Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Содержание

Анализ стихотворения Тютчева Листья

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Произведение Фёдора Тютчева “Листья” было написано в 1830 году, и относится к периоду раннего творчества поэта. Эта работа имеет место в жанре и пейзажной и к философской лирике.

Помимо описания природы в стихотворении также встречаются философские мысли поэта о жизни. Основой стихотворения стали олицетворения. Тютчев выражает свое отношение к листьям, как к живым существам, которое думает и чувствует.

Всё повествование идет в форме “монолога” листьев. Стихотворение состоит из четырех строф по восемь строчек.

В первой части идет речь о зимнем лесе. В ней автор передает настроение леса, его грусть и смиренность. Иглы хвойных деревьев автор сравнивает с людьми, которые не научились жить ярко и свободно. Во второй строфе читатель погружается в мир, где у листьев своя жизнь. Присутствует противопоставление с первой строфой благодаря антитезе.

Листья сравниваются с людьми, которые живут страстно и поддаются всем чувствам. Эта строфа отличается особым настроение, при этом автор вводит множество эпитетов, олицетворений, при помощи аллитераций автор показывает духовность.

Глаголы в стихотворении показывают, как быстро пролетает время и жизнь, в первой части перед нами глаголы в настоящем времени, а уже во второй-в прошедшем.

Анализ стихотворения “Листья”

Прежде чем начинать анализ стихотворения “Листья” Федора Тютчева, остановимся на стройной композиции произведения. Каждая строфа стихотворения имеет восемь строк, всего строф четыре, число знаменательных слов в каждой из строф примерно равное. Каждую строфу составляют две полустрофы, обозначенных четверостишиями-предложениями.

Первая строфа посвящена зиме, в первом четверостишии второй строфы речь идет о наступлении короткого лета. Первая полустрофа третьей строфы погружает нас в настроение осени, вторая полустрофа – в неопределенное позднеосеннее межсезонье, порождающие вечные вопросы: что делать – улетать или продолжать желтеть на ветке?

Четвертая строфа течение предзимнего времени ускоряет, что как бы подталкивает к выбору варианта бегства. Однако природа циклична, и после зимы непременно наступит весна, поэтому четвертая строфа произведения снова сменяется первой, на наших глазах свершается круг!

Анализ стихотворения Тютчева “Листья”

Формально стихотворение следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами зимний лес.

Но мы сразу же замечаем необычность описания – в нем нет ни умиления, ни восхищения красотами природы. Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега.

Гораздо рациональнее и честнее, по его мнению, поступают деревья, скидывающие на зиму свою листву.

Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и своих ровесников именует «легким племенем», дни которого кратковременны.

Человек радуется росе, ветру и солнечным лучам словно листок, однако цветы отцветают, птицы умолкают, что в ситуации с человеком означает, что молодость быстротечна, зрелые годы полны разочарований, а старость – осознания никчемности и болезней.

Такое состояние автор сравнивает с бесполезно желтеющим поздним листком.

Невозможно избежать старости и преодолеть немощность, поэтому старческая жизнь лишена не только привлекательности, но и всякого смысла, – утверждает автор. Юный поэт еще не осознал, что с каждым прожитым годом к человеку приходит мудрость и питает его богатой пищей для размышлений.

В конце любой жизни Тютчев видит лишь мрак разочарования, пытается противиться неизбежному и с присущим молодости максимализмом обращается к ветру с призывом как можно скорее сорвать бесполезные листья с веток.

Пусть они скорее заканчивают свою земную жизнь, отправляются в бесконечное путешествие и не досаждают близким своими нравоучениями, болезнями и капризами.

Анализ стихотворения “Листья” недвусмысленно открывает перед нами душу молодого поэта, который ничего не желает знать о бесполезной, по его мнению, старости, уверен, что умрет молодым, более того – видит в этом единственно разумный и рациональный исход. Лирический герой стихотворения призывает ветер поскорее сорвать бесполезные листья. Молодой Тютчев боится старости, рассчитывает, что его собственная жизнь оборвется внезапно, словно жизнь неожиданно сорванного с ветки листка.

Ещё больше интересного

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья» является образцом его изначальных взглядов на русскую литературу, которое было написано поэтом в весьма юном, семнадцатилетнем возрасте. Именно тогда, в 1830 году молодой поэт не по годам серьезно размышляет о человеческой природе и быстротечности жизни.

