Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Содержание

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» и его предыстория

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

1961 год. Написано стихотворение «Родная земля». В Ленинградской больнице в последние годы жизни поэтессы, с эпиграфом из ее же стихотворения.

Почему земля

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» стоит начинать с ответа на вопрос: “Почему родная именно земля, а не страна, не Россия?”

Стихотворение написано к двадцатилетию с начала ВОВ. Но Анна Андреевна пишет не о стране, а о родной земле, плодородной почве – кормилице.

К шестидесятым годам традиция поклонения земле осталась в прошлом, но Анна Андреевна уверена, что в душах людей все еще живет этническая память. И да, «это грязь на калошах», но без нее России никуда.

Эта грязь кормит нас и нас же принимает в себя по окончании жизненного пути. В строках поэтессы огромный смысл. Не нужно оды слагать о земле, нужно лишь помнить, что это часть нашей родины.

Тема родины всегда звучала в поэзии Анны Андреевны. Это была не просто преданность, но служение отчизне, несмотря ни на какие испытания. Ахматова всегда была с народом. Рядом. Вместе. Она не смотрела на родной народ сверху вниз, как другие поэты.

Почему не Россия, а земля? Потому что поэтесса воспринимает родину не как страну, а как землю, на которой родилась и живет. Она не приемлет политический строй, репрессии и войны. Но она любит родину, народ, с которым живет, и готова с ними сносить все тяготы.

Об этом она уже писала в 1922 году. «Не с теми я…» – именно из этого стихотворения были взяты последние строки для эпиграфа. И за четыре десятилетия, несмотря ни на что, ее отношение к родной земле не изменилось. А было за эти 40 лет много трагического, и в ее судьбе, и в судьбе страны.

Важность предыстории

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» не может быть полным, если не знать историю жизни поэтессы. Невозможно понять, насколько мужественной и преданной нужно было быть, чтобы не отказаться от своих слов и убеждений сорокалетней давности, если не знать, что ею было пережито в эти годы.

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Родная земля» следует начинать не в традиционной манере – с разбора рифм и прочего, это ничего не даст. А следует начать с того, что было перед написанием этого стихотворения в жизни «Анны всея Руси», как ее называли современники. Тогда только станет понятен глубокий смысл произведения, вся горечь и весь патриотизм, вложенные в него.

В 1921 году Анна Андреевна узнает, что ее близкий друг уезжает из России. И вот как она реагирует на отъезд любимого человека: она пишет «Не с теми я, кто бросил землю».

Стихотворение, написанное в следующем году и вошедшее в сборник Anno domini. В этом стихотворении негодование, гнев и полностью обозначенная гражданская позиция.

Позиция, которая должна бы поменяться в связи с последующими событиями, но только укрепляется.

Жизнь между двумя стихотворениями

С 1923 по 1940 год Анну Андреевну не печатают. И это для нее тяжело. Она подверглась непрямым репрессиям. Но это было не самое трудное. В 1935-м был арестован ее сын Лев. А также ее муж, но его скоро выпустили. А Лев Николаевич после краткого освобождения снова был арестован. Пять лет Ахматова жила в напряжении и страхе – помилуют сына или нет.

В 1940 году появляется ветер надежды; поэтессе позволяют печататься, некоторых людей выпускают из сталинских лагерей. Но в 1941 году начинается война. Голод, страх, эвакуация.

В 1946 году, когда, казалось бы, ослабла хватка цензуры, Анну Андреевну исключают из Союза писателей и запрещают печатать ее сборники. Фактически ее лишают средств к существованию. В 1949 году снова арестовывают сына Анны Андреевны, и снова она стоит в очередях с передачками.

В 1951 году ее восстанавливают в Союзе писателей. В 1955 году выделяют бездомному поэту небольшой домик в поселке Комарово близ Ленинграда, после выселения из Фонтанного дома в марте 1952-го. Однако печатать ее не торопятся. И несколько лет стихи Ахматовой выпускаются самиздатом.

