Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
Преподавание литературы

Добавлено: 2014.08.15
943

Просучкова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Пушкин занимает совершенно особое место в русской литературе и русской культуре в целом. «В каждом слове бездна пространства», – пишет о нём Н.В.Гоголь. Обнаруживается одна логическая закономерность: русский читатель ещё ребёнком начинает знакомство с классической литературой с произведений Пушкина и затем всю жизнь идёт к глубинному постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям.

Считается, что слово находится на границе тонкого мира и материального.

У поэта же абсолютный слух на Слово, он приникает к Слову, прозревает Его. Всеведенье поэта и состоит в том, что он, свободно владея рифмованной или ритмичной речью, затрагивает глубинные слои памяти своего мозга. Более того, поэт способен возродить связь с тонкими энергиями Мира, ему дана возможность воспринимать далёкое прошлое или будущее.

Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного» самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия этим словам соответствовали – вот вопрос! Сначала обратим внимание на полузабытый или вовсе забытый, утраченный нами, сакральный смысл русских слов, который был внятен поэту и его современникам.

Биографический контекст стихотворения

В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С.

Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру. Он догадывается, что причиной внимания со стороны царя является его жена. Начинается самое тяжёлое для Пушкина время. В свете распускаются сплетни о любовном романе жены поэта и царя.

31 декабря 1836 года на новогоднем балу Пушкин читает роковое для него стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», написанное им 21 августа 1836 года. Это был точно выверенный удар по самолюбию Николая, после чего Пушкин был обречён, и он знал и ждал этого момента.

27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль, в её основе созданная самим поэтом интрига.

Своей жене он предоставил право единственного выбора из двух возможных: оставаться на балах без мужа, не имея возможности покинуть бал.

Его игра или интрига с собственной женой дали нужный результат – государь обратил внимание на «постоянное и прекрасное» одиночество Натальи Николаевны.

Наказанием за данную интригу стала смерть Пушкина 29 января 1837 года.

О силе гордыни или гордости поэта мы можем судить из его же слов: «Государю неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом, – но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного».

Движение лирического сюжета: явный и тайный сюжет

Анализируем словесный ряд в строке от последнего до первого слова, так как ключевым словом в стихе будет рифмованное слово.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Слово «нерукотворный» вызвало в памяти у читателя образ Христа – праздник третьего Спаса (16 августа). Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ, в основе которого особая схема изображения одного лишь лика Христа, смотрящего прямо на зрителя. Лик есть поверхность, по которой что-то разливается (Ли) + концентрация энергии через глаз. А глаз – это лаз в душу.

Голос Бога слышен всюду. Глас и глаз – пара слов, звучащих одинаково, напоминает нам об огромных возможностях человека прозревать в себе и вокруг Божественное начало.

У слова «воздвиг» по В. Далю более узкое значение – «подымать, возносить». Вспомним праздник Воздвижения (14 сентября), посвящённый «обретению царицею Еленою креста Господня, воздвигнутого ею на поклонение».

Слово «памятник» во втором значении по словарю В.Даля означает книгу. На вселенских панихидах – это поминальная книга – помяни меня раба Божьего.

Произнося гордое «Я» («гордый внук славян»), человек должен помнить, что он является носителем коллективного разума людей, живущих на планете Земля («всяк сущий в ней язык»).

Звук [ЙА] зафиксирован буквой Я в современной азбуке. Первая буква в славянской азбуке именовалась «Аз» и означала «личность человека». И человек понимал, что ему предстоит рассмотреть самого себя, своё собственное «Я». Здесь речь идёт о личности предельно обозначившей себя в имени Александр. Скажем иначе – кем им прихожусь Я?

В память Александра I установлена колонна в Петербурге на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в египетском городе Александрии на могиле Александра Македонского.

Космическая программа имени такова: новое (А) людскому (Л) экосу (ЕК) слово (С) грациозный огонь (АН) на поде родовой памяти (Д) речёт (Р).

Пушкину был свойствен личный путь и особый удел – предстояние перед Богом в поэтическом служении.

В слове столп выступает образ подвижника Симеона Столпника

(1 сентября), который провёл 80 лет на столпе, чтобы быть ближе к Богу.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Лира символически изображала Самого Христа и сказанные Им слова.

