Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Guru · 01.11.2017

Тема природы занимает далеко не последнее место в лирике А.С. Пушкина. Поэт всегда невероятно красиво и чувственно описывает окружающую среду. Говоря о его мастерстве, нельзя пройти мимо стихотворения «К морю», ведь оно включает всё самое прекрасное из творчества автора: сильное смысловое содержание, художественный слог, грустное душевное состояние, повышенную чувствительность.

История создания

Уже из названия видно, чему посвящено стихотворение. Автор как будто проводит параллель между водной стихией и своей тягой к свободе, нашедшей воплощение в просторе вод. И это не удивительно, ведь данное произведение поэт написал в 1824 году.

Тогда, в 20-х годах 19 столетия, его отправили в южную ссылку, ведь независимость и протест его творчества сильно не нравились цензорам. Времена были неспокойные: преддверие декабристского восстания 1825 года! Творец был тесно связан с оппозиционным движением и разделял его идеалы, воплощая их в лирике.

Это и стало предпосылкой для его изгнания из столицы, которое, кстати, спасло его от непосредственного участия в восстании на Сенатской площади и ареста.

После перевода в Одессу он впервые встретился с морем, вследствие чего и родилось такое живописное стихотворение, завершающее возвышенный цикл романтических элегий. Лирический герой тоскует по свободе, находя ее в могучей стихии, но теряя среди людей.

Упоминая тиранию и просвещение, что сплелись воедино и оплели народ, он сетует на деспотичный политический режим в Российской Империи.

Данная ссылка сменилась заточением в Михайловском, поэтому Пушкин именно прощается с морем, которое, по милости властей, может не увидеть больше.

Интересен вопрос, кому посвящено это произведение. Во-первых, в 1823 году трагически погиб поэт Байрон, один из любимых творцов Пушкина. К этому событию относятся строки: «Другой от нас умчался гений».

Во-вторых, Пушкин вскользь упомянул Наполеона, когда писал о гробнице среди морей – острове св. Елены, где умер величайший полководец.

В-третьих, Александр Сергеевич во время написания этого теста был пленен красотой Елизаветы Воронцовой, и свое чувство излил в словах: «Могучей страстью очарован».

Жанр, направление, размер

Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом.

В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной  и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве.

Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.

Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.

Композиция

Анализируя композицию произведения, можно выявить 3 части, тональность которых постепенно нарастает.

  1. В 1-ом четверостишие лирический герой с тоской в сердце расстается с водной гладью моря, вспоминая дни, когда он «бродил тихий и туманный» по берегу.
  2. Во втором смысловом отрывке Пушкин сравнивает личность, которая привыкла к свободе, с непокоренной стихией вод. Здесь также представлены такие лица, как Наполеон и Байрон, являющиеся символами мятежного духа.
  3. Если говорить о третьей части, то нужно отметить, что здесь писатель серьезно размышляет о предназначении личности, окунаясь в глубь философии, а потом снова обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  • Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
  • Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.

Темы

Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией.

После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря.

Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.

  • темакрасота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
  • Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.

Идея

Текст прост и ясен лишь на первый взгляд. Но принимая во внимание смысловые тонкости работы, мы можем понять, каковая главная мысль стихотворения «К морю». Пушкин, говоря о желании побега, приводит к выводу, что не жалеет об упущенной возможности покинуть родину.

Он анализирует участь Байрона, который погиб в войне греков за свободу, смерть Наполеона, который хотел освободить народ от монархического и дворянского владычества, но добился лишь того, что умер в безвестности на острове св. Елены.

В финале лирический герой приходит к выводу, что повсюду, где есть цивилизация, независимость попирается и преследуется, поэтому океану некуда его забросить: везде тирания.