В мае 1960 года у Анны Андреевны начинается межреберная невралгия, она переносит несколько инфарктов, начинаются мытарства по больницам. И в таком состоянии она находится в больнице на момент написания «Родной земли». Какой волей и преданностью нужно было обладать, чтобы пронести через все утраты свою любовь к родине и не изменить гражданскую позицию.

Традиционный анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля»

Произведение это о любви к родине, но самого слово «любовь» в нем нет. Проводя анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля», несложно понять, что оно сознательно исключено. Стихотворение построено так, что и без этого слова раскрывает всю любовь к родной земле. Для этого применена двучастность произведения, что понятно по изменению размера.

Смена размера сразу бросается в глаза, когда проводишь анализ стихотворения «Родная земля». Ахматова все четко выверила. Шестистопный ямб – первые 8 строк.

Далее переход в анапест – трехстопный, а после – четырехстопный. Ямб – это отрицание того, что в понимание любви поэтессы не входит. Анапест – утверждение простого определения.

Человек – часть земли, и свободно считать ее своей – значит любить.

Нужно отметить также значения самого слова «земля», проводя анализ стихотворения «Родная земля». Ахматова их использовала в паре. В стихотворении два значения. Первое – место, где мы живем и умираем, место, которое нельзя бросать, что бы ни происходило.

Второе – почва, прах, «хруст на зубах». Здесь все просто. И эпитеты («обетованный» и т.п.), и «украшательная» лексика («бередит», «ладанка») остаются в первой, ямбической части. Вторая часть состоит из просторечий, эпитетов нет. Все намного проще, но глубже.

Истинной любви не нужна патетика.

Источник: http://fb.ru/article/191459/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoy-rodnaya-zemlya-i-ego-predyistoriya

Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса 20 столетия. Ее жизнь и творческий путь нельзя назвать легкими. Советская пропагандистская машина клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но поэтесса оставалась сильной и непоколебимой патриоткой своей страны. Ее гражданская лирика направлена на то, чтобы сказать всем, за что стоит любить и гордиться своей родной землей.

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».

«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать.

Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось.

С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой.

В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.

Жанр, направление и размер

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Для автора гражданская лирика – это не просто преданность, это служение Родине, невзирая ни на какие испытания и тяжбы.

Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.

Композиция

Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны.

Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами.

Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.

Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

  1. В первой части на первый план выходит отрицание излишней экспрессии в проявлении любви к Родине.
  2. Во второй части идет разъяснение – что есть Родина для самой поэтессы: «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Образы и символы

Стихотворения подобной направленности всегда содержат в себе образ Родины. В данном произведении Ахматова акцентирует внимание читателей на том, что отчизна – это не страна, а земля в буквальном смысле – рыхлая, грязная, своя!

Стихотворение не изобилует множеством символов, потому что это и не требуется. Поэтесса не пишет о Родине, как о художественном образе, она изображает все просто и ясно, описывает то, что есть отчизна для нее, и то, что лично она готова сделать для отечества.

Конечно, стоит отметить, что в лирическом произведении практически всегда присутствует образ лирического героя. В данном стихотворении лирическая героиня — сама поэтесса, Ахматова изображает собственные мысли, то, что близко именно ей — Родина в ее естестве, земля, родные пейзажи, знакомые и любимые ландшафты.

Темы и настроение

Основная тема «Родной земли» — изображение любимой страны, но не традиционно – величественно и по-военному, а с бытовой стороны – родная земля, место тяжелых работ и титанического труда.

С первых же строчек каждый читатель начинает испытывать те чувства и то настроение, которое испытывала сама поэтесса – любовь. Ахматова беззаветно и преданно любит Русь, не кричит об этом всему миру, а любит по-свойски, за то, что близко именно ей.

Она трезво оценивает Родину, не идеализирует ее, ведь универсальных идеалов, которые были бы по нраву каждому, нет на свете: человек находит в совокупности плюсов и минусов то, что близко именно ему, за это и начинает любить, красиво, жертвенно, самозабвенно.

Смысл

Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны.

Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране.

Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая.

