Анализ «Война и мир» Толстой

Содержание

Анализ романа Война и мир Толстого

Анализ «Война и мир» Толстой

Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном виде выходит в четырех томах с эпилогом.

Литературным жанром произведения является роман-эпопея, сочетающий в себе характерные черты семейно-бытового повествования, а также мемуаров, объединенный значительным историческим событием и имеющий многочисленное количество сюжетных линий и персонажей, как главных, так и второстепенных, которых насчитывается более пятисот.

Тематика романа многогранна и включает в себя направления в виде семейной темы, темы народа, описания военных событий, а также понятийных размышлений о жизни и смерти.

Кроме того, роман раскрывает разнообразные проблемы, существующие в обществе того период времени, как-то, поиск настоящего жизненного смысла, взаимосвязи народных масс и великих людей, стремление к личному счастью, а также противопоставление истинного патриотизма ложному.

Литературный смысл произведения писатель демонстрирует, выражая посредством раскрытия темы народа понятие величия, утверждая, что в отсутствии простоты души, добрых намерений и справедливых чувств, невозможно обрести величие.

Главными героями произведения показываются представители нескольких русских семейств, изображенных писателем в качестве семьи Ростовых в лице одной из дочерей Натальи, олицетворяющей внутреннюю женскую красоту, семьи Болконских, членом которой является ключевой персонаж Андрей, находящийся в поиске смысла жизни, и семьи Курагиных в виде Элен, Анатоля, Ипполита, проявляющих себя как циничные, глупые, неискренние люди. Кроме того, одним из основных героев романа писатель представляет Пьера Безухова, образ которого является положительным в произведении, поскольку мужчина отличается добрым, но при этом волевым, сильным характером.

Образы героев произведения раскрываются в романе на фоне происходящих военных событий, выражающихся в качестве переломного момента их жизни. Писатель демонстрирует военные баталии не только с точки зрения развернутой народной тематики, в которой проявляются и положительные черты характеров персонажей, и негативные, но и затрагивая исторический аспект войны России с французами.

В этом ракурсе автор изображает двух великих полководцев в лице Кутузова и Наполеона, противопоставляя их характерные черты и демонстрируя постулаты истинного и ложного патриотизма.

Образ Кутузова описывается в качестве народного избранника, приближенного, несмотря на свою значимость к простому народу, тогда как Наполеон изображается в сравнении с мухой в огромном мировом пространстве.

Основными сюжетными линиями в романе являются тесно переплетенные между собой описание личной жизни героев произведения, демонстрируя их внутренний мир, окружение, мировоззрение, и происходящие исторические события в России, которые затрагивают шестнадцатилетний временной период. Однако центральное значение в романе писатель отводит народной теме, поскольку именно благодаря воле народа к победе удалось одержать победу в Отечественной войне 1812 года.

Основу романа составляют не общепринятые исторические источники, а изученные писателем военные мемуары, а также всевозможные найденные письма, записки, позволившие автору мастерски изобразить в виде величайшей картины силу единства народа на примере отдельно взятых личностей и фрагментов их жизней.

Анализ 2

Произведение Льва Толстого «Война и мир» входит в число грандиозных и впечатляющих романов в мире. Этот роман писался в течение семи лет. Также оно является актуальным и в наше время.

Называется произведение весьма двойственно, так как сами слова «война» и «мир» могут быть восприняты с понятием войны и мирного времени. Толстой описывает быт русских людей до начала Отечественной войны, его спокойствие и безмятежность. Затем сравнивается спокойная жизнь с войной, что вынудило народ поменять свои приоритеты.

Еще значение слова «мир» рассматривается как эвфемизм слова «народ». Это толкование имени произведения рассказывает о жизни, мечтах, героизме и надеждах русского народа в период войны.

Также в произведении присутствует большое количество сюжетных линий, что позволяет понять и увидеть персонажа в разных ситуациях, позволяет придать значение его поступкам в различных условиях.

Толстой пишет не только о трагических днях во время Отечественной войны, но также и патриотизм, героизм русских людей.

Так как в романе присутствует достаточное количество сюжетных линий, каждый герой воспринимается как настоящий индивид совместно со своими душевными метаниями, переживаниями, своим пониманием о мире и любви.