Свободны лишь волны вдали от городов и государей, а люди вынуждены жить в опустевшем мире, где настоящие вольнодумцы принимают на себя тяжелейшее бремя борьбы и в одно мгновение просто не выдерживают его. Поэтому основная мысль Пушкина заключается в том, что истинная независимость сохраняется только внутри, зато против нее бессильны правители и жандармы всех стран.

Художественные средства выразительности

Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:

Как друга ропот заунывный,Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный…

Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»

Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»

Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.

Елена Плыгунова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Александр Пушкин
  • К морю
  • разбор
  • русский романтизм

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-k-moryu-a-s-pushkin/

Характеристика стихотворения, его анализ: К морю, Пушкин

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Видное место среди стихотворений Александра Сергеевича Пушкина принадлежит тем, в которых он с любовью и большой поэтической силой рисует картины природы. Александр Сергеевич воспринимал ее не только как поэт, но и как горячий патриот, который неравнодушен к судьбе своей родины. Одно из его стихотворений, посвященных природе, мы разберем в этой статье, проведя его анализ.

“К морю” Пушкин написал в 1824 году. Однако тема природы возникала в его творчестве и раньше. Кратко охарактеризуем ее особенности в лирике поэта.

Любовь к природе с детских лет вошла в душу Александра Сергеевича. Постепенно это чувство ширилось и крепло, а затем нашло выражение в поэмах, стихотворениях, романе “Евгений Онегин”.

Настроения, волновавшие его, Пушкин передал с помощью замечательных художественных образов.

Они обогащают мысль читателя, развивают в нас умение слышать, видеть и чувствовать родную природу, которая близка сердцу русского человека.

В этом произведении его поэтическое изображение сочетается с размышлениями автора о судьбах народов, а также о собственной судьбе изгнанника.

Море потому дорого и близко Александру Сергеевичу, что оно для него является олицетворением свободной и мятежной стихии, гордой красоты и мощи, то есть качеств, особенно привлекающих автора.

Такими качествами обладали в восприятии романтиков, современных Пушкину, два “властителя дум” молодого поколения тех времен – Наполеон и Байрон.

Изображение Наполеона

Александр Сергеевич в строфах, посвященных Бонапарту, не выражает прямым текстом своего отношения к нему, как показывает анализ. “К морю” (Пушкин) – произведение, в котором не дана ясная оценка его личности.

Однако раньше, в созданном в 1821 году стихотворении “Наполеон”, автор характеризовал этого исторического деятеля как тирана, который презирает человечество. Бонапарт был представлен как “смиритель” свободы и революции.

Характеристика Байрона

В Байроне (портрет его представлен выше) Александра Сергеевича привлекают такие его черты, как свободолюбие, гениальность, неукротимый дух борца. Свободолюбивый борец, сражающийся за благо человечества, в “опустелом мире” ощущает себя одиноким. В интересующем нас стихотворении раскрывается тема одиночества поэта, свойственная романтической лирике.

Размышления о судьбах людей

Протест и горечь звучат в строках, посвященных размышлениям Александра Сергеевича о судьбах людей. Он пишет, что их судьба повсюду одинакова: где благо, там на страже или тиран, или просвещение. Таким образом, путь к свободе преграждают либо тираны, либо ложная культура, созданная господствующими классами.

Средства выразительности

Кратко охарактеризуем средства выразительности, проводя анализ стиха Пушкина “К морю”. Общему романтическому характеру этого произведения соответствует речь, которая наполнена риторическими вопросами, обращениями, восклицаниями, оценочными метафорами и эпитетами. Нельзя не заметить общую приподнятость тона, которую создают эти средства выразительности.

Прощание Пушкина

Лирический герой уже в первой строфе говорит: “Прощай, свободная стихия!” Следует отметить, что в 1824 году Пушкин был выслан в Михайловское из Одессы. Таким образом он прощался с Черным морем.

Как показывает анализ, “К морю” (Пушкин) представляет собой прощание Александра Сергеевича не только с любимой им стихией, но также и со всей романтической лирикой.

