Авторское определение жанра «Грозы»

Авторское определение жанра Грозы

Авторское определение жанра «Грозы»

В пьесе Островского, как в зеркале, отражается жизнь того времени. В драме “Гроза” автор показывает «темное царство», которое убивает лучшие человеческие чувства и стремление, обличает жестокие нравы купечества.

Пьеса была написана в тяжелой предреформенной обстановке, где автор детально проработал общественно-бытовой фон.

Он не только типизировал всех персонажей, но и наполнил Катерину исключительными чертами, которые оттеняют ее от всех героев.

Авторским определением жанра «Грозы» несомненно является – бытовая драма. Ее события просты и понятны. Все герои лежат, как на ладони, перед читателем. Но в произведении мы наблюдаем и трагедию. Само название пьесы говорит не только о природных явлениях, но и душевном состоянии. Для одних – является предвестником бури, для других – началом новой жизни.

Легко можно увидеть, что в пьесе находят место трагические и драматические события, поэтому мы не можем в полной мере отнести ее к определенному жанру.

Давайте разберем эти понятия: драма и трагедия. Для трагедии обычно характерны неразрешимые жизненные противоречия, борьба: личная или общественная. Она завершается гибелью героя, но одерживает нравственную победу. На протяжении пьесы автором подчеркивается одиночество Катерина в нынешней семье и обществе, ее не совместимость с «темным царством».

Жизнь подталкивает ее к смерти, к очищению души – другого пути у героини нет. Драму мы наблюдаем на взаимоотношении людей в форме диалога, на возникающих между ними конфликтах. Примером может служить: отношение Кабанихи к окружающим, безответная любовь Катерины к Борису.

Сложность пьесы в том, что в ней подробно показана среда, что не характерно для трагедии. Поэтому окончательный вывод можно сделать таковым: «Гроза» – это драма, с элементами трагедии.

Вариант №2

Произведение Островского «Гроза» отражает действительность времени: поведение людей, бытовые условия, взаимоотношения на фоне происходящих событий в стране.

Писатель демонстрирует темную сторону, убивающую добрые человечные отношения и сердечные порывы, открывает очень жесткие и своенравные поступки купцов, которые находят зеркальное отображение в душах, переживаниях и поступках простых людей.

Всё действие происходило в тяжелой ситуации, назревали реформы. Островский точно описал общество и быт, типизировал героев, наполнил индивидуальностью каждого персонажа. Особенно была выделена своими исключительными чертами характера Катерина.

Авторское определение жанра – бытовая драма, соединяющая характерные черты трагедии и свойства комедии. Ключевым объектом описания представляется личная жизнь.

Если рассматривать более подробно, то для трагедии характерны неразрешимые противоречия и борьба и личная, и общественная. Обычно она заканчивается смертью главного героя, который при этом одерживает нравственную победу. По сюжету Катерина действительно на грани жизни и смерти, она очень одинока и кажется, что путь только один.

Драма прослеживается в отношениях людей во время диалогов, во время которых зачастую случаются конфликты. Например, общение Кабанихи к окружающим людям, или любовь Катерины – безответно робеет перед Борисом.

Она очень близка к трагедии, потому что главный герой ввязывается в большой конфликт с общественностью. Отличается от такого типа тем, что напряженный момент скорее всего разрешится, есть элемент комедии – персонажи драмы не имеют трагической исключительности. Все события обыденные и понятные, они сближают читателя с героями.

Трагические нотки наблюдаются также и в названии пьесы, которая говорит не только о погодном явлении, но и о душевном состоянии персонажей. У одних наступает новая жизнь, а у других гроза представляется вестником неприятностей и перемен.

Пьеса очень сложна в определении жанра. Но есть ключевой фактор – в ней очень красочно и явно отображен быт и существование людей, а это не является характерной чертой для трагического текста. Следовательно, вывод таков: это драма.

Сочинение Авторское определение жанра Грозы

Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, автор многих известных и актуальных и в настоящее время пьес. Его произведения до сих пор заставляют размышлять, задумываться над смыслом жизни и над истинными ценностями.

Известная пьеса Островского «Гроза» вызывает споры не только читателей, но и критиков о том, к какому жанру ее причислить: драме или трагедии. В ней слышны одновременно и драматические, и трагические ноты.

