Анализ стихотворения «Жизнь» Блока

«О, я хочу безумно жить» – анализ стихотворения Александра Блока

Анализ стихотворения «Жизнь» Блока

В отличие от произведений «Незнакомка» и «Ночь, улица, фонарь…», меньшей популярностью пользуется жизнерадостное творение Блока «О, я хочу безумно жить». Анализ стихотворения, представленный в этой статье, поможет понять, чем выделяются эти строфы среди остальных творений поэта. Так же упоминается история создания и влияние стихотворения на читателя, жившего в разные эпохи.

«О, я хочу безумно жить»

Анализировать произведение невозможно без его прочтения:

О, я хочу безумно жить:Все сущее — увековечить,Безличное — вочеловечить,Несбывшееся — воплотить!Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне, -Быть может, юноша веселыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство — разве этоСокрытый двигатель его?Он весь — дитя добра и света,Он весь — свободы торжество!

Начать анализ «О, я хочу безумно жить» Блока нужно с даты написания. Это пятое февраля 1914 года. Едва закончив свой поэтический цикл «Ямбы», Александр Александрович задумался над тем, каким произведением открыть подборку, и в итоге буквально за час написал это стихотворение.

Повлияли на поэта явно назревающая Первая мировая война, усиление революционных настроений, а также возможность призыва в армию. Угнетающая обстановка подействовала на стихотворца, в то время уже склонного к упадническим настроениям в своем творчестве, как и к неожиданным душевным подъемам.

Недавно вернувшийся на родину после очередного лечения во Франции, Блок, узнает, что его могут призвать на службу. И если начнется Европейская война, даже привлечь к военным действиям. Молодой человек чувствовал к этому отвращение, и вместе с этим – огромное желание жить свободно.

Реальную жизнь поэт называет тяжелым сном, в котором он задыхается, и противопоставляет ей безумное желание жить светло и свободно. Вероятно, так Блок хотел показать, что несмотря на печаль, сквозящую во всех произведениях сборника, в душе он «дитя добра и света».

И в поэзии им движет именно стремление освободиться от неприятностей реальной жизни, рассказав о своих чувствах.

Также следует отметить, что в это время Блок был недоволен решением своей сестры Ангелины, с которой был крепко дружен с 1909 года, пойти в монахини и посвятить этому свою жизнь. Когда Ангелина скончалась в 1919 году, Блок посвятил «Ямбы» ее памяти.

Анализируя «О, я хочу безумно жить», можно сделать вывод, что эти открывающие стихи сборника неразрывно связаны с его сестрой. В своем дневнике поэт отметил, что «Ангелина начала праветь под влиянием матери».

Монашество казалось Блоку таким же удушливым занятием, как и служба в армии.

Анализ

«О, я хочу безумно жить» Блок написал в жанре лирической поэзии в свободной форме, наполнив его философской тематикой личностных размышлений поэта.

Сам стихотворец является лирическим героем произведения, жадно мечтающим о полной жизни и свободе, задыхающимся в тяжелом сне реальности.

По сюжету стихотворения, этот Поэт надеется, что после его смерти некий «веселый юноша» прочтет стих и поймет, что написал их свободный человек, добрый и со светлой душой, увлеченный не «угрюмством», а именно надеждой избавить от этого «угрюмства» всех и вся, и в первую очередь себя самого. Под «веселым юношей» Блок наверняка подразумевает жизнерадостного человека будущего, свободного от тягот войны и жизненных несчастий. Под «угрюмством» же подразумеваются произведения из сборника «Ямбы», своеобразным предисловием к которым и стал стих Блока «О, я хочу безумно жить».

Анализ с морфологической стороны показывает, что стихотворение написано в размере четырехстопного ямба. Интересно, что первая строфа содержит кольцевую рифму, а две другие – перекрестную.

К выразительным средствам, которые использовал Блок, относятся метафоры («тяжелый сон жизни», «дитя добра и света»), эпитеты («веселый», «безумно»), а также анафора:

…Пусть душит жизни сон тяжелый,Пусть задыхаюсь в этом сне…

Любопытны нарочитые искажения слов, такие как «вочеловечить» (просторечное произношение) и «угрюмство».

Критика

Цикл «Ямбы» был высоко оценен литературными критиками, сам Блок считал его своим лучшим циклом, подвергая все свое творчество критическому анализу. «О, я хочу безумно жить» в 1914 году, отмечалось как «тонкая, философская работа, восхваляющая влияние поэтов на молодые умы и сердца в качестве воплотителей – увековечивающих и очеловечивающих».