Характер изображения Пушкиным природы меняется вместе с его переходом к реалистическому творчеству. Море в двух последних строфах интересующего нас стихотворения перестает являться романтическим символом. Оно становится просто пейзажем.

Анализ элегии Пушкина “К морю” позволяет нам понять, что значила природа для поэта-романтика.

В пейзажной лирике последующих лет поэт рисует природу, внешне скромную, но милую сердцу русского человека. Она представлена в таких стихотворениях, как “Зимний вечер”, “Зимняя дорога”, “Туча”, “Зимнее утро”, “Вновь я посетил” и др.

Воздействие произведения на читателей

Стихотворение “К морю”, сильное по поэтической глубине, яркое и оригинальное, волновало сердца и умы как современников Александра Сергеевича, так и его последователей.

К примеру, Марина Цветаева в своем очерке, озаглавленном “Мой Пушкин”, описала впечатление, которое произвело на нее это произведение.

Будучи маленькой девочкой, которая никогда не видела моря, Цветаева полюбила его всем своим сердцем, познакомившись с этим стихотворением.

В заключение

Можно включить в анализ стиха Пушкина “К морю” и краткое рассуждение о том, что Александра Сергеевича ждала в Михайловском достаточно замкнутая жизнь. Он заполнял ее творчеством и чтением.

Однако в своих мыслях не раз возвращался к морю Пушкин. Краткий анализ стихотворения завершим тем, что образ, воспетый в нем, помогал автору в тяжелые для него времена не впасть в уныние.

Благодаря этому он смог воплотить в жизнь новые замыслы.

Источник: https://autogear.ru/article/234/769/harakteristika-stihotvoreniya-ego-analiz-k-moryu-pushkin/

Анализ стихотворения Пушкина К морю 9, 10 класс

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

Поэты – творческие души, черпающие вдохновение из своих эмоциональных потрясений, случающихся с ними событий и, конечно же, людей.

Александр Сергеевич Пушкин в своём стихотворении «К морю» вовсе не стал исключением из «поэтических правил», ведь в 1820 году он за вольнодумство был сослан в южную ссылку в Кишинёв, впоследствии переведён на Юг Украины, а потом возвращён из солнечной Одессы в поместье «Михайловское» под строгий надзор своего отца.

Безусловно, эти события, особенно встреча с морской стихией покорили чувственное сердце поэта и вылились в прекрасное романтическое, с таким глубоким  лиричным настроением стихотворение «К морю».

Среди литераторов бытует несколько мнений, как же лучше классифицировать Творение А.С.Пушкина. Большинство относит его к философской элегии, ведь за её основу поэт взял свои собственные переживания. Есть же исследователи, которые полагают, что этот лирический монолог поэта с морем скорее можно назвать посланием, поскольку содержание стихотворения философско-личностного характера.

Говоря о теме произведения, можно увидеть аллегоричное воспроизводство общества и личности в «шкурах» поэта и моря, трудности их взаимодействия, стремление к независимости.

Поэт – личность, грезившая о сладких минутах свободы, но вынужденная с ней попрощаться, переживает крах своих надежд и взывает к морю, которое представляется то верным другом, то суровыми и непоколебимыми оковами, его заточающими.

Многочисленные обращения в форме олицетворений «Прощай же, море!», «Прощай, свободная стихия», всё это в очередной раз подчёркивает романтический характер стихотворения. Восклицания усиливают этот эффект и придают образам реалистичности.

Эпитеты «грустный шум», «своенравные порывы», «скучный неподвижный брег» рисуют серую картину безысходности, вместе с поэтом читатели могут прочувствовать угасание его внутреннего настроя.

Риторические вопросы «Меня б ты вынес, океан?», «О чём жалеть?» позволяют уловить горькие надрывные нотки в словах героя.

«Прощай, свободная стихия!», «Ты катишь волны голубые», «И блещешь гордою красой» – в этих строках чувствуется плеск и движение волн, создаётся это за счёт аллитерации: чередуются «ш», «х», «щ» и создают звуки моря.

