Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Содержание

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Одним из ярчайших поэтов «серебряного века» являлся Николай Гумилев. Именно его можно назвать «отцом» акмеизма – литературного направления 20 века, в основе идеи которого зиждился принцип воспевания подлинной красоты мира. Поэт был очень тонко чувствующим и талантливым человеком, все его произведения глубокие и трепетные, хоть зачастую и неоднозначные.

История создания

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 году, а опубликовано в сборнике «Огненный столп» в 1921. Ирина Одоевцева, русская поэтесса и прозаик 20 века, вспоминала, что автор поделился с ней тем, как у него возник замысел лирического произведения.

Он возвращался на заре домой после праздничного вечера, на котором выпивал, играл в карты с приятелями и друзьями, и, идя уже по ночному Петербургу, остановился на мосту, где его не очень трезвый взгляд приковал летящий трамвай. В этот момент Гумилеву показалось, что он видит будущее, а значит – что-то очень важное.

Сама собой родилась первая строка стихотворения, а за ней поэт как по волшебству начал проговаривать строки. Он был очень удивлен такому творческому порыву и вдруг нахлынувшему вдохновению.

Стоит отметить, что Гумилев в финальной редакции стихотворения изменил лишь одно: Машеньки в первоначальном варианте не существовало – ее звали Катенькой.

Жанр, направление и размер

Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай» совершенно не вписывается в колею типичных произведений акмеизма.

Исследователи творчества поэта находят огромное количество символов, поэтому наиболее точно невозможно определить направление данного лирического произведения.

Космос противопоставлен обычному земному миру, то есть символика космоса (принцип символизма) сочетается в произведении с описанием красоты обычной жизни – принцип акмеизма.

Жанр стихотворения выявить тоже весьма нелегко. Сам поэт определил лирическое произведение, как магическое стихотворение, но литературоведы указывают на иное жанровое определение – стихотворение-откровение.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, с полной уверенностью можно говорить лишь о последнем – перекрёстная рифма (АВАВ), где чередуется мужская и женская рифмы. Сам Гумилев говорил, что из-за стихийного вдохновения стихотворение получилось несколько тоническим, поэтому силлабо-тонический размер определить не получится.

Образы и символы

Данное стихотворение – одно из самых неоднозначных трудов Гумилева. Сюжет стихотворения – сон, поэтому поэт не вынужден следовать принципам логики, ведь все здесь может быть нереальным.

Центральный образ – трамвай – нечто из иного мира, ведь его окружают «чужие» лучи света и звуки. Лирический герой – главный герой сна, неизвестным образом оказывается на трамвае, который несет его без вагоновожатого в странное место. Мотив искаженного времени и пространства подталкивает читателей к мысли о том, что это своеобразное путешествие – не что иное, как дорога в загробный мир.

Если считать, что данная интерпретация верна, то можно найти в тексте периоды жизни Гумилева.

Каждый образ в стихотворении – виток истории в жизни: Нева – Петербург, 1920, Сена – Париж, в котором Гумилев был с 1906 по 1908 год, дом с 3 окнами – дом, в котором жила жена поэта – Анна Ахматова, Нил – африканское путешествие автора, закончившееся в 1913.

Исходя из этих образов, можно сделать вывод, что трамвай – символ времени, но это только гипотеза, ведь Париж в жизни автора был не только начале 20 века, но и в 1918 году.

Образ Петербурга прослеживается в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе. Машенька – собирательный образ той самой, дореволюционной России, к которой у автора лишь трепетные чувства.

Темы и настроение

Тему и основную мысль стихотворение определить опять же достаточно трудно. Это зависит от субъективного прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Нужно сказать, что в стихотворении четко просматривается гражданская позиция автора. Лирический герой немного с тоской вспоминает то, что случалось с ним, просит остановить вагон там, где все было хорошо, там, где Россия была великой. Николай Гумилев не принимал Октябрьскую революцию, он был уверен, что невозможно строить новое и процветающее государство на жестокости и крови.

