыв, холодную, подчас жестокую волю и… чистые руки — и всё это принесённое и отданное на служение Родине».

В январе 1918 года Кутепов дважды разбил красные войска под командованием Сиверса у Матвеева Кургана.

По словам Антона Деникина, «это был первый серьёзный бой, в котором яростному напору неорганизованных и дурно управляемых большевиков, преимущественно матросов, противопоставлено было искусство и воодушевление офицерских отрядов».

Сергей Марков

Сергея Маркова белогвардейцы называли «белым витязем», «шпагой генерала Корнилова», «богом войны», а после боя у станицы Медведовской — «ангелом-хранителем».

В этом бою Маркову удалось спасти отступающие от Екатеринограда остатки Добровольческой армии, уничтожить и захватить бронепоезд красных, получить много оружия и боеприпасов.

Когда Марков погиб, Антон Деникин написал на его венке: «И жизнь, и смерть — за счастье Родины».

Михаил Жебрак-Русанович

Для белогвардейцев полковник Жебрак-Русанович был культовой фигурой. За личную доблесть его имя было воспето в военном фольклоре Добровольческой армии.

Он свято верил в то, что «большевизму не бывать, а будет только одна Единая Великая Неделимая Россия». Именно Жебрак принёс со своим отрядом Андреевский флаг в штаб Добровольческой армии, и вскоре он стал боевым знаменем бригады Дроздовского.

Геройски погиб, лично возглавив атаку двух батальонов на превосходящие силы Красной армии.

Виктор Молчанов

Ижевская дивизия Виктора Молчанова была удостоена особого внимания Колчака: он вручил ей Георгиевское знамя, к знамёнам ряда полков прикрепил Георгиевские кресты.

Во время Великого Сибирского ледяного похода Молчанов командовал арьергардом 3-й армии и прикрывал отступление основных сил генерала Каппеля. После его смерти возглавил авангард белых войск.

Во главе повстанческой армии Молчанов занял почти всё Приморье и Хабаровск.

Иннокентий Смолин

Во главе партизанского отряда своего имени Иннокентий Смолин летом и осенью 1918 года успешно действовал в тылу красных, захватил два бронепоезда. Партизаны Смолина сыграли важную роль во взятии Тобольска.

Иннокентий Смолин участвовал в Великом Сибирском ледяном походе, командовал группой войск 4-й Сибирской стрелковой дивизии, которая численностью более 1800 бойцов пришла 4 марта 1920 года в Читу.

Умер Смолин на Таити.

В последние годы жизни писал мемуары.

Сергей Войцеховский

Генерал Войцеховский совершил немало подвигов, выполняя казалось бы невыполнимые задачи командования белой армии. Верный «колчаковец», после смерти адмирала он отказался от штурма Иркутска и по льду Байкала вывел остатки колчаковской армии в Забайкалье.

В 1939, в эмиграции, будучи одним из высших чехословацких генералов, Войцеховский выступал за оказание сопротивления немцам и создал подпольную организацию Obrana národa («Защита народа»). Арестован СМЕРШем в 1945 году.

Репрессирован, умер в лагере около Тайшета.

Эраст Гиацинтов

Эраст Гиацинтов в Первую мировую стал обладателем полного комплекта орденов, доступных обер-офицеру Российской императорской армии.

После революции он был одержим мыслью о свержении большевиков и даже занял с друзьями целый ряд домов вокруг Кремля, чтобы оттуда начать сопротивление, но вовремя понял тщётность такой тактики и присоединился к белой армии, став одним из самых продуктивных разведчиков.

В эмиграции в преддверии и во время Второй мировой занимал открытую антинацистскую позицию и чудом избежал отправки в концлагерь. После войны оказывал сопротивление насильственной репатриации в СССР «перемещённых лиц».

Михаил Ярославцев (архимандрит Митрофан)

Во время Гражданской войны Михаил Ярославцев проявил себя энергичным командиром и отличился личной доблестью в нескольких боях. На путь духовного служения Ярославцев встал уже в эмиграции, после кончины супруги 31 декабря 1932 года.

В мае 1949 года митрополитом Серафимом (Лукьяновым) игумен Митрофан был возведён в сан архимандрита.

Современники про него писали: «Всегда безукоризненный в исполнении своего долга, богато одарённый прекрасными духовными качествами, он был истинным утешением для очень многих из паствы своей…».

Был настоятелем Воскресенского храма в Рабате и отстаивал единство Русской православной общины в Марокко с Московским патриархатом.