Стихотворный размер колеблется от трёхстопного ямба с пиррихием до простого четырёхстопного ямба, что подчёркивает изысканность и динамичность стихотворного звучания.

Два настроения: романтическое – личное и героическое – торжественное перекликаются на протяжении всего действа и создают неповторимую атмосферу таинства. Одно сменяет и поглощает другое. Романтический настрой героя сходит на нет, не выдержав суровости жизни.

Анализ стихотворения К морю Пушкина

Таинственные, тёмные, бушующие тонны воды, бесконечные морские просторы нередко становятся темами для произведений многих великих поэтов.

Каждый писатель описывает и представляет море по-своему: для кого-то море является символом любви и романтики, для кого-то это знак свободы и бескрайности, кто-то описывает море, как что-то неизведанное, мистическое, со страшными живущими в нём существами.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сочинил свой стих «К морю» в 1824 году. Эти годы были сложными для поэта, он пребывал на юге России в ссылке из-за проблем с властями. Там он много размышлял, думал о жизни. Данное стихотворение является элегией, в который мы от третьего лица наблюдаем за разговором автора с морем. В основе произведения лежат собственные переживания поэта.

По первым строчкам мы можем понять, что автор прощается с морскими просторами. Он благодарен морю, ведь оно было единственным другом для поэта в те времена.

Главной темой стихотворения «К морю» является духовная свобода человека. Свобода – это образ моря, бесконечного и просторного. Оно ни от кого не зависит, ничему не подчиняется, оно величественно и могуче.

Мысль о неограниченной свободе заставляет поэта вспомнить о двух необычных исторических личностях – о Байроне и Наполеоне. Байрон – великий английский писатель.

Пушкин ценил и уважал его, а весть о смерти англичанина заставила Александра Сергеевича посвятить ему пару строк в своём творении. Он называет Байрона гением, «властителем наших дум».

Пушкин также вспомнил Наполеоновскую смерть: «Одна скала, гробница славы. Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы: там угасал Наполеон…»

Чтобы передать все эмоции, чувства и переживания лирического героя, чтобы украсить текст, сделать его более насыщенным, ярким и выразительным, автор использует художественные средства, такие как: эпитеты («путь беспечный», «гордою красой», «прощальный час»), олицетворения («пустыни молчаливы) и некоторые другие.

Стихотворение «К морю» завершает романтический период в творчестве и жизни Пушкина.

Вариант №3

Произведение «К морю» А.С. Пушкин написал в 1824 году. В этом стихотворении собрано все самое лучшее, это предел мастерства.  Данное произведение строится на общении поэта с морем – лирический монолог.  Эта манера написания стихотворений довольно часто наблюдается у автора и благодаря такому стилю становится возможным максимально реализовать всю идею произведения.

Анализирую данное произведение, становится ясно, что А.С. Пушкин хотел передать всю суть отношений общества и личности, взаимоотношение власти и человека. Хотел показать грань между свободой и ненавистью к человеку. Лирика в стихотворении берёт начало постепенно и вообще лирическая тема строится в произведении вопреки всем шаблонам.

Много посвящено в стихотворении понятию духовной свободы, которая в данных строках реализована в образе моря. Поэт показал, что свобода может быть разной.

Непосредственно море это и есть свобода, которая создана природой, но никак не людьми.

Вся мощь и непокорность моря побуждает поэта прийти к сравнению Наполеона и Байрона, которые также как водная стихия сильны духом и не подчиняются никому.

Что касается Наполеона, то многие поэты за своё творчество включали данного человека в свои строки. У Пушкина образ Бонопарта имел тесную связь с морем и показывал его свободу. На протяжении всех строк данного произведения автор конкретизирует и заостряет внимание на свободе водной стихии.

