Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

Анализ сочинение Толстый и тонкий рассказ Чехова 6 класс

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» датирован 1883 годом и относится к числу первых произведений автора, созданных им в начале творческого пути. Его особенностью является емкость и краткость изложения, а также отсутствие четко акцентированной авторской позиции. Читатель должен сам сделать выводы по итогам прочитанного.

Рассказ относится к жанру критического реализма. Это произведение можно считать настоящим образцом авторского почерка Чехова, поскольку рассказ вобрал в себя практически все характерные черты писательского стиля автора, в том числе: краткий, стремительный сюжет, точность и яркость изложения, внимание к наиболее важным для понимания идеи рассказа деталям.

проблема, на которую обращает внимание автор, это зависимость людей от того социального положения, которое они занимают в обществе. Разум и поведение человека зациклены на стереотипах, порождаемых этим статусом.

Объектом высмеивания в данном рассказе выступает вечно пресмыкающийся перед высшими должностями мелкий чиновник. Он раболепствует даже тогда, когда это, по сути, и не требуется.

Чехов ярко и правдиво демонстрирует читателю психологию «тонких» людей, их рабское мышление и рабское поведение. За ним человек теряет собственное «я» и перестает быть личностью.

В этом и заключается трагедия «тонких» людей.

Начало рассказа представляет собой краткую экспозицию, уместившуюся буквально в одном предложении. Здесь же автором используется четкое противопоставление двух персонажей друг другу – есть два приятеля, один из них толстый, другой тонкий. Вступление также дает понять, что речь пойдет именно о чиновниках, а завязка всей истории – это встреча двух старых друзей.

Кульминация и развязка строятся вокруг того, как сильно меняется отношение «тонкого» к «толстому» после того, как первый узнает о высокой должностном статусе последнего. Здесь же наблюдается еще один интересный авторский прием Чехова – незаконченные предложения, которые словно показывают, как прерывается дыхание «тонкого» от внезапно вспыхнувшего приступа почтительности и подобострастия.

Анализ рассказа Чехова Толстый и тонкий №2

Особое место в произведениях Антона Павловича Чехова занимает образ человека, наделённого такими качествами, как излишнее чинопочитание, трусость и услужливость перед состоятельным человеком.

Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается в рассказе «Толстый и тонкий», где проявление подобных пороков человечества приводит к потере собственного достоинства и уважения к себе.

Ограниченное количество героев в произведении подчёркивает своеобразие данного жанра. Сюжет рассказа прост. Встреча бывших товарищей по гимназии спустя много лет на территории вокзала железной дороги, соединяющей Москву и Санкт – Петербург, приводит в восторг обоих. Однако социальное неравенство мужчин приводит к смущению одного и вызывает чувство отвращения у другого.

Для рассказа характерно скудное использование деталей в создании портретов героев, но даже такая краткость А. П. Чехова не мешает передать полное представление о них: внешнем облике, темпераменте, манерах поведения и социальном положении в обществе.

Выражая искреннюю радость от встречи с другом, худощавый с виду Порфирий (тонкий), служивший коллежским асессором, радушно приветствует Мишу (толстый).

Он охотно представляет свою семью – жену и сына, которые имеют с Порфирием внешнее сходство. Не скрывая, рассказывает о низком достатке, о нехватке средств к существованию.

Об этом свидетельствуют сумки и узлы, которые вынужден нести самостоятельно, а также запах недорогого обеда.

Совершенно противоположной фигурой представлен образ Михаила. А. Чехов изображает его как солидного человека полной комплекции, имеющего достаток гораздо выше, чем у давнего друга. Об этом говорит его чин, дорогой аромат духов и выход из ресторана, в отличие от Порфирия, который показался из вагона.

Для дальнейшего повествования рассказа автор продолжает применять один из ярких художественных приёмов – антитезу, ещё больше усиливая противопоставление героев, подчёркивая разницу между ними. Недлительный диалог бывших приятелей в определённый момент становится кульминацией.

Не имея понятия об истинном должностном положении Михаила, Порфирий говорит уверенным тоном, однако, узнав о достижении по службе, он запинается, внешне будто становится ниже ростом. На первый план выступают испуг и заискивание, он забывает о простых человеческих качествах.

Поведение тонкого резко меняется, речь наполняется фразами из разговорной лексики («милостивое внимание»), которая плавно переходит в официально — деловую.

Многократное использование автором глаголов в описании поз, мимики помогло передать внутреннее состояние героев, усилить эмоциональную окраску происходящих событий по мере развития действий и во время кульминации (Порфирий «хихикает», «окаменел», чемоданы «съёжились и поморщились»).

В рассказе «Толстый и тонкий» А. П. Чехов беспощадно высмеивает унизительное положение людей, которые по своей вине теряют человеческий облик.

Отличаясь по какому — либо признаку от окружающих, они начинают чувствовать ущемление своих прав в финансовых вопросах, превращаясь в зависимых от вышестоящих, преклоняясь и выслуживаясь перед ними.

