Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок”

Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования.

Именно к этому периоду и относится созданное Лермонтовым в 1841 году стихотворение «Листок», которое он написал при возращении на Кавказе под впечатлением двухмесячного пребывания в Петербурге во время отпуска.

Оно было напечатано уже после смерти поэта в литературном журнале «Отечественные записки» в 1843 году.

тема стихотворения

В центре поэтического повествования оказывается непростая судьба человека, вынужденного скитаться на чужбине в поисках счастья, образ которого автор искусно передает с помощью описания желтого и увядшего дубового листочка, гонимого ветром, опаленного солнцем и стужей. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени очень часто оторванный от дерева листок выступал символом бесприютной, скитальческой жизни, обездоленности и изгнания

По роду литературы данное произведение относится к философской лирике, его основной темой является желание одинокой и несчастной души наконец-то обрести покой и получить хоть немного человеческой любви и понимания.

По жанру это автобиографическая элегия, здесь четко прослеживаются эмоциональные переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества. Отсылкой к биографии самого автора служит упоминание, что листок докатился до Черного моря, т.е.

на юг (Лермонтов был отправлен служить на Кавказ) и скитается он, потому что не таково его желание, а «жестокою бурей гонимый» (поэта на Кавказ сослали за стихотворение «На смерть поэта»).

В основе развития сюжетной линии произведения лежит композиция, состоящая из противопоставления двух центральных аллегорических персонажей: бездомного-скитальца дубового листочка, вянущего и желтеющего от жестокости и безразличия окружающего его враждебного мира, и молодой и красивой чинары, которая живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их любимицей, и поэтому полна силы и энергии. На просьбу о приюте бедного и гонимого странника чинара отвечает гордым отказом, она живет в своем собственном мирке, вдали от чуждых ей проблем и ничего не хочет менять в своей жизни.

В своих ранних произведениях, например, таких как стихотворение «Парус», герои Лермонтова отрицали покой и беспечное времяпровождение, они жаждали бури и тревог, теперь на этапе позднего творчества листок-скиталец мечтает избавиться от тоски и одиночества, найти спокойный приют, где он сможет отдохнуть от тягот своей непростой жизни.

Однако, попросив о помощи, он был отвергнут жестокой и эгоистичной чинарой, являющейся яркой представительницей мира, в котором нет места жалости и состраданию, где царят забота о собственной выгоде, эгоизм и пресыщение земными благами.

Финал стихотворения остается открытым, хотя все равно становится понятно, что дубовый листок обречен либо на смерть, либо на бесконечные скитания, полные мучений и гонений.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, пятистопным амфибрахием с использованием двух способов рифмовки: смежной и перекрестной.

Особая напевность и ритмичность поэтического повествования достигается путем включения парной женской рифмы.

Образ дубового листка передается в первых трех строфах с помощью бессоюзных сложных предложений, образ чинары передается в двух последних строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной форме для передачи её гнева и возмущения.

Произведение насыщают такие средства художественной выразительности как эпитеты (холодное море, суровая отчизна, младая чинара), метафоры (сынам моим свежим, увял я без сна, усох я без тени), олицетворение (докатился до Черного моря, молил о приюте, шепчется ветер, изумрудные листья лаская). Применение ассонанса (периодического чередования гласных букв «о» и «а») придает стихотворению печальный, минорный лад и приятную мелодичность.

Судьба бедного скитальца дубового листка, гонимого и не принятого ни кем, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, которого считали в обществе человеком замкнутым и нелюдимым. Его богатый внутренний мир был никому не интересен, произведения тоже не пользовались при жизни особой популярностью.

Обладая гордым и независимым характером, обостренным чувством одиночества, Лермонтов так и не смог обрести место, которое он бы смог назвать своим домом, где бы его приняли и полюбили таким как он есть.

Свое трагическое положение во враждебном ему мире он смог с удивительной точностью и поэтическим мастерством передать в своем бессмертном шедевре русской поэзии, стихотворении «Листок».

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA.html

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

«Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество, за листком – личность.

Это сказка, но только её сюжет и смысл рассчитан на взрослых, поэтому стихотворение можно отнести к философской лирике с элементами романтизма.