Персонажи проходят трудный путь в поисках добра и правды, и осмысляют все секреты жизни, пройдя его. У каждого героя есть свой богатый и двойственный душевный мир.

В этом произведении показывается существование русских людей во время Отечественной войны. Толстой восторжен непреодолимой мощью русского народа, который смог дать отпор армии Наполеона. «Война и мир» – это сочетание исторических событий и жизни дворян, которое также боролось с врагами.

Лев Толстой, когда описывал войну, написал все исторические события, не пропуская даже самых мелких. «Война и мир» помогает найти отличия среди притворного и искреннего патриотизма.

Наташа Ростова, князь Андрей, Тушин являются настоящими героями, которые жертвуют всем ради Родины, не требуя признания.

Длинным путем исканий, все персонажи все-таки отыскивают свое предназначение. Из-за своего глубочайшего содержания и большому сюжетному охвату, это произведение получило признание во многих странах мира. В произведении затрагиваются различные темы, в том числе:

  • Тема семьи, так как семья определяет психологию, воспитание, взгляды и моральные устои человека.
  • Тема народа, так как народ всегда отодвигают на задний план, в то время как слава за победу отдается выше поставленным чинам.
  • Тема войны показывает патриотизм, храбрость и силу духа русского народа во время военных действий.
  • Тема жизни и смерти. Писатель разделил героев на «живых» и «мертвых». Первые всегда в движении, и в физическом, и в духовном, вторые же скрываются за масками и стоят на месте, что приводит к душевной смерти.

Лев Толстой писал, что нет величия там, где нет простоты души, добрых намерений, чувства справедливости. Он показал величие через народ, показал, как трусливые показали свою храбрость и патриотизм, что вызывает гордость и уважение.

Вариант 3

В великом произведении «Война и мир» с самого начала писатель подразумевал изобразить декабриста, который вернулся из ссылки, пересмотрев свое мировоззрение и осудив прошлое время, стал приверженцем нравственного самосовершенствования. Однако, война с французами, отмена крепостного права и провал русских войск в Крымской войне заставили Толстого по-иному написать свой знаменитый роман.

В великолепной работе Толстой широко осветил тему народа, дворянской общественности и личной жизни человека. Основным художественным приемом- антитезой, писатель пользовался на протяжении всего романа, что особенно было отражено на противопоставлении крупных военных сражений, войн и главных персонажей.

  Начало произведения незаметными нитями соединяет  картины войны и мира в одно целое.  Война здесь означает не только сами события, но и враждебное отношение между людьми.

Мир же обозначает здесь много действий, это и жизнь народа, находящегося вне войны, это и крестьянский сход, а также интересы будничной жизни, которые мешают Ростову быть прекрасным человеком. Также под миром подразумевается и мировоззрения и общие взгляды героев.

Война и мир переплетаются на протяжении всего произведении и часто дается противопоставление. Так, например, мы видим, как Толстой пытается противопоставить гибель людей в сражении под Аустерлицем и это же место в мирное время, когда старичок сидел когда-то и мирно ловил рыбу.

Любому писателю тяжело показать подлинность военных сражений, но Толстой умело развенчал ложную героичность войны, представив ее как обыкновенное дело и одновременно как душевное испытание.

Он на образах простых людей, капитане Тушине, Тимохине и Наташе, которая выбивала транспорт для раненых, показал, что представляет собой истинный героизм и патриотизм. Не менее важной проблемой в романе для писателя было отразить тему человеческого счастья.

Любимы герои Толстого-Безухов, Болконский, Ростовы – люди, которые все время искали что-то в своей жизни. Они стремились быть полезными и нужными в этом мире.

Так, Андрей Болконский добивается  гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа-когда вступает в брак и становится матерью, а Николай достигает карьеры военного. Писатель сумел показать основную текучесть жизни, на протяжении которой выступили его персонажи.

