Анализ «Василий Теркин» Твардовский

«Василий Тёркин», анализ поэмы Твардовского

Анализ «Василий Теркин» Твардовский

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом.

В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем.

Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».

Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета.

Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю.

Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь.

Если «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» – энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину».

Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» – хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина.

Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона.

Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно».

Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению.

Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя.

«На привале» – о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» – о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» – о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» – о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» – о рукопашной с немцем.

«Кто стрелял?» – о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» – о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» – о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» – о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» – о тяжёлом ранении Тёркина в ногу.

«По дороге на Берлин» – о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом.

Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги.

Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Уже при первом знакомстве автор даёт Тёркину определение «парень обыкновенный». Твардовский не сообщает никаких внешних примет своего героя: Тёркин не наделён «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал».

Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко.

А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная.

Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок».

Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.

Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный.

Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком.

Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.

Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря.
Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.

Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь.

Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.

Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте.

Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка).

Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина.

Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.

Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную.

В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта.

Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.

Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» – сюжет сказки о солдате и чёрте.

Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе.

Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина.

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти).

Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная.

Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми.

С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой  лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о).

Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

  • «Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского

По произведению: «Василий Тёркин»

По писателю: Твардовский Александр Трифонович

Источник: https://goldlit.ru/tvardovsky/1173-vasilii-terkin-analiz

А. Т. Твардовский, Василий Теркин : анализ произведения

Анализ «Василий Теркин» Твардовский

«Василий Теркин» занимает исключительное место среди остальных исторических произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Твардовский со знанием дела изобразил в своей поэме детали войны и талантливо передал образ рядового русского солдата.

Анализ «Василия Теркина» учащийся может начать с истории создания произведения. В своих письмах М. В. Исаковскому Твардовский писал о том, что армия останется одной из его главных тем на всю жизнь. И в этом поэт не ошибся.

У группы поэтов в редакции Ленинградского военного округа возникла идея создать серию рисунков, которые рассказали бы о подвигах обычного советского солдата. Кто-то из участников выдвинул предложение назвать главного героя Васей Теркиным.

В этом коллективном произведении Твардовский должен был написать вступление, описать самый общий главного персонажа и наметить направление его разговора с читателем.

Так в 1940 году в газете появилось произведение «Вася Теркин». Успех этого героя натолкнул Твардовского дописать рассказ о военных похождениях никогда не унывающего Васи Теркина.

В итоге сначала вышла небольшая книжечка под названием «Вася Теркин на фронте». Вместе с Твардовским герой шел тяжелыми дорогами войны.

Впервые стихотворение было опубликовано в газете «Красноармейская правда» в январе 1940 года.

С тех пор и до самого конца войны новые главы поэмы публиковались в той же газете, а также в журналах «Красноармеец» и «Знамя». 4 мая 1945 года Твардовский писал:
«…Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела — и можно будет поставить точку»

Так и возникло целостное издание «Василий Теркин. Книга про бойца». Это произведение воссоздает картину фронта, показывает те мысли и переживания, которые возникают у человека на войне.

Произведение «Василий Теркин», анализ которого проводится в данной статье, выделяется среди других произведения подобного жанра особой полнотой, а также реалистичностью изображения народной борьбы, тяжких страданий и героических подвигов.

Поэма Твардовского по своему жанру принадлежит к героической эпопее. С одной стороны, произведению свойственна объективность, с другой – оно пронизано живым авторским чувством. Поэма эта своеобразна во всех отношениях. Она развивает традиции реализма в поэзии, а с другой стороны, является свободным повествованием.

Основная тема А. Т. Твардовского – это Великая Отечественная война. Анализ «Василия Теркина» показывает: данное произведение стало одной из ярчайших страниц в его творчестве. Посвящено оно жизни простого народа в условиях фронта. В центре поэмы находится рядовой пехотинец Василий Теркин – выходец из смоленских крестьян. Фактически главный персонаж поэмы олицетворяет собой весь народ.

В нем воплотился национальный русский характер. Таким образом, обыкновенный человек становится в произведении символом воина-победителя. Его жизнь изображается Твардовским так, как она есть – в повседневных буднях и героизме, сплетении обыденного с возвышенным.

Поэма сильна тем, что показывает истину о войне как об одном из суровейших испытаний, через которые прошел весь народ и отдельно взятые люди.