Хочется отметить, что тема родины для Ахматовой — она из основных мыслей в творчестве. Она негативно относилась к тем, кто уезжал из страны в поисках лучшей жизни, хотя с ней страна поступила весьма жестоко — муж оказался в могиле, сын отбывал наказание в тюрьме. Эти мучения оказали влияние на творчество поэтессы, создавая непередаваемый трагизм лирики.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Родная земля» нельзя отнести к лирическим произведениям, которые изобилуют изобразительно-выразительными средствами, потому что поэтесса хотела передать все просто и свободно. Один из немногочисленных тропов — эпитет «горький сон», передающий боль русского человека.

Очень выразительно сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Поэтесса опять же акцентирует внимание на том, что Родина – самое сокровенное и дорогое для людей, то, что невозможно даже оценить. Очень метафоричны строки «Да, для нас это грязь на колошах. Да, для нас это хруст на зубах».

Автор показывает то, за что именно любит родную землю.

Стоит отметить, что сама манера написания данного стихотворения является художественным средством. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину.

Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-свойски.

Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-rodnaya-zemlya-a-a-ahmatova/

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой


Центральная тема стихотворения «Родная земля» (1961) — тема Родины. Эпиграфом в «Род­ной земле» являются строки известного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю». В нем также звучит тема родины и очерчиваются основные черты русского националь­ного характера:

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В таком контексте очень органично звучат начальные строки стихотворения, в которых снима­ется восторженное и благоговейное отношение к родной земле:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Далее тема родины развивается еще более необычно: речь идет о родной земле в буквальном смысле этого слова:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом уровне. Земля — не­отъемлемая часть нашей личности, потому что всем нам предначертано телесно слиться с ней после смерти:

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Родная земля»

Анна Ахматова навсегда связала свою жизнь с Россией, не покинула страну, а покорно приняла все испытания.

Она подвергалась цензуре, ее отказывались печатать, сына дважды арестовывали, а первого мужа расстреляли, но эти обстоятельства не угасили в ее сердце любви к своей стране. Она не захотела уезжать в Европу ни в 1917, ни позже, когда ее звал к себе Николай Гумилёв.

Она не понимала, как можно обрести счастье в чужой стране и оставалась патриоткой до конца жизни. Чтобы донести смысл любви к родине, она напишет стихотворение «Родная земля».

Здесь нам показываются два значения слова «земля»: родина, на которой человек родился и живет и почва, которая нас кормит.

Они не противостоят друг другу, а наполняют дополнительным смыслом и содержанием. В каждой строчке перекрестно раскрывается то одно значение слова «земля», то другое.

Но для самой поэтессы эти два понятия едины и неразделимы, потому что одно невозможно без существования другого.

Отметим необычность стихотворного размера в этом произведении. Открывает стихотворение пятистопный ямб, сменяющийся трёхстопным анапестом, а последние две строки – четырёхстопный анапест.

Для чего такое переключение ритма стихотворения? Чтобы разделить на разные эмоциональные части и логически закончить естественным выводом: «…ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».

Стихотворение начинается строчкой: «В заветных ладанках не носим на груди». В старину землю называли Святая земля, носили на груди как оберег во время дальних странствий.

Изменилось отношение людей к своей земле, после революции такое понятие как святость вышло из употребления, и все мистические свойства предметов подвергались опровержению.

Родину стали любить как отчизну и родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы, которая давала урожай.

Обращаясь к смыслу строк: «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Их модно объяснить следующим образом.

Земля стала принадлежать всему народу, а не собственнику и отношение людей к ней стало другим.

Несмотря на это каждый человек продолжал любить свою родину, был привязан к ней, отдавал жизнь за родину во время Отечественной войны, ни пускал на нее врага и проливал свою кровь.

Не только для самого автора, но и для многих людей, кто подвергся гонениям и преследованиям, жизнь на родине не была «обетованным раем», но в этом нет вины самой земли, а только людей, которые правят страной и меняют исторические события.

