Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова

Тройка Некрасов

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова

Николай Некрасов старался в своём творчестве показать всю русскую действительность. Он реально описывал жизнь дворян и крестьян, и особое место отводил теме крепостничества.

Безвластие, тяжёлая работа, угнетение и наказания — вот жизнь, наполненная горем, которую он видел в крестьянской среде, и против которой выражал протест. На фоне жёсткой эксплуатации и полного бесправия, особое место в его творчестве занимала женская доля.

Этой теме посвящено огромное количество текстов, которые помогали рассмотреть проблему с разных сторон. Одно из таких некрасовских стихотворений – «Тройка».

История стихотворения «Тройка»

Это стихотворение написано в 1846 году, когда до отмены крепостничества оставалось долгих пятнадцать лет. В нём Некрасов, своим изысканным способом, обнажает серьёзную проблему общества — угнетение, неравенства, бессловесность народа. В этом произведении автор не изменил себе. Писал с присущем ему реализмом.

Можно сказать, что он безжалостен к своей героине, и не оставляет ей никакого шанса, на лучшую долю. А женская доля на Руси в те времена была весьма трагична.Стих не был гоним, и уже через год был напечатан в «Современнике». Некоторые критики пришли в восторг и от содержания, и от композиционной задумки.

Первая, лирическая часть текста так пришлась по душе композиторам, что стихи были неоднократно положены на музыку и стали романсом. Первым из стихов сделал песню, современник Некрасова, русский пианист и композитор Александр Иванович Дюбюк.

Любители романсов и по сей день отдают должное певучести стихотворения, написанного более 170 лет назад.

Тройка

Что ты жадно глядишь на дорогуВ стороне от весёлых подруг?Знать, забило сердечко тревогу -Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.И зачем ты бежишь торопливоЗа промчавшейся тройкой вослед?..На тебя, подбоченясь красиво,Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,Полюбить тебя всякий не прочь:Вьётся алая лента игривоВ волосах твоих, чёрных как ночь;Сквозь румянец щеки твоей смуглойПробивается лёгкий пушок,Из-под брови твоей полукруглойСмотрит бойко лукавый глазок.Взгляд один чернобровой дикарки,Полный чар, зажигающих кровь,Старика разорит на подарки,В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,Будет жизнь и полна и легка…Да не то тебе пало на долю:За неряху пойдёшь мужика.Завязавши под мышки передник,Перетянешь уродливо грудь,Будет бить тебя муж-привередникИ свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и труднойОтцветёшь, не успевши расцвесть,Погрузишься ты в сон непробудный,Будешь няньчить, работать и есть.И в лице твоём, полном движенья,Полном жизни – появится вдругВыраженье тупого терпеньяИ бессмысленный, вечный испуг.И схоронят в сырую могилу,Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,Бесполезно угасшую силуИ ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогуИ за тройкой вослед не спеши,И тоскливую в сердце тревогуПоскорей навсегда заглуши!Не нагнать тебе бешеной тройки:Кони крепки и сыты и бойки,-И ямщик под хмельком, и к другойМчится вихрем корнет молодой…
Николай Некрасов решил описать в своем произведении одну из крестьянок, жизнь которой такая же, как у тысяч молодых женщин по всей России. Крепостная девушка стоит на обочине дороги и внимательно всматривается в даль, боясь пропустить тройку. Но тройка с шикарным корнетом проносится так быстро, что крестьяночке ничего не остаётся, как попробовать пробежаться за ней. Хотя совершенно не понятно — зачем?

Чтобы пролить свет на ситуацию, автор начинает раскручивать сюжет. Он подробно описывает, как девочка хороша: щёки, брови, глаза. Природа не обделила её красотой, она очень привлекательна. И, оказывается, может мечтать. Мечты эти о более лучшей доле, более лёгкой жизни. Всё это можно получить, удачно выйдя замуж, например, за того же корнета, которого и след простыл.

Но судьба-злодейка приготовила совсем другой сценарий этой девочке. И как не грустно, поэт с печалью предрекает её ближайшее будущее. Это и труд беспросветный, и насилие привередливых родственников, возможно, бесконечные роды.