Жизнь Гумилева нельзя назвать счастливой: он так и не смог принять революцию, не смог по-настоящему полюбить, поэтому стихотворения поэта прописаны чувством грусти и некого сожаления. Автор прожил недолгий век, но он ставил поле себя вечные произведения русской поэзии, которые уже практически 100 лет читают и учат люди всех возрастов.

Идея

Смысл стихотворения можно трактовать двояко. Я бы остановился на версии, которая является логическим продолжением интерпретации образов. Так вот, в какую бы эпоху ни жил герой стихотворения, сколько бы жизней и душ ни «пропустил» через себя, грусть и сожаление не покидали его душу. Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым.

Но вдруг — озарение. Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте. мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наполнено изобразительно-выразительными средствами. Особое внимание следует уделить эпитетам и метафорам.

  • «Мчался он бурей» — метафора, усиливающая впечатление лирического героя о путешествии на трамвае.
  • «Пытливый взгляд» — очень образный эпитет; несмотря на тревожное состояние, лирический герой очень внимателен, он пытается заметить каждую деталь, каждую мелочь.
  • «Знакомый и сладкий ветер» — эпитет, позволяющий читателям понять отношение автора к городу «всадника в железной перчатке» и Исакия.

Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-zabludivshijsya-tramvaj-n-gumilev/

Н. Гумилев, Заблудившийся трамвай: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Многие поэты и писатели начала XX века не поддерживали новую власть и максимально противились советскому режиму. Яркую позицию выражало стихотворение, которое написал Гумилев – «Заблудившийся трамвай». Анализ произведения проведен в материале.

Исторические закономерности

Мыслители во все века несли идею свободы и равенства. Не стали исключением и представители литературы, расцвет творчества которых пришелся на период падения императорского режима и установления нового государства под названием Советская Россия.

Одним из противников коммунизма был известный поэт и общественный деятель Николай Гумилёв. Он считал, что строить страну на запугивании, войнах и лжи – невозможно и неправильно.

Также писатель отмечал: власть, что так начала свое господство, не сможет сохранить все богатство культуры и традиций. А их веками оберегала империя.

Настоящим проявлением неповиновения стало стихотворение, которое сочинил Гумилев – «Заблудившийся трамвай». Анализ этого произведения показывает его гражданскую позицию.

Следует отметить, что произведение сразу разошлось по миру только потому, что во время государственных переворотов и борьбы не было структуры, которая бы отвечала за цензуру.

Следовательно, в 1919 году стихотворение удалось опубликовать.

Необычное вдохновение

Сегодня символизм настолько широк, что трактовать эту работу каждый читатель может по-своему, в соответствии со временем и страной, в которой живет. Однако, сам автор четко осознавал, о чем пишет.

Следует отметить, что придумал совершенно случайно «Заблудившийся трамвай» Гумилев. Анализ этого и других произведений, над которыми поэт долго не раздумывал, всегда поражают своей неординарностью и иррациональностью.

История свидетельствует, что в то утро, когда автор сочинил стихотворение, он возвращался домой. Всю ночь мужчина играл в карты и выиграл значительные деньги.

Сам Гумилев считал, что в азартных играх, на войне и в любви его всегда сопровождала удача.

На рассвете он переходил через мост. Недалеко каркали вороны. И вдруг рядом проехал трамвай. От путей отскакивали искры, оставляя на дороге огненный след. Тогда в сознании поэта что-то зашевелилось.

Он сделал еще несколько шагов, и в голове прозвучала первая рифма. Так придумал начало Гумилев («Заблудившийся трамвай»).

Анализ стихотворения показывает, что вступление, то есть первый столбик, читатель воспринимает очень просто и без проблем.

Слепая машина

Зато следующие строки вызывают у аудитории легкое недоумение. Главный герой произведения отмечает, что он сам не понимает, как прыгнул в вагон. Здесь литератор проводит тонкий прием метафоры. Он стал случайным участником событий войны. Речь идет о том, что императорская власть была свергнута, зато появилась коммунистическая партия, что уничтожала все на своем пути к правлению.

