Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Пророк Лермонтов

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него. В душе его велась борьба двух начал.

Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней. В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность.

Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах. Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт». В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель.

Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.

При жизни он выпустил всего один сборник стихов, включающий и две поэмы. В романе «Герой нашего времени» причинами болезни века назвал он безверие, порочность, равнодушие. 28 июля 1841 года близ Пятигорска поэт был убит на дуэли.

Среди последних его стихов «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». «Пророк» – одно из последних произведений, символическое прощание поэтаВ стихотворении совершается преображение поэта, обретение им дара прорицания.

Донесение божественной правды до народа и общества стало его высшей целью.

Пророк

С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,Из городов бежал я нищий,И вот в пустыне я живу,Как птицы, даром божьей пищи;Завет предвечного храня,Мне тварь покорна там земная;И звезды слушают меня,Лучами радостно играя.

Когда же через шумный градЯ пробираюсь торопливо,То старцы детям говорятС улыбкою самолюбивой:”Смотрите: вот пример для вас!Он горд был, не ужился с нами:Глупец, хотел уверить нас,Что бог гласит его устами!Смотрите ж, дети, на него:Как он угрюм, и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден,Как презирают все его!”

История написания

Стихотворение «Пророк», одно из последних творений поэта, написано им в год его гибели – 1841. Причиной рождения произведения, возможно, стали споры автора с Одоевским В.Ф. В вопросах поэзии и философии они не могли прийти к общему мнению. Многие считают данное творение поэтическим прощанием автора.

впервые стихотворение было в «Отечественных записках» в 1844 году. Известный критик Белинский В.Г. считал стихотворение «Пророк» одним из лучших в поэзии Лермонтова, отмечая глубину его мысли и особую энергию выражения. В монологе героя особо остро прослеживаются отношения поэта, обладающего даром предвидения, с социумом.

Людские сердца остаются холодными к попыткам всколыхнуть их поэтом – миссионером. Зависть и злоба становятся ответом на уникальный дар героя. Речи «О любви и правде» не только натыкаются на глухую стену равнодушия, но и на открытую агрессию.

Печально и то, что в общей массе неприятия и непонимания не только чужие и незнакомые люди, но и «все ближние».

Прообраз Лермонтовского пророка – Иеремия

Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух.

Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца. С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа.

Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел.

В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

Признак скорби, потери и неверия

Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество.

И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.

Ключевая идея произведения

мысль – противостояние героя – одиночки враждебному обществу людей. Автор раскрыл суть своего понимания дара пророчества, обосновал собственное трагическое мироощущение. Поэт часто задумывался о жизни и вечности.

В стихах он рассуждает о непонимании обществом многих талантливых людей. В подведении жизненного итога (как бы предчувствии его) сквозит сожаление о горьком жребии, о том, что не успел осуществить многого из задуманного.

Два разных пророка

В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике.

В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С., но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично. Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие.

И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом. Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение.

В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.

Особенности поэтического произведения

Написано стихотворение от первого лица. Жанр – лирическая исповедь.В стихотворении раскрывается внутренний мир героя в процессе его взаимоотношений с природой, людьми, окружающим миром.

Это подтверждает уединение поэта в пустыне, рассуждения его о проблемах бытия, греховности, ясность рассуждений и мыслей. Его мучат упрёки, непонимание окружающих. Прослеживается разочарование и неверие в то, что жизнь может стать лучше.

Он даже смиряется с возможностью раннего ухода. Библейские мотивы пронизывают всё произведение. Повествование является сюжетным.

Воплощённая идея

Пророк поэта посредством творчества пытается донести до людей идеи любви и истины, но натыкается на стену непонимания и равнодушия. Возникает конфликт, раскрывающий противоборство социума и поэта.

Желая улучшить бытие, последний становится изгоем, осыпанным камнями. Став изгнанником в пустыне, он не оставляет творчества и находит собеседников в природных «тварях» и явлениях.

Главное для него – нести крест и выполнять миссию, несмотря на преграды.

Основы стихосложения

Размер произведения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (кроме финального четверостишья). Опоясывающая рифмовка последней строфы позволяет усилить финальный эффект и делает завершение более глубоким. Лексика отличается богатством и разнообразием.

Произведение изобилует устаревшими словами, например «в очах», «град», «судия», «главу». Это позволяет приобрести схожесть со священным пророческим текстом. Горечь, душевные страдания отражены с помощью часто встречающихся слов обиды: бросали каменья, глупец, злоба.

Изобилует библейская лексика: тварь земная, завет. Высокому стилю способствуют торжественные эпитеты. Приём противопоставления используется в рассказе об общении героя с людьми и природой. Применяются приёмы восклицания, иронии.