Анализ «Василия Теркина»: идея

Художественная литература времен Великой Отечественной войны имеет ряд особенностей. Это исторический пафос, а также установка на доступность читателю. Василий Теркин является в данном отношении одним из удачнейших персонажей.

Подвиг солдата показан поэтом как ежедневный и тяжелый труд. Герой же, который этот подвиг совершает, – обычный солдат. Именно в том, чтобы защитить Родину и жизнь на земле в целом, и состоит справедливость войны против фашистских захватчиков.

Произведение Твардовского стало поистине народным.

Структура произведения

В поэме содержится 30 глав. Их можно условно разделить на три основные части. В четырех главах поэт говорит не о герое, а о войне, о тех горестях, которые выпали на долю простого народа. Роль данных отступлений невозможно преуменьшить, ведь они представляют собой диалог автора напрямую, как бы в обход главного героя.

По ходу повествования четкая хронологическая последовательность отсутствует. Автор также и не называет конкретных боев или сражений, но некоторые боевые операции, указанные в произведении, могут быть угаданы: например, отступления советских войск 1941-1942 года, или же битва у реки Волги. Безусловно, читатель узнает в завершающих главах и взятие Берлина.

Анализ произведения «Василий Теркин» показывает, что в поэме, строго говоря, нет сюжета. Но у Твардовского и не было такой цели, как передача хода войны. Центральной главой произведения является «Переправа».

В этой части четко прослеживается главная идея поэмы – военная дорога. По ней Теркин вместе с товарищами двигается к достижению своей цели – полной победе над фашистскими захватчиками.

А значит, и к новой, светлой жизни.

Краткий анализ «Василия Теркина» демонстрирует: своеобразие композиционного построения книги определяется самой реальностью военного времени. Твардовский в одной из глав замечает :

«На войне сюжета нету»

В поэме действительно нет традиционной завязки. Не отыскать в произведении и кульминации, развязки. Однако анализ «Василия Теркина» по главам показывает, что внутри отдельных частей произведения присутствует свой сюжет.

Внутри глав возникают отдельно взятые сюжетные связки.

Общее развитие событий, при всей разрозненности отдельно взятых глав, определяется ходом военных действий, ожидаемой сменой ее этапов – от горьких дней поражения до выстраданной потом и кровью победы.

На страницах произведения Теркин с юмором делится с молодыми солдатами повседневными буднями войны; говорит о том, что с самого начала военных действий принимает в них участие. Три раза Теркин был в окружении врага, один раз ранен. Тяжелая судьба простого солдата олицетворяет собой силу духа, непреодолимую волю к жизни и победе.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин» показывает, что сюжетную канву произведения проследить трудно, ведь каждая из глав представляет собой отдельный эпизод.

Например, два раза Теркин переплывает холодную реку ради восстановления связи с наступающими подразделениями. Отправляясь на фронт, Теркин приходит в дом престарелых крестьян, помогает им по хозяйству.

Пришлось главному герою и вступить в рукопашный бой с немцем. Теркин, с трудом одолев врага, берет его в плен.

Лежа раненным, Василий Теркин беседует со Смертью. Та уговаривает его не хвататься за жизнь. А когда его, наконец, обнаруживают солдаты, то Теркин говорит им:
«Уберите эту бабу,Я солдат еще живой»

Произведение открывают и завершают лирические размышления поэта. Разговор с читателем позволяет приблизиться к общему миру поэмы «Василий Теркин», анализ которой проводится в данной статье. Заканчивается произведение посвящением павшим.

Поэма отличается совершенно особым историзмом. Условно выделенные в ней три части совпадают с началом, серединой и окончанием военных действий. Поэтическое осмысление позволяет сделать из сухой хроники лирическую летопись событий. Ощущение горести пропитывает первую часть, стойкая вера в победу – вторую. А лейтмотивом заключительной части является радость победы.

Образ главного героя

Проводя анализ стихотворения «Василий Теркин», учащемуся необходимо описать главного персонажа поэмы. Основное действующее лицо произведения – вымышленный персонаж Василий Теркин. Несмотря на все тяготы военной жизни, он сохраняет жизнерадостность, искренность. Образ Теркина является собирательным. В нем есть все то, что характерно для многих простых солдат:

«Парень в этом родеВ каждой роте есть всегда,Да и в каждом взводе».

