Анализ стихотворения «Листопад» Бунина

Анализ стихотворения Бунина Листопад

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Стих «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина написано в 1990 году, поэту тогда было тридцать лет. Его стихотворение было написано о матушке природе и ее богатстве.

Какая красивая природа бывает в осеннее время, никто из писателей не передавал столь тонкой трагедии. На лице Бунина написана боль и радость. Боль состоит в том, что осень прекрасная пора, когда все вокруг превращается в миллионы красок. Мир надевает на себя маску, под которой его находит зима.

Здесь в этом момента проявляется боль, грань между двумя периодами создает смерть и возрождение чего-то нового. Лес описывается как дом, который полон теплоты и заботы. Листья и кроны деревьев могут означать окна и двери. В этот момент по лесу начинает ходить мороз, он окутывает весь мир в белое полотно.

Осенний бор Бунина подобен на небылицу, загадочную, необыкновенную и удивительную.

В любой строчке стихотворения «Листопад» ощущается страсть стихотворца к родимой натуре, представление ее прелести и восторг ее величием. Бунин постоянно выделялся собственными лиричными, красочными отображениями естества.

Если следить за ходом периода, за сменой времен года, то понемногу все житейские неурядицы отступают на следующий план, пасуя пред величием природы. «Листопад» был сочинен в монолитном креативном порыве, фразы отталкиваются от самого сердца создателя.

Он любил гулять в тишине и наблюдать, как меняется жизнь.

Конечно, это его не единственное сочинение, которое произвело большое впечатление на многих людей. Если заглянуть в его все творчество, можно найти много интересного.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, —
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.
1900

Анализ стихотворения Бунина Листопад 2 вариант

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М.

Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии.

Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» — произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом.

Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами.

Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы.

В начале поэмы время кратко — один день, «сегодня», а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда.

Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…»), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова», хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя.

Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса, используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы»).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья) и направленное движение (гуси держат перелет).

Actionteaser.ru – тизерная реклама

«Листопад» отличает обилие тропов. Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

Анализ стихотворения Бунина Листопад 3 вариант

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора.

Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения.

Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки – здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина».

Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной».

А играющий последний мотылек — единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха – «на паутине замирает».

В последнем четверостишье, автор снова возвращается к поэтическому образу осени, но в ее описании использует уже не красочные и яркие сравнения, а тишину, которая объяла все:

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://shollsoch.ru/2018/03/27/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B0/

Анализ стихотворения

Анализ стихотворения «Листопад» Бунина

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни.

Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план.

Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Прежде чем начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет.

А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале “Жизнь” с подзаголовком “Осенняя поэма” и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник “Листопад” был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году).

До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

“Листопад” – стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его – описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. “Листопад” – стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны четырехстопным ямбом.

При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы.

Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения “Листопад” Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко – это “сегодня”, то есть один день. А действие произведения ограничено поляной.

Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц (“Сентябрь, кружась по чащам бора…”). Это же можно сказать и о пространстве – оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес.

Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, “тихая вдова”. Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные художественные приемы и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя.

Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме.

Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота – холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса.

Для этого он использует различные контрасты и краски (“серебро паутины”, “лиловый терем”, “светлая, солнечная поляна”, “янтарный отблеск листвы”).

Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну – с широким двором, а просветы в листве для него – словно оконца.

Анализ стиха Бунина “Листопад” позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ “тихой вдовы”, а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

“Листопад”: анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе (“льет дождь”, “кружатся листья”), а также антитеза, которая противопоставляет направленное (“гуси держат перелет”) и беспорядочное движение (“кружатся листья”).

Обилием тропов характеризуется поэма “Листопад” (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс “о” и “е”, который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков “с” и “ш”.

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто “сеть из серебра”. Кроме того, в произведении встречаются метафоры (“пестрый терем”, “среди широкого двора”), олицетворения (осень входит в “терем свой”), эпитеты (“морозное серебро”, “мертвое молчание”, “тихая вдова”).

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения “Листопад” Бунина, отметим, что автор его – настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы.

Мнение многих литературоведов сходится в том, что “Листопад” является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы.

Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями.

Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха “Листопад” Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Источник: https://2qm.ru/obrazovanie/srednee-obrazovanie-i-shkoly/analiz-stihotvoreniia-listopad-bynina-i-a.html

Датировка стихотворения

Прежде чем начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет.