Всё это приведёт к раннему старению и смерти. Вот такое безжалостное, но правдивое будущее предрекает Николай Алексеевич своей героине.

А в финале поэт пытается донести до своей героини, что не стоит ей стоять у дороги: ничего в ее жизни не измениться, и судьба ее уже предрешена.

Композиция «Тройки»

Композиция этого произведения кольцевая.

Сюжет начинается с обращения лирического героя к простой девушке, которая была рождена в крестьянской семье и здесь же выросла. К этой же героине обращается автор и в конце сюжета.

Но только в начала это непросто обращение, а вопрос, в котором автор пытается понять, почему девушка так жадно глядит на дорогу.

В конце сюжета в этом обращение уже появляется предостережение, так как он знает, какая судьба ждет эту девушку, и он просит ее уже не смотреть на дорогу с такой тоской и с такой большой надеждой, которой не суждено сбыться.

Весь некрасовский сюжет можно по смыслу разделить на две части, которые будут равными. Но вот только в первой части будет описываться счастливая жизнь главной героини, а во второй части автор покажет, как несчастлива она может быть. И тут же поэт говорит о том, что вот это-то несчастливая доля как раз и является реальностью.

Первые строфы описывает ожидание девушки и то, как вдруг увидев такую богатую тройку, она мчится за нее. И вот тут тройка становится символом, который означает счастливую жизнь. В последующих трех некрасовских строфах идет описание портрета самой девушки, которая томится в ожидании. Но шестая строфа оканчивается многоточием, которое помогает читателю разбить этот сюжет на две части.

Получается, что первая сюжетная часть – это пророчество, но он счастливое. А вторая часть – это настоящее любой женщины–крестьянки.

Муж бьет ее, свекровь вечно будет заставлять работать и очень быстро эта сильная и прекрасная девушка превратится в старуху, которая по годам еще молода, но уже устала от жизни и трудностей, выпавших на ее долю.

Используя особый слог, автор в последних строфах старается призвать эту женщину смириться со своей судьбой, ведь она не может быть счастливой. Она заложница обстоятельств!

Образ главной героини

Неудивительно, что Некрасов так подробно описал образ крестьяночки в своём стихотворении. Николай Алексеевич очень любил русский народ. Он к каждой своей героине находил особые слова, наделял её особыми качествами, как правило, положительными.

Девочка, в «Тройке», так мечтающая о счастливой доле, предстаёт перед читателем чистым, непорочным созданием. Она ещё не забита жизненными трудностями, она ещё верит, мечтает. У неё ещё горят глаза.

И в этот короткий промежуток жизни, который ей отведён до замужества, она может позволить себе выскочить на дорогу полюбоваться на мчащуюся тройку. Как большинство некрасовских героинь, девушка наделена природной красотой, которая в данный момент её жизни в самом расцвете.

Это настоящая русская красавица. Поэт не стесняется описать её внешность с подробностями. И читателю остаётся только ужаснуться, какое безжалостное ближайшее будущее ей предрешено.

Выразительные средства в некрасовском сюжете

Николай Некрасов использует в своем сюжете такой литературный прием, как контраст: жизнь крестьянки счастливую и ее судьба несчастной женщины. И для этого автор использует разнообразные выразительные средства: ✔Эпитеты. ✔Метафоры. ✔Сравнения.✔Фразеологизмы.

Огромнейшее значение в тексте имеют и глаголы, которые автор использует в большом количестве, чтобы показать, настолько девушка жива. Даже символ – тройка имеет у автора двойное значение.

Это и символ счастья, которое может ожидать ее в будущем, и символ того, что это счастье пройдет мимо и будет для нее навсегда утерян.

Анализ стихотворения

В своем произведении Николай Некрасов показывается реальную картину жизни крестьян, в которой так мало радости.

Жизнь деревенских женщин была печальна тем, что их положение было еще бесправнее, чем у мужиков.

Они были настоящими рабынями, жизнь которых заключалась лишь в труде и в терпении. Они должны были терпеть унижения от хозяина или хозяйки, должны были терпеть унижения от мужа, уставшего и озлобленного.

