Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина

Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 класс

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина

Красавица – жена Наталья Гончарова не раз  была поводом для ревности великого поэта,  именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли.

  Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание, которое обычно присваивали семнадцатилетним юнцам (Пушкину было 35), чтобы удержать семейную чету в столице.

Кроме того, царь все же боялся вольнодумства, которое  могло бы проявиться в творчестве поэта, находящегося вдали от непосредственных представителей власти.  

Как считают многие исследователи, стихотворение «Пора мой друг пора», написанное в этом же году, напрямую связанно с вышеуказанными событиями.  Другие считают, что к написанию произведения Пушкина подтолкнуло пророчество гадалки, о смерти на дуэли от рук белокурого юноши.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмовкой.

Начиная разговор о теме и идее произведения, необходимо учитывать, что оно не окончено, так как были обнаружены наброски продолжения  данного стихотворения, в котором предполагалось описание  идиллической деревенской жизни лирического героя, в период зрелости в  окружении заботы любимой супруги. Именно к ней обращается поэт «мой друг».

Данное стихотворение – это отличный образец философской лирики. Лирический герой, осознавая свою зрелость, скоротечность бытия, с некоторой грустью оглядывается на прошлое. Но все же он настроен жить, жить вдвоем со своей возлюбленной, и умереть вместе ( умрем – мн.ч).

Лирический герой разочарован в отсутствии счастья, конечно, отчасти это лукавство, ведь нет ничего прекраснее любви, которая была в жизни Пушкина.

Но он в силу своих годов, уже не получает прежних удовольствий от сердечной страсти, он находит негу в другом –  в покое, от общества, шумных балов, обсуждения его творчества, и в воле, в первую очередь от власти, от унижения, которому он был подвергнут.

Лирический герой давно уже избрал свой путь, его стремления к уединенной спокойно жизни тщательно обдуманны и желанны. Он называет себя усталым рабом, не уставшим, который может отдохнуть, сбросив тяжесть оков, нет, усталость эту не прогнать, от нее возможно лишь скрыться.

  Скрыться там, где спокойно его душе, далеко далеко, предположительно в Михайловском мечтает укрыться от света поэт, ведь именно там он трудился более всего, и там он получал истинную негу – удовольствие от того, что было им написано.

  Не исключая обеих версий, послуживших причинами создания этого произведения, все стоит отметить, что в строках не прослеживается явного недовольства героя жизнью, и нет определенного намека на уход из жизни посредством смерти.

Анализ стихотворения Пора мой друг пора Пушкина

«Пора, мой друг, пора…» – стихотворение, относящееся к философской лирике, но оно уже написано не в романтическом стиле, а в реалистичном. Автор использует метафоры, среди которых большее место занимает олицетворение. Он придает жизнь абстрактным понятиям таким, как день, час и бытие, в целом.

Существует несколько теорий зарождения этого стихотворения, в связи с чем можно проводить анализ с нескольких совершенно разных сторон. Первой теорией является то, что стихотворение было не закончено. Считается, что стихотворение посвящено жене А. С. Пушкина, которую он называет «другом».

Автор пишет свое произведение уже в 35 лет, когда все его юношеские годы закончились, и пришло осознание полноценной взрослой жизни. Он размышляет о быстротечности времени и недолговечности счастья, но, приобретя душевный покой и свободу, можно жить в умиротворении.

Существует версия, что в продолжении Пушкин повествовал о тихой и спокойной жизни вдали от города, в деревне, окруженный природой и тишиной. Но, к сожалению, об этом нам остается только догадываться.

Вторая теория смысла этого лирического произведения заключается в том, что автор предчувствовал свою близкую кончину и поведал о ее приближении всем. «…замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.

» – эти строки символизируют переход в другой мир, в мир смертельного покоя человеческой души и тишины. Побег от суеты мирской в негу небесную.

Автор чувствовал, что скоро его счастливая жизнь в городе закончится, как любое счастье, но покой и свобода, которые несет с собой смерть, останутся его спутниками навечно.

Можно сделать вывод, что по первой теории автор повествует о спокойной и тихой жизни вдали от города со своей возлюбленной, а по второй – сообщает о приближающейся кончине, которая принесет свободу духу и покой.