А земля остается только грязью на обуви и «хрустом на зубах», она бездушна и проста, у нее есть физическая форма и она дает жизнь всему живущему и произрастающему на ней, ибо без нее эта жизнь невозможна. В последних строчках Ахматова передает неизбежность всей нашей жизни и наше единство с землей, которая станет нашим последним пристанищем.

Но смерть превратит нас в эту же землю, которую мы топчем ногами, прах станет прахом, поэтому мы имеем право считать ее своей.

«Родная земля» А.Ахматова

«Родная земля» Анна Ахматова

И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно — своею.

Анализ стихотворения Ахматвой «Родная земля»

После революции у Анны Ахматовой было довольно много возможностей покинуть мятежную Россию и перебраться с сытую, благополучную Европу.

Однако каждый раз, когда поэтесса получала подобное предложение от родственников или же друзей, то испытывала чувство досады. Она не могла понять, как можно жить в другой стране, где все кажется чужим и непонятным.

Поэтому еще в далеком 1917 году она сделала свой выбор, заявив, что намерена разделить участь собственной родины.

Первые послереволюционные годы превратились для Ахматовой в настоящий кошмар.

Пережив арест и расстрел своего бывшего супруга Николая Гумилева, а также потерю многих друзей, которые погибли в лагерях, Ахматова, тем не менее, отказалась покидать Россию.

Здесь она пережила арест собственного сына, встретила своих последующих супругов и воочию убедилась, что внешний враг может сплотить русский народ, превратив в мужественных воинов даже женщин, детей и стариков.

Пережив ужасы блокадного Ленинграда, голод, смертельную опасность и даже угрозу репрессий, в 1961 году Анна Ахматова написала стихотворение «Родная земля», приуроченное к 20-летию начала Великой Отечественной войны.

В нем речь идет не о стране как о таковой, а об ее вечном символе — плодородном черноземе, который хлеборобы до сих пор почитают своим кормильцем.

Однако в советские времена отношение к земле было несколько иным, поэтому поэтесса пишет, что ее « в заветных ладанках не носим на груди, о ней стихи навзрыд не сочиняем».

Действительно, к 60-м годам прошлого века традиция поклоняться родной земле осталась в прошлом. Однако Ахматова была убеждена, что в душе каждого человека жива этническая память, которая аккумулировалась многими поколениями.

Да, люди, привыкшие работать в поле, попросту не обращают внимание на землю, которая забирает у них так много сил. «Для нас это грязь на калоши», — убеждена поэтесса. Однако она также прекрасно осведомлена, что без этой самой «грязи» ни один русский человек не представляет своей жизни.

Хотя бы потому, что после окончания жизненного пути именно земля принимает в себя тела людей, становясь для них вторым домом. «Но ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно – своею», — отмечает Ахматова.

И в этих простых строках заключен высший смысл, так как совсем не нужно петь дифирамбы родной земле, достаточно лишь помнить о том, что она является частичкой всеобъемлющего понятия «родина».

«Родная земля», анализ стихотворения, сочинение

Анализ стихотворения «Родная земля»

Стихотворение А.Ахматовой “Родная земля” отражает тему Родины, которая очень остро волновала поэтессу. В данном произведении ею создан образ родной земли не как возвышенное, святое понятие. а как нечто обыденное, само собой разумеющееся, то, что используется как некий предмет для жизни.

Стихотворение философское. Название идёт вразрез с содержанием, и только концовка призывает задуматься о том, что значит слово “родная”. “Ложимся в нее и становимся ею”- пишет автор.

“Становимся”- значит сливаться с ней в одно целое, как и были люди, ещё не родившись, одним целым с родной матерью в её утробе. Но пока не придёт это слияние с землёй, человечество не видит себя её частью. Человек живёт не замечая того, что должно быть дорого сердцу.

И Ахматова не судит человека за это.

Она пишет “мы”, она ничем себя не возвышает над всеми, как будто впервые появившаяся мысль о родной земле заставила её написать стихотворение, призвать и всех остальных остановить ход своих обыденных мыслей и задуматься о том, что Родина- всё равно, что мать родная. А если так, то почему “В заветных ладанках не носим на груди”, т.е. не принимается земля как святое, ценное?