Произведение «Листья» можно было бы разделить на части, которые имеют разные оси. Начало произведения можно обозначить пейзажной лирикой. С первых слов перед читателями вырастает хвойный лес, дремлющий под снежным покровом и при этом остающийся всегда зеленым.

При этом автор не прибегает к ожидаемому восхищению родными пейзажами. Напротив, Тютчеву кажется, что эта вечная молодость фальшива и, не смотря на то, что ели и сосны никогда не желтеют, они никогда не смогут быть истинно молодыми и постоянно возрождаться весной, подобно остальным деревьям.

«Их тощая зелень»,- говорит автор и подчеркивает тем самым, что даже когда вечно зеленая хвоя укутана снегом, она все равно остается жалкой. Однако в этом созерцании автор закладывает значительно больший смысл и на примере сосен указывает на тех людей, которые живут без исканий, пресекают любые порывы.

Их жизнь скучна и однообразна, при этом они не ощущают опустошения («ввек не желтеет»), а потому их жизнь нельзя назвать полноценной.

Вслед за этим, во второй строфе автор противопоставляет описанным ранее людям тех, кто живет, не подавляя своих чувств, и имеет страсть к жизни. Именно такие люди сравниваются с настоящими листьями. При этом с помощью смены времен глаголов в первой и второй строфах автору удается сделать акцент на том, что жизнь листьев быстротечна и мимолетна.

С третьей строфой связаны перемены, которые наступают в жизни листьев, когда приходит осень. Здесь нет ярких эпитетов, а олицетворения направлены на обозначение угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели».

Однако уже далее автор ставит риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?», что ставит под сомнение неизменность данного положения и сразу же находится решение – отправиться вслед за тем, что уже ушло.

В завершении стихотворения, повелительными наклонениями «сорвите», «умчите», «летите» автор говорит о том, что, по его мнению, стареть, оставаться на одном месте и влачить существование, меняя один безликий день на другой не возможно. Так Тютчев определяет свое отношение к жизни и желание умереть молодым. Последняя строка «Мы с вами летим!» является победой, в которой сбывается мечта.

Пейзажно-философское произведение «Листья» говорит о необходимости каждый день наполнять свою жизнь радостью, приносить добро и гармонию и не мириться с серым потоком будней.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»

Ранний период творчества Федора Тютчева уже отличался гармоническим сочетанием мыслей и чувств поэта. Не исключением стало стихотворное произведение «Листья», которое он написал в семнадцатилетнем возрасте. Поэзия относится к пейзажной лирике, однако в нее очень тонко вплетены философские мотивы.

Тема поэзии – изображение листьев, как живые существ, умеющих мыслить и мечтать. Все содержание стихотворения можно разделить на две части. В первой поэт описывает лес зимой, когда деревья спят «…в снега и метели закутавшись…» Однако зимний пейзаж не вызывает умиления, а сами деревья выглядят жалкими.

Во второй части поэзии «Листья» автор делает сравнение человеческой сущности с самой природой. Воображение автора рисует картину, в которой листья ведут своеобразный «монолог», при этом умея чувствовать и думать. Так что такой стилистический прием, как персонификация, лег в основу поэтического шедевра.

Идея стихотворения – акцентирование на том, что все ведущее к разрушению без отважных взлетов, – недопустимо и ужасно.

Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, что являются восьмистишием. Строфы делятся на две полустрофы, каждая из которых – законченное предложение из четырех строк.

В первой строфе, описывая лес в снежных сугробах, автор дает понять, что хвойные иголки – символ, ведь на самом деле это люди, которые не умеют жить полноценно. В мир, что воспринимается как настоящая жизнь, поэт вводит нас во второй строфе. В третьей – грядут перемены: наступает осень. В 4 строфе звучат нотки победы, что мечты сбываются («Мы с вами летим!»).

Стихотворный размер произведения – двухстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная, рифма женская (на предпоследний слог падает ударение).

Тютчевское произведение «Листья» насквозь пронизано художественными приемами. К примеру, в первой строфе встречается повтор («ввек не желтеет», «ввек не свежа»). Во всем произведении присутствует контрастный параллелизм (грусть – радость).

Просматривается в стихотворении и аллитерация (повторы шипящих «с», «ш», «щ» и сонорных «м», «л», а также ассонанс (повторяются гласные «о», «у», «е»). Присутствуют здесь эпитеты: «легкое племя», «докучливых ветвей», «красное лето», «буйные ветры», сравнение («как иглы ежа») и олицетворения «цветем», «блестим».