Использование взрывных согласных способствует прерывистости и напряжённости повествования. Печальная интонация определяется преобладанием гласного звука «у».

Своеобразие композиции

Поэтическое произведение состоит из двух различающихся частей. В первой читатель знакомится с жизнью поэта до удаления в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских произведениях пустыня является символом страданий и очищения.

Начало стихотворения является как бы продолжением стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Поднятая предшественником тема получает развитие. Пророк Пушкина попадает в пустыню, томимый духовной жаждою. Лермонтовский – по-своему тоже утоляет жажду. Он нашёл истинных и благодарных слушателей в образах земных тварей, звёзд.

У Пушкина иное композиционное решение: из пустыни – к людям. И у Пушкина, и у Лермонтова в произведениях содержатся призывы. Только у первого это Божий глас, посылающий пророка на служение народу, а у второго речь старцев, призывающая детей к отречению и неприятию пророка. Заканчиваются стихи прямой речью.

Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», напечатанное уже после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В финале отсутствует вера в лучшую жизнь, есть лишь трагизм и разочарование в обществе и близких людях. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание предназначения искусства и личности поэта.

Идею служения истине в дальнейшем поддержали А. Блок, В Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие литераторы.

Источник: https://gfom.ru/prorok_lermontov.php

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю.Лермонтовым в 1841 году. Оно принадлежит к последним произведениям поэта, год его написания совпадаем с годом смерти Лермонтова.

В стихотворении поэт продолжает тему предназначения поэтического дара, которую несколько ранее задал А.С.Пушкин.

Пушкинский и лермонтовский «Пророк» имеют сходство не только в названии, но и в ярких христианских образах и старославянской лексики.

Стихотворения Лермонтова является продолжением истории о провидце Пушкина. После того, как «вечный судия» дал лирическому герою «всеведенье пророка», он оправился к народу, чтобы научить его любви и правде.

Но здесь он встречает неприятие моральных принципов, которые безуспешно пытается передать людям. От лирического героя отворачиваются не только незнакомые ему люди, но и ближнее окружение.

Поэтому он решается на побег:

Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу…

Именно здесь «завет предвечного храня», он находит своих слушателей. Ими становятся звери и звезды. Человек начинает жить в единении с природой и находит в этом спокойствие и гармонию, к которым стремился. Герой не приемлет иных ценностей, помимо любви и правды.

Иногда пророку приходится «пробираться через шумный град», где старцы ставят его в отрицательный пример детям.

Речи пожилого поколения полны оскорбительных и ироничных слов, лирического героя обвиняют в гордости, глупости и неуживчивости. Пророк не задерживается в городе, покидает его «торопливо».

Он спешит назад, к своим невольным слушателям, более добрым к человеку, нежели то общество, в котором он жил.

Лермонтовский пророк не наделен терпением. Выполняя добровольную миссионерскую роль, он очень быстро лишается надежды достучатся до сердец людей, и становится отшельником. Посыпание пеплом головы является ярким знаком отречения от общества. Пророк обременен тяжестью непонимания и неприятия людей, Он уходит в пустыню, становится «нищим», живет «как птицы, даром божьей пищи».

Однако пророк не является бедным человеком, его главное богатство – это душа, в которой помещена любовь к жизни и всему живому. Лирический герой духовно очень близок к Богу. Общество же, напротив, отвергнув пророка, обрекло себя на нищее существование души. Таким образом, стихотворение построено на противостоянии одного человека враждебному миру.

Вариант 2

В стихотворении М.Ю. Лермонтов создает образ поэта-пророка, являясь продолжателем идеи о творческом даре, заданным А.С. Пушкиным в одноименном стихотворении.

Поэтому стихотворение проникнуто аллюзиями и другими отсылками к творчеству Александра Сергеевича. Еще одной общей чертой является использование славянской лексики, библейских мотивов.

Однако у Лермонтова мы видим поэта в момент обретения дара, тогда как у Пушкина на моменте получения дара заканчивается стихотворение.

Основной конфликт стихотворения построен на взаимоотношениях поэта с обществом. И именно этому и посвящено все стихотворение. Став пророком, поэт понес “божественный глагол” людям, но не нашел в них отклика. В ответ он видит злобу, зависть и “порок”.

Толпа не внемлет призывам поэта к “любви и правде”. Более того, не только толпа, но и “ближние” оставляют поэта в одиночестве, либо закидывают его камнями.Такое поведение общества толкает героя Лермонтова уйти от людей и стать отшельником.

Герой посыпает голову пеплом, отрекаясь от всего мирского, и уходит в пустыню. Именно здесь он находит тех, кто слушает его речи – это звезды и животные. Звезды подбадривают его, играя лучами, а “твари земные” оказываются покорными ему.