С болью в сердце А. Ахматова описывает человеческое отношение к земле: “для нас это грязь на калошах”. Как же считается грязью то, с чем человечество в конце жизни сольётся? Значит и человек тоже станет грязью? Земля не только грязь под ногами, земля – нечто, что должно быть дорого, и каждому стоит отыскать для неё место в своём сердце!

Помимо анализа «Родной земли» прочитайте другие сочинения:

Стихотворение А.А. Ахматовой «Родная земля» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родная земля» было написано А.А. Ахматовой в 1961 году. Оно вошло в сборник «Венок мертвым». Произведение относится к гражданской лирике. Основная тема его – ощущение поэтом Родины.

Эпиграфом к нему послужили строки из стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»: «И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас». Это стихотворение было написано в 1922 году. Между написанием этих двух произведений прошло около сорока лет.

Многое изменилось в жизни Ахматовой. Она пережила страшную трагедию – ее бывший муж, Николай Гумилев, был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1921 году. Сын Лев несколько раз был арестован и осужден. Ахматова пережила войну, голод, болезни, блокаду Ленинграда.

С середины двадцатых годов ее перестали издавать. Однако тяжелые испытания, утраты не сломили дух поэтессы.

Мысль ее по-прежнему обращена к Родине. Ахматова пишет об этом незамысловато, скупо, искренно. Начинается стихотворение с отрицания пафосности патриотического чувства. Любовь лирической героини к Родине лишена внешней экспрессивности, она тиха и проста:

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Исследователи неоднократно отмечали смысловое и композиционное сходство этого стихотворения со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Поэт также отрицает казенный, официальный патриотизм, называя свою любовь к Родине «странной»:

Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам —…

Официальной, государственной России Лермонтов противопоставляет Россию природную и народную – ширь ее рек и озер, красоту лесов и полей, жизнь крестьянства. Ахматова также стремится избежать патетики в своем произведении.

Для нее Россия – это место, где она хворает, бедствует, испытывает лишения. Россия – это «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Но вместе с тем это Родина, которая бесконечно дорога ей, лирическая героиня словно срослась с ней:

Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею.

Оттого и зовем так свободно – своею.

Здесь нам невольно вспоминаются пушкинские строчки:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. (На них основано от века По воле бога самого Самостоянье человека,

Залог величия его).

Точно так же и у Ахматовой самостоянье человека основано на неразрывной, кровной связи его с Родиной.

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отказывается от излишней экспрессии и патетики в проявлении своего чувства к России. Во второй она обозначает то, чем является для нее Родина. Героиня ощущает себя органичной частичкой единого целого, человеком поколения, родной земли, неразрывно связанным с Отчизной.

Двухчастность композиции нашла свое отражение в метрике стихотворения. Первая часть (восемь строк) написана вольным ямбом. Вторая часть – трехстопным и четырехстопным анапестом. Поэтесса использует перекрестную и парную рифмовку.

Мы находим скромные средства художественной выразительности: эпитет («горький сон»), фразеологизм («обетованный рай»), инверсию («не делаем ее в душе своей»).

Стихотворение «Родная земля» было написано в заключительный период творчества поэтессы, в 1961 году. Это был период подведения итогов, воспоминаний о прошлом. И Ахматова в этом стихотворении осмысливает жизнь своего поколения на фоне жизни страны. И мы видим, что судьба поэта тесно связана с судьбой ее Отчизны.

МегаШпора в соцсетях:

Темы соседних сочинений

← Реквием↑ АхматоваС самолета →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatovoj/rodnaya-zemlya

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Стихотворение называется «Родная земля» – это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

Тут автор Анна (Ахматова) пишет, что не носят землю эту на груди. По-моему, зря, но это значит, что герои стихотворения – серьёзные, взрослые люди, которые в сказки не верят. Ещё герои с ней (Анна использует слово «мы») не сочиняют стихов о Родине «навзрыд», то есть стихов, от которых хотелось бы плакать. И родная земля даже им во сне не снится…

А сны у них тяжелые. В реальности их земля не кажется им раем. (Мы дома тоже знаем, что в других странах тоже часто веселей и проще живётся! Но от этого меньше нашу страну любить не стали.) И тут хорошие слова о том, что, зато, землю свою они не продают и не покупают. Наверное, дом дедушки и бабушки (даже совсем старый) они б не обменяли на квартиру в многоэтажке в самом центре города.