Можно сказать, что оно даже автобиографично, поскольку Лермонтов подобно листку был сослан на Кавказ, где его никто не ждал.

Лирический герой в образе листка скитается по миру и хочет найти своё место, «убежище», где его примут, и, где он будет нужен. Он трагичен и несчастен в своём одиночестве. Листок оторван от родимых мест («оторвался от ветки родимой» – инверсия), находится на чужбине подобно человеку, вынужденно покинувшему родное гнездо.

Олицетворение – доминирующее средство художественной выразительности в данном стихотворении. Это и «листок оторвался», и «отвечает чинара» – 2 персонажа, 2 героя, которые волею судьбы столкнулись на южных просторах. Одной нет абсолютно никакого дела до ближнего, ей пресытилось всё, наскучил этот мир.

Чинара – антитеза листку, её жизнь – сплошная нега и удовольствие, её ничего не тревожит и не волнует. Благополучием и счастьем наполнены эпитеты, описывающие чинару: «младая, высокая». В то время, как листок описан убогими и безжизненными фразами. На её фоне жизнь усталого путника, коего представляет листок, выглядит бесцветной и беспросветной.

Для одинокой души нет тёплого уголка, приюта, все вокруг чёрствые и безучастные.

Аллитерация: «У Черного моря чинара стоит молодая» и ассонанс: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» усиливают сложившуюся между двумя образами пропасть.

Один – жалкий листок, видевший на своём пути только горе, другая – чинара – спокойная и величавая, глухая ко всем мольбам.

Лермонтов старался вызвать у читателей вопрос: «Какая же судьба лучше»? У пресытившейся ко всему равнодушной чинары или у неприкаянного листка? По духу самому поэту всегда ближе были страдальцы, угнетённые.

Сразу 2 типа рифмы использует Лермонтов: перекрёстную и смежную, что должно усилить драматичность сложившейся встречи, решить судьбу одного из героев. Пятистопный амфибрахий придаёт атмосферу сказки и «раскачивает» сюжет.

Вариант №2

Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя прожил не много. Если бы жизнь подарила ему шанс пожить ещё на этом свете, то вероятно, что он написал бы ещё много прекрасных произведений.

В последние годы своей жизни, Лермонтов написал стихотворение “Листок”. Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету с маленькой надеждой обрести новый дом.

Это образ путника, который покинул свою родину, не по своей воле. Кинуться в странствия его заставили важные и жестокие обстоятельства.

И вот после долгих путешествий по холодной и мокрой, а главное, чужой земле, его поток судьбы принесло к новому райскому уголку, в котором он бы мог найти покой.

Но прекрасный новый мир, только на первый взгляд оказывается таким красивым и радушным. Но молодая и нежная чинара, не считает, что такой старый, грязный листок, может остаться здесь, вместе с ними. Ведь зачем он здесь? Её молодым и зелёным листикам, не интересно будет слушать рассказы старого листика о жизни.

Чинара не понимает, что именно он им может дать, и не хочет чтобы он надолго оставался рядом с ней. Ведь её здесь хорошо, её корни омывают морские воды, на зелёные листья светит тёплое солнце, и компания старого потрепанного листка не приходилась ей по душе. Для развлечений у неё есть разноцветные птички, что сидят на её ветвях и поют ей весёлые песни.

И не смотря на мольбу листка о теплом уголке и небольшой капли любви в чужом мире, рядом с Чёрным морем.

Образ Чёрного моря, усиливает впечатление ещё большей отдаленности от родных краёв. И последнее слово осталось за чинарой, после её отказа, нет больше смысла просить приюта. И все сладкие мечты листка, разрушились в один миг.

Ведь теперь ему опять предстоит податься в путь, и никто не знает, когда он сможет найти то место, в котором сможет чувствовать себя так, как на своей родине. С помощью этого перевоплощения самого себя в листок, автор пытается передать свои чувства изгнания в художественном виде.

А образ чинары, это новое общество, новые земли, все то, что относится с пренебрежением и отчужденностью ко всему новому, в том числе и к нему.

