Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина

А.с. пушкин. ода

Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина

Основной темой произведения является выраженный поэтом протест против жестокости режима абсолютизма, его тирании, беззакония, вседозволенности и желанная мечта об обретении народом долгожданной свободы.

Идея поэта заключается в утверждении единой конституции (закона), который предусматривает равные для всех права и обязанности, а также идеалы свободомыслия, гуманные принципы равноправия и духовной свободы.

Произведение состоит из трех концептуальных частей в виде лирического монолога, первая из которых представляет собой преамбулу, вступление к ключевому повествованию, описывающее главную задачу поэта о желании с помощью его литературного дара воспевать свободу, поражающую пороки общества.

Во второй части стихотворения отражаются его основные идеи, описанные на примерах судеб великих императоров мира Людовига, Наполеона, Павла с изображением яркой, реалистичной картины исторических событий.

Заключительной частью оды поэт считает сделанный им вывод из всего изложенного о горячем призыве к правящему классу исполнять принятые законы наравне с его народом. 

Стихотворение написано с использованием четырехстопного ямба и применением различных художественных средств, позволяющих более выразительно передать мысли поэта, сделать их ярче и красочнее, а именно метафор, олицетворений, риторических фигур, сравнений, эпитетов, анафоры.

Кроме того, поэт часто использует при употреблении частей речи глаголы и деепричастия, создающие динамичность текста и его особый ритм, а также применяет в смешанной рифмовке женский вид безударной рифмы.

При этом в произведении полностью отсутствуют риторические вопросы и афоризмы.

Все произведение наполнено болью поэта о несправедливо ущемленных правах человеческих личностей, отражая гражданскую позицию автора творения.

Поэт считает, что если в обществе при несправедливой власти невозможно существование законов вольности святой, то результатом попустительства властей является появление преступлений как со стороны тиранических правителей, так и со стороны народы, убивающего своих властителей.

Закон, с точки зрения автора, должен содействовать любым свободным проявлениям человека, не препятствуя им и не ущемляя. Правящая власть должна самостоятельно издать праведные и равноправные законы, утвердив тем самым свою государственную мощь.

Создание вольнодумного произведение повлекло за собой отправку поэта в ссылку, поскольку явилось истинной революционной песней, призывавшей к немедленным и решительным поступкам, провозглашавшей высокие патриотические чувства и стремящейся к разрешению проблем социального неравенства в обществе. Мысли поэта о несправедливости существующей власти были подхвачены будущими декабристами, которые также остро сопереживали провозглашенной поэтом идее.

Вариант 2

Ода «Вольность» относится к петербургскому периоду творчества А.С.Пушкина. Можно сказать, что это самый вольнолюбивый период в творчестве поэта. Покинув замкнутые стены лицея в 1817 году, поэт начинает осваивать многообразие окружающего мира и воплощать его в своих новых произведениях.

В конце второго десятилетия 19 века мир северной столицы был насквозь пронизан политическими идеями, жаждой политических действий. Пушкину эти идеи оказываются близки, поэтому он пишет произведения, в которых они находят выражение.

Ода «Вольность» среди них занимает главное место: она сразу пришлась по душе декабристам и стала в среде свободолюбивой молодежи очень популярна.

Ода «Вольность» могла бы стать манифестом декабристов, если бы не ряд моментов, которые свидетельствуют, что их взгляды все-таки не полностью совпадают с пушкинскими.

Хотя у Пушкина не было периода ученичества, в петербургский период он творит в рамках определенных традиций. Что касается оды «Вольность», то она возникает на пересечении литературной традиции, к которой принадлежал Радищев, и собственных размышлений поэта той поры. Вослед А.Н.

Радищеву Пушкин свою оду также называет «Вольность», чтобы читатель сразу мог понять, какую тему он собирается развивать. Как и Радищев он берет за основу триаду Народ – Закон – Цари, но от традиции развития заявленной темы существенно отходит.

Если для Радищева главную ступень пьедестала занимает Народ, который творит Законы и вершит судьбы Царей – казнит их, если считает необходимым, то для Пушкина главным является справедливый Закон, которому в одинаковой степени должны подчиняться и Народы, и Цари.

