Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» (С. А. Есенин) | Литрекон

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина

Самый Зелёный · 28.02.2019

Сергей Александрович Есенин знаком многим почитателям лирических стихотворений. Творчество одного из самых ярких поэтов 20 века широко обсуждалось и современниками автора, и их потомками.

Драма в его жизни, экспрессия в стихотворениях, беспокойный поиск счастья – все это любимо, прожито, понято нами. «Письмо к женщине» — это одно из самых знаменитых, автобиографичных и чувственных стихотворений в копилке русской литературы.

Его разбор и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Кто бы мог подумать, что простой рубаха-парень из села Константиново сможет покорять сердца городских красавиц, жениться на знаменитой иностранной танцовщице и стать одним из самых «скандальных» людей своего времени? Безукоризненный талант и огромное обаяние молодого человека сделали свое дело — Есенин прогремел на всю Россию.

Неудивительно, что у поэта было четыре жены. Скоротечные романы вспыхивали и проходили: Есенин не отличался постоянством. Однако именно «Письмо к женщине» — одно из самых эмоциональных стихотворений — было посвящено второй жене, Зинаиде Николаевне Райх.

Они расстались в 1921 году, когда Есенин оставил Райх ради мимолетной страсти. На тот момент Зинаида ждала их второго ребенка, которого, в последствии Есенин назвал «черненьким» и сказал, что «Есенины черные не бывают».

Женщина не разделяла его веселости и очень тяжело переживала развод, близкие семьи рассказывали, что ей даже пришлось лечиться в клинике для душевнобольных. Есенин же отрекался от этого брака, как только мог, — он обратился к своему другу Анатолию Мариенгофу, чтобы тот объяснил Зинаиде, что у Сергея есть другая женщина.

Покинутая и оскорбленная женщина уехала в родной город Орел, где ей пришлось в одиночестве справляться с бытовыми проблемами и растить двух детей.

В 1924 году Сергей Есенин пишет свое знаменитое стихотворение «Письмо к женщине». Когда Зинаида устроила личную жизнь, создала семью с Всеволодом Мейерхольдом, бывший муж осознал, что потерял единственную избранницу.

По словам современников поэта, Есенин ненавидел Зинаиду, а значит — по-настоящему любил.

Поводом для такого отношения к бывшей супруге послужил ее поступок, который глубоко задел бы любого мужчину: перед тем, как выйти за Есенина, Зинаида сказала будущему мужу, что он у нее — первый, а это оказалось неправдой. Райх подорвала доверие супруга, поэтому в своем стихотворении он пишет:

Любимая! Меня вы не любили…

Однако в данном произведении затронута не только любовная тема. Автор наполнил его едкими намеками на существующую политическую ситуацию, в которой он почувствовал неправоту и несправедливость.

Он горячо обиделся на революцию, которая обманула его светлые ожидания.

К ней он относился теперь так же, как к лживой женщине, от которой остаётся одна дорога – в кабак навстречу собственному разочарованию.

Жанр, направление, размер

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, оно относится к интимной лирике, где поэт отображает свои чувства и мысли, связанные с любовными переживаниями. «Письмо», написанное автором, помогает лучше донести до слушателя экспрессию его израненной души.

Сергей Александрович Есенин был известным представителем имажинизма. Это литературное течение конца 1910 — 1920-х гг. Группа имажинистов была образована С. А. Есениным, В. Г. Шершеневичем и А. В. Мариенгофом в 1918 году.

Идея этого течения заключается в подчиненности содержания художественной форме. Особенности такой поэзии — это метафорические образы, основанных на сопоставлении непохожих явлений, предметов и понятий.

Однако к моменту сочинения стихотворения автор уже отделился от этой группы и был самобытен. Все же отдельные черты имажинизма остались.