Читая роман, мы видим, что такое подлинная красота, в чем заключается настоящая дружба и какими могут быть настоящие любовные отношения. Прочитав это произведение помогает не только изучить историю страны, но и получить массу нравственных уроков.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/analiz-romana-vojna-i-mir

Анализ романа

Анализ «Война и мир» Толстой

Роман “Война и мир” – это не просто произведение, это роман-эпопея! Грандиозное произведение русской литературы, которое переводилось на многие иностранные языки и заслужило всемирное признание.

Правда, вы очень удивитесь, прочитав, что сам Лев Толстой сказал о своем творении. Но дело не в этом. Проведя анализ романа “Война и мир”, станет очевидным, какова его значимость и какое влияние он оказал на читателей и литературу в целом.

Не забудьте, что на нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание “Война и мир” или скачать саму книгу.

История создания и жанровое своеобразие

Лев Толстой писал роман “Война и мир” шесть лет с 1863 по 1869 год. В романе запечатлены пятнадцать лет истории страны с 1805 по 1820 год в хронологическом порядке томов. В архиве до сих пор хранятся рукописные листы произведения, которых более 5200 штук.

Лев Николаевич отобразил три значимые поры в романе:

  • Начало века и время молодых декабристов-участников войны 1812 года
  • Восстание 1825 года.
  • Тяжелые 50-е годы

Жанровое своеобразие очень важно учесть при анализе романа “Война и мир”. Сам Толстой не указал определенного жанра для своего творения, но позже произведение назвали роман-эпопея.

Это произведение собрало в себе черты всех основных классических направлений. Но Толстой не хотел называть его исторической хроникой, ведь в романе много внимания отведено историческим событиям.

Произведение содержит в себе элементы психологии, характеристику личных качеств человека, тенденции исторического процесса, повествование судеб персонажей. Отличительной чертой и почерком мастерства является насыщения текста антитезами и эпизодами.

Если пару слов сказать о композиции, то следует упомянуть, что в романе четыре сюжетных линии, четыре судьбы разных семей: Курагины, Ростовы, Безуховы и Болконские.

Проблематика романа

  • Проблематика героя Болконского. Андрей пытался найти настоящую жизнь. Он пошел на войну, дабы хотел славы и признания, но был ранен и вернулся в семью. В этот момент умирает жена и он остается воспитывать своего ребенка. Он понимает, что это и есть настоящая жизнь.
  • Проблема Пьера. В отличие от Болконского, он искал счастье и думал, что в этом ему поможет участие в сражениях. Но, попав снова в ряды армии, он осознал, что тяготеет от всего происходящего. Для себя он признал, что уже не готов к сражениям и вернулся в обычную жизнь.
  • Проблема Великого человека. Толстой трактовал, что величие человека – это его связь с народом. Такой человек должен принимать и понимать их взгляды на жизнь, иметь общие ценности. Стать одним целым со своим окружением.
  • Народная война. Такой эпитет появился после анализа глав с изображением народа. Нет отдельных фамилий и имен, а использовано местоимение “все”.
  • Проблема патриотизма. Патриотами своей страны показаны русские солдаты, которые поражают своим бесстрашием и силой воли. Но среди настоящих героев были и лжепатриоты. Например, Растопчин, который расклеивал афиши для того чтобы призвать народ не отступать. А потом, избегая народной расправы, отправляет на смерть сына купца.

Поскольку мы проводим анализ романа “Война и мир”, проблематику произведения нужно хорошо понимать, отметьте себе основные моменты, указанные выше.

Тематика и основные герои

  • Тема истории. Толстой отходит от устоявшейся концепции прославления правителей и добавляет роману философскую значимость. Он не разграничивает простой народ и полководцев, для него победа – это общее достижение. Кутузов и Наполеон изображены людьми с чертами характера, в первую очередь, а не Великими полководцами с регалиями.
  • Семейная тематика. Каждая семья изображена по-своему и наделена своими особыми чертами, связью с нацией и менталитетом.

Теперь обратим внимание на основных героев.

Конечно, в общем персонажей в романе много, но выделим самые ключевые фигуры, наиболее важные для анализа романа “Война и мир”.

1. Пьер Безухов- незаконный сын графа, обладает умным и робким взглядом. В романе не раз он высказывает свои философские взгляды.