Также отличие пушкинского мировоззрения от радищевского проявляется в том, что исторические примеры, которые приводятся в произведениях, несут разную смысловую нагрузку. Радищев оправдывает казнь монарха, у Пушкина же нет безоговорочного принятия этого акта.

Пушкин главной ценностью считает свободу, боготворит ее – в этом он близок и декабристам. Но он против насилия, не призывает свергнуть политический строй.

Политические взгляды Пушкина, которые нашли отражение в оде «Вольность», позволяют увидеть в нем сторонника конституционной монархии, но никак не революционера.

Монархи, по мнению Пушкина, должны склоняться главою «под сень надежную Закона»: в оде метафорически показано, что монарх должен стоять во главе государства, если власть его не будет абсолютной, если будут учтены интересы народа.

Ода «Вольность» интересна не только своей политической злободневностью: она имеет и художественную ценность. Написанная в жанре, который был наиболее любим предшественниками поэта – классицистами, ода демонстрирует все особенности высокого стиля.

Ода написана торжественным четырёхстопным ямбом, демонстрирует использование высокой книжной лексики и различных риторических фигур.

Эти художественные средства помогают поэту передать тот справедливый гнев, который он испытывает, видя беззаконие, неправедную власть, а также его искреннюю веру в то, что разум восторжествует, и народы получат вольность и покой.

Трехчастная композиция оды позволяет Пушкину последовательно рассмотреть тему в разных аспектах. Несмотря на то, что Пушкину было всего 18 лет, когда было написано это произведение, видно, что он уже сформировавшийся поэт и гражданин с ярко выраженной политической позицией.

Анализ стихотворения Пушкина Вольность 9 класс

Знаменитое произведение «Вольность» была создана на свет одним из выдающихся русских людей, великим писателем Пушкиным Александром Сергеевичем в 1817 году, а опубликована и выставлена на суд читателей и критиков лишь спустя многие годы.

Стоит отметить тот факт, что при жизни писателя это стихотворение не было издано.

Также стоит отметить то, что после создания данного произведение и оценки его правительственными органами писателя отправляют в ссылку, не приняв и не поняв данного произведения.

Очень интересным является и то, что это стихотворение, а точнее ода стало объектом, которое каким-то образом оказало довольно крупное влияние на известную революцию тысяча девятьсот семнадцатого года, то есть через десять лет после своего создания.

Главное темой произведения стал протест правившей тогда абсолютной монархии, и полнейшее не согласие с ней. Этим произведением автор старается выразить свое негативное и отрицательное отношение к абсолютизму, не скрывает своих чувство несправедливости и вопиющего неудовлетворения к людям, которые стоят во главе государства.

Именно в данном произведении Александр Сергеевич решается показать и проявить свой решительный настрой, прославить вольность, свободу слова, а так же политическую свободу.

Свой главной целью, и целью создания этого произведения автор видит убеждение и призыв всех, без исключения людей к началу масштабного перевороту в родной стране, к свержению алчной, несправедливой, и неуместной власти самодержавия.

Что касается литературных и художественный моментов, то они помогают автору передать весь смысл его мыслей и его желание показать, кто же является настоящей ценностью для государства.

Конечно, Александр Сергеевич был человеко патриотического воспитания, именно поэтому всегда считал, что главную ценность для государства приносит народ, который и является государством по сути говоря.

Он очень уважал и любил русский народ, считая что только в России живет такое количество талантливых и одаренных людей, которые вынуждены страдать от самодержавной власти и жить не в полную силу, постоянно подчиняясь кому-либо.

Анализ стихотворения Вольность по плану

Источник:

Анализ оды А.С. Пушкина «Вольность»

Произведения великого и гениального поэта А.С. Пушкина всегда передают его мысли и чувства, показывая их многообразие и глубину. А их он испытывал на протяжении всей своей жизни. В раннем творчестве известного всему миру поэта особым, главным, местом стояла вольнолюбивая поэзия.

Если изучить его стихотворения первых лет, когда юный поэт еще учился в Царскосельском лицее, то можно заметить, что уже тогда юный Пушкин утверждал, что каждый человек должен быть свободен, что он имеет на это право.