Анализ стихотворения Листок Лермонтова

Стихотворение Михаила Юрьевича «Листок» – это философское произведение, в котором звучат мотивы одиночества, суровости окружающего мира и людей, которым и дела нет до чужих бед.

В образе дубового листка предстает здесь сам поэт – лирический герой стихотворения.  Не сложно проследить в нем параллели между странствиями листа и жизнью автора. Оторванность от родимого места, причем, не по собственной воле, а в виду сложившихся нелегких обстоятельств, – вот с чего начинает Лермонтов свое повествование. Предстает образ скитальца по свету.

Листик уносит бурей в южном направлении. Это тоже не случайные строки. Для самого поэта это ассоциируется с Кавказом, где немало провел он времени. Буря – образ того, что обрушилось на поэта.

А с третьего четверостишия появляется и еще один образ – чинара. Здесь уже заметны отголоски любовной лирики, совсем немного. Но, все же, это деревце ассоциируется с девушкой, которая молода, прекрасна. К сожалению, здесь мы наблюдаем мотив неудавшейся любви. Однако, соотносить образ чинары лишь с этим было бы вовсе неуместно. Здесь значение ее более глубоко и обширно.

Под этим персонажем стихотворения стоит понимать образ людей, избалованных жизнью, внешне притягивающих, но с пустотой в душе. Чинара всем довольна: ее ласкают ветер и солнце, корни ее омываются морскими водами. Она слушает россказни райских птиц, коими уже утомлена. Ей хорошо живется в этом мире. Ей незнакомы ни скитания, ни горести, ни лишения. И, понимать других она тоже не желает.

Самая важная черта в этом образе – духовное бездействие. Чинара довольна всем, и, существуя в полной гармонии с окружающим миром, ей неведомы стремления к чему -либо.

Измученный скитаниями листок просит приюта у нее. Но, она отвечает ему отказом. Ведь он не под стать ей: вид его жалок, а знания его ни к чему.

Основной мыслью стихотворения является именно ощущение собственной ненужности человека, который отличается от массы самодовольных лиц. В нем хорошо показано небрежное отношение людей друг к другу, нежелание принимать других такими, какие они есть, и – внутренняя пустота этого большинства. Оно довольно лишь материальным, а все остальное – это утомительные и ненужные басни.

Вариант №4

Стихотворение «Листок» Лермонтова – об одиночестве и непонимании. Его главный герой, сорвавшийся с дуба листок, мучимый ветром и жарой, не найдёт нигде покоя. Уже давно он гоним мучительной бурей. И вот, наконец, его прибило к другому дереву – чинаре, растущей у самого Чёрного моря.

Её листья ветер ласкает. На ветвях – райские птицы, поющие свои сказки. Казалось бы, дубовый листок обрёл покой, пусть и временный. Листок молит чинару о пристанище. Он рассказывает ей о своей нелёгкой судьбе, судьбе странника. Всё, чего он просит – места рядом с её листьями. В благодарность листок будет рассказывать ей истории мудрёные и чудные, которых он знает много.

Но чинара глуха к мольбам. Она пресыщена негой жизни. Её слух утомили даже песни райских птиц. Чинара говорит листку: ты не чета моим сынам, моим листьям, зелёным и свежим. Истории твои мне тоже не нужны.

Иди прочь, я тебя не знаю! И чинара услаждается своим выгодным положением. Она раскинула ветви, она для солнца цветёт и блистает, а корни её умываются холодным морем. Вот оно счастье. Но оно не дубовому листку.

Финал стихотворения остаётся открытым. Что сказал листок надменной чинаре, читателю не показывается. Что с ним будет дальше, неизвестно. Возможно, его ждёт гибель, а может быть, скитания продолжатся. Но в любом случае не будет ничего хорошего.

В «Листке» использованы различные художественные приёмы. Например, ассонанс – повторение гласных «о» и «а», использование парной женской рифмы. Размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка – смежная и перекрёстная.

«Листок» носит автобиографический характер. Дубовый лист принесло к югу, как Лермонтова сослали на Кавказ. Написано это стихотворение было после двухмесячного отпуска в Петербурге. А опубликовано оно было в «Отечественных записках» в 1843 году уже после смерти поэта.