Однако в Теркине все это воплотилось ярче, самобытнее. Герою свойственна и мудрость, и светлый взгляд в будущее, и выносливость, и терпение, и жизненная смекалка. Основная же черта героя – любовь к своей стране.

Он постоянно вспоминает о своих родных местах, столь дорогих каждому сердцу. Не может не привлекать читателя в Теркине и величие его духа. На поле боя он оказывается не ради удовлетворения воинского инстинкта, а ради сохранения жизни на земле. Все, что вызывает у героя поверженный враг, – это чувство жалости.

Теркин скромен, хотя иногда может и немного прихвастнуть. Читатель имеет возможность наблюдать за Василием в различных ситуациях. И везде можно отметить положительные качества героя. В компании товарищей он веселится, старается поднять дух побратимов. Когда же он идет в атаку, то становится примером для других бойцов, проявляет смелость и находчивость.

“Василий Теркин”: анализ “Переправы”

В одной из глав читатель может увидеть, как главный герой, рискуя собственной жизнью, доблестно ведет боевых товарищей через опасную переправу. Это один из самых главных эпизодов не только во всей поэме, но и в войне. Ведь в нем поэт изображает жестокие реалии военной жизни. «Переправа» – это место, где лишились жизни сотни людей.

Обычные солдаты должны пройтись по кромке льда, ночью преодолев зимнюю реку. Вода в ней «даже рыбам холодна». Поэт прекрасно изображает детали боевой обстановки, когда солдаты вынуждены прикладывает огромное количество усилий и труда.

Читая данную главу, можно понять, что великая победа над фашизмом далась людям не просто так, а ценой горьких потерь.

Поэт пишет:

«Этой ночи след кровавыйВ море вынесла волна»

Но те, кому было суждено остаться в живых, не теряют силы духа. Несмотря ни на что, идя по кромке тонкого льда, Теркин ведет за собой друзей.

Источник: https://www.nastroy.net/post/a-t-tvardovskiy-vasiliy-terkin-analiz-proizvedeniya

Анализ поэмы Василий Теркин Твардовского

Анализ «Василий Теркин» Твардовский

Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Уникальность произведения в его манере изложения, легкости стихотворного слога, яркости описания событий и душевной красоте самого героя- Василия Теркина.

Написанное в военные годы, произведение перечитывалась бойцами советской армии не раз. Главный герой – обычный солдат. Родом Василий, как и сам поэт, из Смоленска, выходец из крестьянской семьи.

Начинает служить рядовым, за свои заслуги получает орден. Все тяготы проходит на войне Теркин, пули его не трогают, смерть не забирает.

С ним всегда его верная подруга-гармонь, которая помогает солдатам справиться с невзгодами.

Удачно подобрана и фамилия героя произведения Твардовского. В ней автор словно закладывает афоризм «тертый калач», человек с большим жизненным опытом, авторитет для других. Также фамилия хорошо сочетается со словом «перетерпим» , очень актуальное в тяжелый период войны.

Поэму «Василий Теркин» нельзя назвать классической с точки зрения литературного жанра. Сам писатель, прошедший войну корреспондентом, считает свое произведение скорее военной хроникой событий, описанной глазами очевидца. В ней нет последовательности развития сюжетной линии. Каждая глава самостоятельна по значению.

Произведение включает в себя множество литературных жанров: лирика, былина, публицистика, монолог, песня. Несмотря на отсутствие сюжетной связи между собой, каждая из тридцати глав имеет свое логическое заключение и четкое композиционное строение. Автор писал произведение на войне и понимал, что многие из солдат, читавшие предыдущую главу не всегда доживают до следующей.

В этом проявляется гениальный замысел творения А.Т.Твардовского.

Основной темой поэмы является борьба народа с фашизмом, стойкость и непоколебимость русского солдата, безграничная любовь к своей Родине. Теркин нужен был бойцам на войне – жизнерадостный и преодолевающий все преграды.

Помимо самого главного героя Василия в поэме встречаются образы других людей. Все они не имеют конкретных фамилий, поскольку они образы либо всех матерей-солдаток, проводивших сыновей и мужей на фронт, девушек, оставшихся без любимых, санитарок, спасших не одну жизнь. Образ врага также встречается обобщенно, исключение лишь сюжет рукопашного боя героя с немцем.