«Письмо к женщине» написано разностопным ямбом, который создает впечатление рассуждения. Стихотворение написано так, что оно само задает тон и интонации, с которыми его нужно читать.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Письмо к женщине» — точное отражение самого Сергея Есенина, на что указывают автобиографические подробности из его жизни, упомянутые в тексте: отношение к революции, пьянство, личная история любви.

Он как будто пишет к своей возлюбленной письмо, где просит прощения за свои поступки, подводит итог беспечной юной страсти.

Он осознает, что его разгульная, шальная жизнь ранила чувства женщины, и дает себе безжалостную оценку, которую он, должно быть, имеет в глазах возлюбленной:

А мой удел — катиться дальше, вниз.

В то же время он оправдывается и пытается объяснить свое состояние, которого не знала и не видела его избранница: он не понимал, что происходило с его жизнью, был «в сплошном дыму». Не имея ориентира, лирический герой не знал, на что опираться в ежедневном быту, не чувствовал, что окружающие его люди могут страдать из-за «метаний» молодого поэта.

Постоянно прячась в кабаках, губя себя в «пьяном угаре», он пытался абстрагироваться от навалившихся на него обстоятельств и ответственности, ведь нес знамя крестьянского поэта, но принял революцию, которая обернулась травлей крестьян (продотряды совсем задушили деревню).

Поэтому, когда лирический герой спешит рассказать в письме об изменениях, которые произошли с ним в годы разлуки, он саркастически и зло признает, что теперь благоразумно кричит: «Хвала и слава рулевому». Он стал заложником той системы, которую принял, и разочарование изводит его.

Рассказчик неслучайно называет себя «яростным попутчиком», то есть он идет с советской властью до первого поворота, но не ассоциирует себя с нею. Поэтому цинично и насмешливо звучат слова:

За знамя вольностиИ светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Образ женщины – это отражение Зинаиды Райх. Разгульная жизнь поэта губила Зинаиду (он избивал ее даже тогда, когда она была беременной), в стихотворении она представлена как взволнованная, измученная женщина с тоской в глазах, уговаривавшая поэта расстаться с ней.

Это не муза и не Прекрасная Дама, а образ, который поэт с болью выдрал из своего сердца, где все еще таится тяжкая ненавидящая любовь.

Причина разлуки заключается в том, что ей надоело безответственное поведение мужчины, но в этой усталости он находит место другим мотивам: «Вам пора за дело приниматься» — здесь звучит намек на алчные и расчётливые планы героини выгодно устроить свою жизнь. Также подобная реплика из уст дамы указывает на ее высокомерие.

Значит, бывший возлюбленный все еще с обидой пишет о ней, хоть и лицемерно пытается уверить ее и читателя в обратном. Он признает свою вину, но в оттенках слов сожаления и самих признаний читатель ощущает злобу, неутоленную ревность, что особенно точно подтверждают последние строки, где рассказчик противопоставляет ненужного и шального себя серьезному и умному мужу любимой женщины.

Образ женщины противоречив и написан неровным почерком взволнованного человека. Так, героиню можно понять, так как возлюбленный мучал ее. Но ведь и она не любила, не видела, что поэт находился на распутье, в тряске, где его разрывали чувства.

Также интересны символы, за которыми скрываются новые смыслы.

  1. Корабль – образ России, которая попала в шторм революции. На палубе «падали, ругались и блевали» люди, которых безжалостно штормило новое время войн и переворотов.
  2. Рулевой – В. Ленин, глава партии большевиков, который изменил курс корабля и направил его в «гущу бурь и вьюг».
  3. Трюм-кабак – символ побега от реальности, эскапизма. Скрываясь от ужасного зрелища и тряски, герой ушел в себя и сдобрил поход алкоголем.
  4. Падение с кручи – проигрыш в идеологической и гражданской войне. Многие деятели искусства пали жертвой политической чистки.
  5. Загнанная лошадь – образ, который открывает биографические подробности работы поэта при революции и советской власти: он много ездил, выступал и писал, став одним и из певцов революции.