Отличается стих также богатым синтаксисом. Риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» имеет молниеносное решение – улететь с теплыми ветрами юга. Насыщена поэзия восклицательными предложениям («Летите, летите! Мы с вами летим!»). В 3 строфе ярко выражен синтаксический параллелизм.

Анализируя поэзию, читатель приоткрывает своему взору душу юного поэта, которому не хочется ведать что-либо о старости, он боится того, что жизнь может закончиться неожиданно. Так что нельзя жить во смирении с серыми будничными днями, а стремиться внести в новый прожитый день радость, добро и красоту.

«Листья», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.

В основе поэтической пьесы лежит олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя». «мы были в красе». «мы с вами летим» ).

Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах. грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа ). В повествовании отсутствует динамика.

Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень» ). Повтор лексемы«ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет» ), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа» ).

Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».

Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек – кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами.

Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты«красное лето». «легкое племя». олицетворения«цветем». «блестим». Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни.

Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли ).

Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли ).

Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощью риторического вопроса. усиленного эмоционально окрашенным словом «даром».

выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите ) или в настоящем времени (мы… летим ). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры». «докучливых ветвей» ).

Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!» ) звучат победные интонации сбывшейся мечты.

Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса.

риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли» ).

Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа ). Произведение написано двухстопным амфибрахием. трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.

Темы соседних сочинений

← Листок↑ ТютчевМайская ночь →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/listya

Анализ стихотворения Тютчева Листья 6 класс

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не просвечивается житейская мудрость. Тютчев был молод и не хотел дожить до старости.

Герои этого произведения – листья на дереве. Они рассказывают читателю свои мысли. Вот стоят сосны и ели, они зелёные всю зиму. Их хвоя не теряет ни свежести, ни красок. Но она, хоть никогда не желтеет, никогда и не является свежей. Какую свежесть можно найти в этих тощих зелёных иголках?

Они же, листья – совсем другое дело. Они себя называют лёгким племенем. Листья свежие, красивые, блестящие. И на ветках им не круглый год торчать. Летом они купаются в росе, греются под солнечными лучами. А когда наступает осень, когда птицы прекращают петь, цветы перестают цвести и ветра становятся совсем другими, их срывает с веток и уносит вдаль.

И вправду, зачем быть привязанными к своему дому, когда уже нет ни красок, ни свежести? Листья хотят улететь далеко-далеко, вслед за птицами. И не дождутся этого момента. Их терзает нетерпеливость. Они просят ветра скорее сорвать их и унести в другие края. Потому что им не хочется стариться.

Не хотелось стариться и Тютчеву. В семнадцать лет его пугала старость. Для него это было время не мудрости, но слабости. Болезни, жалобы на жизнь и своё здоровье, угасание… Всё это приводило юного Тютчева в ужас. Он хотел умереть молодым, чтобы не испытать мучений старости. Эти мысли и были вложены в стихотворение «Листья».

Тогда Тютчев ещё не сформировался как поэт. Зрелые произведения пойдут, начиная с 50-х годов. Пока он пылкий и не слишком много думает. Но удалось ли ему исполнить свою мечту умереть молодым? Нет.

Тютчев всё-таки состарился. Потом у него пойдут другие стихотворения, где он описывает эту пору жизни, но он всегда был против жалоб и недовольства стариков.

И тем не менее, жаловаться на жизнь ему пришлось.

Когда второй инсульт парализовал его, Тютчев до конца своих дней роптал на бессилие своего тела. Он не смирился с тем, что оно уже неподвластно ему. Желание быть молодым не покинуло его и перед смертью. И дряхлый листок наконец сорвало с дерева.

Анализ стихотворения Листья Тютчева

Стихотворение Ф. И. Тютчева написано в жанре пейзажно-философской лирики. Композиция произведения включает в себя четыре строфы из восьми строк.

В первой части произведения описывается зимний лес, покрытый снегом. В описании пейзажа акцент делается закутанной в снежную шапку зелени. Природа в первой строфе выглядит унылой и увядающей.

Во второй строфе речь идет о коротком лете, в то время как в третьей описывается осень. В тексте прослеживается контраст между ностальгической грустью и теплыми воспоминаниями о прошлом. Также автор противопоставляет жизнь и смерть, яркую юность и унылую старость.