Чаще всего крестьянские девушки рождены были в семьях, где было много детей, поэтому труд, тяжелый и непосильный, знали с самого раннего детства.

Неудивительно, что в таком бесправном положении молоденькие крестьяночки мечтали. В этом нет ничего плохого. Такие мечтания, могут стать приятными воспоминаниями в их взрослой самостоятельной жизни.

По мнению автора, очень скоро на лице этой прекрасной девушки появиться совсем другое выражение — терпение и испуг, который будет в ее жизни присутствовать всегда. Можно ещё глубже проникнуться содержанием и представить тройку в виде скоротечности жизни.

Вот весёлая тройка, с красавцем корнетом, с подвыпившим ямщиком мчится радостно и бойко. Всё говорит о том, что жизнь удалась. В ней есть место удовольствиям, наслаждениям, забавам. Осталось только попасть в эту повозку.

Но, нет! Тройка промчалась мимо, а с ней рассыпались все мечты и надежды.

Источник: https://gfom.ru/troyka_nekrasov.php

«Тройка», анализ стихотворения Николая Некрасова

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1848 году и опубликовано в журнале «Современник».

Литературное направление, жанр

Стихотворение посвящено судьбе русской женщины. Некрасов в духе реализма описывает обычную жизнь крестьянки, наделённой чутким сердцем. Жанр стихотворения «Тройка» – гражданская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – тяжёлая судьба русской крестьянки. Стихотворение «Тройка» имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается обращением лирического героя к крестьянской девушке.

В первой строфе это вопрос: «Что ты жадно глядишь на дорогу?» В предпоследней и последней строфе – предостережение лирического героя, предвидящего судьбу героини: «Не гляди же с тоской на дорогу». Если отбросить последние две строфы вывода, стихотворение делится на две равные части: счастливая и несчастная жизнь героини.

Вторая часть, несчастливая жизнь, дана как более вероятная возможность: «Да не то тебе пало на долю…» Девушка, к которой обращается герой, не замечает, что он за ней наблюдает. Перед его мысленным взором проносится вся её настоящая и будущая жизнь, как перед глазами девушки проносится тройка.

Первые две строфы описывают, как девушка ждёт на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка – символ счастливой жизни. Следующие три строфы – это портрет девушки-крестьянки. Шестая строфа разбивается многоточием на две части. Первая часть – счастливое пророчество: «Будет жизнь и полна и легка».

Наверное, и у крестьян бывала такая жизнь, но нечасто. После многоточия Некрасов описывает типичную судьбу крестьянки. Следующие четыре строфы рассказывают о её жизни: неряха-муж будет бить её, свекровь принуждать к чёрной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья.

Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий: «Будешь нянчить, работать и есть». Внутренние изменения личности отразятся на выражении лица. В бесполезной жизни бедняжки не оправдаются никакие надежды.

Последние две строфы – призыв смириться с судьбой, потому что крестьянка не может быть счастлива. В этом основная мысль стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, песенным размером, что дало возможность положить слова на музыку, и стихотворение стало романсом.

В песне только первые три строфы стихотворения и последние две, то есть жанровая сценка встречи красавицы с корнетом, который мчится к другой.

Меняется основная мысль произведения, сужается до пословицы: «Не родись красивой, а родись счастливой».

В стихотворении чередуется женская и мужская рифма при постоянной перекрёстной рифмовке, которая только в последней строфе-выводе сбивается на смежную.

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на контрасте воображаемой счастливой и более вероятной несчастной жизни. Контрастны и тропы, изображающие эту жизнь. Красота и молодость девушки описана эпитетами: алая лента, чёрные волосы, румянец смуглой щеки, лёгкий пушок, полукруглая бровь, лукавый глазок.

Лента в волосах вьётся (метафора), волосы черны, как ночь (сравнение), взгляд полон зажигающих кровь чар (метафора), жизнь полна и легка (метафора). Сама красавица называется чернобровой дикаркой.