Тогдашнее общество (как считает Гумилев) – заблудившийся трамвай. Анализ стихотворения (кратко придется касаться исторических событий) имеет целью довести до сознания читателя, что народ движется слепо и без плана, так же как и машина.

Люди не знают, куда направляются. Во время езды агрегат сбивает все на своем пути. Так, советская власть уничтожала военную, политическую и культурную элиту общества. Но без их поддержки прибыть на окончательную остановку не возможно.

Путешествие не туда

Очень многие детали, символы вложил в свое произведение Гумилев («Заблудившийся трамвай»). Краткий анализ, даже простых художественных оборотов, следует воспринимать как специфическую метафору. Можно смело утверждать – искры вылетали из-под колес вагона, как вспышки от взрывов и выстрелов.

Автор отмечает, что отныне он и другие пассажиры должны двигаться вместе с трамваем, независимо от своей воли. Машина же несется словно буря. Под погодным явлением читателю следует понимать революцию.

Также в третьем столбике главный персонаж, от имени которого ведется рассказ, просит остановиться и выпустить его. Наверное, автор – основное действующее лицо произведения «Заблудившийся трамвай» (Гумилев).

Анализ по четверостишьям позволяет разбирать стихотворение по порядку.

Следовательно, в четвертом столбце мужчина говорит, что выйти из вагона уже не возможно. Более того, Николай Степанович дает географические данные. Коммунизм распространяется по всему миру: от российской Невы к французской Сене.

Призрачные гости

Его путешествие продолжается и в пятом четверостишье. Герой внезапно оказывается в незнакомом месте. Он встречает старого человека, умершего в прошлом году. Также герой видит выход. Есть вокзал, где продаются билеты в Индию.

Эта страна – символ духовности и традиций. Однако вагон возвращается к вывеске «Зеленная». Там, как капуста, продаются отрубленные человеческие головы.

Так автор показывает, что жизнь для революции не ценна, а смерть – обыденное явление.

Анализ стиха «Заблудившийся трамвай» Гумилева показывает, что автор удачно соединил несколько стилей и сюжетных поворотов в одном произведении. Николай Степанович отмечает, что под общий пресс попадают все. Поэтому герой уже знает, что и его голову отсечет бессердечный палач. Жизнь культурного деятеля также ничего не стоит для системы.

Далее человек снова просит остановить вагон, поскольку видит домик и забор. Оказывается, там жила Машенька, которая ткала ковер. Герой опасается, что его знакомой также не стало.

Угасла душа

Образ девушки – символ культуры и традиций. Ранее барышни хозяйничали, чтобы показать парням свои способности. Однако с приходом новой власти многовековые ритуалы уничтожаются.

По стиху можно сделать чрезвычайно широкий анализ («Заблудившийся трамвай»). Гумилев, по плану, плавно переходит от мистики к животрепещущим темам. Лирический герой отмечает, что отныне все изменилось. Он говорит, что свет, который лился из окон Машеньки, был их спасением. Рассказчик скорбит по прошлой жизни. Его душа умерла, и он готов поставить свечку за себя в церкви.

В последнем столбце основной персонаж заявляет о том, что он очень скучает по тому, что уже не вернуть. Раньше мужчина не замечал счастья, которое подарила ему судьба. Однако стоило отобрать у человека веру, культуру и обычаи – и он гаснет.

Различные аспекты

Отличался своим творческим стилем Гумилев. «Заблудившийся трамвай» (анализ стихотворения можно проводить с учетом различных факторов) является своеобразным шедевром автора. Рассматривать поэзию можно со стороны истории. Здесь указаны четкие события, которые волнуют душу писателя.

Следует заметить, что мастер не просто дает информацию, а скрывает ее за образами и символами. Если читатель не расшифрует код, то стихотворение будет бессмысленным и непонятным. Людям, которые умеют читать между строк, становится понятно отношение поэта к ситуации, что происходит в стране.