Тем, самым он делает вывод о том, что мир природы ближе к Богу, чем мир людей. И именно в нем он находит успокоение.

В конце произведения мы вновь видим поэта, который оказывается в городе. И именно в этих строках автор говорит о том, что надежды на изменение общества нет. Старики, указывая детям на поэта, смеются над ним, презирают и обвиняют его в гордыне, бедности и неспособности ужиться с людьми.

Они вновь отвергают пророка, подвергая его осмеянию, тем самым обрекая себя и своих детей на безрадостное будущее.

Он горд был, не ужился с нами…

Таким образом, используя отсылки к творчеству А.С. Пушкина поэт продолжает тему поэта-пророка и показывает, на его взгляд, наиболее вероятный путь развития дальнейших событий, показав ожесточенное противостояние поэта и социума.

Данное стихотворение мне понравилось своими яркими образами, интересным языком а также оригинальностью раскрытия темы поэта и поэзии, поэта и толпы.

Анализ стихотворения Лермонтова Пророк

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.

Произведение несет в себе глубокий смысл, который обнажает людские сердца и будоражит мысли. Не смотря ни на что, для любого живого на первом месте будут искренние эмоции и то, что человек чувствует.

Каждая личность индивидуальна и невозможно угадать то, что творится в голове у другого.

В стихотворении хорошо прослеживается тема противопоставления добра и зла, что человек, утопая в собственном негативе может не видеть и не замечать то хорошее, что может происходить вокруг даже по отношению к нему самому. Пророк старался внести в этот мир добро, понимание, любовь, сочувствие к другим, но в мире, где в каждом живет зло – это довольно таки трудно сделать.

Жанр произведения «Пророк» можно отнести к исповеди, которая плавно перетекает в лирику, также Лермонтов М.Ю. склоняется к библейскому мотиву. Борьба поэта с толпой, вот основная тема стихотворения.

По структуре композиции произведения, «Пророка» можно разделить на три части. В первой описывается жизнь главного героя с людьми, которые пытаются выжить его. Во второй части пророк пребывает в пустыне, где ему комфортно и гармонично живется в отдалении от зла и людей.

Третья часть снова возвращает читателя и главного персонажа к чувству ненависти, презрения.

В первой и второй части прослеживается противоположность окружающей обстановки, природа противопоставляется с людьми, а третья часть несет поражение пророка в донесении добра до общества.

В произведении используется такое понятие, как четырехстопный ямб, куда поэт вставляет различные средства художественной выразительности.

Несмотря на то, что стихотворение было опубликовано только после смерти поэта, оно дает нам понять, на сколько пронзительны и глубоки мысли поэта, насколько он жил в свободе, не пытаясь ограничивать себя мнением окружающих его людей. «Пророком» Михаил Юрьевич подводит свою жизнь и свое творчество к логическому завершению. Он один из немногих, кто дал понять своему читателю, какова правильная миссия писателя в литературном мире.

Михаил Юрьевич никогда не скрывал своих мыслей и старался раскрывать их в своих произведениях. Именно в этом творении, автор, не скрывая ничего от зрителя, пытается открыть ему глаза на то, каким на самом деле может являться человек.

Человек – это завистливое, жадное и злое существо, которое в любом действии ищет выгоду. А образ пророка в стихотворении выступает как лицо, которое пытается творить добро, помочь другим, сделать мир лучше.

Но на пути он встречается со злом, негативом, ненавистью и завистью.

Анализ для 9 класса

Хочется начать свой анализ произведения с того, в каком веке жил автор. Лермонтова все больше волнует вопрос вечности, для чего мы здесь все живем. В «пророке» автор, будто желает выделить катастрофичность судеб одаренных личностей, не принятых населением.

Лермонтов в своей работе словно подводит итоговую черту в своей судьбе и сильно огорчается, что много что еще не успел сделать. Если сильно вникнуть в каждое слово, написанное поэтом, то можно обнаружить разлад Лермонтова с окружающим миром, ведь он вовсе не идеален.

В стихотворении поэт лишний раз приходит к тому, насколько печальна его судьба.

Стихотворение считается, чуть ли не последней работой Лермонтова, он словно чувствует, что ему немного осталось жить. Но поэт не молчит, а пишет и показывает насколько не идеально государство.

Какой смысл таит данное произведение?

В стихотворении хорошо изображена жизнь автора, его обреченность, его скорый уход из жизни. И уже в самом начале произведения чувствуется обида и досада. Лермонтов разочаровался не только как живет население, но так же и в близких своих людях. А то, что ему дано свыше, считается его наказанием.