Украшение поэмы – ее художественное разнообразие. Интересные обороты пошли в народ (« У войны короткий путь, у любви- далекий»), использование пословиц приближает произведение к русскому народному творчеству.

Применение автором разговорного четырехстопного хорея, делает произведение легким и увлекательным в прочтении.

Вряд ли найдется человек старшего поколения, кто – бы не знал ничего о Василии Теркине. Чтобы потомки помнили, на Родине А.Т.Твардовского установлен памятник писателю с его любимым героем.

Вариант 2

Изначально Александр Твардовский не планировал писать целую поэму о жизнерадостном бойце. В 1940 году в одной из газет было опубликовано стихотворение «Вася Тёрки», которое «выросло» в крупное произведение к середине 1945 года.

Поэма написана в реалистичном стиле. Автор рассказывает читателям о неунывающем герое – Василии Теркине. Такой боец существовал в каждом взводе, и каждый Теркин надеялся, что произведение про него.

Александр Трифонович  сам определил характеристику поэмы, соединив лирику и эпос в одном тексте.

Он не стал развивать сюжет последовательно, а показывал читателю разные события, разные истории, которые практически не связаны между собой..

Твардовский не стал «изобретать велосипед», и основной линией в произведении провел тему Великой Отечественной войны. Он рассказал о простом бойце, который прошел всю войну, до самого Берлина. Автор очень живо повествует обо всех тяготах главного героя: голод, холод, многочисленные ранения. Теркин никогда не проявлял малодушия, он был душой всего батальона.

Читая произведение, невольно замечаешь, что в некоторых главах Васе Теркину достаются «вторые» роли. Достаточно эпичное изображение человека на войне помогает почувствовать ту эпоху, да и поэма писалась во время войны. Интересно и то, что Твардовский не забывает описывать пейзажи, часто использует прием внутренних монологов героев, высказывает свое мнение.

Как уже стало понятно, центральный герой – Василий Теркин, молодой человек из Смоленского села. В этом юноше Твардовский постарался воплотить характер всего русского народа. С одной стороны неунывающего и привыкшего к тяготам жизни, а с другой – чувствительного и сентиментального.

Помимо этого, автор не дает никаких внешних описаний Теркина. Он сразу говорит о Василии, как «парень обыкновенный». Но он, словно один из героев сказочных былин, и «в огне не горит, и в воде не тонет».

Его неуязвимость тоже является некой обобщающей символизирующей характеристикой русского народа.

Еще одна тема, которую автор затронул в поэме – это дружба между боевыми товарищами. Именно память о военных друзьях человек проносит через всю жизнь. В такой дружбе не бывает завести, она святая и чистая.

Твардовский написал тридцать завершенных глав. Ведь поэма создавалась для читателей, для тех самых солдат, которые отдавали свои жизни за Родину. Каждая глава отличается по стилистическому содержанию. Иногда, кажется, что читаешь балладу, а иногда лирические стихотворения. Но в целом, создается впечатление, что произведение не окончено.

Василий Теркин – Анализ 3

В. Твардовский написал отличное произведение под названием «Василий Теркин». Наиболее вероятно, что среди нас не будет человека, который не слышал о стихотворении этого великого поэта.

Он занимается своим искусством, опираясь на жизнь в своих произведениях.

Что же считается прославленным стихотворением в стихотворчестве? Отчего в течение восьмидесяти лет он не прекращал беспокоить сердца чтецов, вынуждает их смеяться, чувствовать, проживать жизнь персонажа? Давайте попробуем понять.

«Василий Теркин»- это стихотворение является одной из наиболее значительных, наиболее популярных работ, созданных писателем во время и дальше, сразу после войны.

Множество писателей говорило о героях и героизме. Для нас, то что сделали солдаты – это  подвиг. Для самих солдат же – это самая обычная, повседневная жизнь. Трудно, опасно, но … такая жизнь. Они не замечали личного геройства, когда спасали Родину, не понимали, что они живут в просто невыносимых, непригодных для жизни условиях..

Они недостаточно размышляли о том, что они могут погибнуть. Твардовский в первый раз обличил общественный подвиг советского солдата в своих «домашних условиях». Когда у сочинителя появилась идея сочинить стихотворение «Василий Теркин», Твардовский “рисовал” солдата совсем не так, как он позднее представил его в стихотворении.