Чтобы понять идею автора, лучше делать анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева по плану. Кроме исторического аспекта, следует обратить внимание на отсылки к другим произведениям.

Многие исследователи считают, что произведение было своеобразной копией работы Данте Алигьери «Божественная комедия». Здесь рассказчик также попадает в различные временные рамки и встречается с мистикой.

Путешествие писателя

Автор работал с разными жанрами. Очень сильно ему нравились баллады. Данная работа составлена ​​в подобном стиле. В ней есть заданный мотив и собственная сюжетная структура. Подобная манера встречалась в его творчестве и раньше. Кроме этого, в поэзии явно присутствует мистика, которая характерна для этого жанра.

Постоянно искал новые направления в литературе Н. Гумилев. «Заблудившийся трамвай» (анализ это подтверждает) – своеобразная попытка написать синтетическую балладу.

В работе мастер мысленно много путешествует. Следует отметить, что практически все города, которые упоминались в лирике, Николай Степанович посещал на самом деле.

Также вместе с героем, при достаточном количестве знаний в области литературы, можно разглядеть в творчестве его соотечественников. Например, в двух последних строках 13-го столбика есть ссылка на поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».

Кроме этого, много параллелей с историческим романом того же писателя «Капитанская дочка».

Трагическая судьба

Настоящей новинкой стало стихотворение, которое написал Гумилев – «Заблудившийся трамвай». Анализ этого произведения показывает, что автор начал работать в другой форме, отойдя от традиционного стиля.

Вполне возможно, мужчина смог бы развить свежее направление в творчестве, если бы не трагические обстоятельства гибели гениального литератора. Николай Степанович открыто делился своими религиозными предпочтениями и без страха заявлял, что предпочитает монархию.

Поэтому очень скоро активист стал врагом коммунистической партии. Ему и многим других талантливым писателям вынесли негласный приговор.

Можно сказать, одно из стихотворений, из-за которых погиб Гумилев – «Заблудившийся трамвай». Анализ событий 1921 свидетельствует, что мужчина не был участником сговора, в котором его обвинили. Поэта расстреляли 26 августа. Его жизнь закончилась в возрасте 35-ти лет.

Источник: https://autogear.ru/article/221/566/n-gumilev-zabludivshiysya-tramvay-analiz-stihotvoreniya/

Н.С. Гумилев,

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

“Заблудившийся трамвай” – стихотворение Гумилева, включенное в “Огненный столп”, последний его сборник. Этот стих считается одним из лучших и самых известных в творчестве поэта. В нашей статье представлен его краткий анализ.

Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” очень любят анализировать разлчные критики и литературоведы. Оно притягивает их внимание, во-первых, как любой шедевр, а во-вторых, в нем проявилось большое литературное новаторство автора.

Тем не менее, несмотря на колоссальное новаторство, в произведении автор также следует традиции.

Еще одна причина, по которой “Заблудившийся трамвай” притягивает внимание исследователей, заключается в том, что в нем видны отсылки Николая Степановича к вехам своей жизни.

Особенности анализа стихотворения

Необходимо вкратце отметить некоторые общие моменты, прежде чем проводить анализ. Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай”, несмотря на новаторство, имеет все основные особенности своего жанра. Сюжетообразующей единицей в лирике, в отличие от драматических и эпических жанров, является переживание, эмоция, чувство, а не событие.

Кроме того, по своей сути любое стихотворение метафорично, а метафора тяготеет к символу. Следует заметить, что это произведение было написано на одном дыхании, на вдохновении. Оно не относится к числу стихов, которые дотошно и кропотливо “конструируются”, поэтому требуют такого же дотошного и кропотливого разбора.

Вовсе не так следует осуществлять его анализ.

Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” нельзя понять, следуя привычному способу интерпретации. Логика творений, созданных на одном дыхании, несколько иррациональна. Их не сможет “разобрать” ни один критик. Никому не под силу разложить их гениальность на составляющие части. Этим и прекрасны такие произведения.

Размер

Итак, начнем наш анализ. Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” написано дольником.

