Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова

А. А. Ахматова: “Мужество”. Анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова

Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой. Ей слышалось в этом слове что-то пренебрежительное.

Ее поэзия, с одной стороны, была очень женской, интимной и чувственной, но, с другой стороны, в ней были и вполне мужские темы, такие как творчество, исторические потрясения России, война. Ахматова была представительницей одного из модернистских направлений – акмеизм.

Участники группы “Цех поэтов” – организация акмеистов – полагали, что творчество – это некое ремесло, а поэт – мастер, который в качестве строительного материала должен использовать слово.

Ахматова как поэт-акмеист

Акемизм – это одно из течений модернизма. Представители этого направления вступили в противоречие с символистами и их мистицизмом. Для акмеистов поэзия – это ремесло, ему можно научиться, если постоянно практиковаться и совершенствоваться. Ахматова придерживалась того же мнения.

У акмеистов в стихах мало образов и символов, слова отбираются тщательно, поэтому совсем не обязательно использовать их в переносном смысле. Одно из известнейших стихотворений, которые написала Ахматова, -“Мужество”. Анализ стихотворения показывает, насколько значимым для поэтессы был русский язык.

Атор относится к нему очень трепетно и уважительно: это проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания. Средств выразительности в стихотворении практически нет, фразы короткие и емкие.

Анна Ахматова “Мужество”

Анализ стихотворения нужно начинать с истории создания. Работу над сборником “Ветер войны” Анна Ахматова начала сразу же после ее начала, в 1941 году. Это должен был быть ее вклад в победу, ее попытка поднять боевой дух людей. Стихотворение “Мужество” вошло в данный цикл стихов и стало одним из наиболее ярких.

Тема и идея стихотворения

Основная тема стихотворения – это Великая Отечественная война. Ахматова реализует эту тему по-своему. Главное, что требуется людям, так считает Ахматова, – мужество.

Анализ стиха показывает, как всего в нескольких строках поэтесса смогла выразить мысль о том, что враги претендуют на разрушение русской культуры, на порабощение русских людей.

Она делает это, называя самую важную для русского человека вещь – русский язык, самобытный и неповторимый.

Размер, рифма, риторика и строфика

Анализ стиха “Мужество” Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы.

Две из них – полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова – “навеки”.

Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить.

Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.

“Мужество”, Ахматова: анализ средств выразительности

В любом плане анализа стиха обязательно есть пункт “средства выразительности”. Причем недостаточно просто выписать их, нужно еще и определить функцию каждого из средств в тексте.

Как отмечалось выше, акмеисты использовали мало изобразительных средств в своих стихах, того же принципа придерживалась и Ахматова.” Мужество”, анализ которого непременно требует рассмотрения лексических и синтаксических фигур речи, представляет большой интерес.

Начинается стихотворение с развернутый метафоры. “Наши часы” – это мрачная современность. На долю Ахматовой выпали тяжелые времена: Первая мировая война, революция, гражданская война… И вот Вторая мировая…

Ахматова не покинула страну, когда отхлынула первая волна эмиграции, не покинула она ее и в годы гитлеровского нашествия. Ахматова олицетворяет русскую речь и русское слово, обращаясь к нему, как к другу, на “ты”. В связи с этим олицетворением возникает метафора – спасем от плена.

Эта метафора означает, что в случае победы гитлеровской Германии над Россией русский язык отошел бы на второй план, ему бы не обучали детей, он перестал бы развиваться. А упадок русского языка означает полнейший упадок русской культуры и разрушение многовековых традиций и нации в целом.

В стихотворении используется лексический повтор, автор акентирует внимание на некоторых смыслах: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе).

Также поэтесса использовала снинтаксический параллелизм во второй строфе, которы усиливает эффект от высказанной мысли о том, что русский народ будет биться отчаянно, до последней капли крови, не жалея себя, проявляя мужество.

Ахматова (анализ доказал это) не изменяет канонам акмеизма, но говорит о злободневной проблеме.

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/a-a-ahmatova-muzhestvo-analiz-stihotvoreniya

Анализ стихотворения Мужество Ахматовой 6, 7, 10 класс

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова

Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями, душой и голосом.