Стихотворение, написанное двустопным амфибрахием, отличается богатством речи. В тексте встречается множество эпитетов, метафор и аллитераций, передающих читателю шелест листвы.

Основой произведения являются олицетворения, при этом стихотворение написано в форме монолога. Листок, являющийся лирическим героем стихотворения, сравнивается с человеком, желающим умереть молодым.

Он просит ветер побыстрее сорвать его, потому что не хочет увядать. Вместе с тем автор пытается донести для читателя необходимость наслаждаться молодостью и стремиться наполнять каждый день радостью и новыми впечатлениями.

Ведь наша жизнь проходит слишком быстро, поэтому каждый ее момент должен быть запоминающимся.

По мнению автора, на закате лет жизнь становится лишенной не только былых красок, но и смысла.

Поэт, которому на момент написания произведения едва исполнилось 17 лет, мечтал умереть в юности, чтобы не испытывать старческой немощи и сожаления о скоротечности жизни и не обременять своих родных.

Однако, его надеждам было не суждено исполниться. Ф.И. Тютчев умер в возрасте 70 лет от инсульта, из-за которого полгода пробыл в парализованном состоянии.

Вариант №3

Произведение «Листья» – образец первоначальной точки зрения поэта на литературу, написавшего это стихотворение будучи юношей в семнадцать лет, в 1830 году. В тот период времени автор глубоко философствует о человеческой сущности и скоротечном беге жизни.

Стихотворение смело делится на элементы, имеющие различные направления. Начало стихотворения можно смело назвать чувственностью пейзажа. С самых первых строчек пред нами предстает красивый хвойный лес, покрытый густым ковром из снега, но остающимся под ним вечнозеленым.

Тютчев не восторгается пейзажами родины. Наоборот, поэт дает четкое представление, что их вечная молодость неискренняя, ведь несмотря ни на что хвойный лес вечнозелен, но он не может быть молодым и зацвести весной, как другие деревья.

«Но ввек не свежа»,- обращается к нам автор и заостряет внимание на том, что даже тогда, когда вечнозеленые деревья укрыты снегом, в этом чувствуется неискренность. Таким образом, поэт хочет указать на такой тип людей, живущих без приключений, пресекающих разные побуждения.

На их неинтересную и лишенную всяких приключений жизнь.

Вдогонку поэт ставит в противоположность консервативному типу людей, другой типаж – людей горячо любящих жизнь. Именно они сопоставимы с листьями. Не без помощи перемены времен глаголов в первой и во второй строфах поэт акцентирует нашу заинтересованность на скоротечности мгновений листочков.

С третьей строфой непосредственно имеют связь те метаморфозы, ворвавшиеся в размеренное существование листьев, с наступлением осени. Здесь без каких-либо красивых описаний, поэт тонко дает понять их момент угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели». Впоследствии поэт задается вопросом: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» так и не удостоив его ответом.

Стихотворный размер данного стихотворения – двухстопный амфибрахий.

В конце произведения, его величеством глагола повелительного наклонения «сорвите», «умчите», «летите» поэт хочет сказать нам, что жить унылыми буднями, стареть и проживать день за днем монотонно, это неправильно. В его словах чувствуется порыв – умереть молодым. Именно заключительная строка «Мы с вами летим!» – это пик достижения поставленной цели.

Данное произведение прямым текстом указывает нам на то, что нельзя проживать новый день безотрадно и уныло, нужно радоваться каждым мелочам в этой жизни, ведь она так быстротечна и может оборваться в любой момент… Поэтому важно привнести в новый день добро, любовь, красоту.

Анализ стиха Листья Тютчева 6 класс

Главными героями стихотворения Федора Ивановича Тютчева выступают непосредственно листья. Их век контрастен, ярок, однако, весьма недолог. Тютчев сравнивает их с хвойными иголками. Лист меняет твой цвет в зависимости от времени года, хвоя же зимой и летом одного цвета. Но автор, все-таки, принимает сторону короткой, но яркой жизни.

Стихотворение самобытно, потому что многие слова уже сейчас являются архаизмами. Так, например, Тютчев использует слово “зефиры”, которым раньше поэты называли теплые ветра.

Возникает главный вопрос всего произведения. Если сравнивать жизнь людей и листьев, что лучше? Жить ярко и быстро или же принять сторону размерной и спокойной жизни. Зачастую, жизнь поэтов и писателей сродни судьбе листьев, в то время, как большая часть общества живет в стиле иголок.