В слове « заветный» обозначены Заповеди радости или блаженства – ими задан точный критерий самочувствия человека, пожелавшего следовать по этому Пути:

  • Праведная жизнь – «чувства добрые я лирой пробуждал».
  • Молитва – «милость к падшим призывал».
  • Покаяние – «не требуя венца».
  • Смирение – «будь послушна».
  • Бодрствование – «хвалу и клевету приемли равнодушно».
  • Терпение – «не оспаривай глупца».
  • Бесстрашие – «обиды не страшась».

Активное сознание человека, постигшего Истину, пребывает в абсолютной ровности, в абсолютном психическом покое, но в то же время этот человек деятелен, он не покидает мир, а активно в нём действует, ведомый Волей Божию.

«Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? –скажите им: это движение и покой. Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт» (Евангелие от Фомы).

Пушкин совершил свой духовно-жизненный путь от разочарованного безверия – к вере и молитве.

«Путь – это всегда расставание с домом. Духовный путь, паломничество – всегда расставание с собою прежним и обретение себя нового» (И.Ильин).

А смерть – всего лишь мера. Человек умеряется или входит в другое измерение.

Муза Поэта послушна велению Божию: начертание буквы И, как направление творческой энергии, которая от подлунного мира в горний мир перемещается. Буква «И» связывает землю с небом – её двойное присутствие обнаружим в слове пиит (сравни Иисус).

Летает Поэт, когда пишет стихи. Летает во сне душа, преодолевая границу между миром видимым и невидимым. Ощущение полёта есть ощущение задуманного Творцом о человеке.

Буквы алфавита – указательные столбы к источнику жизни – свету, солнцу, энергии Земли, надёжные проводники к принципам гармоничной жизни. Таким проводником от земли к небу является наша душа. Вот и поэт взлетел.

«Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от Света» (Евангелие от Фомы).

Славяне – люди слова. Слово и слава – пара одинаково звучащих слов.

Если Христос был Посланец Неба и был Божиим Словом, то люди славянской (словенской группы) несут в имени своём изначальное христианское предназначенье.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Пушкинская внутренняя рифма тунгус и по Руси объединила все языки или народы, что есть одно и то же. Русь – древнее и краткое название России, и слово это может быть зеркальным отражением слова «сурь», что означает цвет, и он «красный», а внутренний смысл слова таков: «с племенем ура», то есть солнечным племенем.

Русский народ – это все, кто жил, живёт и будет жить в России, для России и в чьём характере заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи, коллективизму, жить по правде, по совести и справедливости.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Восславить Свободу значит восхвалить за возможность совместно разговаривать. Предлагается мирное взаимодействие. Иной смысл приобретает и слово в молитве, или мы неправильно его читаем. Надо бы говорить: человек жив не одним хлебом, а единым.

В идеале это беседующее, звенящее, поющее царство славного Гвидона.

Россия (сияние Ра) – страна солнечных людей. И от этого своего солнечного начала России, и всем вовлечённым в её духовную орбиту народам, никуда не деться.

Образ лирического героя

Первой строкой стихотворения задан точный ориентир в «науке о душе» – через личность Христа даётся представление об идеальном образе человека. А подобием Его каждый человек должен стать в течение всей своей жизни. Уподобление совершается в непрестанном труде над собой, в нравственном возрастании.

Иисус предвидит наступление таких дней, когда люди забудут главное, а станут довольствоваться лишь почитанием Его как иконы и упованием на Его милость, но палец о палец не ударят, чтобы искренне следовать заповедям Его и открыть Христа в себе.

«Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю. Наступят дни – вы будете искать Меня, вы не найдёте Меня» (Евангелие от Фомы).

По отзыву Вяземского, Евангелие Пушкин все последние годы читает запоем, заучивает наизусть, как самую свободолюбивую книгу в истории.

Ошибочно считать, что Пушкин времён «Гаврилиады» и «Отцов пустынников – это чуть ли не два разных человека. Человек один и цель одна – освобождение от пут, стягивающих человеческий дух.

Просто, будучи последователен и искренен в своём желании, он перебрал все способы, пока не обнаружил источник нашей свободы – Бога.

«Мне казалось, что подчинение закону есть унижение, всякая власть – насилие, каждый монарх – угнетатель… Но всему своя опора и свой срок… всё ребяческое слетело прочь… сердце заговорило с умом словами Небесного откровения…» (А.С. Пушкин).