После выхода сборника в 1919 году, уже после революции, «О, я хочу безумно жить» анализировалось новой властью и тоже оценивалось высоко.

При жизни Блока это стихотворение хвалили за наполненность искренней жаждой к жизни, а также за меткое описание «старого строя» как удушающего сна наяву.

К середине двадцатого века в советских учебниках анализ «О, я хочу безумно жить» включал в себя важное упоминание о «веселом юноше», как о главном человеке коммунистического будущего.

Источник: https://www.nastroy.net/post/o-ya-hochu-bezumno-jit-analiz-stihotvoreniya-aleksandra-bloka

Анализ творчества Александра Блока | Литерагуру

Анализ стихотворения «Жизнь» Блока

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого.

Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии.

Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии.

В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно.

Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки».

Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней.

Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов.

Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты».

Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты.

Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни.

Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту.

От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным.

Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-tvorchestva-aleksandra-bloka/

Анализ стихотворений Блока

Анализ стихотворения «Жизнь» Блока

Литературоведческий анализ.

В 1904 г. вышла в свет его первая книга «Стихи о Пре­красной Даме», вдохновленная идеями Вл. Соловьева о при­шествии на землю Вечной Женственности, о грядущем сли­янии земного и небесного. Цикл о Прекрасной Даме возник в результате влюбленности Блока в реальную земную жен­щину — жену Любовь Дмитриевну.

Прекрасная Дама Бло­ка — это воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой — служитель Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преобразования жизни.

«Стихи о Пре­красной Даме» были попыткой разобраться в вопросах, кото­рые будут волновать Блока на протяжении всей его жизни: о назначении человека, о его пути, о достижении прекрасного.

События 1905-1907 гг. вызвали огромный интерес по­эта к общественно-политической жизни России, обнажив стихийную природу бытия (в стихах Блока появляются об­разы метелицы, бурана, народной вольницы). Блок сочув­ственно отнесся к демонстрациям народных масс, требую­щих гражданских прав. Кровавое воскресенье 9 января вы­звало у Блока чувство гнева.

В 1906 г. в пьесе «Балаганчик» Блок отразил ощуще­ние кризиса символизма. С 1907 г.

от идей символизма поэт отходит к демократическим тенденциям: размышляет об отделенности современной культуры от народа, от нацио­нальных истоков, предчувствует грядущие беды.

Докладом «О современном состоянии русского символизма» (апрель 1910 г.) Блок констатировал окончание для себя этого этапа творческого и жизненного пути.

В 1904-1908 гг. Блок создает цикл «Город», в котором углубляется в социальные тенденции. В современном мире со­существуют две реальности: небесная гармония, красота и без­жалостность Петербурга (образы карликов, адские нотки).

В 1907 г. выходит вторая книга — «Нечаянная ра­дость». Она существенно отличается от первой. Здесь Пре­красная Дама обрела реальные черты («Незнакомка»). Это время разрыва Блока с друзьями-символистами; жена Лю­бовь Дмитриевна ушла к поэту Андрею Белому.

Прекрас­ную Даму заменила Искусительница, роковая женщи­на, всеразрушающая Страсть. Блок описывает мир грязи и порока, обмана и пошлости, но и здесь появляется свет­лый образ Незнакомки — как символ оставшейся надежды и веры в Любовь.

Антитеза, противопоставление двух ми­ров — двух частей стихотворения, мрака и света, помога­ет яснее донести идею Блока о преображении тьмы Светом, Любовью. Внимание Блока переносится и на реалии совре­менного города. В книгу вошли стихи гражданского звуча­ния — «Митинг» и «Фабрика».

Осознанным одиночеством своего пути продиктовано стихотворение «Осенняя воля».

В 1908-1916 гг. создан цикл «Страшный мир». Пора­жение Первой русской революции, реакция усилила трагиче­ские мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко — тоска и отчаяние все сильнее и острее звучат в его

стихах («Ночь, улица, фонарь, аптека…»). Настроение безна­дежности овладевает поэтом. «Страшным» Блок назвал мир, в который он пришел в начале XX в. Самым страшным явле­нием этого мира для поэта было унижение и поругание люб­ви, низвержение ее со звездных высот («Незнакомка», «На железной дороге», «На островах»; говорящие названия сти­хов — «Песньада», «Пляски смерти», «Унижение»).

Цикл «На поле Куликовом» (1908) — здесь звучат раз­думья поэта над исторической судьбой России в образе Неве­сты, Жены («О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!», «И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль…»). Тема родины связана с прошлым: «Степная кобы­лица несется вскачь!» — в будущее, в завтра.