Для чего же автор выбрал этот размер, зачем понадобились разделять ударные слоги неравномерными интервалами? Если прочесть стихотворение вслух, акцентируя ударения, мы заметим, что их ритм напоминает стук колес. Дольник в этом произведении “озвучивает” движение трамвая, что усиливает художественный эффект.

Хронотоп

При рассмотрении содержания бросается в глаза то, что “Заблудившийся трамвай” – стихотворение Гумилева, имеющее необычный хронотоп (взаимосвязь пространственных и временных отношений).

Источником образа трамвая является реальный прототип, который автор увидел утром на улице Петрограда. Однако между ним и трамваем, представленным в стихотворении, имеющим явно потустороннюю природу, пролегает большая пропасть.

Они как будто из разных миров.

Звуки, которые сопровождают его появление, вполне реальны, если мы будем рассматривать их буквально. Это крик птиц, гром, стук, звон. Именно этими звуками сопровождалось движение трамвая во времена Гумилева.

Однако формулировки стихотворения говорят нам о том, что природа этих звуков символическая. Благодаря этому все произведение переводится в символическую плоскость, в которой и нужно рассматривать “Заблудвшийся трамвай”.

Стихотворение Гумилева можно правильно понять, только следуя этой установке.

Итак, звуков всего 3: дальние громы, звоны лютни, вороний грай. У Гумилева лютня, как и волшебная скрипка, является символом миссии поэта, подобно лире в творчестве Пушкина.

Кроме того, это знак условно-средневекового, легендарного времени, в котором существует художник слова любой эпохи. Следующий звук, вороний грай, – это плохое предзнаменование, рок, гибель, смерть.

Гром – это битва, небесная или земная, а также признак присутствия сверхъестественной силы, как показывает анализ.

Стихотворение “Заблудившийся трамвай” невозможно понять, если не знать, куда движется трамвай. Давайте вместе разберемся.

Куда движется трамвай

Лирический герой стихотворения становится пассажиром против собственной воли. Трамвай – это некая сила, которая намного могущественнее человека. Ведь недаром в воздухе за ним остается огненный след. Куда же движется этот трамвай, что же это за сила?

Следует отметить, что вагоновожатый есть, однако он безучастен и не реагирует на просьбу лирического героя остановиться. В соответствующей строфе хронотоп внезапно и страшно меняется. Еще совсем недавно трамвай был на улице, хотя и незнакомой. Теперь же он вдруг мчится “крылатой” и “темной” бурей. Самое главное здесь то, что трамвай “заблудился в бездне времен”.

“Бездна времен”

Различные исследователи по-разному интерпретировали это место стихотворения. К примеру, Елена Куликова считала, что трамвай подобен кораблю-призраку, “Летучему Голландцу”, затерянному во времени.

Существует и версия, согласно которой автор описывает путешествие по загробному миру. Этой точки зрения придерживается Юрий Зобнин. Он считает, что стихотворение Гумилева отсылает нас к “Божественной комедии” Данте.

Вагоновожатый исполняет роль Вергилия, которого затем сменяет Машенька – Беатриче.

Как же нам понять, где замысел и логика автора, а где наши собственные ассоциации? Как сделать объективным наш анализ? Стихотворение “Заблудившийся трамвай” – не единственное в своем роде у Гумилева. В контексте его творчества “бездна времен” появляется несколько раз.

Николай Степанович уже не раз использовал этот образ, к примеру, в своем стихотворении “Стокгольм”. Здесь мы также встречаем переходы “времен” и “пространств”, в которых “заблудился навеки” лирический герой.

Не случайно стихотворение было названо автором “Заблудившимся трамваем”.

Кроме того, звуки в “Стокгольме” подобны тем, что мы слышим в интересующем нас произведении. Это мощный грохот и гул, звон колокола, звуки молитвы. Гумилев в “Письме о русской поэзии” отмечал, что религия и поэзия – две стороны одной монеты. Поэтому в творчестве Николая Степановича пение скрипки, лютни, лиры и молитва практически равнозначны.