В произведении представлен конфликт, противоречия во взглядах и убеждениях между Катериной и «темным царством». Эти споры приводят в гибели главной героини, которая не выдерживает такого большого морального давления и накала страстей. Катерина честная и чистая девушка. Она не может врать, лицемерить. Это противоречит ее сущности.

Гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Окружающее общество не понимает и не принимает суть ее правдивости и поступков. Перед нами все признаки трагедии. Но мы не можем без сомнений отнести пьесу к этому жанру, так как в трагедии с гибелью героя разрешается конфликт.

Здесь этого не происходит, вопрос остается открытым.

Сам Островский относил произведение к жанру социально-бытовой драмы. Нельзя с ним не согласиться. Драма как раз-таки и предполагает в своем финале открытый нерешенный конфликт. Со смертью Катерины ничего не изменяется в обществе. Здесь все так же правят Кабанихи.

Ни в чьем лице Катерина не находит поддержки и понимания, она совершенно одна. Самоубийство – это вызов обществу, которое не приняло наивную, честную и чистую в своих убеждениях и помыслах девушку. Драматизм ситуации читатель наблюдает в отношениях Катерины и Бориса.

Также возмутительны пренебрежение Кабанихи к простым людям.

Островский мастерски передал в своем произведении быт и нравы того времени. Сюжет пьесы достаточно простой и понятный читателю. Однозначного ответа о принадлежности произведения к тому или иному жанру не дают даже критики. Но все же будем придерживаться мнения и определения самого автора о том, что перед нами драма.

Авторское определение жанра Грозы

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Вместе – целая странаМы живем в прекрасной, великой стране. Она богата необъятными просторами, красивой природой, морями, горами, полезными ископаемыми, величественной архитектурой. А еще она имеет самое главное богатство – людей, которые в ней проживают.
  • Что такое совесть сочинение рассуждение 15.3 9 класс ОГЭЧто же такое совесть? В чем она проявляется? Мне кажется, что совесть – это внутренний бог в самом человеке, который никогда не позволит быть несправедливым, злым, завистливым, корыстным, ставить свои цели и амбиции выше других. Человек,
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинение по картине Перова Тройка 4 классШедевр, который создал известный русский художник В.Г. Перов, заставляет человека задуматься, так как сюжет этой работы довольно печальный, но в то же время, он отражает суровую реальность того сложного времени.
  • Сочинение на тему Делай добро 6 классКаждый человек обладает этим великим благом, которое помогает другим людям почувствовать себя не одинокими, так как добрый человек, всегда придет на помощь и не сможет бросить другого человека в беде. Человек, устроен следующим образам:
  • Сочинение по картине Левитана Март 3, 4 классКартина «Март» мастерски написана замечательным русским художником, Исааком Ильичом Левитаном. Всё полотно картины пронизано солнечными лучами и хрустальной прозрачностью воздуха. Каждая деталь на картине, будто говорит о скором наступлении

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/avtorskoe-opredelenie-zhanra-grozy

«Гроза» как трагедия – Особенности пьесы – Произведения Островского – А.И. Ревякин

Авторское определение жанра «Грозы»

Вскоре после выхода «Грозы» А.Д. Галахов 1 в своем мнении о пьесе, представленном в Академию наук, писал: «В пьесе г. Островского, носящей имя «Грозы», действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех» 2.

Это замечание, высказанное мимоходом, в пору появления «Грозы» конкретно обосновано не было. Не было оно развернуто с должной полнотой ни критикой, ни режиссурой и в дальнейшем. А между тем, именно оно, на наш взгляд, и указывает наиболее верное направление для решения вопроса о жанре знаменитой пьесы.

Давность трагедии, как известно, исчисляется тысячелетиями. В процессе развития она принимала самое разнообразное конкретно-историческое выражение, но при всех видоизменениях до самого последнего времени сохранила свои наиболее существенные общие особенности.

Первой особенностью трагедии является глубокий конфликт — моральный, философский, идейно-политический. м трагедии служат резкие нарушения тех или иных общепризнанных норм, непримиримые противоречия между личностью и общественными установлениями.

Второй особенностью трагедии являeтcя наличие героя как личности, выдающейся по своим духовным свойствам (ума, воли, чувства). Третья особенность трагедии состоит в том, что ее основной герой вступает в борьбу с препятствиями необычными, внутренне или внешне неодолимыми.

