Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Содержание

Анализ стихотворения Сергея Есенина

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения.

Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям иманжинистов.

Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери.

Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой.

В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом. Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма.

 Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми.

В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

В стихотворении автор активно использует художественные средства. Есенин пишет присущим ему ярким стилем, образным оригинальным слогом. Многие символы сразу напоминают читателям об имажинизме.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой». Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту.

Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой». Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм.

Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного.

Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения.

Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

Источник: https://rulit.online/articles/analiz-stihotvoreniya-sergeya-esenina-ya-pokinul-rodimyj-dom/

Анализ стихотворений Есенина о природе и родине

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Основная тема лирики поэта — тема человека и природы, постоянно волновавшая его, раскрытию которой он посвятил многие стихотворения, начиная с 1910 года эти произведения вошли в книги «Радуница» (1915), «Голубень» (1918), «Преображение» (1918).

Анализ стихотворения “Край любимый! Сердцу снятся…”

В произведении «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914) природа оживает, очеловечивается, обожествляется.

Автор поставил рядом многоцветное, многозвучное земное («скирды солнца в водах лонных», «в зеленях твоих стозвонных», «гарь в небесном коромысле») и небесное начала («Ивы — кроткие монашки» «вызванивают в четки»).

Вся земная красота, в которой поэту хочется затеряться, по его мнению, лишь этап на пути к иной, неземной жизни. Эта мысль подтверждается не только образом ив — кротких монашек с четками в руках — но и заключительной строфой стихотворения, ее двумя последними строками:

Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Стихотворение метафорично: «скирды солнца», «ивы — кроткие монашки», «курит облаком болото», «гарь в небесном коромысле». Доминантную (главную) смысловую нагрузку несет эпитет в словосочетании «зеленя стозвонные».

В этом сочетании и далее по тексту эффект «звенящей природы» усиливается за счет свистящих звуков: резеда, риза, вызванивают, в небесном коромысле, затаил, в сердце мысли. Эффект легкого и светлого настроения лирического героя «подкрепляется» стихотворным размером — четырехстопным ямбом.

В ранней лирике С. Есенина преобладают цвета: синий — символ небесной чистоты, святости, глубины; белый — символ чистоты земной, человеческих помыслов; алый (розовый, золотистый, реже — малиновый, еще реже — ярко-красный) — символ жизни, зари, восхода.

Почти отсутствует черный цвет (используется только при описании ночи и ночных предметов и явлений).

Анализ стихотворения “Я покинул родимый дом…”

Более поздние стихотворения С. Есенина о природе и взаимоотношении с ней человека нередко звучат грустно, являются элегиями, а не одами, как предшествующие. Одно из них — «Я покинул родимый дом…» (1918). Поэт, вероятнее всего, писал его, находясь вдали от отчего порога. Любовь, выраженная стихотворением, многогранна.

Это и любовь к природе, одухотворенной и очеловеченной: материнскую грусть теплит «в три звезды березняк над прудом»; луна «распласталась на тихой воде» «золотою лягушкой»; «старый клен на одной ноге» «стережет голубую Русь».

Чтобы передать свои ощущения от красоты окружающего мира, поэт использует имажинистские, необычные, яркие образы — луна похожа на золотую лягушку, клен одноногий. Это и любовь к родным, близким людям — матери и отцу, сроднившимся с природой (у отца «пролилась седина» в бороде, «словно яблонный цвет»).

Это и любовь к Родине, малой и великой, к Руси, которую С. Есенин характеризует дважды повторенным — в первой и предпоследней, третьей строфах — эпитетом «голубая». Голубая, под цвет неба, божественная, согласно мифологии и религиозному учению.

Грустное настроение лирического героя подчеркивается параллелизмом: свою нелегкую судьбу он приравнивает к судьбе одинокого клена. И герой (автор), и клен выполняют одну и ту же миссию: стерегут голубую Русь, и даже внешне похожи («…старый клен / Головой на меня похож»).

