Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Анализ стихотворения Пастернака Июль

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик   явлениям природы.

Стихотворение это Пастернак писал в 1956 г. особенность этого произведения в неком почти живом образе месяца июля. В нем читателю представляются как слуховые – «сквозь окна вхожий, громко говорящий», так и зрительные образы – «Растрепанный, танцующий».

Но это не вся картина, для полноты передачи чувств используются и звуковые интерпретации эпизодов «шаги над головой, мелькают тени, бродит, вбегает в вихре, взвивается, говорящий вслух», также присутствуют запахи – травы, укропа, липы, ароматы лугов и степей.

Что тут скажешь, если нас овевает ветер сквозняка, нам в лицо летит пух одуванчиков, а руки интуитивно стряхивают репейный ежик прилипший на одежду.

Автор произведения не желает обмануть читателя используя нелестные эпитеты, которыми он украсил это стихотворение: баловник, нечесаный растрепа, невежа… По мере того, как мы читаем произведение, мы понимаем, что в нем описывается не сам месяц июль, а некий его образ, суть которого пока мы еще не раскрыли полностью, поэтому он представляется нам странным и таинственным. В то же время кажется, что автор наделил его жизнью и вселил душу. Мы осознаем, что речь идет о неком живом существе, которое по непонятной причине не соблюдает правила приличия и живет весьма вольно, а точнее сказать, как ему вздумается. При этом сразу же, с первых строк произведения, становится ясно, что сам автор испытывает чувство симпатии к созданному им образу. Он действительно с радостью рассказывает читателю о своем новом поселенце, его охватывает восторг, ведь онподвижен, очень своенравен, ему все дозволено, он не знает преград, а значит он способен на все!

Как же это здорово – сдавать свой дом этому своенравному поселенцу. В момент осознания образа своего героя жаркий воздух июля словно становится частью самого автора и занимает его место в доме, словно он тоже является хозяином в нем, и начинает совершать всякие озорные поступки.

Анализ стихотворения Июль Пастернака

Несмотря на разнообразие тем, пронизывающих творчество Бориса Пастернака, автор чаще всего изображает события на природном фоне. Наделяя явления окружающего мира свойствами человека, он пытается установить между ними тесную взаимосвязь.

В начале стихотворения “Июль” нет четкого изображения действующего образа. Лишь последовательное приближение к концу произведения дает понять, о чем идет речь. Сплетение человека и природы присутствует в каждой строфе. Стихотворение напоминает один из русских фольклорных жанров – загадку.

Автор представляет неизвестный объект живым существом. Образ эмоционален (“взвивается до потолка”), движения его быстры и хаотичны, любопытен (“мешается во все дела”), подвижен (“вбегает в вихре сквозняка”).

Но наряду с этими действиями он симпатичен автору. Б. Пастернак наделяет его качествами, характерными для ребенка, который беспрестанно проказничает.

Поэтому становится притягательным, безобидным, вызывает нежность.

В начале автор определяет его как “домовой”, “привидение”, придавая неопределенность, таинственность. Далее представляет в роли приезжего, дачника-отпускника, путая читателя в определении истинного лица героя, блуждающего по дому.

Сюжет, который построен на распутывании загадочного образа, в шестой строфе становится прозрачным. Интрига раскрыта. В роли разгуливающего по дому существа выступает ветер. Отношение автора к одному из летних месяцев становится очевидным.

Озорной теплый воздух радует лирического героя, являясь частым гостем в его доме с наступлением июля. Ароматы лугов наполняют помещение успокаивающим “запахом укропа”, “липой и травой”.

“Пух одуванчиков”, символизирующий легкость, попадая с ветром в открытые окна, настраивает на мечтательность.

Глаголы, которые имеют отношение к ветру, отличаются стремительностью действий, динамичностью. Впечатления автора усиливаются под воздействием звуков, напоминающих о жарком долгожданном лете (“все громко говорящий вслух”).

Благодаря эпитетам (“недолгий роздых”, “целый дом”, “воздух луговой”), сравнению “И с занавеской как с танцоршей, взвивается до потолка”, олицетворениям (“снял комнаты”, “дачник-отпускник”) автор допускает образ ветра близко к себе, доверяя ему, принимая за родного.

Таким образом проявляется желание Б. Пастернака наслаждаться каждым проявлением в природе, стремление к единению с ней.

Вариант №3

Стихотворение Бориса Пастернака «Июль» увидело свет в 1956. Произведение выдержано в жанре пейзажной лирики, популярном среди писателей XX века. На его создание поэта вдохновила деревенская природа, красотой которой автор любовался во время летнего отдыха в Переделкино.