Но, даже не смотря на это, поэт все так же пишет и закладывает в мир, что ему осталось быть на этой земле не так уж и много. По этой причине, что Лермонтов пытается писать правдиво, на его судьбу идут ужасные муки и изгнание.

Поэт не может вынести такого негатива со стороны общества и отстраняется, уже живя в своем уединенном мире и продолжая писать все в том же духе.

Данное стихотворение написано в форме лирической проповеди. Четкость увиденного, полученным Лермонтовым в своем уединении, восторгает, но так же и терзает его. Поэта терзают упреки и злые мнения высшего общества. В этом произведении отлично чувствуется не доверия автора, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/prorok-9-klass

Вариант №3

Стихотворение Лермонтова “Пророк” было написано в последние дни жизни молодого поэта. И в нем видно послание к людям, но не ко всем, а лишь тем, кого Лермонтов считает братьями. То есть товарищам “по перу”, таким же поэтам, как и он.

Большинство произведений Лермонтова пронизаны меланхолическим настроением, и стихотворение ” Пророк” тому подтверждение. В нем поэт считает себя и всех своих собратьев “пророками”, что им единственным дарован дар видеть все так, как оно есть на самом деле. И следственно, остальные люди невзлюбили поэтов, за их откровенность.

Он воспевал любовь и дружбу, те чистые чувства, которые люди научились продавать как что-то материальное.

Никто не уважал, и слушать его даже не хотел, поэтому он бежал от всех, в светлый мир музы. Это не означает, что Лермонтов в прямом смысле бежал из города и путешествовал, нет. Он потерял веру в людей, и поэтому не нуждался больше в общении с ними, он закрылся в себе.

Стал вести образ жизни отшельника и презирать людей, и их существование. И в стихотворении сказано, что ему нравилось так жить. Он на некоторое время забыл о том, какое предназначение у него в жизни и просто наслаждался тем, что он жив, и тем, что он знает и видит то, чего не видят другие. В его мире ему покорны все, и моря, и звёзды.

Лишь там он чувствует, что человек может, что-то значить в этой жизни.

Но недолго длится его безмятежная жизнь, он признаёт то, что он должен пройти через всю боль и страдания, но донести людям то, что ему велено свыше.

И поэтому он возвращается в мир жестоких и глупых людей. Лермонтов вновь пытается к ним достучаться. Открыть их души для чего-то светлого и прекрасного, но все что он вновь получает, это издевательства и ненависть.

В последних строках стихотворения, поэт показывает, что это неведение и нежелание слушать других людей передаётся с поколения в поколения. Старцы ставят его в пример детям, как неудачника лишившегося всего из-за своей гордости и упрямства.

И дети это воспринимают как правду, верят в это и живут с такой мыслью до конца дней, что тот, кто отличается от других – плох. Лермонтов, не в состоянии что-либо сделать, признаёт, что всех его последователей ждёт такая же тяжёлая участь.

 9, 10 класс, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Ахматовой Последнее стихотворение«Последнее стихотворение» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Всё её творчество наполнено собственными эмоциями и переживаниями, проникает в душу каждого читателя, может вдохнуть энергию, а может отобрать, будто живёт своей жизнью.
  • Анализ стихотворения Пастернака СиреньСирень – белая, аметистовая, лиловая – образ, любимый поэтами Серебряного века! Особое место занимает она и в творчестве Бориса Пастернака. Образ благоухающего нежно-сиреневого цветочного облака не мог оставить равнодушным
  • Анализ стихотворения Фета В душе измученной годамиСтихотворение Фета “В душе измученной годами” речь идет о юной красивой девушке которая свела его сума. Он описывает, как она вошла в его душу и осталась там на долгие года. Он не может забыть ее улыбку, глаза и нежный образ.
  • Анализ стихотворения Жуковского Приход весныКороткое, но запоминающееся стихотворение “Приход весны”, написанное известным и любимым поэтом Жуковский Василием Андреевичем стало одним из самых прекрасных произведений поэта.
  • Анализ стихотворения Некрасова Надрывается сердце от мукиКогда происходят трудные душевные волнения, человеку всегда хочется забыться, ощутить покой и забвение, одним словом отстраниться от себя. Многие это делают с помощью алкоголя, но некоторые находят покой среди гармонии природы. Одним из таких

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/prorok-9-klass

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

История создания

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.

Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды.

    Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.

  2. Поэт и поэзия – основная тема.

    Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.

  3. Поэт и толпа. Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды.

    Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.

Идея

Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк.

Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям.

Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.

Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.

Средства художественной выразительности

В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».

Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»

В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.

Кроме того, автор использует фразеологический оборот, берущий своё начало в Ветхом завете, – «Посыпал пеплом я главу». Что говорит об отчаянии и сожалении пророка.

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-prorok-m-yu-lermontov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.