В стихотворении очень важны глаголы, отражающие порывистость и живость девушки: вспыхнуло, бежишь, вьётся, пробивается, поживёшь, попразднуешь.

https://www.youtube.com/watch?v=JX-ncEqxtGQ

Совсем другие образы во второй части стихотворения. Несчастную жизнь описывают эпитеты: чёрная и трудная работа, непробудный сон, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, сырая могила, тяжёлый путь, тоскливая тревога.

Под стать эпитетам глаголы, некоторые из них являются метафорами: перетянешь, бить, гнуть в три погибели (фразеологизм); отцветёшь, не успевши расцвесть (метафора); погрузишься в сон (метафора); будешь нянчить, работать и есть; схоронят; угасшую силу (метафора); ничем не согретую грудь (метафора); не гляди, не спеши, заглуши, не нагнать.

Образ тройки центральный в стихотворении. Это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога. Ещё тройка – символ упущенной возможности.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Тройка»

По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/837-troika-analiz

Анализ стихотворения «Тройка» (Н. А. Некрасов) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова

Guru · 16.09.2018

Николая Алексеевича Некрасова справедливо считают автором русской гражданской лирики. Наиболее ярко он проявил свой талант в написании лиро-эпических произведений, пронизанных темой народного горя. Автор выступал как борец с крепостнической системой, и стихотворение «Тройка» является одним из проявлений этой активной литературной борьбы. На нём и остановимся подробнее.

История создания

Лиро-эпическое стихотворение «Тройка» было написано в 1848 году. В это время Некрасов и Панаев приобрели за взятые в долг деньги журнал «Современник». Автор только поднимался со дна – денег не было, а первый литературный сборник «Мечты и звуки» в 1840 году не возымел успеха у публики, был жёстко раскритикован Белинским и впоследствии уничтожен самим писателем.

И вот на свет появляется некрасовская «Тройка», которая быстро получает всеобщее признание и завоёвывает поэту популярность. Стихотворение посвящено простым крепостным людям, в частности, русским женщинам из сёл и деревень. У Некрасова, конечно, было стремление донести трагизм положения народа до людей из высшего сословия, которые могут влиять на народные судьбы.

Живя в 19-ом веке, когда недовольство народа крепостническими устоями неуклонно возрастало, он создавал по-настоящему злободневные произведения. Он был романистом, публицистом, соиздателем популярнейших в те годы журналов «Современник» и «Отечественные записки».

Жанр, направление и размер

По жанру стихотворение относят к гражданской лирике. Некрасов же определял себя как поэта гоголевского направления, так называемой «натуральной школы», которая ставит во главе угла реалистическое изображение происходящих событий, человеческих характеров и судеб.

В «Тройке» нет искусственно красивого романтического тумана, прикрывающего реальное положение вещей – обо всём сказано прямо и по делу. Поэт создал это стихотворение не для того, чтобы романтики и отстранённые мечтатели смаковали изящный слог и думали о красоте бытия.

Он обнажил уродства крепостнического устройства и заставил людей посмотреть на них без прикрас.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Это значит, что ударение в каждой строке падает на третий слог, а таких ударений по три. Например, первые же строки: «Что ты ЖАДно гляДИШЬ на доРОгу/В стороНЕ от веСЁлых подРУГ…».

Этот размер очень мелодичен и потому считается песенным, недаром на «Тройку» позже был написан романс. Рифмовка во всём произведении перекрёстная, и только в последнем четверостишии – смежная.

Мужские и женские рифмы гармонично сочетаются друг с другом.

Образы и символы

  1. В стихотворении автор представлен в роли лирического героя, обращающегося к сельской девушке. В его обращении слышится печальный тон, переживание за её настоящее и будущее, чувствуется, с каким вниманием он относится к ней. С одной стороны, он восхищается её красотой и горячей молодостью, с другой – предрекает горькую судьбу.

    Ему наверняка не хотелось бы говорить о том, то ожидает эту красавицу потом – но он обязан сказать. Обязан затем, чтобы девушка не бежала вослед за тройкой, не испытывала надежду на невозможное счастье с проезжим корнетом, который, хотя и засмотрелся на неё, но всё равно проедет мимо, тут же забудет её и никогда не вернётся.