Все трудности поэтесса переживала точно так же, как все остальные, не выделяла себя из сотен тысяч других, наоборот хотела сливаться с товарищами и быть единым народом, который выстоит перед любыми бедами, и сломить который не удастся никогда.

Свою верность народу и стране Ахматова передавала во многих стихотворениях, но стихотворение “Мужество” выделяется среди всех. Это то стихотворение, которое люди заучивали, боясь забыть, которое возвращало дух и силы и, наконец, которое отражает характер и культуру сильной нации.

“Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне”- с этой строчки начинается послание поэтессы к своему горячо любимому читателю-народу.

Все прекрасно понимали, чего будет стоить война и ради чего сражаться, поэтому Ахматова продолжила стихотворение словами о том, что настал час мужества, и оно будет сопровождать до конца.

В данных строчках Ахматова начинает пробуждать народ, спокойно, но четко и твердо она заявила, что пришла пора встать на защиту Родины.

Ошибочно считать, что стихотворение написано исключительно как военное, как призыв. На самом деле так начинается только его начало, ведь тема боевого духа все-таки присутствует в творении Анны Андреевны.

В нем также явно виднеется клятва от лица народа, написанная рукой одного человека, в том, что русская речь будет спасена и сохранена во что бы то ни стало. Акцент стоит сделать на таких словах: “ВЕЛИКОЕ русское слово”.

Не зря из всех выделено слово “великое”, потому что именно оно отображает всю значимость и силу русского языка, которое передала поэтесса в своем стихотворении. Как известно, если будет уничтожен язык, а следовательно и культура, то народ будет просто-напросто стерт с лица Земли. Язык-душа нации.

“Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова”- на все готов народ: не страшно умереть, не страшно потерять блага, но русская речь, а соответственно, и страна одержит победу на всяким врагом.

“Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем НАВЕКИ!” – заключающая строчка стихотворения, которая содержит в себе один из главных посылов.

Язык должен остаться свободным и чистым-то есть нельзя позволить врагу захватить Родину и вытеснять, каверкать родную речь. А захватит – от плена спасти и сохранить его таким же красивым и богатым для внуков.

Последним словом “навеки” Ахматова будто заклинает соотечественников и потомков хранить русское слово.

Данное стихотворение пронизано искренней любовью к Родине и к родному языку, каждое его слово закрадывается в сердце и остается там навсегда у любого человека, любящего свою страну. Анна Ахматова написала шедевр, который позволял людям вернуть силы, чтобы бороться за русское слово и который по сей день отражает силу нации, волевой характер и любовь к своей культуре и языку.

Вариант 2

Стихотворение Мужество было написано во времена Великой Отечественной войны. 1942 год являлся переломным и доказывающим, что гитлеровская Германия не такая всемогущая. Во время написания сама поэтесса находилась в блокадном Петербурге. Даже в те времена приходилось верить в то, что когда-нибудь будет намного лучше, чем сейчас.

Поэтому главной темой стихотворения является то, как народ борется со всеми невзгодами и своим врагом. Борьба за выживание и обеспечение жизни своим потомкам это то, что и по сей день является самым главным для каждого человека. В каждой строчке Анна Ахматова призывает не терять самообладание и мужество. Дорожить каждым днем и верить в победу русского оружия.

А наследием считается только русский язык. Поэтому и главным образом здесь встает слово. Ведь именно речь показывает богатство народа во всей его красе. Также есть несколько наставлений для будущих поколений. Их роль состоит в том, чтобы жить после войны без каких-либо сложностей и невзгод. А русский язык беречь больше всего.

Сама поэтесса считает именно это тем, что смогло объединить на таком пространстве множество народов. Сплотить их в борьбе с нацизмом и позволить координацию своих действий.

Важными моментами являются такие выражения, как: «Мы знаем, на наших часах и на не покинет». В них она вкладывает общую цель и смысл всего происходящего.

Ведь каждый человек это хоть небольшая, но все же частичка чего-то большего в жизни страны. Особенно в ее будущем!

Также поднимается роль самой войны. Она должна показать будущим поколениям, насколько мир слаб в своих пороках. Не стоит им поддаваться даже в тех случаях, когда кажется, что иначе нельзя. А исход таких событий предугадать невозможною ведь каждый диктор или лидер будет смаковать победу и забирать у побежденных народов абсолютно все, что пожелает.  