Только к 1942 году поэт знал образ бойца: жизнерадостный, пылкий, улыбающийся , готовый ко всему.

Он не аналогичен тем героям, которых описывали другие, даже позой. Но, он веселый парень- шутник, он ведет себя доблестно в главе «Пересечение», воплощает работника в главе «Два бойца».

Собственно так видят настоящего героя Твардовского. Твардовский заново толкует о своей идее, что героизм – это не персональный подвиг, это не демонстративное тяготение. Героизм – это способность быть защитником и рабочим, шутником, главный герой знает, что это должно быть сделано по совести.

«Василий Теркин» – записки о минувшем и грёзах о светлом будущем.Неудивительно, что шум самолета на страницах книги Теркина уподобляется шуму от шмеля. Эта антагонистичность помогает сильно почувствовать образ русского солдата, который защищал Родину.

Главным героем поэта является даже не Теркин, а война: зверская, бессердечная, убивающая в людях все добро, пробуждая ненависть. И тем более немаловажным является образ солдата, которому получилось спасти в трудных условиях людское достоинство, способность не терять сердца.

Рассказывая о плюсах стихотворения, подобает упомянуть и другое необыкновенное свойство, которые было в Твардовском. «Василий Теркин» написан на популярном языке, который не принимается как колоссальная работа. Это обыкновенная беседа с солдатом. Долго сражались, но сохранили свои народные корни, свою спонтанность и любовь к людям.

В прошлом, в 1942 году, автор точно знал, что с такими личностями, как Теркин, мы непременно победим в войне. Спустя время, все поймут, что он не промахнулся.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-poehmy-vasilij-terkin-tvardovskogo

Анализ произведения Твардовского Василий Теркин

Анализ «Василий Теркин» Твардовский

Произведение Твардовского « Василий Теркин» было написано в годы войны. Главный герой поэмы –  солдат, родом который из славного города Смоленска, из обычной семьи крестьян.

Свою службу Василий начинал со звания рядового, за свои старения удостоен ордена. Много он пережил на войне, посчастливилось остаться одному из немногих, который миновал смерть.

Василий никогда не расставался со своей гармонью, которая помогала справляться с пробелами.

Фамилия также соответствует главному герою. Фамилия Теркин говорит сама за себя: человек, который имеет большой жизненный опыт, человек, к который обладает великим авторитетом в глазах других.

Главной темой поэмы «Василий Теркин» является борьба всего народа против общего врага: фашистов. В произведении четко описываются солдаты, которые были стойками, несмотря на проблемы и невзгоды.

Каждый из них был патриотом, готов был отдать жизнь за Родину и мирное небо над головой.

Теркин – это тот человек, который помогал всем пережить трудности, заряжал солдат оптимизмом, поддерживал их в трудные моменты.

Помимо Василия Теркина, поэма наполнена и другими яркими образами, которые так же оставили свой след в сердцах читателей. Практически все образы – сборные, не имеют определенной фамилии.

Это и матери, которые провожали сыновей на войну, жены, девушки, дети, санитарки, которые так же помогали солдатам и спасали их жизни. Помимо всего положительного, можно увидеть и образ общего врага, который встречается обобщено в поэме.

Однако, был один эпизод, где все это видно подробно: русский герой вступил в рукопашный бой с немцам.

Поэму Твардовского радует художественным разнообразием. Автор использует множество метафор, эпитетов, словосочетаний, которые делают текст более эмоциональным и ярким. Все эти приемы делают произведение еще интереснее, живее и увлекательнее.

Василий Теркин – настоящий герой, который защищал родину от врага до последней капли крови.  Навряд ли найдется такой человек, который бы не знал Твардовского, как автора и его гениальную поэму «Василий Теркин».  Поэма, которая задела струны не одной души, поэма, которая показывает все то, как было на самом деле.

Подробный анализ

Когда Твардовский работал в газете «На страже Родины», у него зародилась идея написания произведения, главным героем которого стал бы Василий Теркин — смелый и веселый солдат.

Первые главы напечатанные в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда», положили начало созданию известнейшего произведения Твардовского. Последние главы «Василия Теркина» были написаны лишь в 1945 г.