Если образно разделить произведение на части, то будет видно, что первая часть рассказывает о природе и величие моря, остальная часть произведения посвящена поэту и сильным людям как Байрон и Наполеон. Красивый приём плавного начала с раздумьями и потом нарастающее напряжение, и высокая декламация придает стихотворению неповторимого шарма.

Это произведение смело можно отнести к прощанию поэта с лирическими темами. Далее автор заметно изменит свой подчерк в написании стихов и не только. Много времени начнет уделять родной природе.

В данном творении А.С. Пушкин показал весь свой творческий арсенал, что делает стихотворение одним из лучших  среди его великих произведений и доказывает, что поэт как Пушкин является уникальным русским творцом.

9, 10 класс

  • Анализ стихотворения Жуковского ПевецСтихотворение «Певец» увенчано грустью. Герой умер во цвете лет, так и не вкусив прелестей жизни, не успел он и набраться опыта. А все оттого, что слишком рано разочаровался в бытии. Его лира играла печальные мотивы,
  • Анализ стихотворения Северянина УвертюраИнтересна история создания этого стихотворения. Оно было написано в 1915 году. Оно полностью отражает дух того времени. Смутное, непонятное, оно так и подталкивало уйти в другие миры, другие измерения. Или отправиться на фронты
  • Анализ стихотворения Пастернака Быть знаменитым некрасивоБорис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей.
  • Анализ стихотворения Жуковского ВечерНа ранних этапах своего творчества В.А. Жуковский, считающийся одним из родоначальников русского романтизма, занимался переводом произведений английских и немецких поэтов. Стихотворение «Вечер», увидевшее свет в 1806 г, было
  • Анализ стихотворения Гиппиус ПаукиПаук – идеальный хищник. Он не выходит на охоту, но жертва сама приходит в его паутину. Паук ненасытен, но может долго голодать. Его почти никто не ест, но он может съесть любое насекомое, а если паук достаточно крупный, то и птицу.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/k-moryu-9-10-klass

Образование 20 января 2015

К образу моря в своих произведениях обращались многие поэты. Воспели его впервые еще античные авторы. Так, пришедший из Древней Греции стихотворный размер гекзаметр ассоциируется с тем, как шумят набегающие волны.

Образ моря в поэзии менялся с течением времени и развитием литературы. Наиболее важное значение ему отводили поэты-романтики. Море у них символизировало идеал романтической свободы.

Творчество Пушкина тоже не обошлось без использования этого образа.

Стихотворение «К морю» поэт написал в 1824 году, в переломный для себя период. В это время поэзия Александра Сергеевича претерпевала изменения и переходила от романтизма к реализму. Можно сказать, что это произведение как раз и завершило романтический период в творчестве поэта.

Жанровая принадлежность

Прежде чем проводить анализ стихотворения Пушкина «К морю», необходимо понять, к какому жанру оно относится.

Это творение вобрало в себя все лучшее из поэтического багажа Александра Сергеевича: и фонетическое мастерство, и наполненное содержание, и лирическое настроение, и проникновенность, и высокую эмоциональность.

Стихотворение «К морю» по своему построению является лирическим монологом – читатель как будто слушает разговор автора с морем. Надо сказать, что к подаче произведения в такой форме Пушкин в своем творчестве прибегал довольно часто.

Такая манера давала возможность ему максимально раскрыться и донести до адресатов все свои думы и мысли. Что касается того, к какому литературному жанру принадлежит произведение «К морю», анализ стихотворения литературоведами позволил сделать вывод о том, что это философическая элегия, поскольку в основе лежат собственные переживания поэта.

Стих Пушкина «К морю» начинается с расставания лирического героя со «свободной стихией», отчего у него возникает грустное чувство. В первой части произведения преобладает конкретно-биографический, личностный аспект. Затем читателям открывается мироощущение автора.