Анализ стихотворения “Закружилась листва золотая…”

В стихотворении «Закружилась листва золотая...» (1918) природа предстает гармоничной, целостной. Это тонкий акварельный рисунок с преобладающими светлыми тонами. Интонация — «теплая», задушевная.
Первая строфа — «запевная», завораживает своей красочностью («листва золотая», розоватая вода на пруду) и неожиданностью сравнения:

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду.Словно бабочек легкая стая 

С замираньем летит на звезду.

Во второй строфе появляется ролевой герой — «ветер-отрок» — и действует смело, решительно по отношению к очеловеченной красавице-березке.
Третья строфа не такая яркая, как две первые, она более реалистическая.

Только сравнение синего сумрака со стадом овец нарушает равновесие обычной картины умолкающего, утихающего деревенского вечера.

«Прохлада» — «синий сумрак» — «смолкший сад» — звучащий и замирающий бубенец — образы-реалии, традиционные, как сама жизнь, называются влюбленным в них автором.

Анализ стихотворения “Неуютная жидкая лунность”

В 1925 году С. Есенин среди грустных и самых, может быть, искренних стихотворений о любви («Клен ты мой опавший… », «Какая ночь! Я не могу… », «Не гляди на меня с упреком… », «Ты меня не любишь, не жалеешь… » и др.) написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность» — тоже грустное, прощальное, но в нем он прощается не с женщиной, а с деревянной Россией.

В стихотворении семь четырехстрочных строф, в которых поочередно меняются кадры.

Перед глазами читателей проплывают пейзажные картины, окрашенные в серые тона («Неуютная жидкая лунность», «Тоска бесконечных равнин», «усохшие вербы» у дорог; «бедность полей»; «чахоточный свет луны»; когда-то воспетые поэтом избы теперь превратились в «лачуги»; мелькает образ волочащейся по полям страны сохи). Ненавистной поэту становится «тележная песня колес», немилым «очажный огонь».

Все уходящее, патриархальное С. Есенин словно «сбрасывает с корабля современности», декларируя отказ от поэтизации нищеты («равнодушен я стал к лачугам»), приемлет, хотя и колеблясь, индустриальный прогресс, и одновременно высоко ценит мораль, культуру прошедших веков, хочет видеть деревянную Русь процветающей.

Анализ стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая…”

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925) радостное и светлое по содержанию. Поэт любуется тем, как «спит ковыль», вдыхает свинцовую свежесть полыни.

Свет луны ему кажется «таинственным и длинным». Впечатляет первозданный образ «золотой бревенчатой избы». Этим образом выражена искренняя любовь поэта к родной деревне.

А последняя строфа как нельзя лучше характеризует позицию поэта-патриота:

Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

Стихотворение — задушевная по форме монологическая исповедь о любви к отчизне, о чем свидетельствуют строки: «Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь»; «Радуясь, свирепствуя и мучась, / Хорошо живется на Руси».

По жанру это философская элегия, произведение-размышление о том, что человек должен быть верен своим корням, своей великой и малой родине.
Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. – Минск: Нац.

ин-т образования, 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/esenin_s_a/analiz_stikhotvorenij_esenina_o_prirode_i_rodine/92-1-0-832

«Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Стихотворение «Я покинул родимый дом…» было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своём чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией. Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Жанр и литературное направление

Данное стихотворение является ярким образцом произведения лирического жанра, написанного в неповторимой манере, характерной для Сергея Есенина. Здесь поэт делится с читателями собственными мыслями и чувствами, говорит о своих родителях, рассказывает о любви к родной земле.

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Сергей Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях.

Важно отметить, что в стихотворении используются яркие образы, оригинальные символы, экспрессивные определения.

Все эти художественные средства позволяют с уверенностью отнести произведение к одному направлению, к которому принадлежал поэт. В стихотворении явно прослеживается оригинальная образность, присущая произведениям имажинистов.

Именно такая неповторимая символика моментально делает стиль узнаваемым, а стихотворение более запоминающимся, нетривиальным.