Михаил Ханжин

Генерал Ханжин стал киногероем. Он является одним из персонажей художественного фильма 1968 года «Гроза над Белой». Роль генерала исполнил Ефим Капелян.

О его судьбе также снят документальный фильм «Возвращение генерала Ханжина».

За успешное командование западной армией Западного фронта Михаил Ханжин был произведён Колчаком в чин генерала от артиллерии — высшее отличие такого рода, которое было присвоено Колчаком в бытность его Верховным правителем.

Павел Шатилов

Павел Шатилов — потомственный генерал, генералами были и его отец, и его дед. Особо отличился он весной 1919 года, когда в операции в районе реки Маныч разгромил 30-тысячную группировку красных.

Пётр Врангель, начальником штаба которого был позже Шатилов, так отзывался о нём: «Блестящего ума, выдающихся способностей, обладая большим военным опытом и знаниями, он при огромной работоспособности умел работать с минимальной затратой времени».

Осенью 1920 года именно Шатилов руководил эмиграцией белых из Крыма.

Источник: //www.bagira.guru/ussr/glavnye-geroi-beloj-gvardii.html

«Белая гвардия», анализ романа Булгакова

«Белая гвардия» главные герои

Роман «Белая гвардия» создавался около 7 лет. Первоначально Булгаков хотел сделать его первой частью трилогии. Писатель начал работу над романом в 1921 г., переехав в Москву, к 1925 г. текст был практически закончен. Ещё раз Булгаков правил роман в 1917-1929 гг. перед публикацией в Париже и Риге, переработав финал.

Варианты названий, рассматриваемые Булгаковым, все связаны с политикой через символику цветов: «Белый крест», «Жёлтый прапор», «Алый мах».

Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г., но только 13 глав. В 1927 г. первая книга была издана в Париже, а в 1929 вторая книга в Париже и в Риге. На родине писателя роман опубликован в 1966 г.

В 1925-1926 гг. Булгаков написал пьесу, в окончательной редакции названную «Дни Турбиных», сюжет и герои которой совпадают с романными. Пьеса поставлена во МХАТе в 1926 г.

Литературное направление и жанр

Роман «Белая гвардия» написан в традициях реалистической литературы 19 в. Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.

Роман «Белая гвардия» исторический. Автор не ставит перед собой задачу объективно описать политическую ситуацию в Украине в 1918-1919 гг. События изображены тенденциозно, это связано с определённой творческой задачей.

Цель Булгакова – показать субъективное восприятие исторического процесса (не революции, но гражданской войны) определённым, близким ему кругом людей.

Этот процесс воспринимается как катастрофа, потому что в гражданской войне нет победителей.

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Булгаков создаёт миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищённом им. Писатель задаётся вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14.

Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру.

Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.

Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры – важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф. Жизнь дома всё-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.

Сюжет и композиция

В центре композиции – семья Турбиных. Их дом с кремовыми шторами и лампой с зелёным абажуром, которые в сознании писателя всегда ассоциировались с покоем, домашним уютом, похож на Ноев ковчег в бурном житейском море, в вихре событий. В этот ковчег со всего мира сходятся званые и незваные, все единомышленники.

В дом вхожи боевые товарищи Алексея: поручик Шервинский, подпоручик Степанов (Карась), Мышлаевский. Здесь они находят морозной зимой кров, стол, тепло.

Но главное не это, а надежда, что всё будет хорошо, так необходимая и самому молодому Булгакову, который оказывается в положении своих героев: «Жизнь им перебило на самом рассвете».

События в романе разворачиваются зимой 1918-1919 гг. (51 день). За это время в городе меняется власть: бежит вместе с немцами гетман и входит в город Петлюра, правящий 47 дней, а в конце бегут и петлюровцы под канонаду красноармейцев.

Символика времени очень важна для писателя. События начинаются в день Андрея Первозванного, покровителя Киева (13 декабря), а заканчиваются Сретеньем (в ночь со 2 на 3 декабря). Для Булгакова важен мотив встречи: Петлюры с красной армией, прошлого с будущим, горя с надеждой.

Себя же и мир Турбиных он ассоциирует с позицией Симеона, который, взглянув на Христа, не принял участия в волнующих событиях, а остался с Богом в вечности: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко».

С тем самым Богом, который в начале романа упоминается Николкой как печальный и загадочный старик, улетающий в чёрное, потрескавшееся небо.

Роман посвящён второй жене Булгакова, Любови Белозерской. У произведения два эпиграфа.

Первый описывает буран в «Капитанской дочке» Пушкина, в результате которого герой сбивается с пути и встречается с разбойником Пугачёвым.