Само стихотворение сложно назвать большим. Но в нем присутствуют множество эпитетом, ямбов и амфибрахиев. Поэтому оно читается легко и с первых строк берет за душу. Анна Ахматова написала «Мужество» под влиянием целой эпохи и конкретных ее событий.

Сказать что-то конкретное точно не получиться, ведь без прочтения передать атмосферу полностью не удастся. Но главный смысл это проявление стойкости и мужества в тех жизненных ситуациях, которые пытаются сломить людей. Сам народ будет жив, пока есть культурное наследие и уважение к старшим поколениям и языку.

Ведь именно он и обычаи создавались не один и даже не два века!

Анализ стихотворения Мужество Ахматовой для 6, 8 класса

Анализ абсолютно любого произведения безусловно нужно начинать с истории создания. Согласитесь это справедливо. И так, сегодня речь пойдет о таком произведении, как “Мужество”. Первое, что хочется сказать, это то, что данное стихотворении написала одна из самых известных, любимых и популярных поэтесс Ахматова Анна.

Данное стихотворение входит в целый сборник произведений, который был посвящен одной из самых болезненных и трагичных тем, войне. Сборник получил название “Ветер войны”, а каждое входящее в него произведение стало не просто обычным стихотворением, а чем-то большим. Каждое отражает всю ситуацию, которая складывалась в те времена.

Работа над данным стихотворением была начата в 1941 году.

Главный смысл именно данного стихотворения заключался в том, чтобы поддержать дух русских солдат и людей, помочь им настроиться на нужный лад, и смочь победить врага.

Ахматова считала должным выпустить как данное стихотворение, так и данный сборник. Она очень серьезно к этому относилась, считая, что это её вклад в победу, которая обязательно будет, это лишь вопрос времени.

И так, как вы уже поняли основной идеей данного стихотворения является тема войны. Безусловно, поэтесса описывает эту тему по своему, но цель написания данного произведения заключается в том, чтобы донести до людей всю трагедию и боль военных лет, а так же помочь русским в борьбе за победу, кровопролитной борьбе.

Анализ данного стихотворения не будет полным, если не рассмотреть его строение. Написано это стихотворение, не просто так, а пятистопным амфибрахием. Нужно отметить, что это довольно таки редкий прием, и мало кто решается использовать его.

В заключении хотелось бы сказать, что читая данное произведение каждый может представить для себя полноценную картину страшных событий того времени.

6 класс, 8 класс

Другие сочинения:

← Вечером↑ АхматоваПесня последней встречи →

  • Тема судьбы в творчестве Пушкина (в произведениях, в лирике)Александр Сергеевич Пушкин, написал множество произведений, которые известны разному поколению людей, от детей до стариков. Многие в детстве читали его красивые сказки о золотом петушке, о царе «Салтане», о рыбаке и золотой рыбке.
  • Образ и характеристика Стародума в комедии НедоросльВ комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. Но есть и благонравные персонажи, которые высказывают в пьесе взгляды самого Фонвизина
  • Тема и суть романа ДубровскийПроизведение «Дубровский», созданный Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833г, одно из главных творений в России. Не обращая внимания на то, что вся сцена происходит в начале девятнадцатого века
  • Сочинение Как я хочу провести летоСегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.
  • Сочинение на тему Красота летаНаверное, у каждого из нас есть некие воспоминания, которые невольно заставляют задуматься о чем – то, поразмышлять или просто вызывают улыбку. Именно так ассоциируется у меня лето

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/muzhestvo

А. А. Ахматова:

Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова

Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой. Ей слышалось в этом слове что-то пренебрежительное.

Ее поэзия, с одной стороны, была очень женской, интимной и чувственной, но, с другой стороны, в ней были и вполне мужские темы, такие как творчество, исторические потрясения России, война. Ахматова была представительницей одного из модернистских направлений – акмеизм.

Участники группы “Цех поэтов” – организация акмеистов – полагали, что творчество – это некое ремесло, а поэт – мастер, который в качестве строительного материала должен использовать слово.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.