Но вот только общество, правительство создает такие условия для жизни народа, которые просто не дадут простому человеку нормально существовать, делая его жизнь невыносимой.

Свое произведение «Вольность» он создает еще в раннем возрасте, наивно полагая, что очень скоро оно станет известно всем. Но уже в то время существовала цензура, которая сразу же обратила внимание и на пушкинский стиль написания произведения, но особо было отмечено, что Пушкин решил смело и открыто высказать свои вольнолюбивые мысли.

Поэт в то время считал, что он имеет на это право. Дата создания свободолюбивой оды — 1817 год. Этот год важен для поэта еще и тем, что в это время он оканчивает и свое обучение в лицее. В это время Александр Сергеевич ясно понимал, что он пришел в литературу для того, чтобы служить народу, а в его мыслях было большое желание добиться свободы для всех.

Об этом он и писал в своих произведениях этого времени.

Но обратимся к тексту известного стихотворного произведения великого литературного мастера слова Пушкина.

В начальных строках оды поэт бросает призыв к свободе и говорит, что он сам готов жертвовать и собой, и своим благополучием, и всем, что только у него есть, даже своим огромнейшим талантом для того, чтобы все были свободны. Некоторые строки из свободолюбивой оды звучат как некое заклинание: «Приди, сорви с меня венец».

И как бы сам предрекает автор себе судьбу, которая подарила ему главное — талант. Но он не должен растрачивать его на пустяки, а в своих произведениях должен говорить о главном, призывать к свободе человека в обществе.

Пушкин, обращаясь к влиятельным людям своего общества, гневно высказывается и дает предупреждение: «Тираны мира» Трепещите!». Эти слова поэт оправдывает тем, что его цели вынуждены в том обществе, где нет свободы, что его слова благородны и необходимы. Ведь он призывает народ стать свободным: «Восстаньте, падшие рабы!».

Но даже в молодости, глядя на современное общество и на то, как страдает угнетенный народ, поэт понимает, что изменения в стране невозможны, но он желает их добиться, чтобы общество стало лучше.

Пушкин в свое оде выражает сочувствие в том, что законы, которые управляют обществом, приводят к позору страны. А ведь им должны подчиняться все люди его родины.

И если миру богатых они могут нравиться или даже они могут позволить себе быть к ним равнодушными, то для бедняков крепостное право — это смерть и жизнь в неволе.

Пушкин пытается понять общество, в котором он живет. И поэт сам делает выводы о том, что в России есть всего лишь две основные силы: рабство и сила.

Александр Сергеевич гордится тем, что именно русский народ смог прославиться как смелый и мужественный, показывая свою доблесть в боях, проявляя себя героически и постоянно совершая подвиги.

Великие победы принадлежат русскому народу! Но резкий контраст этому — это бесправная и голодная жизнь простого народа, которые являются рабами крепостного права.

Поэт в своем стихотворении задумывается о том, как будет выглядеть российская жизнь, если все люди будут свободны. И эта тема его настолько интересует, что он обращается к историческим архивам знаменитой Запорожской Сечи, где народ был свободен и равноправен.

В это время и задумал великий поэт свою оду, которая показала отношения самого автора к тому строю, который существовал в России.

Через весь текст «Вольности» идет не только анализ российского уклада жизни, но и дается негативная оценка самодержавию, которое поэт открыто осуждает.

Одна из частей этого стихотворения посвящена поэтическим размышлениям о том, каково предназначение человека в этом мире. Автор открыто говорит о том, что власть не должна передаваться по наследству, что управлять российским государством должен достойный.

Противник самодержавной власти, Пушкин видит и то, что простой народ за многие годы крепостного права стал покорным, как рабы, но еще и безграмотным.

И поэту стыдно из-за того, что самые лучшие люди его времени молчали и стыдились такого положения порабощенного народа и того, что в стране происходит беззаконие.

Источник: https://agroseedgroup.ru/tvorchestvo/a-s-pushkin-oda-volnost-analiz-stihotvoreniya.html

Анализ стихотворения Пушкина Вольность

Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина


Ода «Вольность» была написана А.С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 г. она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина. Это произведение оказало большое влияние на революцию 1917 года (Февральская буржуазно-демократическая революция).