Тема и сюжет стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землёй, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех её проявлениях. Берёзы, луна, старый клён – всё это неотделимо от образа родной земли. В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определённая последовательность, безусловно, наблюдается. Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери.

Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он ещё не скоро вернётся, пурга будет долго петь над его домом. Но старый клён остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое «стережёт» Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой.

В заключительной строфе поэт пишет, что дождём своих листьев, «головой» клён похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клёна, который напоминает его золотом своих листьев.

Композиция, художественные средства

Стихотворение Сергея Есенина «Я покинул родимый дом…» написано анапестом. Ударение падает на последний слог трёхсложной стопы. Используется перекрёстная рифма.

Композиция линейная, поскольку в стихотворение всё излагается последовательно. Автор проводит параллели между родной землёй и своими родителями, Родиной и природой, деревьями и людьми.

В конце стихотворения он сравнивает себя с клёном, оставшимся «стеречь» Русь.

В стихотворении автор активно использует художественные средства. Есенин пишет присущим ему ярким стилем, образным оригинальным слогом. Многие символы сразу напоминают читателям об имажинизме.

Рассмотрим основные средства изобразительности. Русь поэт называет «голубой». Данное определение тоже становится художественным средством, символизируя голубизну неба, чистоту.

Луна в произведении «распласталась золотою лягушкой». Яркий образ не только позволяет живо представить себе луну, но и придаёт произведению неповторимый динамизм.

Седину в бороде отца Есенин сравнивает с яблонным цветом, при этом седина «проливается» в волосах.

Пурга предстаёт в стихотворении как живое существо. Олицетворение позволяет здесь лучше представить себе пургу, которая поёт и звенит. Клён, стерегущий Русь, стоящий на одной ноге, безусловно, больше напоминает мыслящее существо, а не обычное дерево.

Старый одноногий клён внезапно преображается прямо на глазах у читателей. Ему уже придаются удивительные черты, полные чего-то возвышенного и романтичного.

Есенин пишет, что в клёне есть радость для тех, кто целует «дождь» листьев дерева. Оказывается, клён похож головой на лирического героя стихотворения.

Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли.

Удивительно яркое стихотворение даёт читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.

  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Я покинул родимый дом»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/548-ya-pokinul-rodimii-dom-analiz

“Я покинул родимый дом…” анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Стихотворение “Я покинул родимый дом…” было написано Сергеем Есениным в 1918-м году. В этом произведении поэт рассказывает о своем чувстве к родной земле, рисует образы тоски, грусти, одиночества. Автор легко проводит параллели, рассказывая читателям о своей неразрывной связи с Россией.

Впервые стихотворение издали в 1920-м году.

Тема и сюжет стихотворения “Я покинул родимый дом…”

Главной темой стихотворения стало расставание поэта с его родной землей, матерью и отцом. Для Сергея Есенина Родина едина во всех ее проявлениях. Березы, луна, старый клен – все это неотделимо от Образа родной земли.

В каждой веточке, листочке, отражении луны в воде поэт видит свою Русь.

Сюжет стихотворения развивается в области воспоминаний автора. Фактической сюжетной линии здесь нет. Однако определенная последовательность, безусловно, наблюдается.

Сначала поэт отмечает, что он покинул родимый дом, оставил Русь, говорит о грусти матери. Затем Есенин вспоминает отца, который седеет без него. В третьей строфе автор пишет, что он еще не скоро вернется, пурга будет долго петь над его домом.

Но старый клен остался на Родине поэта. Интересно, что дерево, которое “стережет” Русь, Есенин прямо ассоциирует с самим собой. В заключительной строфе поэт пишет, что дождем своих листьев, “головой” клен похож на него.

Можно сказать, что сюжет развивается логично: читатели видят, что природа и Родина для поэта едины, как и человек и природа. Он покинул свои края, но оставил о себе память в образе клена, который напоминает его золотом своих листьев.

С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

  • Кондрашова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Класс: 5.