Веленью божию, о муза, будь послушна Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный… для 9 класса

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (другое названик – «Памятник») – это дань уважения одной традиции. Поэты создавали стихотворения, в которых подводили итоги своей работы. Так было ещё в античности. Эпиграф «Exegi monumentum» – название оды Горация, которой вдохновлялся Пушкин.

Пушкин понимал свою силу как поэта. Но его свежая поэзия популярностью не пользовалась. Говорили, что он исписался. Возможно, поэт надеялся, что его поймут потомки. Он пишет, что долго будет любезен народу за то, что пробуждал добрые чувства в людях. Так и вышло. Мы любим твоё творчество, Александр Сергеевич.

Ещё одна черта Пушкина – любовь к свободе. В стихотворении про поэта и книготорговца поэт, познавший жизнь, выбирает свободу. Она восславляется и в других стихотворениях Пушкина.

В «Памятнике» тоже есть этот мотив. Пушкин дорого заплатил за свою свободу: его загнали в угол, и злые языки злорадствовали по поводу и без.

Но не лучше ли быть свободным и петь о свободе? Пушкин давно решил для себя этот вопрос.

«Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой». Гений поэта был признан ещё современниками. И слух действительно распространился, и не только на Русь. Пушкина признают и зарубежные читатели.

В последней строфе Пушкин призывает музу не страшиться обид и быть равнодушной к хвале и клевете. Поэт познал и то, и другое, но творчество должно продолжаться. Поэтому он выбрал равнодушие.

Что сказать? «Памятник» похож на прощание с белым светом, но написан он в 1836 году, а умер поэт в 1837. И как было «Памятнике» написано, так и вышло. Теперь Пушкин живёт в своём творчестве, которое мы открываем для себя снова и снова.

Вариант 2

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано в 1936 году Александром Сергеевичем Пушкиным и представляет собой некое продолжение плодов труда Гавриила Романовича Державина и Михаила Васильевича Ломоносова «Памятник».

Перед началом стиха Александр Сергеевич поместил небольшой, но значимый эпиграф: «Exegi monumentum». Данная строка является отсылкой к Горацию, по произведению которого были написаны различные варианты «Памятника» (как у Ломоносова, Державина, Пушкина).

Основной темой данного Пушкинского стихотворения является поэзия. Автор посвящает ей целую оду, восхваляет и воспевает ее.

В своем произведении Александр Сергеевич не только описывает свои достижения перед поэзией, но и традиционно обращается к музе с просьбой вдохновлять писателей дальше, а не обижаться на брань и клевету.

Пушкин раскрывает смысл поэзии и свое мнение о творчестве. Стихотворение наполнено раздумьями о жестокости века, но с первых же строк Пушкин заявляет, что смог победить власть.

Настроение в стихотворении можно назвать торжественным, пропитанным особым пафосом. Как и Державин, Александр Сергеевич оформляет стих в виде пяти катренов – четверостиший. Начиная произведение шестистопным ямбом, а заканчивая его четырехстопным автор показывает верх мастерства. Выразительности и легкости произведению Пушкина придает перекрестная женская и мужская рифмовка.

В своем творении Александр Сергеевич использует множество средств выразительности. Например, инверсию, эпитеты (гордый внук, подлунный мир, жестокий век), гиперболу (пройдет по всей Руси великой), литоту (хоть один пиит), метафоры (душа в заветной лире, слух пройдет). Красочности произведению добавляют двойное отрицание («Нет, весь я не») и устаревшие слова (доколь, тленья).

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …» можно назвать заключающим в творчестве Пушкина. Он подвел итог всему творчеству писателя: и назначению творчества, и мыслях о свободе и культурному наследию.

Пушкин говорит о том, что за свою жизнь он слышал много похвалы и клеветы и теперь призывает музу обратить внимание на красоту, свободу, справедливость и природу.

Именно в этот момент поэт понял, что главное духовная свобода, а не физическая.

Анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Пушкина

Стихотворение было создано 21 августа в 1836 году. Основной идеей произведения является сохранение, завековечивание своих истинных поэтических трудов.

Автор понимает и предугадывает, что результат его творческой деятельности будет существовать долгие годы, народ будет им гордиться и прославлять его поэзию.

Это своеобразное философское размышление о своем жизненном предназначении, творчестве и прожитых годах.