Одушевленные листья именуют себя “легким пламенем”. Они глаголят о легкой и веселой жизнедеятельности, цветут и играют красками, будто гости на ветках деревьев. Летом они купаются в утренней росе, напоминая молодежь, которая полна сил и желания жить.

Но вот в стихотворении автор переходит к осени. Юность листьев закончилась, цветы отцвели и птички улетели в теплые края. Подобно людям, и желто-багровые листья вспоминают о счастливых теплых деньках.

Во второй половине стихотворения перед читателем изображаются скудные картины завершающейся прекрасной поры и печаль от приближающейся зимы. Именно в этот момент листья просят сорвать их с деревьев как можно скорее.

Приближение метелей и снегов кажется печальной авантюрой. Именно в этом мы слышим нотки уверенности и страсти.

Отрадно заметить, что стихотворение было написано Федором Ивановичем в семнадцатилетнем возрасте. Но юноше удалось поставить себя на место человека в возрасте и взглянуть сверху на молодые годы, приняв на душу все тяготы старчества. Это лирическое и немного философское произведение.

Кратко по плану 6 класс

  • Анализ стихотворения Баратынского Элегия 9 классДанное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,
  • Анализ стихотворения Бунина Листопад 4 классИоанн Алексеевич постоянно выделялся красочными лиричными отображениями свой натуры. Стихотворение было написано в тридцать лет, поэт тогда только начинал свою жизненную деятельность. В том же году оно было напечатано.
  • Анализ стихотворения Цветаевой МамеВ 1907 году совсем молоденькой Марине Цветаевой пришлось впервые самостоятельно уехать за границу в Париж, чтобы изучать французскую поэзию и, долго думая о своей прожитой жизни, о так быстро пролетевшем детстве, девушка решила
  • Анализ стихотворения Фета СосныСтихотворение “Сосны”, написанное Афанасием Афанасьевичем Фетом, впервые вышло в свет в 1855 году. В его подтексте можно обнаружить заложенные туда различные ниточки, из которых позже сплетается клубок иного смысла
  • Анализ стихотворения Блока На лугуВесна – долгожданное время года, которое вызывает разные ассоциации в творчестве писателей русской литературы. В лирике Александра Александровича Блока она символизирует пробуждение всего живого.

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/listya-6-klass

Тютчев Листья

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Федор Иванович Тютчев внес в русскую литературу огромный вклад. Его эстетические воззрения вызывают до сих пор много споров и противоречивых мнений. И это оправдывается тем, что этот поэт был не только талантлив, но смог внести в литературу и свое видение мира, и свое необычное написание стихов.

Доказано, что Тютчев был последователем творчества Шеллинга, который известен всему миру как философ –идеалист. Этот немецкий философ понимал природу как единство противоположностей, которое в мире обязательно должно быть закономерно. Кстати, его воззрения нашли особый отклик среди поэтов –романтиков, причем не только в Европе, но и в России.

Это и нашло отражение в прекрасном стихотворном творении Тютчева «Листья».

История создания тютчевского стихотворения «Листья»

Из биографии Федора Тютчева известно, что в 1821 году он уезжает за границу, в Германию. Он вынужден это сделать, так как его дипломатическая работа требует этого. Уже в Германии, где он пребывал в качестве дипломата, он успел познакомиться и со своими литературными кумирами: Шеллингом и Гейне.

Здесь же он женился на прекрасной девушке Элеоноре Петерсон, в которую был сильно влюблен. И, конечно же, продолжал писать свои необыкновенные стихи, ведь стихосложением он был увлечен практически с ранних лет.

Так произошло, что перед своим отъездом, лирик виделся с Пушкиным и дал тому обещание, что не бросить поэзию.

Но и будет свои новые стихотворные творения присылать на родину. А уже Александр Сергеевич обещал ему печать на родине. Поэтому вскоре он в России стал известен, хотя эта слава была немного своеобразной. В это время было создано и опубликовано в России и известное тютчевское стихотворение «Листья».

К сожалению, уже после смерти величайшего поэта Пушкина произведения Федора Тютчева перестали публиковать на родине поэта.

Впоследствии еще один поэт Николай Некрасов в своей статье заявил о том, что его литературный дар можно отнести к самым лучшим поэтическим талантам, которые часто так и остаются неизвестными народу. Но Некрасов поставил Федора Тютчева в один ряд с такими поэтами, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, показав всю глубину таланта поэта. ЛистьяПусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят.Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,Цветем и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.Все красное летоМы были в красе,Играли с лучами,Купались в росе!..Но птички отпели,Цветы отцвели,Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!