Мотив сна в произведении

Продолжим анализ стихотворения “Заблудившийся трамвай” по плану. Это произведение, в котором герою как будто снится его жизнь. Он наблюдает ее стремительное движение через окно трамвая. Как известно, человек перед смертью как бы видит свою жизнь, которая проносится перед ним.

Можно сказать, что “Заблудившийся трамвай” – это пророческое стихотворение. Об этом можно судить не только потому, что в нем присутствует эпизод казни героя, но и потому, что движение трамвая выглядит как описание воспоминания его жизни, которая промелькнула перед смертью.

Именно поэтому лирический герой тревожно и настойчиво просит вагоновожатого остановиться, однако это оказывается невозможно.

Развитие образа трамвая в русской литературе

В русской литературе этот образ Гумилева напомнит о себе еще не раз. Это произойдет, к примеру, в “Мастере и Маргарите” Булгакова, где будет и трамвай, и отрезанная голова, и вагоновожатый. Очень глубоко и интересно этот образ раскроется и в финале “Доктора Живаго” Пастернака, в эпизоде смерти главного героя. Юрий умирает в трамвае, в это время гремит гроза, герой смотрит в окно.

Использованный автором прием был новым для русской поэзии. Анализ стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай” провел Валерий Шубинский. Он отметил, что это произведение стало предтечей “русской семантической поэтики”.

Многие современники не поняли этот стих, поскольку интерпретировали его “по старинке”, ища реальные прототипы созданных Гумилевым образов. К примеру, Анна Ахматова полагала, что старик, который промелькнул за окном трамвая, – реальное лицо. Возможно, это так и было, а может быть и нет.

Это не так важно, ведь данная деталь стихотворения только усиливает ощущение тревожного сна, в котором так легко смешиваются мертвое и живое. Герой очень интересно реагирует на появление старика, которого он воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Да, это тот человек, который год назад умер в Бейруте.

То, что наяву является невероятным, становится самоочевидным во сне. Все это нужно учитывать, рассматривая стих “Заблудившийся трамвай” Гумилева.

Краткий анализ этого произведения – задача непростая. К сожалению, и сегодня некоторые исследователи продолжают пытаться объяснить необъяснимые вещи буквально. В своих выводах они порой уходят очень далеко, однако этот подход изначально неверен.

В стихотворении Гумилева несколько мотивов, которые действительно имеют связь с реальностью, причудливо соединены в некое художественное целое, так же причудливо, как события дневной жизни порой соединяются во сне. У сна имеется логика, но она иная.

Его невозможно объяснить логикой яви. Она может только разрушить его.

На этом мы закончим анализ стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай”. Об основных особенностях этого произведения мы рассказали. Анализ стихотворения Гумилева “Заблудившийся трамвай” краткий, вы можете дополнить его собственными размышлениями.

Источник: http://fb.ru/article/232103/n-s-gumilev-zabludivshiysya-tramvay-kratkiy-analiz-stihotvorenie-gumileva-zabludivshiysya-tramvay-obrazyi-i-paralleli

Н.С. Гумилев, “Заблудившийся трамвай”: краткий анализ. Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай”: образы и параллели

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

“Заблудившийся трамвай” – стихотворение Гумилева, включенное в “Огненный столп”, последний его сборник. Этот стих считается одним из лучших и самых известных в творчестве поэта. В нашей статье представлен его краткий анализ.

Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” очень любят анализировать разлчные критики и литературоведы. Оно притягивает их внимание, во-первых, как любой шедевр, а во-вторых, в нем проявилось большое литературное новаторство автора.

Тем не менее, несмотря на колоссальное новаторство, в произведении автор также следует традиции.

Еще одна причина, по которой “Заблудившийся трамвай” притягивает внимание исследователей, заключается в том, что в нем видны отсылки Николая Степановича к вехам своей жизни.

Звуки

Звуки, которые сопровождают его появление, вполне реальны, если мы будем рассматривать их буквально. Это крик птиц, гром, стук, звон. Именно этими звуками сопровождалось движение трамвая во времена Гумилева.