    Ведь если она разочаруется в своих пустых мечтаниях, ей будет труднее принять свою настоящую горькую судьбу.

  2. Эта простая крестьянская девушка – главная героиня стихотворения, на ней и сосредоточен сюжет. Её восточная красота так обворожительна, что один лишь взгляд этой «чернобровой дикарки старика разорит на подарки, в сердце юноши кинет любовь».

    На неё залюбовался и корнет, проезжающий мимо на тройке. Она резва, жива, прекрасна, но это ненадолго: пройдёт беззаботная пора, и нежеланное замужество погубит эту девушку, сделает из неё глубоко несчастную и уродливую старуху, преждевременно ушедшую в могилу.

    Другие герои, которые окажут на крестьянку губительное влияние – это «муж-привередник», любящий водку и рукоприкладство, да свекровь – такая же жертва обстоятельств, которая будет её «в три погибели гнуть».

Темы и настроение

  • Основная тема произведения – горькая судьба крепостной девушки, которой ей не миновать. Некрасов говорит о том, что выхода нет, и это очень горько осознавать для простых людей, особенно для русских женщин. Их жизнь особенно тяжела, она сводится к бессмысленному, терпеливому существованию, пролетает быстро, выжав из них все соки.
  • Также наше внимание привлекает тема красоты и отношения к ней. Прелесть девушки растопчут обстоятельства и люди. Никто в ее среде не оценит по достоинству ее молодость и красу.
  • проблема в стихотворении – безволие и социальная незащищенность женщины. Крестьянки практически не вольны над своей судьбой – ими всегда управляет не только барин, но и муж со свекровью, они вынуждены идти замуж не по любви, а только по чьей-то прихоти, и терпеть любые унижения, тащить на себе колоссальный труд по хозяйству. Мужчинам-крепостникам легче, они вольны в некоторой мере распоряжаться своей жизнью так, как они сами хотят.
  • Еще одна проблема – социальная несправедливость. Юноши и девушки не могут быть вместе, если их разделяет неравенство. Корнет и рад бы взять в жены сельскую нимфу, но родители лишь посмеются над его глупостью. Брак должен быть выгоден и приличен, с любовью он имеет мало общего. Так и крестьянка не может рассчитывать на приличного мужа, какой бы умницей и красавицей она ни была.
  • Настроение стихотворения в целом грустное, тяжелое, гнетущее. Но первые несколько четверостиший витают в несколько иной, более легкой и обнадёживающей атмосфере. Это не значит, что данные четверостишия задают абсолютно весёлый тон первой части произведения. Уже с первых строк чувствуются невесёлые нотки. Читатель уже понимает, что такое настроение будет звучать и дальше и, возможно, только усугубится. Так и случилось, когда в шестом четверостишии лирический герой – он же автор – говорит: «Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика». Далее тон рассказа – трагичный, обречённый, без намёка на светлое будущее. Он сохраняется и в самом конце, по возвращении рассказчика к реальному времени – той же самой тройки и красавицы, бегущей за ней.

Основная идея

мысль произведения заключается в том, что крепостное право – это самый настоящий бич России, который приносит людям много горя. Полная несвобода, ужасные материальные условия, в которых выживает и рано умирает народ, – всё это последствия глубоко несправедливой системы, в которой страдают ни в чём не виновные люди.

Самое грустное, что для крепостных нет самостоятельной возможности изменить свою ситуацию к лучшему, а если и есть выход, то он лишь для самых отчаянных – и это бунт, революция.

Но такая активность может повлечь за собой гибель человека под палками и ружьями господ, чего не хочется людям, хватающимися за любую – даже бедную и безвольную – жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=N8auyV9WYZ0

Но неправильно закрепощать человека в рамки, неправильно рассматривать его жизнь лишь как средство достижения своих целей. Он, крепостной человек, имеет право на такую же свободную и счастливую жизнь, как представители высшего света.