«Памятник» относят к жанру оды (содержит в себе гуманность и свободолюбие), но он является лишь ее разновидностью, берущей истоки в античности, поэтому эпиграфом служит цитата древнеримского стихотворца Горация: «Я воздвиг памятник». За Горацием тему развил М. В. Ломоносов, переведя его произведение. Далее более свободное изложение выдвинул Г. Р. Державин, следом Пушкин закрепил тему поэта и поэзии.

Стихотворение делится на 5 строф. Первые 3 строки написаны традиционно, 6-стопным ямбом, что придает ему определенной решительности и направленности, но последняя 4-стопным, это помогает поставить логическое ударение именно в данном месте, она становится ударный и четко завершающем произведение.

Пушкин пишет о монументе, который выстроил своими руками, памятник имеет способность чувствовать собственную свободу и независимость. Поэт передает то, что его стихи всегда будут прочно держаться в сердцах близких ему людей. Он поднимается выше «Александрийского столпа», критики до сих пор спорят, о котором из памятников точно идет повествование.

Сочинял автор не для того, чтобы позже он пользовался великой славой, а для получения любви и признательности читателей, для него это было бесценно, так как он нуждался в любви, считал это жизненной необходимостью.

В данном стихотворении два подтекста. Первый заключается в завершении своего творчества перед смертью, второй подразумевает то, что люди будут вечно ценить написанное: «К нему не зарастет народная тропа…».

Стихотворение изложено в патриотической направленности, из него вытекает следующая мысль: Пушкин выполнил свой долг перед Родиной. Он оценивает себя как самостоятельную личность, которая не зависит ни от кого, имеет свое мнение и смело его высказывает, отстаивает до победного конца.

Творчество Александра Сергеевича, безусловно, заслуживает глубокого уважения, ведь он привносил в мир безвозмездность, справедливость и лишь добрые чувства.

9 класс

  • Анализ стихотворения Барто РазлукаАгния Барто – детская поэтесса. Мы знаем её стихи с дошкольного возраста, они всегда нас учат чему-то важному и полезному. «Разлука» – стихотворение, повествующее о мальчике, мама которого уехала. Но почему же,
  • Анализ стихотворения Цветаевой КустНесложно заметить, что в творчестве Марины Цветаевой очень часто встречаются образы куста или дерева. Они символизируют бегущей от будничной маеты героине отдушину, райское пристанище, волшебство. Стихотворение «Куст» Марина
  • Анализ стихотворения Некрасова ВозвращениеНиколай Алексеевич Некрасов в 1864 году несколько месяцев путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поэт начал сомневаться в том, что его творчество представляет какую-либо ценность для соотечественников.
  • Анализ стихотворения Ахматовой РеквиемАнна Ахматова выдающаяся женщина, на долю которой выпало слишком много испытаний. Главную и немало важную роль для написания поэмы “Реквием” сыграли личные проблемы поэтессы. Страшные годы, в которых оказалась страна,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Поэт 9 классВ стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyij-dlya-9-klassa

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык. 

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

1836

Филологический анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. В филологии Пушкин рассматривается как создатель русского литературного языка. Д. С.

Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии». Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно.

Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён).

Самое главное богатство Пушкина – это его стихи, его поэзия. В своем творчестве он сумел раскрыть лучшие строки своей души, веру в жизнь, свободу, уважение, любовь и глубокое сочувствие к людям.

Пушкин живет в наших сердцах и по сей день. Однако, несмотря на большое количество монументов в честь Александра Сергеевича Пушкина, он сам воздвиг себе памятник своей поэзией. У Пушкина поэзия – величайшее искусство из всех искусств.

За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». Само стихотворение нельзя воспринять полно вне исторического контекста. Весь текст стихотворения пронизан реминисценциями. Реминисценцией, т.е.

неявной цитатой, наводящей на воспоминание о другом произведении, является эпиграф к стихотворению Пушкина, отсылающий нас к оде великого древнеримского поэта Горация ''Exegi monumentum''.

Основной смысл стихотворения Горация в том, что творчество поэта и есть памятник ему, который будет стоять, пока стоит Рим (Рим как государство). По стилю, ритму стихотворение Пушкина максимально, местами дословно, приближено к вольному переводу горациевой оды – стихотворению “Памятник” Державина.