Однако формулировки стихотворения говорят нам о том, что природа этих звуков символическая. Благодаря этому все произведение переводится в символическую плоскость, в которой и нужно рассматривать “Заблудвшийся трамвай”.

Стихотворение Гумилева можно правильно понять, только следуя этой установке.

Итак, звуков всего 3: дальние громы, звоны лютни, вороний грай. У Гумилева лютня, как и волшебная скрипка, является символом миссии поэта, подобно лире в творчестве Пушкина.

Кроме того, это знак условно-средневекового, легендарного времени, в котором существует художник слова любой эпохи. Следующий звук, вороний грай, – это плохое предзнаменование, рок, гибель, смерть.

Гром – это битва, небесная или земная, а также признак присутствия сверхъестественной силы, как показывает анализ.

Стихотворение “Заблудившийся трамвай” невозможно понять, если не знать, куда движется трамвай. Давайте вместе разберемся.

Новаторство Гумилева

Использованный автором прием был новым для русской поэзии. Анализ стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай” провел Валерий Шубинский. Он отметил, что это произведение стало предтечей “русской семантической поэтики”.

Многие современники не поняли этот стих, поскольку интерпретировали его “по старинке”, ища реальные прототипы созданных Гумилевым образов. К примеру, Анна Ахматова полагала, что старик, который промелькнул за окном трамвая, – реальное лицо. Возможно, это так и было, а может быть и нет.

Это не так важно, ведь данная деталь стихотворения только усиливает ощущение тревожного сна, в котором так легко смешиваются мертвое и живое. Герой очень интересно реагирует на появление старика, которого он воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Да, это тот человек, который год назад умер в Бейруте.

То, что наяву является невероятным, становится самоочевидным во сне. Все это нужно учитывать, рассматривая стих “Заблудившийся трамвай” Гумилева.

Краткий анализ этого произведения – задача непростая. К сожалению, и сегодня некоторые исследователи продолжают пытаться объяснить необъяснимые вещи буквально. В своих выводах они порой уходят очень далеко, однако этот подход изначально неверен.

В стихотворении Гумилева несколько мотивов, которые действительно имеют связь с реальностью, причудливо соединены в некое художественное целое, так же причудливо, как события дневной жизни порой соединяются во сне. У сна имеется логика, но она иная.

Его невозможно объяснить логикой яви. Она может только разрушить его.

На этом мы закончим анализ стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай”. Об основных особенностях этого произведения мы рассказали. Анализ стихотворения Гумилева “Заблудившийся трамвай” краткий, вы можете дополнить его собственными размышлениями.

Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/ns-gumilev-zabludivshijsya-tramvaj-kratkij-analiz-stihotvorenie-gumileva-zabludivshijsya-tramvaj

«Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике «Огненный столп».

Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилёв поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий по небу трамвай.

Он вспомнил что-то важное и увидел что-то из будущего. После этого как будто сама собой родилась первая строфа, а потом и всё стихотворение поэт произнёс строку за строкой, будто чужое. Гумилёв сам был удивлён тем, что у него получилось.

Поэт почти ничего не менял в стихотворении, только первоначальное имя Катенька было изменено на Машеньку.

Литературное направление и жанр

Стихотворение совершенно нетипично для акмеиста Гумилёва. Исследователи находят в нём множество символов.

Космос, описанный в стихотворении, противопоставлен миру земному, живому, конкретному, враждебен ему. Так символизм противопоставляется акмеизму. По одной из версий, стихотворение как раз прослеживает путь Гумилёва от символизма к акмеизму через творческие искания и сомнения.

Определить жанр стихотворения тоже непросто. Некоторые литературоведы называют его откровением. Сам Гумилёв считал его магическим стихотворением.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 15 строф. Первая строфа описывает героя в реальном мире. Остальные, кроме последней – путешествие лирического героя на волшебном трамвае, которое интерпретируется по-разному.