2. Болконский Андрей – человек духовно богатый, переживший смерть жены. Участник боевых сражений.

3. Наташа Ростова – эмоциональный и женский яркий образ, воодушевила всех своим ангельским пением. В конце романа становится женой Пьера.

4. Болконский Николай отец Андрея и Мэри. Князь и генерал в отставке.

5. Денисов Василий – друг Николая Болконского. Храбрый участник боевых действий.

6. Долохов Фёдор – персонаж, у которого есть реальный прототип. Кутила, с которым познакомился Толстой на Кавказе.

7. Курагин Анатоль – родственник Безухова, пренебрежительно относящийся к женщинам.

8. Шерер Анна – именно с ее дома начинается повествование в романе. Дружна с семьей Курагиных.

Важные детали анализа

Народная война, которую показал Толстой во всех подробностях, со всеми персонажами и местами боевых действий. Не зря Толстого прозвали мастером батальных сцен. Описания войны сделаны реалистичными и передают всю значимость происходящего. В каждом историческом моменте герои раскрываются читателям с разных сторон.

Массовость достигается внедрением таких качеств, как патриотизм, долг Родине и конечно эпизоды, благодаря которым Россия показана не с целью прославления, а в действительных реалиях.

Характеры героев показаны в динамике. Как и положительные, так и отрицательные персонажи, проходят свой жизненный путь вместе с историей и меняются в разных ситуациях.

Образ русской нации и менталитет показан в противоборстве с наполеоновскими войсками. Показана общность солдатов, офицеров и смелых командиров. Но были и дезертиры, которые боялись идти на поле боя или вовсе такие, кто шел воевать ради славы и мундиров.

Вам был представлен анализ романа “Война и мир”, надеемся, что он оказался полезным и интересным. Больше материалов вы можете найти в нашем литературном Блоге.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-romana-voyna-i-mir-tolstogo

Анализ романа Толстого Война и мир

Анализ «Война и мир» Толстой

Толстой несколько раз менял отправную точку начала романа. Так как он планировал писать роман про декабриста, то начало он хотел сделать где-то в 1856 году.

Когда его главный герой возвращается из ссылки. Затем он решил начать с 1825 года, с самого восстания. Но потом всё-же решил начать с политического начала Отечественной войны 1812 года.

Это был 1805 год, его можно считать отправной точкой начала романа.

В основу романа положены воспоминания реальных участников войны. Также Толстой черпал информацию из периодических изданий. Он побывал в Румянцевском музее, был в Бородино, что пропитаться той атмосферой, представить себя на месте его героев.

На написание такого мощного романа потребовалось семь лет кропотливой работы. Он 15 раз начинал и бросал, но потом собрался с духом, мыслями и написал роман.

В романе тесно переплетаются несколько тем. Тема семьи, народа, тема войны, жизни и смерти. Главное в жизни любого человека – семья. Она готовит его к будущей жизни, формирует характер и мировоззрение. Толстой описывает несколько семей, счастливых и не очень.

В романе поднимается тема народа. Никакой полководец, даже самый талантливый не выиграет ни одно сражение без армии, без солдат. Армия – это народ. Следовательно, народ является истинным победителем в любой битве. И к солдату надо относиться по-отечески. Тогда он пойдёт за командиром в самое пекло.

Одна из главных тем – тема войны. Мы участвуем в ней с различными героями, видим битвы глазами разных героев. Кутузова, князя Андрея Болконского, Платона Каратаева, Пети Ростова. Здесь всё вместе – и бой, и душевные муки. Толстой философствует в романе на тему жизни и смерти.

В романе много главных и второстепенных героев. К главным относятся Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов. Это основные главные герои. Основная любовная линия связывает их между собой незримой нитью. Князь Андрей и Пьер Безухов давние хорошие друзья. Пьер обращает внимание князя на балу на Наташу. Между ними завязываются отношения.

Но, так иногда бывает в жизни, они расстаются. И Наташа связывает свою жизнь с Пьером Безуховым. С ним она обретает настоящее женское счастье. Это любимые герои Толстого. Ещё можно упомянуть княжну Марью. Она является полной противоположностью Наташе. Спокойная, немного холодная, умная, образованная, с характером. Именно такая жена и нужна брату Наташи Николаю.