Цели урока:

  • обучение сравнительному анализу стихотворений;
  • развитие умения находить художественные изобразительные средства и выявлять их функцию;
  • развитие монологической речи учащихся;
  • воспитание чувства прекрасного.

Оборудование урока:

Слайды:

  1. Репродукции картин В. Поленова
  2. Фотографии дома С. Есенина. Рязанские пейзажи
  3. Портрет С. Есенина

Карточки-опоры на каждого ученика: сравнительный анализ стихотворений.

Оформление доски:

Тема: Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы.

Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве. С. Есенин

  • Эмоции – душевные переживания, чувства.
  • Эмоциональный – насыщенный эмоциями.
  • Лиризм – чувствительность в переживаниях, в настроениях.
  • Интимный – сокровенный, задушевный; глубоко личный.
  • «Половодье» чувств поэзии Есенина. (Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда).
  • «Олицетворение наоборот» – то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы.
  • Рифма: мужская (последний слог ударный), женская (предпоследний слог), дактилическая (третий с конца), трехсложный размер, анапест.

III. Слово учителя

Родина, родная природа. Человек издавна признается ей в любви, воспевает ее красоту в своих произведениях. Мы восхищались мастерством в изображении природы поэтами XIXв.: Афанасием Афанасьевичем Фетом и Федором Ивановичем Тютчевым.

Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве поэта ХХ века Сергея Александровича Есенина и его отношении к родному краю, родному дому.

Продолжим учиться анализировать поэтический текст, побываем в творческой мастерской С. Есенина, проанализируем, какие приемы использует этот поэт, чтобы донести до нас интимные чувства в изображении Родины и родной природы.

IV. Ассоциативный ряд

Задание в тетради. Напишите 5-7 слов, которые вызывают в вашем сознании образ Родины, родного дома.

Уч-ся зачитывают слова.

V. Сообщение учеников

Такие образы ассоциируются у вас с образом Родины. А какой предстает наша Родина на полотнах художников? Какие чувства художников переданы?

Репродукции с картин В. Поленова.

VI. Учитель

Свои чувства к Родине, к природе родного края можно передать не только на полотне. Свои эмоции, свое отношение к Родине можно передать с помощью художественного слова. Так делают поэты. Сегодня мы говорим о Сергее Есенине.

VII. Работа со статьями учебника

Вы читали статьи учебника о С. Есенине.

  1. Что повлияло на формирование характера Есенина, на становление его творчества? (Какие факты биографии Есенина вы можете привести, из которых видно, как формировался характер Есенина, как развивалось его творчество?)
  2. Каков же внутренний мир Есенина?
    • он любил жизнь и природу;
    • свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы природы.
  3. Найдите ключевые фразы (из второй статьи), смысл которых мы подтвердили стихотворениями Есенина.
    • Поэзия С. Есенина – искренний, задушевный рассказ о своей жизни, о любви, о радостях и горестях, переживаниях, мечтах.
    • Поэт мысленно воссоздает картины родных мест. При этом в стихотворных посланиях он сливается с природой родных мест.

VIII. Учитель

С. Есенин пришел в поэзию как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины.

Обращаемся к эпиграфу.

Это слово «Родина» Есенин мог бы написать с одинаковым правом и с прописной буквы, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время было не только Константиново – это была вся Русь.

X. Анализ стихотворений

Учитель: Стихотворения написаны в разные годы: 1918 и 1924 г. Сегодня мы не просто анализируем поэтический текст, чтобы понять его смысл. Мы сравниваем два стихотворения, написанные в разные годы: одно в 1918г., другое – в 1924г., и, помня о теме урока, посмотрим, как изображает Родину и родную природу С. Есенин.

Перед вами лежат опоры (вопросы) – своего рода план сравнительного анализа текстов.

Обратите внимание: мы будем говорить не о каждом стихотворении отдельно, а о двух сразу – «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями».

Что объединяет стихотворения?

Тема

Вывод: Основная тема лирики С. Есенина – тема Родины, родного дома.

В обоих стихотворениях Есенин воспевает такую Родину, какую он хорошо, до мельчайших деталей, знал и любил.