Автор призывает пересмотреть подобные проявления в жизни в сторону самоуважения, подчёркивая равенство всех людей.

Несколько интересных сочинений

После написания романа Герой нашего времени, Михаил Лермонтов говорил, что большое значение он уделил именно дуэли между прапорщиком Печориным и юнкером Грушницким.

Говорят, что время лечит. Обычно под лечением подразумевается избавление от болезней, физических ран и недугов. Но ведь бывают и душевные раны. Их самым лучшим лекарем и является время.

Когда я вырасту, то обязательно стану поваром. Это моя самая большая мечта. Мне кажется, что готовить еду – прекрасное занятие. Всем людям нравится вкусно кушать. Когда они сыты, то становятся счастливыми. Все любят хороших кулинаров

Как часто мы слышим о каком-либо героическом поступке того или иного человека. Среди нас живут люди, которые способны на поступки, отличающие их от большинства людей.

Это интересный рассказ – рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто – дураков. Автор говорит, что дураки – вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые!

Источник: http://rus-poetry.ru/analiz-sochinenie-tolstyj-i-tonkij-ras/

«Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

Рассказ «Толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.

Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.

Проблематика рассказа

В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.

Особенности сюжетной композиции рассказа

Произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода.

Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. Во-вторых. Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники.

Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.

Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи.

«Тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый прием писателя – незаконченные предложения – словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности.

«Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» – основаны на противопоставлении двух героев.

В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».

Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев – «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». У «толстого» остается прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» – «Что вы-с…».

Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.

Анализ стилистических особенностей

Рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля.

Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а».

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».

:

Анализ произведений Брехта → Мамаша Кураж и ее дети, анализ

Анализ произведений Бунина → «Ворон», анализ рассказа Бунина

Анализ произведений Бунина → «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина

Анализ произведений Бунина → «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

Анализ стихотворений Бодлера → «Соответствия», анализ произведения Бодлера

Источник: https://kraidruzei.ru/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0/-%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D1%87%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0.html

Урок литературы в 6-м классе

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

Наша кнопка

Скачать материал

Урок литературы в 6-м классе

Тема: “Анализ рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий”

Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

-представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Личностных

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

А.П.Чехов – великий мастер художественного слова .Именно мастер,потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно.

Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.

Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.

Чеховские рассказы! Две-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знаu001fкомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов.

Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть.

Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороu001fги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление..

И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.

Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.

2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)

Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» вопросы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?Почему изменилось поведение тонкого?Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?Где встретились два приятеля?Как звали жену и сына тонкого?До какого звания дослужился толстый?

Стадия «Осмысление»

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый) 

Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?

 Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа,  1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой  и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.2) 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»   2 вар.

смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

– Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет.

– Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?

– Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя?

Психологический портрет литературного героя

Внешность манера голос, речь

(черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика)

взгляд, фигура,

поза, мимика,

жесты, одежда)

А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.

Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)ТолстыйТонкий1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишниБогатый2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный3. Говорит мало, уверенно.1. «Навьючен»Бедный2. Неуверенный в себе, суетливый.3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

Вывод:

 Черты тонкого:

По отношению к толстому: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.

По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Вопросы и задания для исследования текста:

  •  Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?
  • Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).
  • Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)
  • Какие чувства испытывают герои при встрече?
  • Чем отличается речь тонкого?
  • Определите кульминацию произведения.
  • Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)
  • Почему толстый ничего не возразил и ушел?
  • Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)
  • Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)

 – Давайте вновь подслушаем разговор наших героев (анализ эпизода). ( «Ну как живёшь, друг?…….Две звезды имею»)- Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России.

Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.- Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?- Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)- А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)- Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты) – Как вы понимаете это словосочетание?- Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?- А какие в конце слов тонкого? Почему?(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)- Как обращаются друг к другу герои?

– Что  особенно изумляет в составленной вами таблице?

Линии сравнения

«Толстый» во 2-ой части рассказа

«Тонкий» во 2-ой части рассказа

1.Глаголы внутреннего состояния героев«Хотел возразить…стошнило»«Захихикал», «приятно ошеломлён»2. Мимика, жесты, поза.«поморщился»«Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры».«Сам он съёжился, сгорбился, сузился».«…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»3. Знаки препинания в конце предложений Восклицательный знакМноготочие4. Обращение героев друг к другу. «Мы с тобой друзья»«..ваше превосходительство…Что вы- с Вельможи-с»

– Грубит ли толстый?- Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)- Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?- Какие чувства вызвал у вас каждый из них?

-А какие приёмы создания комического использует А.П.Чехов?

Способы юмористического повествования:1) неожиданность;2) несоответствие;3) гипербола, литота.— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары.

Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры».

Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно.

Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…

», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…» Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова.

Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание. 3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.1 вариант – Толстый2 вариант – Тонкий 1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.Домашнее задание.