Тема оды – протест против абсолютной монархии, которая была в то время в России. В своем произведении автор выражает свое негативное отношение к абсолютизму, не скрывает своих взглядов и чувств: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле »

мысль — протест против абсолютизма. В своем произведении Пушкин, прославляет вольность и политическую свободу. Автор пытается убедить и призвать людей к перевороту в стране, к свержению самодержавия. Окраска лексики – высокая. Отсутствуют афоризмы, риторические вопросы и др.

Ода написана в форме лирического монолога. Рифма – женская, рифмовка – смешанная. Размер: ямб. Он придает тексту динамичность и четкий ритм. Строгая композиция помогает следить за движением мыслей и чувств поэта. В этом произведении очень много различных художественных средств.

Например, эпитетов: «слабая царица», «благородный след», «неправедная Власть», «сгущенная мгла», «роковая страсть», «царскою главой», «Главой развенчанной», «злодейская порфира». Олицетворениий: «Молчит Закон», «Спокойный сон отягощает». Они помогают сделать текст ярче и красочнее.

Также мы можем заметить, что глаголы и деепричастия повторяются чаще других частей речи: «Беги, сокройся от очей… Разбей изнеженную лиру. А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!» Это помогло автору придать особый ритм и динамизм действию. В своем произведении Пушкин открыто выражает свои чувства.

Он желает свободу для народа: «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок
Негодует из-за тиранов и беззакония:

«Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!»

«Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть»

Автор смог очень точно и в тоже время понятно для каждого человека донести важные вопросы и проблемы, начать говорить о них. Ода «Вольность» состоит из трех частей. Она начинается с обращения к музе: «Хочу воспеть свободу миру,

на тронах поразить порок».

Далее автор выражает свои взгляды, недовольство властью, которая существовала в то время:

«Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Читают на твоем челе Печать проклятия народы, Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле »

Заканчивается она обращением к царю:

«И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой»

Мне очень понравилось это произведение! Интересным для меня показалось то, что А. С. Пушкин не побоялся, открыто выразить свои мысли, взгляды и собственную точку зрения. Также мне понравился стиль написания оды: с одной стороны высокая, книжная лексика, а с другой стиль написания понятный и интересный для любого человека.

48869 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения (оды) Пушкина «Вольность»

В 1817 году Пушкин оканчивает Царскосельский лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел. После того, как поэт поселился в Петербурге он с головой ушел в общественно-политическую жизнь страны.

Именно в этот период Пушкиным написан ряд стихов с очень прогрессивным и свободолюбивым настроем. Именно таким произведением стала ода «Вольность». Пушкин посещает заседания «Арзамаса», становится членом «Зеленой лампы», однако в ряды тайного общества, о существовании которого поэт уже догадывался его так и не приняли за общение с «ненадежными» людьми.

Однако внешне беспечная светская жизнь не умоляла силы поэзии Пушкина, а поэзия эта действительно вдохновляла многих. Будучи певцом революционной энергии, стихи Пушкина стали воплощением на бумаге идей декабристов, он видел глубже их и стал литературным и политическим вождем этого движения.

В стихах Пушкина, и в «Вольности», все чаще появляется слово «свобода», однако у поэта она обретает разные грани — это и личная независимость, и возможность вольно мыслить и действовать. Александр Сергеевич был крайне возмущен существованием рабства, ведь порабощение человека человеком идет в разрез с самой природой.

В стихотворении «Вольность» он поднимает вопрос об ограничении влияния царей законами. Сам поэт считал себя продолжателем идей Радищева, о чем прямо заявлял.

Однако, если первый рассматривал революцию единственным возможным вариантом обретения свободы крепостными, то Пушкин надеялся на законный вариант разрешения ситуации. В «Вольности» он осудил убийства французами своего короля Людовика XVI и дворянами Павла I.

Однако в самой оде он не исключает силового вмешательства народа, автор призывает царя одуматься и восстановить справедливость принятием Конституции.

Стихотворения Пушкина с 1917 по 1920 свободно распространялись среди интеллигенции, рабочих, крестьян. Очень дерзкие и мятежные строки не могли не смутить Александра I, в гневе царь хотел сослать Пушкина в Сибирь, однако за него вступились друзья и 6 мая 1820 года он отравился в ссылку на юг России.