Не известно, были бы счастливы Наташа и Андрей Болконский, так как они по темпераментам являлись полной противоположностью друг другу.

Но именно Наташа со своей детской непосредственною воскресила князя, вернула его к жизни. После смерти брата она помогает пережить это горе своей матери.

Она, как светлый солнечный зайчик, который не только светит и прыгает, но ещё и согревает теплом своего сердца родных и близких.

Из мужчин Толстой явно симпатизирует князю Андрею и Пьеру Безухову. Их обоих мы первый раз встречаем на балу в салоне Анны Петровны Шерер.

Они – полная противоположность другу, но что-то связывает их, они дружат искренней дружбой. Пьер, как большой увалень-ребёнок, но добрый, умный. На его фоне князь Андрей, конечно, смотрится лучше.

Красавец, в военной форме, точёные черты лица, амбициозен.

Князь Андрей вряд ли стал бы декабристом. Настоящий военный до мозга костей, воспитанный старым отцом – бывшим суворовским солдатом. Хотя среди декабристов было много военных. Тот же князь Волконский. А вот Пьер точно подержал бы их идеи.

Вариант 2

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» является не просто произведением, это целая эпопея. Вне всяких сомнений, один из самых видных трудов русской литературы, признанный почти во всех странах и переведенный на десятки языков.

Роман дался автору с большим трудом, у Толстого на него ушло целых шесть лет, одних только рукописных текстов осталось более чем 5200 штук. В произведении мы можем видеть отображение таких весомых на те годы проблем, как восстание 1825 года, трудные 50-е годы и непростая судьба участников войны 1812 года.

Как мы понимаем, «Война и мир» является очень своеобразным произведением, даже сам автор не смог указать определенный жанр для своего детища. Но позднее, читатели все же признали творение романом-эпопеей.

В романе множество страниц уделено реальным историческим событиям, однако Толстой не спешил называть его исторической хроникой, так как в романе мы наблюдаем жизнь и переживания отдельно взятых людей никак не связанных с грозными событиями начала 19-го века.

В произведении мы наблюдаем множество элементов, которые создают общую нить повествования.

Это и характеристика основных персонажей, их психология, размышления о сущности отдельно взятого человека, также мы видим мысли автора о тенденциях исторических процессов и повествование о быте и судьбе героев.

Не стоит также забывать о том, что в романе содержатся целых четыре сюжетных линий разных семей: Болконские, Ростовы, Курагины и Безухины.

Большую часть романа занимает проблематика главных героев произведения. Вот мы видим Андрея Балконского, который в поисках той самой, настоящей, жизни отправляется на войну ради всеобщего признания и славы.

Но, увы, он получает ранение и возвращается обратно в семью. Вскоре случает еще одно несчастье – у Андрея умирает жена и оставляет супругу ребенка.

Именно в этот момент Андрей понимает свою цель и осознает, что вот она, настоящая жизнь.

Обратим внимание на другого персонажа – Пьера Безухова. Он, в отличие от Балконского, ищет счастье, и также отправляется на войну с французами. Однако солдатская жизнь начинает его тяготить, и вскоре Пьер возвращается к обычной жизни.

Красной нитью по всему роману идет проблема патриотизма. Русские солдаты показаны настоящими патриотами, которые ради своей страны готовы отдать жизни и сделать всё, что прикажет государь.

Да, эти люди истинные герои, но также есть и лжепатриоты, которые только делают вид. И сразу нам вспоминается Растопчин, который расклеивает агитационные листовки с призывами не отступать и бороться с врагом.

Но вскоре, попав под опалу разгневанного народа, отправляет сына купца на верную смерть.

Толстой, будучи истинным мастером пера, сумел очень подробно описать народную войну. И это неудивительно, ведь именно Толстого прозвали искусником батальных сцен и боевых действий. Война описана автором крайне реалистично, отчего читатель с ужасом осознает всю бесчеловечность происходящего. В каждом эпизоде персонажи раскрываются для читателя с разных, порой совершенно неожиданных, сторон.