1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние. Выставление отметок.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-literaturi-v-m-klasse-analiz-rasskaza-ap-chehova-tolstiy-i-.html

Рассказ А. Чехова

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Композиция и содержание (краткое)

Толстый и тонкий, бывшие одноклассники по гимназии, случайно встретились на вокзале. Упоминание о Николаевской железной дороге в первом предложении (это сжатая экспозиция) подсказывает, что герои рассказа – чиновники. Подробного их описания А. Чехов не дает, но точные художественные детали сразу же вносят ясность в происходящее.

Например, упоминание о том, что от толстого пахло «хересом и флер-д’оранжем» – это признак состоятельности, а от тонкого – «ветчиной и кофейной гущей», помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев.

К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами – вероятно, не имел лишних средств или жалел денег на носильщика.

Первым заметил бывшего приятеля толстый. Его радостный возглас, обращенный к Порфирию, становится завязкой действия. Они не виделись с самого детства, и вполне естественно, что между ними завязывается разговор. Короткий, но достаточный для того, чтобы читатель смог составить полное представление о жизненной позиции каждого из приятелей.

Кульминацией становится момент, когда тонкий узнает, каких высот в жизни достиг его товарищ. Миша тут же превращается в «ваше превосходительство», а сам Порфирий без нужды становится угодливым и лебезящим человечком, что дальше покажет анализ.

Толстый и тонкий во время диалога

Порфирий, увидев друга детства, был просто ошеломлен. Бывшие приятели обнялись и трижды «облобызались» – автор намеренно использует здесь возвышенную лексику, чтобы придать всей сцене насмешливый характер.

Тонкий был чрезвычайно говорлив и начал хвастливо рассказывать о своей жизни. Он представил жену и сына, при этом Нафанаил сначала подумал и только потом снял шляпу. Рассказал, что за годы службы в канцелярии дошел до коллежского асессора. А еще делает и продает сигары – дополнительная прибыль к жалованию.

Однако его радость и восторг от встречи исчезли в тот же миг, когда он узнал, что его друг – «небось уже статский?» – дослужился до тайного советника. Тонкий сначала побледнел и словно окаменел, после чего изобразил на лице широчайшую улыбку, вероятно, лучше всего подходившую для беседы с важным лицом.

Он сразу как будто уменьшился, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания. То же самое произошло с его семьей и многочисленными узлами и картонками: они все вдруг съежились и сморщились.

Чинопочитание, в любой ситуации и перед каждым, кто был хоть чуточку значительнее, стало для мелкого чиновника нормой жизни – к такому итогу подводит поведение Порфирия и его анализ.

Толстый и тонкий расстались совсем не так, как встретились. Тайный советник, немногословный и уверенный в себе, но выказывающий радушие, хотел было что-то возразить, а затем просто отвернулся, подав на прощание руку. Его стошнило от такой перемены в товарище.

А все семейство застыло в «приятном ошеломлении».

В детские годы

Характеры героев и воспоминания Порфирия позволет оценить анализ. Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого, прозванного Геростратом – в древности грек с таким именем уничтожил огнем одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку – явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.

Тонкого же звали Эфиальтом, так как он часто ябедничал. И это имя – предателя спартанцев в битве при Фермопилах – сохранилось в истории. Прошли годы, и один остался красавцем, «душонком» и щеголем, жил степенно и в достатке.

Другой – «благодаря» умению угодить и многолетней работе, сумел дослужиться до невысокого чина, дававшего все же дворянское звание.

И теперь эта разница между бывшими приятелями обнажилась еще больше, а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем, кто еще несколько минут назад был только «другом детства».

Средства выразительности и роль детали

Главный прием, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, – антитеза. Противопоставление героев обнаруживается во всем, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи. Показателен в этом плане тонкий.

Если в начале встречи мы слышим от него: «ты», «милый мой», «друг детства», то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный. К многозначительным «ваше превосходительство», «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи» и т.п.

добавляются паузы, словно ему вдруг стало трудно говорить.

Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора («окаменел»), сравнение («казалось… от лица и глаз его посыпались искры»), олицетворение (коробки, узлы «съежились, поморщились»).

Так в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя.

Причем делает Тонкий это неосознанно, по привычке, не обращая внимания на слова бывшего товарища: «Ну, полно… И к чему этот тон?».

Нравственное значение произведения

Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа и его анализ. «Толстый и тонкий» – это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить.

А великий писатель и знаток человеческой души, А.П.

Чехов, же вот уже полтора столетия призывается нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми.

Источник: http://fb.ru/article/179604/rasskaz-a-chehova-tolstyiy-i-tonkiy-analiz-tolstyiy-i-tonkiy---harakteristika-geroev

Рассказ А. Чехова

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов
Искусство и развлечения 17 апреля 2015

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Рассказ А. Чехова Толстый и тонкий: анализ. Толстый и тонкий – характеристика героев

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

В 1883 году в журнале «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А. Чехова. Короткий и емкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нем к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.