Автор в свойственной ему манере говорит о единении окружающей действительности и внутреннего мира человека. Несмотря на то, что на поздних этапах творчества Б. Л.

Пастернак старался отойти от авангардистских средств в поэзии, в своем творчестве он продолжал вдыхать жизнь в различные явления и наделять человеческими чувствами неживую природу.

Название стихотворения напрямую отражает его тематику: в работе ярко и чувственно описывается природа в разгар июля. Лирический герой искренне восхищен окружающим миром и тем, что ему дарит этот летний месяц.

Произведение включает в себя 7 катренов, строки в каждом четверостишии рифмуются перекрестно.  В тексте присутствуют неточные рифмы («одеже» – «вхожий», «невежа» – «приезжий»), передающие игривый и бодрый настрой лирического героя.

В первой половине стихотворения присутствуют фольклорные образы привидений и домовых, благодаря этому автору удается создать атмосферу таинственности и заинтриговать читателя: кто же заглянул в гости к лирическому герою?

Ответ на этот вопрос дается во второй половине произведения, и читатель понимает, что гость –  июль. Летний месяц наделен человеческими чертами и предстает в образе озорника и хулигана, который «везде болтается некстати».

Однако, несмотря на баловство гостя, лирический герой испытывает к нему симпатию.

Чтобы подчеркнуть характер летнего месяца и сделать его по-настоящему живым, автор использует множество олицетворений, просторечий и разговорной лексики.

Также в стихотворении задействованы яркие эпитеты («степной нечесаный растрепа»), красочные («с занавеской, как с танцоршей») и звукопись («все громко говорящий вслух»). Благодаря виртуозному мастерству Б. Л. Пастернака, произведение отличается потрясающей образностью и метафоричностью.

Стихотворение своей атмосферой позволяет окунуться в детство, поэтому его прочтение оживляет самые теплые воспоминания и наполняет сердце радостью.

6, 7 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Пастернака Белая ночьБорис Пастернак – это известный русский поэт, писатель, а также переводчик. Его известное произведение “Доктор Живаго”. Благодаря чему был награждён Нобелевской премией. Также Борис Пастернак написал очень хорошее стихотворение,
  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой негаАфанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.
  • Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 9, 10 классПоэзия «Тройка» Н.А. Некрасова посвящена судьбе русской молодой женщины. Это стихотворение было опубликовано в «Современнике». Сюжет произведения прост: молодая крепостная девушка провожает взглядом шальную тройку, что везёт
  • Анализ стихотворения Тютчева Нам не дано предугадатьФ.И. Тютчев был не только выдающимся поэтом, навсегда оставившим свой след в литературе, н и потрясающим философом, тонко чувствующим мир. В его произведениях прослеживается влияние А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. А. Фета.
  • Анализ стихотворения Фета БуряСтихотворение Фета «Буря» – это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pasternak/iyul

Анализ стихотворения «Июль» (Б. Пастернак) | Литерагуру

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Борис Леонидович Пастернак – весьма неоднозначная фигура в истории мировой литературы, но бесспорно великий русский писатель и поэт, признанный мастер слова, а, кроме того, один из пяти русских писателей–лауреатов Нобелевской премии. В золотой фонд русской литературы входит множество его произведений.

История создания

Стихотворение «Июль» оформлено в 1956-ом, который считается периодом позднего творчества Бориса Леонидовича, когда он на постоянной основе проживал в Переделкино. Работал, можно сказать, среди леса. В писательском посёлке, однако, всего в получасе от Москвы.

У него была литфондовская дача с  огородиком, где можно работать, не для пропитания, а лишь для успокоения души. У Пастернака одновременно две семьи, которые, как это ни удивительно, даже располагаются по соседству.

Он проводит время у «подруги», но работать предпочитает в уюте своего привычного кабинета, прекрасно уживаясь в обеих семьях.

Счастливое время для Пастернака, возможно даже, самое счастливое в его жизни. Но одновременно с этим – неизбежное для порядочного человека чувство вины перед родными людьми. Однако всё это в комплексе идёт на пользу творчеству. За один только 1956 год написано немногим меньше сорока стихотворений. Среди них нет ничего патриотического. Зато рождаются прекрасные стихи.

Жанр, направление и размер

  • Жанр произведения – лирическое стихотворение;
  • Направление – символизм.