То есть Пушкин сознательно вписывает свое произведение в литературный ряд Гораций – М. В. Ломоносов – Г. Р. Державин, и тем явственнее различия между позициями поэтов. Пушкинский «Памятник» носит характер подражания и переосмысления одновременно.

Гораций связывает свой памятник со славой Рима, Державин также видит неразрывность своего творчества и государства Российского:

И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Пушкин же говорит не о государстве, не о своем народе. Его обращение к человечеству, к душе каждого человека:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Явные различия Пушкинского и Державинского «Памятника» в размышлениях о прожитом и о совершённом, о своих главных достижениях, обещающих бессмертие поэту.

Державин говорит о своих художественных достижениях “в русском слоге” и о мужестве говорить царям истину. Пушкин, отказавшийся от государственной службы, мыслит себя поэтом и не разделяет в себе художника и гражданина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Теперь сосредоточимся только на пушкинском тексте и выявим его особенности. Текст стихотворения состоит из пяти строф, взаимосвязанных друг с другом по смыслу.

Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества. Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е.

колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

Во второй и третьей строфах поэт утверждает значение своего творчества для народов России. Также здесь звучит ответ Пушкина на мысль о забвении. Поэт не умрет, а простых же смертных ждет забвение:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

В IV строфе звучит основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.

Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).

В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. По форме перед нами стихотворение-монолог, философское размышление поэта.

Это духовное завещание и исповедь одновременно, в этом стихотворении и великий поэт, и человек, смиренно принимающий от жизни все, знающий цену всему: хвале и клевете, глупости черни, которую он даже не презирает, но горечь звучит в строках стихотворения: «…И не оспаривай глупца».

Точка в конце предложения весьма показательна, перед нами философское осмысление жизни, проникнутое печалью. Таким образом, это стихотворение – посмертное пророчество на грядущие века. Обратим внимание на синтаксическую и морфологическую организацию текста. Разговорную интонацию создают короткие предложения («Нет»), обращение («о муза»).

Деепричастные обороты придают размеренный ритм речи («Обиды не страшась, не требуя венца»).Использование местоимений указывает на то, что повествование ведется от первого лица. Но монолог представлен только в первых четырех строфах.

Об этом говорит частое употребление местоимений: возвратного местоимения «себя», определительного местоимения «весь», личного местоимения первого лица «я», а также его падежных форм («меня», «обо мне», «мне»). В последней строфе – обращение к Музе, т.е. к богине поэзии, как у Горация и Державина.

Это показывают глаголы в повелительном наклонении («будь послушна», «приeмли равнодушно», «не оспаривай»). Особую торжественность придает тексту стихотворения инверсия («памятник нерукотворный», «не зарастет тропа», «вознесся он», «главою непокорной», «славен буду я», «Руси великой», «назовет язык», «буду любезен я», «чувства добрые»).Своеобразна и лексическая сторона текста.

В отличие от своего предшественника Державина, Пушкин использует этнонимы («гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык»). Пушкин считает себя поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, населяющим его родину, как к равным: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…

Однако уже в последней строфе поэт понимает всемирное значение своего творчества: «И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит».Лексика произведения преимущественно высокая, книжная («главою», «вознесся», «тленья», «восславил», «падшим», «дикий»), но есть и нейтральная («памятник», «народная», «чувства»).

В тексте присутствуют семантические повторы: точные лексические повторы (и, что, я), корневые повторы «лире – лирой», «переживет – жив», «народная – народу». В четвертой строфе наблюдаем синонимические повторы «пробуждал – восславил – призывал». Тем самым автор акцентирует наше внимание на самом важном и значимом.

Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: «воздвиг», «главою», «тленья», «пиит», «сущий в ней язык», (т.е. народ), «велению».

По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.Интересно стихотворение и с фонетической стороны. В тексте преобладают сонорные р, л, м, н. Благодаря звукописи стихотворение читается звонче, а значит торжественнее; перед читателем возникает образ могучего поэта, обладающего правом на бессмертие: памятник, нерукотворный, нему не зарастёт народная тропа, главою непокорной, Александрийского столпа, Нет, не умру, в заветной лире, Мой прах переживёт, тлeнья, славен, доколь в подлунном мире, Слух, обо мне пройдёт, Руси великой, меня, в ней, гордый внук славян, и финн, и ныне,Тунгус, и друг, калмык, долго, тем любезен, народу, добрые, лирой пробуждал, в мой, восславил, милость, призывал, Веленью, послушна, не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приeмли равнодушно, не оспаривай глупца.Текст стихотворения имеет перекрестную рифмовку. Целенаправленно и чередование мужской и женской рифмы. Это чередование является скрытой антитезой. Высокое, торжественное – в мужской, жесткой рифме; лирическое – в мягкой, певучей женской рифме.