Этот эпиграф объясняет, что вихрь исторических событий подробен снежному бурану, так что легко запутаться и сбиться с верного пути, не узнать, где хороший человек, а где разбойник.

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней.

Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных.

Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Даже Василиса переживает набег бандитов и лишается своих сбережений. Эта неприятность для Турбиных вообще не горе, но, по словам Лариосика, «у каждого своё горе».

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

Герои романа

Главный герой и старший брат – 28-летний Алексей.

Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Капитан Тальберг – муж Елены, красавец.

Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнаёт, что Тальберг предал её ещё раз и собирается жениться.

Василиса (домовладелец инженер Василий Лисович) занимал первый этаж. Он – отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги. Внешне похож на Тараса Бульбу. Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.

Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы её желты, локти костлявые, ноги сухие. Тошно жить Василисе с такой женой на свете.

Стилистические особенности

Дом в романе – один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет своё гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.

Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные (Алексеевский спуск вместо Андреевского, Мало-Провальная вместо Малоподвальной). Город живёт, дымится и шумит, «как многоярусные соты».

В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времён заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.

Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.

Ирреальный пласт романа – сны и болезненные видения героев. Это и их настоящие страхи, и предвиденья, предзнаменования будущего, как Най-Турс в раю, явившийся Турбину незадолго до своей смерти.

В романе множество символов и символических деталей. Светящийся неоновый крест каменного Владимира, защитника Города, превращается в грозный меч, готовый защищать белую гвардию. Белый цвет перестаёт быть отражением политических взглядов героев и становится символом Христа, потому что все они сохранили в катастрофе главную ценность – душу.

  • «Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
  • «Мастер и Маргарита» – особенности жанра и структуры романа
  • Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
  • Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
  • Проделки Воланда и компании в Москве
  • «Собачье сердце», анализ повести Булгакова
  • «Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
  • «Роковые яйца», анализ повести Булгакова
  • «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
  • «Бег», анализ пьесы Булгакова
  • «Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
  • «Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова
  • «Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
  • «Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова

По произведению: «Белая гвардия»

По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич

Источник: //goldlit.ru/bulgakov/1017-belaia-gvardiia-analiz

Белая гвардия (2012) — содержание серий

«Белая гвардия» главные герои

Количество серий: 8

Жанр: исторический, драма, экранизация

В ролях: Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Федор Бондарчук, Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Евгений Дятлов, Юрий Ицков, Евгения Добровольская, Евгений Стычкин, Дмитрий Лысенков, Сергей Брюн, Мария Луговая, Янина Судзинская, Сергей Барковский, Игорь Черневич, Алексей Гуськов, Николай Ефремов, Сергей Шакуров, Екатерина Вилкова, Ирина Скобцева, Андрей Смоляков, Николай Чиндяйкин, Артур Смольянинов, Олег Волку, Ксения Кутепова, Максим Леонидов

Производство: Россия, 2012

Описание

Экранизация одноименной книги Михаила Булгакова.

Действие картины происходит зимой 1918 года в Киеве, охваченном огнем Гражданской войны. Семья Турбиных — братья Алексей, Николка и их сестра Елена вовлечены в круговорот военных и политических событий, их личная драма раскрывается на фоне трагедии всей страны.

Киев переходит из рук в руки: он оккупирован немецкими войсками, которые после подписания Брестского мира начинают отступать, освобождая дорогу армиям Петлюры.

Командование гетмана бросает жителей на произвол судьбы и спасается бегством, и фактически город обороняют только добровольцы.

серий

1 серия

1918 год. Украина. Гражданская война. Елена зовет своего мужа Тальберга и брата Алексея к умирающей матери. Анна Владимировна умирает. В Кабинете Гетмана Всея Украины полковник Картузов докладывает, что положение Киева очень ненадежно.

Вся украинская дивизия перешла на сторону Петлюры, а в городе кроме броневого дивизиона и личной гвардии Гетмана некому противостоять силам Петлюры. В столовой в доме Турбиных неспокойно. Елена волнуется о Тальберге. За окном раздаются взрывы. Гетман объявляет о всеобщей мобилизации русского офицерства, юнкеров, добровольцев.

Но «под ружье» можно поставить только шесть тысяч русских офицеров. Шесть тысяч против четырехсот тысяч Петлюры.

2 серия

Николка вбегает в квартиру и радостно объявляет новость о мобилизации русского офицерства. Алексей решает пойти добровольцем в штаб. На площади идет запись офицеров на службу. Мышлаевский, Николка, Алексей и Карась получают распределение. В штабе Заманский представляется Най-Турсу.