Но ее стремитель­ный бег начался давно, на поле Куликовом — и даже до него. Так настоящее Блок связывает с прошлым и будущим. Звучит мотив неуспокоенности, борьбы, движения. Россия устреми­лась вперед сквозь битвы и испытания. Герой цикла — боец, воин времен Куликовской битвы, или современник поэта, сто­ящий у порога «высоких и мятежных дней».

Это лучшее, что написал Блок о родине, о ее истории и современности, о подви­ге служения своей стране.

Цикл «Родина» (1907-1916) отразил в себе все глав­ные темы поэзии Блока: и образ идеально-противоречивой России, и юношеский идеал — образ Прекрасной Дамы. У Н. В. Гоголя Блок берет мотив Пути — безбрежных про­сторов Родины. В творчестве Блока поднимаются проблемы интеллигенции и народа, кризиса индивидуализма, роли художника в меняющемся мире и т. д.

Октябрь 1917 г. Блок принимает без колебаний. В про­логе к неоконченной эпической поэме «Возмездие» (1910), полной революционных предчувствий, поэт выразил со всей определенностью свое кредо, свои принципы.

Однако жизнь его в советское время подвергалась испытаниям холодом, го­лодом, болезнями близких, вестями о смерти знакомых.

По­кончено с имением Шахматово: крестьяне разграбили усадь­бу, сожгли великолепную бекетовскую библиотеку.

Лирика Блока — это «интимный дневник», рассказываю­щий о душевных переживаниях, обо всех событиях, отразив­шихся в жизни поэта.

Здесь запечатлена мечта о возвышающей любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нем красо­ту и гармонию, но противоречия «страшного мира» сильнее любви и мечты. Блок не скрывал, что «страшный мир» вы­зывал у него «лихорадку ужаса».

В этом мире нет гармонии, но поэт не отказался от стремления к идеалу: «…И отвраще­ние от жизни, и к ней безумная любовь…» (поэма «Возмез­дие»). Так определил Блок свое душевное состояние.

Лирика Блока, очень музыкальная, близкая к романсу, после поэмы «Двенадцать» (январь 1918 г.) «глохнет»: Блок, по его собственным словам, «перестал слышать музыку».

В основе «Двенадцати» лежала все та же мечта о справедли­вой и прекрасной жизни, которая владела и автором «Сти­хов о Прекрасной Даме». Но выражена она здесь в реаль­ных исторически очерченных картинах народного мяте­жа.

Красногвардейцы «идут державным шагом», оставляя позади «голодного пса», впереди же маячит красный флаг в руках неуязвимого Христа. Образ Христа меньше всего выражает религиозные воззрения. Это символ святости ре­волюционного дела.

Финалом поэмы Блок как бы говорил, что революцию делают разные люди. В ней есть и разруши­тельные силы, но в целом революционный народ делает ве­ликое, святое дело, и оно достойно благословения.

Поздние мотивы поэзии Блока: Россия как азиато-европейка призвана выполнить особое предназначение, со­вместить несовместимое. Александр Блок — ключевая фи­гура поэзии «серебряного века».

Он воспел «мистические зори», подсказанные ему философом-мистиком Владимиром Соловьевым, и с обостренным вниманием ждал мировой ка­тастрофы, в бездне которой должна была погибнуть старая Россия и родиться Россия новая. Блок надеялся, что с при­ходом 1917 г.

свет коренных изменений одолеет тьму — и за­дохнулся от гнетущей мир пошлости.

«О доблестях, о подвигах, о славе…» — стихотворение об одиночестве, горечи разлуки, о потерянном счастье. Дру­гой мотив — любовь уводит человека от битв, от подвига в мир хоть и красивый, но далекий от жизненных бурь.

«Железная дорога». Место действия трагедии — не же­лезнодорожный полустанок, а весь мир, в котором человек раздавлен «любовью, грязью иль колесами». Различны способы умерщвления души в «страшном мире» — даже лю­бовь становится одним из них.

«Незнакомка». Главными чувствами в восприятии мира были тоска, отчаяние и неверие, безысходность. В этих усло­виях лирический герой ищет утешения на дне бутылки.

«Сытые». В стихотворении поэт с отвращением пишет -о властителях жизни, негодующих и проклинающих рево­люцию. Сытые возбуждают в поэте презрение и ненависть. Сочувствие Блока — на стороне простых людей.

«Фабрика» (1903). В обобщенной форме переданы мыс­ли поэта о социальной несправедливости, царящей в мире.

