Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

«Невыразимое» Жуковского: краткий анализ, основные идеи произведения

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

Существуют ли в мире вещи, правильно высказаться о которых не может даже мастер слова – поэт? Всему ли есть названия в человеческом языке? Именно на эти вопросы и отвечает В. Жуковский в своем произведении «Невыразимое».

«Невыразимое» Жуковского относится к позднему периоду его творчества. И здесь читатель имеет возможность наблюдать не духовные искания юной души, преувеличивающей отрицательные стороны жизни, а вполне осознанный ход мысли зрелого человека. Написано произведение было в 1819 году.

«Невыразимое» Жуковского представляет собой одно из философских размышлений поэта-романтика об удивительном совершенстве природы, а также об ограниченности возможностей человеческого искусства. Жанр данного произведения, который обозначил сам поэт – «отрывок». В действительности стихотворение относится к элегии.

Однако определение поэта говорит не только о том, что авторская мысль в нем не была завершена, но и о наличии комплексных смысловых ассоциаций в произведении.

«Невыразимое» Жуковского начинается с риторического вопроса:

Что наш язык земной перед дивною природой?

После этого лирический герой начинает разворачивать обозначенный вопрос перед своими читателями:

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Затем следует мысль о том, насколько художник оказывается ограничен в своем стремлении передать всю красоту природы. Это показано в отрывке из «Невыразимого» Жуковского:

Едва-едва одну ее чертуС усилием поймать удастся вдохновенью…Но льзя ли в мертвое живое передать?Кто мог создание в словах пересоздать?Невыразимое подвластно ль выраженью?..Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный часВечернего земли преображенья,Когда душа смятенная полнаПророчеством великого виденьяИ в беспредельное унесена,Спирается в груди болезненное чувство,Хотим прекрасное в полете удержать,Ненареченному хотим названье дать —И обессиленно безмолвствует искусство?

Вслед за этими словами раскрывается душа художника, являющаяся единственным хранилищем непосредственных впечатлений, живых переживаний. «Святые таинства, лишь сердце знает вас».

Художник при помощи своего таланта может только внешне обозначить то или иное явление, однако не способен передать внутренней его сути. Здесь сравнительно с ранним творчеством поэта возникают трагические ноты.

Феномен «двоемирия» в произведении

В данном произведении отражается понимание мира, присущее романтизму. Оно выражается посредством феномена «двоемирия»: окружающий мир остается недоступным для человеческого понимания.

За внешними явлениями природы, которые представляются вполне понятными, в действительности скрыта таинственная суть. Постижение ее и является смыслом поэтического искусства. Однако этот процесс требует серьезных душевных усилий, и не каждому человеку оказывается по силам.

Именно это понимание удивительного мира природы и лежит в основе философского стихотворения Жуковского «Невыразимое».

Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:

Все необъятное в единый вздох теснится,И лишь молчание понятно говорит

То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:

Мысль изреченная есть ложь

Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.

Средства художественной выразительности

В произведении «Невыразимое» Жуковского используются следующие средства художественной выразительности: во-первых, это риторические вопросы, инверсии, размышления вслух.

Также в стихотворении можно найти и эпитеты: «дивною природою», «блестящей красоты». Есть в произведении и метафора: «пламень облаков», «мысль крылата». Жуковский применяет также и оксюморон.

Например, «в мертвое живое передать».

Главный образ в «Невыразимом» Жуковского – это природа. Она показана во всей ее красоте, недоступности для человеческого познания. Это и образ воды, картины морских берегов, закат. Но также читатель встречается и с лирическим героем.

В стихотворении выражено сожаление о потерянном времени, о своей молодости.

Поэт старается донести до читателя те переживания, которые испытывает сам при виде одиноко стоящей сосны, слегка припорошенной снегом, или же шагая по лужам летним дождем.

В своем стихотворении «Невыразимое» Жуковского поэт восхваляет природу, преклоняется перед ее бескрайней и величественной красотой. Пока еще не придумано таких слов, которые могли бы достойно писать таинственные и полные волшебства природные пейзажи. Поэт сокрушается по поводу того, что язык человека несовершенен, беден в эмоциональном отношении.

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

Источник: https://www.nastroy.net/post/nevyirazimoe-jukovskogo-kratkiy-analiz-osnovnyie-idei-proizvedeniya

Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 9 класс сочинение

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли, а именно нет таких приемов и способов для этого.