Всё должно зависеть от личных достижений каждой отдельной личности, а не от рождения в определённой социальной прослойке.

Некрасов – неравнодушный к судьбам народа человек – не призывает здесь к действиям напрямую, а даёт читателям самостоятельно сделать выводы, проявить сочувствие и участие к этой беззащитной социальной ячейке общества. В этом смысл его обращения к людям.

Средства художественной выразительности

Пожалуй, самое основное выразительное средство в «Тройке» — это стилистическая фигура «обращение». Оно фигурирует в строках на протяжении всего стихотворения.

Не обходится также и без эпитетов, таких как «лукавый глазок», «жизнь полна и легка», «работа черная», «тупое терпение», «угасшая сила», «тоскливая тревога», «бешеная тройка».

Как видно из примеров, в основном всё эпитеты негативные, связанные со страданием и безысходностью.

Есть и сравнения, призванные описать красоту девушки: «волосы чёрные, как ночь», «чернобровая дикарка».  Произведение богато олицетворениями: «сердечко забило тревогу», «лицо вспыхнуло», «вьётся алая лента», «взгляд…разорит на подарки,.. кинет любовь». Фразеологизм «в три погибели гнуть» помогает передать ту степень деспотичности, с какой свекровь будет мучить красавицу.

Вот мы и провели анализ такого выдающегося произведения Некрасова, как «Тройка». Это очень сильное изображение безрадостной действительности, которое было нужно русскому обществу девятнадцатого века.

«Тройка» стала творческим взлётом в литературной карьере писателя, его успешным началом.

Впоследствии он напишет немало известных лиро-эпических произведений, посвящённых теме простого народа, оказавших немалое влияние на людей периода до и после отмены крепостного права.

Ксения Афанасьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Николай Некрасов
  • разбор
  • стихотворение Тройка

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-trojka-n-a-nekrasov/

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка». Подробный анализ стиха «Тройка» Н. А. Некрасова

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова

В XIX веке поэты писали о красоте русской природы, восхваляли героизм военных, защищавших родной край, роптали на несправедливость и жестокость власти, черствость, безразличие к общественной жизни дворянства. Но также в стороне не оставалась ниша, посвященная жизни простых крестьян.

Крепостное право отменили только в 1861 году, да и то лишь формально. Крестьяне жили на правах рабов, с самого рождения их судьба была предопределена, с самого детства их приучали к тяжкому труду. Особенно тяжело приходилось женщинам.

Именно непростой женской судьбе посвящено стихотворение Некрасова «Тройка».

Некрасов – певец женской доли

Николай Алексеевич много своих лирических произведений посвятил женской судьбе. От его стихотворений, главной героиней которых является русская женщина, мать, сестра, веет теплом и сочувствием к их несчастной доле. Особенно жаль Некрасову было молоденьких крестьянок, судьба которых предопределена с рождения.

Девушки так и не успевали в полной мере расцвести, как уже вяли и превращались в старух. Жизнь женщины на Руси была недолгой, безрадостной, полной унижений и мучений.

Каждая крестьянка мечтала о сказочном принце на белом коне, но Некрасов был реалистом, он прекрасно понимал, что это чья-то собственность и счастья ей не положено.

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт одним из первых создал обобщенный образ женщины-крестьянки. Произведение вошло в фольклор и стало русской песней, что подчеркивает его прямое отношение к народности.

Стих соответствует фольклорным канонам лишь в сюжетно-композиционном плане, где автор противопоставляет жизнь в девичестве и после замужества.

К устной народной поэзии можно отнести фразеологическое клише «сырая могила» и такую этнографическую деталь, как «алая лента в волосах».

В сюжетно-композиционном плане фольклорные истоки подчеркиваются при помощи образов «веселых подруг», от которых отдаляется главная героиня, пребывая в мире грез о счастливом будущем.

Потом поэт вписывает в свое произведение злую свекровь, нелюбимого, грубого мужа.

Тройки, ямщики, дорога – эта тема уже казалась исчерпанной и стереотипной, но все же Некрасов ее выбрал, чтобы показать обновление социальной темы, возможность красиво и доступно описать ту реальность, которая раньше не поддавалась поэтизации.