«Россия» (1908). Поэт не стремится воспевать нищую Россию, но другой в 1908 г. не было. И такая Россия беско­нечно дорога поэту.

«Осенний день». В этом стихотворении звучит страстный монолог человека, для которого любовь к родине — чувство глубоко личное, как любовь к матери, жене.

На этой странице искали :

  • анализы стихотворений блока
  • анализ стихотворения блока осенний день
  • Анализ стихотворения Блока Сытые
  • осенний день блок анализ
  • анализы стихов блока

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-stixotvorenij-bloka.html

Анализ трёх стихотворений А. Блока

Анализ стихотворения «Жизнь» Блока

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение “Россия” начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, – но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей. Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной.

Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные.

С тех пор, как прошли “годы золотые”, она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние “чародеев” – других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России.

Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих “чародеев”, от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия.

И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих “чародеев”), но Россия и в этом случае не пропадёт и “не сгинет”, ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем “невозможное возможно”, “дорога долгая легка”).

Читая стихотворение “Россия”, мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются.

Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, “слёзы первые любви” очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест – символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека.

И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее – неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией.

И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Если в цветовом плане стихотворение “Россия” имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои.

Автор не оставил конкретных “звуковых” вех, разве что “песни ветровые”, но всё же, если окунуться в этот “серенький” мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.

Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: “т” (опять, золотые, три стёртых, треплются – в первом; обманет, забота затуманит свои черты – в четвёртом четверостишии), “ш” (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его “крест”) и судьбы России – вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Стихотворение “На железной дороге”

Стихотворение “На железной дороге” включено в цикл стихов А. Блока “Родина”. Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами – всё больно. Неужели это некогда великая Россия?

Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, “шла походкой чинною”. В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим.

“Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта “под насыпью”. Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами.

Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.

Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями и ощущениями.

У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, “чинного шествия” России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности.

Реалистичность – основная черта этого стихотворения.

Как известно, Блок – поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, – это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе.

Каждый день проносятся всё те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно через секунду будут уже далеко.

Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём ждать, “быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон”, то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль.

Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.

По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, “Россия вспрянет ото сна…”

В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и “яркие глаза” (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам).

Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, жёлтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни – средний класс, а зелёный – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов.

Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.

Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не даёт “цветовых” определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.

В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом – слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы – неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.

Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков “с” (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.

Стихотворение “На железной дороге” нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноимённом стихотворении.

Своеобразное “пессимистическое” кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России.

Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.

Стихотворение из цикла “На поле Куликовом” (1)

В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё спокойно, но вскоре жёлтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу.

И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа. Где война, там кровь, пыль и смерть. Степная кобылица летит по полю столь быстро, сколь быстро проходит жизнь воина. Одно мгновение, и уже закат в крови.

Небо, как зеркало, отображает смертельные баталии, происходящие на земле. И нет конца этим сражениям, нет числа погибшим на поле боя – это случается изо дня в день, равно как и закат каждый вечер появляется на небе.

Напряжение постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда уже “закат в крови” (в третьей строфе аж 3 восклицательных знака, громогласный глагол “пронзил” не оставляет выбора, кроме как идти сражаться; частые многоточия подчёркивают быстрое течение времени, создаётся впечатление некоторой недосказанности, фразы как бы не завершены).

Покоя нет! Стремительность событий подчёркивается аллитерациями звуков “с” в четвёртом четверостишии (домчимся, кострами, степную, блеснёт святое, ханской сабли сталь) и “р”, очень агрессивного, резкого (“Закат в крови! Из сердца кровь струится!”).

И хотя в цикле стихов “На поле Куликовом” А. Блок описывает конкретные события (Куликовская битва, 1380 год), это произведение не столько на историческую тему, сколько о современности, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

В этом стихотворении образ родины у Блока довольно необычен. Поэт называет Россию своей женой. За это многие критики ругают Блока. На мой взгляд, слово “жена” – это символ, характеризующий непреодолимую любовь поэта к своей родине.

Жена – это человек, которого ты сам выбираешь, чтобы любить всей своей душою, заботиться о ней и защищать.

Если Блок подразумевал именно это, тогда, по-моему, возмущения критиков напрасны, слово “жена” хоть и нестандартное определение, но, учитывая искренность чувств поэта, вполне уместно в личных стихах Блока.

Это стихотворение – первое из цикла “На поле Куликовом”.Оно является вступлением к другим стихотворениям цикла, вводит в цикл широкую тему России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://goldref.ru/

Источник: http://diplomba.ru/work/99443

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.