Темы и проблемы

«Письмо к женщине» имеет не одну тему и проблему. В центре внимания находится проблематика новой власти и пришедшей революции и тема поэта и поэзии, а также острой, ранящей, не щадящей любви.

  1. Тема любви – основная тема в данном произведении. Поэт рассказывает о переосмыслении лирическим героем своего чувства. Он горько сожалеет о прошлом, в котором вел разгульную жизнь и обесценивал свои отношения с Зинаидой. Он поздно понял, что любил женщину, которую «мучил» своими выходками. Лирический герой с грустью и злостью вспоминает образ любимой, оправдывает и тут же вновь винит ее в разлуке, и сам не осознает, любит он ее или ненавидит, прощает или обличает? Значит, противоречивые чувства еще живы в его душе, он все тот же: мечется, ищет, но не находит.
  2. Тема поэта и поэзии раскрывается весьма нетипично. Автора революция запрягает как лошадь, доводит его до крайности, а после он пытается сгубить себя в кабаке, усыпляя чувства вином. Но вот проходит бурное время, начинается рутинная жизнь, и тот же мученик революции сидит за столом и хвалит рулевого – вот цена того, что он не упал с кручи. Однако перед нами не певец нового строя, а его притворно «яростный» попутчик. Очевидно, что поэта используют в целях пропаганды, а он уже ничего не может сделать, кроме как горько усмехнуться.
  3. В стихотворении поднимается и проблема новой власти. Именно из-за нее поэт был «в сплошном дыму». В то время представители интеллигенции не понимали, куда именно повернется новая политика пришедшей власти. Сергей Есенин сравнивает себя с лошадью, которую пришпорил «смелый ездок». «Корабль», которым он называет Россию, направили в совершенно другом направлении, на пути которой «гущи бурь и вьюг». За новой жизнью, к которое идет корабль, поэт сразу же упоминает «новую славу» — люди, пришедшие к власти, стремятся реализовать свои амбиции, войти в историю, а народ лишь безвольно качается на палубе.
  4. Проблема революции также обескураживает поэта. Атмосферу революции он описывает как кипящую «морскую гладь», а положение страны, по его мнению, находится «в плачевном состоянье». Сергей Есенин не понимает, что случится на следующий день, он обеспокоен неизвестностью и туманной, дымной судьбой России. Он осознает, что события вышли из-под контроля рулевого, и ими управляет рок – слепая и непредсказуемая сила.

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, чтобы передать сокровенные мысли поэта о его состоянии после разлуки, которое перекликается с положением России после революции. Крестьянский поэт ассоциирует себя с землей, перепаханной бурями и вьюгами скандалов, которые на уровне России приобретают масштабы войн. Описывая любовные муки, он говорит больше о стране, чем о себе.

Стоит отметить, что стихотворение интонационно поделено на две части: в первой поэт сожалеет о свое прошлом, а во второй он пишет бывшей супруге, что у него «все наладилось».

Вторая часть «Письма» — это горькое сожаление обо всем – и о разлуке, и о революции – прикрытое невидимой насмешкой и злой иронией.

мысль заключается в том, чтобы убедить женщину, которая и сейчас его не понимает, что он отпустил воспоминание о ней, не таит обиды, но читателю обращен иной смысл, который прослеживается в интонации хитросплетенных слов: он все тот же, чувства те же, но теперь он подавлен и загнан в угол праздничного стола, где надо хвалить рулевого, желать любимой счастья с умным мужем и улыбаться. Двуличие стало нормой его пропащей жизни, и автор мастерски изобразил его в саркастических, полных затаенной боли строках.

Стихотворение, написанное в жанре письма, заставляет читателя еще больше проникнуться откровенными эмоциями автора. Есенин будто приоткрывает для него дверь в свою жизнь. Грустный тон, с которым написан текст, побуждает читателя к сочувствию и жалости. Поэт действительно осознал свои прошлые ошибки, но ничего исправить уже не мог.