Для него море – это то же, что и мир человеческой души, поэтому оно настолько притягательно. Водная стихия прихотлива и своенравна, как и порывы человека, непредсказуема, как и его потаенные желания. Море может быть умиротворенным, тихим или же, напротив, грозным, сулящим гибель людям.

Но точно так же люди могут гибнуть, отдавшись во власть импульсивных порывов и безумных страстей.

Не только мир человеческой души, но и саму судьбу заключил в образе «свободной стихии» Пушкин.

«К морю» – стихотворение, в котором идет речь о непредсказуемости водной стихии: она своевольно играет с людьми и может принести как радость, так и неожиданную смерть.

С непредсказуемыми морскими водами автор сравнивает и любовь – чувство, подчиняющее себе любые устремления и поступки, которое вместе с тем может сковать волю человека и стать своеобразным «пленом души».

В свое время разными литературоведами исследовалось произведение «К морю». Анализ стихотворения, проведенный ими, указал читателям на нарушение Пушкиным грамматических норм. Дело в том, что, когда поэт обращается к морю, он использует глаголы мужского рода: «Ты ждал, ты звал…». Хотя любой школьник знает, что слово «море» – это существительное среднего рода.

Наполеон и Байрон

Далее в исторический план устремляет свои мысли Пушкин. «К морю» (стихотворение) продолжается воспоминаниями автора о Наполеоне – человеке необыкновенной судьбы, который нашел свою смерть на острове Святой Елены, рядом с морем.

В произведении всплывает и другой романтический герой – поэт Байрон. Два этих образа – Наполеона и Байрона – Пушкин связывает воедино не просто так.

Английский лорд много писал о выдающемся французском полководце, его очень интересовала его личность.

Цивилизация и природа в произведении «К морю»

Анализ стихотворения позволяет проследить в нем мотив грусти.

Он появляется еще в самом начале повествования, когда лирический герой грустит при расставании с морем, затем проходит через воспоминания автора о гибели Наполеона и смерти Байрона и выходит на внеличностный, внесюжетный, философский план: «Судьба людей повсюду та же: где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран». Характерная особенность состоит в том, что Пушкин приравнивает тиранию к просвещению. В понимании поэта цивилизация, которая насильно лишает человека свободы и вмешивается в естественное течение его жизни, является «тираном». Противопоставление мира природы и мира цивилизации всегда прослеживалось в творчестве Пушкина (вспомните Онегина и Татьяну, старого цыгана и Алеко). В этом же стихотворении природный мотив не выдвинут на передний план, он лишь угадывается, выступает альтернативой тирании и просвещению.

Заканчивается произведение жизнеутверждающе. Автор, прощаясь с морем, обещает сохранить в душе образ «свободной стихии» и жить в соответствии с идеалом природного, естественного человека.

«К морю» – анализ стихотворения. Художественные средства

Пушкин в своем творении использует разнообразные средства выразительности.

Это и эпитеты («гордою красой», «пустыни молчаливы», «путь беспечный»), и метафоры («я был окован»), и риторические вопросы («О чем жалеть?») Есть здесь также анафоры, сравнения, инверсии, перифразы, обращения, за счет которых создается впечатление душевного разговора автора с морем. В произведении поэт прибегает к славянизмам («брег», «глас», «рыбарей») и словам высокого стиля («благо», «властитель», «венец», «тиран»).

Фонетический строй

Не вызывает сомнения, что Александр Пушкин – мастер изящной словесности. С первых строк стихотворения «К морю» перед нами не только рисуется картина, где и «волны голубые», и «гордая краса» морской стихии, но и кажется, будто действительно слышен шум волн.

Этот эффект достигается за счет определенного сочетания звуков «щ» – «блещешь», «прощай», «ш» – «услышал», «шум», «ч» – «час». Также ассоциация с шумом моря создается благодаря чередованию шипящих «ш» и торжественных «р».

Такая звуковая тональность прослеживается на протяжении всего стихотворения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.