Пушкин и другие великие поэты согласились с Жуковским в том, что не все чувства можно выразить с помощью слов. На середине пути в своем творчестве, известный поэт Жуковский начинает размышлять все чаще об отношении поэзии к поэту. Со временем творец приходит к написанию философской лирики.

«Невыразимое» было написано в 1819 году.

Стихотворение выполнено в жанре элегия. Когда-то в эпоху романтизма, этот вид жанра имел широкое распространение. Те, кто писал в таком жанре, ведали читателю свои волнения и эмоции. Жуковского в данном произведении очень затронула для него печальная тема, а именно тема его художественных способностей.

Героями стихотворения являются природа и непосредственно сам лирический герой. Автор преподносит их читателю как совершенно разные фигуры, то есть он их противопоставляет.

Жуковский очень отчаян, ему сложно найти способ объяснить людям то, что он чувствует. Героя элегии переполняют силы и желания выразить свои чувства, но, к сожалению это невозможно.

А природу автор преподносит читателю, как великую и непоколебимую. Ей не зачем переживать и волноваться.

Основная тема, которую раскрывает читателю поэт это отношение природы и человека. Жуковский показывает природу самым красивым существом, великим. Человеку только остается постигать и изучать ее.

Автор говорит, что человек ищет названия для тех или иных творений природы и в кое- чем преуспел. Но, вот когда человек сталкивается с невиданными ранее красотами природы, то у него еще нет таких слов, чтоб это выразить. Жуковский очень драматизирует в данном произведении.

Искусство для него теряет всю свою мощь и силу перед красотой природы. Для него слово, которое является самым сильнейшим оружием не то что поэта, а и всех людей становится бессильным. Автор не ставит искусство и природу на один уровень, для него это невозможно.

Жуковский считал, что каким бы выдающимся и красивым не было б искусство, оно ни что по сравнению с настоящей красотой природы. 

Возможно, ли решить проблему Жуковского, невозможность выразить эмоции, которые касаются красоты природы. Жуковский приходит к одному выводу, только молчание разрешит эту проблему.

Вариант 2

Первыми в стиле романтизм начали писать европейские писатели, а вот в Россию этот стиль пришел благодаря Жуковскому Василию Андреевичу. Жуковский первый кто стал писать в стиле романтизм и написал много произведений, которые известны, по сей день. Одним из таких стихотворений является «Невыразимое», которое представлено в виде элегии летом в 1819 году.

Жуковский своими стихотворениями пытался донести до читателя сокровенные тайны души человека и каждый раз подходил к написанию с философским рассуждением. Стихотворение «Невыразимое» было написано тогда, когда Жуковский переживал не лучшие времена.

В тот год его любимая девушка Мария Протасова вышла замуж за другого человека. Жуковский очень сильно переживал из-за этого и даже хотел перестать писать, но через некоторое время все же вернулся к написанию стихотворений. Человек хотел читателям дать возможность прикоснуться к прекрасному. Жуковский не уверен, что можно передать всю красоту и душевность при помощи стихотворений.

В своем стихотворении писатель пишет о том, что всегда нужно отличать естественное от искусственного. Жуковский своим стихотворением показывает читателю, насколько красива природа вокруг и что стоит с уважением к ней относиться. Человек бессилен перед жизнью природы и ему иногда не понять естественной красоты.

В своем стихотворении Василий Андреевич поет дифирамбы красоте природы и говорит о ее бескрайности и естественности. В середине стихотворения писатель начинает описывать человеческую душу.

Жуковский пишет о том, что иногда чувства переполняют до такой степени, что становится невыносимо. К концу элегии Василий Андреевич пишет о том, что молчание для всех понятно.

Ведь в тишине и единении с душой можно наблюдать за всем что происходит.

Герой стихотворение неординарный человек и лирическая личность, писатель и персонаж это одно и то же лицо. В этом стихотворении Жуковский писал о себе. Жуковский написал о том, что он видит и как он это видит и хотел как можно ясней описать эту картину, чтобы читателю все было понятно. Василий Андреевич справился с задачей в написании стихотворения в стиле романтизм.