Ещё герои болеют и, вообще, плохо живут на этой земле. Жалко их. Но это, конечно, не вина Родины. Они не вспоминает о ней специально. Для них она просто естественная часть жизни – основа.

Анна утверждает дальше (в начале каждой строчки «да»), что Родина для «нас» лишь пыли и грязь, на которую только и ругаешься. Но тут же называет её прахом. То есть это то, что осталось от былых времен, от пожаров, от всего… И что остаётся от всего. Их прах смешается с тем старым, поэтому у них есть право называть эту землю своей.

В стихотворении много устаревших слов, о смысле которых я только догадываюсь… Ещё есть красивый и странный эпиграф.

Мне понравилось стихотворение, хотя оно могло бы быть оптимистичней. Но я знаю, что поэзия, вообще, часто грустная. В грусти можно заметить такие тонкости, которые в веселье ускользают. Стих не очень большой, но ёмкий.

Вариант 2

Стихотворение “Родная земля” было написано Ахматовой, когда она находилась в одной из больниц Ленинграда.

Произведение относится к гражданско – патриотической лирике, наполнено чувством сострадания, душевности, таинственностью. Первые годы после войны были достаточно сложным этапом в жизни поэтессы. Трагедии в семье, отсутствие свободы слова и печати гонения и масса негативных эмоций.

Проникнутое духом патриотизма стихотворение создавалось в тайне от широкого общественного круга. Родная земля для Ахматовой продолжала быть таковой.

Многие поэты и писатели эмигрировали в то тяжёлое время из страны, но Ахматова не смотря ни на что продолжала верить в победу правды и здравого смысла.

“Родная земля” – стихотворение пропитано народным признанием. Чистая любовь и почитание своей страны, это те чувства, которыми пронизана каждая строчка стихотворения.

Произведение не большое по своему размеру и состоит всего лишь из 14 строк, первая половина написана в размере ямба, а заключительная часть анапестом. Перекрестная рифмовка: “груди – бередит, сочиняем – раем” даёт ощущение вольной композиции.

Важно отметить, что в образе земли представлена сразу вся Россия, которая славится своей плодородной почвой. Именно такую Россию (рыхлую, грязную, но зато своей) и наблюдает перед собой изо дня в день русский народ, для которого и пишет Ахматова.

Основной тематикой становится изображение дорогой и родной сердцу страны. Её образ предстает не величественным, а вполне бытовым. Родная земля в понимании русского народа – это место тяжелого труда.

Стихотворение наводит читателя на философские размышления. В конце автор высказывает свою личную позицию относительно понимания того, что есть родная земля. Такой она становится только для тех, кто живет на ней и уходит в неё.

Тут же в сознании читателя возникает параллельный образ матери, которую никто не выбирает и не меняет в течении всей жизни.

Ахматовой удалось на личном примере доказать всю преданность и верность родной стране, невзирая на трудности и притеснения со стороны властей.

Произведение “Родная земля” не пестрит художественными средствами выразительности, потому что у Ахматовой было желание преподнести все просто и свободно. Прием сравнения используемый в предложении: “землю мы не делаем в душе предметом купли – продажи”, создает акцент на том, что Родина в душе патриота едина.

Анализ стихотворения Родная земля Ахматовой

Очень много поэтов после революции в нашей стране решили перебраться из голодной России в сытую и денежную Европу.

Нужно отметить, что такая поэтесса, как Ахматова Анна так же имела довольно много возможностей сменить место жительства, но однако, не одной из них она не решила воспользоваться, искренне считая, что Россия это родина, и покинуть родину, значит предать её.