Стихотворение «Вольность» являлось прямым отражением мыслей декабристов, оно, как и другая поэзия Пушкина, будоражила умы людей, возбуждала в обществе революционные настроения. Оно стало кличем о борьбе за независимость, демократию и свободу.

Анализ стихотворения «Вольность» Пушкина А.С

January 10, 2014

Александр Сергеевич, хоть прожил сравнительно недолго, успел создать огромное количество поэтических и прозаических произведений разных жанров. Великий писатель всячески пытался сделать мир лучше, а людей – добрее.

Стихотворение «Вольность» Пушкина принадлежит к ранним произведениям, когда поэт еще верил в возможность изменить мир к лучшему, искоренить тиранию и избавить народ от каторжных пут.

Стихотворение было написано в 1817 году, когда Александр Сергеевич вернулся домой из лицея.

Юный лицеист всегда верил, что абсолютно каждый человек рождается свободным, а вот в том, что ему приходится соблюдать условности и изменять своим принципам, виновато общество. Всех здравомыслящих людей тяготят придуманные кем-то правила.

Молодой поэт даже не подозревал о наличии цензуры, поэтому наивно полагал, что сможет открыто говорить о своих мыслях и направлять людей на путь истинный. Пушкин «Вольность» написал в свои неполные 18 лет.

Но уже тогда он понимал, что самостоятельно изменить мир ему будет очень сложно.

Во время учебы в лицее Александр Сергеевич снискал литературную славу, поэтому, не раздумывая, решил посвятить свою жизнь писательству. Но у него есть высший идеал, заключающийся во всеобщей свободе, ради него он даже готов пожертвовать своим талантом.

Стих «Вольность» Пушкина является предопределяющим в судьбе поэта. После его написания он решает не размениваться на мелочи и идти к благородной цели. Александр Сергеевич решает, что если Бог наделил его литературным талантом, то нельзя его тратить на мелочи.

В стихотворении «Вольность» Пушкина раскрывается жизнь России того периода. Поэт отмечает, что в стране царит «законов гибельный позор», и если богатые люди поддерживают власть, то простой народ томится от оброков, барщины и крепостного права.

Россия в XIX веке прославилась ратными подвигами и рабством. Александру Сергеевичу становится интересно, каким было бы общество, избавившееся от кандалов каторжан. В своем произведении писатель развивает тему свободы выбора.

Он считает, что каждый должен решать самостоятельно, чем ему заниматься в жизни, выбирать свой путь, а не покоряться чьим-то приказам.

«Вольность» Пушкина – это открытое противостояние самодержавию. Писатель делает вывод, что власть в стране не должна передаваться по наследству, управлять государством должны достойные люди.

Александр Сергеевич считает, что царский режим является символом покорности и «дремучести» народа. Он упрекает русских в излишней покорности и молчаливости, но отмечает, что они не первые, кто терпит беззаконие.

Именно так поступали в Древней Греции, Риме, Европе, в то время как правители творили, что душе угодно.

В стихотворении «Вольность» Пушкина можно найти пророчество о возникновении тайных организаций, способных пошатнуть общественные устои. Поэт верит, что придут времена, когда правителям и чиновникам тоже придется подчиняться закону. Александр Сергеевич понимал всю утопичность идей и взглядов, описанных в этом произведении, поэтому при его жизни «Вольность» никогда не публиковалась.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вольность»

Именно из-за стихотворения «Вольность» А.С. Пушкин попал в ссылку. Он написал это произведение после окончания лицея. Поэт всегда боролся за свободу и справедливость, за что все время получал наказание. Он считал, что каждый человек рождается свободным, а общество помещает его в некие рамки условностей, которым должен следовать человек.

Пушкин рьяно ненавидел всех правителей и руководителей. Он переживал за простой народ, который страдал больше всех. Люди из высшего общества жили, как хотели, а обычные люди были как самые настоящие рабы.

Конечно, страна была самой могучей, но это могущество меркнет перед нищетой народа. Поэт считал, что все люди рождаются одинаковыми, и никто не вправе подчинять себе кого-либо. Он призывал к свержению власти.