А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале “Жизнь” с подзаголовком “Осенняя поэма” и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник “Листопад” был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году).

До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

“Листопад” – стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его – описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Об авторе

Прежде чем начать анализ стихотворения “Листопад” Бунина, расскажем о самом авторе.

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже. Он происходил из семьи обедневших дворян. Рано пошел работать, начал карьеру в журналистике. Будущий поэт признается, что вырос на Пушкине, стихи которого постоянно звучали в доме.

В детстве у мальчика был гувернер – студент Московского университета Николай Ромашков. Именно он пристрастил его к чтению. Бунин получил полноценное домашнее образование, которое включало в себя, помимо основных предметов, латынь и рисование.

Сам Бунин признавался, что среди первых книг, которые он прочитал самостоятельно, были сборники британской поэзии и “Одиссея” Гомера.

Первые неудачи

В молодости начинающий поэт сильно переживал из-за того, что критики и читатели обращали на него немного внимания. Сложности были связаны с тем, что у него не было литературных агентов, которые могли бы организовать рецензии в прессе. Он самостоятельно отправлял произведения всем своим знакомым с просьбой писать отзывы.

Дебютный сборник его стихов, который вышел в Орле, остался практически никем не замеченным. В 1897 году была напечатана его вторая книга под названием “На край света и другие рассказы”.

На нее поступило около 20 отзывов от критиков. Все они были снисходительно-благодушными, но не более.

К тому же в то время такое небольшое количество отзывов выглядело мизерным по сравнению с оценкой работ Горького или Леонида, которыми восторгались критики.

Сборник “Листопад”

Составляя анализ стихотворения Бунина “Листопад”, нужно обязательно учитывать, что оно входило в состав сборника, который стал первым успехом писателя.

Сборник “Листопад” был издан в издательстве “Скорпион” в 1901 году. Ходасевич отмечал, что именно ей Бунин обязан своей популярности. Тогда же поэт обратился к Чехову с просьбой выдвинуть “Листопад” и вышедший несколькими годами ранее перевод “Песни о Гайавате” на Пушкинскую премию.

Чехов согласился, но для начала проконсультировался с известным юристом Анатолием Кони. Чехов признавался, что сам уже неоднократно получал премии, но сам своих книг никогда не посылал. Поэтому просто не знал, как действовать, кому писать, куда отправлять произведения.

Кони он просил помочь советом, подсказать, как действовать в такой ситуации.

В феврале 1903 году стало известно, что рецензентом Бунина по присуждению Пушкинской премии назначен известный отечественный поэт, прозаик и публицист Арсений Голенищев-Кутузов, потомок легендарного полководца.

Вскоре отзыв на сборник появился и в “Литературных вечерах “Нового мира”.

В нем Платон Краснов отмечал, что стихи весьма однообразны, сравнив с Фетом и Тютчевым, отметил, что Бунину не удается писать о природе настолько увлекательно.

Отзыв Голенищева-Кутузова, наоборот, оказался восторженным. Он отметил, что Бунину свойственен уникальный, ни на что не похожий свой язык.

В октябре 1903 года в результате ания Бунину была присуждена Пушкинская премия. В денежном выражении она равнялась 500 рублям. После этого к поэту стали относиться, как общепризнанному литератору, но коммерческого успеха его книгам она не добавила.

Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал, что в издательстве “Скорпион” еще несколько лет лежали нераспечатанные коробки с “Листопадом”. Посетители использовали их вместо мебели. В результате издательство пошло на снижение цены. Вместо одного рубля “Листопад” стали продавать по 60 копеек.

Анализ стихотворения “Листопад” Бунина

Стоит отметить, что это стихотворение было создано в ранний период творческого пути автора. Оно было написано в 1900 году, когда поэту исполнилось 30 лет. Впервые его напечатали в питерском журнале жизнь. Оно было сопровождено подзаголовком “Осенняя поэма”. Интересно, что текст был конкретно посвящен Максиму Горькому.

Именно это произведение дано название сборнику, напечатанному в 1901 году, который в итоге был удостоен Пушкинской премии. Сам Бунин дорожил им до конца жизни.