Тема и идея тютчевского стихотворения

Прекрасно назвал поэта – лирика и философа Федора Тютчева известный писатель Иван Тургенев, говоря, что он поэт такой мысли, которая слита с чувством, поэтому так психологически точно он отражал все, в том числе и страсть. В тютчевском стихотворении прекрасно видны движения души, которые можно сравнивать с тем, что происходит в природе, когда она увядает.

Композиция произведения строится на основе такого литературного приема, как параллелизм. Так, автор пытается поставить внешний мир, который представлен в тютчевском стихотворении как пейзаж, с внутренним миром желаний и стремлений человека.

Поэтому можно прийти к выводу о том, что основной темой этого стихотворного творения поэта-философа все-таки является противопоставление эмоций, чувств, буйных, бурных и ярких, спокойствию, которое на эмоциональном фоне кажется холодным. Проанализируем более подробно тютчевский сюжет.

Так, уже в первой строфе своего произведения автор показывает картину природы: хвойные и вечнозеленые деревья стоят неподвижные и застывшие. Они всегда находятся в покое, который для них равен вечности.

Вторая строфа тютчевского стихотворного сюжета идет противопоставление зимней стужи и холодной неподвижности. Теперь появляется яркое лето, пускай даже немного и короткое, но насыщенное красками.

И здесь уже поэт использует олицетворение, так как повествование идет от лица листьев, которые повисли на деревцах, но уже не хвойных, а лиственных.

Остановимcя подробнее и на третьей тютчевской строфе, которая теперь показывает осеннюю пору в природе, сравнивая е с порой угасания в жизни человека.

Также как увядает природа, так же точно угасает и человеческая жизнь. Поэтому-то уже в четвертой стихотворной строфе все резко меняется: листья так сильно не желают увядать и угасать, что они обращаются к ветру с просьбой, чтобы он сорвал их с деревьев и унес с собой.

Отсюда можно выделить и основную идею всего тютчевского стихотворения: спокойный осенний пейзаж нарушает листва, которая, не переставая, крутиться на ветру. И теперь это все тютчевское произведение превращается в монолог, эмоциональный и чувственный.

Но монолог этот пронизан некой и философской идеей, в которой заложена мысль о том, что без взлета, даже маленького, но отважного, дерзкого, любого, гибель и разрушение, любое тление будет выглядеть трагично и ужасно.

Композиция тютчевского стихотворения состоит из четырех строф-восьмистиший, которые состоят из двух полустроф. Поэтому все произведение построено на контрасте. Например, радость воспоминаний и одновременно грусть, смерть и обязательно жизнь.

Все произведение написано двухстопным амфибрахием, но трехсложной стопой, где ударение падает на второй слог.

Художественно-выразительные средства тютчевского стихотворения «Листья»

Лирик Федор Тютчев использует в своем небольшом по объему, но довольно глубоком и содержательном стихотворном творении использует самые разные художественные средства, которые придают этому тексту выразительность и эмоциональность, помогая создавать литературные образы: ✚Антитеза: они помогают поэту.

Так, у автора природа, представленная в виде сосен и елей, постоянно находится в спячке, даже независимо от времени года: зимы или лета. Так поэт – философ показал, что природа не подвергается никаким изменениям. Но тут же автор показывает, что не вся природа находится в таком состоянии.

Так, можно увидеть зелень на лиственных деревьях, которая блестит и искрится, наливаясь соком. ✚Эпитеты: при описании зелени автор использует интересное определение – «тощая». ✚Сравнения: Иглы хвойных деревьев лирик сравнил с ежовыми. А зелень, которая никогда не желтеет, но при этом у елей и сосен она не бывает свежей, подобна некой мумии.

Это сравнение эмоциональное и поэт-философ говорит о том, что эти хвойные деревья даже не растут, а выглядят так, словно торчат, словно их кто-то просто воткнул в землю и они от нее не получают никаких соков. Так просто и так литературно – образно Тютчев лишает их даже малейшего намека на жизнь и какое-либо движение.

Другое дело лиственные деревья, которые постоянно находятся в свете и в движении.✚Олицетворения и метафоры: листья у поэта, словно племя, которое вдруг неожиданно решило погостить на ветках деревьев и вот теперь во всей своей красе, непросто повисли, а они то играют с солнечными лучами, а то, если есть роса, купаются в ней.