Средства выразительности

Стихотворение «Письмо к женщине» изобилует различными средствами выразительности.

  1. Нередко автор использует сравнение: «Я был, как лошадь».
  2. Имеет место быть развернутая метафора: «Земля — корабль!» — и дальше все события разворачиваются на представленной нами палубе.
  3. Также мы можем заметить и олицетворение, которое позволяет представить изображаемую картину с большей живостью: «Куда несет нас рок событий».
  4. Помимо этого, Сергей Есенин использует грубые выражения и жаргонизмы, чтобы усилить экспрессивность своих внутренних переживаний и эмоций: «блевал», «людская рвота», «пьяный угар».
  5. Также присутствует большое количество эпитетов, которые помогают украсить стихотворение: «взволнованно», «шальная», «величаво», «яростный», «смелым» и др.
  6. Антитеза: «шальная жизнь» человека, растачивающего себя в скандалах, противопоставлена серьезности и уму нового мужа героини.
  7. Гипербола: «За знамя вольности и светлого труда готов идти хоть до Ла-Манша».
  8. Ирония: «Сегодня в ударе нежных чувств».
  9. Сарказм: «яростный попутчик».

Маргарита Старкина

Письмо к женщинеразборСергей Есенин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/pismo-k-zhenshhine-s-a-esenin/

Письмо к женщине

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина

По мнению литературных критиков и поклонников творчества Сергея Есенина, стихотворение «Письмо к женщине» находится на вершине списка лирических работ, так как произведение буквально цепляет за душу.

Написаны строки в виде письма, обращённого к женщине. В нём автор описывает момент расставания и даёт объяснение, почему не сложились между ними отношения.

Есть место и видению мира, где по сюжету Земля представлена в виде корабля, плывущего по штормовому морю.

Кому посвящено

Споры о том, кому посвящено это стихотворение не утихают до сих пор, автор не сказал в открытую, кто героиня строк. Между тем с большой долей вероятности можно сказать, что стихотворение Есенин посвятил, так как она оставили в его сердце самый большой след за последние годы.

Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Начинается стихотворение со сцены, где между влюблёнными происходит размолвка. Женщина взволнованно ходит по комнате и что-то резкое говорит, буквально, бросает в лицо герою.

Она повторяет и повторяет, что ей надоела такая жизнь, что ей пора приниматься за дело, а герою одна дорога – катиться вниз.

В этой сцене хорошо просматривается характер Айседоры Дункан, мало кто из других женщин мог так говорить с Сергеем.

Что прячет Есенин между строк

Анализ стиха на будет полным, если мы не заглянем между строк, где автор часто прячет самое ценное. В стихотворении несколько раз повторяется фраза:

Куда несет нас рок событий.

Это не случайно, так как в произведении тонко переплетается личное и общественное, любовь и революция, белое и красное.

Автор пишет, что любовь к женщине ему доставалась дорогой ценой, так как он похож на загнанную лошадь, которая пришпорена «смелым ездоком».

В ездоке просматривается революция, не даром советская власть пыталась из стихотворения сделать ещё один свой рупор. Для этого из стиха выдергивались нужные фразы, а остальное отправлялось на свалку истории.

Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь – Корабль в плачевном состоянье. Земля – корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Тут легко заметить, что Есенин видит, что землю-корабль берёт под управление советская власть и только так он может выйти целым из шторма мирового капитализма. Небольшой отсыл к мировым вопросам не позволяет оценить, настолько сам Есенин верит в него, зато части стихотворения, написанные нотами вульгаризма, позволяют лучше его понять.

Автор пишет, что на корабле-земле во время шторма плохо на палубе тем, кто не имеет опыта. Опытные в качке остаются крепкими, остальные от волнения моря блюют. Под остальным Есенин видит и себя. Он спускается с палубы в трюм, чтобы не видеть людскую блевотину, а в трюме находится кабак.

Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Отличное описание своих слабостей – поэт не ходил в кабаки, а просто уходит с палубы вниз и оказывался в храме зелёного змия.

Тот трюм был – Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить
В угаре пьяном.

Дальше Есенин снова обращает к любимой и просит у неё прощения за скандалы, которые неотрывно идут с ним по жизни. И тут опять повторяется фраза:

Куда несет нас рок событий.

Она во второй раз переводит стрелки на дороге стихотворения с личного на общественное. Сергей пишет, что не понимает куда несёт рок событий и страдает из-за этого, ища выход в трёх стихиях – любви, поэзии и кабаке.

Стихи и советская власть

Советская власть часто выдергивала из произведения строку:

Понятно кто под рулевым подразумевался, а остальное, например, неуверенность в будущем и справедливости сегодня, покрывалась занавеской забвения. Также часто выпячивались строки:

Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Но что имел в виду Есенин под словом «яростный»? Он не писал «преданный». Буквально сразу за этим:

За знамя вольности И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Подчеркнём за знамя вольности, это немного не то направление, куда вела советская власть. Это ближе к имажинизму.  

Заканчивается стихотворение ещё одним обращением к даме. Он пишет, что просит прощения и отпускает её. Пусть она живёт с умным, серьёзным мужем, а он как был, так и останется Есениным со всеми своими слабостями и романтизмом.

В предпоследней строчке поставлена точка в отношениях:

Это финал, всё высказано, прощение попрошено и женщина отпущена на волю из своего сердца.

Текст стихотворения

Вы помните,Вы всё, конечно, помните,Как я стоял,Приблизившись к стене,Взволнованно ходили вы по комнатеИ что-то резкоеВ лицо бросали мне.Вы говорили:Нам пора расстаться,Что вас измучилаМоя шальная жизнь,Что вам пора за дело приниматься,А мой удел -Катиться дальше, вниз.

Любимая!Меня вы не любили.Не знали вы, что в сонмище людскомЯ был как лошадь, загнанная в мыле,Пришпоренная смелым ездоком.Не знали вы,Что я в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь, что не пойму -Куда несет нас рок событий.Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.Когда кипит морская гладь -Корабль в плачевном состоянье.Земля – корабль!Но кто-то вдругЗа новой жизнью, новой славойВ прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большойНе падал, не блевал и не ругался?Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я,Под дикий шум,Но зрело знающий работу,Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -Русским кабаком.И я склонился над стаканом,Чтоб, не страдая ни о ком,Себя сгубить

В угаре пьяном.

Любимая!Я мучил вас,У вас была тоскаВ глазах усталых:Что я пред вами напоказСебя растрачивал в скандалах.Но вы не знали,Что в сплошном дыму,В развороченном бурей бытеС того и мучаюсь,Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли.Я в возрасте ином.И чувствую и мыслю по-иному.И говорю за праздничным вином:Хвала и слава рулевому!Сегодня яВ ударе нежных чувств.Я вспомнил вашу грустную усталость.И вот теперьЯ сообщить вам мчусь,Каков я был,

И что со мною сталось!

Любимая!Сказать приятно мне:Я избежал паденья с кручи.Теперь в Советской сторонеЯ самый яростный попутчик.Я стал не тем,Кем был тогда.Не мучил бы я вас,Как это было раньше.За знамя вольностиИ светлого трудаГотов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне…Я знаю: вы не та -Живете выС серьезным, умным мужем;Что не нужна вам наша маета,И сам я вамНи капельки не нужен.Живите так,Как вас ведет звезда,Под кущей обновленной сени.

С приветствием,Вас помнящий всегдаЗнакомый ваш

Сергей Есенин.

Предлагаем в финале послучать это стихотворение в имполнении С Безрукова.