Именно поэтому, когда Анна получала различные подобные предложения от родственников и знакомых, она испытывала сильнейшее чувство досады, искренне не понимая, как люди так просто могут взять и все бросить, отправившись за легкой жизнью.

Именно поэтому, после того как она пережила страшные и тяжелые годы в жизни нашей страны в 1961 году поэтесса пишет стихотворение “Родная земля”. Главной целью своего произведения Анна считает возможность донести до большего количества людей главную мысль, родина – у каждого одна, и бросать свою родину, значит изменять самому себе.

Но, несмотря на это в данном произведение речь идет не о стране, а о её плодородной силе, о её земле. Земле, которая всех кормит и поит, давая не только пищу, но и кров, а также многое другое.

Однако стоит отметить, что в прошлые времена отношение к земле было совсем другим, поэтому поэтесса сочла нужным указать и этот факт тоже.

Дело в том, что к моменту того когда было написано данное стихотворение традиция поклонятся земле осталась в прошлом,и на смену этому пришло новое направление. Теперь к земле относятся, не более чем к природному ресурсу.
Но, стоит заметить, что Анна Ахматова относила себя к тем людям, которые все же понимали всю значимость земли для каждого человека.

Именно это она хотела выразить в своем стихотворении и ей это сполна удалось.

Что же касается различных эпитетов, то стихотворение наполнено ими сполна. Каждый используемый художественный элемент позволяет сделать данное стихотворение настолько ярким, красочным и запоминающимся.

В заключении хотелось бы сказать, что даже в современном мире, в эпоху развитого человечества не стоит забывать о том, какую пользу нам дает земля и сколько всего человек получает от неё, фактически завися от этого.

Поэтому просто нельзя относиться к данному природному ресурсу похабно и неуважительно, считая его не чем большим, чем просто своей возможностью получить доход. Получая прибыль от земли, не забывайте возвращать ей замен.

Относитесь с уважением к тому, что веками сохраняли для нас наши предки.

6 класс

Анализ стихотворения Родная земля по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/rodnaya-zemlya-6-klass

Родная земля Ахматовой: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Эпатажная, неординарная, талантливая – таков образ Анны Ахтматовой, оставшийся в наследие потомкам. Её темы были различными: гражданскими, философскими, лирическими. Но есть в её творчестве одно малоизвестное произведение, выпадающее из обоймы типичных для неё творений. Темой его стала родная земля.

Анна Ахматова

Анализ – метод логический, можно ли с его помощью изучать столь тонкие и порой мистические вещи, как стихи? Попытаемся.

Простая украинская фамилия Горенко была у Ани в детстве. Именно стремление к творчеству подвигло её взять родовую фамилию бабушки – татарской княжны: так она исхитрялась прятать от отца свои опубликованные стихи под фамилией Ахматова.

Анна была обычным ребёнком с типичными для её возраста наклонностями и интересами. Не давали ей покоя лишь стихи, которые рождались из сердца. Она писала на те темы, к которым была неравнодушной, на которые отзывалась душа.

Ей довелось побывать в самых разных точках планеты, видеть самые различные национальные и культурные традиции, наводившие на размышления о судьбах мира. Любовь, влюблённость, поклонники, переживания и впечатления рождали стихотворную лирику, выходившую из-под её пера. Источниками вдохновения для неё были Пушкин и Державин.

Но одна тема долгое время ей была чужда – есенинское язычество, природопоклонство, ощущение вечной связи с окружающим миром и бесконечности жизни.

А был ли есенин?

Ахматова никогда не упоминала о какой-либо симпатии к Есенину или склонности к его поэтическим образам. Да и на первый взгляд поэты отличались стилем и тематикой своих произведений. Но не сыграл ли свою роль в более позднем мировоззрении Анны “опыт, сын ошибок трудных”?

Ахматовой выпало на долю немало испытаний: война, голод, потеря любимого мужа, арест сына, гонения и несправедливость в отношении неё. Блеклая тень дорогого сердцу Ленинграда встретила её после войны. Всё это обрушилось на поэтессу и, несомненно, навеяло размышления и повлияло на мировоззрение.