В романе мы видим патриотизм, геройство, долг Родине, и именно благодаря таким элементам писатель сумел показать Россию такой, какая она есть – великая, грозная, не отступающая ни перед кем. И сделано это не ради прославления страны, это реальность.

Также заметим, что в романе нет строго положительных и строго отрицательных персонажей. Все герои, по прошествии определенных моментов меняются в ту или иную сторону, разные ситуации заставляют их занимать ту или иную позицию.

В борьбе с наполеоновскими войсками показан менталитет русских людей, их менталитет и потенциал. Показан быт солдат, офицеров и отцов-командиров. Но также показаны и те, кто вовсе не жаждал защищать свою страну, или же, наоборот, шел на войну лишь ради собственный выгоды.

← Маменька в повести Детство← Образ Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир↑ Толстой ЛевВнешность Пьера Безухова в романе Война и мир →Анализ романа Анна Каренина →

  • Характеристика и образ Тихона в пьесе Гроза Островского сочинениеВ поэме Островского Гроза, Тихон является главным героем. В повествовании представлено большое количество разногласий, реализованных из-за этого образа
  • Сочинение Как мама готовит пирог, суп 7 класс (описание действий)Кто из детей не любит сладенькое. Но когда любимые вкусности готовит мама, это особенно волнительно и желанно. Я витаю в мечтах, когда смогу вдохнуть аромат разливающийся по нашей маленькой кухне
  • Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов ПушкинаПимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси
  • Спешите делать добрые дела – сочинение (6 класс)Добрые дела всегда ценились и будут цениться. Это то, что мы все стараемся сделать, то, что уважают люди и то, что делает нас счастливыми. Думаю, каждому знакомо то тёплое чувство в груди, когда ты кому-то помог, не так ли?
  • Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сочинение сообщение докладПонятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/analiz-vojna-i-mir

Л.Н. Толстой

Анализ «Война и мир» Толстой

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом.

В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей.

Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

(Кутузов на Поклонной горе)

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года.

И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года.

Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа.

«Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

(Балашов у Наполеона)

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи.

В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года.

Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах.

Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна)

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости)

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план)

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф “Война и мир” 1967г.)

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает.

Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов.

Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

(Дворцовый дом)

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой)

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф “Война и мир” 1967г.)

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву)

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года.

Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов.

А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Подробнее: Андрей Болконский: характеристика и образ героя

Марья Болконская

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Подробнее: Марья Болконская: характеристика и образ героини

Наташа Ростова

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Подробнее: Наташа Ростова: характеристика и образ героини

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Подробнее: Соня: характеристика и образ героини

Пьер Безухов

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Подробнее: Пьер Безухов: характеристика и образ героя

Элен Курагина

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Подробнее: Элен Курагина: характеристика и образ героини

Николай Ростов

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Подробнее: Николай Ростов: характеристика и образ героя

Федор Долохов

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Подробнее: Федор Долохов: характеристика и образ героя

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Подробнее: Графья Ростовы: характеристика и образ

Николай Болконский

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Подробнее: Николай Болконский: характеристика и образ героя

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему.

Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова.

Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B8%D1%80.html

Анализ романа-эпопеи “Война и мир” Л. Н. Толстого

Анализ «Война и мир» Толстой

Роман-эпопея “Война и мир” (1863-1869) сначала замышлялся Л. Н. Толстым как роман о декабристе, вернувшемся из ссылки в обновленную реформами Москву. Изменение первоначального замысла: Толстой от эпохи настоящего невольно перешел к 1825 году – “эпохе заблуждений и несчастий… героя… . (…) Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком.

Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года”. Далее Толстой объясняет, что ему не хотелось писать о торжестве России, не упомянув о ее поражениях. Цель его – показать сущность русского национального характера, который проявлялся как в эпоху неудач, так и в эпоху торжеств нации.

Так, герои и героини романа прошли через события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов.
Основа романа – исторические события в художественном преломлении. Огромное число действующих лиц, в том числе исторических. Особое понимание Толстым истории. Споры вокруг жанровой принадлежности романа “Война и мир”. Жанровая особенность – роман-эпопея.