Он понимал, что его «Вольность» может привести к печальным последствиям, поэтому не публиковал данное стихотворение. Однако в 1820 году каким-то образом это стихотворение дошло до высших чинов и Пушкина сослали в ссылку. Поэт не понимал, как общество докатилось до такого, и до конца верил, что когда-нибудь в мире будут царить справедливость и свобода.

Жанр «Вольности» – ода. Повествование идет в виде лирического монолога. Для того чтобы стихотворение имело четкий ритм был использован такой размер как ямб. Используется смешанная рифмовка, а если говорить о рифме, то здесь она женская. Пушкин использует множество эпитетов, чтобы добавить яркости стихотворению, а также глаголы и деепричастия, которые призывают к действию.

«Вольность», анализ произведения Александра Пушкина

В 1817 году, сразу после блестящего окончания Царскосельского лицея русский поэт и писатель А. С. Пушкин написал оду под названием «Вольность». Местом написания стала квартира братьев Тургеневых на набережной Фонтанки в Санкт-Петербурге. Им же (местом) был навеян и исторический сюжет произведения.

Окна Тургеневского жилища открывали взору Михайловский замок, в котором некогда был убит император Павел I. При жизни Александра Сергеевича ода не была издана, напротив – стала одной из главных причин его ссылки на юг, когда дошла до правительственных органов в 1820 году.

Впервые «Вольность» была напечатана только в 1856 году Герценом в сборнике «Полярная звезда» в Лондоне.

На момент написания Пушкину было 18 лет. Многие произведения раннего творчества поэта были уже пронизаны свободолюбивыми и благородными настроениями. В то время Александр Сергеевич еще не знал о действии цензуры, думая, что имеет право открыто говорить о своих помыслах.

Юный Пушкин считал литературный дар даром свыше, предназначенным для честных, благородных и простых целей. Идей раскрепощения личности, утверждения духовной свободы и равенства придерживались и другие лучшие представители дворянского сословия в России.

Французская революция вдохновила многих прогрессивных деятелей российского государства.

Тема произведения

Тема произведения – утверждения Закона, перед которым все равны, идеалов свободомыслия, духовной свободы, равенства и гуманности.

Идейным вдохновителем Пушкинской «Вольности» стала «Вольность» Радищева, в которой поэт отстаивает власть и интересы народа.

Поэтическими строками Александр Васильевич гневно обрушивается на тиранию, беззаконие и вседозволенность господствующих правителей. Ода отражает гражданского чувство творца и боль за несправедливо ущемленные права человеческой личности.

В создании единого для всех закона (конституции) художник видит ключевое решение проблемы социального неравенства и несправедливой власти.

Во многом источником подобных умозаключений являются лекции Александра Куницына, в которых есть высказывания о «естественном праве человека», праве на независимость и равное социальное положение с другими людьми в обществе. Пушкин провозглашает высокие идеи с великой эмоциональной силой.

Для современников поэта «Вольность» стала подлинным революционным гимном, призывом к решительным действиям. Среди остро сопереживающих провозглашенным идеям были и будущие декабристы, в которых строки Пушкинского произведения пробуждали патриотическое чувство и стремление свершениям.

Сюжет и структура произведения

Оду условно можно разделить на три части. Первая часть является своего рода вступлением, преамбулой к основному повествованию. В нем Пушкин говорит о своей задаче:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.

После вступления разворачивается основная идея стихотворения. Вторая часть оды напоминает читателю о Людовике, Наполеоне, Павле I, заставляя воображение рисовать яркую, реалистичную картину судьбы русского императора. Заключительная часть произведения – вывод, горячий призыв к правителям склониться перед Законом:

Ни кров темниц, ни алтариНе верные для вас ограды.Склонитесь первые главойПод сень надежную закона,И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Стихотворный размер, которым написано произведение – четырехстопный ямб. Пушкин использует различные средства художественной выразительности: метафоры (например, «молчит закон» ), эпитеты («гибельный позор». «изнеженная лира» ), риторические фигуры («Тираны мира! Трепещите!» ), анафору («Где дремлет он неосторожно, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!» ).