Сам автор определил жанр своего произведения как «книга про бойца, без начала, без конца, без особого сюжета».

Поэма состоит из 3 частей, соответствующих наиболее важным этапам Великой Отечественной войны: отступлению, перелому в ходе войны и победному шествию на Берлин.

Великая Отечественная война, жизнь на войне простого бойца, жизнь всего народа и России, в целом, — вот основные темы этого героического произведения.

В каждой части поэмы по несколько глав, не связанных между собой, — каждая часть представляет собой законченной произведение. Поэма написана разговорным языком (поговорки, уменьшительные и просторечные слова), что делает это произведение живым и правдоподобным, а четырехстопный хорей передает шаг пехотинца, что создает ритмичность произведения.

Главный герой поэмы — Василий Теркин, земляк автора, начинает свой военный путь рядовым пехотинцем, который впоследствии будет награжден орденом за свои героические подвиги.

Автор не дает портрета этого героя, а лишь пишет, что он «Обыкновенный парень».

Этот факт показывает то, что Василий это не какой-нибудь определенный человек, а обобщенный образ всех русских солдат, воевавших за свою Родину.

Большое значение имеет и фамилия главного героя — Теркин, т.е. много перетерпевший, Василий неоднократно повторяет свой девиз: «Претерпим, перетрем», возможно, именно так раскрывает автор значение его фамилии.

Главный герой наделен и положительными чертами присущими многим солдатам, но выраженными в этом герое наиболее четко, это и оптимизм, и стойкость, и смелость, и смекалка, и самоотверженность.

Теркин не только не забывает поддержать своих товарищей, но и совершает настоящие подвиги. Но наряду с положительными качествами Василий имеет и отрицательные качества, он, как и многие, боится смерти.

Именно присутствие в этом герое как положительных, так и отрицательных черт характера делает Василия Теркина живым и реалистичным.

Василий — это воплощение всего русского народа, его силы и отваги, его преданности своей Родине, стойкости его характера и неиссякаемого оптимизма.

Эта поэма подарила нам один из самых известных афоризмов: «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». В этих словах и кроется главная идея произведения — праведный тот бой, что за жизнь и свободу родной земли.

Вариант 3

Образ главного героя произведения Твардовский задумал еще в 1939 году, когда его призвали в армию и он работал военным корреспондентом во времена финской кампании.

Стихотворение о бойце Васе Теркине было опубликовано в военной газете в 1940 году, а первые главы поэмы автор написал весной 1941 года.

 Но, когда началась Великая Отечественная война, Твардовский переосмыслил взгляды на образ Теркина, этот образ он вынашивал всю войну,  дорабатывая главы, писал новые, а последняя глава появилась уже летом 1945 года.

Можно уверенно сказать, что это произведение – энциклопедия жизни народа и солдат в военное время, ибо каждая глава являлась как бы реакцией автора на происходящее на фронте. В целом тема поэмы – это Великая Отечественная война  во всех ее тяготах и лишениях, выпавших на долю страны.

Так принято, что за жанром это произведение – поэма, но это не совсем так. Автор считал, что это «книга про бойца», давая ясно понять, что в ней много отступлений от жанра поэмы.

И это так, ведь каждую главу можно читать, как отдельное произведение. Это поэма многожанровая, ибо здесь переплетаются лирика, былина, сказка, анекдот, присказка и другое.

Поэтому это уникальное, реалистическое произведение,  адресованное сражающимся на фронте бойцам за свободу Родины.

Каждая глава является самостоятельным произведением. Все  главы связаны между собой только образом главного героя Василия Теркина.

Василий Теркин простой русский боец, который прошел через горнило войны от самого начала до конца, завершив свой боевой путь в Берлине. На его военную долю выпало немало испытаний – он был три раза ранен, один раз еле выжил, голодал, мерз.

При всем этом он храбро сражался, был душой среди солдат, весельчаком и никогда не унывал. Этим образом автор показал, что русские люди уверены в своей победе над врагом, что их дело правое, ибо они сражаются, героически отстаивая свою родную землю.

Василий Теркин является символом непобедимости русского народа.

В произведении также подчеркнут подвиг русских женщин в тылу, а вот образы врагов изображены обобщенно. В поэме нет фамилий, кроме главного героя. Этим Твардовский подчеркнул, что весь народ является героем.