Основные черты романа-эпопеи: изображение событий большого исторического масштаба; основа содержания – общая жизнь; показ русского национального быта. Композиция: отсутствие единой сюжетной линии, новое качество эпизода.

Эпизод по-прежнему является звеном в цепи событий, он, как и раньше, связан причинно-следственными отношениями (логически вытекая из предыдущего эпизода, он является предпосылкой последующего).

Но в романе “Война и мир” эпизоды вступают еще и в особую связь, которую сам Толстой назвал “сцеплением”: друг с другом связаны эпизоды, разделенные большими массивами текста – например, из разных частей и томов (эпизод из первого тома. в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома – встреча парламентера Александра Первого генерала Балашова с маршалом Мюратом), История – способ постижения современности.

ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А. П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом. Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова).

Развлечения “золотой” молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира. Анализ фрагментов: т.1, ч.1, гл. 1-6, 12-13, 18-25. Семья Ростовых и Болконских.

Интересы молодежи семьи Ростовых. Домашняя обстановка.

Развлечения и обычаи Ростовых. Обстановка за обедом на именинах, ее отличие от вечера в салоне А. П. Шерер. Отношение к войне. (т.1, ч. 1, гл. 7-11, 14-17). Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах. Нравственные ценности семьи. (т.1, ч. 1, гл. 22-25).

Сходство и различие семьи Болконских и Ростовых.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 Г. В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОИНА И МИР”. ШЕНГРАБЕН

Историческая конкретность, многогранность изображения, Показ ненужности и неподготовленности войны. Значение Шенграбенского сражения. Эпизоды: Подготовка и смотр русских войск в Браунау. Отступление русской армии. Задача. поставленная Кутузовым перед генералом Багратионом.

Сражение под Шенграбеном и его подлинные герои. Мечты князя Андрея о “Тулоне”. Князь Андрей заступается за Тушина. (т1, ч.2., гл. 2. 14, 3, 12, 15, 20. 21 – анализ эпизодов), Утверждение Толстым бессмысленности и бесчеловечности войны.
Аустерлиц. Изображение Аустерлицкого сражения.

Влияние природы на ход сражения. Бегство. Подвиг князя Андрея и его разочарование в “наполеоновских” мечтах. Причины поражения русских войск в сражении русских (отсутствие нравственного стимула для ведения войны, вмешательство Александра 1 в командование армией). Николай Ростов в Аустерлицком сражении.

Анализ эпизодов (т.1., ч.3, гл. 11-19).

НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Эволюция взглядов на жизнь: мечта о славе и ее крушение (война 1805 г.), разочарование в жизни (после Аустерлица), стремление к общественной жизни, деятельности и разочарование в ней (работа со Сперанским); решение жить для любви и новое разочарование в жизни (измена Наташи); служение Отечеству (1812 г.

); признание бесполезности прожитой жизни в предчувствии неминуемой смерти (перед сражением на Бородинском поле); предсмертные мысли “всех любить” (после ранения, перед смертью). Значение образа Андрея Болконского в произведении: поиск преодоления личного и общественного распада, стремление к гармонии.

Переломный момент в жизни Андрея Болконского – Аустерлицкое поле (столкновение мечтаний с реальностью войны; Болконский видит героя в скромном капитане Тушине, который совсем не обладает “героическим” обликом и амбициями). Неорганичность, искусственность бюрократической деятельности А. Болконского открывается ему благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу.