Особую выразительность привносит такой стилистический прием, как анафора. Единоначатия задают тексту особый ритм:

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Шестистопный ямб показывает размеренный ход размышлений поэта. Каждая последняя строка каждой строфы написана четырехстопным ямбом, что делает стихотворение, с одной стороны, неповторимым и своеобразным, с другой стороны, снижает приподнятый тон до разговорной интонации.

Метафоры, использованные Пушкиным в стихотворении, чрезвычайно богаты. Именно поэтому они стали общеизвестными: «памятник нерукотворный», «народная тропа», «тленья убежит», « чувства…лирой пробуждал», «не требуя венца».

Особую смысловую окрашенность тексту придают эпитеты: «жестокий век», «заветной лире», постоянный эпитет «Руси великой», «чувства добрые», «главою непокорной». Лира символизирует заслуги поэта перед народом. Лирой посвящают в поэты, она – символ поэзии.

Необычна перифраза «в подлунном мире». Она тоже задает возвышенный тон тексту стихотворению.

Таким образом, Пушкин заново переосмысливает оду Горация, вслед за Державиным он делает свой вольный перевод стихотворения, которое и тогда и сегодня существует как отдельное произведение. По лаконизму и философской глубине, данное стихотворение является поэтической формулой искусства.

Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/109-analiz-stihotvorenija-ja-pamjatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyj

Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

  • Просучкова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Вступление

Пушкин занимает совершенно особое место в русской литературе и русской культуре в целом. «В каждом слове бездна пространства», – пишет о нём Н.В.Гоголь.

Обнаруживается одна логическая закономерность: русский читатель ещё ребёнком начинает знакомство с классической литературой с произведений Пушкина и затем всю жизнь идёт к глубинному постижению их смысла, к личным открытиям и прозрениям.

Считается, что слово находится на границе тонкого мира и материального.

У поэта же абсолютный слух на Слово, он приникает к Слову, прозревает Его. Всеведенье поэта и состоит в том, что он, свободно владея рифмованной или ритмичной речью, затрагивает глубинные слои памяти своего мозга. Более того, поэт способен возродить связь с тонкими энергиями Мира, ему дана возможность воспринимать далёкое прошлое или будущее.

Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного» самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия этим словам соответствовали – вот вопрос! Сначала обратим внимание на полузабытый или вовсе забытый, утраченный нами, сакральный смысл русских слов, который был внятен поэту и его современникам.

Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный… 9 класс

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, писатель, а также, просто очень творческий человек. Именно он и заслуживает того, чтобы его уважать, понимать со всей ясностью, так как в его произведениях присутствует искренность и иногда простота, которой иногда не хватает в реальной жизни. Одно лицемерие и зависть.

Произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» очень необычно уже хотя бы по своему смыслу и содержанию. Это произведение – велико по размеру, и оно рифмовано через каждую строку, что очень удобно.

Смысл этого произведения очень высок, и его нужно понимать со всей своей ясностью, так как Пушкин в этом стихотворении пишет о себе, пишет о том, что не все его понимают, а многие – и осуждают.

Пушкин в этом произведении пытается донести как до простого люду, так и до более высших чинов, что поэты – тоже люди, что они играют роль в жизни общества – очень большую, и что не всегда им бывают так легко, как может показаться.

Пушкин сделал это стихотворение, которое состоит всего из пяти строф – одой, а также, чем-то вроде гимна, который должен повести за собой народы, показать, что поэты – люди, что-то светлое как маяк, который призывает к справедливости, доброте, а главное – свободе, чему очень подвластен русский дух.

Стихотворение под названием «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» призывает к ответственности за свои слова и поступки, особенно тех, кто стоит высшее простых крестьян и просто людей. Оно также доказывает, что поэты не обязаны только ублажать слух людей приятной речью и комплиментами.