При анализе стихотворения “Листопад” Бунина нужно отметить, что это так называемое произведение пейзажной лирики. Оно посвящено исключительно теме описания осенней природы. Автор наблюдает за неспешно меняющей картиной окружающей его природы, при этом начинает размышлять о человеческой судьбе и жизни, в стихотворении появляются философские мотивы.

Структура стихотворения

В анализ стихотворения Бунина “Листопад” по плану необходимо включить оценку рифмовки текста. Его отличает весьма своеобразное построение. Произведение поэта состоит из семи четверостиший и двух двустиший. Они имеют одинаковый и строгий размер – это четырехстопный ямб.

При этом строфы существенно отличаются одна от другой.

Если первая, третья и пятая написаны с перекрестной рифмовкой, в них попеременно чередуются женская и мужская рифмы, то шестая, восьмая и девятая строфы имеют кольцевую рифмовку.

По-своему написаны вторая, четвертая и седьмая строфы – у них смежные рифмы. Одна из главных особенностей этого стихотворения – его напевность, которая приближает текст к фольклору, народному творчеству.

На протяжении всего стихотворения Бунин пытается всеми силами раздвинуть границы пространства и времени. В самом начале он пишет только об одном дне, ограничивая действия исключительно одной поляной. Все это позволяет читателю насладиться последними мгновениями счастья от уходящего лета – последнего мотылька, пение улетающего дрозда, почувствовать последнее солнечное тепло.

Ближе к середине время расширяется до целого месяца – речь уже идет о целом месяце – сентябре, увеличивается и описываемое пространство. Это уже и лес, и все небо.

При анализе стихотворения “Листопад” Ивана Бунина нужно обязательно отметить, что к концу текста пространство и время принимают уже межпланетарные масштабы Вселенной.

Образ Осени

Важную роль в тексте играет образ Осени. Интересно, что это уникальное произведение, понятное и интересное как младшим школьникам, так и старшеклассника. Например, анализ стихотворения Бунина “Листопад” в 3 классе посвящен в основном тому, что описывает автор. Тому, как он относится к природе, окружающей его среде.

При этом анализ стихотворения “Листопад” Бунина в 11 классе уже более глубокий. Он включает в себя оценку образа Осени.

Осень в тексте включает в себя множество понятий. Это не только время года, но и самостоятельное существо. Своеобразная тихая вдова, владычица леса и всей увядающей природы.

Изображая Осень, поэт использует прием очеловечивания. Так он приоткрывает внутреннюю жизнь природы, наполненную своими печалями и радостями, болью, страданиями и открытиями.

Художественные приемы и средства

План анализа стихотворения “Листопад” И. Бунина включает в себя описание используемых автором художественных приемов. С их помощью поэту удается передать, как меняется настроение лирического героя, не отделяя при этом человека от природы.

Бунин в тексте приводит идею цикличности всех процессов, существующих в мироздании, а значит, вечной жизни всего сущего. В своем стихотворении он создает закольцованное повествование, проводит линию от прекрасной золотой осени через увядание и красоту к новой красоте. Теперь уже холодной и зимней.

Части стихотворения

Первая часть этот текста особенно запоминается образ осеннего леса. Бунин не жалеет ярких красок, описывая “лиловый терем”, “янтарный отблеск листвы”, “серебро паутины”. Он как будто рисует на бумаге настоящую осеннюю сказку.

Затем бодрый ритм повествования сменяется грустным и упадническим настроением. Он связан с появлением образа Осени, которая приносит за собой мотив смерти.

Третья часть этого стихотворения передает картину умирания при помощи звуков, ярких красок, которые пропадают в небытие. Наступает зима, а осень отправляется дальше – на юг.

Использование тропов

Одно из главных отличий стихотворения “Листопад” – большое количество тропов. Бунин активно использует ассонанс, анафору, которые придают тексту мелодичность. А аллитерация звуков “с” и “ш” создает образ шуршащей листвы и гнетущей тишины.

В стихотворении много сравнений. Например, мотылек уподобляется белому лепестку, много метафор и олицетворений. В тексте большое количество эпитетов (“тихая вдова”, “морозное серебро”, “мертвое молчание”).

В этом стихотворении Бунин сумел передать все величие и красоту окружающей нас природы.

Источник

Источник: https://kwoman.ru/analiz-stihotvoreniia-listopad-bynina-i-a.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.