Поэма написана простым разговорным русским языком, понятным и близким для бойцов. Здесь есть описание природы, фронтового быта, жизни в тылу, а переплетение трагического и смешного еще более подчеркивает оптимизм народа. Внутренние монологи и рассуждения автора раскрывают истинную душу русских людей.

Это произведение Твардовского имело колоссальный успех как среди бойцов на фронте, так и мирных жителей.

← Анализ рассказа Век живи век люби Распутина← Анализ главы Пешки из произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву↑ ДругиеАнализ произведения Божественная комедия Данте Алигьери →Анализ рассказа Распутина Женский разговор →

  • История создания романа Лермонтова Герой нашего времениРоман «Герой нашего времени» – это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
  • Сочинение Как Васютка выжил в тайге (что помогло Васютке выжить в тайге) 5 классВасюткино озеро прекрасный рассказ, повествующий о мальчике по имени Вася, который, несмотря на, казалось бы, юный возраст, смог выжить, заблудившись в тайге и вернуться домой.
  • Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (Гроза Островского)Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.
  • Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова? сочинениеГлавным в произведении является название, которое гласит «Горе от ума». Автор при написании говорит о том, что умный человек находится в обществе. Грибоедов на протяжении долгого времени не мог выбрать правильное название
  • Образ и характеристика Ильи Бунчука в романе Тихий Дон Шолохова сочинениеИлья Бунчук – является одним из борцов против существующего ранее старого режима, им движет настоящая идеология, которая отражается во всех его поступках и даже в мышлении.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-proizvedeniya-tvardovskogo-vasilij-terkin

“Книга про бойца” (“Василий Теркин”) Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А.

Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался “Теркиным” и талантом его автора.

Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой (“На войне сюжета нету”, – говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя.

Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом – кто его знает, попадет ли к нему “продолжение” истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя…

Анализ главы “Переправа”

В главе “Переправа” Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: “Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле”. В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним.

Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига “ребят”, выполнивших свое задание ценой потерь: “Этой ночи след кровавый В море вынесла волна”. “Вцепившийся” в правый берег “первый взвод” не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: “Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу”.

И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку (“Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна”) для того, чтобы сообщить “Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!”.

После того, как он сообщает о готовности первого взвода “переправу обеспечить”, Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут – и он должен вернуться.

Анализ главы “Два солдата”

Глава “Два солдата” в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии.

Теркин, солдат войны нынешней, и “дед-хозяин”, отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все “хозяйственные проблемы”, а потому, что оба они – защитники Родины, и их разговор – “разговор… солдатский”.

Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит “подколоть” другого, на самом деле касается очень важной темы – исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: “Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?”.

Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже “у самой двери”, короток и точен: “Побьём, отец…”.

Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ “казённого патриотизма”, оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина “помочь” старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы “Поединок”

Глава “Поединок” имеет в поэме “Василий Теркин” особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который “был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит”, но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: “Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит”. Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами – натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом (“Человек ты? Нет. Подлец!”, – говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая “подвиги” этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: “Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: – Герой!” Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом – в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы “Кто стрелял?”

Глава “Кто стрелял?” начинается с описания пейзажа, “вечера дивного”, который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер “растревожил” солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют.

Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но “со страшным ревом” появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: “Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет”.

Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: “Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу…”.

И на его слова откликается один из солдат, который “бьет с колена Из винтовки в самолет”, и этот “бой неравный, бой короткий” заканчивается тем, что немецкий самолет “штопором” врезается в землю! Великолепна деталь: “Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай”! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что “парню счастье, Глядь – и орден, как с куста”: “- Не горюй, у немца этот – Не последний самолет…”, и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы “Смерть и воин”

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы “Василий Теркин” Твардовского – глава “Смерть и воин”, в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: “Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…”. Полная капитуляция героя – если он сам станет просить Смерть “забрать” его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и “пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот…” Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти (“‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил”), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день “погулять среди живых”, но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: ” – Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой”. Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат – полуживого и тех, кто спасает его (“Берегут, несут с опаской”), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть “впервые” подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится “нехотя” давать “отсрочку” раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского “Василий Теркин”, анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/tvardovskij_a_t/vasilij_terkin_analiz_poehmy_tvardovskogo_po_glavam/15-1-0-1720

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.