Поэты также должны, просто обязаны наставлять людей на путь истинный, показывая в своих произведениях – что правильно, и как выйти на свет чистый и праведный. Именно потому Пушкин провозглашает, что идет не только лирою приятной ласкать слух народа, но и справедливость восстанавливать.

Полный анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Пушкина

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб. В то время Пушкину жилось довольно тяжко, его ведь уже не так признавали, как в те времена его славы. Критики стали суровее к нему относиться.

А царь, тот царь, которого Пушкин любил, просто перестал его жаловать, он запретил печатать его самые лучшие работы. Естественно, что настроение стиха – грустное, и настроено, чтобы в какой-то степени обелить себя. Кроме этих проблем, Пушкин был в состоянии безденежья, и вокруг к тому же ходили сплетни по поводу его личной семейно жизни.

Одним словом, ничего хорошего не было в этом 1836 году.

Именно потому Пушкин взялся писать такое произведение в тот момент. Это было непросто, но он излил все свои чувства, желания и эмоции на бумагу. Его стихотворение получилось – величественным и гордым своей красотой написания.

Этим стихотворением, он как бы подвел заключительный итог своего творчества.

Он пишет в своем стихе как бы критику на самого себя, но эти слова совсем не ругают себя же, а наоборот, старается всем доказать, что он не так уж плох, и что все его творчество – искренне и написано от сердца.

Только потому, что поэт понимал, что в будущем он еще больше прославиться и что его потомки поймут писателя и поэта, Пушкин выдержал все обиды и нечестные слова, сказанные против него. Но все же несмотря на то, что понимал, что в будущем его поймут лучше, Пушкин все же жалел, что его не понимают сейчас.

Именно поэтому в таком духе было и написано произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Это красивое произведение, написанное от всей души, горячо и главное – искреннее. Пушкин никогда не был лицемером, и ждал этого, возможно, и от других.

Теперь еще больше становиться понятней его состояние печали и удивления.

Жанр стиха критики относят в оде. Это произведение размышляет о смысле жизни и о людях, самых разных. Поэтому его относят еще и к философскому типу произведений. Размерами произведение оценивается в шестистопный ямб, оно рифмуется через каждую строчку. Строф в стихе всего пять, а самый последний куплет написан в торжественном и величественном тоне, в котором чувствуется еле заметная грусть.

9 класс

Анализ стихотворения Пушкина памятник

Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» подводит некий итог творчества поэта. Поэт анализирует, что он сделал и как это повлияет на других людей. Стихотворение написано в последние годы жизни поэта в 1836 году.

Это стихотворение раскрывает важную тему в творчестве А.С. Пушкина – божественное призвание поэта – пророка. Поэт – это не просто человек, который обличает свои мысли в рифму.

Он является наместником бога на Земле, пророком, который рассказывает людям о настоящем, прошлом и будущем. Именно поэтому автор ставит себя выше общества, государства и царя. Он возносит свой памятник выше «Александрийского столпа».

То есть поэт указывает на то, что даже победа над Наполеоном в 1812 году блекнет рядом с его произведениями.

Поэт говорит о том, что он всегда останется живым, потому что его душа заключенная в строки останется на устах людей. Его будут называть «всяк сущий в ней язык». Здесь поэт поднимает не только вопрос о своем величие, но и о величие своей родной страны. Он сравнивает себя с ней и говорит, что как велика страна, так же велик и он.

Так же поэт указывает на то, что он непокорен никому, кроме «веления Божьего». Поэт даже не пользуется метафорами, он открыто говорит, про свою непокорную голову. В строках этого произведения видно, что автор верен только своему божественному призванию, и считает, что его творчество независимо не от кого. 

Он предсказывает свою судьбу, говорит, что его творчество останется в вечности. Что самое главное, для этого стихотворение, что А.С. Пушкин считает, не важным то, как к нему будут относиться, и что будут говорить про его творчество: «Хвалу и клевету приемли равнодушно».

А главное провозглашает то, что не «нужно оспаривать глупца». Последние строки произведения можно связать с заветами для будущих поэтов, которые будут продолжать его дела: «Веленью божию, о муза, будь послушна».  Здесь снова возникает мотив подчинению только божественной силе.

Анализ стихотворения Я памятник себе воздвиг нерукотворный… по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/analiz-stixotvoreniya-pushkina-ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.