Но и “земное” счастье не суждено Андрею. 1812 год – Болконский понимает причины побед и поражений (не количество пушек, а человеческий фактор). Страстный порыв любви к жизни в момент смертельного ранения.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 Г. В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Неподготовленность России к войне (недостаточное количество войск, отсутствие плана ведения войны); отступление, сдача Смоленска, бунт Богучаровских мужиков: назначение Кутузова; Бородинское сражение; военный совет в Филях; сдача Москвы и отступление к Калуге: размах партизанского движения; изгнание Наполеона и гибель его армии (анализ эпизодов т. 3). Философия истории в романе “Война и мир”: Убеждение в невозможности объяснить происходящие исторические события поступками отдельно взятых людей, так как большую роль в историческом процессе играют массы. Народ – творец истории. Фатализм Толстого. Образ Наполеона и Кутузова в романе. Отражение в образе Кутузова исторического фатализма Толстого: пассивность и созерцательность Кутузова, признание Кутузовым бессилия человека изменить ход событий. Полководческое искусство и патриотизм Кутузова: мудрость и воля, спокойствие, неторопливость, храбрость; близость к народу. Роль Наполеона в истории – гениальный полководец, замечательный государственный деятель, человек исключительного ума и воли, но самолюбивый диктатор. Наполеон в войне 1805 года, его полководческое искусство. Наполеон в Тильзите. Наполеон в войне 1812 г.: начало войны – пресыщение славой, равнодушие к людям, самовлюбленность, раздражительность; на Бородинском поле – актерство, недоумение, подавленность: Наполеон при отступлении из России – трусость, озлобленность, бездарность. Причина враждебного отношения Толстого к Наполеону.

Суть противопоставления Кутузова Наполеону: Кутузов как символ обьединяющего (народного) и “мирного” начала, Наполеон как символ культа личности, философии разъединения – “человек войны”.

НРАВСТВЕННЬІЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОИНА И МИР”

Эволюция взглядов на жизнь: внешнее бездумное отношение к жизни, стремление отмахнуться от серьезных вопросов (дружба с Анатолем, кутежи, женитьба на Элен); стремление к самосовершенствованию и исправлению “рода человеческого” (увлечение масонством).

бессознательный вывод о том, что жить стоит для “красоты и любви” (разочарование в масонстве и увлечение Наташей): стремление к героическому подвигу (мысль об убийстве Наполеона); разрушение веры “в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога” (потрясение.

вызванное видом смертной казни). 1812 год – переломный момент в жизни Пьера. Стремление к объединению с людьми, каратаевское примирение с жизнью (влияние каратаевского миропонимания: понимание смысла жизни, любовь к Богу, который и есть жизнь). Солдаты принимают Пьера, он становится “своим”.

Пьер во главе тайного общества. Обретенное счастье, семья.

“МЫСЛЬ НАРОДНАЯ” В РОМАНЕ Л. Т. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Говоря об Отечественной войне 1812 года, Толстой подчеркивал: “Причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска”, а также: “Я люблю мысль народную вследствие войны 12 года”. Отношение к “мысли народной” – важный критерий для Толстого.

Путь нравственных исканий любимых его героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе, подводил этих героев к сближению с народом. Русский человек всегда сможет понять душу другого русского человека, даже если он принадлежит к другому сословию.

Пьер сближается с Платоном Каратаевым – источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства. Наташа “…умела понять все, что было…во всяком русском человеке…”
Изображение партизанской войны. Тихон Щербатый – тип человека из народа.

В нем живет любовь к родной земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах. Тихон – в каком-то смысле антипод Платону Каратаеву. Каратаев – краткий, добрый, проповедует идею всепрощения, которое Тихону неведомо.

Тихон и Платон – две стороны русской души. Народ – носитель лучших человеческих качеств. Ведущая роль народа в истории. Анализ эпизодов т.4, ч.3,4.

ЭПИЛОГ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР”

Спор с историками по поводу царствования Александра. Разорение семьи Ростовых. Смерть графа. Жизнь Николая с матерью и Соней. Женитьба Николая на княжне Марье. Его хозяйственная деятельность в Лысых Горах. Наташа замужем за Пьером. Деятельность Пьера. Рассуждения об историческом процессе и исторической науке.

Эпилог – гимн семье, которая является высшей формой единения людей.

Семья Николая Ростова и графини Марьи Болконской: Николай преклоняется перед “ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена”, Марья испытывает любовь “к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его”. Прекрасна и гармонична также семья Пьера и Наташи. В общем же семейство, поселившееся в лысогорском доме, символизирует единение всех лучших сил нации в эпоху Отечественной войны. Именно 1812 год снял многие сословные преграды и ограничения, позволил людям общаться на новом уровне, привел к возникновению новых и более сложных семейных миров.

Источник: https://goldsoch.info/analiz-romana-epopei-vojna-i-mir-l-n-tolstogo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.