Источник: http://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/303-pismo-k-zhenshchine.html

Анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина

Проведем анализ стихотворения Есенина “Письмо к женщине”. К кому же обращался поэт? И что он хотел сказать своим произведением? Многих интересует вопрос: “Кому адресовано “Письмо к женщине” Есенина?”. Прочитав эту статью, вы узнаете ответ.

Жанр письма в поэзии

В прозе давно был известен жанр письма. Вспоминается, например, знаменитый роман “Юлия, или Новая Элоиза” Жан Жака Руссо. Однако в поэзии письмо сделал популярным именно Серебряный век. В это время были созданы “Письма…” Есенина, Маяковского, а позднее Андрея Вознесенского и других выдающихся мастеров лирики.

Однако самыми трепетными являются произведения, которые поэты адресуют любимым женщинам. Свои послания Анне Керн Александр Сергеевич Пушкин называл не иначе как посвящениями, как будто не женщине, а богине. А вот Сергей Есенин свое творение назвал буднично и просто – “Письмо к женщине”. В этой статье мы проведем анализ этого стихотворения.

Чему посвящено произведение?

Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются.

Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае – конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности.

Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны.

В 1924 году написал Сергей Есенин “Письмо к женщине”. Произведение адресовано было Зинаиде Райх, которая являлась, по сути, единственной супругой поэта. Зинаида Райх родила Есенину двух детей.

После расставания с ним она стала супругой Всеволода Мейерхольда, режиссера, а также актрисой его театра. Именно после расставания с ней написал “Письмо к женщине” Есенин. Кому посвящено это произведение, вы теперь знаете.

Рассмотрим некоторые важные особенности интересующего нас стихотворения.

Переплетение двух линий

Анализ стихотворения Есенина “Письмо к женщине” показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения.

Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее “шальная жизнь”. Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения.

Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену.

Можно выделить 2 части, проводя анализ стихотворения Есенина “Письмо к женщине”. Они разделены отточием, а также противопоставлены в эмоциональном и содержательном плане.

“Теперь” и “тогда” разделяет не только соотношение временное – это как будто две расколовшиеся половинки души лирического героя: надежда обрести смысл жизни, связанная с осознанием им своего “Я”, и мучительное непонимание того, что происходит вокруг.

Построение стихотворения

Необычно даже само построение стихотворения, которое создал Сергей Есенин (“Письмо к женщине”). Впечатление прямого, непосредственного рассуждения создает вольный ямб. Разбивающая строфы лесенка выделяет ключевые слова. Это концентрирует на наиболее значимых моментах внимание читателя.

Тип героя

Тип героя также интересен. Под письмом он подписывается как “Знакомый ваш, Сергей Есенин”. Однако ясно, что лирический герой – не поэт. Он, во-первых, не так юн, как Сергей Есенин, которому было в тот момент всего лишь 29 лет.

“Роковое” время герой встречает уже сложившейся личностью. Ему сложно принять “новое время”. К тому же, становится понятно, что герой от лирики далек.

Следовательно, он является не лирическим двойником поэта, а эпическим воплощением образа ищущего свой путь человека, вовлеченного в конфликт с “судьбой”, “роком”.

Время перемен

Сегодня особенно интересно читать “Письмо к женщине” (Есенин). История непростого послереволюционного времени, которую многие из нас знают лишь по школьным учебникам, отразилась в нем. Герой ощущает себя, подобно загнанной лошади, пассажиру гибнущего в шторме корабля. Он ищет сочувствия, понимания, любви.

Сам лирический герой при этом страдает и не может найти поддержки у тех, кто оказался рядом. Прежде всего, это относится к любимой, ведь “маета” духовных исканий отпугнула ее, и герой ей больше не нужен. Вся Россия сравнивается здесь с кораблем во время морской качки. При этом люди страдают больше всего.

Для того, чтобы передать их болезненное состояние ярче и сильнее, поэт использует вульгаризмы и просторечия. Время перемен, отмечает поэт, – это всегда тяжелое время, проверка людей на прочность, которую не выдерживают многие. Очень страшно смотреть на слабость человека (“людскую рвоту”). Этого не выдержала тонкая душа героя.