Переплетение народной лирики и романтики

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» позволяет отнести произведение к песенно-романсовому стилю, хотя романтические мотивы здесь переплетаются с народной лирикой.

Романсом можно назвать первую часть стиха, в котором присутствует портретное описание героини, ее встреча с тройкой, а также сердечна тревога, вызванная проезжим корнетом.

«Тройка» написана в виде монолога, поэтому все романтические элементы вложены в уста автора.

Вторая часть произведения принадлежит к натуралистической поэтике, поэтому резко контрастирует с первой сюжетной линией. Вначале автор показывает мечты молодой девушки, ее надежды на счастливое будущее.

Но Некрасов в любой ситуации остается реалистом, поэтому он опускает читателя с неба на землю, рисуя настоящие перспективы бедной крестьянки.

Николай Алексеевич не ставит себе за цель осудить народную жизнь, он просто описывает действительность, с которой приходится мириться независимо от того, нравится она кому-то или нет.

Яркий образ красавицы-крестьянки

В описании образа главной героини поэт придерживался позднеромантической ориентации, выбрав идеальную красавицу восточного типа, на что указывает и анализ стиха «Тройка».

Некрасов изобразил девушку с черными бровями, черными же длинными волосами, в которые вплетена алая лента, и смуглым личиком. Он соглашается с тем, что в такую красавицу сложно не влюбиться, она найдет отклик в сердце как у седобородого старца, так и молодого барина.

Но, к сожалению, главное – не красота, а происхождение. Родители девушки – крепостные, а значит, и она чья-то собственность.

Безрадостные перспективы дальнейшей жизни

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт желал предупредить доверчивых девушек, чтобы они не мечтали о сказочных принцах, а сразу смирились со своей участью.

Автор прекрасно понимает, что главной героине предстоит выйти замуж за нелюбимого, неряшливого и небезразличного к выпивке мужа, который не прочь поучить кулаками свою жену уму-разуму. Девушка переедет жить в дом супруга, где ей придется прислуживать всей его родне.

Особое опасение вызывает злая и придирчивая свекровь, готовая все соки выжать из невестки, согнуть ее в три погибели, взвалив на хрупкие плечи всю домашнюю работу.

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» подводит к мысли о том, что, как это ему ни прискорбно, но автор советует смириться бедняжкам со своей судьбой.

Очень скоро черноволосая красавица превратится в дряхлую старуху, в глазах которой застынет страх и тупое терпение.

Женщины на Руси долго не живут, ведь хлопоты по хозяйству, работа в поле, рождение детей изматывают их, приводят к неизлечимым болезням. Вот так, не познав любви и счастья, крестьянки ложатся в сырую могилу.

Подведение итога

«Тройка» Некрасова – стих-предупреждение всем девушкам, по молодости и неопытности мечтающим о счастливой жизни с любимым мужчиной. Поэт понимает, что героиня спешит за тройкой в надежде понравиться корнету, который забрал бы ее с собой.

Автор разбивает все надежды несчастной, говоря, что молодой барин спешит к другой.

Дворяне принадлежат к другому миру, в котором нет тяжелой работы, голода, холода, и им нет дела до крестьян, которые хотят хоть немного пожить безбедной и спокойной жизнью.

Что еще хотел сказать стихотворением «Тройка» Некрасов? Тема произведения подталкивает читателя к мысли, что жизнь коротка, и человек не успевает сделать все то, что задумал, как-то реализовать себя.

Девушка спешит за тройкой, но у нее нет никаких шансов ее догнать, да и не нужно этого делать. Мечты о богатстве – это единственное увлечение юных особ, делающее их хоть и ненадолго, но счастливыми.

Некрасов советует выбросить из головы пустые мечтания, потому что они еще сильнее омрачают и без того сложную жизнь крестьянки.

Источник: http://fb.ru/article/135206/analiz-stihotvoreniya-nekrasova-troyka-podrobnyiy-analiz-stiha-troyka-n-a-nekrasova

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.