Четвертая особенность трагедии — в физической гибели главного героя, борьба которого кончается для него катастрофой, вызывающей у читателя и зрителя страх и сострадание.

В.Г.

Белинский писал: «С идеей трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки»; «… Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии — и вы лишите ее всего величия, всего её значения, из великого создания сделаете обыкновенную вещь, которая над вами же первым утратит всю свою обаятельную силу»; «… действие, производимое трагедией — потрясающий душу священный ужас» 3. «Трагическое, — в понимании Чернышевского,– есть великое страдание человека или погибель великого человека. В первом случае сострадание и ужас возбуждаются тем, что страдание велико, во втором — тем, что гибнет великое»; «случай или необходимость причина страдания и погибели — все равно, страдание и погибель ужасны» 4.

Пятая особенность трагедии состоит в том, что она ставит себе этическую цель очищающего и возвышающего воздействия на зрителей. Изображая страдания и связанные с ним страсти, трагедия призвана очищать дурные страсти читателей и зрителей, возбуждая в них благородные, возвышенные нравственные чувства.

Сосредоточивая свое внимание на борьбе, обрекающей главного героя на страдание и гибель, трагедия пользуется иногда и некоторой долей комического.

«Вся жизнь человеческая, — писал Белинский, — состоит в столкновении и взаимном воздействии друг на друга героев, злодеев, обыкновенных характеров, ничтожных людей и глупцов… а предмет трагедии есть жизнь во всей многосложности ее элементов; потому в трагедию «по праву входит и элемент комический» 5. Так, в «Борисе Годунове» Пушкина комический элемент отчетливо проступает в первых народных сценах трагедии и в сцене в корчме. Без юмора не обходится ни одна трагедия Шекспира.

Указывая наиболее общие конструктивные признаки трагического жанра, мы вовсе не хотим сказать, что трагедией можно назвать лишь то произведение, которое осуществляет в себе всю их совокупность. Конкретно-историческая практика трагедийного жанра значительно сложнее.

Но основным признаком трагедии, отличающим ее на всех стадиях развития от драмы, является то, что в ней изображается неразрешимое в данных жизненных условиях противоречие, обусловливающее гибель главного героя, представленного лицом выдающимся.

Этот определяющий признак в «Грозе» налицо.

героиня этой пьесы в условиях изображаемой среды отличается несомненно выдающимися духовными свойствами — нравственными и волевыми. В «Грозе» Островский поднялся «до изображения трагического столкновения живой страсти и мертвого косного уклада жизни» 6.

Катерина — «настоящая трагическая героиня: глубокое личное чувство (любовь к Борису) борется в ней с сознанием семейного долга, освященного религией и общественным мнением всего «темного царства».

Личная воля сталкивается с вышестоящим общественным законом, и это приводит героиню к страданиям и гибели» 7.

В «Грозе» Островский дал блестящий синтез личной трагедии и глубже ее лежащей, неизбежной гибели целого общественного уклада. Гибель главной героини является в этой пьесе предвестием краха погубивших ее социальных отношений. Личная и общественная трагедия раскрыта здесь в форме общественно-бытовых отношений.

Добролюбов справедливо писал о «Грозе», что «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий» 8.

«Гроза» — народная социально-бытовая трагедия. Народная в том смысле, что она выражает передовые для своего времени демократические идеи, изображает героев, тесно связанных с бытом, нравами и интересами народа (Кулигин, Катерина, Глаша). Недаром даже действие ее происходит, по преимуществу, на народной площади.

В «Грозе», — разъяснял Добролюбов, — воспроизведен русский характер, отражающий «новое движение народной жизни» (т. 6, с. 350), и окружающая этот характер «русская обстановка» (т. 6, с. 363).

На протяжении всего развития «Грозы» отчетливо чувствуется ход неумолимой «судьбы», разлагающей многовековые устои когда-то исторически сложившихся в обществе религиозных и морально-бытовых понятий. Добролюбов указывал на «решительную необходимость того фатального конца, какой имеет Катерина в “Грозе”» (т. 6, с. 361).

2

Трагедийность «Грозы» осуществляется конфликтом не только главной героини, но в какой-то мере и других действующих лиц.