Но если лиственные деревья имеют краткое время своей жизни, то про хвойные лирик употребляет слово «ввек». Федор Тютчев использует лексику простую и сниженную, то вдруг переходит к высокому стилю и тогда уже использует такие слова, как «красное лето», или «зефиры», или «легкое племя».

Теперь стоит перейти к морфологическому и фонетическому анализу тютчевского стихотворения «Листья».

Начнем анализ с первой строфы, где показана ужасная картина хвойных деревьев, которые уже успели застыть в холоде. Для этого лирик использует три глагола, которые употребляются им лишь только в настоящем времени.

Это помогает лирику подчеркнуть статичность. Звукопись этой тютчевской стихотворной строки отличается тем, что в ней используется аллитерация: большое количество шипящих и свистящих согласных. Все содержание усиливает частица «пусть», которая показывает настроение. Сюжет второй строфы посвящен лету, поэтому здесь и глаголов больше.

Теперь лирик их берет шесть, и употребляются они не только в настоящем времени, но и в прошедшем. И это помогает читателю почувствовать движение, пускай и короткое, но такой яркое и насыщенное. И здесь опять аллитерация: употребляются такие звуки, как р, л, м. Все они сонорные. Так передается гармония, полнота жизни.

Третья тютчевская строфа позволяет автору использовать глаголы и в неопределенной форме, а также глаголы в прошедшем времени. Но теперь речь идет о гибели и увядании. Но есть еще некое чувство тревоги и даже некой безнадежности, и это создается при помощи глухих согласных звуков.

Интересно и бессоюзное предложение, с которого начинается это самое первое четверостишие. Так, в нем совершенно нет второстепенных членов, а ведь нераспространенные предложения у поэта Федора Тютчева встречаются очень редко.

Уже во второй части этой же строфы автор усиливает эмоциональное состояние, используя риторический вопрос.

А в последней строфе уже звучит сильная мольба, наполненная отчаянием. Это словно заклинание, которое адресовано к лиственному ветру. И здесь уже Федор Тютчев использует глаголы, но только теперь настоящего времени, а также восклицательные предложения. Для этого лирики потребовались протяжные гласные звуки: е-о-у. Но их поэт ставит рядом с такими согласными, как с и т, чтобы создать шум от ветра, и читателю кажется, что это его свист.

Критические отзывы о тютчевском стихотворении

Тютчевское стихотворение – это прекрасное изображение лирики, но в то же время это и попытка поэта показать свои эмоциональные переживания в картины природы. Каждый миг жизни имеет свою неповторимую красоту.

Поэтому так много критических отзывов вызвало именно это стихотворное произведение лирика. Так. Ю.Самарин утверждал, что Федор Тютчев никогда не относился к русскому языку, его богатству фамильярно.

Вот как пишет критик:

«Ему удалось отыскать в нем такие тонкости, такие богатства и средства, которые в нем были, несомненно, но которых никто в нем не подозревал».

А вот Владимир Сольвьев утверждал, что Ф.Тютчев – самый сильный талант во всей поэзии. Эту же мысль подтверждал и А.Волынский, который считал тютчевские стихи полным откровением: ночным, небесным, душевным.

Источник: https://gfom.ru/tyutchev_listya.php

Анализ стихотворения Тютчева «Листья». Анализ лирического стихотворения Тютчева «Листья»

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Прежде чем предложить вниманию читателя анализ стихотворения Тютчева «Листья», скажем несколько слов об эстетических воззрениях поэта.

Федор Иванович был последователем немецкого философа-идеалиста Шеллинга, который понимал природу как закономерное единство противоположностей. Эта концепция нашла немало поклонников в среде молодых поэтов-романтиков не только в Европе, но и в нашем отечестве.

В какой степени мировоззрение поэта отразилось в его бессмертных творениях, поможет оценить анализ лирического стихотворения Тютчева «Листья».

Первостепенный поэт

Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами – Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества.

Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья».

После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н.

Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.

План анализа стихотворения Тютчева «Листья» видится нам следующим образом: определяем тему и идею произведения. Оцениваем композицию. Рассматриваем художественные приемы и средства образной выразительности, подводим итог.

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»: тема и композиция

Иван Сергеевич Тургенев называл Федора Тютчева поэтом мысли, слитой с чувством. Он подчеркнул и еще одну особенность поэзии мастера слова: психологическую точность его лирики и страсть как главный ее мотив.