Ахматова на протяжении лет размышляла о судьбах человечества в тоне гражданском, социальном, но вряд ли можно найти в её ранних работах даже намёк на поклонение природе. Родина гражданская не отождествлялась в её молодом уме с землёй-матушкой. И совсем иное впечатление оставляет анализ стиха Ахматовой “Родная земля”.

Язычество в творчестве Анны Ахматовой

В 1961 году увидел свет несколько нелогичный и нетипичный стих “Родная земля” Ахматовой. Анализ этого небольшого произведения проводился не раз, и обычно специалисты относили его к так называемой гражданской лирике. Вероятно, такие выводы навеяны образом родины, которую игнорируют, не замечают и топчут, считая чем-то само собой разумеющимся.

Под иным углом зрения может производить и другое впечатление “Родная земля” Ахматовой: анализ мыслей “между строк” заставляет утверждать, что этот текст прекрасно иллюстрирует многовековое язычество, свойственное всем рождённым на Руси.

Что же есть язычество? Это одушевление и обожествление сил природы, восприятие ее явлений как проявлений извечного, выходящего за рамки человеческого понимания и жизни. Где же в строках Ахматовой всё это?

“Родная земля” Ахматовой

Анализ этого стиха непрост, как и сам текст. По сути, здесь происходит прославление от обратного: поэтесса показным цинизмом и равнодушием словно понижает уровень святости родной земли. “В заветных ладанках не носим на груди”, – холодно констатирует автор, озвучивая современного человека. Что слышно в этих словах: грусть, сожаление, тоска? Кажется, что одно равнодушие.

Дальше – больше. Ахматова изрекает: “Да, для нас это грязь на калошах”, – тем самым полностью нивелируя значение страны-родины и земли как родины для миллиардов людей.

Добившись от читателя 3D-эффекта, ощущения присутствия, поэтесса внезапно бьёт в самое сердце, идёт вглубь страха каждого – напоминает о неминуемом конце.

Всего несколькими словами она добивает гордого и равнодушного современника: “Но ложимся в неё и становимся ею”.

Именно в этих нескольких строках кроется суть стихотворения: наружу выходит глубинное языческое мироощущение, представляющее землю вечным живым существом, праматерью и могилой всего сущего.

И перед этим последним безжалостным ударом по современному бездушию поэтесса словно невзначай бросает строчку о безгрешности земли, её святости: “Тот ни в чем не замешанный прах”. Такой исход раскрывает перед нами Ахматова. “Родная земля”, анализ стихотворения демонстрирует это, предстаёт многоплановой картиной бытия. Мастерица слова и язычница!

Земля-матушка

Так к гражданской ли лирике относится “Родная земля” Ахматовой? Анализ, приведённый выше, достаточно субъективен, однако имеет право на существование, особенно сегодня, в век бездумного потребительского отношения к окружающей среде и одновременного открытия сокровенных знаний о происхождении и предназначении человека.

Земля испокон веков была символом плодородия, рождения и материнства. Да так оно и есть: из земли произрастает и проистекает всё насущно необходимое для человека. Как же так выходит, что жители прекрасной планеты Земля остаются равнодушными к своей кормилице, а порой и жестокими? Об этом и заставляет поразмыслить стихотворение.

“Что же есть источник нашей жизни и прибежище в смерти?” – спрашивает Ахматова. Родная земля! Анализ строк поэтессы не оставляет сомнений в ответе.

Источник: https://autogear.ru/article/191/720/rodnaya-zemlya-ahmatovoy-analiz-stihotvoreniya/

Искусство и развлечения 25 июня 2015

Эпатажная, неординарная, талантливая – таков образ Анны Ахтматовой, оставшийся в наследие потомкам. Её темы были различными: гражданскими, философскими, лирическими. Но есть в её творчестве одно малоизвестное произведение, выпадающее из обоймы типичных для неё творений. Темой его стала родная земля.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.