Так, трагично по своей безысходности положение благородного энтузиаста Кулигина, мечтающего об изобретении чудесных машин, о счастье и довольстве òрудового люда, но обреченного чинить мелкую домашнюю утварь. В том же смысле в известной степени трагична даже участь Тихона, являющегося жалкой игрушкой необузданного своеволия.

По поводу заключительных слов Тихона Добролюбов писал: “Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а о обо всей этой жизни (где живые завидуют умершим, да еще каким — самоубийцам).

Собственно говоря, восклицание Тихона глупо: Волга близко, кто же мешает и ему броситься, если жить тошно? Но в том-то и горе его, то-то ему и тяжко, что он ничего, решительно ничего, сделать не может, даже и того, в чем признает свое благо и спасение.

Это нравственное растление, это уничтожение человека действует на нас тяжелее всякого, самого трагического происшествия: там видишь гибель одновременную, конец страданий, часто избавление от необходимости служить жалким орудием каких-нибудь гнусностей; а здесь — постоянную гнетущую боль, расслабление, полутруп, в течение многих лет сгнивающий заживо …

И думать, что этот живой труп — не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых! И не чаять для них избавления — это, согласитесь, ужасно! Зато какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью, во что бы то ни стало!..» (т. 6, с. 362).

Изображая общественно-бытовые характеры и нравы предреформенной действительности, Островский, как уже отмечено, показал, что принципы абсолютного авторитета, тогда господствовавшие в жизни, давно уже утратили всякий свой смысл и нравственную силу. Они лишь тормозили общественное развитие, подавляли человеческую личность. Эти условия и создавали предпосылки для неразрешимого противоречия в судьбе людей того времени, их трагедию.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ее подчеркнутым параллелизмом грозы общественной и грозы природно-стихийной.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин Борису (д. I, явл. 3). «А ведь здесь какой народ! — обращается Кудряш к Борису. — Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят» (д. III, сцена 2-я, явл. 2). Эта настойчиво повторяющаяся характеристика нравов города Калинова иллюстрируется всей образной системой пьесы, что придает ей явно трагическую окраску.

Совершенно естественно, что комические элементы в этой пьесе, в сравнении с другими, минимальны.

При наличии несомненного трагического конфликта пьеса пронизана социальным оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии темного царства, о сопротивлении ему, о росте сил, призванных смести власть Диких и Кабаних. В условиях произвола и насилия, пусть еще робко, но уже начинают протестовать светлые Кулигины. Недовольство деспотией сообщается и Кудряшу, и Варваре, и Глаше.

Все это вполне объясняет свидетельство Добролюбова, что «большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, об его этюдах чисто комического характера).

В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость (и близкий конец) самодурства.

Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели» (т. 6, с. 334).

3

Понимание «Грозы» как трагедии встречало не только сочувствие и поддержку, но и решительные возражения.

Говоря о трагедийном жанре, исследователи привыкли иметь дело с сюжетами историческими, с образами выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в ту или иную исключительную жизненную ситуацию. Трагедия обычно ассоциировалась с героями вроде «Эдипа» Софокла, «Гамлета» и «Отелло» Шекспира, «Бориса Годунова» Пушкина, «Смерти Иоанна Грозного» А.К. Толстого.

Островский создал трагедию на жизненном материале совершенно иного социального круга.

Он избрал трагическим героем женщину из купеческой среды, причем подчеркнул не исключительность, а типичность ее положения, и перенес интерес с интриги на общественно-бытовые характеры и нравы, придав особое значение внесюжетным персонажам.

Естественно, что трагедия прозвучала необычно, и это смутило и спутало многих не только дооктябрьских, но и послеоктябрьских критиков, исследователей и режиссеров.

Понимание образа Катерины как трагической героини для многих затруднялось суждениями о ней Д.И. Писарева: «Катерина, совершив множество глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость» 9.

Критик не понял, что уход из жизни был единственный вид протеста, который могла избрать именно Катерина. Страстно ненавидя окружающий ее деспотизм, Катерина не захотела жить на коленях.

И в этом сказалась ее огромная сила воли, стихийного протеста.

«Вы должны, — отмечал Писарев, — считать светлым явлением только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания» 10.

Смерть Катерины несомненно повышала ненависть к деспотии.

Источник: http://kostromka.ru/revyakin/literature/80.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.