Темы соседних сочинений

← Вольнолюбивого↑ ПушкинВорон к ворону летит →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/volnost

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс

Анализ стихотворения «Вольность. Ода» Пушкина

  • Лобанова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели урока: рассмотреть развитие, процесс (как?) и причины (почему?) изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни; продолжить формирование умений и навыков по преобразованию традиционной формы информации (текст) в таблицу и опорный конспект и наоборот.

Оборудование: техника для показа сопроводительной электронной презентации.

Предварительное домашнее задание: прочитать/перечитать стихи А.С. Пушкина, указанные в таблице (иметь тексты стихотворений); заполнить вторую и третью колонки таблицы; индивидуальные задания: заполнить все графы таблицы для стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», «Узник», «К морю», «Анчар».

I. Осмысление темы. Словарная работа. 3 мин.

[каждый этап работы сопровождается электронной презентацией]

А) Что означает слово «эволюция»? Что мы называем лирикой? В чем ее своеобразие (отличие от эпоса, драмы)?

Эволюция – развитие, процесс изменения кого-чего-нибудь от одного состояния к другому.

Лирика – один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. (БСЭ)

Вывод: Цель урока – рассмотреть развитие, процесс изменения отношения Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей его творческой жизни.

Б) Подберите синонимы и/или ассоциации к словам «рабство», «свобода»: 3 мин.

СловоСинонимы, лексическое значениеАссоциации и/или символы
РабствоНесвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность,Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания…
СвободаВоля, независимостьВоздух, море, небо, птица…

II. Работа с текстами. Составление сводной таблицы

А) «Вольность». Ода. 1817. 10 класс (предварительное домашнее чтение) 10-12 мин.

Проверка умения самостоятельно работать с поэтическим текстом и учебной статьей:

– К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? («Петербургский период – время приобщения Пушкина к либеральным ценностям и время общения с членами тайных организаций – будущими декабристами. Творчество поэта формируется в кругу молодых вольнодумцев». См. В.И.Коровин. Русская литература Х1Х века. Учебник. Стр. 103)

– Для какого времени характерен жанр оды? (18 век. Век Просвещения. Просветители верили в силу Разума, поэтому думали, что мир можно исправить, указывая на пороки и говоря Истину власть имущим, призывая их неукоснительно следовать Закону).

– Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф:

– Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свободным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным? В качестве подсказки обратитесь к статье учебника на странице 104.

Вывод: «Он [Пушкин] призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны народ и царь. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом». Классицистический идеал Просвещения.

Б) «К Чаадаеву». 1818. (Повторение. 9 класс. Индивидуальное домашнее задани.). 4 мин.

В какой период жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? (Петербургский период)

– Определите жанр стихотворения.

Послание – стихотворное письмо или обращение философско-теоретического, дидактическо-публицистического, любовного или дружеского характера – популярный литературный жанр в античной и европейской лит-ре приблизительно до 30-х гг. XIX в.
…Особенного расцвета жанр П.

достиг во Франции в эпоху Ренессанса (Клеман Маро) и классицизма (Вольтер). В XVIII в. этот жанр широко распространился и в русской лит-ре, перейдя затем по наследству и в первые десятилетия XIX в. Лучшие его образцы в разнообразных родах мы находим в творчестве Пушкина и его плеяды.

[Литературоведческий словарь]

– Выделите ключевые слова, отражающие отношение Пушкина к свободе. («свободою горим», «звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья напишут наши имена»)

Вывод: Юношеское представление о свободе как о романтическом идеале.

В) «Деревня». 1819. (Домашняя работа) 4 мин.

– С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение? (Поездка в родовое поместье Михайловское в Псковской губернии)

– Как бы вы определили жанр стихотворения? (Первая часть – сельская пастораль идиллия; вторая – обличение пороков, вызванных недостатком просвещения, черты оды. Обе части – отражение ХYIIIвека: стремление к природной жизни и представление «барства дикого» по Радищеву)

– Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе и несвободе? (Крепостное право – «барство дикое»)

– Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?

Вывод: Стихотворение написано «на злобу дня». Поэт надеется на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя.

Г) «Узник». 1922. (Повторение. 6 класс. Индивидуальное задание) 4 мин.

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600583/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.