Стихотворение «Июль» написано с использованием перекрестной рифмы и не самым распространённым стихотворным размером: четырёхстопным ямбом, композиционно состоит из 7 строф, разделённых на 2 части, первая из которых близка по своему содержанию и структуре к загадке – одному из известных родов фольклорного творчества.

Сочетание неточных и нестандартных рифм придаёт стихотворению некоторую небрежность и лёгкость. Можно даже сказать – создаёт озорное настроение. Благодаря особенной, необычной рифмовке стихотворение приобретает хорошо ощутимую музыкальность.

Композиция

В первой части стихотворения, состоящей из 4 катренов, автор пытается заинтриговать читателя с помощью неоднозначных и загадочных строк. Читатель ещё не понимает, о ком идёт речь в произведении.

Кто-то или что-то, возможно привидение, или домовой крадётся по дому без разрешения хозяев и занимается мелкими шалостями. Как уже говорилось выше, поэт прибегает к использованию загадки.

Но затем, во второй части, ближе к середине стихотворения (точнее, ровно в середине, можно посчитать по строчкам) читатель видит, что речь идёт об июле.

Кроме того, автор поясняет, что июль — не просто «случайный прохожий», забредший в уже занятый дом. Он показан в роли арендатора уже занятой дачи, которому хозяева сдают свой дом во временное пользование. Заканчивается произведение более подробным описанием главного героя, без использования путающих читателя загадок.

Образы и символы

Герой повествования — летний месяц. Автор использует развёрнутые олицетворения для описания главного героя повествования, чтобы «очеловечить» его, в этом состоит своеобразие и особенность поэтических образов в стихотворении.

Летний месяц показан в виде «дачника-отпускника», распоряжающегося домом по личному усмотрению. Он чересчур легкомыслен, немного небрежен, не может удержаться от того, чтобы не подшутить над другими жителями.

Кроме того, в произведении непрестанно присутствует образ владельца дачи, где безобразничает июль. Однако хозяин не переживает из-за своего необычного соседа.

Наоборот, он рад ему и с пониманием, лёгкой иронией и, возможно, даже нежностью относится к новому, пусть и временному, жильцу.

Темы и настроение

Основная и вечно любимая тема поэта – неразрывная связь человека и природы, их единство. «Июль» является прекрасным примером пейзажной лирики. Автор не прекращает восхищаться своеобразием и великолепием одного из самых, по его мнению, приятных месяцев года, и ему удаётся разделить своё восхищение с читателем.

В этом стихотворении природа пытается расположить читателя к тому, чтобы он отложил, пусть даже только на время, все свои дела и посодействовал проказнику-июлю в его весёлых забавах. Еще одна важная  тема творчества Пастернака – это его настроение: радость самой жизни и чувство благодарности к ней.

Идея

Основная мысль стихотворения – счастье его автора. Смысл произведения становится ясен, когда во время прочтения возникает чувство, что ничто не может помешать ему творить.

Он совершенно свободен, только лёгкий ветерок, дождь, гроза и пух одуванчиков немного отвлекают его от творчества. Но это небольшое отвлечение приятно и совсем не раздражает.

Писатель по молчаливому согласию и доброй воле «сдал» весь дом настырному летнему месяцу и с удовольствием наблюдает за тем, как текут прекрасные июльские деньки.

Стихотворение учит читателя замечать красоту природы и уметь воздавать ей должное. Это умение является залогом его душевной гармонии и созидательной силы.

Средства художественной выразительности

В этом произведении образ июля создают в первую очередь олицетворения. Читатель наблюдает озорника, даже хулигана, которым предстаёт летний месяц, наделённый человеческими чертами.

Характер июля кажется живым, в том числе благодаря тому, что Пастернак добавил разговорную лексику и просторечные выражения. Поэт привносит в стихотворение разнообразные тропы: сравнения («И с занавеской, как с танцоршей»), инверсия («Июльский воздух луговой») и т.д..

При этом в тексте практически отсутствуют эпитеты, самый распространенный троп в русской словесности. Этот факт лишний раз подчеркивает оригинальность автора.

С годами Борис Пастернак по большей части изменил своё отношение к литературе. Он практически прекратил использовать приёмы футуризма, излюбленные им в молодости.

Но, по всей видимости, невозможно полностью поменять структуру сочинения, ведь в некоторых поздних произведениях всё же проступают черты описанного направления. По прошествии времени поэт остаётся верен своим основным идеям: одушевление предметов и явлений.

И это только помогает произведениям обрести необычную метафоричность и, что, возможно, даже важнее – особую образность.

Константин Лукановский

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-iyul-b-pasternak/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.