Она спряталась, в русском кабаке (“корабельном трюме”) найдя отдохновение.

Новое мирощущение лирического героя

Лирический герой, пройдя через “угар”, падения, мучения, пришел, наконец, к иному мироощущению.

Проведя анализ стихотворения Есенина “Письмо к женщине”, вы заметите, что он принял то, что необходимость поиска “новой славы”, “новой жизни” исторически закономерна.

Он увидел, как ни странно, стремление воплотить в жизнь извечные ценности, такие как “светлый труд” и “вольность” в общественных преобразованиях. Лишь находясь далеко от родины, он смог это понять.

“Попутчик” в “Советской стороне”

Конечно, с изрядной долей самоиронии звучат слова лирического героя о том, что он теперь является “самым яростным попутчиком” в “Советской стороне”.

Слово “попутчик”, кстати, на языке идеологии означало политическую незрелость, классовую чужеродность. И Сергей Есенин с подобными определениями в свой адрес был согласен.

Поэтому голос лирического героя здесь как будто старается заглушить, перекрыть и печаль прощания, и неуверенность в собственном обновлении.

Финал произведения

В финале герой просит у своей любимой прощения. Он говорит с горечью о том, что не нужен ей. У нее теперь новая семья, “умный” и “серьезный” муж. А герой для нее стал всего лишь знакомым. Ведь именно так, как вы помните, подписывает письмо Сергей Есенин. В традициях классической русской литературы он желает счастья своей любимой.

Эксперимент Есенина

Почти век назад написал Есенин “Письмо к женщине”, анализ (по плану) которого мы только что провели. Однако произведение это актуально и сегодня. Оно входит в школьную программу по литературе и любимо многими нашими соотечественниками.

Во 2-й половине 20 века героя будет принято называть точным своим именем: это Эдичка из произведения Э. Лимонова “Это я, Эдичка”, Веничка Ерофеев в произведении В. Ерофеева “Москва-Петушки”. Однако в первой половине 20 столетия было смелым экспериментом, впрочем, оправдавшим себя, “Письмо к женщине” (Есенин).

Кому посвящено произведение, вы теперь знаете. Анализ его мы также провели. Надеемся, информация, представленная в этой статье, была вам полезна.

Источник: http://fb.ru/article/198091/analiz-stihotvoreniya-esenina-pismo-k-jenschine-komu-adresovano-stihotvorenie

Анализ стихотворения Есенина

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
Образование 2 августа 2015

Проведем анализ стихотворения Есенина “Письмо к женщине”. К кому же обращался поэт? И что он хотел сказать своим произведением? Многих интересует вопрос: “Кому адресовано “Письмо к женщине” Есенина?”. Прочитав эту статью, вы узнаете ответ.

Женщина, которой адресовано письмо

В 1924 году написал Сергей Есенин “Письмо к женщине”. Произведение адресовано было Зинаиде Райх, которая являлась, по сути, единственной супругой поэта. Зинаида Райх родила Есенину двух детей.

После расставания с ним она стала супругой Всеволода Мейерхольда, режиссера, а также актрисой его театра. Именно после расставания с ней написал “Письмо к женщине” Есенин. Кому посвящено это произведение, вы теперь знаете.

Рассмотрим некоторые важные особенности интересующего нас стихотворения.

Две части в стихотворении

Можно выделить 2 части, проводя анализ стихотворения Есенина “Письмо к женщине”. Они разделены отточием, а также противопоставлены в эмоциональном и содержательном плане.

“Теперь” и “тогда” разделяет не только соотношение временное – это как будто две расколовшиеся половинки души лирического героя: надежда обрести смысл жизни, связанная с осознанием им своего “Я”, и мучительное непонимание того, что происходит вокруг.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.