Центральные образы

Рассматриваем пейзажные зарисовки, ищем центральные образы стихотворений.

Родимый дом, голубая Русь, образ матери,

образ отца

Низкий дом с голубыми ставнями

Вывод: С образами родимого дома с голубыми ставнями, голубой Руси, с образами матери и отца связывается, прежде всего, возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей.

Чувства лирического героя к родному краю

Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?

Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства?

Чувство любви к родному краю; Чувство родства (связи) со всем, что окружает лирического героя.

– дом родимый (тепло говорит о доме);

– композиция 1-го и 2-го четверостиший: сначала о природе, затем о матери и об отце (полное слияние с природой)

– «старый клен головой на меня похож» «олицетворение наоборот»

Чувство любви, преданности своему дому. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями. – До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес… – как бы я и хотел не любить, Всё равно не могу научиться.

композиция стихотворения кольцевая:
Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда. (что бы ни случилось в жизни лирического героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому – это его точка опоры).

Вывод:

Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю. Нас покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, единство внешнего рисунка стихотворения с внутренней эмоциональностью. «Половодье чувств».

Мысль о том, что человек является частью природы, что он с нею кровно связан, выражена в стихотворениях. Природа чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом. «Олицетворение наоборот – то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы».

Лиризм стихотворений

Каков ритм стихотворений?

Более быстрый, подвижный, динамичный. Двустопный анапест Везде мужская рифмаБолее медленный, размеренный, неторопливый Трехстопный анапест

Рифма дактилическая/мужская

НО:

Стихотворения, написанные в разное время, роднит глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Мелодика стихотворений завораживает: она построена на ассонансах: и – у \ а – и

Различие

Многое роднит стихотворения С. Есенина. И тем не менее, они написаны в разные годы.

Природа. Пейзажные образы.

Как же изображена природа в стихотворениях? Давайте поищем в стихотворениях пейзажные образы.

Длинными гирляндами выстраиваются поэтические образы, одухотворяющие природу:

– березняк над прудом; – золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (сравнение);

– стережет голубую Русь старый клен (олицетворение).

– поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес (метафора, эпитеты); – седые журавли с курлыканьем в тощие дали; – березь да цветь; да ракитник, кривой и безлистный; – под дешевеньким ситцем родимая выть.

Учитель (вывод):

Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Есенинское искусство живописания природы. Всё это завораживает нас, читателей.

НО:

В первом стихотворении природа боли возвышенная, сказочная. Во втором – обычная, повседневная, но также любимая поэтом. Поэтому разное настроение стихотворений; разные интонации.

Цветовая гамма

Вывод:

Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает свежесть образам стихотворений.

Какие цвета находим в стихотворениях?

Учитель:

– голубая Русь (дважды) Синий и голубой – любимые цвета поэта. Они усиливают ощущение необъятности просторов России. – золотою лягушкой; – березняк над прудом; – яблонный цвет.– серенький ситец небес; – седые журавли;

– березь да цветь.

Учитель:

Синий, золотой (малиновый) – это цвета есенинской России, Родины.

Вывод:

В первом стихотворении больше светлой, безмятежной грусти, сказочной красивости. А во втором чувства поэта обострены и картина Родины, нежно любимой, дана без прикрас, со всей бедностью и неяркостью.

Стихотворения написаны в разные годы. Многое произошло в жизни С. Есенина. Но неизменной осталась любовь к Родине и тяга к родному дому.

Учитель: Зачитать!!!

Друг поэта, артист В. Чернявский, вспоминал: «К деревне и дому Есенин возвращался чуть ли не во всех наших разговорах до последнего года жизни. Он заговаривал об этом с внезапным приливом нежности и мечтательности. Это был самый почвенный уголок его личного внутреннего мира».

Сила Есенина в том, что интимнейший уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце.

Задание:

Обратитесь еще раз к статье учебника (стр. 50). Какой же предстает Родина в стихотворениях С. Есенина?

6.08.2012

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623873/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.