Тот предлагает Заманскому место в своем отряде. Затем полковник силой заставляет генерала выдать обмундирование для своих юнкеров. Николка, после построения, вместе с другими константиновцами решает пойти в Синематограф. Карась, Мышлаевский и Алексей приходят к полковнику Малышеву за назначением.

Все трое получают предписания в родную Александровскую гимназию.

3 серия

Шполянский и Юлия Рейс заселяются в квартиру. Пользуясь тем, что Тальберг сбежал, Шервинский в очередной раз признается Елене в любви. В столовой Алексей говорит, что никто не пойдет воевать за Гетмана. Возмущается, что люди «не помнят» русский язык. Василиса в своей квартире прячет деньги, за ним следит Волк.

В столовой Турбиных Алексей продолжает горячиться по поводу ошибок в правлении Гетмана. Карась выступает в защиту Гетмана и рассказывает, что Государь жив. В клубе «Прах» многолюдно. Шполянский ужинает с Русаковым. Русаков рассказывает о том, что творится в городе.

В квартире Юлии Шполянский рассказывает ей о болезни Русакова.

4 серия

В Александровской гимназии мобилизация юнкеров. На построение приходит полковник Малышев. Его речь воодушевляет офицеров и юнкеров. Юнкера поют песню «Артиллеристом я рожден». Малышев отпускает Алексея домой и приказывает вернуться завтра в два часа.

Мышлаевский восстанавливает электричество в гимназии. В бывшей классной комнате друзей, в Александровской гимназии, сидит Алексей, Мышлаевский приказывает пустить все книги на отопление здания.

Полковник Петлюровской армии Козырь-Лешко с отрядом подходит к городу.

5 серия

Щур и Шполянский в Мортирном дивизионе выводят из строя все машины. Козырь с отрядом покидают стоянку. Козырь велит старосте сжечь школу, так как она пропахла москальским духом. В Мортирном дивизионе обнаружено тело Страшкевича и выведенные из строя машины.

Козырь-Лешко приезжает в штабной вагон, на военное собрание, где полковники узнают диспозицию взятия Города. В Александровской гимназии полковник Малышев приказывает офицерам и юнкерам, сняв все знаки отличия, разойтись по домам и никак себя не обнаруживать.

Студзинский хочет арестовать Малышева за предательство.

6 серия

Алексей случайно встречает петлюровский патруль, пытается от него скрыться. Получив ранение, Турбин встречается с Юлией, которая укрывает его в своей квартире. На улице погромы, люди грабят магазины.

Николка идет домой, его догоняет патруль националистов, они понимают, что он юнкер и хотят его схватить, но он убегает. В доме Юлия приводит в чувства потерявшего сознание Алексея. Перевязывает его рану. Елена одна в комнате. Услышав стук, она открывает дверь Николке.

Елена замечает кровь, но Николка объясняет, что кровь на фуражке не его. Юлия выхаживает Алексея. Не приходя в полное сознание, Алексей ее целует.

7 серия

В квартире Турбиных Лариосик моет печку, а Николка прячет пистолет Най-Турса. К Турбиным приходит Шервинский во фраке, между ним и Мышлаевским разгорается спор. Петлюровский патруль стреляет в фонари. У Турбинных играют в винт. В квартиру Василисы проникают Волк с сообщником и под видом санкционированного обыска, забирают все ценности и деньги.

Елена дежурит у постели умирающего Алексея. Встает на колени, истово молится Пресвятой Богородице об исцелении брата. В это время друзья напряженно и тихо сидят в гостиной, ожидая худшего. Доктор Бродович осматривает Алексея и говорит Елене, что он безнадежен. Шервинский делает предложение Елене.

Лариосик ревнует, напивается вина и собирается уезжать в Житомир.

8 серия

Доктор Турбин возобновляет врачебную практику. Безусые Мышлаевский и Карась приходят в дом Турбиных. Их встречает Елена, рассказывая о быстром выздоровлении брата. В гостиной гости застают Шервинского и сообщают, что уезжают на Дон к Деникину и что красные через несколько дней будут в городе.

Зовут с собой Лариосика, тот с радостью соглашается и уходит собирать вещи. Шервинский рассказывает о своем гражданском оперном будущем. В это время Русаков говорит о Шполянском, «предтече дьявола», возглавившем полчище большевиков. Рыдающая Аннушка сообщает Елене и Алексею о своей беременности.

Ночью за Алексеем приходят петлюровцы, так как объявлена мобилизация всех врачей.

Читайте на SoapTV.ru

 

Источник: //soaptv.ru/belaya-gvardiya-2012-soderzhanie-serij/

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.