Сочинение Анализ стихотворения Невыразимое Жуковского

Это стихотворение правильней всего отнести к разделу «философское». Оно выражает восхищение природой, неспособностью человека передать всю эту красоту, особенно словами.

Конечно, в этом произведении много устаревших для нашего времени слов: сей, спирается, глас… Но даже сейчас оно читается не очень тяжело, даже торжественно, прекрасно передаёт мысль.

Начинается оно с философского вопроса о том, что язык не может передать всю красоту природы, что она – совершенна. А он – нет. Природа, как живая, «разбросала» вокруг красоту. Тем более, сделала она это просто играючи.  Действительно, красоту можно найти в любой травинке, капле… Поэт восхищается природой.

Тут Жуковский упоминает не только поэтическое перо, но и кисть художника. И снова говорит, что красками на холсте не передать всего совершенства.

Но тут уж делает уступку Василий Андреевич делает уступку, чтобы совсем творческие люди рук не опустили. Говорит, что во вдохновенье можно чуть передать прекрасные черты. (О природе Жуковский говорит, как о женщине, о богине…)

Однако дальше опять вопросы-вопросы. Например, как передать живое в мертвом (языке)? То самое невыразимое и святое, что только сердце видит.

Теперь (в стихотворении одна строфа) Жуковский приводит пример земной красоты. Час вечернего преображения, к примеру, хорош не только красками, ароматами, но и смятением приятным в душе наблюдателя. Это ощущение тоже не объяснить, так как оно и болезненное и приятное. Всё на грани, в соединении.  

И Жуковский подводит читателей к отгадке – живое в полете не остановить. Передавая, ты останавливаешь движение, а это уже не то. И снова вопрос – уже, в принципе, о силе искусства. В пример приводятся, облака, берега, водоём, закат…  Следует единоначалие, строки начинаются с «сие», всё красиво и непередаваемо.  

В итоге, лучше всего говорит молчанье, такой вывод делает поэт. Стихотворение немного тяжеловесно, много раз в нём повторяется одна мысль.

8, 9 класс

Другие сочинения:

← Песня↑ ЖуковскийПевец →

  • Сочинение на тему Любовь в пьесе Бедность не порок ОстровскогоЗаслуга Александра Николаевича Островского состоит в том, что он своим произведением под названием «Бедность не порок» показал тяжелую, полную несчастий жизнь простого люда – торговцев, мелких работяг и других мелких каст.
  • Нужна ли сатира сегодня? – сочинениеЯ считаю, что сатира нужна всегда. Нет такого времени, когда без неё можно обойтись! (Не берём, конечно, совсем древность…) Пока есть, что обличать!..
  • Сочинение Сперва подумай, а потом скажи 4 классЛюди в отличие от животных отличаются тем, что у них есть разум. Из-за этого мы умеем думать и разговаривать друг с другом. Когда мы общаемся друг с другом, порой можно даже не специально
  • Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы 3, 4, 6 класс описаниеНа этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались.
  • Образ Петербурга в романе Пушкина Евгений ОнегинПро город автор упоминает практически с первых строк, когда рассказывает про Онегина. Он «родился на брегах Невы».

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/nevyrazimoe-9-klass

Анализ стихотворения «Невыразимое» (В. Жуковский) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского

Элегия «Невыразимое» — одно из самых известных произведений В.А. Жуковского. Здесь поэт поднимает одну из актуальных проблем в искусстве – невозможность известными способами выразить свои мысли и чувства.

Впоследствии к этой теме «невыразимости» обращаются многие творцы, например, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилёв.

Все они были согласны с Жуковским в том, что далеко не всё можно передать словом — иногда красноречивее говорит молчание.

История создания

В центральный период своего творчества Жуковский задумывается о вопросах искусства, размышляет о вечной теме — поэта и поэзии. В это время он выступает как просветитель при дворе и является наставником Александра Второго.

Деятельность, требующая умения искусно рассуждать и объяснять, призывает поэта обратиться к философской лирике. Так, в августе 1819 года он создаёт одно из самых полемичных своих стихотворений – «Невыразимое».

История создания элегии восходит к посланию императрице «Подробный отчёт о луне», где автор признаётся, что «лишь тень её [луны] одну» был способен изобразить в стихах. Предположительно, «Отчёт…» создан в июне 1819 года по заказу Марии Фёдоровны.