Тему и основную мысль стихотворение определить однозначно трудно. Это зависит от прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Основная мысль обозначена в последней строфе-выводе. Названные чувства (любовь и грусть) рождены погружением в свою жизнь, собственное творчество, прошлое.

К ним примешивается комплекс вины и ответственности («закажу панихиду»), ощущение отчаянья и безнадёжности («навеки сердце угрюмо»).

Тропы и образы

Нет ни одного стихотворения Гумилёва, которое интерпретировали бы так часто и так неоднозначно.

Трамвай, который видит лирический герой – пришелец иного мира, его сопровождают свет и звуки, выраженные эпитетами: вороний грай (символ смерти), звоны лютни (символ миссии поэта), дальние громы (война).

Лирический герой непонятным образом попадает на трамвай, который несётся без участия вагоновожатого и попадает в странное время и пространство, «заблудился в бездне времён». Есть множество интерпретаций символического значения трамвая: корабль-призрак, путешествие по загробному миру (вагоновожатый – Данте, Машенька – Беатриче).

Лирический сюжет стихотворения – это сон. Лирическому герою снится его собственная жизнь и даже казнь.

Некоторые литературоведы видят в путешествии трамвая проносящуюся перед глазами героя жизнь, как часто проносится она перед глазами умирающего. Поэтому лирический герой просит остановить вагон. Но безуспешно.

При такой интерпретации поездка на трамвае – путешествие во времени. Каждый образ – определённый период жизни поэта. Нева – Петербург 1920. Нил – африканские путешествия, закончившиеся 1913. Сена – Париж 1906-1908 гг. Дом в 3 окна – царскосельский дом, где в начале 20 в. жила Ахматова, названная в стихотворении Машенькой. То есть заблудившийся трамвай – воплощение обратно идущего времени.

Этот метод интерпретации очень уязвим, потому что из биографии Гумилёва можно выбрать и другие даты, привязанные к данным местам (например, в Париже Гумилёв был и в 1917-1918 гг).

Есть истолкование, при котором прослеживают обратный отсчёт не биографических событий, а творческих исканий: от акмеизма к символизму через мучительные сомнения. Тогда «Индия Духа» – символистский период творчества Гумилёва.

Декадентское тревожное томление приводит героя в лавку зеленщика, где кочаны капусты соотносимы с человеческими головами. В этом образе связь со сказкой Гауфа «Карлик Нос». А более благостные образы пальм намекают на этап акмеизма. Поэт-акмеист выражает то, что Адам чувствовал в раю.

Для противопоставления понадобилось и схождение в ад.

Не следует искать реальных прототипов у стихотворных образов. Возможно, Гумилёв никогда не знал старика из Бейрута, но этот образ гармоничен в данном контексте, мёртвое смешивается с живым. Среди прототипов Машеньки называют Ахматову, рано умершую кузину Гумилёва Марию Кузьмину-Караваеву и Машу Миронову из «Капитанской дочки» Пушкина.

Антитеза Машенька – императрица отражает противостояние личного и официального. Кроме образа Машеньки, с «Капитанской дочкой» перекликаются образы императрицы, дощатого домика.

Биографический анализ позволяет назвать стихотворение пророческим. Лирический герой – это Гринёв наоборот, который сам идёт к императрице, а не Машенька, и именно поэтому, обвинённый в заговоре, как и Гринёв, погибает.

Космос противен человеческой природе. Поэтому «сад планет» у домика Машеньки – один из символов смерти. Для вечности нет чёткой границы между живыми и мёртвыми.

Зато земное существование чётко различает жизнь и смерть. Поэтому Машенька и лирический герой меняются местами по признаку жизни и смерти.

Образы Петербурга прослеживаются в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником. Этот размер с неравномерным чередование ударных и безударных слогов напоминает неритмичный стук трамвайных колёс, когда трамвай то замедляется, то ускоряется. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Змей», анализ баллады Гумилёва
  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Заблудившийся трамвай»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Источник: https://goldlit.ru/gumilyov/1038-zabludivshiisia-tramvai-analiz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.