5, 6 класс, краткое содержание по плану

  • Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 классПоет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».
  • Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 классКрасавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание
  • Анализ стихотворения Есенина Бабушкины сказкиСтихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно,
  • Анализ стихотворения Некрасова Памяти БелинскогоН. А. Некрасов и В. Г. Белинский долгое время были знакомы лишь по переписке. Они оба были известными критиками, и их критические очерки были во многом похожи. Вживую они познакомились только в 1842, но между ними быстро завязалась очень крепкая дружба.
  • Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветрыЕсенин очень любил природу и часто писал стихи, связанные со временами года и красотой бескрайних полей и лесов. Есенин родом из деревни детство и юность он провел там и видел много проявлений природы. В данном стихотворении Есенин

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/listok

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения следующие: пять строф, четыре из которых – четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод.

Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Во времена, когда чинара наслаждалась покоем и гармонией, листок подвергался всевозможным испытаниям судьбы. Он готов поделиться с чинарой интересными историями, произошедшими с ним во времена странствий и скитаний.

Однако, «морская царь-девица» остается равнодушной, ее не интересует и не беспокоит судьба малознакомого ей листка. Она весьма капризна и избалована, ей не знакомы чувство жалости и сострадания. Поэтому чинара решает прогнать листок.

Этот момент является кульминационным, так как здесь происходит полное крушение надежд листка на светлое будущее, и он так и остается отверженным и одиноким.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Средства художественной выразительности в стихотворении Листок Лермонтова

В произведении присутствует ряд средств художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Эпитеты используются для более выразительного описания явлений: «жестокая буря», «зеленые ветви», «глубокая тоска», «изумрудные листья», «бедный листочек». При этом важно отметить сдержанность при описании листка и насыщенность описания чинары.

Олицетворение в стихотворении

Прием олицетворения применен на образе дубового листка. Листок выступает скитальцем, увядшим и засохшим от выпавшего на его долю горя. Инверсией в произведении является момент отрыва листка «от ветки родимой». Это служит усилением ощущения одиночества и враждебно настроенного окружающего мира.

Если обратить внимание, то в произведении нет четкого описания, что же в дальнейшем происходит с листком, после того, как чинара его отвергает. Также отсутствует ярко выраженная мораль произведения.

Лермонтов заставляет читателей поразмыслить над тем, судьба какого персонажа им ближе: листка, который, пройдя через ряд тяжелых испытаний, получил полезный жизненный опыт и познал смысл жизни, или же бессмысленное существование красивой чинары, которая по-своему счастлива, однако внутренне абсолютно пуста.

На протяжении стихотворения автор подводит читателя к тому, чтобы каждый смог сделать вывод самостоятельно.

Стихотворение «Листок» является своеобразным криком души Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор пишет о том, что одинокому изгнаннику своей Родины трудно найти другое пристанище в этом жестоком мире.

Мало кто согласится отойти от привычного образа жизни, проявить сочувствие и оказать поддержку чужому человеку. Поэтому, не стоит надеяться на помощь окружающих, нужно рассчитывать только на себя.

При этом, единственным местом, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, является его Родина, какой бы суровой она не оказалась в один момент.

6 класс

Анализ стихотворения Листок по плану

  • Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина

    Стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…» является одним из самых известных произведений Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в декабре 1925 года, накануне смерти поэта

  • Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

    Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

  • Анализ стихотворения И цветы, и шмели Бунина

    Одним из последних сочинений, написанных И. А. Буниным перед отъездом из своей страны навсегда, стало стихотворение «И цветы, и шмели…». Уже на момент его написания автор размышляет о том

  • Анализ стихотворений Набокова

    Не все даже знают, что это прозаик, переводчик, шахматист, просто удивительный человек ещё и сочинял стихи: сложные, насыщенные и красивые. Знакомство с ними просто не может оставить равнодушным.

  • Анализ стихотворения Пророк Некрасова

    Некрасов в своём произведении Пророк воспевает настоящие ценности жизни такие как: свобода и праведность, достоверность и согласованность. Стихотворение наполнено мотивами подлинного христианина

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/listok-6-klass

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.