Жуковский не таил, что не испытывал особенного вдохновения во время написания заказного стихотворения. Возможно, именно этот случай заставил его задуматься о своём творческом методе, послужив импульсом к сочинению элегии «Невыразимое».

Жанр и размер

Размер «Невыразимого» – шестистопный ямб, периодически сменяющийся во второй половине произведения четырёхстопным, что придаёт динамизм. Кроме того, ямб делает стихотворение более настойчивым, передающим крайнюю заинтересованность автора в задаваемых вопросах. Такой размер помогает поэту призывать читателя вместе с ним подумать и помочь ему найти ответы.

Жанр стихотворения «Невыразимое» —  элегия, что в переводе с греческого означает «жалоба». Это один из самых востребованных в эпоху романтизма жанров.

Как правило, автор рассказывает так о своих переживаниях, о своей грусти. Что же печалит поэта? Его творение относится к философской лирике, так как здесь В.А.

Жуковский поднимает остро волнующую его проблему, связанную с изобразительными способностями искусства.

Литературное направление

Творчество В.А. Жуковского обращается к двум культурным направлениям: в ранний период – сентиментализм, в зрелый и поздний – романтизм. Элегия несёт на себе отпечаток обоих направлений. Рассмотрим признаки сентиментализма в стихотворении Жуковского «Невыразимое».

  1. Во-первых, это большое внимание чувственному впечатлению, ведь именно его Жуковский стремится выразить словами.
  2. Во-вторых, черты сентиментализма проявляются в безоговорочном преклонении перед природой. Поэт признаёт, что человеку не дано соперничать с нею в создании чего-либо более прекрасного. Лишь тень всего великолепия мира можно отразить словом.

К романтизму же относится сам философский характер элегии и ее идейная составляющая.

Главные герои и их характеристика

В элегии «Невыразимое» противопоставлены друг другу лирический герой и природа. Автор находится в смятении и отчаянии: он в поиске оптимального способа донести до другого то, что он испытывает. Герой переполнен вдохновением, его мысль просится наружу, но подходящей формы для её отображения нет, ведь она невыразима, ей нельзя: «названье дать». Это не даёт покоя рассказчику.

В.А. Жуковский делает весьма удачную попытку описать состояние вдохновения своего персонажа. Он называет это состояние «болезненным чувством», «Пророчеством великого виденья» — всё это беспокоит лирического героя и заставляет его переживать внутренний конфликт.

Природа же представлена величественной и непревзойдённой, она «разновидное с единством согласила!» и вызывает только восторг и восхищение своим могуществом.

Темы

  • Человек и природа. Природа гармонична и прекрасна. Человек испокон веков пытается лишь постичь её, дать всему название, согласно библейскому мировоззрению. За всю свою историю в несколько тысяч лет человек нашел наименование многому, но не всему. Человеческий язык мертвеет перед настоящими красотами живой природы, именно поэтому автор становится немым в порыве вдохновения.

  • Искусство. Весьма драматичный взгляд на творчество представлен в элегии «Невыразимое». Жуковский видит искусство бессильным: оно «безмолвствует» перед великолепием природы. Свой главный инструмент – слово – поэт представляет мёртвым: «Но льзя ли в мертвое живое передать?» По мнению Жуковского, все, даже величайшие, произведения искусства меркнут перед подлинной красотой природы.

Смысл

В разные эпохи существовали свои представления об искусстве. Например, античность стремилась к подражанию природе, и именно такой метод искусства считала истинным. В эпоху возрождения искусство было практически равно реальности, ведь тогда художники уже могли передать на своих полотнах все особенности пространства, масштаб изображаемых объектов. Человек тогда был подобен творцу.

Эпоха романтизма же представляет совсем иное отношение к искусству. Авторы сталкиваются с невозможностью передать то, что они чувствуют. Именно в этом заключается основная мысль стихотворения «Невыразимое».

Слово мёртво и бледно, оно не способно передать ни прелесть природы, ни выразить в полной мере чувство, испытываемое человеком. «Невыразимое подвластно ль выраженью?..» — вот главный вопрос, которым задаётся Жуковский.

Решаема ли проблема невозможности вербальным образом объяснять то, что не поддаётся выражению? Да, но лишь молчанием, ведь только оно «понятно говорит».

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-nevyrazimoe-v-zhukovskij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.