В стихотворении «Листья» Тютчев анализ душевных движений сопрягает с картиной увядающей природы. Композиция основана на параллелизме: сопоставляется внешний мир (пейзаж) и внутренняя сфера человеческих устремлений.

Очевидно, что темой стихотворения является противопоставление буйных и ярких чувств холодному спокойствию. Каким образом это делается?

В первой строфе стихотворения перед нами предстает картина неподвижных, как бы застывших в вечном покое хвойных вечнозеленых деревьев. Во второй строфе, в противовес зимней неподвижности, появляется зарисовка яркого короткого лета.

Поэт использует прием олицетворения: речь идет от лица листьев на лиственных деревцах. Третья строфа представляет осеннюю пору медленного остывания и угасания природы.

Четвертая строфа проникнута страстной мольбой: листья просят ветер сорвать и унести их с собой, чтобы избежать увядания и смерти.

Идея лирического произведения

Осенний пейзаж, когда можно наблюдать кружащуюся на ветру листву, поэт превращает в эмоциональный монолог, пронизанный философской идеей о том, что медленное незримое тление, разрушение, гибель без отважного и дерзкого взлета неприемлема, ужасна, глубоко трагична. Посмотрим, при помощи каких художественных средств поэт это делает.

Художественные приемы

Тютчев выразительно использует антитезу. Сосны и ели предстают в состоянии зимней мертвой спячки даже летом, поскольку они не подвержены никаким изменениям. Их «тощая зелень» (обратим внимание на эпитет!) противопоставляется сочной, блистающей в солнечных лучах и росе листве лета.

Ощущение бездушной статичности хвойных деревьев усиливается эмоциональным сравнением их игл с ежовыми. Зелень, которая «ввек не желтеет, но ввек не свежа», чем-то сродни безжизненной мумии.

В представлении автора хвойные образчики флоры даже не растут, а «торчат», словно их не питают через корни соки земли, а кто-то механически воткнул, как иглы, в землю. Так поэт лишает их даже намека на жизнь и движение.

Лиственные деревья, наоборот, представлены в непрерывной динамике, переливах света и тени. Поэт использует олицетворение и метафоры: листья – «племя», которое «гостит» на ветках «в красе», «играет с лучами», «купается в росе».

При описании хвойных деревьев употреблено слово «ввек», ему противостоит словосочетание «краткое время», относящееся к лиственным. В противовес сниженной лексике, какою представлены торчащие ели и сосны, автор апеллирует к высокому стилю: «зефиры», «красное лето», «легкое племя», говоря о трепетной листве.

Морфологический и фонетический анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Первая строфа, показывающая неприглядную картину застывших в холоде сосен и елей, содержит всего три глагола, употребленных в настоящем времени. Это подчеркивает статичность. Звукопись первой строфы отличается навязчивым присутствием свистящих и шипящих согласных.

Во второй строфе, рисующей листья летом, глаголов в два раза больше – их шесть, и употреблены они в настоящем и прошедшем времени, что усиливает ощущение непрерывного движения, краткой, но наполненной жизни. В противовес аллитерации шипящих и свистящих в предыдущей строфе, здесь преобладают сонорные звуки: л-м-р.

Это передает состояние гармонии, свойственной вдохновенной и полнокровной жизни.
Третья строфа предлагает глаголы в прошедшем времени и в неопределенной форме. Речь идет о приближающейся гибели, увядании. Настроение тревоги и безнадежности создает обилие глухих согласных фонем.

Последняя строфа исполнена отчаянной мольбы, она звучит как заклинание, как стон взывающих к ветру листьев. В ней много восклицаний и глаголов будущего времени. В звукописи отчетливо слышны протяжные гласные – о-у-е, которые в союзе с согласными «с» и «т» предают порывистый свист ветра.

Эстетическое кредо поэта

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» помог понять, что это не только изящный образец пейзажной лирики и гениальная попытка трансформировать картину природы в эмоциональные переживания. Перед нами – емкая философская формула, согласно которой бытие и вечность только тогда и имеют смысл, когда каждый миг наполнен мимолетной, жгучей и трепетной красотой.

Источник: http://fb.ru/article/134701/analiz-stihotvoreniya-tyutcheva-listya-analiz-liricheskogo-stihotvoreniya-tyutcheva-listya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.