Мне, конечно, ближе первая теория, потому что я считаю, что А. С. Пушкин, любя деревню и природу также сильно, как и жизнь, не стал бы писать такое мрачное стихотворение.

Все, о чем он повествовал, я могу свести к тому, что самым дорогим в его жизни стало обретение семьи, своей жены, с которой он хотел разделить жизнь.

Но автор не хотел делить «своего друга» с окружающим миром, поэтому его мечтой был совместный переезд подальше от города, туда, где они могли бы наслаждаться друг другом и созерцать природу в ее естественной красоте, нетронутой человеческими руками.

Вариант №3

Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» было написано А. С. Пушкиным – одним из самых авторитетных литераторов начала XIX вв, в возрасте 35 лет.

В этот период своей жизни поэт переживал некоторые трудности, связанные по большей части с неудачной попыткой оставить службу и переехать в деревню.

Император не только не позволил ему покинуть двор, но еще и произвёл его в камер-юнкеры — звание, незавидное для человека его возраста. Позже он писал «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам…».

Несмотря на то, что произведение так и не было завершено (в рукописях поэта найден полный план стихотворения), нужно учитывать первоначальные, хоть и нереализованные, мысли поэта. Развитие событий в жизни лирического героя затрагивало большой отрезок времени, в ходе которого он из городского суетливого жителя перевоплощался в степенного деревенского семьянина.

Стихотворный размер — ямб из шести стоп

Рифмовка — парная, чередующаяся женская и мужская

Стихотворение отличается высокой ритмичностью и практически полным отсутствием ударных пропусков.

Предельной чёткости по содержанию и форме, требует план, в основе которого лежит задумка Пушкина — создать своего рода жизнеописание героя от юности до зрелости. Поэту учитывал эти аспекты с начала и до конца произведения.

Создание лирических художественных образов достигнуто с помощью метафор олицетворения, выступающих на протяжении всего произведения в качестве деятельных элементов «каждый час уносит частичку бытия», «покоя сердце просит». Суть и главная мысль произведения построены на противопоставление жизни — смерти. Художественную окраску дополняют множественные эпитеты и архаизмы. Кроме этого, Пушкин прибегнул к перифразу.

Сопоставление стихотворения с жизненными реалиями периода, в который оно было написано, позволяет уловить настроения поэта, выступившего музой произведения. Грусть и даже местами разочарование, а также ностальгия по-прошлому, прослеживается в обоих четверостишиях.

Возможно, если бы автору удалось закончить стихотворение, общее впечатление было бы другим. Также не совсем понятно кто выступает «другом» Александра Сергеевича. На этот счёт мнения большинства расходятся.

Кто-то видит в этом самого поэта, кто-то — его жену, об этом остаётся только догадываться.

Но, если учитывать разочарование, которое постигло Пушкина в тот период, его тоску по деревне и нежелание оставаться при дворе, то это наводит на мысли о разговоре автора с самим собой. Своего рода крик души поэта. В любом случае истины мы уже не узнаем.

10 класс

  • Анализ стихотворения Некрасова Орина мать солдатскаяОсобое место в поэзии Н. А. Некрасова занимает тема печальной судьбы русских женщин. Независимо от сословия они были совершенно бесправны. Прототипом несчастных женщин в творчестве поэта стала мать Некрасова,
  • Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Утес 6 классМ.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге. Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г.
  • Анализ стихотворения Есенина ЦветыСтихотворение Сергея Есенина напрямую связано с одним из периодов его жизни, а именно, когда поэт не за долго до того как ушёл из жизни, предсказывал свою близкую смерть. В стихотворении автор выразил все свои сокровенные чувства и мысли.
  • Анализ стихотворения Фета ПевицеСовременники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/pora-moj-drug-pora-10-klass

«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина

Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия.

Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведён в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу. Пушкин был оскорблён назначением. В январе 1834 г.

он писал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».

Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединённую жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.

Литературное направление, жанр

Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма.

Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.

Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели.

Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью.

Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.

Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении.

«Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй.

Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.

Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.

Тропы и образы

Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя, дни летят, каждый час уносит частичку бытия.

Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом.

Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.

Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег, используя перифраз.

Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

По произведению: «Пора мой друг пора!»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/851-pora-moi-drug-pora-analiz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.